Процесс самопознания аргументы в чем заключается
В чём заключается процесс самопознания? Аргументы А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Д. Киз «Цветы для Элджернона» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что такое самопознание? Это познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, происходящее как бы из самой глубины его души. С помощью этого процесса происходит формирование личности путем долгих поисков своего «Я» и места в жизни. Самопознание — очень долгий и сложный путь становления, который может как привести к гармонии с собственным миром, так и не довести до единства с самим собой. Обратимся к произведениям художественной литературы, раскрывающим эту тему.
Хочется вспомнить философичную притчу-сказку А.
де Сент-Экзюпери «Маленький принц», в которой автор раскрывает темы благодаря различным образам и символам. В путешествии главного героя по разным планетам можно увидеть поиск себя, смысла жизни, познание собственной души. Маленький принц на своём пути сталкивается с добрым и злым, с мудрым и глупым. Он пропускает через себя мысли многих, анализирует их. В конце концов герой находит своё место рядом с любимой розой, поняв свои истинные чувства к ней, найдя собственные истины. Он по-настоящему обрёл внутренний покой в конце книги как высшую точку в самопознании.
Эту же тему раскрывает другое произведение — «Цветы для Элджернона» Д. Киза, правда немного с другой стороны. Главный герой — Чарли Гордон, будучи с рождения умственно-отсталым, получает возможность «поумнеть» с вмешательством науки. Так, молодой человек постепенно открывал совершенно новые грани своей личности благодаря появившейся способности мыслить шире и анализировать заново открывшиеся прошлое, окружающих к нему и новый взгляд на мир. Но так как самопознание героя началось довольно поздно, он не успел достичь гармонии мыслей и чувств до того, как эксперимент дал обратный отсчёт. Можно сказать, что гениальность не всегда помогает достичь результатов самопознания, а может и вовсе оставить человека в вечном самопознании.
Подведя итоги, хочу сказать, что самопознание — процесс индивидуальный и непредсказуемый. Для того чтобы познать себя, нужны долгие годы, но нет гарантий, что человек достигнет внутреннего равновесия.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Проблема познания и самопознания в жизни человека (Гиа по русскому)
Может ли человек заниматься познанием окружающей действительности, не познавая самого себя? Процесс познания заключается в том, что человек постигает мир вокруг себя, накапливает и осмысляет данные, которые получает в опыте взаимодействия с окружающей средой. А самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Познанием самого себя и мира человек занимается всю жизнь, и эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
Чтобы доказать неотделимость познания от самопознания, вспомним роман русского писателя И.А.Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно совершенствует свои знания. Развиваясь, он познаёт самого себя, потому что занимается разной деятельностью, и именно познание себя помогает ему воплотить главную цель жизни — познание мира. Именно это помогло Штольцу стать человеком действия, который без проблем может найти решение любого вопроса, поскольку его процесс познания действительности неразрывно связан с самопознанием героя.
Проблему познания и самопознания поднимает и А.Платонов в произведении «Котлован». Главный герой Вощев тщетно ищет смысл жизни, познавая мир и самого себя. Потеряв работу, он отправляется в путешествие и попадает в бригаду мастеровых. Но повседневность его не устраивает. Герой тоскует, размышляя о своей роли в этом мире, кто он такой, и каково его предназначение. Он даже хотел быть комаром, лишь бы его существование протекало быстро и незаметно. Но человеческий разум заставляет Вощева стремиться к лучшему, познавать себя и мир, чтобы не стоять на месте.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что познание и самопознание — неотделимые друг от друга процессы. Человек не может постигать окружающий мир, не познавая самого себя. Самопознание помогает ему узнавать свои особенности, а изучение окружающего мира позволяет формироваться, как личность. Именно поэтому познание и самопознание — взаимно дополняющие друг друга понятия.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем заключается процесс самопознания?
Каждый человек хотя бы один раз в жизни задавался такими вопросами, как «Кто я?», «Какой я?», «В чем заключается смысл моей жизни?». Это и неудивительно, человек с рождения наделен разумом и потребностью в самопознании.
Внутренний мир каждого из нас богат и разнообразен. Можно прожить целую жизнь и так не узнать до конца, каков ты, не заглянуть в потаенные уголки души. Самопознание – познание самого себя, изучение своих поступков и мыслей в разные моменты жизни, открытие возможностей, определение тех сфер, которые ближе и интереснее.
Тему самопознания поднимали на страницах своих произведений многие отечественные писатели и поэты.
Так, например, посмотрим на одного из главных героев романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Пьера Безухова. Молодой человек постоянно занимается самопознанием, он ищет себя. Устав от кутежей и беспечной траты денег, женившись по указу местной знати, а не по любви и собственному желанию, Безухов не знает, что предпринять, в какую сторону идти, как жить дальше. Сначала вступает в масонское общество, увлекается его идеями, но приходит к пониманию, что не разделяет их. Затем участвует в военных сражениях Отечественной войны 1812 года. Попав в плен, переосмысливает все, что было до этого, открывает в себе новые черты и новые возможности. Пьер понимает, что его жизнь заключается в служении людям, в тихом семейном счастье, которое он обретает в браке с Наташей Ростовой. Таким образом, мы видим, что Безухов не останавливался, он познавал мир и самого себя, если его что-то не устраивало, он шел дальше, искал и в конечном итоге обрел необходимое.
Героя, занимающегося познанием себя можно найти и в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Андрей Штольц – молодой человек, чье детство прошло вместе с Ильей Ильичем Обломовым, но как же различаются характеры этих двух персонажей.
Штольц на протяжении всей жизни упорно совершенствует свои знания, много учится. Молодой человек окончил университет, говорит на русском и немецком языках. Цель его жизни – познание окружающего мира. Молодой человек развивается, занимается разной деятельностью, познает себя и через это познание узнает и окружающую действительность. Такая активная позиция помогает Штольцу без проблем найти ответ на любой вопрос, справиться с любой проблемой. Андрей Штольц – человек, познающий себя, развивающий себя, стремящийся к намеченной цели, человек дела.
Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что самопознание – это познание внутреннего я, того, каким является человек, какими качествами и возможностями он обладает. Познавая себя, человек узнает и окружающий его мир. Развиваясь, совершенствуется, достигает собственного идеала. Чтобы не получилось так, что прожив жизнь, ты так и не узнал, кем являешься и что тебе необходимо, нужно постоянно узнавать себя, заглядывать в самые сокровенные уголки своей души. Самопознание – сложный, но такой необходимый человеку процесс.
Самопознание: этапы, суть и сама цель для человека
Самопознание в жизни человека начинается почти с самого рождения. Этот процесс по своей структуре довольно сложный. Он присутствует в каждом возрастном периоде человека, но степень его выраженности разная. Наиболее часто самопознание обостряется в подростковом возрасте и в юношестве. А вот в пожилом возрасте идет на спад, но есть исключения.
Бесплатные онлайн семинары, возможно Вам это будет интересно:
Результаты самопознания и процесс самопознания
В ходе самопознания человек познает самого себя. Эти знания можно поделить на группы. Например, эмоции, черты характера, особенности поведения, интеллектуальные свойства. Также их называют конструкты. Они формируют Я-образ, на основе которого формируется Я-концепция.
Если выделить общие результаты самопознания, то это чувство личностной компетентности. Из чего оно складывается? Первое, это чувство того, что мы все подобны, т.е. идентичны. А второе, это то, что мы принимаем себя целиком и полностью, с плюсами и минусами, положительными и отрицательными качествами. Человек не сопротивляется самому себе, при этом у него есть, желание расти, развиваться и менять в себе что-то, но это происходит постепенно.
В ходе возникновения чувств идентичности и самопринятия появляется самоуважение. В этом чувстве выражается степень симпатии человека к себе самому.
А, идентичность, самоуважение и самопринятие способствуют возникновению чувства собственной компетенции. В чем оно проявляется? В том, что человек принимает себя, свои особенности, он может принимать важные решения сам и определять свою судьбу.
Процесс самопознания
Процесс самопознания – это полное осознание себя самого, характера, своей сути. Кстати именно самопознание отличает человека от других обитателей нашей планеты, например, животных. Во всех верованиях, религиозных течениях самопознание определяется как средство опознавания и понимания своей общности с Богом. Особенно это прослеживается в восточных религиях.
Довольно просто и понятно, что человек определяет свой жизненный путь. Выбирает между несколькими вариантами, ставит себе цель, совершает поступки, взаимодействует с окружающими. Благодаря этому, он начинает быть интересной личностью, как для окружающих, так и ему начинает нравиться проводить время с самим собой.
Способы самопознания
Виды самопознания
Выделяют несколько видов самопознания. Среди них:
Также выделяют опосредованное самопознание (когда человек проводит анализ собственного поведения) и непосредственное самопознание (самонаблюдение).
Аналитическое самопознание
Аналитическое самопознание происходит в результате познания самого себя и наблюдения за самим собой. Хорошо помогает узнать себя лучше письменный анализ при самонаблюдении. Например, ведение личных дневников. Ещё один способ — это самоисповедь. В этом случае нужно рассказать себе о самом себе. Порой, это бывает довольно сложно, потому что включаются защитные механизмы. Здесь может помочь психолог. А вот рефлексия имеет отличие от исповеди, потому что вы будете просто наблюдать за процессом, без всякой оценки себя самого.
Творческое самопознание человека
Такое самопознание позволяет лучше узнать себя с помощью игр, походов в театр, общей деятельности и общественных мероприятий. Например, игра в театре. Он положительно влияет на психику, потому что исчезают внутреннее сопротивление. Ведь это игра, и человек там актер. Здесь происходит глубокое познание себя.
Духовное самопознание
В этом виде самопознания человек выбирает определенный способ духовного самопознания. Это может быть йога или духовные практики. И начинает с помощью этого способа познавать себя, анализировать собственные действия.
Этапы самопознания
Человек познает самого себя все жизнь. В каждый возрастной этап происходят соответствующие этапы познания себя.
Самоузнавание – это начальная стадия познания себя. Он начинается почти с момента рождения. Ребенок понимает, что он живет как отдельная личность. Смотрясь в зеркало, он узнает себя.
Я-концепция – это очень устойчивое понимание человеком самого себя, своих особенностей. Такая концепция формируется в процессе разных жизненных событий.
Самооценка определяет, на сколько человек значим для себя самого, на сколько, важна его деятельность, признания всех плюсов и минусов. Здесь значимое положение занимают достижения самого человека, его оценка окружающими людьми.
Ценности в самопознании через практику йоги
Благодаря йоге, различным духовным практикам люди могут разобраться в своем внутреннем мире, лучше осознавать себя самих. В йоге есть несколько ступеней, которые необходимо пройти. Так, формируется целый список, благодаря которому у человека появляется упорядоченный его ценности, особое место там занимают духовные ценности, к которым он стремится весь свой жизненный путь.
Потребность в самопознании
Люди часто задаются вопросами о смысле жизни, истинных ценностях. Как человеку понять себя и окружающих? Такие вопросы являются основой в потребности самого себя. Такая потребность присуща каждому человеку. Люди находятся в вечном поиске смысла жизни, становится у них на первое место. Ведь пока мы не поймем в чем смысл жизни, мы не научимся понимать себя самих.
Внутренний мир и самопознание
Где находится смысл жизни? Логично, что он находится внутри нас, не во вне. Когда мы понимаем это, то наша жизнь начинает меняться. Отсюда появляются монахи, которые продают свой мерс и прощаются с прошлой жизнью. Здесь не все так просто. Такие люди выбирают путь духовности, не потому что им так захотелось именно сейчас, а через неделю они вернутся обратно к привычной жизни. Здесь речь идет о том, что они идут по пути духовности всю свою жизнь.
Личностное рост как этап самопознания
В ходе своего развития у человека повышается уровень самопознания. Например, в начале ребенок учится отличать себя от других людей. Далее, взрослея, у него вырабатываются убеждения относительно себя самого. А далее находит мотивацию, которая побуждает его к улучшению своей жизни и развитию.
Методы самопознания
Самопознание происходит в тот момент, когда человек начинает осознавать, что отличается от других. Какие методы использует человек?
Средства самопознания
Зная методы самопознания, человек начинает использовать средства самопознания, которые помогают ему развивать свой духовный мир. Такие средства помогают лучше начать понимать самого себя.
Самопознание и самооценка
Самооценка является одним из компонентов самопознания. Человек дает оценку себе самому, выстраивает свою систему ценностей. Самооценка может быть нормальной (адекватной), заниженной и завышенной.
Не секрет, что высокомерные люди слишком самоуверенны, имеют низкую критичность к себе самому. Заниженная самооценка вызывает робость, делаем человека замкнутым и стеснительным. А адекватная самооценка позволяет человеку быть уверенным в себе и оценивать свои возможности и силы без искажений.
Теория самоконцепции как этап самопознания
Когда у человека сформировано представление о себе, то это называется самоконцепция. В нее входят: личное «Я» и социальное «Я». Первое показывает то, как человек видит самого себя. А второе то, как понимают его другие люди.
Эта теория основывается на двух аспектах: стремлении прийти в гармонию с собой и возможностью поднять свою самооценку.
У самоконцепции есть 2 вектора:
К желаемому образу человек всегда будет стремиться в своей жизни. За основу такого образа можно взять человека в прошлом и в настоящий момент. Сейчас человек достиг значимых результатов. Спустя время отрезок между желаемым и действительным сократиться, пока не произойдет его исчезновение.
Сферы и области самопознания
Выделяют 3 уровня организации человека – это и есть сферы самопознания. Самый нижний уровень – это организм человека, средний уровень – это человек, как социальное существо. А высший уровень – это сформированная личность человека. Среди областей самопознания выделяют то, что мы осознаем (осознаваемое) и то, что мы не осознаем (бессознательное).
Упражнения на самопознание
Данные упражнения позволяют лучше понимать себя. Благодаря им человек самосовершенствуется.
Например, можно выполнить упражнение «4 квадрата психологии сознания». Нужно поделить лист бумаги на 4 квадрата. В первом надо написать свои положительные черты и качества, в третьем написать отрицательные, на ваш взгляд, качества. После чего нужно в соседних квадратах написать антиподы этим качествам, совершенно противоположные. Необходимо быть максимально честным с самим собой и понять, что нет абсолютно идеальных людей и черт личности. Следует самосовершенствоваться и делать акцент на плюсах, работая над минусами.
Книги для самопознания
В завершении предлагаем вам познакомиться с подборкой книг о самопознании. Они помогут тем, кто уже занимается изучением самопознания, а также тем, кто только начинает.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Разговор с собой — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
Аргументы
А.И. Куприн, «Олеся». Трудно ли быть самим собой? Конечно же, это нелегко, ведь подстроиться под общество гораздо проще, чем отстаивать право на индивидуальность и сталкиваться с непониманием. Это доказывает пример из повести А.И. Куприна «Олеся». Главные героини прослыли в «Полесье» колдуньями, потому что их премудрости казались невежественным крестьянам грехом и черной магией. И бабушка, и внучка могли бы затеряться в толпе и сдать такими же сельскими женщинами, как все остальные. Олесю уж точно приняли бы с радостью, ведь она была красива. Тогда им не пришлось бы скитаться и вечно бояться взрыва негодования со стороны соседей. Лицемерить, скрывать свои таланты и знания, напоказ креститься и ходить в церковь — это, что понадобилось бы им для безопасности и комфорта. Однако Мануйлиха и Олеся предпочли отстаивать свою самобытность и вести тот образ жизни, который им нравился. За этот выбор Олесю побили деревенские женщины, и героиням пришлось спешно покидать родную избу. Очевидно, что «быть самой собой» трудно и Олесе, и ее бабушке.
Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Смысл жизни заключается в любви, и это доказывает Н.М. Карамзин в своей повести «Бедная Лиза». Главный герой книги обретает редкий дар — чистое и светлое чувство к крестьянке Лизе. Девушка преданно любит именно его, а не статус или богатство. Но прокутив все деньги в армии, Эраст задумывается о будущем и приходит к выводу, что бытие без солидной материальной обеспеченности не имеет смысла. Поэтому он женится не на Лизе, а на богатой вдове, меняя на роскошь свободу, честь и нежные чувства. Обманутая им крестьянка не выдержала предательства и бросилась в воду, ведь не видела без любви никакого стимула жить. А что Эраст? Что получил он от своей сделки? Герой всю оставшуюся жизнь жалел о ней, ведь существование в роскоши, но без любви его тяготило. Значит, смысл всего нашего пребывания на земле сводится к тому, чтобы отдать свое сердце другому и трепетно заботиться о том сердце, которое мы получим взаимен.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». Помогает ли любовь понять себя? Это чувство освещает душу изнутри и дает нам увидеть то, что раньше находилось в тени. К примеру, в романе-эпопее «Война и мир» князь Андрей был мрачен и угрюм, еще не оправившись от смерти жены и своей травмы под небом Аустерлица, и это депрессивное настроение не давало ему взглянуть вглубь себя. Видя старый и уродливый дуб на поляне, герой невольно сравнивал себя, еще молодого мужчину, с мертвым деревом, которое глухо к зову весны. Андрей не видел сил и мыслей, новых побегов воли, спрятанных в его затемненной душе. Но в усадьбе Ростовых он повстречал Наташу — девушку, которая стала его невестой. Любовь преобразила князя Андрея: он стал таким же цветущим и сильным, как и могучий дуб на обратном пути. Тучи внутри него рассеялись, оцепенение спало, и Болконский понял, что вся жизнь еще впереди, и он должен еще многое сделать. Чувство к Наташе помогло герою найти в себе былое мужество и лучше узнать себя.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Что помогает человеку лучше понять себя? Зачастую именно испытания и страдания позволяют людям сделать важные выводы о себе. Подобный пример можно найти в романе «Тихий Дон». Степан был плохим мужем и хозяином: узнав о том, что его молодая жена не девственна, он начал совместную жизнь с ней с побоев и надругательств. Все заботы о хозяйстве он скинул на плечи Аксиньи, а сам часто не ночевал дома, пил и днем отсыпался после кутежей. Естественно, героиня не смогла долго терпеть такой участи и ушла от супруга. Он винил ее во всем, бил и хотел отомстить ее любовнику. Однако после войны и долгого плена Степан осознал, что был не прав. Страдания, страх, одиночество и унижение на чужбине показали ему, что он сам разрушил свою семью. У него было время подумать и остыть, помучаться и почувствовать себя на месте жены — избитым, отчужденным, слабым и беспомощным. Своим поведением он только отпугивал Аксинью, хотя очень любил ее в глубине души. Он пришел к ней и во всем покаялся, пообещав забыть о взаимных обидах. И жена, хоть и не любила его, вернулась в семью. Так, испытания войной и пленом помогли герою лучше понять свои проблемы и измениться к лучшему.
Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Что значит быть совестливым человеком? Это во все времена означало готовность признать свои ошибки и исправить их. Так, герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Ермил Гирин, был очень честным и преданным своему делу. Все соседи уважали его за справедливость и выбрали его бургомистром. Чиновник из народа справлялся очень хорошо, все были довольны, но однажды он шокировал толпу всенародным признанием в своем грехе. Воспользовавшись своим служебным положением, Гирин отправил в рекруты не своего брата, как должен был, а другого мужчину. Этот поступок жег сердце героя, он не мог спать спокойно. От мучений совести он искал спасения даже в попытке суицида. Видя такое нравственное преображение, победу добра над злом в душе человека, народ простил своего любимца, ведь в рекруты пошел все-таки его брат. Этот пример доказывает, что совестливый человек — это тот, кто готов признать свою вину и исправиться.
А.П. Чехов, «Крыжовник». Чем опасно бессмысленное существование? Разумеется, тем, что оно способствует деградации человека: и физической, и нравственной, и интеллектуальной. Это доказывает пример из рассказа «Крыжовник». Николай Иваныч всю жизнь стремился лишь к одному: его интересовало приобретение усадьбы, где можно было бы выращивать свой собственный крыжовник. Ради этой цели герой не погнушался самыми сомнительными средствами: женился по расчету, уморил супругу скаредностью, сам недоедал и ходил в поношенных вещах. В итоге участок с домом были куплены, и кислые ягоды — выращены. Но брат новоявленного барина был неприятно удивлен, когда побывал в гостях у родственника. Николай Иваныч приобрел «самомнение, самое наглое» и обо всем теперь судил с важностью, но во всех речах «барина» сквозили невежество, грубость и пошлость. Достигнув цели, герой остановился в развитии. Кроме этого кислого крыжовника на своей земле, он больше ничего не хотел и ни к чему не стремился. Он полнел, старел, ничем не занимался и лишь упивался собственной значимостью в новой роли. Он не оставил потомства, не помог обществу, не сделал открытия. Все его существование было лишь актом удовлетворения эгоизма. Деградация Николая Иваныча — следствие того, что в его обеспеченной жизни не было никакого высшего смысла.
М. Горький, «Детство». Как формируется внутренний мир человека? Этот процесс подробно описал М. Горький в повести «Детство». Главный герой страдает от жестокости, скопидомства и грубости своего деда, недоумевая, как человек мог стать таким? Василий Васильевич не скрывал от внука тяжелой правды: он рос без отца и рано взял на себя заботу о семье. Ему пришлось перепробовать много разных профессий и изведать много горя и нищеты на своем веку. «Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь» — рассказывал он о себе. Будучи бурлаком, он тратил все силы на тяжелейший труд, а получал очень мало. Несправедливость и произвол начальства, ужасные условия труда, нищета, грубая среда отчаявшихся людей — все это сделало Василия скупым, злым и недоверчивым человеком, который от всех ждал только подвоха. Чтобы добиться успеха, он привык идти по головам и жалел денег даже для родной жены. Из-за его жадности и агрессии сыновья выросли такими же алчными и злыми людьми. Очевидно, что внутренний мир Василия сформировался под влиянием бесконечных испытаний и трудностей. Бедность и унижения ожесточили его сердце и возвели материальные ценности в культ, которому старик был фанатично предан до конца своих дней.
М. Горький, «На дне». Что значит быть честным с самим собой? Это означает готовность объективно оценивать себя и мир вокруг и принимать эту данность. Проблема правды и лжи была затронута в пьесе «На дне». Горький изобразил героя, который, в отличие от многих обитателей ночлежки, был честен с собой и другими людьми, не пытаясь приукрасить или замаскировать свое положение иллюзиями. Сатин утверждает, что «правда – бог свободного человека», и подкрепляет этот тезис своими прямолинейными репликами. Он признает, что у него на дне нет никакого будущего, не тешит себя надеждами о возвращении в общество. Все вокруг знают, что он — шулер, ведет нечестную игру, зато его речи всегда максимально правдивые и объективные. Именно он сказал Актеру, что Лука обманул его, и нет никакой больницы для бедных. Сатин уверен, что ложь унижает человеческое достоинство, поэтому не щадит чувств Актера. Он честен с ним, как и с собой, поэтому произносит приговор себе внятно и четко: «После тюрьмы нет ходу». Признав это, он принимает решение обходиться данностью, а не фантазиями, и живет сегодняшним днем, развлекая завсегдатаев ночлежки и беседуя с ними откровенно. Сатин честен с самим собой, и его позицию нельзя не уважать.
Дж. Лондон, «Мартин Иден». Что помогает человеку совершенствовать себя? На этот вопрос ответил Джек Лондон в романе «Мартин Иден». Главный герой — невежественный, грубоватый и бедный моряк. Но судьба сводит его с людьми из высшего общества, и он влюбляется в Рут — образованную и красивую девушку из обеспеченной семьи. Чтобы добиться ее расположения, Мартин решает стать таким же умным и богатым. Только тогда он сможет попросить ее руки. Но денег на университеты у бедняка не было. Герою пришлось самому осваивать науки с помощью чтения книг и бесед с умными людьми. Уединенные занятия и коллективные философские прения дали свои плоды: невежда с рабочих окраин вскоре перегнал бакалавров и магистров, став интеллектуалом и знаменитым писателем. Самообразование дало гораздо больше, чем ученые звания и степени, потому что Мартин имел мотивацию, усидчивость и силу воли. Именно эти качества и средства помогли герою совершенствовать себя.
И.А. Гончаров, «Обломов». Что значит быть самим собой? Это означает готовность принять себя таким, какой ты есть. Наглядной иллюстрацией этого выражения можно считать Илью Обломова, героя одноименного романа Ивана Гончарова. Илья Ильич не любил общество, не нашел своего призвания в нем и не хотел тратить время на бесплодную суету города, поэтому лежал у себя дома и предавался мечтаниям, не снимая уютного халата. Пока другие люди изображали интерес к рутине и бегали друг за другом в надежде что-то повторить и скопировать, накопить денег или занять должность повыше, герой Гончарова жил так, как хотел, и делал то, что считал нужным. Его попытка подстроиться под окружение и стать кем-то другим, чтобы соответствовать амбициозным планам Ольги, ни к чему не привела: он остался собой и был доволен этим. Ольга полюбила не его, а образ того, кем он должен стать. Но проблема в том, что этот кто-то был бы уже не Обломовым, и Илья Ильич вовремя это понял. Поэтому он выбрал союз с Агафьей, которая смогла принять его таким, каким он был на самом деле: инфантильным, непрактичным, но мягким и добрым человеком. Решение Обломова — это и есть пример того, как человек может быть самим собой.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». «Герой — тот, кто хочет быть самим собой» — говорили древние. Эта истина не подлежит сомнению, ведь тот, кто подстраивается под других и копирует кого-то, не может стать кем-то значимым и заметным. Конформизм не требует героизма, это очень легко, в отличие от попытки защитить свою индивидуальность. Это продемонстрировал А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Чацкий мог бы сыграть того, кем на самом деле не являлся, чтобы добиться своих целей. Он мог бы легко увлечь Софью, претворившись героем зарубежных романов. Он мог бы заполучить выгодное место, ведь имел хорошую родословную и образование. Он мог бы играть по правилам фамусовского общества и преуспеть. Это делали все остальные, потому что в подхалимстве и лицемерии нет ничего трудного. Однако Александр пошел против системы и героически отстаивал свою точку зрения, не желая лгать. Ему было тяжело выстоять одному против всех и убедиться, что его справедливые речи никто не понял и не принял. Он имел передовые взгляды и был обречён на насмешки толпы, потомки которой признают ее неправоту и возвеличат Александра. Так, подлинный героизм мы увидели в характере человека, который смог остаться собой.
А. Платонов, «Юшка». «Каждый человек ищет смысл жизни» — такова закономерность развития личности. Это доказывает пример из рассказа Андрея Платонова «Юшка». Главный герой был больным и немощным бедняком, которого презирали и били многие соседи за то, что он не давал сдачи и вел себя странно. Многие недоумевали, зачем живет этот ничтожный и никому не нужный одиночка? Однако сам Юшка искал ответ на этот вопрос и находил его в беспредельной любви к людям. Именно поэтому многие годы он ограничивал себя во всем, чтобы обеспечить сироту и дать ей медицинское образование. Благодаря ему на свете появился человек, который поможет многим. Сам же Юшка выполнял не менее важную функцию: на нем односельчане срывали злобу, которая не доходила до их семей. Герой играл роль громоотвода, хоть никто этого и не понимал вплоть до его смерти. После нее люди почувствовали, что без Юшки атмосфера в городе стала мрачнее, и злость не давала покоя многим. Так, смысл жизни ищут и находят даже те, кого мы в силу недомыслия считаем незначительными и ограниченными людьми. Эти поиски свойственны каждому из нас.