процесс либерализации политической жизни в ссср и оживления культурной жизни страны в 1950 1960

Культура в 50-60 годы. Наука, культура и образование. Народное образование и высшая школа

Духовнаяи культурная жизнь в СССР в 50 – 60 – егоды.

Духовнаяи культурная жизнь в СССР в 50-60 гг.

Послеокончания войны восстанавливалисьочаги культуры: школы, театры, музеи. Вшколах вводится трудовое обучение, а в58 г. введено обязательное восьмилетнееобразование. Расширяется системавечернего и заочного образования.Ставилась задача перехода к среднемуобразованию. В первое после сталинскоедесятилетие были серьёзные переменыдуховной жизни. Писатель Эренбург назвалэтот период “оттепелью”. В 53 г. в “новоммире” была опубликована статьяПомеранцева “об искренности в литературе”,где он впервые поставил вопрос о том,что честно писать – это, значит, недумать о высоких и не высоких читателях.В этом же журнале появились статьОвечкина, Абрамова. В 65 г. лауреатомнобелевской премии стал Шолохов.Твардовский пишет поэму “Тёркин на томсвете”. В 50-60 гг. в литературе появилисьновые имена. Однако в эти же годы проходилигонения на творческую интеллигенцию.В 57 г. был исключен из союза писателейПастернак. В 58 г. он был вынужден отказатьсяот нобелевской премии. Наука добиваетсябольших успехов, ряд современных физиковбыли удостоены нобелевской премии:Прохоров и Боссов – за формулированиеоснов квантовой электроники- Ландау –за работы по сверхтекучести исверхпроводимости. В Дубне в 58 г. поинициативе Курчатого был созданмеждународный исследовательный центр,который занимается ядерными исследованиями.В 49 г. СССР стал обладателем ядернойбомбы, а в 53 г., благодаря изысканиямСахарова и других ученых – водороднойбомбы. Туполёв создаёт сверхзвуковойсамолёт ТУ 144. Практическую космонавтикусоздаёт Королёв. 12 апреля 1963 г. Гагаринсовершил полёт в космос, в 63 г. – Терешкова.А в 65 г. Леонов впервые в мире совершилвыход в космос. Приоритет научныхразработок отдавался интересамвоенно-промышленного комплекса. Вкинематографе появляются новые типыгероев, близкие и понятные зрителю.Триумфальным стал показ в Каннах картиныКалотозова “Летят журавли”. Явлениямимирового уровня стали: “Иваново детство”Тарковского, “Чистое небо” Чухрая,“Судьба человека” Бондарчука. Всеобщеепризнание получило творчество Высоцкого.Духовное раскрепощение советских людейохватывало лишь узкий слой крупныхкультурных центров страны.

Настоящий переворот в сознании людей произошел послезапуска 4 октября 1957 г. первого со-ветского спутника. Спустя несколько лет,12 апреля 1961 г., Ю. А. Гагарин на космическом корабле Востоксовершил первый в истории полет вокруг земного шара. Началось освоениекосмоса челове-ком.

Развитие отечественной культуры в хрущевское десятилетиеосуществлялось в значительной степени под влиянием политических реформ. Впервой половине 50-х гг. особую актуальность приоб-рели произведения И.Эренбурга, В. Дудинцева и ряда других авторов.

XX съезд партии, вызвавший первоначально множество надеждсоветской интеллигенции, не означал пересмотра вопроса о месте и ролитворческой личности в социалистическом обществе. Оттепель вкультурной жизни страны была санкционирована властями и существовала вопределенных рамках.

Партийное руководство, тем не менее, предприняло рядшагов, направленных на отмену отдель-ных решений, принятых во второй половине40-х гг. и касавшихся отечественной культуры. Так, 28 мая 1958 г. ЦК КПСС утвердил постановление Об исправлении ошибок в оценке опер Великаядружба, Богдан Хмельницкий и От всегосердца». В документе отмечалось, что талантливые композиторы Д.Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский идругие были огуль-но названы представителями антинародногоформалистического направления. Оценка редакционных статей газетыПравда, направленных в свое время на критику указанныхкомпозиторов, была призна-на неправильной.

Одновременно с исправлением ошибок прошлых лет в это времяразвернулась настоящая кампа-ния травли известного писателя Б. Л. Пастернака.В 1955 г. он закончил большой роман Доктор Живаго. Год спустяроман был передан для публикации в журналы Новый мир, Знамя,в альманах Литературная Москва, а также в Гослитиздат. Однакоиздание произведения откладывалось под бла-говидными предлогами. В 1956 г. роман Пастернака оказался в Италии и вскоре был там опубликован. Затем последовало егоиздание в Голландни и ряде других стран. В 1958 г. автору романа Доктор Жи-ваго была присвоена Нобелевская премия в областилитературы.

Ситуация, в которой оказался Пастернак, была, по егословам, трагически трудной. Он был вы-нужден отказаться отНобелевской премии. 31 октября 1958 г. Пастернак направил письмо на имяХру-щева, в котором говорил о своей связи с Россией, подчеркивая невозможностьдля себя пребывание вне страны. 2 ноября записка писателя была опубликована вПравде. Там же помещалось заявление ТАСС. В нем указывалось, чтов случае, если Б. Л. Пастернак пожелает совсем выехать из СоветскогоСоюза, общественный строй и народ которого он оклеветал в своем антисоветскомсочинении Доктор Живаго, то официальные органы не будут чинитьему в этом никаких препятствий. Ему будет предос-тавлена возможность выехатьза пределы Советского Союза и лично испытать все прелести капитали-стическогорая». К этому времени роман был опубликован за рубежом уже на 18языках. Пастернак предпочел остаться в стране и не выезжать за ее пределыдаже на короткое время. Полтора года спустя, в мае 1960 г., он умер от рака легких. Дело Пастернака показало, таким образом, пределыдесталини-зации. От интеллигенции требовалось приспособиться к существующимпорядкам и служить им. Те, кто не смог перестроиться, в концеконцов были вынуждены покинуть страну. Эта участь не обошла сто-роной будущегоНобелевского лауреата поэта И. Бродского, который начал писать стихи в 1958 г., но вскоре попал в немилость за свои независимые взгляды на искусство и эмигрировал.

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачаткиявления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. В 1960 г. поэт А. Гинзбург выступил основателем первого самиздатов-ского журнала подназванием Синтаксис, в котором начал печатать ранее запрещенныепроизведения Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадуллиной, В. Некрасова. Заагитацию, направленную на подрыв со-ветской системы, Гинзбург был приговоренк тюремному заключению.

В области образования во второй половине 50-х гг.Советский Союз добился значительных успе-хов. В декабре 1958 г. был принят закон об укреплении связи школы с жизнью, касавшийся дальнейше-го развития системынародного образования. Вместо семилетнего обучения в стране вводилосьобязательное восьмилетнее образование. К 1963 г. это начинание было реализовано повсеместно. Одно-временно школа получалаполитехнический профиль, предполагавший сочетание образования стру-довой деятельностью, с тем чтобы учащиеся имели представление об однойили нескольких профессиях. По общему убеждению, последнее обстоятельство недало положительных результатов. Школы оказались не оснащены сколько-нибудьсовременным оборудованием для обучения молодежи рабочим профессиям, апредприятия, в свою очередь, не могли выполнять неожиданно свалившуюся на нихпедагогическую нагрузку. Предложенная система обучения лишьухудшила общеобразователь-ную подготовку школьников, не дав импрофессиональных навыков.

Абсурдность предпринятых мер вскоре стала очевидной. Всвязи с этим в августе 1964 г. срок производственного обучения после 8-гокласса был сокращен с трех до двух лет. Тем самым школа ста-новилась не11-летней, а 10-летней. В 1966 г. Верховный Совет принял дополнение к закону 1958 г., подчеркнув, что школа может давать учащимся профессиональную подготовку только там, где дляэто-го имеются необходимые условия.

Студента группы 2ТО-04

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру старались поставить на службу административно-командной идеологии.

Основные тенденции литературе и искусстве. В период «оттепели» в противоборство вступают две основные тенденции. Первая соответствует требованиям метода социалистического реализма. В рамках второй– появляются произведения, правдиво отражавшие историю советской власти, затрагивающие философские, эстетические, социально-психологические, морально-нравственные проблемы, исследующие личность в конкретной ситуации. Вновь оживает авангард.

Относительная свобода вызвала к жизни творческие дискуссии. Рождаются неординарные издания – альманах «День поэзии», журнал «Юность» и многие другие. Весьма популярными становятся выступления, встречи, концерты.

Происходит становление национальных художественных школ. Вошло в традицию проводить массовые праздники песни и танца, встречи мастеров искусств союзных республик. В Москве регулярно проходят декады литературы и искусства разных национальностей.

С каждым годом расширялись зарубежные связи мастеров советского искусства. С блеском высту­пали за рубежом скрипачи Д. Ойстрах и Л. Коган, пианист С. Рихтер, дирижеры Е. Мравинский и К. Иванов, балет Большого театра, грузинский ансамбль народного танца, танцевальный коллектив «Березка» и многие другие.

Партийные органы остались главными опекунами художественного творчества. И в годы «оттепели» периодически пользовались старыми методами руководства, в ходу были запреты, публичные разносы. В 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление об устранении излишеств в архитектуре и строительстве. Зодчество было вычеркнуто из списка муз и не оправилось от этого удара и по сию пору.

Литература. В рамках социалистического реализма выходят в свет идеологические выдержанные романы В. Кочетова«Молодость с нами», «Братья Ершовы», «Секретарь обкома», И. Шевцовой «Тля», пьесы А. Корнейчука и А. Софронова, стихи и поэмыН. Грибачева, С. Смирнова.

Однако особый интерес у читающей публики вызвали «возвращенные» произведения М. Булгакова, М. Зощенко, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Хлебникова, Б. Пастернака, Б. Пильняка.

Оглушительный успех ожидал роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым». Автор, в центр внимания, по сути, поставил два мотива: закономерность страшного «Китеж-града» и случайность выживания при этом всего инакомыслящего, творческого, желающего своему народу блага. Тогда же, роман был подвергнут уничтожающей критике как политически вредный, искажающий нашу действительность. «Изничтожение» произведения «благословил» и Н. Хрущев в выступлении на III съезде писателей (1959 г.), хотя заметил, что читал роман «без булавки» (без взбадривания, чтобы не заснуть).

Новый уровень жизненной и художественной правды задал А.И. Солженицын повестью «Один день Ивана Денисовича». В это же время Солженицын завершил роман «В круге первом», с таким «взывчатым», по словам автора, содержанием, что он не решился пустить его даже в Самиздат. После «Одного дня Ивана Денисовича», автор получил целый поток писем. Документальные свидетельства бывших узников вошли в обобщающее произведение о лагерной жизни «Архипелаг ГУЛАГ», опубликованное за рубежом в 1974 г. За что писатель был выслан из СССР.

А.И. Солженицын

В годы «оттепели» впервые прозвучала правда о русской деревни. Г. Троепольский в цикле «Из записок агронома», В. Овечкин в «Районных буднях» показали нищету, развал жизни, рассказали о том, как проводили коллективизацию. А. Твардовский в поэме «За далью даль» впервые говорит о культе личности Сталина.

Кино поистине оставалось самым массовый вид искусства. Посчитали, что за один 1963 г. на киносеансах в СССР побывало около 4 млрд. зрителей, из них 1,5 млрд. – в сельской местности. Однако кинофильмов выпускалось слишком мало, и они явно не отвечали запросам времени. В 1959 г. было принято решение о создании различных творческих объединений. В работе кинематографистов появился элемент состязательности. В течение одного 1961 г. было выпущено более 100 худо­жественных лент.

Как самый оперативный вид искусства, кинематограф одним из первых откликнулся на перемены. Сложные переплетения судеб героев, право человека на ошибку, утверждает кино «оттепели». Несколько притупился критерий глубокой партийности. В фильмах послышалась нота нормальной человечности, искренность. Кажется, что всякий фильм делался с намерением заново открыть мир, ценилась достоверность и повседневность. На первое место выходит «интеллектуальное»кино, где документализм соседствовал со значительной условностью языка.

С триумфом демонстрировались на экранах СССР и мира (в 1963 г. советские картины увидели в 100 странах) фильмы «Тихий Дон» С. Герасимова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Летят журавли» М. Калатозова, трилогию «Хождение по мукам» Г. Ро­шаль, «Сережа» Г. Данелии и И.Таланкина, «Сорок первый», «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая, «Девять дней одного года» М. Ромма.

Театр. Музыка. В начале 60-х годов две трети репертуара театров составляли спектакли, поставленные в рамках социалистического реализма. Популярностью пользовались пьесы «Крылья», «Над Днепром» А. Корнейчука, «Иркутская история», «Город на заре» А. Арбузова, «Все остается людям» С. Алешина. Осталась традиция шефских концертов. Многие театры выезжали на новостройки, в колхозы и совхозы Целинного края, в Сибирь.

Студию молодых актеров организовал О. Ефремов. На ее основе рождается театр «Современник». Здесь была поставлена пьеса «Два цвета» драматургов А. Зака и И. Кузнецова. Театр первым нарушил традиции соцреализма. Герой в конце погибал, что окрашивало спектакль в трагические тона. С легкой руки О. Ефремова и его товарищей по «Современнику» в нашу жизнь вошло сочетание «дети ХХ съезда».

Во всех жанрах музыкального творчества главными стали темы прошедшей войны, укрепления мира, отечественной истории. Крупные произведения были созданы в области симфонической музыки (Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хача­турян). Появились оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса», С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Широко известными стали песни композиторов А. Новикова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, Э. Колмановского, В. Мурадели.

«Оттепель» предоставила новые возможности для экспериментов и в музыкальном творчестве. Исключительно популярной становится джазовая музыка. Открывается первое в Союзе джазовое кафе «Молодежное». Здесь не было эстрады. Даже специально нанимали комсомольцев-дружинников, которых сажали на место танцующих, объясняли, что под эту музыку танцевать нельзя, ее надо слушать. Позже появились другие джазовые кафе («Аэлита», «Синяя птица», «Ритм» и др.), где собирались поэты, художники, писатели, космонавты – единомышленники, разбуженные «оттепелью».

Музыкальные молодежные группы старательно подражали своим иностранным собратьям: широкие брюки, тонкие галстуки, рубашки «бати даун» с планкой, прически «аэродром». Конечно, это был социальный и культурный протест. Лауреат международного джазового фестиваля А. Козлов вспоминает, что музыканты серьезно изучали древнерусскую культуру, русские народные песни, православие, считали, что «русский человек тем более будет русским, чем больше он будет знать о других культурах…». И правительство и советские обыватели были шокированы новым явлением.

При всей противоречивости «оттепели», этот период стал самым судьбоносным в советской истории. Здесь были заложены оппозиционные настроения, произошла переоценка ценностей. Величайшая заслуга этого времени в том, что был дан ответ на вопрос: «А что я мог сделать один?». На театральную сцену выходил актер и спрашивал: «А что я мог сделать один?», затем выходил следующий, и следующий… И вот уже вся сцена заполнена и каждый спрашивает: «А что я мог сделать один?»

Достижения СССР в области развития науки и техники в 50-80 годы

Культура СССР в годы великой отечественной войны и послевоенный период

Наука и культура в период «оттепели»

Культура периода «застоя»

послевоенный наука культура оттепель застой

Введение

Человечество не может мыслиться вне категорий науки и техники. На протяжении мировой истории ремесло, а затем и техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.

Научные и технические достижения составляют элемент культурного слоя общества, являясь индикатором его развития.

Начиная с первой технической революции, случившейся в VIII веке, наука и техника пошли рука об руку. Именно с того времени, мир стал стремительно меняться и достижения в науке и технике стали мерилом технического прогресса.

Техника как составная часть производительных сил всегда играла и играет большую роль в жизни людей, в развитии общества. Но в то же время она развивается не сама по себе, а под воздействием тех социальных и экономических условий, которые характерны для каждого исторического периода, для каждой общественно-экономической формации. Из многообразия фактов, событий, явлений необходимо выбрать те, которые отражают главные тенденции и взаимосвязи, позволяют раскрыть основные направления технического прогресса. Это сложная и трудная задача.

Прорыв в космос

Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса. В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования.

В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту, совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена.

Культура в СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период

Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г.

Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС».

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами.

Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).

Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Наука и культура в период «оттепели»

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30-40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова.

Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-»шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60-70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности.

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей.

Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.

Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.

В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г.

Культура периода «застоя»

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30-40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.)- В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.)- В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.)- В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки».

Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили).

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Заключение

Итак, мы рассмотрели один из периодов в истории нашей родины. Это был не простой период. Это был период послевоенного восстановления народного хозяйства, период реформ и преобразований, период перехода от тоталитарного государства к демократическому обществу.

Великая Отечественная война завершилась, и советский народ приступил к мирному созидательному труду. Были возрождены из руин и пепла разрушенные города и села. Массовый трудовой героизм советских людей способствовал восстановлению народного хозяйства.

Резко вырос образовательный уровень населения, к 1970 г. он достиг 9,4 года при более высокой интеллектуальной насыщенности школьных программ, чем в США. Численность студентов за 10 лет (1960-1970) удвоилась. В СССР был самый высокий в мире процент национального дохода, выделяемый на образование и науку.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мировые достижения нашей страны заставили взглянуть на нас совсем иначе, с большим уважением и трепетом. Но достижения использовались не только как «доказательство» всему миру о мощи СССР, сколько как приумножение мирового научного опыта. Благодаря советским работникам научной сферы и их сотрудничеству с другими странами форсировалось развитие мировой науки.

Я думаю, СССР оказал сильное влияние на развитие человечества, обеспечив более полный учет социальных факторов, лишних с чисто коммерческой точки зрения, но необходимых для развития человечества, и в целом обеспечение эффективности развитых стран как целого

Список литературы

Чернышевский Н.Г. Пролог. М.: Сов. Россия, 1988. С. 251.

Большая Советская Энциклопедия. М., 1977. Т. 24-II

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.

Однако в наследие от сталинского режима остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры старался оказывать и сам Хрущев. Культуру пытались поставить на службу административно-командной идеологии.

Особенно яркие результаты оттепели проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.

Особую популярность снискал журнал «Новый мир», издаваемый под редакцией А.Т. Твардовского. Журнал «Юность», возглавляемый В.П. Катаевым, а впоследствии Б.Н. Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале «Октябрь» (прозаик и публицист В.А. Кочетов) печатались авторы, не одобряющие антисталинские настроения.

В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.

Поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, кинорежиссеры А. Тарковский, Г. Чухрай, скульптор Э. Неизвестный получили признание и мировую известность.

Значительным событием стала публикация в журнале «Новый мир» произведения Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», посвященных теме сталинских репрессий.

Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученые получили возможность участия в международных конференциях.

Советские творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. был организован Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновлена работа Московского кинофестиваля.

Однако противоречия в проведении культурной политики все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры занимали консервативно-охранительные позиции.

Драматичным событием культурной жизни страны стало гонение на поэта и прозаика Б.Л. Пастернака за публикацию романа «Доктор Живаго». За рубежом он был исключен из Союза писателей. Подвергся жестокой критике и В. Гроссман, чей роман «Жизнь и судьба» был арестован КГБ.

На выставке в Манеже Хрущев лично устроил разнос художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.

Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС вызывали яростное осуждение и начало борьбы с «буржуазной идеологией».

В период хрущевской оттепели началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуре в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *