Провизор или фармацевт в чем разница

Разница между провизором и фармацевтом

Современный мир имеет немало загадок, которые нам не под силу разгадать. Это относится и ко многим профессиям, которые в обычной жизни встречаются достаточно часто. Каждый из нас периодически заходит в аптеку и совершенно не представляет себе, что там работают люди разных специальностей. Нам кажется, что никакой разницы между ними нет, а между тем это далеко не так. Сегодня мы попробуем разобраться, чем провизор отличается от фармацевта, и в чём заключаются их профессиональные обязанности.

Определение

Провизор – это специалист с высшим образованием, который имеет право на самостоятельную фармацевтическую работу. Он может изготавливать лекарства и управлять аптекой, иначе говоря, провизор – это врач.

Фармацевт — это специалист со средним профессиональным образованием, он может работать в аптеке, изготавливать и отпускать лекарство, то есть работать помощником провизора.

Сравнение

Самое распространенное название фармацевта или провизора – аптекарь, так с древних времён называли людей, которые занимались изготовлением и отпуском лекарственных средств. Однако это название не позволяет ощутить всей многогранности этой профессии. Сегодня фармацевтом называют человека, который имеет среднее фармацевтическое образование и окончил колледж или училище. Провизор и фармацевт должны знать физико-химические свойства лекарственных средств, правила их хранения и технологии изготовления. Они должны свободно ориентироваться составе, видах, группах, правилах применения и дозировках препаратов, а кроме того, разбираться в исходном сырье для лекарственных форм. Оба эти специалисты изучают латынь.

Провизор или фармацевт в чем разница

Провизором называется специалист с высшим образованием, который закончил высшее учебное заведение, и, в отличие от фармацевта, имеет право занимать руководящие должности. В европейских странах эти понятия трактуются совершенно наоборот. Здесь провизор выполняет функцию помощника фармацевта, который, в свою очередь, является высококвалифицированным специалистом с магистерской степенью. В российских аптеках особой разницы между фармацевтами и провизорами нет. Они выполняют одни и те же функции обязанности: консультируют, изготавливают лекарственные формы, реализуют через розничную сеть медицинские препараты и изделия медицинского назначения.

Источник

Провизор или фармацевт в чем разница

Провизор или фармацевт в чем разница

Однажды в жизни человека наступает такой момент, когда нужно принять очень важное решение для себя — человек задается вопросом: какова же будет моя будущая профессия? Кто-то над этим размышляет очень долго, кто-то же наоборот делает свой выбор внезапно, так люди и становятся кто-то дизайнером, кто-то кондитером, кто-то даже космонавтом, а Мы будем делать выбор в сторону Фармацевт-Провизора!

Специальность: Фармацевт, Провизор, Первостольник (описание профессии)

Рабочая смена фармацевт-провизора обычно длится 10-12 часов, но бывает и так что и целые сутки. Из этого сразу понятно, что нагрузки здесь очень большие не только физические, но и психические, работая в таких условиях нужно иметь не только огромный багаж знаний, а еще и хорошее чувство юмора и большую выносливость. По последним подсчетам в России работает порядка двадцати пяти тысяч аптек и более пятидесяти тысяч аптечных киосков. Объем рекламы лекарственных препаратов на телевидении, в газетах, интернет занимает одно из ведущих мест, потребителям предлагаются все новые и новые таблетки, мази, микстуры, порошки.

Большими темпами идет развитие аптечных сетей — «Здоровые люди», «Аптека 36,6″, «Родник Здоровья», «Первая помощь», «Озерки», «Фармакор» и др. Большое число аптек конечно насчитывают Москва и Санкт-Петербург, где проживает не малая часть населения. Безусловно, бизнес прибыльный, но и конкуренция между аптечными сетями серьезная. Масло в огонь подливает еще то, что существует огромная нехватка профессиональных кадров.

Академии, институты и колледжи, выпускающие провизоров-фармацевтов, в России можно пересчитать по пальцам, и естественно на специалисты этой области идут нарасхват. Газеты, интернет-сайты о работе пестрят объявлениями, о приглашении на работу в аптеки, значит и проблем с трудоустройством быть не должно.

Чем отличается провизор от фармацевта? Кто такой Первостольник?

Деятельность фармацевта так же как и провизора начинается с работы за «первым столом» — с такого небольшого окошка-прилавка в торговом зале, куда обращаются посетители для покупки того или иного лекарства (отсюда и пошло название «первостольник»).

В европейских странах принято что «провизор» является помощником фармацевта, лаборанта фармацевтического производства, а «фармацевт» — это специалист, имеющий высшее образование, а также магистерскую степень.

В России как Вы можете догадаться все наоборот: отличие провизора от фармацевта в том, что «провизор» — специалист высшей категории, это выпускники академий и вузов, а «фармацевт» имеет среднее специальное образование (фармацевтические училища и колледжи).

Провизор в отличие от фармацевта может работать как аналитиком, так и технологом, а самое главное в том, что он может стать заведующим аптеки, и при этом является полноценной заменой фармацевта.

В недалеком прошлом работники со средним фармацевтическим образованием могли продавать лекарства и готовить их по рецепту врача, в наше время все кардинально поменялось, развитие аптечных сетей и нехватка кадров привели к смешиванию должностей и обязанностей. Бывает даже так, что специалист со средним специальным образованием, работая несколько лет в аптеке, становится ее директором.

Сейчас вышел новый Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 808Н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» который гласит, что фармацевт проработавший не менее 5 лет в аптеке имеет полное право на должность заведующего аптекой.

Зарплата, карьерный рост и перспективы Фармацевт-Провизора?

Как я уже писал выше у нас в стране дефицит специалистов аптечного дела. Работодатели приглашают студентов фармацевтических вузов и академий на стажировку не только из своих городов, и даже из других регионов с их последующим трудоустройством. Молодежь зачастую предпочитает другие сферы работы, поэтому и сложилась у нас в стране такая ситуация.

Зарплата Фармацевт-Провизора. Если говорить о зарплате, то начинающим придется не сладко 15-25 тыс.рублей в месяц. Однако если учесть все надбавки, ночные смены, переработки, квалификацию, стаж, то получается довольно неплохо, можно рассчитывать и на 30-35 тысяч, еще раз повторюсь это в среднем по России за 2011 год. В Москве и Петербурге можно рассчитывать и на большие суммы, все зависит от того куда вы устроитесь.

Провизор или фармацевт в чем разница

В фармацевтическом бизнесе карьеру можно сделать в довольно короткие сроки. Уже через 2-3 года после окончания академии или университета вполне можно рассчитывать на место заместителя директора аптеки крупной сети – и это не пустые слова. Сетевые аптеки с удовольствием берут на работу студентов-старшекурсников, предлагая им гибкий график, какие-то «вкусные» корпоративные программы профессионального обучения и повышения квалификации, ведут набор на тренинги по различным темам, начиная с изучения новых фармацевтических препаратов, новых технологий лечения и заканчивая психологией работы с клиентом и даже психологией личностного роста.

Очень часто в учебные заведения приходят представители различных компаний и фирм, проводя лекции и тренинги для своих будущих специалистов.Во многих компаниях есть такая возможность работы в отделах департамента продаж, логистики, маркетинговых исследований, в этом направлении тоже крайне важны специалисты с фармацевтическим образованием. Так же можно пойти по административной линии – здесь нам предлагают стать администратором либо заместителем директора, ну а если очень повезет даже директором. В крупным компаниях в последнее время появилась довольно хорошая тенденция – вводится особый внутренний режим где каждый сотрудник в какой-то определенный промежуток времени может повысить не только свою квалификацию, но и выйти на более высокий уровень доход, делается это с целью удержать квалифицированных специалистов и тем самым укрепить фармацевтическую компанию в целом.

Описание работы профессии Фармацевт-Провизор.

А теперь на минуту представьте, какая ответственность у наших фармацевтов-провизоров, ведь чтобы давать советы нужно как минимум иметь хорошие знания всех препаратов их действие, возможные побочные эффекты, противопоказаний, а что делать когда Вас просят подсказать какой еще аналогичный препарат можно использовать, нужно уметь не только правильно и квалифицированно подобрать замену и дозу, и при необходимости выслушать человека.

Багаж знаний по фармакологии (здесь же и клиническая фармакология) и фармакотерапии, фармакогнозии, фармацевтической химии и технологии лекарственных форм, медицинской этике и психологии должен быть на высоком уровне, что уж говорить уровень знаний провизора в области лекарственных препаратов намного выше, чем у любого врача. Ко всему прочему на фармацевтическом рынке постоянно появляются новые лекарства и препараты, появляются новые технологии лечения и диагностики заболеваний, во всем этом изменчивом фармацевтическом мире крайне важно фармацевту-провизору владеть свежей и актуальной информацией, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Зачастую больные приходят в аптеку без рецептов, и при всем этом строго уверены что в аптеке им помогут, сюда и попасть легче, вспоминаем очереди в поликлиниках и больницах, да и выслушают Вас обязательно. Это конечно не правильно, но все мы люди и провизоры-фармацевты не исключение и хоть права проводить диагностику или выписывать рецепты они не могут, но дать грамотный, квалифицированный совет обязаны.

Общаясь с фармацевтами зачастую можно услышать такие истории: сегодня пришлось общаться с каким-то наркоманом, у кого-то заходили явно не адекватные «люди» которые не уважают не только себя но и других людей, кто-то приходит в аптеку и ведет себя как будто ему там все должны, но в любом случае участие, понимание и внимание к посетителю – очень важные ключевые понятия в этой профессии провизора, фармацевта.

Сколько лет нужно учиться на фармацевта-провизора?

Если Вы хотите стать Фармацевтом, то:

Обучение происходит в различных медицинских училищах и колледжах.

Если Вы хотите стать Провизором (фармацевт наивысшей квалификации), то:

Обучение происходит в различных медицинских ВУЗах и академиях.

Профессия Фармацевт-Провизор – плюсы и минусы.

Какие преимущества?

Какие недостатки?

Источник

Кадровый вопрос

Самвел Григорян о разнице между провизором и фармацевтом и о том, почему фармотрасли не хватает специалистов

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Вряд ли среди афоризмов найдется более универсальный. Аптечные работники – тоже люди из плоти и крови, а не заведенные кем-то с утра роботы в халатах, как полагают порой нетерпеливые посетители аптек. Фармацевтам и провизорам, как и всем остальным, свойственно стремление найти более теплое место под солнцем. А то, что в фармритейле нарастает нехватка специалистов, показывает, что кадровый климат в отрасли становится всё пасмурнее.

Причины происходящего – не тайна за семью печатями. Они ясны любому профессионалу и без фундаментального исследования рынка аптечных кадров. Называя вещи своими именами, фармацевт/провизор-первостольник – тяжелая (психологически и нередко физически) суперответственная работа, за которую у нас, как правило, мало платят. И в этом далеко не всегда «виноваты» работодатели. Реальностью современного состояния фармритейла является низкая и неуклонно регрессирующая рентабельность аптечных организаций, что не позволяет поднять зарплаты работников (в первую очередь, специалистов) до достойного уровня.

Нелёгкий хлеб

Анализ спроса работодателей на основе нашего исследования текущих вакансий сайтов superjob.ru, rabota.ru, hh.ru и обзора по итогам 2012 г. Ирины Дроздовой-Куривчак (КС № 3 (116) – прим. ред.) показывает, что средняя зарплата фармацевта в Москве составляет около 35 тыс. руб. в месяц, в других мегаполисах и городах-миллионниках колеблется между 20 и 25 тыс. руб. Преобладает график 2/2; таким образом, продолжительность рабочего времени первостольников в большинстве случаев вплотную приближается к максимуму, установленному 91 статьей Трудового кодекса (40 часов в неделю) и даже достигает его.

Трудиться по 11–12 часов в сутки, работая с населением и лекарствами, очень нелегко. Необходимо постоянно находиться на высоте профессионализма – нельзя допустить ни одной ошибки отпуска – и оказывать грамотные консультационные услуги. Кроме того, приходится быть и хорошим психологом. Не секрет, что многие посетители – особенно пожилого возраста – приходят в аптеку не только за лекарством, но и чтобы пообщаться, разбавить одиночество, пожаловаться на жизнь. Стоящие по ту сторону «окошка» очень часто обращаются к фармацевтам с вопросами, которые следует адресовать врачу. Эта «дополнительная нагрузка» давно стала частью рабочей рутины первостольника, но что поделаешь, если наши потребители зачастую стараются «сэкономить» (в частности время) на визите в лечебное учреждение.

Кроме ответственности за прием, надлежащее хранение и отпуск лекарств, первостольник отвечает еще и за кассовые операции. Количество чеков, выбиваемых за суточную смену, в больших городах исчисляется сотнями. Здесь фармацевта подстерегают по меньшей мере две опасности. Образно говоря, одной рукой и частью мозга отпуская препараты, он должен другой своей половиной чётко соблюдать монотонно повторяющийся алгоритм операций с кассовым аппаратом и чеком.

Это не так просто, как кажется со стороны, поскольку потребители зачастую отличаются сбивающим с алгоритма поведением. Многие из них подходят к первому столу, не готовые четко и исчерпывающе сообщить, что им нужно, нередко меняют свой заказ в процессе обслуживания. Наверное, каждый первостольник может рассказать случаи из собственной практики, когда посетитель, уже после того как был пробит чек, вспоминал, что ему требуется совсем другой препарат.

А потребитель, отчетливо сообщивший фармацевту не только название требуемого препарата, но и, если необходимо, его лекарственную форму, дозировку, другие идентифицирующие продукт подробности (количество таблеток в упаковке и т. д.) – такая редкость, что достоин отдельного приза от аптечного сообщества. И при всех этих осложнениях первостольнику нельзя сбиться и ошибиться со сдачей: недодаст – нарушит КоАП, права потребителя и может понести административную ответственность в виде значительного штрафа; передаст – компенсирует опять же из своей невысокой зарплаты.

«Продавец» с дипломом

Кто-то может возразить, что работа первостольника не тяжелее и не ответственнее многих других, и получает он за свой труд столько, сколько может дать отрасль в сложившейся ситуации. Но данное мнение не учитывает того обстоятельства, что фармацевт/провизор – это дипломированный специалист, низведённый многими условиями труда – в том числе уровнем зарплаты – до «ранга» работников торговли и сферы услуг, от которых не требуется ни высшего, ни среднего специального образования.

Фармацевты и даже провизоры зарабатывают в среднем приблизительно столько же, сколько продавцы продовольственных магазинов, что само по себе является нонсенсом. Выходит, годы учебы, периодическое подтверждение права работать в профессии (получение сертификата), повышенная ответственность за здоровье граждан и исполнение социальных функций в этой сфере ничего не стоят? Можно ли после этого ожидать, что повышенный спрос работодателей, собственников неуклонно увеличивающегося множества аптек будет покрыт предложением достаточного количества профессиональных кадров?

Провизор и фармацевт: в чем разница?

Чем отличается провизор от фармацевта и какая между ними разница? Список риторических вопросов можно продолжить. Удивляет, например, то обстоятельство, что наша аптечная система при оплате труда специалистов, за редким исключением, не делает отличия между провизором и фармацевтом. Вовсе не хочется незаслуженно романтизировать тусклое советское время (с его унизительным дефицитом всего, включая лекарства), но хочется напомнить, что тогда их ответственность была разделена, а труд оплачивался по разным ставкам. В постсоветские времена эта разница стала быстро нивелироваться. Руководителю аптеки необходимо заполнить вакансию первостольника специалистом с сертификатом, а какой именно у него диплом – зачастую не столь важно.

В нашей же аптечной системе сложилась ситуация, при которой дополнительные годы учебы (в вузе, по сравнению с профессиональным колледжем), успешное прохождение сложной и насыщенной учебной программы, более высокая квалификация не дают существенных преимуществ на социальной лестнице. Проучиться пять лет на фармацевтическом факультете (плюс интернатура), сдать экзамены по великому множеству химических, фармацевтических и клинических дисциплин, получить диплом провизора… и стать в один ряд по оплате труда с коллегами-фармацевтами, закончившими колледж, а также с продавцами продовольственных магазинов и кассирами гипермаркетов – не самая радужная перспектива. Поэтому при возникновении альтернативы – в виде предложения работы с более высокой зарплатой – происходит отток специалистов с высшим образованием из аптечных на неаптечные вакансии (как в фармацевтическом секторе, так и в других отраслях).

Фармацевт – это звучит гордо?

Естественно, такая «уравниловка» негативно отражается на престиже профессии. Во многих других развитых странах (от Скандинавии и Германии до США, Австралии и Японии) фармацевт – «это звучит гордо!». Стать им – большое достижение, без преувеличения, счастье, доступное не каждому. Оно обеспечивает на всю жизнь, причём, далеко не только куском хлеба.

В этих странах при слове «фармацевт» в представлении обывателя возникает образ аккуратного аптекаря в халате – не реже мужчины, чем женщины. Трудится ответственно и много, но не дольше, чем другие. Зарабатывает не ниже среднего, а чаще выше среднего по стране, и его доходам многие по-хорошему завидуют. Может позволить себе хорошую новую квартиру, не говоря уже об автомобиле. Высокий уровень оценки его труда является основной составляющей престижа фармацевтической профессии, которая среди других родов занятий котируется не ниже, чем врач или адвокат. Можно с полной уверенностью утверждать, что в других западных странах профессия фармацевта относится к элитным.

Как следствие – никто из посетителей аптек не называет фармацевта продавцом, как это часто можно услышать в наших аптечных учреждениях. Стоят ли долгие годы академической учебы сомнительного удовольствия периодически слышать в свой адрес просьбу или требование застоявшегося несколько секунд у первого стола посетителя: «Позовите продавца!»? Но дождавшись, он почему-то начинает задавать «продавцу» вопросы о приеме лекарств и курсе лечения – причем даже те, которые следует адресовать врачу.

Такое отношение значительной части общества, оценка труда на уровне неквалифицированных кадров огорчает опытных профессионалов отрасли и препятствует притоку на позиции первостольников молодых специалистов. Лучшие выпускники школ редко направляются в фармацию, а лучшие из тех, кто оканчивают фармацевтические вузы и факультеты, считают работу в аптеке за 20–35 тыс. руб. в месяц рядовой участью.

Данные ресурса PayScale в сравнении с российской статистикой показывают, что годовая зарплата нашего первостольника в среднем в 5 раз меньше, чем у американского retail pharmacist («провизор»). Даже pharmacy technician («фармацевт»), чья квалификация формально уступает квалификации нашего фармацевта, получает приблизительно в 2 раза больше, чем провизор-первостольник. А жизнь у нас стоит не дешевле, чем на Западе, и страна не беднее. Имея такую низкую зарплату, нет-нет да и вспомнишь безысходное блоковское «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

Повышение квалификации на материальной оценке труда первостольника не сказывается или сказывается в очень незначительной мере. Не говоря уже о том, что у нас слабо распространена практика выплаты существенных бонусов, поощряющих длительность работы в компании. Это является одним из факторов, повышающих текучесть кадров. В условиях, когда на рынке труда спрос на первостольников не в полной мере компенсируется предложением, такая практика могла бы удержать очень многих от намерения подать заявление об уходе.

Мужчина-первостольник: на грани исчезновения

Отдельный вопрос, непосредственно связанный со сложным кадровым состоянием отрасли, – мужчины в профессии. В среде первостольников нашей страны они присутствуют в «следовых количествах». Такова реальность сегодняшнего дня, но так же было и десять, и тридцать лет назад. Чрезмерная феминизация кадровой среды российских первостольников – явление, скорее, национальное, выбивающееся из общемировой картины. При том что доля женщин среди них велика повсеместно, только в некоторых из стран постсоветского пространства она зашкаливает настолько, что вплотную приближается к абсолютному 100%-ному показателю. Можно поставить незамысловатый эксперимент: объехать сотню аптечных объектов, отобранных «слепым методом», и ни в одной из них не обнаружить мужчину-первостольника. Для большинства посетителей российских аптек встреча с ним редка, необычна, непредвиденна; они невольно задерживают взгляд, испытывают удивление, обращают особое внимание, подобное тому, которое бывает при появлении в поле зрения женщины-спецназовца.

В других развитых странах ситуация существенно отличается. В США, например, соотношение полов в профессии почти «фифти-фифти». Последние данные Бюро переписи населения этой страны (The Bureau of the Census) показывают, что среди 186 тыс. американских фармацевтов доля мужчин составляет более 47%. По информации Национального совета фармацевтов Франции (Le Conseil national de l’Ordre des pharmaciens), в целом по отрасли на начало 2011 г. среди 73 259 фармацевтов этой страны мужчины составляли ровно треть (33,3 %). Что касается непосредственно аптечного сегмента, то в нём доля тех, к кому следует обращаться «мсьё», доходит до 46 %. Причем статистические данные показывают, что среди молодых и зрелых специалистов она отличается не сильно, из чего можно сделать вывод, что профессия «французского первостольника» не имеет на сегодняшний день тенденции к явной феминизации.

В Канаде доля женщин в профессии приблизительно такая же, как и во Франции, но с тенденцией к нарастанию. По данным Канадского института статистики здравоохранения (The Canadian Institute for Health Information) на 2008 г., две трети выпускников-фармацевтов Страны сахарного клёна относятся к «слабому полу». Среди работающих специалистов моложе 30 лет их доля достигает 75 %. В более зрелых возрастных группах, наоборот, преобладают мужчины; в частности, они составляют 69 % фармацевтов старше 60 лет. Данные института также показывают, что представители «сильного пола» в Канаде в два раза чаще выступают собственниками и руководителями аптек. Несмотря на высокую степень феминизации аптечной профессии в Канаде и Франции, мужчины-первостольники там – не «музейная редкость», а всего лишь меньшинство (причём довольно значительное) и вполне привычное явление.

Конечно, давно прошли времена, когда в нашей профессии количественно и качественно доминировали мужчины. В большинстве развитых стран женщин среди работников аптечных специальностей давно уже стало больше. Но когда доля первостольников «сильного пола» падает до таких «микроскопических» показателей, как в нашей аптечной системе, это является маркером неблагополучной кадровой (и не только) ситуации, побуждая задуматься о происходящем. Причины непривлекательности для мужчин работы с населением в рамках аптечной практики очевидны. Те же соображения низкой оплаты высокоответственного и высокоинтеллектуального труда провизора (фармацевта), а также проблемы престижа, о которых говорилось выше. Возможно, мужчины к ним более чувствительны. Не выбирая профессию (или «сбегая» из нее), они, таким образом, первыми подают сигнал, что не только кадровый, но экономический климат в отрасли требует разумных взвешенных перемен.

Голод роста

Одним из ключевых факторов, обостряющих ситуацию с нехваткой первостольников, является безудержное увеличение числа аптечных объектов. В одной лишь Москве с начала 1990-х годов оно увеличилось на порядок, перевалив за 4000. Эта тенденция продолжится. Сетевые компании отнюдь не исчерпали свои программы экстенсивного роста; приращение числа новых объектов ожидается и за счет расширения небольших аптечных организаций, открытия новых «единичных» аптек. Всё это нарастающее множество единиц фармритейла требует большего количества специалистов. Где их взять, если «мощности» образовательных учреждений за прошедшие два десятилетия в целом выросли не столь значительно (а где-то вообще не выросли) и не поспевают за динамикой увеличения числа аптечных объектов и возрастания потребностей рынка труда.

Проиллюстрировать данное утверждение можно следующим примером. Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения Москвы был и остается единственным в огромном многомиллионном мегаполисе учреждением, готовящим кадры со средним профессиональным образованием. Но ведь со времен, когда он был училищем, в аптечной системе города и страны произошли кардинальные изменения – как качественные, так и количественные. Число аптек, как отмечалось выше, увеличилось на порядок, но ни одного нового колледжа не открылось. Как следствие, помимо кадрового голода, в столице среди первостольников значительно возросла доля специалистов из других субъектов РФ, чему способствует «градиент» зарплат – столичных и тех, что выплачиваются на периферии.

Нескончаемое увеличение количества единиц фармритейла в большинстве регионов уже превысило показатели плотности (число жителей на одну аптеку), характерные для европейских стран (подробнее об этом мы уже говорили в КС № 1-2 (115), 2013, – прим. авт.). Это перенасыщение является одной из причин ощутимого снижения рентабельности аптечных организаций в последние годы. Таким образом, оно опосредованно ограничивает возможности работодателей выплачивать своим первостольникам более высокую зарплату.

При дальнейшем повышении показателя аптечной плотности парадоксальный эффект будет нарастать. С одной стороны, кадровый голод станет острее, а следствием этого, как правило, бывает рост уровня оплаты труда. Но правило в данном случае не сработает (или сработает в незначительной мере, нивелируемой постоянным удорожанием жизни) – из-за параллельного снижения рентабельности аптечных предприятий, которая обернется дальнейшей стагнацией зарплат. В итоге, при большом и нарастающем количестве открытых вакансий материальная оценка остродефицитной профессии первостольника остается неизменной и, более того, даже девальвируется. Ситуация настолько привычная, что мы уже забыли о ее парадоксальности.

Что делать?

Конечно, повышение уровня оплаты труда является главным рычагом, способным решить проблему нехватки специалистов. Причем оно должно быть существенным; 5–10%-ные индексации не помогут. Из приведенных выше аргументов следует, что положение, в котором находятся первостольники, зависит не только и не столько от конкретного работодателя (которого легко сменить, уйдя в другую аптеку), сколько от того, хорошо ли себя чувствует отрасль в целом.

Попытка решения проблемы исключительно на уровне аптечного звена подобна бесплодной борьбе с симптомами болезни без установления ее причин и их устранения. Утоление кадрового голода возможно только в случае успешной реализации комплексных мер по созданию благоприятного экономического и профессионального климата в отрасли, результатом которых станет повышение рентабельности аптечных предприятий. Тогда рост зарплат станет возможен, более того, неизбежен. Пока же положение выглядит не слишком оптимистичным: налоговая и социальная нагрузка аптечных организаций остается высокой и прогрессирует, увеличение числа объектов фармритейла никак не ограничено, более того, обсуждается возможность допустить на лекарственный рынок непрофессиональные торговые компании.

Не менее важны меры по повышению престижа фармацевтической профессии. Можно сколь угодно долго сожалеть о том, что фармацевтов и провизоров повсеместно называют продавцами, но надо же с этим что-то делать! В данном случае свою роль должно исполнить отраслевое сообщество в лице профессиональных ассоциаций, от которых следует ожидать креативных идей.

Вероятно, было бы продуктивным провести направленную на просвещение населения информационную кампанию – подобную той, которая идет сейчас на различных радиостанциях с целью доведения до граждан правил поведения на транспорте. В рамках этой кампании можно было бы не только пояснить миллионам дорогих потребителей, что фармацевт (или провизор) не продавец, но и напомнить им те элементы потребительской культуры, которые особенно востребованы при посещении аптек. Может быть, после нее первостольнику не придется, например, так часто задавать чередой вопросы, утомительно «вытягивая» из посетителя всю необходимую для корректного отпуска требуемых препаратов информацию. Подобная информационная кампания скажется не только на престиже профессии. Она облегчит труд аптечных работников, а заодно послужит хорошей рекламой отрасли и ее аптечного сегмента в частности. Но, конечно, главным фактором, способным решить проблему престижа и перевести специальность провизора в разряд элитных, всегда останется уровень ее оплаты.

Кадровый голод не утолить и без усовершенствования системы фармацевтического образования. Это очень важная большая тема, которая требует отдельного исследования. Сейчас же на основании опыта других развитых стран хотелось бы отметить, что качественный и количественный разрыв между выпускным предложением институтов, факультетов, колледжей и спросом рынка труда следует преодолевать посредством повышения степени участия фармацевтического/аптечного сообщества в системе подготовки и совершенствования кадров.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *