Прототипом чего явился институт сердобольных вдов
История развития сестринского дела в России. Службы «сердобольных вдов».
Страницы работы
Фрагмент текста работы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. Выполнила: преподаватель Г Новосибирск 2016 год
Одним из «нестареющих» является определение профессии медицинской сестры, которое дала Верджиния Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор:
«Медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенность для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».
Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина – Основы сестринского дела. Самосовершенствование и совершенствование в профессии невозможно без знаний опыта предыдущих поколений.
Традиция участия женщин в помощи больным и раненым в России уходит корнями в глубокую древность. В XI веке при монастырях Киевской Руси стали строить монастырские больницы для тех, кто нуждался в лечении, и приюты (богадельни) для калек, нищих и всех тех, кто по каким-либо причинам не мог обеспечивать себе самостоятельного проживания. В X веке княгиня Ольга организовала больницу, где уход был поручен женщинам. В XVI веке «Стоглавый собор» издает указ об организации мужских и женских богаделен с привлечением на работу женщин.
В 1707 г. в Москве был создан первый гражданский госпиталь
Начало организованного ухода за больными и раненными было положено во время правления Петра I. В 1715 г. им был издан указ, в котором шла речь о применении женского труда по уходу за больными детьми. Несколько позже по указу ПетраI создается «медицинская коллегия» (канцелярия, которая для работы в госпиталях в 1728 г. ввела штатную единицу для женщин по уходу за больными и нуждающимися). Но после смерти Петра I все его начинания были прерваны практически на 100 лет.
Только к концу XVIII века женский труд по уходу за больными начал применяться в гражданских больницах (Павловская больница). В 1763 г. в Москве учреждена Павловская больница, где специально для больных женщин имелись «бабы-сидельницы» из вдов и жен больничных солдат, Специальная подготовка женского сестринского персонала в России началась в первые десятилетия XIX века.
Службы «сердобольных вдов».
Следующий шаг в развитии Сестринского дела – появление службы «сердобольных вдов». В 1807 г. в Москве и Петербурге были открыты приюты для бедных вдов. В январе 1814 г. в одном из таких приютов при Мариинской больнице 24 вдовы изъявили желание посвятить себя уходу за больными. В январе 1818 г. в Москве был учрежден институт «сердобольных вдов», а при больницах появились курсы сиделок для женщин.
Большой вклад в подготовку персонала внес главный врач Мариинской больницы Христофор фон Оппель, который издал учебник «Руководство и правила, как ходить за больными, …». В нем подчеркивалось: «Без надлежащего ухода и самый искусный врач мало или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращении смерти сделать не может».
Новый этап в развитии женской медицинской помощи – это появление в России общин милосердия.
Девятого марта 1844 года во дворце принца П.Г. Ольденбургского состоялось первое заседание Комитета, учредившего
Мариинские вдовы
В 1803-м году в Петербурге и Москве на средства воспитательных домов были учреждены две больницы для бедных по 200 коек каждая, с целью «оказывать безвозмездно вречебное пособие всякого состояния, пола и возраста и всякой нации, бедным и неимущим больным, судя по роду и степени болезни: или оставляя больных для лечения в больнице, или надзирая над приходящими ежедневно за советом и лекарствами»; последним занимались сердобольные вдовы. После смерти императрицы Марии Фёдоровны, больницы в её честь были названы Мариинскими.
Так она подала своему сыну Александру мысль об устройстве больницы для бедных в ознаменование 100-летнего юбилея столицы. Строительство началось 28 мая 1803 года с закладки камня в основании Церкви Святого Павла, на коем было написано: «Положен сей камень во основании святого храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно. «
На одну сердобольную приходилось около десяти призреваемых, и труд их напрашивался к применению в больнице. В одном письме Мария Фёдоровна писала: «Дабы нам более удостовериться в полезности такого заведения, я на первый случай хочу сделать опыт, а когда успех соответствовать будет ожиданию, приступить к формальному учреждению постоянного разряда под названием сердобольных вдов. «
В Москве ансамбль больницы для бедных был воздвигнут к 1806 году по чертежам Джакомо Кваренги, строившим такую же больницу в Петербурге, которая стала практической школой молодых врачей Петербургской Медико-хирургической академи. Двухэтажное здание с церковью посередине было закончено весной 1805 года, но открытие отложили до 3 августа, дня Святого Александра (т.е. именин молодого императора).
Палаты отделялись друг от друга толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга. В самой большой палате размещалось до 15 кроватей. В каждом отделении Московской больницы были небольшие библиотеки для больных. Библиотека для врачей размещалась на нижнем этаже главного здания, к которому со стороны двора примыкала церковь во имя святых апотолов Петра и Павла, и насчитывала к 1914 году 7344 тома. Часть Итальянского сада Петербургской больницы служила местом прогулок выздоравливающих больных. Дорожки были обсажены деревьями, в восточной части находился пруд и множество цветников. До 1836 года цвели оранжереи, а до конца 50-х годов выращивались овощи и фрукты.
2. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ВДОВЫ.
Организаторы вдовьих домов понимали, что ходить за больными должен наученный персонал, и следующим шагом создали научающий курс медицинской подготовки сердобольных вдов. Экспериментальной базой стал Петербургский Вдовий дом.
Через год Петербургская больница стала постоянным учреждением с 50 вдовами во главе с настоятельницей. Вдов содержал их «дом», а больница давала помещение и несла некоторые дополнительные расходы. 12 марта 1815 года их привели к присяге.
(С января 1818 года дежурства сердобольных вдов были учреждены при Московском Вдовьем доме; первым организатором их работы был штаб-лекарь, главный врач этой больницы Христофор фон Оппель, который в 1822 году издал «Руководство и правила как ходить за больными», первое руководство по уходу на русском языке, учитывающее опыт и сиделок, и повивальных бабок, и сердобольных вдов. )
Время деятельности Царственной вдовы назвали эпохой благотворительности Марии Фёдёровны. После её смерти (в октябре 1828 года) обе больницы для бедных при Вдових домах были названы Мариинскими.
В 1829 году для управления благотворительной организацией Марии Фёдоровны, включающей воспитательные дома, женские приюты и госпитали, было создано «Ведомство учреждений императрицы Марии» во главе с императрицей Александрой Фёдоровной, по инициативе которой 15 августа был утверждён устав Петербургского Вдовьего дома и рекомендован для использования во всех анлогичных учреждениях империи. Параграф 6 указа гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют особый разряд под названием сердобольных, и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку. «
Сама клятва включала такие слова: «Желая подражать сердоболию Иисуса Христа, из любви к страждущему человечеству, исцелявшему всякий недуг и всякую болезнь, клянусь, что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим, что буду тщательно соблюдать всё, что по настоянию врачей призвано будет полезным и нужным для восстановления здравия вверенных моему попечению болящих, что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и о душевном здоровье болящих, буду, по возможности стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных. «
3. МАРИИНСКАЯ БОЛЬНИЦА В ПЕТЕРБУРГЕ.
Вначале старшими врачами назначали шведов, но в основном врачебный персонал состоял из немцев, и порой не знавших русского языка. Скорбные листы (истории болезней), висевшие в головах больного, велись на немецком и латинском языках, «дабы он не знал своей опасности».
Одним из представителей русской медицины был Илья Васильевич Буяльский, заведовавший вначале хирургическим отделением, а с 1831 по 1864 год бывший «первым консультантом» Петербургской Мариинской больницы. То многое, что благодаря Буяльскому происходило в хирургии, впервые осуществлялось именно здесь, начиная с операций пластических и костных и заканчивая грыжами и литотомиями (удалением камней из мочевыводящих путей).
КМК, Апатиты.
Сентябрь 2010 (редакция 2014)
Прототипом чего явился институт сердобольных вдов
Первую общину сестер милосердия во Франции организовал
2.Термины «сестра милосердия», «старшая сестра» впервые предложил
Начало организованной женской помощи в России связано с преобразованиями Петра I, когда вышел указ о службе женщин в
B) воспитательных домах
Начало развития сестринского дела в России связано с открытием в Петербурге и Москве
Б) воспитательных домов
5. Год появления приютов для «бедных вдов»
Автор первого руководства по уходу за больными на русском языке
Институт сердобольных вдов явился прототипом общин
A) сестер милосердия
Первая община сестер милосердия в России
B) общин сестер милосердия
В период Крымской кампании была создана община сестер милосердия
Сестра милосердия — русская героиня Крымской войны
Врач, руководивший деятельностью сестер в период Крымской кампании
Героиня Крымской войны — англичанка
Приоритет в создании Красного Креста принадлежит
Год рождения профессии медицинской сестры в России
Первую в мире школу для подготовки сестер в Лондоне открыла
Основоположник общества Красного Креста
Гипургия — это уход за
Год создания Российского общества Красного Креста
Основная цель общин Красного Креста — подготовка персонала для ухода за
A) больными и ранеными в военное и мирное время
Самая известная община сестер милосердия Общества Красного Креста
Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период
В) Русско-турецкой войны
24. Год упразднения в России термина «сестра милосердия»
Количество уровней подготовки специалистов сестринского дела
Год проведения I Всероссийской конференции по теории сестринского дела
Год создания первого факультета высшего сестринского образования в Москве
28. Год выпуска журнала «Сестринское дело»
Год знаменателен для сестер России
B) созданием Ассоциации медицинских сестёр
Год разработки Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ
31. Термин «биоэтика» ввел
Наука, изучающая профессиональные отношения людей
Основные положения профессиональной медицинской этики в древности заложил
34. Термин «деонтология» впервые предложил философ
35. Термин «деонтология» в России ввел
Одна из проблем биоэтики
Один из основных принципов биоэтики
Эмоционально лабильная сестра по классификации Харди
По Харди, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, не сопереживая пациенту, — сестра
Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека
Принцип уважения моральной автономии личности — один из принципов
Главный этический принцип
Статья 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривает
А) общий перечень прав пациентов
Право давать согласие на медицинское вмешательство в нашей стране наступает в возрасте (лет)
45. Сестра, «играющая заученную роль», — по классификации Харди
46. Модели взаимоотношений медиков с пациентом в 1992 году определил врач – биоэтик
Модель родительской заботы врача о своем пациенте
Стиль поведения подозрительного пациента отличает
Б) повышенная тревожность
Забота о больных — жизненное призвание сестры типа
Пациент, требующий постоянного внимания со стороны окружающих
A) пациента на самого себя
Нанесение ущерба здоровью пациента врачом каким- либо действием
Не разглашение сведений о пациенте —
Б) медицинская тайна
Влияние пациентов друг на друга —
55. Проблема современной биомедицинской этики –
А) репродуктивные технологии
Конфиденциальность информации о больном без его согласия предусматривает статья Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан номер
К юридическому виду ответственности медицинских работников не относят
Г) моральную
Г) уголовная
Этику впервые выделил
Год создания Этического кодекса медицинской сестры России
Перцептивное общение — это процесс
Б) восприятия другого человека
Вербальное средство общения
Невербальное средство общения
Тактильное средство общения
B) прощупывание печени
Визуальное средство общения
Акустическое средство общения
Интонация — средство общения
Пальпация живота — средство общения
Проксемика — средство общения
Кинезика — средство общения
A) искусственные запахи
Интонация — средство общения
Размер личной зоны в метрах
Размер общественной зоны в метрах
Зональное пространство менее 15 см — зона
Зональное пространство 15—45 см — зона
Автор теории недостаточности самоухода
Основоположница системы ухода за пациентами
Высшая цель сестринского дела — удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения выздоровления — согласно теории
Цель сестринского вмешательства — восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе — согласно теории
Количество способов сестринского вмешательства по Д. Орем
При самоуходе по Д. Орем — человек
В. Хендерсон разработала свою модель, основываясь на теории
Страна, где медсестры в своей деятельности руководствуются теорией Д. Орем
Модель сестринского дела по Д. Орем основана на принципах
Осознаваемое и переживаемое человеком нужда в чем либо — это
Добродетель медицинской сестры
Обязанности медицинской сестры
Б) уважение прав пациента
Этический компонент сестринского дела
Этические ценности медсестры
A) здоровье и здоровая окружающая среда
Этические ценности медсестры
Личные качества сестры
B) целеустремлённость и терпение
Цель, к которой стремится сестра
98. Программный документ «Философия сестринского дела в России» принят в
Б) Голицыне, 1993 год
Философия сестринского дела базируется на понятии
A) сестринское дело
Пациент в сестринском деле — человек, нуждающийся в
Рождению профессионального сестринского дела в России в начале XIX века предшествовали два события. Первое: в 1775 году по указу Екатерины II были созданы Приказы общественного призрения: губернские органы, на которые возлагалась забота об обустройстве и содержании больниц, домов для душевнобольных, богаделен (приютов) для нищих, сирот, калек. Под эгидой этого ведомства в 1776 году была создана Екатерининская больница, где по штату полагалось иметь 24 сиделки на 150 больных.
Второе: еще в 1715 году Указом Петра I были созданы Воспитательные дома, в которых должны были служить женщины. В их обязанности входил уход за здоровыми и больными детьми.
В 1803 году по инициативе императрицы Марии Федоровны при Воспитательных домах в Петербурге и Москве были учреждены так называемые «Вдовьи дома». В стенах Вдовьих домов предстояло создать систему постоянного ухода за престарелыми и больными вдовами. Для воплощения идеи в жизнь предполагалось иметь постоянный персонал. Так, для ухода за престарелыми и больными была набрана особая группа женщин из числа вдов, которые уже проработали в других благотворительных учреждениях императрицы не менее 15 лет. Женщины получили особое название – «сердобольные вдовы».
В разные годы во Вдовьих домах содержалось разное количество пациентов. Но, как правило, всегда на одну сердобольную вдову приходилось около десяти призреваемых.
Очень скоро организаторы Вдовьих домов осознали, что труд сердобольных вдов можно применить не только в уходе за престарелыми постояльцами Вдовьего дома, но и в больнице. Так, при Московском Вдовьем доме в 1806 году открыта Больница для бедных.
Организаторы Вдовьих домов понимали, что только обученный персонал должен и может правильно осуществлять уход за больными. Следующим шагом императрицы Марии Федоровны стало создание обучающего курса по профессиональной медицинской подготовке сердобольных вдов.
В 1813 году по указанию императрицы из числа желающих сердобольных вдов было избрано немногим более 20 женщин. Обучение было рассчитано на срок более 1 года и состояло из теоретических занятий в классных аудиториях и практических занятий в виде дежурств в хирургическом и терапевтическом отделениях больницы под руководством и наблюдением врачей.
В обязанности дежурных вдов входило: «наблюдать за благоустройством в палатах; за порядком в раздаче больным пищи; за порядком в раздаче больным лекарств; за чистотой и опрятностью больных; за чистотой постелей и белья; за поведением больных; за поведением посетителей. Доктора и лекари должны были давать вдовам необходимые наставления по уходу за больными. Кроме того вдовы осваивали некоторые медицинские приемы, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным».
Клятва вдов включала в себя следующие слова: «…клянусь, что доколе сил моих достанет, употреблять буду все мои попечения и труды на богоугодное служение болящим…, что буду тщательно соблюдать все, что по настоянию врачей призвано будет полезным и нужным для восстановления здравия вверенных моему попечению болящих…, что по долгу христианского милосердия не только буду заботиться о телесном, но и о душевном здоровье болящих…, буду по возможности стараться моим примером и советом располагать и самих болящих к молитве веры, спасающей больных…»
После принятия присяги, обученные сердобольные вдовы продолжали работать в больнице для бедных. Со второго года службы «сердобольные» могли посещать больных в частных домах, получая за свой труд плату. Все сердобольные носили платья коричневого цвета, которые были прототипом профессиональной формы.
Полученный опыт профессиональной подготовки сердобольных в Санкт- Петербурге считался очень успешным и приносящим пользу. Поэтому последовало новое распоряжение императрицы Марии Федоровны организовать обучающий курс профессиональной подготовки по уходу за больными для сердобольных из Московского Вдовьего дома.
Со временем название «Вдовьи дома» было заменено на «Сердобольные дома».
Служба «сердобольных вдов».
Сестринское дело в России возникло в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В 1803 году при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны Вдовьи дома.
Больница находилась на полном самообеспечении. Доходов от оранжереи, где круглый год выращивали овощи и фрукты, хватало на зарплату всему персоналу, питание больных и лекарства.
Чистые и тёплые палаты, чистое и сухое постельное и нательное бельё, полноценное питание, регулярное проветривание помещений, ежегодная побелка и покраска каждой палаты и коридоров, полноценный уход и лечение обеспечили Мариинской больнице репутацию одной из лучших больниц Европы того времени.
Императрица разработала правила и инструкции для персонала (включая врачей), почти ежедневно лично контролировала лечебный процесс, работу персонала и попечительского совета, обеспечила снабжение больных деньгами, лекарствами и одеждой после выписки.
В начале 1814 г. 24 вдовы, изъявившие желание посвятить себя уходу за больными, приступили к исполнению обязанностей: каждые две недели восемь вдов переселялись в больницу для дежурств. Они наблюдали за состоянием палат, за порядком в раздаче пищи и лекарств, за чистотой и опрятностью больных, их постели и белья, за поведением больных и посетителей. При этом женщины осваивали некоторые медицинские приёмы, чтобы в случае необходимости уметь оказать помощь.
В 1819 г. Последовал особый вердикт, учреждающий Институт сердобольных вдов.
Со временем они стали многоструктурными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдовий дом, который включал отделение для малолетних детей, сиротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих.
В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества,предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.
В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным.
В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных. Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед известного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больницы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».
Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила больничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей водой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно положить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больница для бедных, 1806 —1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описаны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, положение больного, при обмороке нужно освободить больного от стесняющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарства, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.
В 1818 г. в России была создана государственная служба сиделок, которые обучались в больницах санитарно-гигиеническому уходу за больными и имели штатные должности при больницах. Но в первой половине XIX в. эта форма подготовки обслуживающего медицинского персонала не получила должного развития и заметного вклада в дело ухода за больным не внесла.
В 1819 г. последовал особый вердикт, учреждающий Институт сердобольных вдов. Обряд посвящения и присяги был тщательно продуман самой императрицей. После совершения обряда посвящённые вдовы получали свидетельство на звание «сердобольных», о чём публиковалось в печати.
С учреждения Института сердобольных вдов началась подготовка женского медицинского персонала. По уровню медицинской квалификации сердобольные вдовы занимали среднее положение между медицинской сестрой и няней.
С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб., 1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие».
Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.
В 1914 г. обитель была переоборудована в госпиталь, сюда поступали раненые, здесь в качестве сестёр милосердия работали императрица и её дочери. Деятельность обители продолжалась и после революции 1917 г., вплоть до ареста царской семьи. Елизавета Федоровна трагически погибла в 1918 г. в Алапаевске вместе с другими членами царской фамилии. В конце XX в. Елизавета Федоровна и её келейница Варвара канонизированы русской православной церковью. В настоящее время у великой княгини много почитателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Марфо-Мариинская обитель работает, сохраняя память о своей основательнице. В Москве на Большой Ордынке открыт памятник женщине, чье подвижничество на благо Отечества, во имя любви и сострадания к людям может служить примером для подражания. В августе 2004 г. мощи сестры милосердия, святой Елизаветы побывали в Москве, и почитатели этой светлейшей женщины могли приложиться к ним.
Женщины доказали, что они достойны иметь равные права с мужчинами в общественной жизни страны.
Движение сестёр милосердия быстро набирало силу и получило всеобщее признание. К концу 1912 г. в 109 благотворительных общинах работали 3442 сестры милосердия, а к началу Первой мировой войны их количество достигло почти 20 000.
Общины сестёр милосердия.
Качественно новый этап в развитии сестринского дела в России связан с организацией общин сестёр милосердия.
В 1844 г.в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосердия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы).
К деятельности Свято-Троицкой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н.И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.
С 1850 г. дежурства вдов распространились и на детскую больницу. Существование службы сердобольных вдов определялось доходами вдовьих домов и крупными пожертвованиями благотворителей.
Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспериментальной медицины(первое в России научно-исследовательское учреждение в области медицины и биологии).
Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.
В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер милосердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5 —10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине пожизненно.
Никольская община. 1 апреля 1848 года, во время эпидемии холеры создана С. С. Щербатовой и врачом Федором Петровичем Гааза.
Состав общины был утвержден Николаем I 5 октября 1848 г.Сестры ухаживали за больными в Первой городской больнице и больнице, учрежденной Гаазом для чернорабочих, впоследствии названной в честь императора Александра III. При общине находился сиротский приют.
В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М. Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части.Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, проживающим на территории данного района. Согласно уставу она состояла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом призрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.
В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская общинасестер милосердия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжественной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и милосердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдшериц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.
В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н.Б. Шаховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала самой крупной в России.
В 1853 —1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. «Сердобольные вдовы» вместе с сёстрами милосердия участвовали в Крымской кампании.
Для участия в Крымской войне (1853-1856 гг.) быласоздана Крестовоздвиженская община(Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных)сестёр милосердия., они первыми отправились оказывать помощь раненым на поле боя. Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно религиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назначение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна сохранить чувствительное сердце.
Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пироговым.
Желающие поступить в общину предварительно проходили испытательный срок до двух лет. В мирное время сёстры ухаживали за
больными в военных госпиталях и гражданских больницах, в квартирах частных лиц. В военное время они откомандировывались советом общины в распоряжение Российского общества Красного Креста и распределялись по госпиталям.
Вступая в члены общины, сёстры брали на себя тяжёлый труд и высокую нравственную ответственность. Это была особая форма подвижничества, выдержать которую могли только сильные духом. Они не получали ни пенсии, не имели ни выходных, ни отпусков. Общины были своеобразными коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно постоянно действующие курсы сестёр.
Уставы общин мало отличались друг от друга. Неизменными их условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы были строгими, но сохраняли за членами общины некоторые свободы (в отличие от монастырских). Сёстры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестёр милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Например, княгиня Шаховская начинала свою общественную деятельность сестрой милосердия в Московской тюремной больнице. Однако устав не позволял делать скидок никому, да никто и не стремился к привилегиям.
Несмотря на свое знатное происхождение (многие были потомственными дворянками), женщины выполняли самую тяжёлую, но необходимую работу.
Комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес они работали в 1-м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургской медико-хирургической академии.
Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем Iна разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия. Н. И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.
Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт- Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготовленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н. И. Пирогова сестры милосердия были разделены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.
Перевязочные сестры помогали врачам при операциях и перевязках, готовили перевязочные средства. Сестры-хозяйки наблюдали за содержанием больных, за чистотой белья и постели. Сестры-аптекари должны были следить за правильной раздачей лекарств и проверяли работу фельдшеров.
Вместе с сестрами Крестовоздвиженской и Никольской общин в Крыму работали «сердобольные вдовы». Лучшим свидетельством самоотверженного труда женщин служит тот факт, что 12 вдов умерли. Из 60 сестёр милосердия почти все заболели тифом, 11 из них скончались.
События тех лет сохранились в отчетах великого хирурга, его воспоминаниях и дневниковых записях. Наиболее полно они отражены в «Севастопольских письмах», которые явились документами политического содержания и оказали значительное влияние на общественное мнение в России. Воспоминания оставили нам имена этих великих женщин, среди которых дворянки Е. Бакунина, Е. Хитрово, А. Травина, М. Григорьева и другие.
Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е. П. Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампутированными». После Бакуниной Е.М. возглавила Крестовоздвиженскую общину.
В 1870 г. возглавила Георгиевскую общину сестер милосердия Российского Красного Креста.
Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д. Л. Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н.И. Пирогова.
2 сентября 1854 г. англо-франко-турецкий экспедиционный корпус высадился в районе Евпатории. Русские войска после первого же сражения 8 сентября на реке Альме начали отступление. В их обозе находилась прачка Даша Александрова (Севастопольская). Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Один из современников писал, что Даша, которая осталась сиротой, сначала зарабатывала стиркой белья и вместе с прачками следовала со своей повозкой за войсками. К счастью, в её повозке нашлись и уксус, и какое-то тряпьё, которые она использовала для перевязки ран. Таким образом, Дарья Михайлова стала первой сестрой милосердия на поле боя.
Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.
Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н. И. Пирогова, получив домашнее образование, сначала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одесскую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» работающие там отделения Крестовоздвиженской общины.
Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И.А.Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан приказ военного министра Д. А. Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.
В 1878 г. в Одессе была создана Касперовская община сестер милосердия (названная так в честь местной чудотворной иконы Касперовской Божьей Матери). Целью общины была подготовка женщин для оказания помощи раненым и больным в военное и мирное время в военных госпиталях, гражданских лечебных заведениях и у частных лиц. Поступающие в общину женщины назывались испытуемыми (сестрами-ученицами). В течение 2 лет они получали теоретическую и практическую подготовку в городской лечебнице под руководством работающих в ней врачей.
Участие в Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.). Героиней русско-турецкой войны стала сестра милосердия Юлия Вревская.
Юлия Петровна Вревская – баронесса, народная героиня России и Болгарии.
Она родилась в городе Лубны Полтавской губернии в семье участника Бородинского сражения генерала Варпаховского.
Сёстры Варпаховские учились в Одесском институте благородных девиц.
Вместе с матерью и сестрой Юлия уехала в Петербург. Александр II не оставил без внимания вдову прославленного генерала: она была назначена фрейлиной ко двору императрицы Марии Александровны. Но Юлию Вревскую не удовлетворяла светская жизнь. Она мало жила в Петербурге, часто путешествовала.
Это была замечательной красоты женщина. По отзывам современников « Юлию Петровну отличает какая-то особая прелесть, что-то возвышенное, что особо привлекает и не забывается, она очаровательна не только внешностью, женственной грацией, но и бескрайней добротой и приветливостью».
Была дружна с В. Гюго и особенно с И. Тургеневым, который её безмерно уважал и восхищался.
Сёстры Свято-Троицкой общины направлялись в румынский город Яссы, где им предстояло работать в 45-м военно-временном эвакуационном госпитале – «главном средоточии помощи Красного Креста в тылу армии».
Вревская хотела быть похороненной в Сергиевой пустыни под Петербургом, где покоились её мать брат Иван, но судьба распорядилась иначе. Она ушла в могилу, не оплаканная ни близкими, ни родными. Её оплакивали раненые, за которыми она самоотверженно ухаживала. Они же рыли могилу в промёрзлой земле и несли её гроб. Похоронили её в платье сестры милосердия, у ограды местной церкви в Бяле, а колокола её возвестили о кончине русской милосердной сестры, «положившей душу за други своя». Одного дня не дожила она до своего 40-летия.
Без таких женщин Россия была б не Россия; сокровенная Русь не была б Святой Русью.
В 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Санкт-Петербурге институт братьев милосердия, программа подготовки которого не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными.
В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых же дней все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 г. в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Организовали лазареты и все Великие княжны. Но они не ограничились только попечительством и ассигнованием денег. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы по уходу за ранеными. Они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете простыми сестрами милосердия: подавали на операциях инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе — делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить.
До Октябрьской революции подготовка медицинских сестер практически не велась. Впоследствии подготовкой медицинских сестер занялись в специальных школах, открытых в 1920 г. Для этих школ Наркомздрав утвердил «План обучения и программы школ сестер милосердия». В задачу школ входила подготовка «ухаживающего» персонала. В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость сугубо практического метода обучения, поэтому признавалось необходимым постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня. В 1927 г. было утверждено Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен.
После Октябрьской революции вдовьи дома были упразднены,а их здания переданы Наркомздраву.С 1936 г. здание Московского вдовьего дома занимал Центральный ордена Ленина Институт усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ), административные службы которого находятся там и по сей день (ныне Российская медицинская академия последипломного образования (РМАПО)).