проверить чек по кюар коду как
Проверка чеков по QR коду
Внедрение цифровых технологий во многие сферы жизни и бизнеса преследует благие цели – исключить риск утери информации, повысить эффективность её обработки, упростить работу с ней покупателям, продавцам, контролирующим органам. Не обошла «диджитализация» и такую привычную процедуру, как выдача чеков при покупке товара или услуги. Сегодня, совершая покупку, мы все чаще получаем не только бумажный чек, но и его электронную копию.
Бумажный чек онлайн-кассы мы получаем в любом случае, а электронный – по требованию (если покупка совершается в офлайн-магазине) или по умолчанию (если товар приобретается в интернет-магазине). Обратите внимание, что существует несколько исключений – например для местности, в которой полноценная работа онлайн-кассы невозможна в силу отсутствия стабильного доступа к интернету.
Информация для компаний
С 1 июля 2019 года все подотчетные лица в компаниях могут использовать в качестве подтверждающих документов их электронные версии. Если продавец предоставляет файл именно в таком формате, его можно скачать, распечатать и приложить к авансовому отчету. Эта информация закреплена в Письме Минфина 21.04.2017 № 03-01-15/24307.
Если подотчетные лица в компании оформляют электронные авансовые отчеты в приложении Hamilton Авансовый отчет, то они в онлайн режиме прикрепляют все электронные подтверждающие документы или фото бумажных версий.
Какую информацию содержат чеки онлайн-кассы?
Чеки онлайн-кассы в бумажном или цифровом формате должны содержать все требуемые законодательством реквизиты, а именно:
Помимо ключевых реквизитов теперь чеки содержат и QR-код – специальный цифровой код, который можно считать смартфоном.
Работа онлайн-касс была запущена для того, чтобы собирать актуальные данные о совершении сделок. Соответственно, если работа таких касс не отличается точностью, все получаемые сведения можно считать не соответствующими действительности. Именно поэтому при проведении проверок Федеральная налоговая служба никогда не обходит вниманием онлайн-кассу.
Как показывает практика, кассовый чек с QR-кодом не всегда проходит проверку на подлинность. Одно из самых частых нарушений – отсутствие важной информации в документе или невозможность проверить QR-код из электронного чека. Если такие нарушения выявляются, налоговая служба может ограничиться предупреждением или же использовать различные санкции, например, в виде штрафа в размере от 2 до 10 000 рублей.
Как проверить чек по QR-коду самостоятельно?
Существует три способа проверить подлинность чека по QR-коду самостоятельно:
Наиболее простой и удобный способ проверки чека по QR-коду – скачать приложение на смартфон в App Store или Google Play и ознакомиться со страницей приложения на сайте ФНС, где доступна полная информация об особенностях работы с этим приложением. После запуска достаточно нажать кнопку «Проверить чек», активировать камеру смартфона и навести ее на QR-код. Приложение либо подтверждает подлинность чека, либо предлагает отправить жалобу в ФНС. Можно также запросить электронную копию чека и сверить ее с бумажным носителем.
В приложении есть функция формирования собственного QR-кода покупателя, в котором будут указаны все контактные данные. Впоследствии их не потребуется предоставлять, совершая покупку в офлайн-магазине, будет достаточно показать код продавцу, чтобы тот считал его сканером.
Ресурсы Операторов фискальных данных доступны как со смартфона, так и с персонального компьютера. Устанавливать ничего не придется, достаточно посетить сайт через обычный браузер. Однако информация о чеке будет доступна только в том случае, если магазин использует Оператора фискальных данных для передачи информации в Федеральную налоговую службу, а не делает это напрямую. В противном случае придется посетить сайт оператора и ввести данные чека. Если неизвестно, использует ли магазин услуги оператора, может потребоваться некоторое время, чтобы понять, есть ли информация о чеках на сайтах Операторов фискальных данных, так как их существует по меньшей мере десяток.
Личное посещение офиса Федеральной налоговой службы требует времени и предварительной подготовки. Чеки сканируются специальным устройством, которое может быть доступно не во всех офисах ФНС. Поэтому сперва потребуется позвонить в офис ФНС и узнать, есть ли там сканер для чеков.
Однако стоит учитывать то факт, что данные о чеках передаются в ФНС оперативно только с онлайн-касс. То есть если информации о чеке в системе нет, это не значит, что речь идет о нарушении, возможно, данные фискальной кассы еще не введены, так как скорость их обработки пока недостаточно высока.
Для чего и как проводится проверка кассового чека онлайн-кассы
Чек онлайн-кассы — крайне информативный документ, в котором присутствует большое количество реквизитов, идентифицирующих платеж от покупателя или клиента. Кассовый чек может быть проверен на подлинность теми или иными заинтересованными лицами — и на соответствие требованиям по указанию ключевых реквизитов. Но зачем? Каким образом можно выполнить проверку кассового чека?
Кто и зачем может проводить проверку чека онлайн-кассы
Чек онлайн-кассы — сам по себе довольно технологичный «продукт». Прежде всего, нужно отметить, что представлен такой чек может быть в двух вариантах — бумажном и электронном. Бумажный по внешнему виду почти не отличается от привычных чеков ККМ старых поколений. Но по содержанию — более чем, в силу того, что в нем появилось сразу несколько принципиально новых реквизитов (обусловленных требованиями Закона № 54-ФЗ).
Электронный представляет собой, собственно, электронную копию бумажного — практически с теми же реквизитами. Такой чек может быть выполнен в виде файла особого формата либо сохранен (и этот вариант можно считать типовым) в облаке с возможностью получения доступа к нему по ссылке в интернете.
Бумажный чек выдается в любом случае. Электронный чек онлайн-кассы (либо ссылка на него) должен быть отправлен покупателю по его запросу (и при условии предоставления им контактных данных — номера мобильного телефона или e-mail).
Указанное правило имеет исключения:
Оба типа чека формируются на онлайн-кассе при непосредственном применении ключевого ее технологического компонента — фискального накопителя, и сохраняются в его памяти. Кроме того, данные о платеже по кассовому чеку должны быть в установленном порядке переданы в ФНС (при посредничестве Оператора фискальных данных).
Таким образом, чек онлайн-кассы во всех случаях должен соответствовать следующим признакам:
При этом, все 4 указанные признака, в целом, связаны между собой как единые критерии корректного функционирования онлайн-кассы. Если присутствует хотя бы 1, то при корректно функционирующей онлайн-кассе это, скорее всего, автоматически означает, что будут наблюдаться оставшиеся 3.
Рассматриваемые признаки — и есть предмет проверки чека онлайн-кассы. В такой проверке могут быть заинтересованы:
Какие есть способы проверить кассовый чек на подлинность?
Рассмотрим все способы подробнее.
Проверка чека по QR-коду через мобильное приложение ФНС
Первым делом, скачиваем приложение, о котором идет речь. Ссылки на страницы приложения в Google Play и App Store находятся внизу страницы kkt-online.nalog.ru (кстати, это весьма информативная страница на сайте ФНС — там в подробностях раскрывается большое количество нюансов пользования онлайн-кассой).
Устанавливаем мобильное приложение ФНС «Проверка кассового чека» АО ГНИВЦ на свой смартфон
Далее запускаем приложение на мобильном гаджете (сразу отметим, что он должен быть с камерой). Готовим кассовый чек, который нужно проверить.
Затем находим пункт меню «Проверка чека».
Сразу же активируется камера. Нужно навести ее на QR-код, который печатается в нижней части кассового чека (как альтернативный вариант — можно ввести исходные данные вручную).
Приложение автоматически сканирует код и распознает зашифрованные в нем сведения о платеже, на основании которых можно будет осуществлена проверка чека.
Если с чеком все в порядке, то на экране появится надпись об этом. Если нет — сообщение об этом также будет показано на дисплее.
На странице с результатом проверки могут быть доступны кнопки:
Первая кнопка позволяет отправить в ФНС жалобу — о том, что чек не прошел проверку. С определенной вероятностью это будет означать, что магазин, выдавший чек, не использует онлайн-кассу либо неверно настроил ее. ФНС впоследствии примет жалобу во внимание при проверке.
Вторая кнопка позволяет получить электронную копию чека прямо на экран смартфона — она загружается с серверов ФНС. При желании можно сравнить содержимое электронного чека и бумажного. Копии кассовых документов, запрошенных в ФНС через приложение, хранятся в разделе «Мои чеки».
Весьма примечательная опция приложения от ФНС — формирование персонального QR-кода покупателя.
Он может быть показан с экрана смартфона продавцу в магазине — для оперативной передачи ему контактов в целях запроса электронной копии чека.
Данный QR-код обычно сразу появляется на стартовой странице приложения (на закладке «Визитная карточка»).
Продавец, воспользовавшись своим сканером, обеспечит считывание соответствующих контактов, а затем осуществит отправку электронного чека покупателю с онлайн-кассы.
Проверка кассового чека на подлинность через сервисы ОФД
Следующий способ проверки чека — использование специальных сервисов ОФД. Преимущество данного способа — в возможности задействовать обычный компьютер, а не мобильный гаджет (и в отсутствии необходимости что-то устанавливать, поскольку проверка будет производиться на сайте через браузер).
Недостаток способа проверки чека, о котором идет речь — в том, что можно использовать сервис только того ОФД, с которым магазин заключил договор о передаче фискальных данных в ФНС. Заранее о таком ОФД покупатель может не знать, и действовать придется наугад — пробуя проверить чеки на разных сайтах популярных ОФД.
Отметим, что во многих случаях на кассовом чеке все же указывается наименование ОФД и адрес сайта Оператора. Несмотря на то, что в перечне реквизитов чека онлайн-кассы, перечисленных в ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ нет такого требования, указание сведений об ОФД на чеке предусмотрено Форматами фискальных документов — если на кассе применяется ФФД 1.05 или 1.1. Но не все пользователи пока перешли на данные форматы, а если используется ФФД 1.0, то указание в чеке сведений об ОФД — рекомендуется, но не требуется.
Если удалось достоверно узнать сведения об ОФД, при посредничестве которого сведения о чеке переданы в ФНС (либо есть основания полагать, что предполагаемый ОФД окажется тем, который нужен), то в общем случае для проверки чека необходимо:
Чаще всего требуются некоторые данные из списка:
В зависимости от конкретного ОФД состав реквизитов, которые нужно указать на странице проверки чека, может отличаться. Но, как правило, они не выходят за приведенный перечень.
В зависимости от них, можно отреагировать на результаты проверки в предусмотренном законом порядке.
Ссылки на некоторые сервисы ОФД для проверки чеков:
… и другие операторы фискальных данных, зарегистрированные в реестре ФНС.
Личный визит в ИФНС
Альтернативный, офлайновый вариант проверки чека — личный визит в ФНС с кассовым документом. Однако, техническая возможность для такой проверки может быть не в каждом представительстве ФНС.
Дело в том, что эта проверка осуществляется с помощью особого сканера, который размещен в общем доступе. Данная технология, фактически, может рассматриваться как дальнейший шаг в развитии ранее применявшейся в ФНС платформы для проверки чеков, сформированных на кассах с ЭКЛЗ — то есть, ККТ, предшествовавшей онлайн-кассам. Применение данных платформ регулировалось письмом ФНС России от 12.07.2010 № АС-37-2/6454.
Таким образом, заинтересованному лицу нужно заранее позвонить в территориальное представительство ФНС с вопросом о наличии технической возможности проверить чек с помощью сканера, который установлен в ведомстве. Возможно, там подскажут ближайший офис ФНС — если в городе их несколько, где такое устройство имеется.
Какие могут быть нюансы
Отметим, что возможна ситуация, при которой покупка совершается в населенном пункте, в котором торговые точки имеют право использовать онлайн-кассы без подключения к ОФД и без передачи данных о платежах в ФНС (сейчас это населенные пункты с численностью населения не более 10 тыс. человек). Такая преференция может быть довольно востребованной, поскольку в этом случае хозяйствующий субъект может существенно сэкономить на услугах ОФД (порядка 3000 рублей в год только за основное обслуживание, к которому могут добавиться дополнительные расходы — например, на рассылку электронных чеков через SMS).
Фискальные данные с кассы, используемой в офлайновом режиме, все же передаются в ФНС, но несоизмеримо реже в сравнении с онлайновым режимом. А именно — только при перерегистрации кассы или при снятии ее с учета. Владелец кассы должен принести в ФНС фискальный накопитель, с которого будут считаны необходимые данные.
В таком сценарии сведений по чеку на серверах ФНС или ОФД к моменту проверки может не быть — просто потому, что их туда не успели передать. В этом случае указанные способы выявления подлинности чека не подойдут. Но при желании вопрос с проверкой фискального документа можно решить, обратившись в ФНС в частном порядке за консультацией. Специалисты ведомства подскажут, каким образом можно удостовериться в том, что чек — корректен.
Читайте о том, как зарегистрировать ККТ в Налоговой службе на официальном сайте или путем обращения в ИФНС.
Какая ответственность предусмотрена в КоАП РФ за нарушение порядка применения ККТ.
Как действовать продавцу-кассиру https://onlain-kassy.ru/ispolzovanie/kak/rabotat-s-onlajn-kassoj.html при работе с онлайн-кассой с учетом различных ситуаций.
Видео — как проверить чек онлайн-кассы:
В какие сроки и как отправить электронный чек покупателю в обычном и интернет-магазине чтобы исполнить закон, какие при этом есть нюансы
Когда выдавать кассовый чек при оплате физлицом на расчетный счет. Новые правила фискализации при безналичной оплате с учетом требований ст.1.2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 03.07.2018 года
Пробуем разобраться: получиться ли у предпринимателя сэкономить и использовать одну ККТ, если у него несколько торговых точек
Как отличить настоящий электронный чек от фальшивого
И не дать себя обмануть
Мошенники в интернете рассылают письма с электронными чеками.
Они выглядят как настоящие, но содержат ссылки на сайты, основная задача которых — обокрасть пользователя: получить данные банковской карты или заставить перевести деньги на счет мошенника.
В статье расскажу, как отличить настоящий электронный чек от фальшивого на примере двух, которые пришли мне и моей супруге в один день. Мой чек был настоящим — за покупку в интернет-магазине, а жена получила фальшивый — со спам-ящика.
Что за электронные чеки
По закону за приобретение товаров и услуг покупателю должны выдавать документ, который подтверждает оплату, — кассовый чек. Он может быть бумажным или электронным, если покупка и оплата произошли в интернете. Электронный чек доставляется покупателю на электронную почту либо в смс. Покупатель может проверить подлинность чека на сайте налоговой или в специальном мобильном приложении.
Чтобы упростить передачу отчетности в налоговую службу, между продавцом и налоговой существует организация-посредник — оператор фискальных данных, ОФД. Он получает информацию о покупке с кассы магазина и передает ее в налоговую. Это удобно: продавцу не нужно самому формировать отчеты для налоговой, а налоговая в любой момент может получить доступ ко всем операциям магазина. Еще ОФД обязан надежно хранить информацию о чеках в течение 5 лет.
Кроме этого, ОФД предоставляет магазинам услуги по рассылке покупателям электронных чеков и их брендированию: можно добавить свой логотип, рекламный баннер, ссылки на акции и т. п.
Брендированный чек выглядит привлекательно. Очень вероятно, что получатель захочет узнать подробности скидочных акций и перейдет по кнопке-ссылке в чеке. Этим и пользуются мошенники.
Как обманывают с чеками
Мошенник делает чек, используя данные реальных ОФД. Такой чек на первый взгляд выглядит как настоящий: в нем есть логотип оператора фискальных данных и ссылка на действительный сайт оператора, верный адрес электронной почты получателя.
Есть информация об организации, которая выдала чек, с указанием адреса, ИНН и фискальным номером кассы. Все это есть и в настоящем чеке. Но чтобы заставить пользователя перейти по ссылке из чека, в нем выделяют крупную сумму, которую якобы готовы выплатить получателю, ее нужно только забрать. Это и должно вас насторожить.
Р якобы выплатят покупателю в качестве акционного вознаграждения, должно насторожить: сумма большая, плюс по закону чеки на расходование средств выбивают, например, если возвращают деньги за товар или выплачивают выигрыш в лотерею» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Я работаю в области защиты информации, и мне интересно изучать разные случаи, связанные с защитой данных в интернете. Например, однажды я купил билет на концерт на сайте концертного клуба. Его мне прислали по ссылке, в конце которой в открытом виде был порядковый номер моего заказа. Меняя номер заказа в ссылке, я получал доступ ко всем оплаченным билетам других пользователей. Совесть не позволила мне распечатывать билеты на ближайшие концерты и перепродавать их. Но если бы на моем месте был мошенник, все могло закончиться по-другому. И таких случаев много, в Т—Ж уже были аналогичные истории про фишинг, звонки от мошенников и приложения-фейки.
Мошенничество с чеками — это что-то новенькое. Я разобрался, в чем суть обмана и как не купиться на уловки мошенников.
Универсальный API для получения информации по чекам
Привет жителям Хабра.
В данной статье хотелось бы рассказать про API для получения чеков, которое нам не предоставила всеми любимая ФНС.
Когда только появились QR-коды на чеках я подумал «Вау, как круто! Ты сканируешь код и видишь если не всю инфу по чеку, то ссылку на него». И какого же было мое разочарование, когда просканировав такой код я увидел что-то вроде
Но расстраиваться я не стал и подумал, что ФНС позаботилась о нас и предоставила API для получения такой информации. Погуглив некоторое время я понял, что ФНС нам предоставила только мобильное приложение для проверки чека и просмотра той информации, что поступила к ним от магазина.
Но! Между магазином и налоговой имеется ещё одно звено — ОФД — те, кто обрабатывают информацию по чекам, полученную от магазинов, и отправляют в налоговую. Вот они то и предоставляют API для получения нужной нам информации. Не все. И не всегда бесплатно.
Судя по информации из википедии по состоянию на 1 марта 2018 зарегистрировано 17 ОФД. Допустим 10 из них предоставляют открытое и бесплатное API. Учитывая то, что мы не знаем с каким ОФД работает конкретный магазин, нужно будет пройтись по API 10 операторов фискальных данных. Далеко не лучший вариант.
Спустя какое-то время, я случайно наткнулся на приложение (не от ФНС), которое по QR-коду с чека получает информацию по чеку. Не будут же они «пробегать» по всем ОФД и собирать оттуда информацию — подумал я. Снова отправился в гугл и наткнулся на такой ответ.
Казалось, после этого ответа можно заканчивать импровизированное расследование, но у меня оставались ещё вопросы:
Все параметры обязательные.
Если результат успешен, то пользователь создается, СМС с паролем отправляется на указанный номер, а в ответ возвращается 204 No content.
Если пользователь уже существует, то возвращается 409 Conflict и сообщение «user exists».
Если номер телефона некорректный, то возвращается 500 Internal Server Error и сообщение «failed with code 20101».
Если адрес электронной почты некорректный, то возвращается 400 Bad Request и сообщение «[«Object didn’t pass validation for format email: »]».
Если адрес электронной почты уже используется, а телефон нет, то ошибок не возникает и регистрация проходит успешно.
В заголовке передается Pre-emptive Basic Authorization, где в качестве username передается номер телефона, в виде «+79991234567», а в качестве пароля — код, полученный в смс при регистрации или восстановлении пароля.
Если все хорошо, то вернется 200 OK и сообщение в виде json
Если указать некорректный номер телефона или пароль, то вернется 403 Forbidden и сообщение «the user was not found or the specified password was not correct».
Если не указать номер телефона и/или пароль, то не вернется ничего.
Если номер телефона найден, то возвращается 204 No Content и на телефон приходит СМС с новым паролем.
Если номер телефона не найден или номер некорректный, то возвращается 404 Not Found и сообщение «the user was not found».
Если не указать номер телефона и/или пароль, то ничего не вернется.
Если чек не найден, то возвращается 406 Not Acceptable. Также чек может быть не найден, если он был получен достаточно давно. ФНС не хранит информацию по чекам за все время. На момент написания этой статьи ФНС хранила детальную информацию порядка 2-3 месяцев.
Если перед вызовом данного метода не происходила проверка существования чека, то вернется 202 Accepted (без сообщений и любого содержимого). При повторном вызове информация по чеку вернется.
Если в параметре «sendToEmail» попытаться подставить значение «yes», то вернется 500 Internal Server Error и сообщение «connect ECONNREFUSED 127.0.0.1:465». При попытке подставить другие значения («true», 1 и т.д.) вернется 400 Bad Request и сообщение «[«No enum match for: »]».
Если всё хорошо, то вернется 200 ОК и содержимое в формате json примерно такого вида:
Особого смысла в логине я не вижу, но он используется в их мобильном приложении. Возможно, в дальнейшем он для чего-нибудь пригодится.
Кому интересен пример реализации подключения к этому API, вот ссылка на гитхаб проект библиотеки, написанной на C#.
По всем вопросам или замечаниям прошу в комментарии.
UPD После небольшой проверки выяснилось, что ФНС не хранит детальную информацию по всем чекам. По крайней мере у меня 22.05.2018 не удалось получить полный чек от декабря 2017, января и февраля 2018, при том, что у ОФД эта информация имеется и мобильное приложение ФНС сообщает, что чек корректен. За март 2018 чек получить уже удалось.
UPD Как заметили пользователи IvanG и neoman36, n=1 это «Вид кассового чека». 1 — значит «приход», 2 — «Возврат прихода». Это же число надо вставлять при проверке существования чека.
UPD Как заметил пользователь Echo77, начиная с декабря 2018 года API стал возвращать код ответа 451 «Illegal public API usage», поэтому теперь прежде чем запрашивать чек, необходимо делать запрос на проверку существования чека.
UPD По замечанию пользователя Actie, в ответ на этот вопрос на тостере, в конце 2018 года ФНС выпустила официальный API «Проверка чека». «Доступ к API дают если написать заявление, заверить электронной подписью, рассказать зачем и как будешь использовать.» (с)
Получить токен физическому лицу, насколько понимаю, невозможно. Только юр. лицо или ИП. Также при написании заявления необходимо явно указать с каких IP адресов будешь запрашивать информацию по чекам.
Этот же пользователь (организация(?)) — Actie реализовали gem для Ruby. Но опять же замечу, что использовать его без токена не получится. Ссылка на репозиторий.
В этом же репозитории указано, что при большом количестве проверок API, описанный в данной статье, работает не стабильно. Лично я не проверял.
UPD Как заметил один из пользователей — после большого количества запросов появляется ошибка блокировки аккаунта. На 25.03.2020 лимит составляет около 25 запросов в сутки. Раньше такого лимита вроде бы не было.