Провенанс картины что это такое

Провенанс: не просто строчка в аукционном каталоге — это тайная жизнь произведений искусства

Провенанс картины что это такое

Сборник статей «Провенанс: альтернативная история искусства» объясняет, зачем исследовать происхождение вещей и почему это делать непросто.

Еще 30 лет назад историки искусства довольно небрежно относились к исследованию происхождения предметов искусства, к тому же этой теме посвящено сравнительно мало публикаций. Изыскания в области провенанса предполагают обработку и систематизацию разрозненной информации и скрупулезное изучение коллекционных отметок и маркировки на самих произведениях. Основными источниками служат проведенная после Второй мировой войны инвентаризация и аукционные каталоги почти 300-летней давности. Довольно редко удается проследить всю цепочку владельцев предметов искусства, затем эти частичные и (значительно реже) полные сведения публиковались в музейных или аукционных каталогах, а иногда и в научных статьях, правда обычно в сносках. Долгие годы это было знание ради знания. Однако в некоторых случаях провенанс можетдобавить ценности произведению искусства. В качестве хрестоматийного примера, подтверждающего данную тенденцию, можно назвать мемуары Эдварда де Вааля Заяц с янтарными глазами.

Благодаря компьютеризации и таким замечательным работам, как изданный в 1983 году «индекс провенанса» Бёртона Фредериксена, сегодня доступно значительно больше данных об истории владения различными предметами антиквариата и художественными произведениями. Хотя задача у данной книги, редакторами которой являются Гейл Фейгенбаул, возглавляющая Исследовательский институт Гетти, и Инге Рейст, руководитель одного из отделов Справочной библиотеки по искусству имени Фрика и директор Центра истории коллекционирования при Коллекции Фрика, иная. Она призывает выйти за пределы взглядов об исследовании провенанса как о «тихом, исключительно антикварном поиске» и принять более широкое толкование.

Примерно 25 лет назад исследования провенанса внезапно приобрели необычайную значимость в связи с появлением широкой практики реституции предметов искусства, в частности похищенных нацистской Германией. Два эссе, Тилманна фон Стокхауза Провал исследований провенанса в Германии и Уве Флекнера Порочная продажа: противоречивость провенанса в Т ретьем рейхе, внесли существенный вклад в исследования по данной теме.

В первом фон Стокхауз исследует проблемы, которые препятствовали легальному разбирательству в Германии, в том числе относительно трофейных предметов искусства. В результате войны и нацистских гонений немцы испытывали недостаток в квалифицированных исследователях: «история искусств потеряла больше кадров, чем любая другая дисциплина». Еще одна проблема сегодняшней Германии, пишет фон Стокхауз, состоит в том, что финансированием искусства занимается не Берлин, а федеральные земли, что зачастую приводит к противоречивым и запутанным директивам. Эссе Флекнера критикует сами методы исследования провенанса. До уста-новления нацистского режима современное искусство в Германии процветало. При Гитлере оно было низведено в ранг «дегенеративного искусства». После выставки, которая по сей день остается самой посещаемой в истории выставкой искусства, преследуемые работы были проданы частным образом или посредством аукционов, обменены или уничтожены. Флекнер также отмечает, что, когда Третьему рейху потребовались деньги, в некоторых случаях провенанс принадлежавших частным музеям картин специально искажался с расчетом увеличить доход от продажи.

Эссе Софи Руа включает в себя интересные замечания и обобщения об аукционах искусства в дореволюционной Франции.

«Провенанс был оскорблен революционной Францией», — пишет другой автор, Доминик Пуало. Радикальные изменения в праве собственности, в том числе на предметы искусства, привели к катастрофическим последствиям. Конфискация произведений искусства и повсеместное осквернение церковных и королевских памятников парадоксальным образом совпали с систематическим строительством музеев.

Идеализм власти в сочетании с чередой грязных сделок также приводит к сложностям при
установлении провенанса.

Источник

Провенанс

Провена́нс (англ. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением, предметом антиквариата, его происхождение.

На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Провенанс обычно приводится и в аукционных каталогах. Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения, предмета антиквариата. Провенанс является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство).

Ссылки

Литература

Провенанс картины что это такое

Провенанс картины что это такое

Полезное

Смотреть что такое «Провенанс» в других словарях:

провенанс — сущ., кол во синонимов: 3 • история владения (1) • источник (60) • происхождение ( … Словарь синонимов

провенанс — а, м. provenance f. Происхождение товара. Происхождение, месторождение (говорится о хлебе в хлебной торговле). Комм. сл. 1909. Хотя никаких знаков о месте производства и мастере братина не имеет, но вряд ли есть еще какие либо сомнения… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Мадонна с гвоздикой — Леонардо да Винчи … Википедия

Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434) — Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини, 1434 Portret van Giovanni Arnolfini en zijn vrouw Дерево, масло. 81,8 × 59,7 см Лондонская национальная галерея, Лондон «Портрет четы Арнольфини» … Википедия

Портрет Джиневры де Бенчи — Леонардо да Винчи «По … Википедия

Портрет М. И. Лопухиной — В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной, 1797 … Википедия

Портрет Сабартеса — Пабло Пикассо Портрет Хайме Сабартеса … Википедия

Маков, Павел — Павел Маков Дата рождения: 1958 год(1958) Место рождения … Википедия

Источник

По понятиям: Провенанс

В 2015 году в государственном музее во Франкфурте-на-Майне «Städel Museum» прошла интереснейшая выставка под названием «Vice Versa» — всё наоборот в переводе с латыни. На обозрение посетителей были представлены редкостные экспонаты, которые обычно видят только музейные работники, владельцы и искусствоведы — обратные стороны картин.

Некоторые картины выглядели как изрядно попутешествовавшие чемоданы — столько всевозможных наклеек, штампов и этикеток содержала их обратная сторона.

Но что это значит? Что это за штампы, этикетки и визитные карточки? Речь здесь о так называемой карточке «пациента», паспорте, если хотите. Благодаря этим наклейкам и пометкам искусствоведы могут проследить путь картины от создателя до музейных стен и по возможности исключить подделку. Речь здесь о таком понятии в искусстве как «Провенанс» — одном из базовых понятий в среде искусствоведов.

Провена́нс (фр. provenance — происхождение, источник) — история владения художественным произведением и его происхождение.

Как я уже сказала выше, на художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. Для архивов и библиотек, культурно-исследовательских организаций и музеев происхождение также может быть критерием для классификации. Нередко именно пометки и наклейки на картинах помогали воссоздать пробелы в биографии известных мастеров прошлого.

Совет для современных художников
Не забывайте указывать на своих работах важные «выходные» данные:
— формат работы с рамой и без рамы, с паспарту и без;
— основу, на которой создавалась работа (картон, лён, хлопок, дерево и т.д.)
— используемые материалы — от грунтовки до перечня красок;
— подпись или штамп художника;
— место создания;
— уникальный опознавательный символ и т.д.
Больше информации по оформлению работ, так называемых сертификатах подлинности и прочем вы можете найти в моей книге «Художник», изд. МИФ, 2021г.

Источник

Хорошая родословная. Как авторитет шедевров влияет на их цены

«Заработайте репутацию, и она будет работать на вас» — цитата приписывается Джону Рокфеллеру. Высказывание, по-моему, прекрасно применимое к предметам искусства и коллекционирования. В данном случае репутацией предмета выступает его провенанс: под этим термином на арт-рынке понимают происхождение, историю владения и продаж предмета.

Провенанс, если он известен и хоть сколько-нибудь примечателен, — вещь весьма любопытная. Во-первых, это один из ключевых факторов, влияющих на рыночную стоимость предмета. Сторонники так называемого гедонистического подхода к оценке доходности произведений искусства включают провенанс в число важнейших характеристик, напрямую влияющих на результат. Нередко (и особенно сейчас) он значит даже больше, чем громкое имя автора или бренда, возраст, состояние или размер произведения. А далее — и это во-вторых — начинается интересное: влияние провенанса далеко не однозначно.

Арт-рынок знает случаи, когда предметы с испорченной репутацией (происхождение из запятнанного источника, связь с негативным событием), несмотря на высочайшее качество, теряли привлекательность в глазах покупателя и падали в цене. Продавались они хуже, чем схожие, но не отмеченные печатью трагических событий. Вспомнить хотя бы коллекционные ценности русских аристократов — русское искусство, предметы из коллекции Эрмитажа, национализированные после революции. В период с 1921 по 1939 год было продано 1,4 млн предметов, а выручка составила около 81 млн рублей. Очень скромная цифра с учетом качества предметов. Другой пример — произведения искусства, связанные с именем маршала Геринга и фактами нацистского владения: работы мастеров импрессионизма, дадаизма, кубизма, фовизма, сюрреализма, экспрессионизма и баухауса, изгнанные в свое время из стен крупнейших музеев Германии.

В целом считается, что провенанс может скорректировать цену предмета в среднем на 15% — как в одну, повторюсь, так и в другую сторону, но в любом случае лучше, если провенанс известен. Вещь вообще без истории в наше время — как человек без репутации. Он может похвастать самыми выдающимися качествами, но без рекомендации со стороны в высшую лигу будет не вхож.

Дальше интереснее: провенанс может не только увеличить или уменьшить, но и буквально с нуля создать рыночную стоимость предмета. Речь в первую очередь о памятных вещах, так называемой меморабилии. К ней относят предметы личного пользования и обихода, принадлежавшие известным личностям, а также их автографы (автограф — это, по сути, вообще стопроцентный провенанс: единственное, что в предмете есть). Доказательство — проходящие с бессменным успехом аукционы вещей и коллекций звезд и исторических фигур. Платья Мэрилин Монро и принцессы Дианы, личные вещи Майкла Джексона и даже Стива Джобса, раз за разом продающиеся за сотни тысяч и миллионы долларов, доказывают, что уровень цен определяется масштабом фигуры в истории. По статистике, при продаже подобной коллекции на отдельном аукционе, посвященном владельцу (так называемом single owner auction), общий процент проданных лотов неизменно превышает среднерыночные показатели: новых хозяев находят даже вещи второго ряда, которые в смешанном каталоге могли бы остаться и вовсе не замеченными.

И самое, пожалуй, яркое отличие провенанса от прочих ценообразующих факторов: на провенанс может (и должен) непосредственно влиять сам владелец. Одна из главных стратегических задач коллекционера — это укрепление репутации своего собрания или отдельных предметов, и здесь провенанс уже не средство, а цель. Это работа на перспективу. Она начинается с покупки в проверенных источниках, например на открытых торгах. Но мало правильно купить: надо правильно работать с коллекцией. Ее нужно «выводить в свет»: участвовать в выставках, знакомить с ней аудиторию, организовывать публикации в альбомах, каталогах и СМИ, увеличивая таким образом капитализацию коллекции и ее вес на рынке.

Примеров такого отношения немало. Самые успешные, на мой взгляд, коллекционеры — это люди, привыкшие к системному подходу: здесь можно вспомнить известных врачей Марка Курцера, Давида Иоселиани, Михаила Алшибая и др.

Используя провенанс как инструмент, наращивая авторитет своей коллекции, коллекционер одновременно может и сформировать рынок своего направления, и значительно увеличить его капитализацию.

Источник

Легенда или провенанс.

Насколько при продаже антиквариата влияет провенанс, лишний раз говорить не надо. Но вот насколько нужно верить этим рассказам.

Существует два вида провенанса. Первый это задокументированная история предмета, его продажи на аукционах, публикации в научной литературе или каталогов выставок. Второй тип провенанса это рассказы продавцов об истории предмета. Давайте попробуем разобраться и рассмотрим оба варианта подробнее.

С первым вариантом все понятно. При продаже такого предмета который имеет историю его стоимость особо не вырастает, но добавляет уверенность в оригинальности предмета. Так же такой провенанс частично защищает предмет от краж и перепродажи предмета. Так как обычно на такой предмет есть детальное описание с его фотографиями. Соответственно продавать такой засвеченный предмет значительно сложнее. Правда есть небольшой нюанс, когда мошенники изготавливают на основании такой информации копии или допустим в живописи «авторские повторы». Но при ответственном подходе это вскрывается достаточно легко.

Провенанс картины что это такое

Второй вариант провенанса, это рассказы диллеров о истории происхождения предмета. Начиная с Советского времени предметы имели истории происхождения из «глухих деревень». Конечно эти рассказы возникли не на пустом месте. Существовали целые организованные группы, которые ездили по необъятным просторам Советского Союза, и предлагали услуги «фотонабора»-«лурики». Это когда в селах набирались старые фотографии, которые потом ретушировали, раскрашивали и возвращали хозяевам. Конечно основной целью таких групп был не антиквариат, а деньги. Но не всегда желающие могли заплатить приезжим гастролерам, вот в ход и шло все начиная от драг.металов (украшения и столовое серебро) и заканчивая иконами. Поэтому для придания достоверности предмета рассказывалось что «Икона, привезена из глухой деревни в Тьмутараканьской области». В 90 годы стало популярно говорить о том, что предмет из музейных запасников. К большому сожалению то что в тот период было продано много предметов из музеев-факт. Но так же и факт то что для легализации поделок использовались такие рассказы. Прошло время, сменились реалии и теперь часто можно слышать истории о предметах с чердаков. Когда, поток «музейных предметов» иссяк на смену вышли «черные копатели», начали набирать популярность предметы связанные со Второй Мировой Войной. Особенно это касалось предметов стран противников СССР. Стало проще продать кольцо чести СС сделанное умельцами вчера, рассказав при этом что оно «поднято лично» в районе «прохоровского котла». Иногда доходило до анекдотичных ситуаций, когда «вор у вора дубинку украл». Приезжали дельцы в отдаленные деревни и оставляли разную подделки у бабушек, после этого приезжали копатели, на вопрос «может что то есть старое?». Бабушки (дедушки), выносили кучу мусора в котором блистали кольца с черепами или редкие немецкие награды. Аргумент о приобретении вещи за копейки никогда не может быть признаком оригинальности. Анализировать причины и ценообразование подделок и оригиналов отдельная тема. Сейчас когда эти легенды не работают, популярно просто аргументировать «что предмет от населения и был куплен за копейки». Кстати эти легенды никакое не наше изобретение, в Америке любят говорить что предмет «из семьи ветерана» или куплен за копейки «на гараж сейле».

Это типичные «легенды». Конечно существуют более интересные варианты типа:
Этот орден принадлежал генералу Пупкину. (Но так как номера на нем нет то достоверно установить этого никто не сможет). И подтверждается это не документами, а просто воспоминанием бабушки, которая была фрейлиной, любовницей и прочее, прочее.
Эта ваза принадлежала Гитлеру, мой дед лично взял ее в Берлине. (Причем в таких рассказах может быть только правды. А именно действительно вазу привезли трофеем из Германии, и возможно она была у какого то высокопоставленного чиновника. Просто в устной традиции город в Германии трансформировался в Берлин, а чиновник или военный в Гитлера).
Икона очень древняя XV века, ее помнит еще моя прабабушка которой она досталась от ее прабабушки. Хотя икона и самая обычная напечатанная на жести конца XIX начала XX веков. Просто в сознании людей прабабушка это 4 поколения назад и соответственно +/- 400 лет. Хотя на самом деле поколение считается срок 20-30 лет. Вот и получается такая занятная арифметика.

Соответственно, провенанс в редких случаях может увеличить стоимость предмета когда это может быть документально подтверждено. И предмет принадлежал личности внесшей вклад в мировую или локальную историю. Но помимо подтверждения принадлежности предмета необходимо понимать и уметь преподнести роль этого человека. Понятное дело о личных вещах Наполеона или членов Царской семьи особо расспростанятся не надо, другое дело когда идет речь о каком то генерале или чиновнике. Во всех остальных случаях провенанс дает лишнее подтверждение в оригинальности. А так же может немного увеличить стоимость и добавить радость от обладания не просто красивым предметом, но и кусочком НАСТОЯЩЕЙ истории с реальными людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *