Проверка по инвалидам что проверяют

Ямало-Ненецкого автономного округа

Проверка по инвалидам что проверяют

Методические рекомендации по вопросам надзора и контроля в сфере законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

7.1. Реализация законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком № 1092-П.

7.2. Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов (расчет квоты), обязательных для создания или выделения.
Расчет числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов – ключевой момент в реализации законодательства о квотировании рабочих мест для граждан данной категории и создании практики его применения.
Неправильно исчисленная квота, зачастую, влечет возбуждение административного процесса и привлечение правонарушителей к административной ответственности.
Учитывая нормы законодательства Российской Федерации о квотировании рабочих мест, положения трудового и гражданского законодательства, в целях определения размера квоты установлены основные позиции:
— для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек квота исчисляется в размере 1 процента от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону увеличения);
— для работодателей с численностью работников свыше 100 человек – в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников (округление размера квоты производится в сторону уменьшения);
— в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда;
— в среднесписочную численность работников не включаются работники, осуществляющие свою деятельность в структурных подразделениях (филиалах) работодателя, находящихся за пределами муниципального образования или автономного округа.

Формула расчета квоты

1. если А, то – (СЧ – Ф – В) х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – (СЧ – Ф – В) х 2% = 2,6 → = 2 рабочих места;
или
1. если А, то – СЧ х 1 % = 2,6 → = 3 рабочих места;
2. если Р, то – СЧ х 2 % = 2,6 → = 2 рабочих места, где

Таким образом, расчетная квота составляет:
99 х 2% = 1,9 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, необходимо создать 1 рабочее место.

Таким образом, расчетная квота составляет:
(359-102-223) х 2% = 0,6 рабочее место.
Согласно статье 5 Закона № 54-ЗАО округление осуществляется в сторону уменьшения.
Следовательно, для создания рабочих мест отсутствуют основания.

Однако! В данном случае работники структурных подразделений не должны учитываться при расчете числа работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

7.3. Отчет по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Отчет составляется в соответствии с положениями Порядка № 1092-П.
Отчет по установленной форме направляется в центр занятости населения по месту нахождения работодателя до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При изменении информации о квотировании рабочих мест в течение отчетного периода могут быть направлены уточненные сведения до отчетной даты.

7.4. Вопросы и ответы по применению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Вопрос. Вправе ли работодатель предложить инвалиду работу, которую можно выполнять на дому?
Ответ. Да. Глава 49 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно закрепляет особенности регулирования труда надомников.

Вопрос. Учитывается ли трудоустроенный на работу в счет установленной квоты инвалид в среднесписочный состав работодателя для определения размера квоты?
Ответ. Учитывается. Среднесписочная численность организации рассчитывается в соответствии с требованиями Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 26 октября 2016 года № 498.

Вопрос. Несет ли ответственность работодатель, отказавший в приеме на работу инвалиду в счет установленной квоты?
Ответ. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в силу части 1 статьи 5.42 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Одновременно привлекается к административной ответственности юридическое лиц, поскольку согласно части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной физического (должностного) лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место?
Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), главным условием которых является соблюдение требований статей 180, 318 Кодекса.

Вопрос. Могут ли иметь статус филиала или представительства организации, обособленные подразделения, находящиеся за пределами муниципального образования и не являющиеся представительствами и филиалами, признанными таковыми в порядке, установленном гражданским законодательством?
Ответ. Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
В противном случае территориально обособленные подразделения (рабочие места) организаций, имеющие оборудованные стационарные рабочие места, удаленные от населенных пунктов, входящие в общую структуру предприятия, не могут быть признаны представительствами и филиалами.

7.5. Административная ответственность
(дополнительная информация по вопросам административной ответственности изложена в приложении к настоящим рекомендациям)

1. В рамках статьи 5.42 КоАП РФ:
— неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
— отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Резюме суда
Численность работодателя определяется в целом для юридического лица с учетом всех его обособленных подразделений (филиалов), включая находящиеся за пределами города или автономного округа.
Численность работников работодателя определяется для установления факта применения в отношении данного юридического лица требований законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Среднесписочная численность работников определяется без учета:
— работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих;
— работников обособленных подразделений, находящихся за пределами города или автономного округа.
Среднесписочная численность работников определяется непосредственно для расчета числа рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов (расчета квоты).

Названная позиция выражена судом при рассмотрении административного дела от 06 февраля 2017 года № 5-18/2017-5 в отношении должностного лица А., руководителя предприятия, по факту несоздания рабочего места для трудоустройства инвалида.

По мнению правонарушителя, если юридическое лицо зарегистрировано в Ямало-Ненецком автономном округе, часть его работников (менее 35 человек) осуществляет свою деятельность в округе, а часть (более 35 человек) осуществляет свою деятельность в филиале, находящимся за пределами региона, то создавать рабочее место для инвалида в автономном округе не обязательно.
Суд такую позицию нашел несостоятельной.
Обязанность квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на работодателя, который является организацией – юридическое лицо (а не филиал, представительство, обособленное подразделение).
Доводы предприятия о том, что для определения работодателя в качестве субъекта квотирования должна приниматься только численность работников, осуществляющих свою деятельность на конкретной территории, попадающей под действие закона, без учета численности работников представительств (филиалов) работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации, судом признаны несостоятельными, основанными на неверном истолковании норм права.

Источник

Проверка по инвалидам что проверяют

Контроль и надзор за приемом на работу инвалидов

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

Проверка по инвалидам что проверяют

Мордвинцев Р. Ф.,
адвокат Волгоградской межрайонной коллегии адвокатов

Контроль и надзор
за приемом на работу инвалидов

Установление квоты по приему на работу инвалидов, по мнению законодателей, является гарантией их трудовой занятости и способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Контроль и надзор за соблюдением работодателями квот осуществляется Федеральной службой по труду и занятости.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников (ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Региональные органы государственной власти в области содействия занятости населения осуществляют контроль и надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Основополагающим нормативным правовым актом по вопросу осуществления контроля и надзора за приемом на работу инвалидов является приказ Минтруда РФ от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов» (далее – Стандарт).

Стандарт направлен на обеспечение единства, полноты и качества исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов. Этот Стандарт устанавливает требования, обязательные при исполнении органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, государственной функции.

Обратите внимание: неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В соответствии со ст. 20 ТК РФ под работодателем понимается физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Для целей ТК РФ работодателями – физическими лицами признаются в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Контроль осуществляется путем проведения проверок:

Проверка по инвалидам что проверяютПроверка по инвалидам что проверяютПроверка по инвалидам что проверяютПроверка по инвалидам что проверяют

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Контроль и надзор за приемом на работу инвалидов, а в некоторых случаях и других категорий работников, в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения.

Сроки проверок

Срок проведения документарной проверки, проводимой как в плановом, так и внеплановом порядке (с даты начала проверки до даты составления акта проверки) не должен превышать 15 рабочих дней, а срок проведения выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) не должен превышать 10 рабочих дней. При этом в исключительных случаях срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. Приостанавливать проверку органы службы занятости населения не могут, поскольку основания для ее приостановки не предусмотрены (п. 8 Стандарта, п. 32 Административного регламента № 1314н).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Суммированный срок плановых выездных проверок малого предприятия всеми органами государственного и муниципального контроля (надзора) не может превышать 50 часов в год. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на 50 часов.

— Части 2 и 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

Плановая выездная проверка

Плановая выездная проверка проводится на территории организации и начинается с предъявления служебного удостоверения и вручения руководителю организации копии приказа (распоряжения) о проведении проверки. Затем уполномоченное лицо, осуществляющее проверку, должно проинформировать руководителя организации о целях, задачах, основаниях проверки, видах и объеме мероприятий по контролю, сроках и условиях ее проведения.

В ходе проверки изучаются сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, и проводится проверка соблюдения организацией следующих положений:

При необходимости уполномоченное лицо запрашивает документы и материалы по вопросам, относящимся к предмету плановой выездной проверки, а также письменные объяснения руководителя организации, проводит собеседование с руководителем и(или) работниками организации по вопросам, относящимся к предмету проверки. Далее проводится анализ документов, материалов и разъяснений, представленных по вопросам, относящимся к предмету проверки, и принятие решения о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

При выявлении фактов нарушений:

Результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в двух экземплярах. Акт проверки подписывается в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю организации под роспись. В случае отсутствия руководителя организации или его отказа принять акт проверки этот акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Типовая форма акта утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пункт 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ дает право руководителю организации, который не согласен с результатами проверки, в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и(или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Решение о проведении плановой выездной или плановой документарной проверки принимается в соответствии с утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодным планом проведения плановых выездных и документарных проверок.

Плановая документарная проверка

Данная проверка заключается в изучении материалов и документов, поступивших из организации, с целью проверки соблюдения организацией установленных требований. В случае выявления ошибок или противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации документах, руководителю организации направляется запрос (требование) (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) о представлении организацией дополнительных материалов и документов, необходимых для проведения проверки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Далее проводится анализ материалов и документов с учетом представленных организацией пояснений и принятие решения о наличии (отсутствии) нарушений законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Результаты плановой документарной проверки оформляются аналогично результатам плановой выездной проверки (п. 15 Стандарта).

ПЕРВОИСТОЧНИК

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб.

— Пункт 1 ст. 5.42 КоАП РФ.

Внеплановая выездная (документарная) проверка

На основании п. 11 Стандарта решение о проведении внеплановой выездной или внеплановой документарной проверки принимается в случаях:

Внеплановая выездная проверка проводится на основании приказа (распоряжения) о проведении проверки в двухдневный срок после принятия решения руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о проведении проверки.

Приказ (распоряжение) о проведении проверки подписывается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, после чего в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности организации представляется заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в день подписания приказа (распоряжения) о проведении проверки с приложением его копии и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения. При получении решения органа прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки руководителю организации направляется уведомление о проведении проверки (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) не позднее 3 календарных дней до даты начала проведения проверки.

Порядки проведения плановых проверок (документарных, выездных) и внеплановых проверок (документарных, выездных) между собой похожи. Однако есть некоторые особенности.

Так, в ходе внеплановой проверки изучаются сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, и в зависимости от оснований проверяются:

Результаты внеплановой проверки также оформляются актом, только копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, в течение 5 рабочих дней со дня его подписания.

ВАЖНО В РАБОТЕ

В случае неисполнения в двухмесячный срок организацией предписания, выданного по результатам внеплановой проверки, в течение 5 рабочих дней после истечения срока исполнения предписания инициируется подготовка и направление обращения в органы прокуратуры с предложением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Меры по результатам проведения проверки

В случае выявления нарушений законодательства о квотировании проводятся следующие процедуры:

Руководитель организации, в отношении которого осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении, извещается (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте) о наличии события такого нарушения, дате и месте составления протокола о нем.

Протокол об административном правонарушении представляется на подпись руководителю организации, в отношении которого осуществляется возбуждение дела о данном нарушении. В случае отказа руководителя организации от подписания в протокол об административном правонарушении вносится соответствующая запись.

В случае неявки руководителя организации копия протокола об административном правонарушении в течение трех дней направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или с использованием средств факсимильной связи, или по электронной почте.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа от 300 до 500 руб., на юридических лиц – от 3000 до 5000 руб.

— Статья 19.7 КоАП РФ.

ОТ РЕДАКЦИИ

Как рассчитать квоту?

Расчет квоты производится пропорционально среднесписочной численности работников каждого филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения работодателя, расположенного в соответствующей местности, без учета филиалов и представительств, расположенных в других местностях (определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12). В среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и(или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 21 Закона об инвалидах).

Источник

Охрана труда инвалидов. Интервью с экспертом

Проверка по инвалидам что проверяют

юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

8 злободневных вопросов о том, как правильно организовать условия труда работающих инвалидов

На вопросы отвечает Марина Шобохонова, специалист по охране труда 12 КДЦ Минобороны России, эксперт по независимой оценке профессиональных квалификаций в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения.

В конце статьи есть шпаргалка

Охрана труда работающих инвалидов

1. Если наступила инвалидность, обязан ли работник при заключении трудового договора или в процессе трудовой деятельности проинформировать об этом работодателя?

Проверка по инвалидам что проверяют

— Информировать работодателя об установлении инвалидности — это право, а не обязанность работника. За сокрытие информации о наличии инвалидности работник ответственности не несет.

Если работник не проинформировал об установлении инвалидности в период действия трудового договора, нет необходимости запрашивать в бюро МСЭ подтверждение факта инвалидности.

Только с того момента, когда сам работник поставит своего работодателя в известность о наличии инвалидности и подтвердит это заключением МСЭ, он получает право на соответствующие гарантии.

На работодателе нет ответственности за непредоставление работнику гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, если работник не проинформировал о наличии инвалидности.

В ст. 65 ТК РФ установлен перечень документов, которые соискатель предъявляет при заключении трудового договора. В этом перечне нет документов, которые подтверждают факт присвоения инвалидности.

Рекомендация: в ситуации, когда работник подлежит психиатрическим освидетельствованиям или обязательным медосмотрам по ст. 213 ТК РФ, факт инвалидности будет установлен по результатам медосмотра в виде заключения. Такое заключение работодатель получит по результатам предварительных освидетельствований соискателя. Если врачебная комиссия установит невозможность выполнения трудовых обязанностей, трудовой договор не заключайте.

2. Какие гарантии положены инвалидам?

— Работодатель обязан создать инвалидам необходимые условия труда согласно индивидуальной программе реабилитации (ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Работодатель не вправе устанавливать в коллективных или индивидуальных трудовых договорах такие условия труда, которые ухудшают положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Это касается в том числе вопросов оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

3. Какими документами подтверждают инвалидность? Как быть работодателям, если работник утверждает, что является инвалидом, но справку потерял.

— Лицу, признанному инвалидом, выдают справку, которая подтверждает факт установления инвалидности. В справке указывают группу инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (п. 36 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»).

Если работник потерял документы, которые подтверждают статус инвалида, он может обратиться в бюро МСЭ для получения заверенной копии справки. Копию выдадут в течение 3 рабочих дней.

Решения учреждения МСЭ об установлении инвалидности и индивидуальные программы реабилитации — единственные документы, которые выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

4. Когда необходимо оборудовать специальное рабочее место для инвалида?

— Установить потребность в оборудовании специального рабочего места нужно на основе сведений, которые содержатся:

Если в индивидуальной программе реабилитации не указаны требования к оборудованию специального рабочего места, организовывать его не нужно.

Если в индивидуальной программе реабилитации указана необходимость оборудовать специальное рабочее место, руководствуйтесь требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности»:

5. На каких рабочих местах работать инвалиду противопоказано? Как отстранить от работы?

— Инвалидность сама по себе — не основание для отстранения от работы. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство, и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Полный перечень факторов с превышением гигиенических нормативов перечислен в п. 4.2 СП 2.2.9.2510-09 Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. К ним в том числе относятся:

Основание для отстранения работника от выполнения им трудовых обязанностей — только медицинское заключение.

При выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения должностного функционала работника надо отстранить от работы немедленно (ст. 76 ТК РФ). Далее — предложить другую работу, которая не противопоказана по здоровью:

6. Кто проверяет, как работодатель соблюдает трудовое законодательство в отношении работающих инвалидов?

— Как работодатель соблюдает права инвалидов на безопасные условия труда, проверяют инспекции по труду.

В проверочном листе Роструда № 10 определены требования по обеспечению регулирования труда работников-инвалидов:

7. Как быть работодателю в том случае, если инвалид не хочет сообщать сведения об инвалидности, но есть неофициальная информация, что у работника полная утрата способности к трудовой деятельности?

— Сведения о том, что у работника есть противопоказания к трудовой деятельности, достаточные для увольнения работника по ст. 83 ТК РФ (п.5 ч.1), должны быть получены законным способом.

Законный способ получения сведений — это получение необходимой информации из официальных источников (решение суда, заключение комиссии). Только в этом случае у работника не будет возможности оспорить решение об увольнении в суде.

Пример из судебной практики. При поступлении на работу истец не довела до сведения работодателя сведения о состоянии ее здоровья, не представила документ, свидетельствующий об утрате способности к трудовой деятельности. Об этом работодатель узнал в ходе рассмотрения иного гражданского дела с участием этого сотрудника. После получения указанных сведений законным способом у ответчика появились основания для увольнения на основании п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (Апелляционное определение № 33-3064/2015 от 10.06.2015 по делу № 33-3064/2015 Хабаровский краевой суд (Хабаровский край).

8. При плановой проверке инспектор Роструда обнаружил, что инвалидам не предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск в увеличенном размере (на 2 дня). Инспектор выписал предписание устранить это нарушение. За какой срок мы должны предоставить работнику дополнительные дни отпуска, если он трудится у нас 15 лет. За все пятнадцать лет или только за тот, когда прошла проверка?

— Отпуск большей продолжительности (более 28 календарных дней, установленных ст. 115 ТК РФ) предоставляется работнику:

Работник сам определяет, отгуливать дни отпуска или получить денежную компенсацию по своему заявлению.

Часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, можно заменить денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Это возможно, когда сотруднику положен удлиненный или дополнительный отпуск (ч. 2 ст. 115, ст. 116 ТК РФ).

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Положение о труда и отдыхе инвалидов 571.4 КБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *