Проведение акции письмо солдату
Социальный проект Акция «Письмо солдату»
МБОУ «Красноярская СОШ № 1»
Акция «Письмо солдату»
Центр социального проектирования «Мы вместе»
1) Ильина Елена, учащаяся 7 «А» класса;
3) Ерофеева Дарья, учащаяся 7 «Г» класса;
Актуальность данной проблемы 4
Сбор и анализ информации по проблеме 6
План действий команды 9
Реализация плана действий команды 1 4
Приложение №1 Положение об акции «Письмо солдату»
Приложение № 2 Социальное партнёрство в рамках акции
Приложение № 3 География акции «Письмо солдату»
Приложение № 4 Итоги Акции «Письмо солдату»
Приложение № 5 Из писем участников Акции (пресс-релиз)
Приложение № 6 «Обратная связь»
В разных уголках России несут сегодня службу выпускники омских школ. Для некоторых из них профессия военного – призвание души.
Армия является гарантом стабильности и безопасности нашего общества. Проблемы общества как в зеркале отражаются на состоянии армии. Так что же случилось с нами? Мы перестали быть патриотами и перестали любить свою армию?
Необходимость военно-патриотического воспитания молодежи особенно остро стала в последнее время. Патриотизм в формировании личности занимает и будет занимать особое место. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении личности, в формировании у молодого человека активной жизненной позиции, является главным фактором социализации личности. При отсутствии духовных идеалов, при снижении авторитета и роли военно-патриотического воспитания в нашем обществе, налицо нежелание молодых людей идти служить в армию.
По данным издания «Ъ», в ходе завершившегося 31 декабря 2016 года осеннего призыва, в Российскую армию отправилось служить рекордно малое количество новобранцев – всего 135,8 тысяч человек. В то же время «на дембель» отправятся призванные ранее 240 тысяч человек. По этой же причине в ходе весеннего призыва нынешнего года в солдаты могут призвать порядка 300 тысяч молодых людей.
Необходимо изменить отношение молодых людей к армии, превратить его из социальной обузы в социальную необходимость.
Создание ресурсного центра социального проектирования акции «Письмо солдату» на основе социального партнерства в условиях профильной сети.
Один из актуальных проектов, реализуемых Центром «Акция Письмо солдату» В организации проекта участвовали учащиеся школы. Лучшие письма будут отправлены адресатам. Читая их, солдаты не только с благодарностью вспомнят о школьной поре, но и с любовью вспомнят родной город, поймут, что их ждут не только родные и близкие, а ждёт огромный, миллионный город Омск и даже ребята, написавшие письма из сёл и городов нашей огромной области.
Формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и призыву.
1.Социализация допризывной молодежи и укрепление её морально-патриотического духа.
2.Создание условий для появления новых, нестандартных форм военно-патриотического воспитания, повышения престижа военной службы в РФ, раскрытия творческих способностей участников акции, формирования у молодёжи чувства уважения к тем, кто честно исполняет свой гражданский долг служения Отечеству.
3. Формирование у молодёжи чувства единения и сопричастности при решении общих задач акции.
Сбор и анализ разноплановой информации по проблеме
Проблема социализации обучающихся находится в области постоянного внимания школы.
Анализ результатов диагностики (2016 год) качеств личности, характеризующих самоопределение, самореализацию, социализацию школьников указывает на недостаточный уровень (при наблюдающейся позитивной динамике):
— готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты (сформировано у 35 % школьников, частично сформировано у 50 %, не сформировано – у 15 % школьников);
— осознанности значимости проблем общества, культуры родного края в ценностных ориентациях школьников (сформировано у 32 % школьников, частично сформировано у 50 %, не сформировано – у 18 % школьников);
— мотивации учащихся к участию в социально-значимой деятельности предопределяет низкий уровень проявления позиций во взаимодействии с социальными субъектами: преобладание уровня адаптации над уровнем интеграции (уровень адаптации 25%, индивидуализации – 41%, интеграции – до 34%).
Сформированность гражданской ответственности:
Знание норм и правил поведения проявляется всегда только у половины обучающихся старшего и среднего звена. От 30 (7-8 классы) до 38 (10-11) % учащихся требуют контроля со стороны взрослых и часто, отвечая за свои поступки, не побуждают к проявлению этого качества у других.
Очень низкий уровень инициативы в организации значимых дел для школы, класса. И хотя показатель высокого уровня, то есть без побуждения взрослых, возрастает (от 16,7 % в 7-8 классах до 26 % в выпускных), эти данные подтверждают анкетирование, проведённое в 2010 – 2011 учебном году: большинство обучающихся выбирают роль исполнителя (около 50 %) или, в лучшем случае, исполнителя под контролем взрослых.
Сформированность патриотических качеств
Тревогу вызывают результаты анкетирования по следующим двум вопросам: о бережном отношении к школьному имуществу и заинтересованности в судьбе своей школы, сопереживание её успехам и неудачам. Более 30 % опрошенных оказались равнодушными к судьбе имущества и достижений или неудач школы (от 36 % в 7-8 классах до 32 % в 10-11 классах).
План действия команды «Мы вместе» по реализации акции «Письмо солдату»
Этапы реализации проекта
Изучение среды микрорайона с целью выявления потребностей жителей, обучающихся и их родителей в социально-значимой деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
Изучение возможностей использования школьных и внешкольных ресурсов для организации общественно-значимой деятельности.
Изучение уровня гражданско-патриотического воспитания представителей молодежи, сформированности нравственно-эстетических знаний и убеждений, потребностей в его повышении.
Анализ состояния системы работы по повышению социального воспитания молодежи с целью выявления противоречий в ее содержании и организации работы с учетом установленных потребностей.
Отбор эффективных форм работы по повышению гражданско-патриотического воспитания молодежи и социализации подрастающего поколения
Разработка положения акции «Письмо солдату».
Социальный проект «Письмо солдату»
Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Павловская школа-интернат №2
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Акция «Письмо солдату»
Девиз акции: «Разрешите доложить:
будем в армии служить»
Актуальность данной проблемы
Сбор и анализ информации по проблеме
План действий команды
Реализация плана действий команды
В 2018 годунаша страна отметит 100-летие создания рабоче-крестьянской Красной армии, а 7 мая 2017 года состоится празднование 20-летия образования Вооруженных Сил РФ. В рамках этих мероприятий и празднования Дня защитника Отечества учениками 1- 9 классов КОУ ВО «Павловская школа- интернат №2» осуществлен проект – акция «Письмо солдату».
В разных уголках России несут сегодня службу выпускники школ. Для некоторых из них профессия военного – призвание души.
Армия является гарантом стабильности и безопасности нашего общества.
Необходимость военно-патриотического воспитания молодежи особенно остро стала в последнее время. Патриотизм в формировании личности занимает и будет занимать особое место. Чувство патриотизма играет важную роль в становлении личности, в формировании у молодого человека активной жизненной позиции, является главным фактором социализации личности. При отсутствии духовных идеалов, при снижении авторитета и роли военно-патриотического воспитания в нашем обществе, налицо нежелание молодых людей идти служить в армию.
Необходимо изменить отношение молодых людей к армии, превратить его из социальной обузы в социальную необходимость.
Адресовать письмо можно не только ветеранам войны, но и солдатам, призванным на армейскую службу. Весточка из дома от родных и любимых, а иногда и вовсе незнакомых людей — согревает сердца солдат в трудные дни службы. Ребята готовили рисунки, письма, поздравления для солдат. Душевные письма, написанные ребятами, состоят из положительных пожеланий. В них учащиеся рассказали о себе, о своем классе,о своей семье. В строчках писем прозвучали слова благодарности и гордости за свою страну, искренние пожелания солдатам, несущим службу в армии. Все ребята серьезно и ответственно подошли к оформлению писем. Атмосфера позитивного настроя, а главное содержание и представление писем участников никого не оставили равнодушными.
Уже сейчас, в школьном возрасте, мы стараемся воспитать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, чувство гордости за наших Защитников Отечества, за нашу славную Армию, желание вырасти здоровыми, мужественными, смелыми, как солдаты, и принести пользу своей стране, своему народу – стать Защитниками Отечества.
Хочется, чтобы каждый из нас думал и чувствовал так же, как автор этого письма: «Величие нашего государства основывается на мужестве и героизме русских солдат. Для облегчения военных тягостных будней и трудностей нынешней армейской жизни, по словам Самуила Маршака, признано считать письмо из родного дома: «На фронтах ведут бои, к ним идёт письмо без марки. Сквозь огонь и град свинца, и дороже, чем подарки строчки писем для бойца».
Цель проекта: формирование активной жизненной позиции у юных граждан России и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по призыву.
1.Создание условий для появления новых, нестандартных форм военно-патриотического воспитания, повышения престижа военной службы в РФ.
2. Раскрытия творческих способностей участников акции.
3.Формирования чувства уважения к тем, кто честно исполняет свой гражданский долг служения Отечеству.
2. Формирование у школьников чувства единения и сопричастности при решении общих задач акции.
3. Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Проведение акции письмо солдату
о Международном конкурсе
«Письмо солдату. Победа без границ»,
посвященном 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации и проведения Международного конкурса «Письмо солдату. Победа без границ» (далее – Конкурс) по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» (далее – ВВПОД «ЮНАРМИЯ»).
1.2. Организаторами Конкурса являются Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, ВВПОД «ЮНАРМИЯ» при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее – «Россотрудничество»), (далее – Организаторы).
2. Цели и задачи Конкурса
2.1. Содействие сохранению памяти о Великой Отечественной войне в детской и молодежной среде.
2.2. Развитие и укрепление культурных связей между представителями народов стран СНГ на основе общей истории и сохранения памяти о Великой Победе.
2.3. Содействие сохранению и развитию преемственности поколений.
2.4. Привлечение внимания современных детей и молодежи к военно-историческому наследию стран СНГ.
2.5. Приобщение детей к исследовательской деятельности.
2.6. Развитие творческого потенциала и креативного мышления участников.
3. Участники Конкурса
3.1. К участию в Конкурсе приглашаются дети из Российской Федерации и зарубежных государств в возрасте от 7 до 17 лет (включительно).
4. Условия и порядок проведения Конкурса
4.1. Конкурс проводится в период с 23 февраля 2021 года по 23 апреля 2021 года.
4.2. Рабочий язык конкурса – русский.
4.4. На территории Российской Федерации Конкурс проходит в два этапа.
4.4.1. Первый этап проводится на территории регионов участников с 23 февраля по 15 апреля 2021 года.
4.4.1.1. Для приема, оценки и отбора работ Уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации организуется региональная конкурсная комиссия (далее – Региональная комиссия), состоящая из представителей организаций-партнеров Конкурса, в количестве не менее четырех человек. Прием работ осуществляется до 6 апреля 2021 года.
4.4.1.2. В обязательный состав Региональной комиссии входят: уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации (представитель), представитель регионального штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ», представитель Совета отцов при уполномоченном по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, представитель Детского общественного совета при уполномоченном по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
4.4.1.3. По усмотрению уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в состав Региональной комиссии дополнительно могут быть включены представители иных общественных, государственных организаций и объединений, представителей органов исполнительной власти осуществляющих деятельность в сфере работы с детьми, защиты их прав и законных интересов. При этом общее количество членов Региональной комиссии не может превышать семи человек.
4.4.1.4. После окончания приема работ, Региональная комиссия, в период с 06 по 10 апреля 2021 года, подводит итоги Конкурса и передает их в отдел по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в срок до 15 апреля 2021 года.
4.4.1.5. По итогам проведения первого этапа Конкурса в каждой номинации, возрастной категории и жанре (см. п. 5) выбирается по одному победителю.
4.4.2. Второй этап Конкурса проводится центральной конкурсной комиссией (далее – Центральная комиссия), которая формируется и возглавляется Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и руководителем центрального штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Срок проведения второго этапа: с 16 по 23 апреля 2021 года.
4.4.2.1. В состав Центральной комиссии входят: Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, руководитель центрального штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ», представитель Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по развитию позитивного детского контента, представитель Совета отцов при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
4.4.2.2. По усмотрению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и руководителя центрального штаба ВВПОД «ЮНАРМИЯ», в состав Центральной комиссии дополнительно могут быть включены представители иных общественных и государственных организаций и объединений, осуществляющих деятельность в сфере работы с детьми, защиты их прав и законных интересов. При этом общее количество членов Центральной комиссии не может превышать десяти человек.
4.4.2.3. По итогам проведения второго этапа Конкурса в каждой подноминации и возрастной категории выбирается по три победителя.
4.5. На территориях других стран-участниц конкурс проводится в два этапа с 25 февраля по 23 апреля 2021 года.
4.5.1. Первый этап проводится с 23 февраля по 15 апреля 2021 года. Во время данного этапа конкурсными комиссиями производится сбор и обработка работ участников.
4.5.1.1. В состав конкурсной комиссии по усмотрению лица (органа), ответственного за проведение конкурса на территории страны, могут входить представители государственных и общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав и законных интересов детей. При этом количество членов конкурсной комиссии не может быть менее пяти и не может превышать десяти человек.
4.5.2. Второй этап проводится с 16 апреля по 23 апреля 2021 года. Во время данного этапа производится оценка работ участников конкурсными комиссиями, выбор победителей, отправка итогов с работами победителей в адрес Организаторов (см. Контактную информацию).
4.5.2.1. По итогам проведения второго этапа Конкурса в каждой подноминации и возрастной категории выбирается по три победителя.
5. Требования к содержанию и оформлению конкурсных работ
5.1. Работы принимаются по трем номинациям:
– «Письмо». В номинацию входят работы участников в текстовом виде, посвященные тематике Великой Отечественной войны. В работах внутри данной номинации участники обращаются к участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны и т.д.
– «Рисунок». В номинацию входят работы участников, выполненные в любой технике, раскрывающие тематику Великой Отечественной войны.
– «Видео». В номинацию входят видеоролики, снятые участниками самостоятельно, посвященные тематике Великой Отечественной войны.
3) Творческий номер;
5.1.1. Работы оцениваются отдельно в каждой подноминации. Внутри подноминации отдельно также оцениваются работы разных возрастных категорий – младшей (7-10 лет), средней (11-14 лет), старшей (15-17 лет).
5.2. Требования к оформлению материалов:
– материалы предоставляются в электронном виде через специальную форму на сайте http s ://письмо-солдату.рус/ ;
– не допускается использование в материалах информации и контента экстремистской направленности, пропагандирующих употребление психоактивных веществ, призывающих к суицидальному и агрессивному поведению, содержащих ненормативную лексику. В случае несоблюдения данного условия, материал отстраняется от участия в конкурсе;
– работы в номинации «письмо» представляются в виде электронного документа, в форматах doc, docx, txt;
– рисунки принимаются в формате JPEG, PDF, PNG;
– хронометраж видеороликов не должен превышать 3 минут;
– минимальное разрешение видео – 1280 x 720 пикселей;
– для производства видеороликов подходят смартфоны, планшеты, видеокамеры и т.д. Использование при монтаже и съёмке специальных программ и инструментов – на усмотрение участника;
– конкурсные видеоматериалы не должны содержать рекламных блоков;
– конкурсный материал не должен содержать полного или частичного плагиата. В случае несоблюдения данного условия, материал отстраняется от участия в конкурсе;
В случае возможных вопросов и требований, касающихся авторских прав на музыку и иные составляющие видеороликов, участники должны заменить данные компоненты в своей работе.
Члены конкурсной комиссии вправе отклонить присланные материалы, если они не соответствуют условиям настоящего Положения.
5.3. В подписи к работе должны быть указаны:
– почтовый индекс и адрес образовательного учреждения, телефон;
– сведения об авторе: фамилия, имя, отчество, возраст, контактный телефон (родителя или законного представителя ребенка).
5.4. Контактные данные участников хранятся и используются Организаторами для обеспечения возможности связи с победителями Конкурса, а также для указания авторства при печати и размещении конкурсных работ.
5.5. Присланные на Конкурс работы не рецензируются и не возвращаются, а также могут использоваться в дальнейшем Организаторами по их усмотрению.
6. Критерии оценки конкурсных работ
6.1. Работы оцениваются по следующим критериям:
– соответствие конкурсного материала заявленной теме, целям и задачам конкурса;
– грамотность, точность и доходчивость преподнесения материала, умение раскрыть заявленную тему;
– эмоциональный аспект (воздействие) конкурсного материала.
Конкурсные материалы оцениваются по балльной системе членами конкурсной комиссии – по шкале от 1 до 10 баллов по каждому из критериев. Итоговое решение основывается на среднем балле, полученном участником по итогам оценки.
7.2. Победители конкурса награждаются дипломами.
7.3. Организаторы оставляют за собой право присуждения дополнительных наград и призов. Формат проведения награждения победителей определяется Организаторами и доводится до победителей дополнительно.
7.4. Работы-победители могут быть использованы для работы Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, ВВПОД «ЮНАРМИЯ» в презентационных материалах, а кроме этого будут опубликованы в федеральном издании сборника «Письмо солдату. О детях войны».
Контактное лицо по вопросам организации и проведения Конкурса:
Сценарий акции «Письмо солдату»
АКЦИЯ «ПИСЬМО СОЛДАТУ»
Дата проведения: 18.06.2017
Время проведения: 11.00 – 12.30
Место проведения: МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ»
Адрес: г. Тула, ул. Пузакова 48
— обучающиеся 3-4 классов ОО г. Тулы –
— работники МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ»,
МБУДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества»
Ведущий: Добрый день ребята! Сегодня мы собрались не просто так. Наше мероприятие акция «Письмо солдату», посвященно Дню скорби.
Дню, когда 22 июня 1941 года рано утром без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину.
Началась Великая Отечественная война.
Музыкальный фон песня «Священная война» куплет громко, потом сделать тише.
Каждый год 22 июня ровно в 4 часа утра в нашей стране люди зажигают миллионы свечей и несут их к мемориалам памяти. В этот день приспускают флаги на государственных учреждениях, отменяют все развлекательные мероприятия.
Давайте и мы почтим память погибщих минутой молчания.
Вспомним всех поимённо,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Ведущий: Объявляется минута молчания.
Звучит фонограмма метронома.
Ведущий: Все дальше от нас годы, опаленные войной. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма!
Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.
Старая пожелтевшая от времени бумага упорно складывается так, как была сложена первоначально более 70 лет назад. Чернила потеряли былую яркость, а краски на почтовых открытках практически полностью поблекли.
Фронтовые письма, со дня Великой Победы, до сих пор продолжают бережно хранить во многих семьях. Ведь у каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Но каждый такой треугольник, не смотря на свое содержание, приближал советский народ к концу той страшной войны. И каждый такой конверт являлся вестником. Вестником Победы!
Ведущий: Мы предлагаем вам послушать письмо солдата с фронта, который с надеждой ждал ответа.
Ведущий: Письма с фронта ждали, ждали даже больше чем рассвет завтрашнего дня.
Ведущий: Мы предлагаем вам ответить этому солдату на письмо, но для начала вы научитесь складывать письма-треугольники. Сейчас мы вас разделим на две группы.
1-педагог Королева В.И
2-педагог Марина И.Ю.
Ведущий: После того как сделаете письмо-треугольник вам нужно будет ответить на письмо этому солдату- нарисовать что-то или написать одно предложение.
Мастер-класс по складыванию треугольников (каб.209,210)
Ведущий: Вы научились делать письма-треугольники, написали или нарисовали в этом письме ответ солдату. Мы не будем просить прочитать вас, что именно вы написали. Надеемся, что только хорошее.
Ведущий: Чтобы вы еще сильнее ощутили связь поколений, память о том, что случилось, мы предлагаем вам сейчас пустить «Нить памяти».
Вы берете нить и наматываете на указательный палец, при этом представляя себе, чтобы вы сказали при встрече солдату, которому вы писали письмо.
(Педагоги помогают детям)
Память, как нитка, как пряжа с клубочка,
Только потянешь, окажешься в прошлом.
Тянется, тянется нитка с клубочка,
Буква за буквой, строчка за строчкой,
Метр за метром и мы уже в прошлом.
Память, как нитка, как пряжа с клубочка,
Вьётся и вьётся, ведёт за собой.
Следом за ниткой иду осторожно,
Еле дышу, от тоски сердце в клочья,
Память, как нитка, как пряжа с клубочка.
Ведущий: Это нить, как символ памяти, связи поколений.
Сейчас педагоги пройдут и помогут вам. Вы можете оставить себе эту «частичку» связи.
Ведь, именно они является теми «нитями», которые связывают наши поколения.
Положение о проведении акции «Письмо солдату»
Положение о проведении акции
К сожалению, в нашем районе не осталась ветеранов ВОВ, которым мы обязаны своей свободой и жизнью. Но мы можем помочь подрастающему поколению помнить тех, кто защищал нашу Родину и одержал победу над фашистскими захватчиками.
Целью акции является знакомство молодежи с подлинными письмами бойцов, участвующих в Великой Отечественной войне.
— создать условия для эмоционального отклика молодежи на важную дату в истории нашего народа;
— рассказать о мужестве русских солдат через полученные письма.
Молодежь от 14 до 35 лет.
В дни проведения Акции обучающиеся ЦДТ «Мечта» изготовят письма-треугольники (Приложение № 1) написанные от фронтовиков и раздадут молодежи, декламируя, о том, как они жили и что чувствовали на войне (Приложение № 2)
Сроки проведения акции
Акция будет проходить с 04.05.2018 г. по 08.05.2018 г.
Добрый день, мои Родные Мама, Люся, Игорь и Леночка.
Крепко целую Ваш Жора.
Полевая почта 575 261 Б.А.О Горелов
Добрый день дорогие Мама, Нюся, Игорь, Леночка!
Письмо друга Петра Ивченко жене Доре Тихоновне Ивченко о гибели ее мужа
Здравствуйте глубокоуважаемая Дора Тихоновна!!
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 2. Д. 20. Л. 1-2
Письмо с фронта Михаила Ивченко,
погибшего 23 мая 1945 года
Венгрия 13 марта 1945 г.
Здравствуйте дорогие мои мама и сестричка Раечка.
Разрешите мне вам передать свой пламенный, фронтовой и незабываемый привет и массу наилучших пожеланий в вашей одной жизни. Дорогая мама, вчера я получил ваше письмо, которое сильно на меня подействовало. Мама, я сочувствую всем вашим трудностям, вашему горю, но ведь мне тоже тяжело… тяжело передать, что я на фронте, где жизнь считается по секундам. Я также сильно переживаю о смерти папы. Я также самое не сплю ночами, ибо нельзя, война и прочее. Так что, мамочка, нас постигло общее горе и не только вас, меня и Раю, но весь наш советский народ. Но мы не должны ныть, а наоборот переносить все эти трудности, стиснув зубы. Скоро покончим с гитлеровскими бандитами, разобьем и сметем с лица земли всю фашистскую нечисть. Остались, мама, к тому считанные недели. Не печальтесь, не падайте сильно духом. Мама, прошу вас, чтобы вы Раю хотя бы не тревожили, не давали вид о том, что вы переносите большие тяжести, ибо это может сильно отразиться на ее здоровье и учебе.
На этом разрешите письмо кончить. Передавайте всем по привету.
Оставайтесь бодры и …
Пишите письма.
Ваш сын Михаил
(посылаю 3 листка бумаги)
ГАРО. Ф.Р-4408. Оп. 2. Д. 19. Л. 6-6об