Проверка контрагентов для чего

В ответе за того парня: проверка контрагентов по-новому

Проверка контрагентов для чего

А что, ФНС — молодец! Это надо так хитро придумать — за каких-то несколько лет создать такую систему налогового контроля – где все следят за всеми.

Встроены в систему контроля банки и финансовые компании. Аудиторы и нотариусы получили методику по выявлению неблагополучных клиентов. Юридические и бухгалтерские фирмы тоже обязаны участвовать. Проявлять бдительность — выявлять подозрительных, пресекать незаконные действия и сообщать куда следует. За бездействие — прилетит ответственность.

Н о самый гениальный ход – это проверка бизнеса самим же бизнесом!

Речь о проверке потенциальных контрагентов, которая — по новым правилам — стала обязанностью. Причем с суровой платой за неисполнение – 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы при расчете налогов.

В соответствии с новыми правилами проверки — привычная тактичная должная осмотрительность трансформировалась в жесткий контроль.

Вопрос важный. И статья получилась большая. Разделила ее на две части.

Проверка контрагента по новым правилам

С 2017 года в налоговом праве действуют антиуклонительные нормы, введенные поправками в Налоговый кодекс общеизвестной статьей 54.1.

Из логики статьи 54.1 Налогового кодекса следуют три основных правила налоговой безопасности:

Первое. Не допускать искажений отчетности. (доказательство отсутствия умысла).

Второе. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть. Неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.

Третье. Сделка должна быть реальна и исполнена лицом, с которым заключен договор. Или иным лицом, которому было передано обязательство по договору или закону.

Первые два правила по сути это отказ от агрессивных схем минимизации. Налоговая оптимизация – как цель вне закона!

А третье правило направлено на то, чтобы пресечь взаимодействие бизнеса с фирмами- однодневками и «техническими» посредниками.

Поэтому вопрос коммерческой осмотрительности в выборе контрагентов актуален и важен. И до заключения договора, и в ходе его исполнениянужно четко понимать с кем компания имеет дело и как это отразится на ее налоговой судьбе. И, конечно, запасаться неопровержимыми доказательствами предпринимаемой осмотрительности и осторожности. И простым сбором досье уже не обойтись.

Знаю, что некоторые компании не заморачиваются и поразительно спокойны в этом плане: запрашивают у потенциального контрагента (или готовят сами) пакет из учредительных и регистрационных документов, в лучшем случае поручают бухгалтеру заполнить небольшую анкету контрагента – и хранят так называемое досье на случай проверки.

Создание видимости проверки в современных реалиях потеряло всякий смысл. ФНС неоднократно комментировала это: истребование у контрагента регистрационных документов носит справочный характер и не указывает на принятие мер разумной осмотрительности. Одно из писем ФНС — от 18 мая 2918 г. № ЕД-4-2/9521@.

Цель проверки контрагента по новым правилам: проверить и понять, что перед вами – добросовестный бизнес. Обеспокоиться не только тем, уплачивает ли контрагент налоги, но и по ряду критериев убедиться в том, что сотрудничество с ним не влечет для вашей компании глубоких разочарований и рисков в виде негативных налоговых последствий.

Проверка контрагентов по новым правилам превратилась в беспокойную аналитическую работу. В которой выделяются этапы, цель которых — «обеспечить-проверить-подтвердить»:

Этап 1. Проверить деловую репутацию и благонадежность.

Этап 2. Убедиться в достаточности ресурсной базы и оценить риск неисполнения обязательств по договору.

Этап 3. Дать оценку коммерческого преимущества контрагента.

Этап 4. Составить грамотный договор. С гарантиями и условием возмещения убытков.

Этап 5. Обеспечить исполнение договора, отслеживать ход процесса и подтвердить результат.

Этап 6. Собрать документы.

Этап 1. Изучаем контрагента

Как правило, выбирая контрагента — исполнителя, компания с большой долей вероятности понимает, что за поставщик перед ней и стоит ли идти на риск.

Есть разные категории контрагентов, к ним разный подход и разный объем доказательств их благонадежности.

Есть мелкие неопасные компании — поставщики – за воду, канцтовары. Вряд ли кто оспорит сделку с ними. Есть крепкие госкомпании – монополисты с безупречной репутацией. На них тоже не стоит тратить время. Их проверка на добросовестность по сути формальна.

Есть и крепкие партнеры, с которыми вы работаете не один десяток лет. Здесь стоит подстраховаться. Мало ли что.

И, конечно, особое внимание требуется при выборе новых настойчивых незнакомцев – потенциальных контрагентов, «темных лошадок».

Для начала стоит пробежаться по признакам компаний-однодневок. Симптомы «однодневок» — давно не новость. О них в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-6/333 и письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247. Письмо ФНС утратило силу в части указания аннулирования налоговых деклараций, но перечень порочных признаков – актуален и сейчас.

Под ряд подозрительных критериев могут попасть совершенно обычные компании. Важно взвешенно оценить данные о контрагенте и – главное — свои риски.

Даже при реальной сделке — недобросовестность контрагента может повлечь негативный результат проверки. Поэтому собираем доказательства, что контрагент добропорядочен, договороспособен и ему можно доверять.

Сведения из официальных источников

Советую необходимые для проверки контрагента документы не запрашивать, а получать самостоятельно из официальных источников в Интернете.

Какие сведения добываем в первую очередь:

Запрос документов у потенциального контрагента

Кроме сведений из открытых источников запросите у контрагента документы, которые самостоятельно получить не можете:

Объем доказательств проявления осмотрительности и осторожности ничем не ограничен. Быть может только принципом разумной достаточности.)) Без фанатизма.))

Ч ем больше соберете документов – тем вернее примете решение. И тем меньше ваш риск.

Состав доказательств может зависеть от вида сделок и особенностей бизнеса. К примеру, при покупке дорогостоящей недвижимости целесообразно отследить все предыдущие с ней сделки по данным Росреестра.

Интернет-поиск

Проверьте деловую репутацию потенциального контрагента в сети Интернет:

Не полагайтесь, что сможете распечатать в любой момент при проверке. К моменту проверки можете не успеть — контрагент может исчезнуть, не заплатить за хостинг, провайдер может продать его сайт.

Неработающая страница, устаревшая информация, отсутствие рекламы – тревожные признаки.

Если сайта у контрагента нет – это плохой знак. В наше время? Нет сайта? И лендинга нет? Бизнес-страничка в соцсетях может? Или реклама?

Предвижу резонный вопрос проверяющих: как вы его нашли? Из каких публичных источников о нем узнали? Он – о вас? Или вы – о нем? – Соберите такие данные. Как познакомились (физически)? Встречались или нет?

Если сведения личные и не хочется их раскрывать — продумайте вариант знакомства на специализированной выставке, не предусматривающей регистрацию участников. Но эта выставка должна реально состояться (тема, город, дата) — эти данные проверяемы. Ответы вашего контрагента на подобные вопросы должны совпадать с вашими ответами.

И немаловажно: зафиксируйте контактные данные для связи с должностными лицами — их телефоны, адрес электронной почты. Сохраните деловую переписку.

И еще. Все полученные данные и сведения советую фиксировать на бумаге или дополнительно хранить в электронном виде. С проставленной датой. Чтобы не забыть по прошествии времени и не потерять. Меняются персонажи, забываются многие темы — поэтому все документы должны быть здесь! и сейчас!

Этап 2. Оценка потенциала контрагента и риска неисполнения им обязательств по договору

Для анализа наличия и достаточности ресурсной базы контрагента:

1. Запрашиваем бухгалтерскую и налоговую отчетность. Оцениваем финансовую состоятельность контрагента- какие активы на балансе, что с обязательствами. Бизнес растет или стагнирует? Уточняем – что в собственности, что в аренде, лизинг – на какой срок. Интересует все — производственные мощности, служебные помещения –складские, офисные, торговые — технологическое оборудование, оборудование, транспорт.

2. Выясняем особенности работы и технологического процесса – откуда поставки, есть ли импорт, кто основные поставщики, кто покупатели, есть ли экспорт. Транспортное обеспечение – за чей счет.

3. Привлекаются ли соисполнители. По какой причине — например, недостаток производственных мощностей, ограниченный автопарк, отсутствие квалифицированного персонала. Прочность и долгосрочность деловых связей с ними. Как вы проверяете их деловую репутацию.

4. Есть ли штатные сотрудники, квалифицированный персонал. Какие данные в справке о среднесписочной численности.

5. Информация о наличии опыта исполнения договоров подобного рода. Есть ли отзывы и рекомендации от прежних партнеров, как исполнены договоры и какие результаты достигнуты. Были ли претензии и споры.

Для оценки фактической дееспособности контрагента и достаточности ресурсной базы налоговики советуют посетить офис потенциального контрагента, а также его торговые площадки, производственные и складские помещения. С осмотрами подобного рода я не встречалась. Как правило — данных насторожиться и отклонить контрагента по подозрительным признакам – хватает и без этого. Но отрицать не буду – видимо да, это действенно. Фотофиксацию в этом случае – если пойдете на осмотр — сохраните.

Само по себе отсутствие склада, транспорта не означает нереальности сделок – например, перепродажей товаров можно заниматься и без них. Но логика любого бизнеса должна присутствовать, внятно разъяснена и вам понятна.

Если вы не видите показателей отчетности компании и не можете оценить ее потенциал, если контрагент не хочет представлять документы и уклоняется от пояснений — с таким контрагентом лучше не работать!

Как видим, на бизнес возложена полноценная ревизионная функция. Подозрительный контрагент – вне закона. Договор с ним заключать опасно. Сама бизнес — среда отправит его в коммерческий бан.

Этап 3. Оценка коммерческого преимущества

В крупных компаниях работает система закупок или тендеров. Именно система. В средних и мелких – как правило – все гораздо проще. Контрагента выбирают по приемлемым ценовым показателям и по удобным условиям работы.

Но налоговую будут интересовать вопросы, к которым надо быть готовым. Проведен ли мониторинг рынка аналогичных товаров (работ, услуг), анализ других вариантов: в чем преимущества выбранного контрагента? По каким критериям он выбран? Как происходила процедура выбора? Конкурс, тендер?

Еще такие на такие вопросы готовьте ответы: Кто подбирает контрагентов? Участвует ли учредитель в процессе выбора? Как происходит общение? Где заключен договор «физически» ( вы к ним, или они к вам)? Знакомы ли лично руководители? Как он выглядел? Блондин он?

Каков порядок корпоративного одобрения сделок? Как организована в компании работа по проверке и выбору контрагента? Кто ответственный за сбор документов, что с процедурой согласования и утверждения внутри компании.

Зачастую на практике – как правило, в малых и средних компаниях- выбором контрагента и заключением договора с ним, занимаются специалисты – ответственные за закупку, а оформление документации полностью — или в большей ее части – это зона ответственности бухгалтера.

Нередко бывает, что документы оформляются постфактум, когда вопрос о выборе контрагента уже решен. И бухгалтер расценивает эту обязанность как дополнительную нагрузку, формально «для галочки», по сути ничего не решая, а «маскируя» сделку документами. Если в вашей компании дела обстоят именно так — вы сильно рискуете.

Как переломить эту практику? Как перезагрузить сознание директора?

К сожалению, не все руководители принимают меры. Несмотря на факты полного разорения компаний после выездных проверок и суровые судебные решения о субсидиарной ответственности должностных лиц.

Систематизировать эту работу поможет Регламент проверки контрагентов и выбора исполнителя договора. Этот локальный нормативный акт регулирует порядок проведения проверок по категориям контрагентов. Определяет алгоритм действий ответственных лиц, движения документов, процедуры их анализа, согласования, выбора контрагента. По результатам проверки формируется отчет и подшивается в досье контрагента.

Будьте уверены, что, если работа по проверке контрагента проведена грамотно и основательно – ее результат не оставит налоговой шансов усомниться в достаточности мер и разумности ваших действий. И обезопасит ваш бизнес от случайных партнеров, рисков и потерь.

И да, на проверку контрагента и оценку рисков придется потратить и время, и силы сотрудников. Это большая планомерная работа. Но есть огромный плюс — вы будете понимать, что этот риск минимален.

А продолжение следует…

Подписывайтесь, обещаю в скором времени залить вторую часть статьи.

Обсудим этапы 4, 5 и 6 : какие налоговые оговорки следует включить в договор с контрагентом, чтобы снизить свои риски. Как отследить и зафиксировать фактическое исполнение договора. Как действовать в случае проведения проверки контрагента. И по арбитражной практике пробежимся по теме.

А пока вам удачи! Надежных партнеров! И до скорой встречи!

Источник

Зачем проверять контрагентов: примеры из практики

Проверка контрагентов для чего

Любая компания старается тщательно подходить к выбору бизнес-партнера. В первую очередь для того, чтобы обезопасить себя от мошенников, убедиться в благонадежности поставщика, сохранить свою репутацию. Ведь нередки случаи, когда выбранный контрагент подводит в самый ответственный момент: может не вернуть предоплату, не исполнить обязательства, за которые был перечислен аванс.

Риск первый. Финансовый

Подобная ситуация произошла у одного из наших клиентов, который только после подачи иска на взыскание задолженности выяснил, что компания зарегистрирована недавно, имеет минимальный уставный капитал, имущество на балансе отсутствует, активы ничтожны.

А ведь для того, чтобы предотвратить эту ситуацию, было бы достаточно заранее заглянуть на общедоступные интернет-ресурсы, где можно получить информацию о финансовом положении компании, аффилированных структурах, судебных разбирательствах.

Риск второй. Налоговый

С введением в действие с 19 августа 2017 году ст. 54.1 НК РФ, действие которой в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды, только подтвердило то, что к проверке контрагентов необходимо подойти со всей серьезностью.

Кроме того п. 2 ст. 54.1 НК РФ вводит новое требование о подтверждении реальности исполнения сделки непосредственно самим контрагентом, либо иным лицом, с которым у контрагента есть соответствующие договорные отношения.

Согласно данному пункту, для учета расходов (применения вычетов) недостаточно подтвердить реальность хозяйственных операций. Необходимо доказать, что исполнение сделки было осуществлено именно тем лицом, с которым заключен соответствующий договор.

То есть теперь нужно беспокоиться не столько о том, уплачивает ли ваш контрагент налоги или нет, а о том, сможете ли вы подтвердить, что реальным исполнителем по сделке был именно он.

Заключая договор на определенные виды услуг, обязательно проверьте наличие лицензии на их оказание. При подписании крупных контрактов стоит обратить внимание на наличие ресурсной базы для их исполнения, а в случае отсутствия на балансе компании необходимого оборудования попросить подтвердить факт аренды (или иного способа привлечения) производственного оборудования.

При подписании договора аренды недвижимости обязательно проверьте наличие у арендодателя права собственности на арендуемый объект либо наличие полномочий, переданных ему правообладателем.

В нашей практике была ситуация, когда клиент арендовал офис у компании, у которой право собственности на объект недвижимости было в стадии оформления. Клиент уже сделал дорогостоящий ремонт, когда выяснилось, что арендодателю не удалось оформить право собственности. Чтобы договориться с первоначальным собственником о заключении нового договора аренды, клиенту пришлось приложить немало усилий. И риск понести убытки в сумме расходов на ремонт был велик.

А вот и еще один пример из нашей практики: руководитель одной крупной компании, подписал договор с клининговой фирмой, предлагающей услуги по цене на 20% ниже, чем у конкурентов. В течение года компания исправно оказывала услуги, ровно до того момента, пока не пришла налоговая проверка и не предъявила претензии в том, что исполнитель не располагает в достаточном количестве персоналом для оказания услуг в данном объеме.

Факт оказания услуг был подвергнут сомнению, и проверяющий орган исключил из налоговой базы сумму расходов на приобретение клининговых услуг. Подобных претензий можно было бы избежать, запросив своевременно у клиниговой компании информацию о наличии трудовых ресурсов для исполнения обязательств по договору.

А что делать?

Отсутствие в компании утвержденных и исполняемых процедур, в том числе и процедуры проверки контрагентов, которые позволяют подтвердить реальность сделок и наличие деловых целей при их заключении, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск для менеджмента компании.

Компаниям стоит начать проверку контрагентов с формирования политики по проверке предприятий, где необходимо прописать критерии отбора провайдеров, а также обязанности уполномоченных за проверку контрагентов сотрудников, которые формируют минимально необходимое досье на контрагентов и с определенной периодичностью его обновляют.

Стоит учитывать, что даже комплексная проверка контрагентов не гарантирует полного исключения рисков. Но вместе с тем отсутствие контроля при выборе партнера при неблагоприятном развитии событий в разы увеличивает риск понести финансовые потери или получить претензии со стороны налоговых органов.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Как проверить контрагента на благонадежность по ИНН или ОГРН либо на сайте налоговой

Проверка контрагентов для чего

Наверное, каждый бизнесмен и бухгалтер слышали о необходимости проявлять должную осмотрительность и проверять контрагента перед заключением контракта. Но далеко не все знают, что конкретно следует изучить, и какие сведения о бизнес-партнере можно получить по его ИНН или ОГРН на сайте налоговой либо с помощью специальных сервисов. У тех, кто хоть раз сталкивался с проверкой контрагента, возникают и другие вопросы. Зависит ли объем проверки от суммы сделки или иных факторов? Как оценить результаты исследования? Что будет, если не проверить контрагента на благонадежность? Ответы на эти вопросы — в нашей статье.

Для чего нужно проверять контрагента

Чтобы успешно противостоять претензиям налоговых органов и требуется проверка контрагента перед подписанием контракта. В частности, нужно удостовериться, что сторона по договору является реально действующей организацией, с которой можно без проблем связаться; у нее есть необходимые для исполнения обязательств ресурсы (производственные мощности, оборудование, персонал) и соответствующий опыт. При этом судебная практика исходит из того, что глубина проверок зависит от значимости сделки: чем крупнее контракт, тем более тщательно нужно изучить контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597).

Так, перед заключением разовой некрупной сделки достаточно убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и с ним можно связаться по указанному в реестре адресу, а от его имени действует уполномоченное лицо.

Исключение составляют ситуации, когда условия планируемого договора значительно отклоняются от рыночного уровня, либо свои услуги предлагает компания или ИП, которые не имеют опыта исполнения аналогичных сделок. В этих случаях имеет смысл дополнительно выяснить наличие у потенциального контрагента нужных ресурсов, задолженности перед бюджетом и другими бизнес-партнерами, изучить его деловую репутацию и т.д. Такие же тщательные проверки нужно проводить при покупке недвижимости или иного дорогостоящего актива, либо перед заключением длительных контрактов.

Способы проверки организации на благонадежность

Сегодня имеется несколько механизмов проверки. Самый простой — воспользоваться платными сервисами, которые агрегируют все имеющиеся в открытом доступе данные. Исчерпывающая информация о потенциальном контрагенте будет предоставлена быстро, в доступной и наглядной форме. При этом некоторые из таких сервисов еще и проведут первоначальный анализ собранных сведений; сообщат, на какие моменты нужно обратить внимание, и дадут предварительную оценку безопасности заключения сделки.

Альтернативный вариант предполагает самостоятельный сбор сведений при помощи бесплатных баз данных госорганов и прочих открытых источников. В частности, информацию о контрагенте можно найти на сайтах ФНС, Росреестра, арбитражных судов, судебных приставов и т.д. Также не лишним будет воспользоваться обычными поисковиками для оценки деловой активности будущего партнера.

Наконец, есть и еще один способ проверки. Он предполагает получение всей необходимой информации непосредственно у контрагента, либо связанных с ним лиц. Этот вариант, как правило, применяется в дополнение к первому или второму. У компании, с которой планируется сотрудничество, можно запросить копию устава, информацию о паспортных данных руководителя, сведения из налоговых деклараций, а также реальные отзывы (рекомендации) лиц, имевших с ней дело.

Как проверить контрагента: пошаговая инструкция

Если для проверки используется специальный платный сервис, то для получения аналитической справки по контрагенту достаточно внести его данные в соответствующую программу. В остальных случаях для выяснения информации о контрагенте следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг первый: проверка контрагента на сайте ФНС

Самостоятельную проверку нужно начинать с посещения официального сайта ФНС, где размещен электронный сервис « Риски бизнеса: проверь себя и контрагента ». С его помощью можно сформировать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Для этого надо ввести ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого налогоплательщика. Либо указать название организации (ФИО физлица) и выбрать регион. Полученная выписка позволит убедиться, что ваш бизнес-партнер является действующим налогоплательщиком, в отношении него не начата процедура ликвидации, исключения из реестра, либо банкротства.

Дополнительно из выписки можно узнать данные о руководителе организации и об ее адресе. Эти сведения следует сравнить с теми, которые были предоставлены самим контрагентом. Кроме этого, нужно обратить внимание на коды по ОКВЭД, указанные в выписке. Такая информация позволит удостовериться, что бизнес-партнер указал при регистрации код, соответствующий тому виду деятельности, которую он обязуется осуществлять по условиям договора.

ВАЖНО

Если в выписке из ЕГРЮЛ отображается информация о недостоверности сведений об адресе, руководителе или участниках контрагента, то от заключения договора с ним лучше воздержаться.

Далее на сайте ФНС нужно проверить, если ли у партнера налоговая задолженность. Для этого надо ввести его ИНН в сервис « Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года ». Саму сумму долга можно посмотреть в разделе «Открытые данные» на сайте ФНС. Но получить информацию из этого раздела, просто указав ИНН или ОГРН контрагента, нельзя. Чтобы узнать сведения о налоговой задолженности, необходимо найти и скачать соответствующий файл на странице https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/.

ВНИМАНИЕ

Обнаружить в Открытых данных информацию о конкретном контрагенте достаточно сложно. На сайте ФНС даны гиперссылки на архивы, содержащие файлы с данными сразу по всем налогоплательщикам. Соответственно, чтобы найти проверяемую организацию, придется поочередно открывать десятки, если не сотни файлов, и изучать их содержимое. Гораздо удобнее получать сведения из реестров, в том числе о налоговой задолженности контрагента, используя специальные сервисы. Так, пользователям «Контур.Фокуса» достаточно ввести в поисковую строку название или ИНН контрагента. Сервис соберет важную информацию из баз данных ФНС и других источников в одном окне и сформирует экспресс-отчет (подробнее см. «Опубликованы сведения о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками» и «Опубликованы сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год»).

Далее на сайте ФНС нужно воспользоваться сервисом « Прозрачный бизнес ». Проверка осуществляется по ИНН, ОГРН, названию (ФИО) контрагента. С помощью сервиса можно узнать данные о руководителе и учредителях бизнес-партнера на предмет их участия в различных «массовых» организациях, возможной дисквалификации или лишения права занимать должности (участвовать в управлении организациями). Также есть возможность проверить, не является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации. Отдельно следует уточнить, заявлял ли директор о том, что он не имеет отношения к соответствующей организации (https://service.nalog.ru/svl.do).

После этого имеет смысл перейти в раздел https://bo.nalog.ru, где можно получить данные о бухотчетности организации (по ИНН, ОГРН, адресу или названию).

Еще один сервис на сайте ФНС позволяет узнать, не заблокирован ли счет контрагента. На странице https://service.nalog.ru/bi.do нужно выбрать вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении», затем ввести ИНН контрагента и БИК банка, в котором открыт проверяемый счет. Подробнее об этом сервисе см. « Блокировка счета налоговой в 2020 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать ».

Кроме этого, официальный сайт ФНС позволяет проверить следующие данные о контрагенте (сведения содержатся в архивах файлов):

ВАЖНО

Шаг второй: проверка контрагента по ИНН или ОГРН

Следующий этап — поиск данных о контрагенте по его ИНН, ОГРН или названию в базах данных государственных органов. Для этого можно использовать следующие сайты:

ВАЖНО

Также не лишним будет «пробить» ИНН и ОГРН контрагента через поисковики, чтобы изучить отзывы клиентов и прочую информацию, имеющуюся в интернете.

Шаг третий: проверка исполнительных производств

Сервис на сайте Службы судебных приставов (www.fssprus.ru) не предоставляет информацию по ИНН или ОГРН. Этот банк данных работает исключительно с наименованием организации или данными о физлице. Для поиска надо перейти в раздел «Сервисы» и далее в «Банк исполнительных производств». Затем ввести сведения о контрагенте и регион.

ВНИМАНИЕ

В обнаруженных данных о задолженности не будет указан ИНН или ОГРН. Поэтому использовать эти сведения нужно с осторожностью. Дело в том, что в одном регионе может быть несколько организаций с одинаковым названием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.20 № Ф05-4553/2020). Соответственно, найденную на сайте приставов информацию о задолженности лучше перепроверить по другим источникам. В частности, в банке данных арбитражных дел (https://kad.arbitr.ru) либо на сайте суда общей юрисдикции, который вынес решение

Шаг четвертый: сбор информации в интернете

«Заочный» этап проверки завершается анализом информации из сети Интернет. Прежде всего, следует изучить сайт бизнес-партнера. Размещенную там информацию нужно сверить с данными, полученными на предыдущих шагах. Также необходимо удостовериться, что она соответствует сведениям, которые контрагент сам сообщил о себе.

После этого через поисковики запрашивается информация о бизнес-партнере по его фирменному наименованию, адресу, ФИО руководителя и т.д. Полученные сведения составят образ деловой репутации контрагента.

Шаг пятый: запрос сведений у контрагента

Следующий шаг является «очным» этапом проверки. Непосредственно у контрагента запрашиваются копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц, которые будут подписывать договор. Это может быть устав, приказ, доверенность и т.п. Также следует запросить документы, удостоверяющие личности этих лиц.

ВАЖНО

Эти сведения должны быть актуальны на дату подписания договора, счета-фактуры или первичного документа. Поэтому при длительных взаимоотношениях следует периодически обновлять информацию о доверенностях, приказах и паспортных данных.

Также непосредственно у контрагента истребуются документы на право осуществлять определенные виды деятельности (лицензии, допуски СРО и т.п.), и сведения о наличии ресурсов, необходимых для исполнения конкретного договора (персонал, транспорт, склады и т.п.). Не лишним будет попросить предоставить копии договора аренды или документов, подтверждающих право собственности на помещения по месту нахождения контрагента.

Поступившая от партнера информация сверяется с данными, которые были получены на «заочном» этапе. Если выявляются расхождения, нужно запросить у контрагента пояснения.

Завершают проверку мероприятия, позволяющие убедиться, что должностные лица контрагента располагаются по адресу его регистрации, доступны для связи по указанным номерам телефонов и адресу электронной почты. Также на «очном» этапе можно напрямую связаться с другими организациями и ИП, которые уже имели дело с контрагентом, и запросить у них рекомендации.

Признаки недобросовестного контрагента

Главным признаком ненадежного бизнес-партнера является его фиктивность. То есть ситуация, когда он самостоятельно не осуществляет никакой деятельности, а все обязательства по сделкам выполняют другие лица. Причем, не на основании договоров субподряда, доверенностей и т.п., а неофициально, фактически по собственной инициативе. Именно этот признак назван в статье 54.1 НК РФ в качестве основного критерия для снятия вычетов по НДС и расходов.

О фиктивности контрагента в первую очередь свидетельствуют такие факты, как отсутствие по официальному адресу либо использование адреса массовой регистрации. «Массовый» директор и учредитель также склоняют чашу весов в пользу фиктивности. Об этом же может свидетельствовать и непредставление налоговой отчетности, заблокированные счета и прочие косвенные факторы, при наличии которых нормальное ведение бизнеса практически невозможно.

Все остальные признаки, в том числе отсутствие ресурсов и неуплата налогов, следует рассматривать именно через призму фиктивности деятельности. Сами по себе они не говорят о недобросовестности контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597). Тем не менее, если подобные факты выявлены на стадии проверки, лучше воздержаться от заключения сделки. Ведь в такой ситуации значительно увеличивается риск снятия расходов и вычетов.

Подведем итог. Проверка контрагента на благонадежность — это обязательное мероприятие, которое необходимо проводить перед заключением сделок. Особенно, если они предполагают учет расходов для целей налогообложения прибыли или применение вычетов по НДС. Часть сведений можно получить бесплатно при помощи баз данных госорганов и из открытых источников. Но самый простой и надежный способ проверки — использовать специальные сервисы. В них все важные данные о контрагенте можно получить, сделав всего несколько кликов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *