Процесс передачи культуры последующим поколениям относится к чему
Социология. Тест 13
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Критерий общественного прогресса, связанный с развитием науки и совершенствованием техники, называется
Научным
Техническим
Технологическим
Социальным
2. Социально-психологические механизмы, действующие в толпе, согласно концепции Г. Лебона
Анонимность и внушаемость
Свобода и независимость
Индивидуальность и рациональность
Апатия и пассивность
3. Политическое движение, нацеленное на борьбу против использования вооруженного насилия при разрешении внутренних межгосударственных противоречий, называется
Эгалитаризм
Антимилитаризм
Милитаризм
Феминизм
4. Примером, какого культурного процесса может служить ситуация в Великобритании, когда не смотря на официальный статус, шотландский язык не используется как язык общения самими шотландцами
Культурной ассимиляции
Аккультурации
Культурной аккомодации
Культурного релятивизма
5. Примером, какого культурного процесса является изучение английского языка как средства международного общения
Культурной ассимиляции
Аккультурации
Культурной аккомодации
Культурного релятивизма
6. Процесс заимствования культурных образцов и ценностей «западного мира» называется Западничество
Вестернизация
Американизация
Глобализация
7. Процесс обмена информацией между людьми в ходе культурного общения реализует ______________ функцию культуры
Социальную
Научную
Воспитательную
Коммуникативную
8. Процесс передачи культуры от поколения к поколению через научение называется культурной
Культурной ассимиляцией
Аккультурацией
Культурной аккомодацией
Трансмиссией
9. Процесс преобразования, изменения, переустройства какой-либо аспекта общественной жизни называют
Революцией
Реформой
Изменением
Движением
10. Процесс ускорения интеграции культур в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации, называется _______ культуры
Глобализация
Революция
Реформа
Изменение
11. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком, называется ____________ культурой
Духовной
Социальной
Материальной
Доминирующей
12. Толпа, возникающая в результате любопытства к неожиданно возникшему происшествию − это
Экспрессивная толпа
Конвенциональная толпа
Действующая толпа
Случайная толпа
13. Социальное движение, которое выступает за защиту естественной и искусственной среды обитания людей
Инвайронментализм
Антиглобализм
Пацифизм
Вахаббизм
14. Социальное движение, представители которого стоят на позиции радикального ислама и провозглашают необходимость создания всемирного исламского государства всеми средствами, включая террористические, называется
Инвайронментализм
Антиглобализм
Пацифизм
Вахаббизм
15. Социальные действия, направленные на полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства социальных институтов, называются ____________ движениями
Политическими
Революционными
Антиглобалистическими
Социальными
Культура поколений
Под культурным наследием понимается информация, опыт и культурные блага, передаваемые во времени и пространстве, подлежащие социальной оценке, которые обычно считаются важными и значимыми как для настоящего сообщества, так и для его будущего. В основном это такие элементы, как социальные нормы, образцы действий, обычаи, верования, образ мышления, материальные продукты.
Процесс передачи культуры последующим поколениям
Передачу культурного наследия следует рассматривать в трех временных плоскостях: историческом, настоящем и футуристическом. Передача сообщения является незаменимым фактором продолжительности культурного процесса и касается материального и символического содержания. Без этого процесса непрерывность поведения была бы невозможна. Передача культуры может происходить в двух местах. Первый — это семья, а второй — сообщество. В традиционном сообществе культурное послание во многом зависело от старшего поколения, которое указывало на принятый образец поведения. Эту роль также играли люди с большим авторитетом, например, учитель или священник. На первом этапе жизни семья влияет на передаваемое содержание. Тип семьи, в которой воспитывается человек, очень важен. Помимо семьи, на индивида также влияет общество, которое управляет ресурсами шаблонов и подчиняет данного человека этим шаблонам. Для реализации принятого содержания необходим процесс усвоения, то есть принятие приобретенных ценностей как своих собственных. Эти процессы начинаются в ранней юности и сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Важным моментом в передаче культурного наследия является отношение к собственной традиции, которое можно выразить несколькими способами:
Человек живет традициями, знает и питает их, участвует в их передаче молодому поколению (такое отношение типично для старшего поколения);
Человек пассивно относится к традиции, является ее статическим участником и таким же образом участвует в ее передаче (такое отношение характерно для среднего поколения);
Человек знает традицию, но критикует и не передает ее (отношение молодого поколения к новым моделям культуры);
Ресурс традиции не принимается и отрицается человеком. Передача информации из поколения в поколение — рассматривается как одна из важнейших определений развития в детстве. Его следует понимать, как сообщение, которое возникает между старшим и молодым поколением, в основном между родителями и детьми, в рамках психофизических особенностей, с участием биологической и социальной среды. Такой подход можно найти в концепции, различающей три типа культуры: постфигуративную, кофигуративную и префигуративную. В первом типе культуры старшее поколение передает ценности молодому поколению, в то время как в префигуративном типе роли меняются, и дети становятся учителями для взрослых. Конфигуративная культура предполагает, что и молодое, и старшее поколение учатся у своих сверстников. Важным фактором, определяющим передачу от поколения к поколению в семье, является передача культурного содержания и благ в заданном времени и пространстве, определяемом как культурное наследие местного сообщества, указывающее на то, как складываются его традиции. Передача культурного наследия выполняет определенные функции, такие как:
Передача традиции;
Формирование отношения;
Усиление роли культуры в семье;
Создание чувства стабилизации;
Идентификация и повышение ценности семьи как небольшой группы по сравнению с другими социальными группами.
Передача культуры от поколения к поколению — это процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека и протекающий через такие процессы, как:
Идентификация;
Социализация;
Образование.
Процесс идентификации — родители как личная модель
Идентификация — это отождествление человека (объекта) с другим лицом (объектом), выражающееся в переносе на этот новый объект (объект, лицо) эмоциональных отношений с исходным объектом (человеком, объектом). В психологии, человек идентифицирует себя с другими людьми, с социальными группами или с выбранными личностными паттернами. Перенять чужие взгляды, убеждения, моральные ценности, методы поведения. Идентификация чаще всего является результатом сильных эмоциональных связей между человеком, идентифицирующим себя с другими людьми, например, ребенка с родителями, ученика с учителем, члена организации со всеми членами. Сильная идентификация иногда приводит к патологическим нарушениям, например, когда человек начинает считать себя другим человеком. Зигмунд Фрейд, с другой стороны, считал, что идентификация имеет тенденцию формировать собственного человека в образе человека, выбранного в качестве примера.
Идентификация делится на три группы. В первой группе человек и модель — это одно лицо. Эту классификацию называют псевдотождеством. Вторая группа, называемая имитациями — это копирование определенных действий другого человека. В третьей группе дело происходит с феноменом принятия определенных ценностей, ведущих к изменению личности. Поведенческая концепция гласит, что субъект идентифицирует себя с моделью в той мере, в какой это позволяет изучить определенное поведение модели. Изначально это совершенно бессознательное и бесцельное явление.
Отождествление может происходить по-разному и иметь разную интенсивность. Мотивация — это отличительный фактор. Чтобы получить черты, которыми наделена модель (данный человек), нужно с самого начала осознать, что у нее есть черты, которые вам интересны. Ваша мотивация возрастает по мере того, как вы видите все большее сходство с образцом. Основные мотивы в процессе идентификации — это чувство силы и контроля над окружающей средой, а также любовь и аффект. Согласно исследованиям, мальчики, которые в опросах назвали своего отца их кумиром, с большей вероятностью отождествляли себя с ним. Еще одним мотивом идентификации является любовь, то есть желание привязанности со стороны другого человека. Примером могут служить отношения между младшими и старшими братьями и сестрами, где младший брат имитирует действия старшего брата, уже завоевавшего любовь своих родителей.
Другой исследователь перечисляет несколько факторов, которые, по его мнению, влияют на процесс, диапазон и силу идентификации. Среди этих факторов выделяются:
Пол с его предрасположенностями;
Групповой акцент на отождествлении с конкретными ценностями;
Степень привязанности к человеку, которого идентифицирует личность;
Уровень знаний между человеком и моделью;
Степень удовлетворенности чувствами модели к человеку;
Отношение посторонних к человеку, с которым человек себя идентифицирует;
Умение быть похожим;
Сильная потребность совпадать или противоречить требованиям и модели человека, которого мы хотим идентифицировать.Температурные предрасположенности также могут играть определяющую роль в процессе идентификации.
Социализация
В литературе по данной теме можно встретить использование более широкого и узкого подхода к процессу социализации. В более узком смысле, термин социализация относится к ранним стадиям развития человека, таким как детство и ранняя юность. С другой стороны, более широкое значение социализации понимается как — совокупность процессов взаимодействия между человеком и его/ее социокультурной средой, продолжающихся на протяжении всей жизни, включая как ассимиляцию и адаптацию к требованиям этой среды, так и ее преобразование в результате собственных действий. Понятие социализации в этом аспекте охватывает процессы аккультурации, то есть передачи культурного наследия из поколения в поколение, а также процессы воспитания. Следует отметить, что процесс социализации имеет огромное влияние на развитие личности, а точнее на формирование составных элементов личности. В ходе социализации человек учится социально приемлемым способам удовлетворения основных потребностей и побуждений, таким как прием пищи в определенное время дня. В этом процессе человек также узнает назначение определенных объектов и способы их использования. Кроме того, социализация делает человека способным овладевать языком, символами данной культуры, выражать свои взгляды, мысли и эмоции. В процессе социализации человек усваивает общие ценности, нормы и цели сообщества, членом которого он является.
Существуют различные механизмы социального воздействия на человека в процессе социализации. Самый простой механизм — это применение поощрений и наказаний. В результате люди могут повторить данное действие, если оно было подкреплено в прошлом, или избежать его, если за ним следовало наказание. Глубоко усвоенные модели поведения в какой-то момент сами становятся источником вознаграждения или наказания. Примером может служить позитивно принятое поведение, которое в какой-то момент само по себе становится источником вознаграждения, когда у вас появляется чувство хорошего поведения. В раннем детстве особую роль играет подражание, которое заключается в следовании примеру родителей и ближайшего окружения. Взаимодействие других людей с человеком усиливается с помощью механизма идентификации. Для тех, кто оказывает наибольшее влияние на процесс социализации, появился термин «значимые другие». Существует два механизма, которые оказывают наибольшее влияние на формирование личности и принятие ролей. Это игра, в которой ребенок имитирует поведение и роли родителей. Личность создается посредством взаимодействия с другими, а навыки, приобретенные в процессе общения, переносятся человеком в сферу взаимоотношений с самим собой.
В процессе социализации есть два типа компетенций:
Монокультурная компетенция — она заключается в усвоении идей, верований, правил, норм, ценностей, символов, характерных только для одной конкретной культуры;
Мультикультурная (космополитическая) компетентность — состоит в знаниях и умении применять множество различных жизненных моделей и идей из разных культур.
Кроме того, можно выделить два этапа процесса социализации, которые особенно важны в связи с культурной передачей в семье из поколения в поколение, а именно:
Интернализация — психический процесс, состоящий в «интернализации» культуры, то есть преобразовании ее поведения в элементы личности — мотивации или установки.
Экстернализация — проявление культурно сформированных личностных содержаний — мотиваций или установок — в конкретных действиях.
Образование
Воспитание продолжается всю жизнь. Изначально человек является субъектом образования, которое со временем меняется, и он сам становится педагогом. Поскольку воспитание — это разнообразное явление человеческой жизни, очень сложно дать единообразное и исчерпывающее определение этого явления. В более поздних словарях понятие воспитания определяется следующим образом: воспитание — естественный процесс, обусловленный механизмами, независимыми от человека, но тесно связанный с его социальной природой и врастающий в новые сферы культуры.
Основная задача воспитания — обеспечить преемственность, долговечность социокультурного существования. Благодаря соответствующим механизмам, существующий культурный ресурс может быть передан следующим поколениям в процессе передачи культуры из поколения в поколение. Источник культуры, которым может быть общество, конкретная социальная группа или отдельная личность;
Функции культурного общения, сюда можно включить экзистенциальные потребности индивидов, которые могут быть удовлетворены посредством общения;
Реципиент культуры — это может быть подростковое поколение или отдельные личности;
Культура;
Процесс передачи — это способ, которым элементы культуры передаются от источника к получателю сообщения;
Эффекты сообщения — это результаты общения, происходящие на личностном уровне;
Контекст коммуникативных процессов — это все условия, в которых происходит процесс культурной трансляции. Основываясь на предыдущих соображениях, можно заметить, что процесс образования, в котором люди участвуют на протяжении всей своей жизни, тесно связан с процессом культурной передачи.
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.