Процедура включения акций в биржевой список
Листинг ценных бумаг – что это такое, зачем и как он проводится
Если вы хотите узнать, ценные бумаги каких компаний торгуются на фондовой бирже, вам надо заглянуть в специальный список. В него попадают только те, кто отвечает требованиям торговых площадок, и он в обязательном порядке публикуется на официальных сайтах бирж. В статье я простыми словами расскажу, что это такое – листинг ценных бумаг, как он проводится, какие требования предъявляются к акциям и облигациям для включения их в перечень торгуемых инструментов.
Понятие листинга и цель его проведения
Листинг на бирже – это процедура включения ценных бумаг в список торгуемых инструментов. Он состоит из нескольких этапов, по итогам которых активы попадают на один из трех уровней, и с ними могут совершать сделки купли-продажи частные инвесторы.
На каждой бирже разработаны собственные правила листинга, которые регулярно пересматриваются. Например, на Московской бирже с 1.04.2021 действует новая редакция. Последняя продержалась всего 4 месяца.
Любая коммерческая компания видит своей главной целью получение прибыли. Допуск к торгам на фондовых биржах – это один из возможных путей ее достижения. Эмитент, бумаги которого обращаются на организованных торгах, получает дополнительный капитал для своего развития. Он становится узнаваемой компанией, повышает доверие потенциальных потребителей и получает преимущество перед конкурентами. В конечном итоге все это приводит к увеличению прибыли компании.
Логично, что такие преимущества хотят получить многие. Если биржи не проводили бы “кастинг” в виде листинга, то к торгам оказались бы допущены все подряд: потенциальные банкроты с целью получения денег инвестора для покрытия долгов, слабые и неэффективные компании. Инвесторы бы теряли деньги, и репутация биржи пострадала бы. Чтобы избежать таких проблем, была введена процедура листинга. В процессе его проведения в список попадают только те, кто отвечает требованиям организатора торгов по ряду параметров.
Список ценных бумаг, допущенных к торгам
Всего на 1.03.2021 на Мосбирже обращается 2 749 бумаг от 714 эмитентов. Из них:
В 1-й колонке мы видим разные уровни листинга. Всего их три, 1-й и 2-й объединены в котировальный список, 3-й в него не входит. Для присвоения инструменту того или иного уровня учитывают:
Это общие параметры. Есть нюансы отнесения отдельных видов инструментов (акций, облигаций, паев) к разным уровням. Их рассмотрим отдельно. Самые надежные активы попадают в котировальный список. Требования для включения в 3-й уровень значительно лояльнее, чем для первых двух. Ценным бумагам, которые претендуют на попадание туда, достаточно выполнить первых три условия, описанных выше.
Список включает следующую информацию по каждой ценной бумаге:
Требования для прохождения листинга на Московской бирже
Требования к ценным бумагам для прохождения листинга на Московской бирже изложены в Правилах, которые действуют с 1.04.2021. Кратко рассмотрим их по основным инструментам: акциям и облигациям.
Для акций
Московская биржа рассматривает следующие условия при включении акций российских компаний в 1-й и 2-й уровни:
Для облигаций
Рассмотрим условия для включения облигаций российских эмитентов в список:
Процедура листинга
Этапы проведения листинга:
Таким образом, процедура представляет собой проверку надежности компании и ее ценных бумаг. Инвестор при выборе активов в свой портфель может руководствоваться списком на бирже. Если он хочет приобретать только акции “голубых фишек”, то их следует искать в 1-м уровне, самые рискованные активы находятся в 3-м.
Инструменты одного и того же эмитента могут находиться на разных уровнях списка. Например, акции Сбербанка находятся в 1-м, а некоторые облигации расположились в 3-м.
Плюсы и минусы для эмитента
Рассмотрим плюсы и минусы участия компании в листинге на фондовой бирже.
Заключение
Листинг важен не только для эмитента, но и для частного инвестора. Последнему он позволяет провести предварительный отбор активов в свой инвестиционный портфель после того, как ценные бумаги и компанию проверила экспертная группа фондовой биржи. Но этот процесс не дает стопроцентной гарантии, что вы купите надежные инструменты, которые будут стабильно приносить доход, а по облигациям не возможен дефолт.
Поэтому ограничиваться только просмотром списка нельзя. Он не заменит проведение полноценного анализа. Пусть это станет только первым шагом на пути формирования вашего портфеля.
Листинг ценных бумаг на фондовой бирже
Листинг — это процесс добавления новых наименований в существующий список, удовлетворяющий определённому перечню требований качества и надёжности. Их характер и количество могут варьироваться в зависимости от сферы использования процедуры. Чаще всего термин «листинг» встречается:
Листингом ценных бумаг на фондовой бирже называют совокупность правил, которая определяет процедуру включения тех или иных эмиссионных бумаг в обращение. В соответствии со сложившейся системой взаимодействия трейдеры получают доступ только к тем акциям, которые удовлетворяют всем требованиям котировальных списков, используемых в рамках отдельно взятой торговой площадки.
Присутствие на бирже существенно расширяет возможности компании, но для попадания в котировки одного желания недостаточно. Листинг представляет собой сложную процедуру, которая включает несколько ступеней проверки качества и надёжности эмитента. Это позволяет минимизировать риск появления на бирже ценных бумаг недобросовестных компаний.
Ценные бумаги, которые не соответствуют заявленным требованиям по группе показателей, включаются в специальный предлистинговый список. Сделки по ним выводятся за пределы торговой системы. Компании, бумаги которых успешно проходят все этапы листинга, получают возможность привлечь инвесторов как в собственной стране, так и за её пределами. Первоначальный курс активов и их ликвидность определяются котировальной комиссией.
На основании этого можно сформулировать две основные цели, которые преследует листинг.
В случае необходимости проводится делистинг — исключение ценных бумаг из котировального списка. Инициировать запуск этой процедуры может руководство биржи или сама компания. К числу основных причин проведения делистинга относятся:
После прохождения процедуры листинга на фондовом рынке компания получает ряд важных преимуществ, к которым относятся:
Компании, успешно прошедшие процедуру листинга, также получают дополнительные привилегии при оформлении кредитных операций или организационных переходов (слияние, поглощение).
К недостаткам листинга некоторые эмитенты относят полную прозрачность внутренней организации бизнеса. Это означает, что на текущую стоимость ценных бумаг могут оказывать непосредственное влияние как положительные, так и отрицательные конъюнктурные изменения. Помимо этого, сама по себе процедура листинга имеет определённую стоимость и требует дополнительных расходов в виде ежегодных взносов в систему биржи.
Способ проведения листинга определяется в зависимости от типа ценных бумаг и уровня действующих котировок у компании-эмитента за рубежом. Сегодня специалисты выделяют несколько видов листинга.
Помимо этого, процедура листинга ценных бумаг может существенно различаться по общей схеме проведения.
Процедура прохождения листинга может существенно различаться в каждом конкретном случае. При этом всегда сохраняется типовая схема, которая включает несколько этапов.
Требования, которые предъявляются биржей к компаниям-эмитентам, включают ряд обязательных пунктов:
Помимо этого, для поддержания котировального списка на соответствующем уровне торговые представители устанавливают минимальный порог объёма продаж бумаг за месяц по итогам отчётного периода.
Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет – вы всегда можете задать нам новые. Просто заполните форму обратной связи – и мы обязательно поможем разобраться во всех непонятных моментах!
Процедура включения акций в биржевой список
Акционерные общества подчиняются примерно одним и тем же законам во всем мире: у АО почти никогда нет одного владельца, его хозяином является каждый держатель хотя бы одной акции или даже её части. Соответственно, единолично владеть компанией может только держатель стопроцентного пакета акций, что встречается крайне редко. Как правило, акционерным обществом управляет огромное количество его собственников, которых может быть как несколько, так и тысячи.
Акционеры бывают мажоритарными и миноритарными. Первые обладают большими пакетами акций, например, контрольным (50%+1 акция) или блокирующим (25%+1 акция). Контрольный пакет позволяет почти единолично управлять работой компании: все остальные не смогут проголосовать за решение, отличное от хозяина большей части компании. Однако блокпакет позволяет наложить вето на решение совета директоров и заставить его пересмотреть. Остальные акционеры — миноритарии: те, у кого пакеты акций незначительны и не позволяют управлять компанией. Как правило, это либо инвесторы, которые держат акции ради дивидендов, либо спекулянты, которые стремятся заработать на разнице цен.
Зачем компании выпускают акции и дают зарабатывать посторонним людям? Ответ на поверхности — для развития бизнеса. Эмиссия бумаг, то есть их выпуск, является самым эффективным способом привлечь большие суммы в капитал. Важно понимать: не заработать, а именно привлечь инвестиции с помощью продажи бумаг на бирже.
Кроме того, на IPO регулярно выходят технологические стартапы. Это команда, которая, разработала ноу-хау, например, инновационную нейросеть. Если она сможет быстро получить крупные инвестиции, идея может принести грандиозную прибыль, а компания стать новым Goggle или Apple. Если не успеет, идею уведут конкуренты.
Чтобы ценные бумаги попали на финансовый рынок, компания должна запустить IPO — первичное предложение акций. Процесс довольно сложный и длительный.
Законодательство (закон N 208-ФЗ «Об акционерных обществах») в сфере ценных бумаг, банкинга и еще нескольких крупных сфер влияет на акционерные общества. Поэтому в первую очередь для организации IPO требуется штат юристов, которые помогут провести процесс гладко.
Далее компании нужно решить, сколько будут стоить ее акции на первом этапе. Для этого капитал предприятия оценивают эксперты, а владельцы устанавливают количество бумаг, которые предприятие планирует выпустить. Исходя из количества акций и стоимости активов и формируется их номинальная стоимость, ведь акции — это именно доли компании.
Например, при выпуске 1000 акций компания стоимостью в 1 000 000 рублей установит номинал бумаги в 1000 рублей. За эту сумму будут проданы первые акции. В дальнейшем номинальная стоимость теряет всякий экономический смысл, поскольку рынок сформирует свою цену для бумаг.
К примеру, номинальная стоимость акции Газпрома равна 5 рублям. Их рыночная стоимость выше в 47 раз — 237 рублей за акцию*. Если компания объявит дополнительный выпуск ценных бумаг, они не будут продаваться по 5 рублей даже при размещении, а только по рыночной стоимости.
Далее компания выбирает андеррайтера. Это юридическое лицо, которое непосредственно занимается распределением и продажей ценных бумаг: агент, который найдет покупателя на первые акции. Андеррайтер обязательно должен иметь лицензию Центробанка на такую деятельность. Когда компания идет на IPO, первичная продажа бумаг может быть довольно сложной. Далеко не всегда выстраивается очередь из желающих стать совладельцами неизвестной компании, на акции попросту можно не найти покупателя. Эти риски на себя берет андеррайтер.
Договор с ним, как правило, заключается в двух вариантах: «Твёрдое обязательство» (англ. Firm commitment) или «Максимальные усилия» (англ. Best efforts). В первом случае андеррайтер полностью гарантирует продажу ценных бумаг, фактически выкупает их сам и перепродает на биржу. Второй механизм мягче: посредник продает столько бумаг, сколько получится. Разумеется, вознаграждение андеррайтера в первом случае намного выше, а размещение бумаг для акционерного общества — затратнее.
При этом обычно андеррайтингом занимается не одна компания, а синдикат, состоящий, например, из инвестиционных банков, которые располагают большими ресурсами для распространения бумаг.
Определив андеррайтера, акционерное общество выпускает проспект эмиссии ценных бумаг. Это информационный документ: небольшая брошюра или электронный документ, где отражены все детали выпуска. Форму и содержание этого документа регламентирует Центробанк.
Потенциальный инвестор должен узнать из проспекта эмиссии финансовые показатели будущего акционерного общества: получить доступ к бухгалтерской отчетности за три года или за все время работы организации, если она моложе трех лет. Если эмитент входит в группу компаний, то информация нужна по всей группе. Также в проспекте должны быть отражены параметры выпуска ценных бумаг: объём, срок, условия и порядок размещения.
Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» требует отражать «все обстоятельства, которые могут оказать существенное влияние на принятие решения о приобретении эмиссионных ценных бумаг». Поэтому рассматривать его как рекламный буклет — ошибочно.
Интересно, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США, например, требует при каждой эмиссии ценных бумаг указывать еще и цель их размещения. Например, расширение бизнеса, слияние и поглощение компании. После завершения процесса достоверность этих сведений проверяют чиновники. В России подобных требований нет, но цель привлечения капитала отражаются в инвестиционном меморандуме, без которого не обходится ни одна эмиссия ценных бумаг. Этот документ не так формализован, как проспект эмиссии, его цель — убедить инвестора в выгоде покупки акций компании. Он содержит сведения, которые считает нужным опубликовать предприятие. Как правило, это общие данные о проекте, описание бизнес-модели, анализ риска.
Когда все документы готовы, компания начинает привлекать инвесторов. Это делается в ходе так называемых road-show, которые по сути являются рекламной кампанией эмитента. Эта процедура ограничена только фантазией и бюджетом: потенциальным покупателям бумаг показывают презентации, проводят встречи, рассказывают о преимуществах эмитента. Возможна организация экскурсии на производство, выступления на бизнес-форумах, даже прямая реклама в СМИ.
И только по завершении этого процесса наступает само размещение бумаг. Сперва компания выбирает биржу: это может быть как Московская биржа, так и Лондонская или Гонконгская. На крупных биржах больше шансов найти покупателя на ценные бумаги быстро, но размещение там дороже. Кроме того, эмитент учитывает рынок своей продукции: например, размещать в Китае акции европейской компании не всегда удачная идея, так как она может не найти отклик у инвесторов.
Далее анедррайтер собирает от потенциальных инвесторов заявки на покупку, принимает деньги и выдаёт ценные бумаги.
На этапе сбора заявок цена акций может быть скорректирована, если они продаются плохо. Как правило, для размещения андеррайтер стремится найти якорного инвестора, который выкупит большую часть эмиссии и тем самым «легитимизирует» цену.
После этого акции поступают в свободное обращение на биржу, где их может купить любой участник торгов. Для самой компании наступает новое качество существования: если частное предприятие, кроме бухгалтерской отчётности в налоговую, ничего о себе не рассказывает, то с ПАО всё иначе. Общество должно в предусмотренном законом порядке публиковать большой объём сведений о себе: полный список аффилированных лиц, финансовые показатели, существенные факты (под этим словосочетанием законодательство подразумевает любые события, в ходе которых заметно меняются активы, пассивы или финансовые показатели компании). Теперь оно принадлежит не одному или нескольким собственникам, а неограниченному кругу лиц, перед которыми обязано отчитываться о своей деятельности.
Существует и особенный вид ценных бумаг. Так называемая «золотая акция», в английском языке — golden share. Это явление появилось в Великобритании в 1980-х годах, когда правительство Маргарет Тэтчер занималось приватизацией госкомпаний. В Российский обиход они вошли при схожих обстоятельствах.
Суть «золотой акции» в том, что она предлагает особенные права своему держателю. Какие именно — обычно не раскрывается широкой публике, но в первую очередь они касаются возможности наложить вето на решения любых акционеров, влиять на формирование совета директоров и в целом политику организации.
В России понятие «золотой акции» урегулировано Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Закон допускает использование «золотой акции» при приватизации более 75% акций предприятия.
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Что такое котировальные списки акций
С 1 октября 2021 года в биржевой торговле началось широкое применение изменений в российском законодательстве, направленных на защиту прав и интересов розничных участников рынка. Одним из основных новшеств стало ограничение доступа к торговле некоторыми активами для неквалифицированных инвесторов. Среди них – возможность торговать без тестирования только акциями и облигациями, включенными в котировальные списки.
Котировальные списки – смысл термина
Не секрет, что представленные на фондовом рынке ценные бумаги различаются по многим параметрам, в число важнейших из которых входят уровень риска и надежность. Биржи, в том числе Московская и СПБ Биржа, на которых торгует большинство российских розничных инвесторов, предоставляют участникам рынка исчерпывающую информацию обо всех включенных в листинг акциях, облигациях, паях инвестиционных фондов и других активах.
При этом листинг ранжируется на несколько уровней списков, что отражает показатели и самих бумаг, и выпустивших их эмитентов. Чем выше уровень списка, в который включен тот или иной актив, тем выше надежность инструмента и меньше риск при использовании его в торговле.
На Мосбирже действует три уровня листинга. I и II уровни называют котировальными списками. Именно эти бумаги доступны всем участникам торгов без ограничений. Активы, включенные в III уровень листинга, составляют некотировальную часть списка. Доступ к ним без ограничений есть только у квалифицированных инвесторов, неквалифицированным для работы с ними придется пройти тестирование.
Решение о включении или исключении бумаг в котировальные списки принимает биржа. При этом рассматривается выполнение целого набора условий для включения активов в I, II или III уровень и поддержания позиций в них.
Внимание! Списки постоянно корректируются, вхождение ценных бумаг в котировальную или некотировальную часть может быть изменено в любой момент.
Чем отличаются бумаги в котировальных списках от остальных?
Включение в котировальные списки считается признаком надежности ценных бумаг. При этом обязательно выполнение целого ряда условий.
Акции
Для включения акций в листинг Московской биржи прежде всего необходимы:
К бумагам, претендующим на включение в I уровень, применяются наиболее жесткие дополнительные требования:
Есть у биржи и специфические требования к корпоративному управлению, которые также должны быть выполнены.
Такой подход практически гарантирует акциям I уровня максимальную надежность. Этим требованиям соответствуют наиболее крупные и известные российские эмитенты, например, Сбербанк и «Альфа-Банк», «Газпром» и «Роснефть», другие «голубые фишки» MOEX.
Требования для акций II уровня более лояльны. Так, например, уменьшены лимиты по free-float-бумагам, обязательный период регистрации эмитента (1 год) и раскрытия отчетности по МСФО (за 1 полный год).
Для бумаг III уровня большинство дополнительных требований не применяется.
Важное замечание! Включение акций в некотировальную часть списка вовсе не означает, что они ненадежны, и их эмитентам не следует доверять. Среди компаний, которые включены в сектор повышенного инвестиционного риска (а именно к нему относятся бумаги III уровня), достаточно много перспективных, а их бумаги могут обеспечить высокий уровень доходности. Большинство из них реально оценивают соотношение преимуществ выхода на биржу, затрат и потерь времени на попадание в котировальные списки.
Российские корпоративные облигации
Аналогично акциям, для корпоративных облигаций, включаемых в котировальные списки, действует набор дополнительных требований, среди которых:
Одним из основных требований является получение эмитентом облигаций, поручителем или выпуском ценных бумаг рейтинга, не ниже установленного (применим любой из списка):
Для III уровня, т. е. облигаций, не входящих в котировальный список, подавляющее большинство этих требований не действует.
На заметку! Естественно, как и в случае с акциями, включение облигаций в котировальный список не может дать 100%-ной гарантии надежности бумаг, а III уровень листинга вовсе не означает, что бумаги ненадежны или эмитента ожидает неминуемый дефолт. Так, облигации большинства МФО попадают в III уровень по умолчанию, а для многих других компаний выводить их в первый или второй уровни долго и дорого.
Впрочем, для большинства розничных инвесторов и используемых ими портфельных стратегий ценных бумаг из котировальных списков вполне достаточно, чтобы обеспечить нужный уровень доходности при приемлемых рисках.
Те, кто формирует инвестиционный портфель самостоятельно, могут увидеть уровень бумаг (и, соответственно, включены ли они в списки) на сайте самой биржи (например, на странице MOEX). Эту информацию предоставляет и большинство популярных биржевых терминалов (например, QUIK в десктопной и веб-версиях).
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.