Проверка эп пройдена что это
Пошаговая инструкция по проверке ЭЦП на портале Госуслуги
Проверить подлинность документа, пописанного электронной цифровой подписью (ЭЦП)
Проверка ЭЦП на Госуслуги осуществляется довольно быстро.
Стоит отметить, что для данной процедуры вам не потребуется регистрация, подтверждение учетной записи и все другие этапы, которые отнимают много времени.
Для осуществления процесса проверки вам необходимо наличие следующих элементов:
Проверка ЭЦП Госуслуги осуществляется следующим образом: откройте браузер и перейдите на сайт gosuslugi.ru. Сделать это можно через любую поисковую систему по соответствующему запросу, либо просто скопировав указанный в статье адрес и вставить в поисковую строку браузера. Выбирайте любой удобный для вас способ.
Нам понадобится старая версия портала по адресу gosuslugi.ru/pgu/, так как в новой версии данная возможность не реализована в полной мере.
На сайте пролистайте страницу вниз и найдите кнопку «Справочная информация».
Нажмите на нее, на открывшейся странице вы увидите разделы со справочной информацией.
В правом столбике с разделами найдите кнопку «Электронная подпись».
Переходите по ней, в открывшемся окне и проводится проверка ЭЦП Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds).
Возможности портала по подтверждению электронной подписи
На экране вы увидите пункты, по которым возможна проверка подлинности документа с ЭЦП:
Проверка сертификата
Для проведения процедуры проверки сертификата выполните следующие действия: нажмите на кнопку «Сертификата»;
Далее выберите кнопку «Загрузить файл» и выберите на вашем компьютере или подключенном внешнем носителе сертификат и подтвердите загрузку;
Далее введите код с картинки; в завершении процедуры нажмите кнопку «Проверить».
После этого будет выполнена проверка ЭЦП на Госуслуги, и вы получите всю необходимую информацию.
Проверка электронного документа с ЭП
На той же странице с подтверждением кликните по кнопке «Электронного документа ЭП – в формате PKCS#7»;
Теперь нажмите кнопку «Загрузить файл» и выберите нужный документ из папки на компьютере. Подтвердите действия введением кода с картинки и вновь нажмите кнопку «Проверить».
Проверка документа и отсоединенной подписи
Отсоединенная ЭЦП представляет собой отдельный файл, который прилагается к основному документу.
Если в предыдущих случаях подпись была наложена на сам документ, то сейчас вам придется воспользоваться одним из следующих способов:
Чтобы проверить автоматически, нажмите на кнопку, отмеченную на фото:
Далее загрузите отдельно файл с документом и файл с подписью:
Для второго способа вам необходимо установить утилиту.
Выберите вашу операционную систему и нажмите на соответствующую ссылку:
Как работать с электронной подписью?
Чтобы повысить эффективность работы и увеличить скорость бизнес-процессов, современные предприниматели переходят на электронный документооборот, ядром которого является электронная подпись. Тем, кто только начинает ею пользоваться, стоит сразу разобраться, как это делать и что учесть.
В предыдущей статье мы разобрались, где и как получить электронную подпись, и выяснили, что самой незащищенной является простая электронная подпись. Поскольку простая ЭП не содержит криптографические механизмы, алгоритмы и представляет собой, например, пару логин-пароль или SMS-код, то пользоваться ею довольно просто.
Гораздо больше вопросов вызывает использование усиленной ЭП, так как оно сопряжено с различными технологическими нюансами. Поскольку в основе усиленной ЭП лежат криптографические механизмы, то для того, чтобы все они работали, необходимы соответствующие инструменты: ПО, правильная реализация в информационной системе и др.
Все технологические вопросы, касающиеся использования ЭП, можно разделить на несколько базовых блоков:
Рассмотрим подробнее каждый блок задач.
Как начать работать с электронной подписью
Инструмент №1 — криптопровайдер
Это специальное ПО, реализующее все криптографические алгоритмы. Оно дает инструментарий для их использования: чтобы создавать ЭП, проверять ее, зашифровывать и расшифровывать информацию. Одни из самых известных криптопровайдеров — КриптоПро CSP и ViPNet CSP.
Инструмент №2 — сертификат ЭП и закрытый ключ к нему
Эти элементы можно получить в удостоверяющем центре (УЦ). Они хранятся на защищенном носителе, который внешне выглядит как флеш-накопитель, но на самом деле является специализированным электронным устройством, обеспечивающим безопасное хранение закрытого ключа пользователя и сертификата ЭП. Этот носитель называется токеном. При осуществлении криптографических операций криптопровайдер обращается к защищенному носителю для получения доступа к закрытому ключу ЭП.
Токены на российском рынке выпускают различные производители. Флагманами считаются Рутокен (компания «Актив»), JaСarta (компания «Аладдин Р.Д.»).
Инструмент №3 — настроенное рабочее место
Основной вопрос касается установки корневых сертификатов УЦ, выдавшего сертификат ЭП. При работе с квалифицированными сертификатами ЭП настройка корневых сертификатов часто связана с дополнительной задачей — установкой кросс-сертификатов Минкомсвязи. Такие сертификаты позволяют удостовериться в том, что УЦ действительно аккредитован, так как в требованиях к квалифицированной ЭП указано, что она обязательно должна быть выдана аккредитованным УЦ.
Следующий блок задач касается правильной настройки браузера. При работе с площадками и системами с веб-доступом необходимо настроить браузер таким образом, чтобы он позволял осуществлять все необходимые операции. Если мы попробуем начать работу с браузером, настроенным по умолчанию, то работа с ЭП будет недоступна из-за политик безопасности операционной системы.
Также часто требуется установка дополнительных надстроек или плагинов для браузера.
Наличие трех основных инструментов — криптопровайдера, закрытого ключа и сертификата ЭП и правильно настроенного рабочего места — обеспечивает корректную работу в 99% случаев. Компания СКБ Контур создала специальный сервис для автоматической настройки рабочего места клиента. Чтобы осуществить настройку, достаточно зайти по адресу sertum.ru, выбрать нужный тип информационной системы, с которой планируется работать, и дождаться окончания работы веб-диска.
Как работать с ЭП в электронных документах
Порядок подписания будет отличаться в зависимости от типа электронного документа, с которым мы работаем. В целом можно выделить два вида документов:
1. Электронные документы специализированного формата, которые позволяют встроить ЭП внутрь самого документа (документы Microsoft Word, PDF).
Чтобы встроить ЭП внутрь файла, иногда нужны дополнительные настройки, но часто достаточно обычной версии программы. В случае с Microsoft Word многое зависит от версии продукта: в версии до 2007 года включительно ЭП в документе можно создавать без дополнительных надстроек, для более поздних версий понадобится специальный плагин — КриптоПро Office Signature. Руководство по настройке ЭП для Microsoft Word/Excel можно найти на сайте УЦ СКБ Контур.
Для подписания PDF-файлов можно использовать программу Adobe Acrobat. При помощи данного функционала можно встраивать ЭП внутрь документа. Проверка созданной таким образом ЭП осуществляется также при помощи программ Adobe Reader и Adobe Acrobat.
2. Неформализованные электронные документы, не обладающие дополнительным инструментарием для встраивания ЭП.
Для электронного документа можно создать ЭП без встраивания в сам документ. Такая подпись будет называться отсоединенной и представлять собой отдельный электронный документ. Таким способом можно подписывать любые электронные документы, в том числе и в форматах Word и PDF.
Набор инструментов для реализации таких возможностей в целом не ограничивается каким-то одним решением. Существуют отдельные программы, которые устанавливаются на рабочее место и позволяют создавать и проверять ЭП, например, КриптоАРМ. Есть веб-решения, с помощью которых можно прямо в браузере создать ЭП, загрузив документ в форму на сайте, присоединив свой токен с закрытым ключом. На выходе вы получите отсоединенную ЭП. Такие возможности предоставляет сервис Контур.Крипто.
Каким требованиям должно соответствовать рабочее место, чтобы с него можно было работать с ЭП? С критериями можно ознакомиться по ссылке.
Проверка электронной подписи
Чтобы проверить ЭП в документах Microsoft Word и PDF, можно воспользоваться штатной программой, открыть в ней документ и посмотреть, корректна ЭП или нет.
Второй способ более универсальный — воспользоваться отдельным инструментарием для работы с ЭП — КриптоАРМ или Контур.Крипто. Нужно загрузить в программу электронный документ с ЭП, сертификат, при помощи которого создавалась ЭП, и осуществить проверку. Данные утилиты в соответствии с алгоритмом проверки ЭП осуществят все необходимые действия. Во-первых, инструментарий позволяет убедиться в том, что сертификат, при помощи которого создавалась ЭП, действующий. Во-вторых, можно удостовериться в том, что сертификат выпущен УЦ, которому мы доверяем. В-третьих, можно получить подтверждение, что ЭП действительно соответствует тому электронному документу, который загрузили.
Как работать с ЭП внутри различных информационных систем
Информационные системы могут представлять собой веб-сервис или настольное приложение. Поскольку каждое настольное решение имеет свои особенности реализации и правила настройки для работы с ЭП, разбирать общие сценарии не имеет смысла. Остановимся на более унифицированных веб-решениях.
Чтобы получить возможность работать с ЭП в электронной облачной системе, нужно правильно настроить браузер. В данном случае потребуется установка плагинов, дополнительных настроек, которые помогают работать с ЭП. Например, на электронной торговой площадке «Сбербанк-АСТ» используется штатный плагин от Microsoft — Capicom. На портале госуслуг устанавливается свой плагин, работающий во всех браузерах и осуществляющий работу с ЭП.
Работа с ЭП на определенном веб-портале осуществляется при помощи интерфейса этого портала. Интерфейсы могут быть разные, но базовые сценарии сходны — это загрузка или создание документа и последующее его подписание ЭП. Веб-портал использует плагин, который совершает необходимые операции по созданию или проверке ЭП, и результат работы попадает на серверы информационной системы.
Чтобы начать работать на электронной торговой площадке, пользователю необходимо пройти аккредитацию и приложить копии требуемых документов, подписанных ЭП. В дальнейшем, участвуя в электронных торгах, все действия подтверждаются при помощи ЭП, и эта информация в юридически значимом виде сохраняется на серверах электронной торговой площадки.
Часто в процессе работы c веб-ориентированными информационными системами у пользователей возникают вопросы: почему мой сертификат не принимается системой? как проверить подлинность сертификата? Ответы на первый вопрос могут быть разными, но основных, как правило, три:
Почему иногда сертификат не проходит проверку подлинности на портале госуслуг?
Обратите внимание на то, что Постановление Правительства РФ от 27.08.2018 № 996 расширило действие простой ЭП на портале госуслуг. Ранее ее использование ограничивалось выполнением лишь элементарных действий, например, просмотром личного кабинета. Более серьезные операции требовали применения усиленной ЭП. Но, чтобы ее получить, нужно оплатить стоимость флеш-носителя, на котором она выдается в УЦ. Предполагается, что это нововведение позволит сократить расходы заявителей, связанные с выпуском физического носителя сертификата ключа ЭП.
Если резюмировать все описанное выше, можно отметить, что работа с усиленной ЭП имеет некоторый технологический порог вхождения. Для преодоления этого порога можно пользоваться готовыми программными решениями по автоматической настройке рабочего места и началу работы с усиленной ЭП, что существенно облегчает процесс.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как происходит проверка подлинности ЭЦП?
Какие есть средства для проверки заверенных цифровой подписью файлов
Осуществлять проверку подлинности ЭЦП можно разными способами. В числе самых распространенных:
Рассмотрим соответствующие механизмы проверки ЭЦП онлайн и на ПК подробнее.
Как проверить подписанный электронно документ онлайн
Основное преимущество онлайн-сервисов проверки ЭЦП — доступность с любого устройства, на котором есть браузер (ПК, мобильный девайс).
Общий для большинства соответствующих онлайн-сервисов механизм проверки ЭЦП предполагает:
1. Загрузку веб-страницы, на которой будет осуществляться проверка электронной подписи онлайн.
Это может быть, к примеру, страница на сайте удостоверяющего центра, выдавшего электронную подпись, посредством которой заверен проверяемый документ.
2. Загрузка через специальные онлайн-формы файлов, которые могут быть представлены:
3. Ожидание результата проверки подлинности электронной подписи.
ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании можно оформить бесплатно, но только в ФНС. На новый порядок можно перейти досрочно с 01.07.2021. Параллельно до конца 2021 года действует прежний порядок выдачи подписей юрлицам в коммерческих удостоверяющих центрах (но только в тех, которые прошли аккредитацию в 2021 году). ЭЦП, полученные в аккредитованных центрах действительны до окончания срока действия. Квалифицированные сертификаты удостоверяющих центров, не прошедших аккредитацию в 2021 году, действительны до 31.12.2021 (если аккредитация или срок действия сертификата не кончились раньше). С 1 июля 2021 г. такие удостоверяющие центры не могут выдавать сертификаты ключа проверки.
Подробнее о новшествах, действующих с июля 2021 года, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Рассмотрим то, как удостоверяется подлинность ЭЦП в режиме онлайн на примере портала «Госуслуги».
Проверка электронной подписи и сертификата ключа на сайте «Госуслуги»
Для того чтобы проверить электронную подпись на Госуслугах, нужно:
1. Зайти на веб-страницу по адресу: https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.
2. Выбрать формат проверяемой электронной подписи из 3 вариантов:
То, в каком конкретно формате использована ЭЦП для проверяемого файла, следует уточнить у его отправителя. Условимся, что файл представлен в формате PKCS#7 при отсоединенной ЭЦП.
3. Осуществить действия, необходимые для проверки электронной подписи в используемом формате, используя веб-форму. В нашем случае (когда ЭЦП формируется отдельным файлом) нужно:
4. Ввести защитный код и нажать «Проверить».
5. Дождаться результата проверки.
В случае если осуществляемая на Госуслугах проверка подлинности ЭЦП будет успешной, то на экране появится сообщение: «Подлинность документа подтверждена». Кроме того, на экране будут отражены:
Как установить и задействовать криптопрограмму на ПК
Проверить электронную подпись можно и с помощью криптопрограмм, инсталлируемых на ПК. Стоит отметить, что соответствующий тип ПО для проверки ЭЦП так или иначе использует онлайн-каналы, то есть доступ к интернету у пользователя должен быть. Во многих случаях удостоверяющие центры предоставляют пользователям возможность задействовать как онлайн-интерфейсы, так и криптопрограммы для одной и той же цели — проверки ЭЦП.
Но рассматриваемый способ имеет ряд преимуществ по сравнению с онлайн-схемой в чистом виде. А именно:
Собственно, для того чтобы задействовать в целях проверки подписи ЭЦП криптопрограмму, нужно получить ее дистрибутив в удостоверяющем центре, выдавшем подпись, которой заверен проверяемый документ, а затем установить программу на ПК. Данный дистрибутив может прислать по просьбе проверяющего лица и человек, подписавший документ и приславший его на проверку.
Наличия собственной ЭЦП и сертификата к ней, оформленных в соответствующем удостоверяющем центре, у проверяющего лица может не потребоваться, поскольку в данном случае проверка файлов будет осуществляться с задействованием открытого ключа.
Итоги
Проверка документов, подписанных с помощью ЭЦП, может осуществляться с применением онлайн-сервисов или же дистрибутивов криптопрограмм, устанавливаемых на ПК. Инструменты первого типа могут быть предпочтительнее с точки зрения универсальности, вторые — иметь преимущества в аспекте безопасности передачи данных, отказоустойчивости интерфейсов, удобства работы с файлами.
Узнать больше о применении ЭЦП в целях заверения документов вы можете в статьях:
Как проверить электронную подпись
Из нашей статьи вы узнаете:
Документ, подписанный электронной подписью, обладает юридической силой только в том случае, если он подписан действительной ЭЦП. Самостоятельная проверка электронной подписи помогает убедиться в правильности подписи и защите документа от внесения изменений посторонним лицом. Вопрос проверки действительности электронной подписи актуален в следующих случаях:
Сам процесс проверяет выполнение одновременно трех условий:
Как выполнить проверку
Сегодня функция проверки электронной подписи в документе может быть реализована следующими способами:
Контроль достоверности плагинами
Для контроля достоверности ЭЦП компания КриптоПро предлагает два плагина. Один бесплатный и служит для проверки PDF-файлов, а второй платный и предназначен для контроля юридической правомочности документов в форматах офисного ПО Word, Excel. Проверка в последнем случае требует дополнительного наличия программы КриптоПро CSP. После открытия документа необходимо выполнить следующие действия:
Если проверка будет пройдена успешно, то появится сообщение с указанием данных о сертификате и его владельце. Иначе появится информация о недействительности ЭЦП.
Для контроля достоверности подписи в PDF-файле также необходим криптопровайдер КриптоПРО CSP. Для выполнения операции выполните следующие действия:
Если проверка пройдет успешно, то появится окно с указанием владельца сертификата.
Применение онлайн-сервисов для проверки ЭЦП
Сегодня существует несколько онлайн-сервисов, чтобы проверять цифровые подписи и сертификаты любого типа вне пределов систем электронного документооборота. Примером станет бесплатный сервис КриптоПро DSS.
Для выполнения операции выполните следующие действия:
Результат появится на отдельной странице, и будет выглядеть вот так:
Скачать результаты проверки нельзя, но можно сохранить web-страницу, либо распечатать.
Использование портала Госуслуги
На универсальном портале Госуслуги есть раздел для проверки действительности цифровой подписи. Для этого достаточно загрузить нужный файл в систему, ввести защитную капчу и нажать «Проверить». Если ЭЦП расположена в отдельном файле, то дополнительно нужно на портал загрузить и ее.
Результат проверки подписи будет представлен на отдельной странице — показан статус сертификата подписи, кто владелец подписи и в каком удостоверяющем центре она была выдана, а также её срок действия.
Причины возникновения ошибок
При контроле достоверности могут возникнуть ошибки в ЭЦП. Чаще всего они связаны со следующими причинами:
Проверить работоспособность ЭЦП можно с КриптоПРО CSP. Для этого зайдите в приложение и выполните следующие действия:
После завершения процедуры появится отчет с указанием типов ошибок. Их можно скопировать и отправить в службу технической поддержки удостоверяющего центра.
Если у вас еще нет электронной подписи, Удостоверяющий Центр «Астрал-М» предлагает широкий выбор тарифных планов ЭЦП. У нас можно купить электронную подпись для решения любых рабочих задач, наши специалисты помогут вам выбрать подпись, отвечающую вашим потребностям. Чтобы её приобрести, заполните форму обратной связи.
Проверка электронной подписи по всем правилам
Чтобы документ, созданный в электронной форме, имел юридическую силу, его необходимо заверить электронной подписью (ЭП).
ЭП является полным аналогом подписи в документе, оформленном на бумажном носителе. Если подлинность обычной визы определить несложно, то как быть с ее электронным вариантом? В статье вы найдете подробный ответ на этот вопрос.
Виды электронной подписи
ЭП представляет собой информацию в цифровом виде, которая прикрепляется к визируемому электронному документу. Существует электронная подпись двух видов:
Простая ЭП содержит информацию только о подписанте, а усиленная способна показать, какие изменения вносились в документ после его утверждения.
Сертификат ключа проверки электронной подписи
Выдается удостоверяющим центром в бумажном или электронном виде, служит подтверждением принадлежности усиленной электронной подписи определенному лицу. Содержит два ключа:
Каждый сертификат имеет реквизиты: уникальный номер и срок действия. Документ содержит данные о своем владельце, удостоверяющем центре, который его выдал, устройстве для создания ЭП.
Сертификат ключа проверки электронной подписи может выдаваться в бумажном формате и электронном виде. Во втором случае получатель вправе потребовать его заверенную копию на бумаге.
Как проверить электронную подпись
Установить подлинность ЭП можно несколькими способами:
Проверять на подлинность можно как саму электронную подпись, так и ее сертификат. В обоих случаях вы получите нужный результат.
Резюме
Электронная подпись применяется для придания виртуальным документам юридической силы. Она бывает простой и усиленной. Установить подлинность первой невозможно, а для проверки второй удостоверяющими центрами выдается сертификат, который содержит ключ проверки ЭП.
Определить аутентичность электронной подписи можно несколькими способами. Основными являются: применение специального программного обеспечения, использование сайта госуслуг или других интернет-сервисов.
Если вы столкнулись с подделанной или взломанной ЭП, обратитесь к нашим профессиональным юристам. Они подскажут, что надо делать в такой ситуации.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Наша организация аккредитована на электронной площадке ЕЭТП,в результате торгов подписаны договора с помощью электронной подписи.Обязаны ли мы,как поставщики услуги,подписывать акт приемки-сдачи выполненных работ также электронной подписью или можно подписать акт в бумажном виде.К системе ЭДО Росинвойс площадки ЕЭТП Заказчик не подключен.
Насколько я знаю функционал федеральных электронных торговых площадок не позволяет подписывать в системе иные документы, кроме заявок на торги, контракты, протоколы разногласий и протоколы согласования разногласий.
Поэтому даже при желании подписать акт ЭЦП у вас не получиться.
Можете подписывать акт в письменной форме.
Закон не запрещает Вам подписать акт в письменной форме на бумажном носителе
Конечно никто не запрещает подписать акт выполненный на бумажном носителе, но если есть техническая возможность подписать с помощью ЭЦП, то лучше это тоже сделать.
Я несколько месяцев не работала на площадках, поэтому могу ошибаться. Когда работала такой возможности не было.
если ЕЭТП не дает возможности подписать акт, то его можно подписать в письменном виде.
Здравствуйте. На портале «Мой Арбитр» вступили в действие новые правила.
«Обращаем внимание, что каждое приложение к документу необходимо прикреплять в виде отдельного файла. •Приложения в форме электронных образов допускаются в формате PDF.
•Приложения в форме электронных документов допускаются в форматах:
— PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, ODT — для документов с текстовым содержанием;
— PDF, JPEG (JPG), PNG, TIFF — для документов с графическим содержанием.
•Электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.
•Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество страниц в нём. «
При подаче искового заявления в суд я его подписываю эл. подписью. А когда я прилагаю решения ФАС и другие подобные документы, их что, тоже мне своей подписью подписывать?
Да, поскольку это приложения — их также подписывайте ЭЦП.
С Уважением, Надежда.
Надежда, спасибо за ответ!
А в качестве подписантов я указываю себя или лиц, которые подписали документ?
точки зрения проверяющих организаций — налоговой и про. — договор с такими электронными подписями является законным?
Максим
Для ответа на вопрос нужно обратиться к соответствующему ФЗ
Статья 5. Виды электронных подписей
1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — квалифицированная электронная подпись).
2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи.
4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
Статья 6. Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью
1. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
2. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных неквалифицированной электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать порядок проверки электронной подписи. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 настоящего Федерального закона.
3. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
4. Одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.
rg.ru/2011/04/08/podpis-dok.html
Все требования, которые установлены для электронной подписи, определены Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Статья 5. Виды электронных подписей
1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — квалифицированная электронная подпись).
2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи.
4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 445-ФЗ)
5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
Статья 5. Виды электронных подписей
1. Видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее — квалифицированная электронная подпись).
2. Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
3. Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:
1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
4) создается с использованием средств электронной подписи.
4. Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:
1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. При использовании неквалифицированной электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи может не создаваться, если соответствие электронной подписи признакам неквалифицированной электронной подписи, установленным настоящим Федеральным законом, может быть обеспечено без использования сертификата ключа проверки электронной подписи.
Документы, подписанные электронной подписью, приравнены к официальным документам, подписанным собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях.
сервисов — но сложно понять, законна ли такая форма подписания договора и не потребуют ли налоговая или еще какой-нибудь проверяющий орган «оригинал» договора, подписанный от руки.
Максим
По поводу факсимиле четкого урегулирования не имеется. Но в налогах и бухгалтерии подобное использовать нельзя. Так как первичные документы принимаются к учету при наличии обязательных реквизитов к числу которых относится и личная подпись.
Максим, добрый вечер! К сказанному коллегами добавлю, с учетом приведенной ссылки, сто согласно ст. 7 Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права
иностранного государства и международными стандартами, в Российской
Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам
которого они соответствуют на основании настоящего Федерального закона.
2.Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут
считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что
сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с
нормами иностранного права.
По сути в ссылке речь идет о факсимиле а не о электронной подписи, которая не имеет ничего общего с визуальным воспроизведением настоящей подписи. Для того чтобы документы, подписанные электронной подписью могли без проблем приниматься той же налоговой необходимо использовать подпись и сертификат, выданные аккредитованным Минкомсвязи удостоверяющим центром
Если говорить о квалифицированной ЭП, то согласно
Квалифицированная электронная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не установлено иное, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) квалифицированный сертификат создан и выдан аккредитованным
удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день
выдачи указанного сертификата;
2) квалифицированный сертификат действителен на момент подписания
электронного документа (при наличии достоверной информации о моменте
подписания электронного документа) или на день проверки действительности
указанного сертификата, если момент подписания электронного документа
не определен;
3 )имеется положительный результат проверки принадлежности владельцу
квалифицированного сертификата квалифицированной электронной подписи, с
помощью которой подписан электронный документ, и подтверждено отсутствие
изменений, внесенных в этот документ после его подписания. При этом
проверка осуществляется с использованием средств электронной подписи,
имеющих подтверждение соответствия требованиям, установленным в
соответствии с настоящим Федеральным законом, и с использованием
квалифицированного сертификата лица, подписавшего электронный документ;
4) квалифицированная электронная подпись используется с учетом
ограничений, содержащихся в квалифицированном сертификате лица,
подписывающего электронный документ (если такие ограничения
установлены).
Что касается простой ЭП то тут требования менее жесткие и зависят от договоренностей участников электронного документооборота
1. Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью
при выполнении в том числе одного из следующих условий:
1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с
правилами, установленными оператором информационной системы, с
использованием которой осуществляются создание и (или) отправка
электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном
документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого
был создан и (или) отправлен электронный документ.
2.Нормативные правовые акты и (или) соглашения между участниками
электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания
электронных документов, подписанных простой электронной подписью,
равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным
собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:
1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;
2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.
3. К отношениям, связанным с использованием простой электронной подписи, в том числе с созданием и использованием ключа простой электронной
подписи,не применяются правила, установленные статьями 10 — 18 настоящего Федерального закона.
Для предоставления отчетности в налоговую факсимиле точно не подойдет, потребуется квалифицированная ЭП выданная аккредитованным удостоверяющим центром
Письмо Минфина России от 13.01.2016 N 03-03-06/1/259
Вопрос: Об использовании электронной подписи при
оформлении первичных учетных документов, а также о составлении и
хранении счетов-фактур в электронной форме.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики в связи с обращением об использовании электронной подписи при
составлении первичных учетных документов сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) виды электронных подписей,
используемых для подписания документов бухгалтерского учета,
устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. В этой
связи до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского
учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения
использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном
виде любой предусмотренный Законом N 402-ФЗ вид электронной подписи.
Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между
участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ) признаются для целей бухгалтерского учета и налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных указанным соглашением.
Таким образом, при оформлении первичных учетных документов
хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот,
применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную
подпись, при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ.
Налоговое законодательство предъявляет требование по применению
квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе при сдаче налоговой отчетности).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) счет-фактура является документом,
служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом
товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную
стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 «Налог на
добавленную стоимость» Кодекса. При этом согласно абзацу второму пункта 1
данной статьи Кодекса счет-фактура может быть составлен и выставлен на
бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры
составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и
при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и
возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с
установленными форматами и порядком.
Согласно пункту 6 данной статьи Кодекса счет-фактура, составленный в
электронной форме, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных
счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную
стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.12.2011 N 1137, предусмотрено, что счета-фактуры,
подтверждения оператора электронного документооборота, извещения
покупателей о получении счета-фактуры хранятся в хронологическом порядке
соответственно по мере их выставления (составления) или получения за
соответствующий налоговый период.
Кроме того, согласно пункту 1.13 Порядка выставления и получения
счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — Порядок), установленного Приказом Минфина России от 25.04.2011 N 50н, участники электронного документооборота обеспечивают хранение
документов, подписанных электронной цифровой подписью, составление и
выставление которых предусмотрены Порядком, совместно с применявшимся
для формирования электронной цифровой подписи указанных документов
сертификатом ключа подписи в течение срока, установленного для хранения
счетов-фактур.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные в установленном
порядке в электронном виде, хранятся налогоплательщиком в электронном
виде без распечатки их на бумажном носителе.