Проведение рекламных акций сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков изготавливаемых
Проведение рекламных акций сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков изготавливаемых
Статья 21. Реклама алкогольной продукции
1. Реклама алкогольной продукции не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
С 01.01.2019 п. 1 ч. 2 ст. 21 не применяется в части рекламы в периодических печатных изданиях пива и напитков на его основе (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ и от 31.12.2014 N 490-ФЗ).
1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
(в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 119-ФЗ, от 21.07.2014 N 235-ФЗ, от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
С 01.01.2019 п. 3 ч. 2 ст. 21 не применяется в части исключений, предусмотренных ч. 7 ст. 21 (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ).
3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
С 01.01.2019 п. 7 ч. 2 ст. 21 не применяется в части исключений, предусмотренных ч. 6 ст. 21 (ФЗ от 21.07.2014 N 235-ФЗ).
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 235-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 8 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ)
2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.
(часть 5 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.
(часть 8 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
(часть 9 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 296-ФЗ)
Статья 21. Реклама алкогольной продукции
1. Реклама алкогольной продукции не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;
3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;
4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
2. Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
1) в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;
3) в телепрограммах и радиопрограммах (за исключением случаев, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи), при кино- и видеообслуживании;
4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;
5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи;
8) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
2.1. Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.
3. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
4. Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. При этом запрещается привлекать к участию в раздаче образцов алкогольной продукции несовершеннолетних и предлагать им данные образцы.
5. Не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.
8. Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.
Реклама алкогольной продукции, пива и табачных изделий
Семенихин В.В., заместитель Генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».
Рассмотрим требования, предъявляемые законодательством к рекламе алкогольной продукции, пива и табачных изделий.
Реклама алкогольной продукции
Рекламе алкогольной продукции посвящена статья 17 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с этой статьей:
«Реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе.
При рекламе алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 15 процентов объема готовой продукции должно использоваться не менее половины рекламного времени (площади) для информации населения о вредных последствиях употребления алкогольных напитков и способах определения их фальсификации».
Данная статья регулирует отношения в области рекламы, а именно: устанавливает ограничения по рекламе алкогольных напитков и, следовательно, входит составной частью в систему законодательства Российской Федерации о рекламе.
Правовое регулирование вопроса производства и оборота алкогольной продукции осуществляется Федеральным законом N 171-ФЗ.
Конкретизируют его положения многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, в частности инструкции и приказы компетентных, уполномоченных органов, разъясняющие и уточняющие нормы Закона. Все эти документы обладают юридической силой и применяются в процессе осуществления организациями и предпринимателями соответствующей деятельности.
Для того чтобы понять, какие именно напитки относятся к данной продукции, обратимся к Федеральному закону N 171-ФЗ. В статье 2 данного Федерального закона N 171-ФЗ приведены основные термины и понятия:
Необходимо обратить внимание, что если вино произведено без добавления этилового спирта, то есть путем естественного брожения виноградного или плодового сырья, но при этом добавлен сахар или ароматические добавки, то такое вино не может считаться натуральным. Этот вывод возникает при анализе норм Закона;
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 102-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» четко определено, что с 1 января 2006 года действие данного Закона не распространяется на пиво и натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 процентов, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.
Статья 21 Федерального закона N 38-ФЗ устанавливает особенности рекламы алкогольной продукции. Статья состоит из ограничений, которые должны соблюдаться торговыми организациями при рекламировании алкогольной продукции, и обязанностей, установленных рекламодателям и рекламораспространителям. Остановимся сначала на запретах и ограничениях.
Ограничения по содержанию.
Реклама алкогольной продукции не должна:
Как уже было отмечено, в соответствии с СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией, устанавливает, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. С этой целью в законодательстве Российской Федерации содержится комплекс норм. Поэтому естественно, что Федеральный закон N 38-ФЗ особо защищает интересы несовершеннолетних при производстве и распространении рекламы. Нельзя злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта;
В Федеральном законе N 38-ФЗ установлены ограничения в отношении рекламы товаров, непосредственно не предназначенных для несовершеннолетних. Использование образов несовершеннолетних в рекламе разрешается, за исключением определенных социально опасных товаров, где это допустить невозможно. Это касается алкоголя, пива, табака, а также товаров, которые представляют определенную опасность для несовершеннолетних.
Ограничения по размещению.
«Реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
Кроме того, торговые организации, осуществляющие торговлю алкогольной продукцией, обязаны обеспечить наличие в процессе рекламы алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.
Причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в торговых организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.
Реклама пива
В соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ пиво не относится к алкогольной и спиртосодержащей продукции и не подпадает под действие данного Закона.
Вопрос о рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, относительно недавно получил законодательное закрепление. В Федеральном законе N 38-ФЗ ему посвящена отдельная статья. В статье 22 Федерального закона N 38-ФЗ, так же как и в статье, посвященной рекламе алкогольной продукции, содержатся ограничения, которые должны выполняться при рекламе пива.
Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:
«Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться:
Аналогично с рекламой алкогольной продукции устанавливается обязанность сопровождать рекламу предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. А также устанавливается обязательная продолжительность и объем такого предупреждения.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в иных организациях или местах запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.
Реклама табака
В статье 23 Федерального закона N 38-ФЗ содержатся особенности, установленные законодателем для рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.
Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности: в Европе, Азии, Африке. Табак является самой распространенной непищевой сельскохозяйственной культурой в мире. Табак выращивается более чем в 100 странах мира.
Миллионы людей во всем мире курят. Российская Федерация находится на четвертом месте в мире по употреблению табака. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше и, что наиболее опасно, в это число входят женщины и юношество. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, угарный газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие; а вредных веществ содержится почти 1200!
К курительным принадлежностям относятся: трубки, кальяны, сигаретная бумага, зажигалки, мундштуки, портсигары и другие подобные товары.
В части первой статьи 23 Федерального закона N 38-ФЗ содержатся требования к содержанию рекламы данной продукции, перечислены пункты, которые не должны присутствовать в рекламе.
Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна:
Кроме запретов в части содержания Законом устанавливаются некоторые запреты для размещения рекламы табака.
Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться:
Так как теле- и радиопрограммы охватывают самую обширную аудиторию потребителей рекламы, запрет на размещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей является достаточно жесткой ограничительной мерой;
В данном случае речь опять идет о защите несовершеннолетних в рекламе. Провозглашенный запрет злоупотреблять отсутствием у детей критического восприятия сообщений средств массовой информации, отсутствием у подростков жизненного опыта проходит через весь Федеральный закон N 38-ФЗ;
Данное ограничение связано с тем, что первые и последние страницы журналов больше обращают на себя внимание;
Как вы могли заметить, ограничение территориального размещения рекламы содержится в требованиях к рекламе всех социально опасных продуктов.
Реклама табака и табачных изделий в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что законодатель идет по пути поэтапного внедрения запретов и ограничений на рекламу алкогольной продукции, пива и табачных изделий.
5.2. Реклама пива
Ограничения на рекламу пива введены в Закон о рекламе летом 2004 г. Они были связаны с агрессивной рекламой пива на телевидении, которая стала все шире распространяться с запретом рекламы алкогольной продукции (пиво по российскому законодательству не считается алкогольной продукцией).
Требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе (далее – реклама пива), по своей структуре не отличаются от требований к рекламе алкогольной продукции. Закон о рекламе устанавливает следующее (статья 22):
• требования к содержанию рекламы;
• требования к средствам распространения рекламы;
• требования к проведению рекламных акций.
Реклама пива не должна:
1) содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
2) осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
3) содержать утверждение о том, что пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безвредны или полезны для здоровья;
4) содержать упоминание о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, является одним из способов утоления жажды;
5) обращаться к несовершеннолетним;
6) использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Реклама пива в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее трех секунд, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино– и видеообслуживании, – не менее пяти секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее семи процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 10 процентов рекламной площади (пространства).
Реклама пива не должна размещаться:
1) в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени;
2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, радио– и телепередачах, аудио– и видеопродукции;
3) при кино– и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени;
4) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;
5) в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;
7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе 100 м от таких сооружений.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, допускается только в организациях или местах, в которых разрешается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе. При проведении таких рекламных акций запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов и предлагать им такие образцы.
Наиболее сложным для специалистов оказалось требование не использовать в рекламе пива образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью анимации. Такой запрет можно считать ограничением конституционного права человека на свободу творчества в целях охраны здоровья граждан. При этом в законодательстве не раскрывается понятия «образ», а многие зарегистрированные товарные знаки пива содержат изображения людей и животных.
Федеральная антимонопольная служба выступила с разъяснениями требований закона к рекламе пива.
Поскольку закон не содержит каких-либо оговорок, уточняющих группы товаров (пива), в рекламе которых он применятся, его требования в равной мере распространяются на рекламу алкогольного и безалкогольного пива.
Следует учитывать, что рекламой товара признается, в том числе, демонстрация в рекламе отдельных элементов его упаковки или средств его индивидуализации, например товарных знаков, если такая реклама призвана формировать или поддерживать интерес к данному товару и способствовать его реализации. В то же время, исходя из сложившейся судебной практики, не являются рекламой пива сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные непосредственно на товаре, его этикетке, упаковке, на официальных бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, в сети Интернет при указании доменного имени; на сувенирной продукции; на фирменной одежде; на утвари (бокалы, скатерти, пепельницы, салфетки, краны, стойки баров, холодильники и т. п.), используемой при обслуживании в местах продажи пива, если это связано с оформлением мест продажи, а также в местах его производства и на выставках.
Что касается требования о запрете информации о том, что употребление пива важно для достижения успеха либо улучшения физического или психического состояния, антимонопольный орган пояснил, что это требование распространяется как на прямое указание в рекламе о таких свойствах пива, так и на косвенные способы информирования потребителя: композиционное оформление рекламы таким образом, при котором из ее содержания (смысла) следует, что употребление пива важно для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния. При этом нарушением указанного положения закона являются случаи, когда в рекламе достижение общественного, спортивного или личного успеха либо улучшение физического или психического состояния обусловлены употреблением пива.
Также ФАС пояснила, что демонстрация в рекламе процесса употребления пива не может рассматриваться как утверждение, что это является одним из способов утоления жажды, если отсутствуют иные признаки, свидетельствующие о том, что употребление пива происходит в целях утоления жажды. Правда, такая демонстрация должна производиться без использования образов людей и животных.
Отнесение печатного издания, радио– и телепередачи, аудио-и видеопродукции к продукции для несовершеннолетних определяется, исходя из свидетельства о регистрации, примерной тематики, целевой аудитории, прокатного удостоверения.
Отнесение организации к детским, образовательным, медицинским, санаторно-курортным, оздоровительным, спортивным организациям, организациям культуры производится в зависимости от той сферы деятельности, которую осуществляет данная организация. Классификация видов деятельности предусматривается Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Сфера деятельности конкретной организации определяется в ее учредительных документах, а правомерность такой деятельности в установленных законом случаях зависит от получения разрешительной документации (например, лицензии). Также отнесение того или иного юридического лица к одной из перечисленных в указанной норме закона организаций возможно в зависимости от того, осуществляет ли реально данное юридическое лицо виды деятельности, позволяющие отнести его к детским, образовательным, медицинским, санаторно-курортным, оздоровительным, спортивным организациям, организациям культуры.
Антимонопольный орган разъяснил, что под мультипликационными фильмами понимаются фильмы, полученные путем съемки рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения. К мультипликационным могут быть также отнесены фильмы, изготовленные с помощью компьютерной графики. Однако использование в игровых фильмах компьютерных спецэффектов не приравнивает автоматически данные фильмы к мультипликационным. Следует учитывать, что показ нарисованных персонажей или кукол в статичной рекламе (в журналах, газетах, в наружной рекламе) не нарушает требования указанной нормы закона. Данный подход применяется и к рекламе, распространяемой в сети Интернет. В Интернете запрещается размещать рекламные ролики пива в виде мультипликационных фильмов. В случае же размещения статичного рекламного баннера на такую рекламу не распространяются положения о запрете использования в рекламе мультипликации (анимации).
Требование закона о нераспространении рекламы пива в средствах массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья, в равной мере распространяется как на печатные, так и электронные. Оценка специализации средства массовой информации на вопросах экологии, образования, охраны здоровья осуществляется, исходя из сведений о примерной тематике СМИ, содержащейся в свидетельстве о его регистрации.
Конкретное содержание и способ доведения предупреждения о возможном вреде употребления пива законом не регламентированы и определяются при производстве рекламы субъектами рекламной деятельности самостоятельно. Закон допускает возможность предупредить потребителей о возможном вреде употребления пива при помощи текстовых, аудио– и видео– сообщений, изображений и прочего не только непосредственно в рекламе, но и в том пространстве (месте), где она размещается.
В радио– и телепрограммах предупреждение может быть оформлено в виде предупреждающей надписи, демонстрируемой на протяжении определенного законом времени трансляции рекламного ролика, и/или посредством соответствующего звукового сообщения.
В помещениях организаций, где осуществляется оборот, розлив пива и имеет место его реклама, предупреждение может быть оформлено в виде надписей, размещенных на стенах, столиках, стойках и т. д. с соблюдением в совокупности требований к соотношению площади рекламы и предупреждения.
При этом во всех случаях содержание предупреждения должно соответствовать заложенному законом смыслу, а его визуальное или звуковое воплощение должно обеспечивать потребителям адекватное восприятие предупреждения (позволять прочесть, расслышать, увидеть).
Приведенные разъяснения направлены в адрес территориальных органов ФАС. Кроме того, ФАС разъяснила, что означает запрет на использование образов людей и животных в рекламе пива.
Пивовары могут рекламировать товар с изображением на этикетке людей и животных, а также сообщать название пива, даже если оно является обозначением человека или животного.
Вместе с тем в рекламе пива запрещается показывать живые существа (неизвестные или вымышленные), одушевлять объекты природы или предметы, демонстрировать части тела, силуэты и т. д. Голос человека может быть использован в рекламе пива для предоставления информации, но только в том случае, если он не создает образ человека.
Представители пивоваренных компаний отметили, что не нашли в рекомендациях Федеральной антимонопольной службы ответ на два вопроса: можно ли использовать логотип пива, к примеру, в наружной рекламе, а также каким образом использовать голосовое сопровождение рекламы, чтобы не создать образ человека.
Спорный вопрос, связанный с рекламой пива, рассмотрел на своем заседании Экспертный совет по применению законодательства о рекламе 10 марта 2005 г.
Вопрос заключался в следующем: можно ли рассматривать стимулирующую лотерею в рекламе пива как информацию о том, что его употребление имеет важное значение для достижения личного успеха. Совет рекомендовал принять к сведению результаты лингвистического исследования о толковании понятий «успех», «удача», «выигрыш», «победа» в контексте информации о проведении стимулирующей лотереи и признать, что участие и выигрыш в стимулирующих мероприятиях сами по себе не свидетельствуют о достижении успеха, а информацию о факте проведения лотереи пива нельзя рассматривать как информацию о том, что употребление пива имеет важное значение для достижения личного успеха.
Своевременные разъяснения антимонопольного органа привели к тому, что в административной и судебной практике редко встречаются случаи привлечения к ответственности за нарушение требований к рекламе пива. В основном рекламодатели и специалисты в области рекламы не выходят за рамки установленных ограничений, а использование голоса человека в телерекламе пива признано допустимым.
Читайте также
Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ
Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе
Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе 1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах 1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах
Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных
Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе
Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе 1. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:1) содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения
84. РЕКЛАМА
84. РЕКЛАМА Федеральный закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее – товары) Российской Федерации, включая рынки банковских страховых и иных услуг, связанных с
Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе
Статья 22. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе 1. Реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна:1) содержать утверждение о том, что употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, имеет важное значение для достижения
4.4. Реклама в кино– и видеообслуживании
4.4. Реклама в кино– и видеообслуживании В целях защиты кинозрителей от излишнего количества рекламы законом установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а также на совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иными
4.6. Наружная реклама
4.6. Наружная реклама В законодательстве отсутствует четкое определение наружной рекламы. Отличительной особенностью данного вида рекламы являются средства распространения, некоторые из которых перечислены в статье 19 Закона о рекламе. Согласно закону, наружной
Реклама спонсоров
Реклама спонсоров КЛИФФОРД ЧАНС КЛИФФОРД ЧАНС — ВЕДУЩАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА В РОССИИМосковский офис Клиффорд Чанс предлагает:• комплексное интегрированное юридическое обслуживание• разносторонний опыт заключения коммерческих сделок на российском и