Процесс восприятия речи при котором участвуют органы слуха что это
Процесс восприятия речи при котором участвуют органы слуха что это
Проблемы слуха разрабатывались в физиологии и психологии давно и плодотворно. Но исследовался, как правило, элементарный физический слух. Интерес к речевому слуху проявился в 50-60-е годы XX в. Он был обусловлен рядом причин: успехами нейропсихологии и дефектологии, победным шествием психолингвистики, развитием экспериментальной фонетики, интенсивной разработкой проблем машинного перевода, широким развертыванием преподавания русского языка иностранцам и т.п.
Речевым слухом обладает каждый член говорящего коллектива. Но данная способность, как и другие, может быть присуща человеку в большей или меньшей степени. Речевой, как музыкальный слух можно тренировать, совершенствовать. От развития этой способности у ребенка зависят успехи в овладении навыками чтения и письма, орфографическая и пунктуационная грамотность, культура речи.
Как отмечает в одной из своих работ И.А. Фролова, ученик с развитым речевым слухом воспринимает разнообразные интонации, слышит паузы, изменения темпа речи и т.п., что является залогом успешного освоения многих правил пунктуации. Слух помогает правильно писать многие слова с орфографическими трудностями. Легко представить полную орфографическую беспомощность ученика, который не улавливает различий в звучании ударных и безударных слогов, не слышит в слове ударения. А такие ученики встречаются нередко, и никакие правила орфографии не помогут им стать грамотными.
Ученик с хорошим речевым слухом способен подражать орфоэпически правильной и интонационно богатой речи артистов, чтецов, дикторов, учителей, сознательно относиться к недостаткам собственной речи и бороться с ними.
Развитый речевой слух поможет ученику в освоении многих школьных предметов. Школьник со слабым речевым слухом никогда не научится выразительному чтению литературных произведений, не добьется больших успехов в изучении иностранного языка. Он, как отмечает И.А. Фролова, не заметит неблагозвучного соединения слов в собственном сочинении, не воспримет музыки стиха и классической прозы, не обратит внимания на поэтическую звукопись.
Поиски методики совершенствования речевого слуха учащихся побуждают нас конкретизировать представление об этой способности, выявить ее составляющие, познакомиться с ее механизмами.
В разных частях кортиева органа находятся клетки, возбуждающиеся в ответ на колебания разной частоты. Приходя в движение, эти клетки воздействуют на нервные окончания, и механические колебания преобразуются в нервные импульсы, идущие в кору мозга, где также имеются участки для звуков разной высоты.
Специализация полушарий при восприятии звучащей речи обуславливает наличие двух основных компонентов речевого слуха: фонематического и интонационного. Фонематический слух способен расчленять звуковой поток на звуки и, анализируя последние по определенным параметрам, отождествлять их с фонемами языка.
Существует определенный параллелизм в механизмах фонематического и интонационного слуха, так как интонационные средства языка имеют ту же материальную природу, что и фонемы: волновые колебания определенной частоты, длительности и интенсивности.
Несмотря на параллелизм, компоненты речевого слуха являются относительно самостоятельными образованиями. Об этом свидетельствуют факты разного рода, в частности, неодновременность формирования соответствующих систем (интонационный раньше, чем фонематический). Так, американский психолингвист Джером Брунер отмечает, что еще в довербальный период языкового развития ребенка наблюдается появление у него просодической матрицы.
Выделение полезных признаков речевых сигналов, на основании которых эти сигналы обращаются в фонемы, совершается путем анализа в мозгу акустических параметров звука, среди которых частота колебаний, длительность, интенсивность, спектр.
Процесс восприятия речи при котором участвуют органы слуха что это
Слышать не значит понимать. Для многих родителей термин «речевой слух» совершенно незнакомый и новый.
Бесплатные занятия с логопедом
Слышать не значит понимать. Для многих родителей термин «речевой слух» совершенно незнакомый и новый. «Если ребенок меня слышит, значит, проблем со слухом у него нет», – рассуждают они. И ошибаются. Наличие физического слуха не гарантирует правильное восприятие звуков.
РЕЧЕВОЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Слух – это способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде.
Принято различать:
Речевой слух – сложная способность, которая формируется при жизни. Звучащая речь состоит из фонем (звуков), интонаций, пауз, ударений. Он позволяет улавливать их и различать. Например, с его помощью человек отличает замОк от зАмка, миШку от миСки, коЗу от коСы и т. д.
КАКОЕ ПОЛУШАРИЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА РЕЧЕВОЙ СЛУХ?
Человек воспринимает звуки с помощью кортиева органа – лабиринта, в котором плавают в лимфе звуковые клетки. Отсюда начинается сложный путь звуков от уха в височную часть коры больших полушарий – 41 поле. Эту зону также называют слуховой.
В зависимости от частоты звуковых колебаний в отдельных частях кортиева органа возбуждаются разные клетки. Они воздействуют на нервные окончания, и колебания преобразуются в нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга. Звуки разной высоты направляются в разные области коры.
Вся информация с левого и правого уха сначала попадает в оба полушария мозга. Однако обрабатываются звуки по отдельности в специальных зонах коры. Левое полушарие мозга отвечает за распознавание фонем. Но и правое полушарие в речевом слухе участвует – анализирует разные голоса и интонации.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.
На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка». В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.
По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.
Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:
Развитие произносительной стороны речи заканчивается к 4–5 годам. В 5 лет органы артикуляции достаточно сформированы, чтобы ясно воспроизводить все звуки, за исключением [р], [р‘]. В норме пятилетний ребенок также способен регулировать громкость речи, правильно произносить слова, строить предложения, использовать разные интонации.
РЕЧЕВОЙ СЛУХ И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Культура речи – это умение правильно использовать все языковые средства: звуки, интонацию, лексический запас, грамматические формы. Высокая культура речи свойственна ораторам, актерам, поэтам, журналистам. Дети овладевают ею в процессе общения, слушания сказок и стихов. Речевой слух обеспечивает правильное произношение, улавливание интонаций, пауз и т. д.
Для поднятия культуры речи необходимо вырабатывать:
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ДЫХАНИЯ
Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.
Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:
«Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»
В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
В раннем детстве ребенок слышит слова нечетко и с искажением. До 2–3 лет он еще не полностью понимает обращенную речь. Поэтому говорить о нарушении речевого слуха можно только по достижении 3 лет. Устанавливает его специалист – логопед. В столь раннем возрасте на отклонение главным образом указывает неправильное толкование отдельных слов. Например, взрослый просит показать на картинке мошку, а ребенок показывает кошку.
Явные признаки нарушения речевого слуха обнаруживаются после окончательного формирования артикуляционного аппарата. В 5 лет ребенок уже физиологически способен воспроизводить фонемы. Если он допускает грубые ошибки, это может быть признаком нарушенного фонематического слуха. Примеры таких ошибок:
Причиной нарушенного речевого восприятия может быть как педагогическая запущенность, так и всевозможные патологии: тугоухость, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), травмы головы и заболевания, связанные с воспалением головного мозга.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.
Логопедическая работа включает 3 этапа:
Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист. В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память.
Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».
Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения. Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует. Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!
Речевой слух – основа когнитивного и социального развития детей. Часть 2
Речевой слух и слухо-зрительное восприятие
Вследствие функционирования речевого слуха у дошкольников самостоятельно формируются слухо-кинестетические обобщения групп фонем по определенным признакам, и дети непроизвольно, без специального обучения (что было необходимо раньше) пользуются приближенным произношением. В дальнейшем эти признаки все более дифференцируются, и дети во многих случаях самостоятельно переходят от приближенной артикуляции к более точной. Без специального обучения у детей появляются некоторые мягкие согласные звуки, для постановки которых глухим детям даже в школьном возрасте требуются специальные занятия. Без системной работы над ударением дети овладевают этим умением в совместной со взрослыми речевой деятельности.
При обучении по методу Леонгард дети рано начинают читать (уже на третьем году жизни). При этом начало обучения чтению определяется возрастом ребенка, временем потери слуха и слухопротезирования, продолжительностью процесса (ре)абилитации, уровнем психо- и нейрофизиологического развития каждого обучающегося. Первоначально это глобальное чтение целых слов по табличкам с «озвучиванием» – усеченным, приближенным или точным произношением. Затем – аналитическое чтение, но без называния букв или чтения слогов. Знанием букв дети овладевают самостоятельно в результате многократного глобального прочитывания разнообразных знакомых табличек.
Огромное влияние на когнитивное развитие детей и на развитие речевого слуха оказывает чтение вслух. С момента перехода от глобального чтения к аналитическому дети читают любое слово, любое предложение и текст, сопровождая чтение синхронным движением пальца под написанным. Это происходит и в школе даже в старших классах, когда на уроке предлагается прочесть какой-либо учебный текст. В этих случаях громкое чтение заменяется тихим (чтобы не мешать одноклассникам). Рекомендуется это и студентам, однако если они не воспитывались в таком стиле с детства, то эту рекомендацию они игнорируют, отчего сильно страдает понимание ими смысла текстов. При чтении вслух происходит синхронизация деятельности четырех систем: зрительной, голосовой, слуховой, двигательной.
Аналогичная концепция и практика была описана в материалах Международного центра развития компетенций PraktiK:
«Для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало. Именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.
Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух – одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время как «молчаливое» дает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации.
При чтении про себя основная часть информации воспринимается мозгом как «мусорная», ненужная, поэтому она быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.
«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих.
При чтении (вслух) задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга в форме».
С чтением теснейшим образом связано письмо (глобальное – аналитическое). Во время письма активизируются зоны мозга, участвующие в формировании речи и интерпретации сенсорных ощущений. У тех, у кого этот навык не задействован, данные зоны включаются значительно реже. Письмо содействует развитию глазомера, ориентировке в пространстве листа или доски. Письмо помогает формулировать мысли.
Дошкольники пишут печатными буквами на нелинованных листах, свободно располагая свои тексты, а школьники – рукописным шрифтом. В процессе письма происходит развитие речевого слуха детей, поскольку они синхронно проговаривают то, что пишут, и это создает тот же синергетический эффект, который отмечен при чтении: движение, зрение, голос, слух.
Такая синхронизация действия четырех систем при письме содействует развитию памяти и становлению грамотной речи.
Понимание смысла речи, смысла текстов в устной и письменной формах – фундаментальная проблема языкового развития детей независимо от состояния их слуха.
При восприятии речи активнее проявляются функции кратковременной памяти, поскольку устная речь должна восприниматься почти мгновенно, и слушающему необходимо сохранять в своем сознании весь речевой комплекс, в том числе и соответствующие акустические проявления интонации. Долговременной памяти свойственно не только сохранять информацию и хранить «эталон» акустического сигнала, но и постоянно ее накапливать, тем самым она приобретает большую значимость при воспроизведении речи. Речевой слух в процессе речевой деятельности выполняет не только функцию приема информации, но и контроля речи говорящего и окружающих с помощью слуха.
Важную роль в этом процессе играют положительные эмоции детей, позитивное отношение к самому процессу обучения и к речевой деятельности.
Взрослым всегда необходимо понимать, какие представления и образы возникают у детей и студентов, когда они читают письменный текст или воспринимают устную речь слухо-зрительно или на слух. Более подробно о способах проявления понимания было рассказано в первой части статьи, а на Рис. 1 показаны самые важные из них.
Особое место в экстралингвистических способах проявления понимания смысла занимает драматизация содержания текста собственными действиями детей (это касается в первую очередь дошкольников и младших школьников). В этом виде деятельности проявляется самостоятельное понимание детей (образец взрослых и подсказка с их стороны исключаются) и активное самостоятельное устное общение : обсуждения, споры, рекомендации друг другу с целью уточнения действий, расположения в пространстве и т.д. При драматизации взрослые не прикасаются к письменному тексту – это делают дети, доказывая свою правоту чтением соответствующего места в тексте. Драматизация является мощным стимулом развития воображения, творчества, речи и самостоятельности мышления у глухих и слабослышащих детей.
Сейчас наступило время создания неформальных объединений ученых и практиков (педагогов, лингвистов, психологов, нейрофизиологов, нейропсихологов, аудиологов, акустиков, философов), использующих в своих исследованиях новейшие технологии, которые открывают все новые ресурсы нашего мозга; расширяют наши знания о психике, о роли эмоций в психическом развитии ребенка вследствие кардинально изменившейся роли речевого слуха; выявляют новые связи между слухом, речью и языком, обусловленные новыми данными нейрофизиологии и нейропсихологии; новые методы абилитации и реабилитации детей с нарушенным слухом; новые возможности социализации глухих и слабослышащих детей и взрослых и т.д.
Процесс восприятия речи при котором участвуют органы слуха что это
Понятия «речевой слух», «фонематический слух», «фонетический слух», «фонетическая система», «фонематическое восприятие», «фонематические процессы» являются ключевыми в исследовании речи детей.
В трудах Н.С. Трубецкого, Г.П. Торсуева и Л.Р. Зиндера подчеркивается тесное переплетение в речи фонетического и фонологического аспектов, поскольку фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных.
Фонематический слух понимается, как способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.
Трактовка этого понятия, основанного на дихотомии языка и речи, санкт-петербургской и московской фонологической школ отличаются. Первая школа под фонематическим слухом определяет «некую психологическую способность произносить звуки языка на основе своих физиологических ощущений и сводить некое количество похожих звуков в один звукотип». Представители московской школы поясняют термин, как «умение идентифицировать ту или иную фонему в составе значимой единицы языка, умение соотносить позиционные варианты с доминантной в той же самой морфеме». По определению А.Р. Лурия, – это акустическая основа фонематической организации языковых кодов, с выделением полезных признаков и абстрагированием от несущественных «вариантов».
Фонетический слух – это «слежение за непрерывным потоком слогов», различениеискаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях (Н.И. Жинкин).
Фонетическая система, по мнению В.И. Бельтюкова, Н.И. Жинкина, Л.В. Неймана, Л.А. Чистович, Н.Х. Швачкина включает в себя речевые звуки, ударение и интонацию и развивается в процессе реализации нескольких взаимосвязанных направлений: одновременное формирование звукопроизношения и фонетического слуха, что способствует «формированию межанализаторных связей, развитию слухового внимания, слухо-двигательной памяти, слухового и кинетического контроля» и развитию интонационного слуха.
На основе фонематического и фонетического слуха формируется фонематическое восприятие, вместе они обозначаются как фонематические процессы.
В работах некоторых исследователей можно найти отождествление понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Однако чаще всего исследователи придерживаются различного понимания этих аспектов, и определяют фонематическое восприятие, как умственные действия по анализу (Д.Б. Эльконин), специально воспитанные умения по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
По мнению А.Н. Корнева, смысл термина «фонематическое восприятие» представляется не совсем корректным, поскольку объектом восприятия являются не фонемы, а звуки речи – «фоны». Более адекватным отражающим это содержание был бы термин «фонетическое восприятие».
Сущность механизма «фонематического восприятия» связана с интегративной природой фонем, включающих акустические и артикуляционные признаки (В.И. Бельтюков, Л.В. Бондаренко), которые взаимодополняют друг друга, ассоциируются вместе и порождают единое (Л.А. Чистович). Если один из этих образов оказывается деформированным, страдает и дифференцированность соответствующих фонем. Однако, по мнению А.Н. Корнева, количество дифференциальных признаков фонем избыточно, что позволяет различать их, опираясь на неполный список признаков. Нарушение фонематического восприятия – дисфункция, приводящая к неспособности распознавать отдельные звуки речи и звукокомплексы с резким снижением способности к образованию условных связей между звуковыми образами и их значениями (Н.Н. Трауготт, С.И. Кайданова).
В школьном возрасте неполноценность межанализаторной интеграции проявляется при овладении ребенком навыка чтения и письма, приводя к дисграфии и дислексии (А.Н. Корнев).
Развитие фонематического восприятия в онтогенезе существенно опережает созревание артикуляционного праксиса, на начальном этапе речевого развития акустический анализатор в акцепторе действия играет ведущую роль (А.Н. Гвоздев). Слуховая перцепция созревает до уровня, достаточного для дифференциации основных фонологических признаков звуков речи (Н.Х. Швачкин). По мере созревания артикуляционного праксиса кинестетический компонент начинает играть более активную роль в акцепторе действия акустико-артикуляторной базы и постепенно интегрируется с акустическим гностическим компонентом в целостный акустико-артикуляционный комплекс. Этот комплекс решает задачи обратной афферентации и самоконтроля в актах фонации и становится функциональной базой для формирования системы фонематических представлений. Ониявляются результатом межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов, при недоразвитии которых (Г.А. Каше, М.Ф. Фомичева) в речи преобладают смешения звуков. Этот дефект Р.Е. Левина, Ф.Ф. Рау объясняют недостаточной сформированностью, недоразвитием семиотической системы фонологических противопоставлений.
Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, однако в пределах коры больших полушарий они различаются. Левое полушарие в височной области воспринимает и анализирует речевые звуки, обеспечивая устойчивость фонематической системы языка, правое – воспринимает музыкальные и просодические элементы речи. Музыковеды и лингвисты (Б.В. Асафьев, С.А. Берлин, А.С. Вейхман, В.Н. Всеволдский-Генросс, А.Н. Глумов, С.Ш. Иртлач, М.Н. Козырева, Ю.А. Кремлев, Е. Назайкинский, Н.А. Римский-Корсаков, Л. Цеплитис) сходятся во мнении, что музыкальная и речевая интонация – «ветви одного звукового потока» и полагают, что музыкальная интонация произошла от речевой, «музыка и речь не могут существовать вне интонации».
Специфика этих явлений проявляется на уровне восприятия. Отличительным свойством музыкального слуха является выделение целостного качества звука. Основой для речевого слуха является восприятие звуковыстной интонации, ориентация на тембр звука (Е. Борзова).
Остановимся на характеристике исследователями термина «речевой слух». М.Р. Львов под этим определением понимает «составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений». По мнению Е.И. Исениной, О. Степановой, речевой слух представляет собой два взаимосвязанных явления – фонематический слух, как способность к различению фонем, и способность к слуховому восприятию речи. Развитие речевого слуха носит «эвристический характер», распознавание слова происходит до освоения фонематических рядов различия, наиболее информативными для восприятия слова в речи у детей и взрослых являются наиболее сильные – ударные и первые элементы узнаваемых слов. С.Ф. Иванова определяет речевой слух как «психолингвистическую» способность человека при восприятии речи улавливать слухом и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические, средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь. Основой речевого слуха, по Е. Борзову и Г. Вишневской, служит тембровое восприятие звуковысотной интонации. Его воспитанию способствует слушание, чтение стихов, наблюдение за актерской речью и имитирование эмоциональных отрывков речи. А.Ф. Ломизов подчеркивает важность речевого слуха для восприятия и воспроизводства интонации, для понимания и выражения мысли, лучшего осмысления синтаксических конструкций и пунктуационных правил, для усвоения звуковой стороны языка и общей культуры устной речи. Он нужен «слушающему, говорящему, читающему, пишущему». Г.П. Фирсов отмечает важность достаточно развитого речевого слуха учащихся для обучения орфографии, овладения ими правильного литературного произношения и выразительного чтения.
По своей структуре речевой слух представляет собой сложное явление, которое состоит из фонематического и фонетического слуха и выполняет две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую (А.Р. Лурия). Иначе трактует компоненты речевого слуха С.Ф. Иванова, автор выделяет физический слух (способность воспринимать звучащую речь в диапазоне громкости), фонематический (способность различать и воспроизводить звуки родного языка), звуковысотный (способность улавливать и воспроизводить в речи просодические явления) и ритмический слух (способность воспринимать и воспроизводить в речи сообразный ситуации темп и ритм).
Формирование речевого слуха, по слухомоторной теории слухового восприятия В.Н. Галунова, Н.И. Жинкина, В.П. Зинченко, А.И. Зимней, Л.А. Кожевникова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия, Л.А. Чистович, осуществляется при ближайшем участии артикуляторного аппарата и только в процессе артикуляторного опыта приобретает законченный характер. Этот процесс происходит в первые годы развития ребенка, а к дошкольному возрасту осуществляется без видимого участия артикуляций. Однако если работа по выделению существенных и торможению несущественных фонематических признаков выпадает, речевой слух нарушается. Речевой слух развивается по мере накопления слухового опыта – системы динамических стереотипов, и зависит от развития внутренней речи, которая выполняет регулирующую или планирующую роль. Методика формирования речевого слуха, по мнению Л.В. Теплова, базируется на онтогенетических ступенях развития речи, где основополагающими являются развитие чувства ритма с координацией общих движений с ритмическими единицами.
Речевой слух является речемыслительным процессом, одновременно приводящим в движение когнитивные и языковые структуры. Он опирается на формирование умения воспринимать и воспроизводить вербальные и невербальные звуки, а также на модально-специфические психические функции: слуховое внимание и слуховую память. Указанные компоненты развивают фонематический слух, а при одновременном совершенствовании интонационных характеристик речи, и речевой слух. Слуховое восприятие протекает активно и целенаправленно при устойчивом, концентрированном слуховом внимании, которое представляет собой «сосредоточение сознания на объектах с целью их наилучшего отображения» (Б.Г. Ананьев).
Главное значение для речеслуховой деятельности имеет произвольное внимание, возникающее в конце первого – начале второго года жизни. Формируется оно постановкой сознательной цели и поддерживается усилиями воли ребенка в процессе практической деятельности. Слуховое внимание определяется количеством прослушанных и воспринятых сигналов, по данным Е.Л. Черкасовой в норме у шестилетних детей объем слухового внимания в среднем составляет 480 знаков. Недостаточно развитое слуховое внимание затрудняет воспроизведение лингвистических и нелингвистических параметров речи, приводит к истощаемости и отказу от выполнения задания.
Для речевой реализации существенна память как долговременная, так и кратковременная (Е.С. Кубрякова). При восприятии речи активнее проявляются функции кратковременной памяти, поскольку устная речь должна восприниматься почти мгновенно и от слушающего требуется очень большое напряжение слуховой памяти в силу того, что ему необходимо сохранять в своем сознании весь речевой комплекс, в том числе и соответствующие акустические проявления интонации. Долговременной памяти свойственно не только сохранять информацию, хранить «эталон» акустического сигнала, но и постоянно ее накапливать, тем самым она приобретает большую значимость при воспроизведении речи. Речевой слух в процессе речевой деятельности выполняет не только функцию приема информации, но и контроля речи слухом говорящего и окружающих.
Недоразвитие речевого слуха проявляется в специфических ошибках устной речи и на письме. Анализ письменных работ позволил Н.И. Жинкину утверждать, что слабость их со стороны содержания, построения, синтаксиса и стиля объясняется неразработанностью речевого слуха учащихся. Именно вследствие того, что на культуру речевого слуха не обращают должного внимания в момент составления учащимися текстов, к седьмому классу у некоторых учеников недостаточно укрепляется интонационный стереотип разных оборотов предложения. Важным является понимание, что речевой слух и его компоненты необходимо развивать целенаправленно.