Процесс оценки по с целью убедиться что оно удовлетворяет потребности пользователя
Теория тестирования ПО просто и понятно
Основные термины
Тестирование программного обеспечения — проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, проводится на наборе тестов, который выбирается некоторым образом.
Это одна из техник QC, включающая в себя:
планирование работ (Test Management)
выполнение тестирования (Test Execution)
анализ результатов (Test Analysis)
Основной целью тестирования является предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.
Этапы тестирования:
Разработка стратегии тестирования и планирование QC
Создание тестовой документации
Качество программного обеспечения (Software Quality) — совокупность характеристик программного обеспечения, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Верификация (verification) — процесс оценки системы (её компонентов) с целью понимания, удовлетворяет ли ее работоспособность условиям, сформированным в тест-плане/спецификации. Т.е. выполняются ли цели, сроки, заданные в этих документах.
Валидация (validation) — это оценка соответствия ПО потребностям пользователя.
Верификация (verification)
Валидация (validation)
Соответствие продукта требованиям (спецификации)
Соответствие продукта потребностям пользователей
Требования — это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано. Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения. Что, а не как.
Требования к требованиям:
Полнота набора требований
Непротиворечивость набора требований
Дефект (баг) — это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату.
Следует уметь различать, что:
Error — это ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом (например, вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры). В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message).
Bug (defect) — это ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так, как планировалось. Например, внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
Failure — это сбой в работе компонента, всей программы или системы (может быть как аппаратным, так и вызванным дефектом).
Жизненный цикл бага
Атрибуты дефекта:
Серьезность (Severity) — характеризует влияние дефекта на работоспособность приложения. Выставляется тестировщиком.
Градация Серьезности дефекта (Severity)
Приоритет (Priority) — указывает на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправлять дефект. Выставляется менеджером, тимлидом или заказчиком.
Тест дизайн
Тест дизайн — это этап процесса тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые сценарии (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями качества и целями тестирования.
Ответственные за тест дизайн:
Тест аналитик — определяет «ЧТО тестировать?»
Тест дизайнер — определяет «КАК тестировать?»
Техники тест дизайна
Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning — EP). Как пример, есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, выбирается одно верное значение внутри интервала (например, 5) и одно неверное значение вне интервала — 0.
Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis — BVA). Если брать пример выше, в качестве значений для позитивного тестирования берется минимальная и максимальная границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). BVA может применяться к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.
Причина / Следствие (Cause/Effect — CE). Подразумевается ввод условий, для получения ответа от системы (следствие).
Предугадывание ошибки (Error Guessing — EG). Это когда тестировщик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку.
Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing — ET) — подразумевается проверка всех возможные комбинации входных значений. На практике не используется.
Попарное тестирование (Pairwise Testing) — это техника формирования наборов тестовых данных. Используется для тестирования сущностей с большими наборами входных данных (например, фильтры, сортировки). Преимущество данной техники в том, что она сокращает общее количество тест-кейсов, тем самым уменьшая время и расходы, затраченные на тестирование. Эта техника заслуживает отдельного внимания и более подробно рассматривается здесь. Также в конце данной статьи есть инструменты для автоматизации этой техники.
Таблица принятия решений (decision table) — инструмент для упорядочения сложных бизнес-требований, которые должны быть реализованы в продукте. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых приводит к определенному действию.
Пример таблицы принятия решений
Виды тестирования
Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификации компонента или системы в целом.
Нефункциональные виды тестирования
Тестирование пользовательского интерфейса (GUI Testing) — функциональная проверка интерфейса на соответствие требованиям (размер, шрифт, цвет, consistent behavior).
Тестирование удобства пользования (Usability Testing) — это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Сюда также входит:
User eXperience (UX) — ощущение, испытываемое пользователем во время использования цифрового продукта, в то время как User interface — это инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь — веб-ресурс».
Тестирование безопасности — это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.
Тестирование установки (Installation testing) направленно на проверку успешной инсталляции и настройки, а также обновления или удаления программного обеспечения.
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) — специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)
Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing) — это функциональное тестирование, проверяющее способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами и включающее в себя тестирование совместимости (compatibility testing) и интеграционное тестирование
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети). Целью данного вида тестирования является проверка систем восстановления (или дублирующих основной функционал систем), которые, в случае возникновения сбоев, обеспечат сохранность и целостность данных тестируемого продукта.
Нагрузочное тестирование — это автоматизированное тестирование, имитирующее работу определенного количества бизнес пользователей на каком-либо общем (разделяемом ими) ресурсе.
Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing). Задачей тестирования стабильности (надежности) является проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.
Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса. Стрессом в данном контексте может быть повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера. Также одной из задач при стрессовом тестировании может быть оценка деградации производительности, таким образом цели стрессового тестирования могут пересекаться с целями тестирования производительности.
Объемное тестирование (Volume Testing). Задачей объемного тестирования является получение оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения
По виду Тестовых Сценариев:
Позитивный тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
Негативный тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций (срабатывание валидаторов), а также проверяет, что вызываемая приложением функция не выполняется при срабатывании валидатора.
По Уровню Тестирования:
Интеграционное тестирование (Integration Testing) Проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.
Подходы к интеграционному тестированию
Снизу вверх (Bottom Up Integration) Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.
Сверху вниз (Top Down Integration) Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами.
Большой взрыв («Big Bang» Integration) Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.
Системное тестирование (System Testing) Основной задачей системного тестирования является проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования и т.д.
Операционное тестирование (Release Testing). Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения — критичная и дорогостоящая проблема.
Cтатическое и динамическое тестирование
Статическое тестирование отличается от динамического тем, что производится без запуска программного кода продукта. Тестирование осуществляется путем анализа программного кода (code review) или скомпилированного кода. Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к статическому тестированию относится тестирования спецификации и прочей документации.
Исследовательское / ad-hoc тестирование
Простейшее определение исследовательского тестирования — это разработка и выполнения тестов в одно и то же время. Что является противоположностью сценарного подхода (с его предопределенными процедурами тестирования, неважно ручными или автоматизированными). Исследовательские тесты, в отличие от сценарных тестов, не определены заранее и не выполняются в точном соответствии с планом.
Разница между ad hoc и exploratory testing в том, что теоретически, ad hoc может провести кто угодно, а для проведения exploratory необходимо мастерство и владение определенными техниками.
Дымовое (Smoke) тестирование рассматривается как короткий цикл тестов, выполняемый для подтверждения того, что после сборки кода (нового или исправленного) устанавливаемое приложение, стартует и выполняет основные функции.
Тестирование сборки (Build Verification Test) — тестирование направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования. По своим целям является аналогом Дымового Тестирования, направленного на приемку новой версии в дальнейшее тестирование или эксплуатацию. Вглубь оно может проникать дальше, в зависимости от требований к качеству выпущенной версии.
Повторное тестирование — тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок. В чем разница между regression testing и re-testing? Re-testing — проверяется исправление багов Regression testing — проверяется то, что исправление багов, а также любые изменения в коде приложения, не повлияли на другие модули ПО и не вызвало новых багов.
Регрессионное тестирование — это вид тестирования направленный на проверку изменений, сделанных в приложении или окружающей среде (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что существующая ранее функциональность работает как и прежде. Регрессионными могут быть как функциональные, так и нефункциональные тесты.
Санитарное тестирование — это узконаправленное тестирование достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям. Является подмножеством регрессионного тестирования. Используется для определения работоспособности определенной части приложения после изменений произведенных в ней или окружающей среде. Обычно выполняется вручную.
Документация
Тест план (Test Plan) — документ, описывающий весь объем работ по тестированию ( а также необходимое в процессе работы оборудование, специальные знания, оценки рисков с вариантами их разрешения). Отвечает на вопросы:
Что нужно тестировать?
Как будет тестироваться?
Когда будет тестироваться?
Критерии начала тестирования.
Критерии окончания тестирования.
Основные пункты из которых может состоять тест-план перечислены в стандарте IEEE 829.
Неотъемлемой частью тест-плана является Traceability matrix — Матрица соответствия требований (МСТ) — это таблица, содержащая соответствие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк — тестовые сценарии. На пересечении — отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки. МСТ используется для валидации покрытия продукта тестами.
SkillsCup.com
Сайт переехал сюда: SkillsCup.com
Верификация и валидация: в чем разница? (обновить)
Verification — постоянно выполняемый аналитический процесс проверки того, что разработка находится на правильном пути: каждый этап разработки является корректным, необходимым (не лишним) и удовлетворяет потребности следующего этапа. Проводится на всех этапах разработки. На каждом этапе следует убеждаться, что сделали именно то, что планировали, и это соответствует общей логике разработке. «Мы создаем систему правильно».
Validation (проверка правильности) — процесс проверки того, что реализованная система удовлетворяет предъявленным требованиям и работает так, как предполагалось. «Мы создаем правильную систему».
А теперь давайте рассмотрим эти 2 процесса подробнее.
Верификация
Согласно стандарту IEEE 1994, верификация — это
процесс оценки системы/компонента с целью определить, удовлетворяют ли результаты конкретной фазы условиям, наложенным в начале этой фазы.
Верификация позволяет убедиться в корректности переходов между фазами:
Верификация — больше чем деятельность группы по обеспечению качества (QA).
Нужно исследовать требования и ВИ и убедиться, что они полно и неизбыточно отвечают потребностям пользователей (функциям) верхнего уровня (п.2). Далее убедиться, что при проектировании использовались эти требования и ВИ, а технический проект получился полным и неизбыточным.
Валидация
Согласно стандарту IEEE 1994, валидация (проверка правильности) — это
процесс оценки системы/компонента во время или по окончании процесса разработки с целью определить, удовлетворяет ли она заданным требованиям.
Для проверки правильности проводятся приёмо-сдаточные испытания. Они основаны на сценариях тестирования, которые пользователь согласовывает, а затем выполняет в среде использования системы. Стандарт IEEE 829-2008 (Standard for Software and System Test Documentation) содержит образцы 8 документов, которыми следуют руководствоваться при планировании, организации и проведении тестирование:
Качество программного обеспечения
Каждый день в своей работе мы сталкиваемся с достаточно абстрактным понятием «качество ПО» и если задать вопрос тестировщику или программисту «что такое качество?», то у каждого найдется своё толкование. Рассмотрим определение «качества ПО» в контексте международных стандартов:
Характеристики качества ПО
Надежность (Reliability) – способность ПО выполнять требуемые задачи в обозначенных условиях на протяжении заданного промежутка времени или указанное количество операций. Атрибуты данной характеристики – это завершенность и целостность всей системы, способность самостоятельно и корректно восстанавливаться после сбоев в работе, отказоустойчивость.
Удобство использования (Usability) – возможность легкого понимания, изучения, использования и привлекательности ПО для пользователя.
Эффективность (Efficiency) – способность ПО обеспечивать требуемый уровень производительности, в соответствии с выделенными ресурсами, временем и другими обозначенными условиями.
Удобство сопровождения (Maintainability) – легкость, с которой ПО может анализироваться, тестироваться, изменяться для исправления дефектов для реализации новых требований, для облегчения дальнейшего обслуживания и адаптирования к имеющемуся окружению.
Портативность (Portability) – характеризует ПО с точки зрения легкости его переноса из одного окружения (software/ hardware) в другое.
Модель качества программного обеспечения
На данный момент, наиболее распространена и используется многоуровневая модель качества программного обеспечения, представленная в наборе стандартов ISO 9126. На верхнем уровне выделено 6 основных характеристик качества ПО, каждую из которых определяют набором атрибутов, имеющих соответствующие метрики для последующей оценки.Рис.1. Модель качества программного обеспечения (ISO 9126-1)
Кто такой тестировщик и что он делает
Если поискать информацию по ключевым фразам из названия этой главы,то можно найти уйму совершенно противоречивых ответов. И дело здесь, в первую очередь, в том, что авторы большинства «должностных обязанностей» приписывают всей профессии некий утрированный набор характеристик отдельных её представителей.
В начале карьеры любой специалист (и тестировщик не является исключением) является исполнителем и учеником. Достаточно хорошо понимать, что такое тест-кейсы, отчёты о дефектах, уметь читать требования, пользоваться парой инструментальных средств и хорошо уживаться в команде.
Постепенно тестировщик начинает погружаться во все стадии разработки проекта, понимая их всё полнее и полнее, начинает не только активно использовать, но и разрабатывать проектную документацию, принимать всё более ответственные решения.
Если выразить образно главную цель тестировщика, то она будет звучать так: «понимать, что в настоящий момент необходимо проекту, получает ли проект это необходимое в должной мере и, если нет, то как изменить ситуацию к лучшему». Звучит похоже на цель руководителя проекта, верно? Верно. Начиная с некоторого уровня развития, IT-специалисты, по большому счёту, различаются лишь наборами технических навыков и основной областью приложения этих навыков.
Так какие же технические навыки нужны, чтобы успешно начать работать тестировщиком? Прежде чем приступить к самому перечислению, оговорим особо: этот список рассчитан, в первую очередь, на тех, кто приходит в тестирование из не технических профессий (хотя часто его же приходится озвучивать и студентам технических вузов).
Надеюсь, Вы обратили внимание на то, что самого тестирования в списке нет. Всё верно, ведь ему посвящена вся эта книга целиком, так что позволим себе не копировать её сюда.
Также отметим личностные качества, позволяющие тестировщику быстрее стать отличным специалистом:
Да, сложно найти человека, который бы в равной мере обладал всеми перечисленными качествами, но всегда полезно иметь некий ориентир для саморазвития.
Откуда берутся ошибки в ПО?
Почему бывает так, что программы работают неправильно? Все очень просто – они создаются и используются людьми. Если пользователь допустит ошибку, то это может привести к проблеме в работе программы – она используется неправильно, значит, может повести себя не так, как ожидалось.
Ошибка (error) – это действие человека, которое порождает неправильный результат.
Однако программы разрабатываются и создаются людьми, которые также могут допускать (и допускают) ошибки. Это значит, что недостатки есть и в самом программном обеспечении. Они называются дефектами или багами (оба обозначения равносильны). Здесь важно помнить, что программное обеспечение – нечто большее, чем просто код.
Дефект, Баг (Defect, Bug) – недостаток компонента или системы, который может привести к отказу определенной функциональности. Дефект, обнаруженный во время исполнения программы, может вызвать отказ отдельного компонента или всей системы.
При исполнении кода программы дефекты, заложенные еще во время его написания, могут проявиться: программа может не делать того, что должна или наоборот делать то, чего не должна – происходит сбой.
Сбой (failure) – несоответствие фактического результата (actual result) работы компонента или системы ожидаемому результату (expected result).
Сбой в работе программы может являться индикатором наличия в ней дефекта.
Таким образом, баг существует при одновременном выполнении трех условий:
Важно понимать, что не все баги становятся причиной сбоев – некоторые из них могут никак себя не проявлять и оставаться незамеченными (или проявляться только при очень специфических обстоятельствах).
Причиной сбоев могут быть не только дефекты, но также и условия окружающей среды: например, радиация, электромагнитные поля или загрязнение также могут влиять на работу как программного, так и аппаратного обеспечения.
Всего существует несколько источников дефектов и, соответственно, сбоев:
Дефекты могут возникать на разных уровнях, и от того, будут ли они исправлены и когда, будет напрямую зависеть качество системы.
Качество (Quality) – степень, в которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям.
Качество программного обеспечения (Software Quality) – это совокупность характеристик программного обеспечения, отражающих его способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Требование (Requirement) – потребность или ожидание, которое установлено. Обычно предполагается или является обязательным.
В первом случае все было сделано правильно и мы получили продукт, полностью соответствующий ожиданиям заказчика и удовлетворяющий критериям качества.
Во втором случае ошибки были допущены уже при кодировании, что привело к появлению дефектов в готовом продукте. Но на этом уровне баги достаточно легко обнаружить и исправить, поскольку мы видим несоответствие требованиям.
Третий вариант хуже – здесь ошибки были допущены на этапе проектирования системы. Заметить это можно лишь проведя тщательную сверку со спецификацией. Исправить такие дефекты тоже непросто – нужно заново перерабатывать дизайн продукта.
В четвертом случае дефекты были заложены еще на этапе формирования требований; вся дальнейшая разработка и даже тестирование пошли по изначально неправильному пути. Во время тестирования мы не найдем багов – программа пройдет все тесты, но может быть забракована заказчиком.
Условно можно выделить пять причин появления дефектов в программном коде.
Принципы тестирования
Тестирование программного обеспечения – креативная и интеллектуальная работа. Разработка правильных и эффективных тестов – достаточно непростое занятие. Принципы тестирования, представленные ниже, были разработаны в последние 40 лет и являются общим руководством для тестирования в целом.
1. Тестирование показывает наличие дефектов
Тестирование может показать наличие дефектов в программе, но не доказать их отсутствие. Тем не менее, важно составлять тест-кейсы, которые будут находить как можно больше багов. Таким образом, при должном тестовом покрытии, тестирование позволяет снизить вероятность наличия дефектов в программном обеспечении. В то же время, даже если дефекты не были найдены в процессе тестирования, нельзя утверждать, что их нет.
2. Исчерпывающее тестирование невозможно
Невозможно провести исчерпывающее тестирование, которое бы покрывало все комбинации пользовательского ввода и состояний системы, за исключениям совсем уж примитивных случаев. Вместо этого необходимо использовать анализ рисков и расстановку приоритетов, что позволит более эффективно распределять усилия по обеспечению качества ПО.
3. Раннее тестирование
Тестирование должно начинаться как можно раньше в жизненном цикле разработки программного обеспечения и его усилия должны быть сконцентрированы на определенных целях.
4. Скопление дефектов
Разные модули системы могут содержать разное количество дефектов, то есть плотность скопления дефектов в разных элементах программы может отличаться. Усилия по тестированию должны распределяться пропорционально фактической плотности дефектов. В основном, большую часть критических дефектов находят в ограниченном количестве модулей. Это проявление принципа Парето: 80% проблем содержатся в 20% модулей.
5. Парадокс пестицида
Прогоняя одни и те же тесты вновь и вновь, Вы столкнетесь с тем, что они находят все меньше новых ошибок. Поскольку система эволюционирует, многие из ранее найденных дефектов исправляют и старые тест-кейсы больше не срабатывают.
Чтобы преодолеть этот парадокс, необходимо периодически вносить изменения в используемые наборы тестов, рецензировать и корректировать их с тем, чтобы они отвечали новому состоянию системы и позволяли находить как можно большее количество дефектов.
6. Тестирование зависит от контекста
Выбор методологии, техники и типа тестирования будет напрямую зависеть от природы самой программы. Например, программное обеспечение для медицинских нужд требует гораздо более строгой и тщательной проверки, чем, скажем, компьютерная игра. Из тех же соображений сайт с большой посещаемостью должен пройти через серьезное тестирование производительности, чтобы показать возможность работы в условиях высокой нагрузки.
7. Заблуждение об отсутствии ошибок.
Тот факт, что тестирование не обнаружило дефектов, еще не значит, что программа готова к релизу. Нахождение и исправление дефектов будет не важным, если система окажется неудобной в использовании и не будет удовлетворять ожиданиям и потребностям пользователя.
И еще несколько важных принципов:
Верификация и валидация
Эти два понятия тесно связаны с процессами тестирования и обеспечения качества. К сожалению, их часто путают, хотя отличия между ними достаточно существенны.
Верификация (verification)– это процесс оценки системы или её компонентов с целью определения того, удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, сформированным в начале этого этапа. То есть выполняются ли задачи, цели и сроки по разработке продукта.
Валидация (validation)– это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, требованиям к системе.
Следующая таблица поможет выделить ключевые отличия между этими понятиями:
С помощью валидации Вы можете быть уверенным в том, что создали «правильный» продукт. Продукт, который полностью удовлетворяет заказчика.
С помощью верификации Вы можете увериться в том, что продукт сделан «правильно»: придерживаясь необходимых методик, инструментов и стандартов.
На практике отличия верификации и валидации имеют большое значение:
QA, QC и тестирование
Так в чем же разница между QA и тестированием и что такое Quality Control?
Многие люди до сих пор путают эти понятия, что, в общем, и не удивительно, принимая во внимание, что в нашей стране они зачастую могут использоваться для описания одних и тех же процессов. Но с формальной точки зрения, а именно она нас, как специалистов, и интересует, эти три понятия имеют существенно отличающиеся значения.
Можно оформить их соотношение в виде таблицы:
Таким образом, мы можем построить модель иерархии процессов обеспечения качества: Тестирование – часть QC. QC – часть QA.
Иными словами, Quality Assurance обеспечивает правильность и предсказуемость процесса, в то время как Quality Control предполагает контроль соблюдения требований. Тестирование же, в свою очередь, обеспечивает сбор статистических данных и внесение их в документы, созданные в рамках QC-процесса.
Если провести аналогию с процессом конструирования, скажем, велосипеда, то получим такую картину: