Провокация и манипуляция в чем разница

Провокация и манипуляция: как отличить

Провокация и манипуляция в чем разница

Провокация и манипуляция в чем разница

Приветствую всех, кто открыл мою статью в надежде узнать, чем же провокация отличается от манипуляции. Но для начала необходимо расставить все точки на «Е», дав определение двум этим терминам.

Итак, «провокация» – это подстрекательство либо побуждение людей к определённым действиям, которые выгодны заинтересованному лицу (провокатору). Очень часто провокации приводят к печальным, а иногда просто губительным последствиям для тех, кто поддался на них. Самой распространённой формой подстрекательств является провокация конфликта, и возможно самый ярким примером, на уровне личных отношений, ещё со школьной поры, является фраза: «А вот и не подерётесь!» Но если брать провокации на более глобальном, социальном уровне, то здесь очень актуальными, распространёнными и вредоносными можно считать политические провокации. Они являются одной из форм политической борьбы, и включают в себя организацию массовых общественных акций, подрывного характера, с целью вызвать ответные действия со стороны оппонента, и использовать их для дестабилизации обстановки. Но если провокация является грубой и, очень часто, очевидной формой социального воздействия, то вот с таким явлением, как манипуляция, всё обстоит куда более сложнее и интереснее!

Манипуляция, с психологической точки зрения, это стремление, при помощи скрытой тактики, повлиять на поведение других людей, сделав его выгодным для себя. Человека, сознательно использующего манипуляторные техники в корыстных интересах, называют «манипулятором».

Как ясно из вышесказанного, зачастую манипуляции является вещью довольно грязной, особенно, когда их применяют изобретательно и изощрённо, стремясь не только принести наибольшие блага себе, но и нанести максимальный вред другим. Техники манипулирования бывают самые разные, начиная с бытовых, призванные вызвать у человека ситуативное чувство вины: «Из-за тебя у меня плохое настроение!», и заканчивая техниками манипуляций, например, при ведении бизнес переговоров, когда одному из участников просто не дают времени на то, чтобы обдумать своё решение: «Либо вы говорите мне «да» прямо сейчас! Либо второго шанса у вас не будет!»

Но в основе любых манипуляций лежат шесть основных принципов:

1) Принцип последовательности. Этот принцип состоит в том, что многие люди озабочены тем, как их действия и поступки выглядят в глазах других. Главное ложное убеждение здесь: «Если буду вести себя непоследовательно, то другие решат, что я ненадёжный, непостоянный, не несу ответственности за свои слова и т.д. И как это, в итоге, отразится на моей репутации?!» Именно это убеждение заставляет многих, взяв на себя какие-либо обязательства, идти в их выполнении последовательно, и до самого конца, иногда даже, очевидно, в ущерб себе. Особенно хороши для манипуляторов те обязательства, которые подаются в письменной форме, и их остаётся лишь подписать. Такие обязательства очень сложно забыть, или отрицать, что манипуляторам только на руку. Поэтому тот, кто привык ответственно и честно доводить любое начатое дело до конца – просто клад для манипуляторов.

2) Принцип взаимного обмена.

Этот принцип ещё называется правилом признательности. Согласно этому принципу, если какой-то человек нам чем-то помог, мы обязательно должны отплатить ему тем же. В результате манипулятор оказав, возможно совсем незначительную услугу, рассчитывает на то, что жертва его манипуляций просто не сможет, или постесняется отказать ему в ответной услуге из чувства благодарности.

3) Принцип общественного доказательства.

Большинство считает своё поведение правильным, если видит других людей ведущих себя, как они, или считающих также. Мы автоматически допускаем, что если множество людей делают какое-то действие, или совершают какой-то поступок, то они наверняка знают что-то такое, чего не знаем мы. Мало какая реклама не рассказывает нам о том, что именно их товар одобрен всеми лабораториями и экспертами, а люди уже купившие его, просто в восторге от качества и невысокой цены. Телевизионные юмористические шоу редко обходятся без закадрового смеха, подсказывающего нам, взрослым людям, где тут на самом деле, блин, смешно… Детские психологи и психотерапевты хорошо используют принцип публичного свидетельствования, эффективно избавляя детей от разных страхов, показывая, как другие малыши весело делают то, что боится сделать этот ребёнок. Политики, для своей агитации, гораздо охотнее используют многочисленные митинги, чем видео обращения. Они исходят из того, что толпе легче внушить любые идеи, чем отдельному человеку, сидящему перед телевизором. 4) Принцип авторитета.

Слово «авторитет» происходит от латинского Auctoritas власть , влияние. Большинство людей склонны верить, или по крайней мере доверять тем, кто обличён властью, а, следовательно, знаниями, влиянием и полномочиями. По сути на этом принципе построена любая власть, в любом государстве. Но, кроме этого, любому лицу придают авторитетности различные звания, титулы, научные степени и т.д.Именно на этот эффект и рассчитывают профессиональные мошенники, представляясь суперспециалистами в различных областях, чьё мнение и познания звучат, не иначе, как истина в последней инстанции. Кроме того, очень важным компонентом облика авторитетного манипулятора является одежда. Люди, занимающиеся финансовыми махинациями, рассчитывая на большой куш, всегда одеты с иголочки.

5) Принцип благосклонности.

Мы всегда благосклонны к тем людям, которые вызывают у нас симпатию. Например, мужчине всегда легче понять проблемы девушки с хорошей фигурой, чем девушки с плохой… Но на самом деле привязки к полу и даже возрасту здесь нет никакой! Люди могут вызывать у нас симпатию схожестью чисто внешней, начиная с черт лица и заканчивая одеждой. Симпатия может возникнуть на почве общих жизненных целей, ценностей и интересов. Профессиональные манипуляторы также, стремясь вызвать благосклонность, прибегают комплиментам, похвалам и лести. И если вспомнить о том, что мы льстим человеку тогда , когда говорим ему то, что он на самом деле о себе думает, то становится понятно почему правильно подобранная лесть действует практически безотказно. Также в ход может быть пущена техника «близкого знакомства», когда выдаётся информация о якобы общих друзьях и приятелях, особенно если это влиятельные люди.

6) Принцип дефицита. Человек начинает резко что-то предпринимать, либо когда может приобрести что-то ценное, либо когда рискует потерять что-то бесценное. Так вот термин «дефицит», означает недостаток, или нехватку чего-либо. Можно легко заметить, что, только столкнувшись с угрозой потери, люди вдруг осознают для себя ценность того человека, или того предмета, который может быть утрачен. Как только что-то становится менее доступным, его ценность для нас повышается в разы! Риск потери включает эмоции, которые, в свою очередь, душат логику. В психологии есть «эффект Ромео и Джульетты», который заключается в том, что, чем больше влюблённым мешают в их отношениях, тем сильнее становится их страсть друг к другу. Также в любовных делах, чувство дефицита может вызвать конкуренция. Стоит только появится сопернику, как уже остывший к своей подруге кавалер, благодаря ревности, вновь может испытать настоящую страсть! И именно эффектом искусственно созданного дефицита пользуются продавцы различных товаров, каждую неделю рассказывая нам о последнем дне акции, и о том, что после её окончания, такой классный товар, и по такой низкой цене, мы уже не купим нигде и никогда.

Подытожив всё описанное выше, в конце могу лишь сказать несколько слов о пользе манипуляций. Дело в том, что борьба с такими пагубными привычками, как алкоголизм, наркомания, курение, игровая зависимость и т.д. – просто невозможны без грамотного манипуляционного вмешательства специалистов. Также к манипулятивным методам относятся и техники NLP. Способность с их помощью преодолевать различные фобии и психологические травмы, изменяя своё восприятие прошлого, плюс работа с субличностями, в сумме приносят много пользы людям, изменившим себя с их помощью. Именно поэтому такие манипулятивные средства могут быть пущены, как во вред, так и во благо. И направление их воздействия зависит только от нас.

Благодарю за внимание!

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Материалы на этом сайте предназначены для общего информационного использования и не предназначены для установления диагноза или самостоятельного лечения. Медицинские эксперты «MedOboz», гарантируют, что весь контент который мы размещаем, публикуется и соответствует самым высоким медицинским стандартам. Наша цель в максимально качественном информировании пациентов о симптомах, причинах и методах диагностики заболеваний для их своевременного обращения на очную консультацию к врачу.

Источник

Провокация и манипуляция в чем разница

В настоящее время основное внимание в профориентационной работе уделяется формированию инструментфальной готовности выпускника к профессиональному самоопределению, тогда как основной проблемой является дефицит его мотивационной готовности. Внешнее управление мотивацией профессионального выбора может осуществляться на основе двух противоположных стратегий — манипулятивной и провокативной. Цель манипуляции — формирование самоопределения с заранее заданными параметрами; цель провокации — активизация субъектной позиции как основы самоопределения. В работе показана связь провокативной профориентации с концепцией профессиональной активизации и представлены некоторые провокативные методы профориентационной работы.

Ключевые слова: профориентация, сопровождение, активизация, субъектная позиция, мотивационная готовность

«- Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень. Как волчонок свою нору… И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог. Тысячи.

По актовому залу пробежал шорох.

— По какой не идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю… Школа заставляла меня знать всё, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны… Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»

Это повесть Василия Тендрякова «Ночь после выпуска», написанная им в 1974 году. Почти полвека тому назад. Что изменилось с тех пор?

Вопрос, как говорится, провокационный. Изменилось очень многое. Девочка из 1974-го жаловалась, что на неё разом свалились «тысячи путей». В нашем 2018-м профинформационное пространство обширно и насыщенно, и множество людей постоянно работает над тем, чтобы оно было ещё насыщеннее, ещё актуальнее, ещё доступнее.

Но всё чаще складывается впечатление, что сами «профориентаторы» измеряют эффективность своей работы в единицах информации — в мегабайтах. Чем больше мегабайт, тем выше качество профессиональной ориентации.

Наша гипотеза[1] состоит в том, что доминирующая направленность профориентационной работы с обучающимися и основной дефицит в подготовке к профессиональному самоопределению в настоящее время не совпадают. А именно: работа ведётся, преимущественно, над формированием инструментальной готовности школьников к профессионально-образовательному выбору. При этом по умолчанию считается, что у них достаточно внутренних мотивов, чтобы активно использовать эти инструменты для своего развития.

Но инструментальная готовность — это только половина дела. Есть ещё и мотивационно-психологическая готовность. И на практике проблема неэффективности профориентационной работы — не в недостатке средств, а именно в недостатке мотивации.

«Тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны». Точно по Тендрякову.

Мотивационный дефицит характерен не только для выпускников школ, но и для их родителей, с которыми профориентационная работа строится исключительно на информировании, без учёта их собственной внутренней мотивации. Точнее — демотивации, нежелания быть полноценными субъектами сопровождения профессионального самоопределения своих детей, квалифицированными и активными заказчиками профориентационных услуг.

В Москве есть огромное количество доступных профессионально-информационных ресурсов для школьников и родителей, но их востребованность, увы, невысока. Родители не видят своей роли в профориентационном процессе и не понимают, какие шаги нужно предпринять для того, чтобы профессионально-образовательный выбор ребенка был своевременным, осознанным и успешным. По данным УМЦ «Параллели знаний», в Москве 73% семей учащихся 7-х — 10-х классов не видят для себя никаких вариантов действий по поддержке профессионально-образовательного выбора ребенка (кроме элементарной профдиагностики в форме тестирования) и поэтому не предпринимают никаких действий в этом направлении. О массовых профориентационных мероприятиях, проводимых Департаментом образования Москвы для школьников и их родителей, во многих школах знают лишь единицы, и ещё меньше доля тех, кто их посещает.

Итак, с одной стороны, в профориентационной работе наблюдается серьёзный дефицит. Это работа с мотивацией школьников и их родителей. С той самой мотивацией, которая должна стать основой субъектной позиции в профессиональном и более широком жизненном самоопределении человека, вступающего во взрослую жизнь.

С другой стороны, в России существует ряд современных, активно развивающихся профориентационных практик, нацеленных именно на работу с мотивационными аспектами профессионально-образовательного выбора. Речь идёт, например, о стратегии «повышение престижа рабочих и инженерных профессий» [7]. Такого рода стратегии, в соответствии с традиционной структурой профессиональной ориентации, могут быть квалифицированы как «профессиональная пропаганда» или «профессиональная ориентация». Но всё чаще используется более жёсткая и более точная терминология — «манипуляция», «манипулятивный подход» [6]. С психологической точки зрения, такого рода стратегии оказывают манипулятивное воздействие на сознание ребёнка (а часто, и на родителей), форсируя процесс профессионального самоопределения и «подталкивая» учащихся к профессиональному выбору в нужном направлении. На выходе — «предопределённое самоопределение» с заранее заданным результатом.
[1] Автор статьи выражает свою признательность Д. В. Гришину (Москва) и Л. В. Захарову (Тюмень), в дискуссиях с которыми уточнялись контуры этой гипотезы и другие содержательные аспекты, положенные в основу этой статьи.

Источник

А! Мир Провокация и Манипуляция как Закон

Психология человека
Сайт Максима Власова

Главная
Новости
Статьи
Книги

Провокация
Провокация – это вызов вашему благоразумию.
Максим Власов

Провокация является весьма эффективным методом психологического влияния на человека и потому часто используется разными людьми для достижения своих целей. С её помощью можно вызвать у человека необдуманную, спонтанную реакцию, из-за которой он начнет совершать ошибки. Если вам когда-нибудь доводилось сталкиваться с откровенными провокаторами, то вы наверняка помните этот опыт. И я уверен, у вас остались о нем не самые лучшие впечатления. А все потому, что провокаторы вынуждают людей говорить и делать то, что те никогда бы не сделали, находясь в спокойном, уравновешенном состоянии. Однако именно в этом смысл провокаций и заключается – заставить вас делать то, что нужно провокатору, но совсем не нужно вам. Поэтому необходимо уметь распознавать провокации, разбираться в них и грамотно на них реагировать. О том, как это делать, мы поговорим с вами в этой статье.

Что такое провокация

Для начала давайте выясним, что такое провокация. Если говорить коротко, то провокация – это стимул, который с высокой вероятностью вызовет у того, на кого он направлен нужную реакцию. Дословно с латинского слово “провокация” переводится как “вызов”. И это действительно вызов для того, на кого направлена провокация. Ведь чтобы грамотно отреагировать на провокацию, её необходимо вначале распознать, а затем найти на неё нужный ответ. Очень важно не реагировать на провокацию, а именно отвечать на нее, то есть действовать обдуманно. А для этого необходимо иметь [а если вы не имеете, то развивать] самообладание, дабы не позволять вызванным провокацией эмоциям затмевать ваш рассудок и подталкивать вас к ошибочным поступкам.

Провокацию еще можно назвать хорошо продуманным и целенаправленным раздражителем, пробуждающим в людях определенные эмоции и чувства и толкающим их на необдуманные поступки. Повторю, провоцировать человека, значит побуждать его к такому действию, которое он без внешнего стимула не стал бы совершать. Провокатор предугадывает поступок своей жертвы, планируя извлечь из него выгоду, которая может быть, как материальной, так и в виде психологического удовлетворения. Есть и другие определения провокации. Но мы с вами будем рассматривать провокацию, именно как вызов, на который нужно уметь достойно отвечать.
Какие бывают провокации

Провокации бывают явные и неявные. Явная провокация – это открытый вызов, или еще можно сказать “наезд” на кого-то. Например, на вас. Вас могут оскорбить, оболгать, унизить, могут усомниться в ваших возможностях и даже попытаться с кем-то вас стравить, чтобы вы предсказуемым образом отреагировали на действия провокатора. Чаще всего реакция бывает эмоциональной, шаблонной, предсказуемой. Поэтому провокатору легко просчитать действия жертвы и ему остается только приспособить их под свои задачи. Вас также могут провоцировать позитивными вещами – чем-то соблазнять, подкупать, хвалить, возвышать ваши достоинства выше их предела. В этом случае вы уже на позитивной волне будете совершать такие поступки или рассказывать такие вещи, которые вряд ли бы совершили и рассказали в спокойном, не возбужденном состоянии.

Таким образом, независимо от того, чем и как вас провоцируют, если провокация явная – вы ее увидите и распознаете. Вы сразу поймете, что человек к чему-то вас побуждает, что-то от вас хочет, поэтому уделяет вам особое внимание и совершает в отношении вас определенные действия.

Что же касается неявных провокаций, то их особенность в том, что их сложно распознать и невозможно понять их цели. Неявная, скрытая провокация – это по сути манипуляция. Вас к чему-то побуждают, а вы не понимаете, что вас провоцируют, не видите в провокаторе провокатора, а в провокации провокацию. Это играет на руку провокатору, который может не опасаться противодействия с вашей стороны. К примеру, человек может что-то рассказывать о себе, что он якобы не каждому рассказывает. То есть, он делится с вами сокровенным, доверяется вам, открывается перед вами. Спрашивается, с какой целью он это делает? Как вариант – это попытка разговорить вас, побудить вас раскрыться в ответ и выдать ценную информацию о себе. Или он пытается войти к вам в доверие таким образом, чтобы затем к чему-то склонить или что-то получить от вас. Но если вы вообще не задумываетесь о причине и смысле такого разговора по душам, то вы даже и не поймете, что вас провоцируют. Иными словами, неявная провокация – это чистой воды манипуляция, с помощью которой из вас могут пытаться вытащить какую-то информацию или побудить вас к каким-то действиям. Ниже я расскажу более подробно о том, какие бывают методы провокационного влияния. А пока мы рассмотрим способы распознания провокации, когда она не очевидна.
Как распознать провокацию

Иногда распознать провокацию бывает непросто. Но это всегда можно сделать, если быть внимательным ко всему, что происходит с вами и вокруг вас. Первое, на что следует обращать внимание – это дискомфорт. Чувство дискомфорта всегда сигнализирует о какой-то опасности. Обычно с провокаторами бывает некомфортно, даже если вы еще не понимаете, что перед вами именно провокатор, который вас провоцирует. Такой человек может вас раздражать, он может вызывать у вас чувство отвращения и вам захочется от него отстраниться. Это происходит потому, что провокатор лезет в вашу голову и душу без вашего согласия, он пытается взломать вашу психологическую защиту и обойти вашу рациональную осторожность. Поэтому если вам не комфортно с каким-то человеком – это повод задаться вопросом: зачем он вам нужен, чтобы общаться с ним? И еще более важный вопрос поставьте перед собой: зачем вы ему нужны, чтобы общаться с вами, уделять вам внимание и что-то для вас делать? Эти вопросы станут для вас началом распознания провокации.

Бывает правда и такое, когда с провокатором вам становится очень хорошо, свободно и легко. Это происходит в тех случаях, когда вас провоцируют через позитивные мысли и чувства. Вас, к примеру, могут очень сильно хвалить, восхищаться вами, чтобы вы, поддавшись эмоциям, что-то сделали для провокатора в знак благодарности, что-то ему рассказали, что-то отдали и так далее. Или вам могут предложить какую-то выгоду, или интересную идею, от которой вы придете в восторг. А дальше уже вы сами будете делать то, на что рассчитывает провокатор. Здесь важно сохранять свою голову трезвой, помня о том, что просто так люди никогда ничего не делают. Им не свойственно делать другим хорошо без особой необходимости. Поэтому нужно выяснить, какая у них необходимость в том, чтобы делать хорошо именно вам? Вот над ним я и предлагаю вам задуматься в той ситуации, когда вам будет очень хорошо с каким-нибудь человеком, особенно с незнакомым.

Вопросы – это главный инструмент мышления и поиска нужной информации. С их помощью можно не только распознать провокацию, но и грамотно ее отразить. Если вам задают такие вопросы, которые вынуждают вас раскрывать нежелательную для раскрытия информацию, вас скорее всего провоцируют. И наоборот, сами вы должны уметь задавать и задаваться вопросами, которые позволят вам разобраться в причинах того, что с вами происходит и в смысле поведения других людей. Спрашивайте людей о том, чего они хотят, чтобы иметь хотя бы приблизительное представление об их намерениях. Не бойтесь казаться подозрительным и осторожным – береженого Бог бережет. Старайтесь чаще задавать вопросы, а не отвечать на них, общаясь с другими людьми, чтобы контролировать ситуацию и показывать провокаторам, что вы крепкий орешек.

И последнее, что я вам советую делать – это просчитывать свои действия. Если провокацию сложно распознать – ее можно найти. Для этого необходимо просчитать причинно-следственные связи, чтобы понять – выгодно вам что-то делать или нет. Если не выгодно, то вероятно, что тот, кто вас побуждает к этим действиям – провокатор и манипулятор. Так что задействовав свое мышление и просчитав ситуацию на несколько шагов вперед, вы сможете избежать многих ошибок, к которым вас подталкивают. Это не просто сделать, понимаю, ибо будущее не предопределённо и любые прогнозы могут оказаться ошибочными. Но это лучше, чем просто реагировать на слова и поступки других людей, не задумываясь о последствиях своих действий. Найдите время подумать, не спешите, в спешке можно многое не заметить, не понять, что при более детальном изучении станет очевидным. Это касается и поведения других людей, и ваших собственных решений и действий. Что-то просчитать свои действия, нужно время, найдите его и воспользуйтесь им для обдумывания своей ситуации. Тогда для провокаторов вы будете крепким орешком.

Вообще, мы многие поступки и слова людей можем отнести к провокациям. Ибо многое в нашем взаимодействии друг с другом можно назвать стимулом и даже вызовом. И многие раздражители, с которыми мы сталкиваемся, вынуждают нас действовать не удобным для себя образом. Поэтому важно обращать внимание прежде всего на намеренные, целенаправленные провокации, а лишь затем искать подвох в том, что с виду кажется вполне нормальным и естественным. Провокацией являются все те поступки и слова людей, которые могут причинить вам какой-то ущерб. Это ущерб необходимо оценивать до того, как вы его понесете. При явных, очевидных провокациях, это сделать легче. Помните о том, что провокация – это инструмент борьбы, вражды, соперничества, конкуренции. Поэтому в некоторых случаях распознать провокацию можно по явно враждебному намерению других людей в отношении вас. То есть, когда кто-то хочет что-то у вас отнять, что-то от вас получить, обойти вас в чем-то, переиграть – ищите в поведении этого человека элементы провокации.
Методы провокации

Теперь давайте поговорим о том, какие бывают методы провокации, чтобы лучше понять принцип их работы.

1. Взять жертву на слабо. Это довольно распространенный метод провокации, потому что он очень прост в исполнении. Им даже дети пользуются. Все, что нужно сделать, чтобы этим приемом спровоцировать человека – это усомнится в его способностях, его честности и прочих качествах. Человек захочет доказать, что он – не слабак, не трус, не лентяй, не дурак, не жадный, не бедный, не обманщик, не изменщик, не вор, не убийца и так далее. И когда человек будет это делать – доказывать, объясняться, оправдываться – он много лишнего расскажет и много не нужного для себя сделает. Если эта провокация не очевидна для того, против кого она направлена, то она становится в разы эффективнее. Но даже если люди понимают, что их таким образом провоцируют, они все равно могут пойти на поводу у провокатора, чтобы показать себя ему или другим людям с хорошей стороны.

2. Возвысить человека. Это тоже очень хороший способ провокации. Увидев в человеке того, кем он не является [но кем хотел бы быть], восхитившись этим и всячески это выделяя, можно вызвать в нем желание и стремление соответствовать этому образу. Здесь жертве провокации достаточно просто согласиться с мнением провокатора о том, что он, жертва – умный, смелый, щедрый, практичный, ответственный, современный, чтобы попасться в ловушку. Раз ты такой, каким хочешь себя видеть и каким тебя видят другие люди – соответствуй этому образу и поступай так, как должен поступать.

3. Конфликт. Провокация конфликта – это самая распространенная и явная форма провокации. В отличие от манипулятивных провокаций, этот способ побуждения людей к определенным действиям часто можно распознать без особого труда, но при этом многим людям очень сложно воздержаться от того, чтобы не поддаться на эту провокацию. Все дело в сильных эмоциях – обиде, гневе, ненависти, страхе, с которыми людям сложно совладать. От того-то прием “разделяй и властвуй” актуален во все времена. Как показывает жизнь, спровоцировать конфликт между людьми несложно, стравив их друг с другом. Нужно лишь вызвать в людях определенные эмоциональное состояние и связанную с ним поведенческую реакцию. Если хорошенько разозлить человека, обидеть или напугать, то он будет вести себя предсказуемым образом. И если это поведение вызвать в нужное время в нужном месте, то из него можно извлечь определенную выгоду. Смысл в том, чтобы вынудить находящегося в возбужденном состоянии человека совершить ошибку.

5. Стыд, вина. Можно вызвать у человека чувство вины и чувство стыда и таким образом спровоцировать его на поступки, с помощью которых он попытается загладить свою вину перед кем-либо и исправить свои ошибки. Это манипулятивная провокация, то есть, как правило, имеющая скрытые намерения. Впрочем, иногда провокатор может открыто потребовать от своей жертвы компенсацию ущерба, не скрывая того, что вся эта ситуация ему на руку.

6. Не тактичные [провокационные] вопросы. Это довольно эффективный метод провокации. Он часто используется адвокатами в суде и скандальными журналистами. Не тактично поставленный вопрос может побудить человека сказать правду или совершить ошибку, которая ему будет дорого стоить. Ведь желая опровергнуть недостоверную информацию, порой откровенно лживую и циничную, человек выдает достоверную. Или его эмоциональное состояние станет настолько неустойчивым из-за нахлынувших чувств, что он перестанет вести себя разумно, начнет нервничать, волноваться и обязательно допустит какую-нибудь ошибку. К примеру, человека можно спросить о том, как давно он перестал употреблять алкоголь или наркотики, что подразумевает, что он вообще это когда-то делал, хотят на самом деле это может быть не так. И если человек будет невнимателен к вопросу и станет необдуманно на него отвечать, он своим ответом может подтвердить факт употребления алкоголя или наркотиков, сказав, что он давно их не употребляет. То есть, одно неверно произнесенное слово может сделать его бывшим алкоголиком и наркоманом. Или он может испытать негативные эмоции из-за такого вопроса и начать проявлять агрессию в отношении того, кто задал ему его. А это выставит человека в дурном свете и люди могут подумать о нем плохо, в том числе и то, что он действительно бывший наркоман с неуравновешенной психикой.

7. Радость. Чего только не делают на радостях люди. Когда человека переполняют эмоции, он начинает вести себя примитивно, принимая самые прямолинейные решения. Легче всего испытывающим радость людям что-нибудь продавать. Когда люди испытывают бурю позитивных эмоций, они не особо считают деньги. Главное, пробудить в людях эти эмоции. Это можно сделать множеством способов. Например, посмотрите, как хорошо различные распродажи провоцируют людей совершать покупки, в том числе и ненужные.

8. Намеренное заблуждение. Это уже более тонкий метод провокации, манипулятивный, имеющий множество вариаций. Смысл его в том, чтобы намеренно ошибаться в чем-то, демонстрировать свое заблуждение нужным людям и таким образом побуждать их поправлять тебя или полностью опровергать. Это позволяет добиться от них выполнения какой-то работы [работа над доказательством того, что вы ошибаетесь] или получения от них ценной информации и вообще позволяет привлечь к себе внимание этих людей. Таким образом, люди будут расходовать определенные ресурсы, поддавшись на такую провокацию и раскрывать нужные сведения.

К примеру, я могу не знать адреса нужного мне человека и не хочу никого спрашивать об этом, чтобы не вызывать подозрений из-за своего любопытства. Но я могу намеренно назвать его ошибочный адрес в присутствии людей, которые, по моему мнению, его знают, чтобы они меня поправили и выдали мне нужную информацию. Или можно изложить настолько абсурдную информацию по какой-либо теме, что многих людей она сильно возмутит и они захотят ее опровергнуть, приведя в качестве доказательства ее ошибочности необходимые провокатору сведения. Так, в частности, можно узнать, из каких источников они черпают информацию и какими знаниями обладают в определенной области. В некоторых видах деятельности такая вот информация об источнике информации представляет большую ценность.

Социальные инженеры часто используют этот способ провокации для выуживания у своих жертв нужной информации. К примеру, они могут позвонить владельцу банковской карты, представиться сотрудником банка и уточнить нужную им информацию по карте. Но они не просто спросят у него о ней, это может вызвать подозрение, а выдадут частично верную информацию и частично неверную, ссылаясь на то, что потеряли остальные данные из-за, скажем, компьютерного сбоя. Человек, не желая иметь проблем с картой и банком и видя, что о нем и так уже частично известно, выдаст мошенникам недостающую информацию, после чего с его карты украдут деньги. Такой способ провокации имеет много форм и способов применения. Желание людей указать на чужие ошибки, заблуждения, ложь, а заодно и подчеркнуть свою осведомленность, нередко используется в своих интересах грамотными провокаторами.

9. Угроза. Угрозы, как реальные, так и мнимые, тоже довольно часто используемый способ провокации. Это более открытая и явная провокация. Расчет делается на предполагаемую реакцию человека на угрозу в его адрес. Человек в таких случаях может быть весьма предсказуем. Он может испугаться и отказаться от своих амбиций, может пойти на уступки, может спрятаться, убежать, отступить, или может проявить агрессию в ответ. Все эти виды реакций вполне могут оказаться ошибочными, неуместными, непродуманными и неточными, особенно в тех случаях, когда за угрозами провокатора ничего не стоит. Нужный провокатору результат будет достигнут, если жертва поверит в реальность его угроз и испугается их.

10. Скандал. Грязноватый, но весьма эффективный и распространенный метод провокации. Скандалы – это прекрасный способ сфокусировать внимание людей на каком-то вопросе, на который без скандала они бы никогда не обратили внимание. Основная задача скандала – привлечь внимание и по возможности удерживать его как можно дольше. В процессе скандала людям навязываются определенные точки зрения на тот или иной вопрос, которые они начинают воспринимать как собственное мнение и на основании этого мнения люди впоследствии принимают решения, совершают вероятностно-предопределенные действия, ради которых и затевается провокация. С помощью хорошего скандала можно отвлечь внимание людей от действительно важных для них проблем и направить их недовольство в нужную провокатору сторону. К скандалу большинство людей проявляют интерес потому, что их культурная среда изобилует разного рода скандалами. Многие люди в конфликтных ситуациях скатываются к скандалу, ибо не обучены к иному способу разрешения этих ситуаций. Поэтому для них это привлекательный стимул. На телевидении такой способ провокации пользуется большой популярностью. Разного рода ток-шоу, где постоянно происходят какие-нибудь скандалы, привлекают к себе внимание многих людей.
Как реагировать на провокации

Чтобы защититься от провокаций нужно грамотно на них реагировать. А грамотная реакция – это не эмоциональная реакция, а обдуманный ответ. И первое, что можно сделать в ответ на провокацию – это не делать вообще ничего. Просто проигнорировать ее. Сила бездействия в том, что она не дает нужной ответной реакции от жертвы, чтобы понять, насколько твои действия в отношении нее были успешными. Игнорирующий провокатора человек лишает его уверенности в себе. Поэтому, старайтесь не связываться с провокаторами, чтобы не подвергаться их воздействию и не показывать им, что их действия успешны. А если они сами на вас настойчиво нападают, то просто не замечайте их. Ну, насколько это возможно. Провокатор всегда рассчитывает на определенную реакцию с вашей стороны, он ждет, что вы ответите ему. Если этой реакции не последует – его усилия окажутся тщетными. Так что лучший ответ, повторю – это отсутствие всякого ответа. Если же вы не в состоянии контролировать себя настолько хорошо, чтобы не поддаваться провокациям, вам нужно работать над собой, самостоятельно или с помощью специалиста.

В некоторых ситуациях проигнорировать провокацию не представляется возможным. Даже если вы обладаете крепкими нервами и устойчивой психикой, вы все равно должны на нее отвечать. Дело в том, что окружающие могут счесть вас слабаком, если вы не дадите достойного ответа провокатору. К примеру, в тюрьме, нельзя не реагировать на некоторые провокации, это чревато негативными последствиями. Значит надо отвечать. Но не так, как этого хочет провокатор, как он планирует, что вы ответите, а по-другому. Нельзя реагировать предсказуемо, иначе вы проиграете. Примените ответную провокацию, вспомнив о том, что в некоторых случаях лучшая оборона – это нападение. Провоцируйте провокатора, чтобы не вы, а он совершил первое действие. Раз уж конфликта все равно не избежать, тогда хотя бы выиграйте в этом противостоянии. Это будет плюсом для вас в глазах окружающих.

Еще один хороший способ защиты от провокаций – это непредсказуемость. Будьте непредсказуемы, чтобы провокаторы не могли вас просчитать. Если вы будете действовать непредсказуемо, непоследовательно, нелогично для провокатора, это может, как минимум, заставить его нервничать, а как максимум, отказаться от своих враждебных намерений в ваш адрес. Провокатор желает вызывать у вас предсказуемую реакцию своей провокацией, значит надо лишить его этого козыря своей непредсказуемостью.

Ну и самое главное – не нужно бояться провокаций. Страх лишает вас иммунитета перед ними. Лучше отрабатывать различные варианты своих ответных действий на те или иные провокации, чтобы подготовить себя к ним. Провокации – это один из способов манипуляции вами. Но не всегда провокация – это манипуляция. Часто это ничем не прикрытая агрессия. Вам бросают вызов, провоцируя вас. Не бойтесь его. От провокаций и связанных с ними конфликтов все равно не спрятаться, так как они повсюду. Поэтому нужно на них отвечать, не реагировать, а именно отвечать, обдуманно и спокойно.
Статья опубликована: 19.12.2017. Последнее обновление: 08.03.2020
Автор статьи: Максим Власов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *