Процесс и действие в чем разница
Деятельность и действия
Сознание не останавливается на констатации тех или иных предметов, явлений и осмысления их связей между собой и эмоциональной оценке степени их полезности или бесполезности, удовлетворения или неудовлетворения ими потребностей человека как организма и личности. Наоборот, чем больше человек узнает об окружающем его мире и о собственном организме, чем шире его понятия, глубже суждения и умозаключения и эмоциональная оценка окружающего мира, тем с большей необходимостью встает задача преобразования им объектов реальности, совершенствования своих собственных качеств. При этом преобразование будет проходить до тех пор, пока предметы и явления не будут отвечать потребностям, интересам и идеалам человека, т.е. его социальным, эстетическим, моральным, интеллектуальным и иным запросам.
Существует аппарат контроля (акцептор действия), который сличает результаты реального действия с поставленной целью. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд.
Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей его реальности являются его двигательные реакции. Именно посредством движений, действий осуществляется воздействие человека на предметы и явления материального мира как активный процесс взаимодействия с ним.
Простые инстинктивные движения присущи и взрослым людям (например, быстрое отдергивание руки от проводника с электрическим током), но в основном они свойственны детям раннего возраста. В этом периоде жизни налицо лишь инстинктивное неосознанное стремление; волевой акт, хотя бы в его примитивной форме, пока невозможен. Поэтому ребенок не в состоянии руководить даже простейшими движениями. Затем из хаотической массы движений у него начинают выделяться более целесообразные, в основе которых всегда лежит внешнее чувственное раздражение. Эти заученные движения, теперь уже получающие название действий, преследуют цели удовлетворения определенных потребностей.
По мере накопления некоторого опыта, появления новых запросов и интересов, новых потребностей волевые действия усложняются. С большей четкостью теперь выступают отдельные основные этапы волевого процесса, включая борьбу мотивов, выбор средств, рассмотрение плана действий и т.д. Усложняющиеся условия существования организма требуют постоянного адекватного реагирования, что выражается то в задержке движений, то в их усилении, замене одних движений другими и т.п.
В зрелом возрасте возможны и инстинктивные движения, однако основным элементом произвольной деятельности будет волевое действие, направленное к сознательно поставленной цели и сопровождающееся сосредоточением на нем внимания. Некоторые исследователи, анализируя волевые действия, разделяют их на сложные и простые.
По мере дальнейшего повторения простого волевого действия оно становится настолько привычным, обычным, что для его осуществления не требуется не только осмысления, но даже и специального активного внимания. Это значит, что оно автоматизируется, становится легким, быстрым, а следовательно, более продуктивным. В процессе превращения сложного волевого действия в простое и в еще большей степени при трансформации простого в автоматизированное основное значение имеет степень заинтересованности человека при выполнении того или иного вида деятельности, т.е. соответствие работы, труда особенностям личности.
Действия и поступки, которые совершаются автоматически, могут стать привычными. Привычки фиксируют потребность делать что-либо определенным образом. Привычки могут быть нравственными, трудовыми, умственными, культурного поведения, санитарно-гигиеническими и т.д. Физиологической основой привычки являются сформировавшиеся функционально-динамические системы.
Разумеется, не все волевые двигательные акты человека проходят ступени сложного, простого и автоматизированного. Степень автоматизации и упрощения сложных волевых действий зависит от профессии, специальной тренировки и т.п., определяется главным образом функциональными возможностями нервной системы человека и находится в тесной связи с условиями воспитания и жизни индивидуума, его потребностями.
Работы Н.И. Красногорского показали, что двигательная клетка способна образовывать временные связи с любыми клетками и системами головного мозга. Таким образом, постепенно формирующийся двигательный анализатор служит местом образования условно-рефлекторных дуг, так же, как и место синтеза и анализа для импульсов от внешних и внутренних двигательных аппаратов.
Следите за языком! Не путайте процессы и процедуры в системе менеджмента качества
Опубликовано: 25.09.2017 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Источник: Оригинал переведенной статьи на английском языке подготовил консультант в сфере менеджмента качества, публицист и бизнес-тренер Дэн Нельсон. Мистер Нельсон имеет двадцатилетний опыт работы с процессным подходом и стандартами Международной организации по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.).
Во многих областях человеческой деятельности используют профессионализмы или свой специальный жаргон, которые облегчают коммуникацию. Это могут быть отдельные слова и выражения, помогающие сжато изложить определенные типы информации, имеющие отношение к работе. Речь также может идти об еще более развитом и систематическом профессиональном сленге, практически, техническом языке, который применяют в какой-либо сфере. Как бы то ни было, речь идет о языке, который понятен тем, кто его использует в своей работе. Будучи применены в доступном только избранным профессиональном контексте, некоторые слова могут означать совсем не то же самое, что они значат в общеупотребительном контексте. К примеру, строительный плотник «тычек» («header» – элемент кирпичной или деревянной кладки, – ред.) что-то свое, и это будет совсем не то, что имеет в виду профессиональный футболист, который говорит «тычек». Те же термины используют программисты, печатники и типографы, но каждый раз они значат что-то свое. «Тычек» у сноубордистов неприятная категория (Больно!). Еще раз: все говорят одно и то же слово, но имеют в виду абсолютно разные вещи, понимание которых связано с контекстом ситуации.
Больше, чем просто определения
В контексте профессиональных разговоров вокруг ISO 9001 слова «процессы», «процедуры» и «системы» – технические термины. Которые содержат специфичные для специалистов по качеству коннотации. Но, что интересно, полное значение этих технических терминов не всегда можно сразу ухватить, обратившись только к определению. Потребуется обучение или практика, чтобы полностью понять технический жаргон. Чтобы перенять понятия, сформированные философией какой-либо деятельности. Полностью познать их смысл, пользователь должен не только понимать в какой обстановке термин применяется, но и знать и понимать ту самую философию, с которой все начиналось – теоретические предпосылки. В соответствии с ISO 9000:2005 процедура представляет «конкретный метод, по которому осуществляется деятельность или процесс». Процесс – «набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». Система – «набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов». Как таковые, эти определения имеют небольшую практическую ценность. Но если лучше понимать «бэкграунд», который за ними стоит, их ценность возрастает, и мы лучше их понимаем. Если не обеспечить достаточное понимание при ознакомлении с этими вопросами, то некоторые «подводные камни» просто просятся на то, чтобы об них споткнулись в изучении терминов по системе менеджмента.
Процессы, процедуры и документированные процедуры
Каждый процесс, который инициируют люди, направлен на достижение определенных целей. Цель процесса – его смысл. Во время реализации процесса действия постоянно направлены на преобразование ресурсов в продукцию. Процесс – это что-то, что развивается и протекает. Процедура – описание реализации процесса (инструкция о том, как это должно происходить). Процедура отвечает на вопрос: «Каков наилучший способ делать это?», ответ на него дает менеджмент. Каждый процесс соотносится с одной процедурой, даже если она плохая или не используется. Когда процедуру передают не только изустно, но на более или менее устойчивых носителях, то мы имеем дело уже с документированной информацией.
«Процедура» управления собственностью потребителя?
Организации создают процедуры по управлению собственностью потребителей в ответ на соответствующие требования в ISO 9001. До опубликования ISO 9001 ни одна компания не имела процедур, которые бы назывались «Собственность потребителей». Когда стандарт вышел, появилось множество таких документированных процедур в рамках систем менеджмента качества (СМК, – ред.). Можно сказать, что собственность потребителя – это его вещи, которые он предоставил организации, чтобы эта собственность была преобразована или использована для каких-либо заказанных клиентом преобразований (во всяком случае, собственность точно должна быть верифицирована).
В любом случае, собственность потребителя является входом для операций внутри организации. Это не процесс в реальной практике! Однако он становится процессом СМК. Когда процедуру управления собственностью потребителя создают в ответ на требование ISO 9001 – внедренцы используют избыточный механизм, поскольку процедура, вещь, перекрывающая и выходящая за рамки того, что написано в ISO 9001 о собственности потребителей. Процедура не может описывать то, что является только входными данными, она содержит то, что происходит – процесс. Неточно называть документ «Собственность потребителей» процедурой.
Процедуры СМК подразумевают процессы СМК
Как процесс СМК, процедура «Собственность потребителя» эффективно обслуживает соответствующее требование ISO 9001. Практическая необходимость в создании процессов СМК, которые на самом деле в реальной практике предприятия процессом не являются, обусловлена тем, что чтобы получить на выходе качественную продукцию, нужно определить границы системы менеджмента. Такая же история с процедурами «Идентификация продукции» и «Хранения продукции» – они тоже не описывают процессы, они нужны для эффективной работы с СМК по ISO 9001. Например, ключевые процессы малых производственных компаний могут быть следующие: Продажи, Закупки, Приемка, Производство, Отгрузка. А это – реальные процессы СМК. Для каждого руководство принимает процедуру. Обратите внимание, что идентификация продукции и хранение продукции применимы только к трем из пяти этих процессов: Приемка, Производство, Отгрузка. Соответствующие процедуры СМК. Вот оно: чтобы посвятить каждому из этих требований процедуру – неизбежно придется «надумать» не существующие в реальности процессы СМК.
Сделайте систему эффективной
Если принять утверждение, что ISO 9001 – это стандарт эффективности, то требования должны быть эффективными. Система, которой нужны процессы, которые в реальной операционной деятельности процессами не являются, точно нельзя назвать эффективной и соответствующей ISO 9001:2008 – 4.1a – «определить процессы необходимые для системы». Важно отметить, что требование сохраняется в ISO 9001:2015 (4.4), если опираться на доступный сейчас Проект международного стандарта. И никогда не рано для компании избавиться от процессов СМК, которые на деле процессами не являются, и наслаждаться выгодами хорошо внедренной системы качества. Точное применение профессиональных терминов из ISO 9000 здесь тоже сыграет свою роль.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Нотации «Процесс» и «Процедура»
Нотации «Процесс» (Basic Flowchart в Microsoft Visio) и «Процедура» (Cross-Functional Flowchart в Microsoft Visio) используются для представления алгоритма (сценария) выполнения процесса и позволяют задать причинно-следственные связи и временную последовательность выполнения действий процесса. Нотации поддерживают декомпозицию на подпроцессы, также как и нотация IDEF0.
Нотации «Процесс» и «Процедура» можно применять для моделирования отдельных процессов компании, а также на нижнем уровне модели бизнес-процессов, созданной в нотации IDEF0.
Описание назначения графических символов, используемых в нотациях «Процесс» и «Процедура», приведено в Таблице 1.
Название | Графический символ | Описание |
---|---|---|
Действие | Действие обозначается с помощью прямоугольного блока. Внутри блока помещается название действия. Временная последовательность выполнения действий задается расположением действий на диаграмме процесса в нотации «Процесс»/»Процедура» сверху вниз (слева направо на горизонтальной диаграмме процесса в нотации «Процедура»). | |
Решение | Элемент «Решение» обозначает ветвление, после которого процесс может пойти по одному и только одному альтернативному направлению в зависимости от некоторого условия. Элемент «Решение» может иметь один или несколько входов и ряд альтернативных выходов. Элемент «Решение» используется в двух вариантах: для обозначения действия, результат которого определяет дальнейшее выполнение процесса, или для обозначения проверки условия. Если «Решение» используется для обозначения действия, то все возможные варианты результатов этого действия показываются выходящими стрелками (Рис. 1). |
Если элемент «Решение» используется для проверки условия, то «Решение» помещается на диаграмму после элемента «Действие», в названии элемента «Решение» указывается проверяемое условие, а все возможные варианты значения условия показываются выходящими стрелками (например, «Да» или «Нет» (Рис. 2)).
Элемент «Решение» аналогичен элементу «Исключающее ИЛИ» (XOR) в других нотациях моделирования.
Стрелка, запускающая выполнение действия, изображается входящей в действие сверху. Стрелка, обозначающая передачу управления другому (другим) действию, изображается выходящей из действия снизу (Рис. 3).
Если стрелка служит только для обозначения передачи управления, то имя стрелки оставляется пустым. Если кроме передачи управления из предыдущего действия в следующее действие поступает объект(ы) деятельности, то стрелка именуется, и в список объектов стрелки заносится соответствующий объект(ы) деятельности (Рис. 4).
Стрелки «Поток объектов» обозначаются стрелкой с двумя треугольниками на конце. Если обозначение источника объекта(ов) неважно, то такой объект показывается стрелкой с туннелированным началом (Рис. 5).
Если источником объекта(ов) является одно из действий процесса, то такой объект показывается с помощью стрелки, исходящей из действия-источника и входящей в действие-потребитель, для выполнения которого необходим объект (Рис. 6).
При этом действие «Регистрация в журнале «Исходящая корреспонденция» не запускает выполнение действия «Заполнение графы «Номер накладной» в журнале «Исходящая корреспонденция».
Информация о способах добавления элементов на диаграмму содержится в главе Руководство пользователя → Создание модели деятельности организации.
Пример диаграммы процесса в нотации «Процесс» приведен на Рис. 7.
Пример диаграммы процесса в нотации «Процедура» приведен на Рис. 8.
Процесс и действие в чем разница
Действие включает в качестве необходимого компонента акт создания в виде постановки и удержания цели. Но действие есть одновременно и акт поведения, так как человек совершает внешние движения в процессе деятельности. Однако в отличие от бихевиоризма, эти движения рассматриваются А.Н.Леонтьевым в неразрывном единстве с сознанием. Таким образом, действие есть единство противоположных сторон:
Надо отметить, что действия диктуются логикой социальной и предметной среды, то есть в своих действиях человек должен учитывать свойства предметов, на которые он воздействует. Например, когда вы включаете телевизор или пользуетесь компьютером, вы соотносите свои действия с устройством этих приборов. Действие может рассматриваться с позиции, что должно быть постигнуто и как это должно быть достигнуто, то есть каким способом. Способ выполнения действия называется операцией. Представим это схематически:
Любое действие осуществляется определенными операциями. Представьте, что вам нужно совершить действие—перемножить два двузначных числа, например 22 и 13. Как вы это будете делать? Кто-то перемножит их в уме, кто-то будет письменно (в столбик), а если под рукой есть калькулятор, то вы воспользуетесь им. Таким образом, это будут три разных операции одного и того же действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия, и когда говорят о ловкости, сноровке («золотые руки»), то это относится именно к уровню операций.
От чего же зависит характер используемых операций, то есть почему в упомянутом выше случае действие умножения можно совершить тремя разными операциями? Операция зависит от условии, в которых она совершается. Под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства (в нашем примере — наличие или отсутствие калькулятора), так и возможности, внутренние средства самого действующего субъекта (кто-то прекрасно считает в уме, а для кого-то необходимо осуществить это на бумаге).
Главное свойство операций состоит в том, что они мало или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Например, когда вы записываете лекцию, то совершаете действие: вы стараетесь понять смысл высказываний преподавателя и зафиксировать это на бумаге. В процессе этого действия вы выполняете операции. Так, написание любого слова состоит из определенных операций: например, чтобы написать букву «а» нужно выполнить овал и крючок. Разумеется, что вы об этом не задумываетесь, вы это делаете автоматически. Отмечу, что граница между действием и операцией очень подвижное действие может переходить в операцию, операция в действие. Например, для первоклассника написание буквы «а» есть действие, так как перед ним стоит цель овладеть способом написания этой буквы. Однако постепенно он все меньше и меньше задумывается над тем, из каких элементов она состоит и как их писать, и действие превращается в операцию. Представим дальше, что вы решили сделать красивую надпись на открытке — очевидно, что все ваше внимание будет направлено, прежде всего, на сам процесс написания. В этом случае операция становится действием.
Соотношение понятий «действие» и «операция».
В отечественной психологии на основе предложенной Леонтьевым схемы деятельности (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие), изучались практически все психические явления, что стимулировало возникновение и развитие новых психологических отраслей.
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.
Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо обратить внимание на то, что цель в данном случае – это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта. Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента. Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Во-вторых, действие – это одновременно и акт поведения. При этом следует обратить внимание на то, что действие – это движение, взаимосвязанное с сознанием. В свою очередь, из вышеизложенного можно сделать один из основополагающих выводов теории деятельности. Этот вывод состоит в утверждении о неразрывности сознания и поведения. В-третьих, психологическая теория деятельности через понятие действия вводит принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул–реакции» является одним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зрения активен воздействующий на человека стимул. Активность с точки зрения теории деятельности есть свойство самого субъекта, т.е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие. В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия может носить не только биологический смысл, такой как добыча пищи, но также может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.
Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией.
Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Под навыками понимаются автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения. В отличие от тех движений, которые с самого начала протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения. Поэтому операции бывают двух видов: к операциям первого вида относятся те, которые возникли путем адаптации и приспособления к условиям обитания и деятельности, а к операциям второго вида – сознательные действия, благодаря автоматизации ставшие навыками и перемещенные в область неосознаваемых процессов. При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.
Операция — единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции как единицы деятельности введено А. Н. Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. операция детерминируется условиями предметной ситуации, в которых воплощены в форме значений различные общественно выработанные схемы поведения (например, схемы употребления орудий или принятыев определенной культуре нормы этикета), полностью обусловливающие содержание операции.
зависимости от происхождения выделяют два вида операций: приспособительные и сознательные.
Приспособительные операции относятся к реактивному уровню реагирования. Они возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации и характеризуются тремя особенностями: по способу регуляции они непроизвольны; по уровню отражения — изначально не осознаваемы; по динамике протекания — косны, ригидны.
Сознательные операции являются следствием автоматизации действия. В ходе неоднократных повторений какого-либо действия (например, при обучении вождению автомобиля или письму) содержание его цели, вначале осознаваемое субъектом, занимает в строении другого, более сложного действия место условия его выполнения. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига цели на условие, происшедшего при автоматизации действия, данное действие превращается в сознательную операцию. По способу регуляции сознательные операции произвольно контролируемы; по уровню отражения — вторично не осознаваемы (но могут осознаваться при появлении затруднений в ходе их осуществления); по динамике протекания — гибки, лабильны. Устойчивый направленный характер протекания операции определяется операциональной установкой.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
- Процесс зарядки остановлен samsung j5 что делать
- Процесс и деятельность в чем разница