Протокольная служба что это

РАБОТНИКОВ ПРОТОКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Протокольная служба что это Протокольная служба что это Протокольная служба что это Протокольная служба что это

Протокольная служба что это

Протокольная служба что это

УДК 336:338.436

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

РАБОТНИКОВ ПРОТОКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Features of professionalism of protocol service specialists

Рыченкова О.В., магистрант, oxana-32rus@yandex.ru

Брянский филиал ФГБОУ ВО РАНХИГС при Президенте Российской Федерации, Российская Федерация

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Аннотация: В статье рассматриваются особенности профессиональных качеств специалиста службы протокола. Актуальность темы обусловлена допущением ошибок сотрудниками протокола при проведении мероприятий. Цель исследования состоит в определении функций протокола и выявлении специфичных для сотрудников личностных качеств. В настоящее время растёт спрос на специалистов в этой области, и имеется нехватка подготовленных кадров. Сотрудник протокола должен следить за изменениями в области протокольных норм, оперативно на них реагировать и использовать их в работе.

Abstract: The article discusses the features of professional qualities of a protocol service specialist. The relevance of the topic is due to mistakes made by protocol employees during events. The purpose of the study is to determine the functions of the protocol and identify employee-specific personal qualities. Currently, there is a growing demand for specialists in this field and there is a shortage of trained personnel. The protocol officer must monitor changes in the field of protocol norms, respond promptly to them and use them in their work.

Ключевые слова: протокол, официальные мероприятия, деловой этикет, служба протокола, специалист протокольной службы, нормы протокола, функции службы протокола, кадры.

Эффективное взаимодействие между компаниями, регионами, странами начинается с общения конкретных людей, которые занимаются организационными вопросами и выстраивают формат встреч. Визиты, переговоры, официальные встречи, форумы и другие протокольные мероприятия на официальном уровне – это не только важная задача и обязанность руководителей высшего и высокого звеньев, но и фактор успешной реализации как внутренней, так и внешней политики, от которого зависит дальнейшее взаимодействие и поддержание официальных и дружеских связей.

Происхождение термина «протокол» определяется его древнегреческими корнями («protokollon» – склеивать вместе). Современная трактовка понятия «протокол» перешла из практики первых английских парламентов середины XVI в. Под термином подразумевался свод обязательных к исполнению правил этикета (поведение в соответствии с правильным воспитанием или предписываемое властными полномочиями. В современном обществе значение термина претерпевает различные изменения под влиянием политических, экономических факторов, достижений науки и техники, мирового сотрудничества [1, с. 154].

Актуальность темы исследования обусловлена допущением различных ошибок сотрудниками протокольной службы при проведении и организации протокольных мероприятий как на международном, так и всероссийском, региональном уровнях, отсутствием как таковой профессиональной и нормативной правовой базы, слабой развитостью специфичных для сотрудников протокольной службы личностных качеств. Отметим, что в России отсутствуют образовательные учреждения высшего и высшего профессионального образования, в которых имеется направление обучения «специалист протокольной службы».

Протокол как официальный (государственный, дипломатический), так и деловой предполагает соблюдение правил деловой этики, определяющей как внешнюю, так и внутрикорпоративную сторону делового сотрудничества и взаимодействия [2, с. 88].

Суть деятельности протокольной службы заключается в соблюдении норм и правил делового этикета, сложившегося в стране, регионе, организации и опирающегося на культуру и ментальность, что позволяет провести мероприятия на высоком и высшем уровне, при этом повышая имидж и сохраняя деловую репутацию в деловом сообществе. При грамотном сопровождении мероприятия деятельность протокольной службы помогает наладить контакты как с зарубежными партнерами, так и с крупными корпорациями и предприятиями, а также способствует расширению представительных визитов и встреч как внутри страны, так и за ее пределами.

Как правило, в кадровом составе органов государственной власти и крупных организациях имеется протокольно-организационный отдел или управление, который осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с представителями общественных объединений, политическими партиями, крупными корпорациями и предприятиями в целях протокольного сопровождения мероприятий. Но наиболее часто встречается ситуация, когда функции протокольной службы реализуют или отдел кадров, или отдел по связям с общественностью, а иногда и вовсе непрофильные отделы и службы, которые реализуют задачи в зависимости от направленности мероприятия.

Протокольная служба что это

К основным функциям протокольной службы можно отнести организацию и проведение деловых и рабочих встреч, переговоров, подписание соглашений, разработка программы представительных и рабочих визитов по согласованию с протокольной службой принимающей или встречающей стороны, ведение деловой переписки. В разрезе протокольного сопровождения мероприятий особое внимание необходимо уделять церемонии встречи (проводов), церемонии возложения цветов и проведению официальных приемов, включая рассадку гостей в зависимости от протокольного старшинства и порядок тостов [3, с. 112].

Одним из важных аспектов при проведении протокольного мероприятия является грамотный подбор подарков и сувениров. Подбирая подарок или сувенир, необходимо учитывать особенности развития конкретного региона или организации, его сложившиеся материальные и культурные ценности, в некоторых ситуациях допустимо преподнести памятный подарок, символизирующий личные интересы руководителя. Вручение памятных подарков и сувениров согласовывается и организуется совместно с протокольной службой принимающей или встречающей стороны [4].

Специалист протокольной службы – сложная и многогранная профессия, от его действий или бездействий, делового «чутья», умения быстро принимать решения зачастую зависит удачный исход проведенных встреч. Можно проводить встречи глав государств и в обычном ресторане, но эффект будет разительно отличаться от результатов официальных переговоров на специально подготовленной площадке. Главная задача отдела протокольной службы – обеспечить на мероприятии правильную атмосферу, которая даст участникам возможность плодотворно и конструктивно обсудить все необходимые вопросы.

Высокоорганизованность и собранность, владение нормами этикета и протокола, ответственность, сосредоточенность на поставленной задаче, умение быстро реагировать на изменение ситуации и принимать решения, общительность, наблюдательность, стрессоустойчивость, способность к стратегическому и аналитическому мышлению – вот основные качества, которые должен развивать у себя сотрудник протокольной службы [5, с. 203].

В настоящее время растёт спрос на специалистов в этой области. Уже начинает ощущаться нехватка подготовленных кадров, поэтому первое, что нужно учитывать – это квалификация и образование сотрудника. Кроме того, работник протокола должен быть немного «параноиком» и рассчитывать все риски наперёд. Нужно всегда иметь в голове несколько вариантов решения любой проблемы – не подошёл автобус, сломалась машина, выключили электричество и т. д.

Сотрудник службы протокола не должен надевать «пальто руководителя» на себя. Нужно помнить, что главный в данном контексте – руководитель, его привычки и деловые качества, а специалист лишь работает с ним, помогает создать ему комфортные условия и всегда остается в тени.

В истории есть множество примеров, когда из-за пренебрежения нормами протокола создавались конфликтные ситуации в отношениях. На сегодняшний день все страны очень активно контактируют между собой, соответственно есть большая необходимость в регулировании норм протокола. Конечно, со временем протокол претерпевает некоторые изменения, чтобы соответствовать современным реалиям. Сотрудник протокольной службы должен следить за этими изменениями и оперативно на них реагировать и использовать их в своей дальнейшей работе.

Источник

Чем занимается управление протокола президента

Новым руководителем протокола президента стал Владислав Китаев.

Чем занимается служба протокола президента

Управление занимается протокольным обеспечением визитов президента России в субъекты РФ и его заграничных поездок. Также чиновники отвечают за мероприятия с участием главы государства во время визитов в Россию представителей международных организаций и иностранных государств.

Служба формирует и координирует деятельность групп, которые заранее выезжают за рубеж для подготовки предстоящего визита президента, и участвует в приеме людей, прибывающих в РФ из государства, глава которого собирается посетить Россию.

Служба протокола согласовывает формат мероприятий с участием российского лидера и участвует в организации массовых мероприятий, которые проводятся с участием или по поручению президента или руководителя его администрации.

Зачем нужно протокольное обеспечение

Под протоколом обычно понимают совокупность правил и традиций, которые соблюдаются главами государств, правительствами и различными ведомствами в ходе международного общения. Его нормы складывались в ходе многовекового общения стран.

Несмотря на то, что правила не имеют обязательной силы, дипломаты и главы государств стремятся соблюдать их. Ведь в ходе общения им могут встретиться лица с различными религиозными, идеологическими или моральными принципами. Благодаря правилам протокола такие контакты становятся возможными.

Дипломатический протокол состоит из:

— этикета (совокупность правил, регламентирующих поведение в ходе визитов, приемов, переговоров);

— церемониала (порядок проведения торжественного мероприятия, например, встречи глав государств).

Когда появилась служба протокола президента

Службу государственного протокола сформировали в декабре 1991 года после выхода указа президента Бориса Ельцина о внешнеполитической службе РСФСР. В нее преобразовали управление государственного протокола МИД СССР.

Позже служба превратилась в Департамент государственного протокола российского МИД, в 1995 году было создано управление протокола президента. Сейчас подобная служба есть у правительства, в некоторых министерствах и ведомствах и в ряде администраций субъектов РФ.

Что известно о новом руководителе протокола президента

Владислав Китаев родился в 1978 году в Москве. В 2000 году он окончил МГИМО по специальности «экономист-международник». Несколько лет Китаев был на дипломатической службе: успел поработать атташе департамента Северной Америки российского МИД и третьим секретарем посольства РФ в США, сообщил «Коммерсант».

С 2005 года по октябрь 2007-го работал в протокольно-организационное управлении российского президента. Затем в течение нескольких лет выполнял аналогичную работу в Правительстве РФ, став в декабре 2011 года директором департамента протокола кабмина. В июне 2012 года Китаев стал главой управления протокола президента.

На новую должность руководителя протокола назначен 8 сентября 2016 года. Начальником управления протокола президента в этот же день стала Анна Куликова.

Источник

«Положение о протокольном отделе (на правах управления)» (утв. Генпрокуратурой России 16.05.2012)

О ПРОТОКОЛЬНОМ ОТДЕЛЕ (НА ПРАВАХ УПРАВЛЕНИЯ)

Протокольное обеспечение включает:

обеспечение встреч (по прибытии) и проводов (при убытии), организацию размещения, питания и культурного обслуживания иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, прибывающих в Российскую Федерацию по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации;

паспортно-визовое обеспечение работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, выезжающих в служебные командировки за рубеж;

оказание визовой поддержки представителям зарубежных стран и международных организаций, прибывающим в Российскую Федерацию по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации;

заказ зала официальных лиц и делегаций в аэропортах для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также для иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, прибывающих в Российскую Федерацию по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации;

получение и подготовку сувенирной продукции для вручения в соответствии с установленными нормами зарубежным партнерам, в том числе букетов цветов главам делегаций, возглавляемых женщинами;

подготовку списков участников проводимых в Генеральной прокуратуре Российской Федерации официальных приемов иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, международных форумов, конференций, заседаний и совещаний, а также переговоров и встреч руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными представителями;

обеспечение мероприятий протокольной атрибутикой (флагами государств и международных организаций, папками для подписания международных договоров и соглашений о сотрудничестве, подписными ручками и т.п.), а также непосредственное участие в подписании договоров и соглашений.

1.2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Положение об отделе утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.

1.3. Отдел осуществляет свою деятельность с учетом возложенных задач и предоставленных полномочий на основе планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации во взаимодействии с другими структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратурами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним военными и другими специализированными прокуратурами, научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры Российской Федерации.

2. Структура отдела

2.1. Руководство деятельностью отдела осуществляет начальник отдела, который имеет заместителя.

2.2. В штате отдела состоят прокуроры и федеральные государственные гражданские служащие.

2.3. Должностные обязанности работников определяются начальником отдела и исполняются в соответствии с должностными регламентами (служебными контрактами).

3. Основные задачи отдела

3.1. Протокольное обеспечение проводимых в Генеральной прокуратуре Российской Федерации официальных приемов иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, международных форумов, конференций, заседаний и совещаний, а также переговоров и встреч руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными представителями.

3.2. Обеспечение совместно с федеральными органами государственной власти, структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другими организациями проведения визитов за рубеж Генерального прокурора Российской Федерации, официальных делегаций и представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3.3. Обеспечение совместно с федеральными органами государственной власти, структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и другими организациями проведения поездок в субъекты Российской Федерации Генерального прокурора Российской Федерации.

3.4. Обеспечение служебных командировок работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части приобретения проездных документов.

3.5. Участие в организации и проведении мероприятий Генеральной прокуратуры Российской Федерации международного характера.

Отдел в соответствии с возложенными на него задачами реализует следующие функции:

осуществляет организацию рабочих поездок (визитов) Генерального прокурора Российской Федерации спецрейсами в части оформления документов и их согласования с Управлением делами Президента Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Федеральным агентством воздушного транспорта и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта;

взаимодействует с подразделениями Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам оказания визовой поддержки представителям зарубежных стран и международных организаций, прибывающим в Российскую Федерацию по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации, и оформления выездных документов, в том числе виз, при командировании работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации за рубеж;

проводит подготовку и согласование с заинтересованными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации проектов распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей об организации приема представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций;

организует обеспечение встреч (по прибытии) и проводов (при убытии), размещение, питание транспортное, бытовое и культурное обслуживание иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, прибывающих в Российскую Федерацию по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации;

готовит списки участников проводимых в Генеральной прокуратуре Российской Федерации официальных приемов иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, международных форумов, конференций, заседаний и совещаний, а также переговоров и встреч руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными представителями;

организует обеспечение мероприятий протокольной атрибутикой (флагами государств и международных организаций, папками для подписания международных договоров и соглашений о сотрудничестве, подписными ручками и т.п.), а также принимает непосредственное участие в подписании договоров и соглашений;

получает сувенирную продукцию для вручения представителям зарубежных государств;

обеспечивает заказ залов официальных лиц и делегаций, а также VIP-залов в аэропортах;

организует оформление, хранение и выдачу дипломатических и служебных заграничных паспортов работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, ведет их учет;

оказывает консультативную и организационно-методическую помощь органам и учреждениям прокуратуры Российской Федерации в организации приемов иностранных делегаций, представителей правоохранительных органов иностранных государств и международных организаций, международных форумов, конференций, заседаний и совещаний, а также переговоров и встреч с зарубежными представителями.

5. Полномочия работников отдела

5.1. Начальник отдела:

организует работу отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач;

в рамках компетенции отдела осуществляет контроль за исполнением распоряжений, указаний и поручений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, плановых и специальных мероприятий;

издает в пределах своих полномочий распоряжения по вопросам, относящимся к деятельности отдела;

определяет служебные обязанности подчиненных работников и их полномочия по решению вопросов в установленной сфере деятельности;

осуществляет контроль за надлежащим исполнением служебных обязанностей подчиненными работниками, обеспечивает проведение мероприятий по повышению их квалификации;

совместно с Главным управлением кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации и своим заместителем осуществляет подбор и расстановку кадров в отделе, обеспечивает надлежащие условия труда подчиненных работников;

вносит Генеральному прокурору Российской Федерации предложения о назначении на должность, об установлении должностных окладов, доплат, о присвоении классных чинов, поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности работников отдела;

готовит аттестацию заместителя начальника отдела;

организует взаимодействие отдела с другими структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

докладывает Генеральному прокурору Российской Федерации и заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, курирующему деятельность отдела по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

дает поручения подчиненным работникам о выполнении заданий, устанавливает сроки их исполнения;

выполняет иные поручения Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

5.2. Заместитель начальника отдела:

организует в отделе информационно-аналитическую работу, подготовку информационных материалов Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

участвует в подготовке предложений в плановые мероприятия Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

по поручению начальника отдела участвует в подготовке проектов приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, дает заключения по представленным другими структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации проектам организационно-распорядительных документов;

вносит начальнику отдела предложения о назначении на должность, об установлении должностных окладов, доплат, о присвоении классных чинов;

по поручению начальника отдела готовит аттестации (отзывы) работников отдела;

организует в отделе работу по выполнению приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, решений коллегии и планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, постановлений Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации;

обеспечивает взаимодействие отдела со структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органами и учреждениями прокуратуры Российской Федерации;

выполняет по поручению Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и начальника отдела другие обязанности и персональные поручения.

5.3. Полномочия работников отдела определяются их должностными регламентами и служебными обязанностями, установленными начальником отдела.

Работники отдела в целях реализации своих полномочий имеют право взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств в Российской Федерации и за рубежом при:

подготовке программ пребывания в Российской Федерации иностранных делегаций, прибывающих по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации;

оказании визовой поддержки представителям зарубежных стран и международных организаций, прибывающим в Российскую Федерацию по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации;

оформлении служебных паспортов и виз делегациям и работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, выезжающим в зарубежные командировки.

Общее и секретное делопроизводство в отделе осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

Номенклатура дел отдела утверждается начальником отдела.

Источник

Протокольная служба что это

История протокола в России уходит корнями в XVI век, когда в 1549 г. царем Иваном Грозным было учреждено первое внешнеполитическое ведомство государства российского, получившее название Посольский приказ. На него были возложены общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатическая работа, в том числе отправка русских миссий за границу и прием иностранных представительств.

Послами назначались люди, пользовавшиеся доверием царя и Боярской думы. Посланники же были преимущественно из числа дворян, дьяков и посылались по менее важным делам.

Иностранные посольства, прибывавшие в Россию, находились на полном государственном обеспечении русских властей. Послы считались гостями государя. С 1549 по 1559 гг. Москву в общей сложности посетило 32 посольства иностранных государств. Обслуживали их пребывание специальные чины Посольского приказа.

Особым действом считался въезд иностранного посла в Москву. Обычно зарубежных представителей встречали приставы с небольшой свитой, которые обеспечивали им охрану, снабжение и ночлег. Общение приставов с послами проводилось с целью сбора сведений о внутреннем положении той страны, которую представляло то или иное посольство, а также о намерениях и полномочиях послов. Приставы поддерживали постоянную связь с Посольским приказом и сообщали ему собранные сведения.

Некоторые древние посольские обычаи оставались неизменными вплоть до конца XVII столетия. Так, двусторонние договоры по-прежнему скреплялись присягой, крестным целованием и приложением печати.

Во второй половине XVII века в Москве появились постоянные иностранные дипломатические представители. Первое упоминание о «посольском посланнике» относится к 1673 году. В 1702 г. в посольских списках значатся уже шесть резидентов «чужестранных государей»: датский, прусский, польский, баварский, сербский и валашский.

В XVII веке перемены в протоколе стали заметнее. Посольский этикет постепенно приближался к дипломатическому церемониалу в современном его понимании. По мере укрепления на престоле династии Романовых он развивался в сторону усиления зрелищной составляющей – церемонии становились все более пышными.

При Петре I Посольский приказ был переименован в Посольскую походную канцелярию, а в 1720 году – в Государственную коллегию иностранных дел. Коллегия управлялась государственным канцлером или министром иностранных дел.

Именно в эпоху Петра I в России были утверждены новые нормы протокола, идентичные западным стандартам. Так, в 1717 г. появилось первое печатное пособие по вопросам этикета «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». В 1722 г. Петр I утвердил указ о чинах русских дипломатических представителей при иностранных дворах – высшим чином для российского дипломата стал ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла.

Прообразом протокольной службы дипломатического ведомства нашей страны являлась входившая в состав петровской Коллегии иностранных дел (КИД) так называемая «экспедиция на русском языке», в ведение которой входили в том числе вопросы «приема и отпуска послов, посланников, резидентов, агентов, консулов и прочих гонцов и курьеров».

Указанием на формирование руководящего звена КИД, ответственного за протокольные дела, стало появление в обнародованной 24 января 1722 г. Табели о рангах статских чинов обер-церемониймейстера и церемониймейстера (5-й и 7-й ранги). Первым чин обер-церемониймейстера получил в 1725 г. граф Ф.Санти.

С назначением графу Ф.Санти помощника церемониймейстера в КИД началось формирование особого церемониального подразделения, состав которого стал пополняться сначала за счет секретаря, а потом переводчика и изготовителя копий. Этот процесс завершился в 1745 г. после выделения Ф.Санти и его команде отдельного помещения, а также специальной печати для грамот и указов, имевшей надпись «Печать церемониальных дел». Протокольная служба при КИД получила наименование Церемониальной части (Церемониальных дел).

Однако законодательное оформление протокольного подразделения произошло позднее, в 1779 г., когда в штат КИД был официально включен Церемониальный департамент в составе обер-церемониймейстера, церемониймейстера, секретаря и канцелярских служащих.

В дальнейшем Церемониальный департамент то изымался из штатов КИД (передавался в ведение Императорского двора), то снова придавался Коллегии, формально оставаясь в структуре Императорского двора.

С годами численность Церемониального департамента увеличилась: согласно штатному расписанию 1839 г. в нем значились обер-церемониймейстер, он же Управляющий Департаментом церемониальных дел, а также уже шесть церемониймейстеров.

При учреждении состава Министерства иностранных дел в 1846 г. Церемониальный департамент был переименован в Экспедицию церемониальных дел, включенную в состав Особой канцелярии МИД. Был уточнен круг ее обязанностей: наблюдение за этикетом при встрече и проводах иностранных послов, посланников и других дипломатических агентов, извещение о траурах в связи с кончиной иностранных знатных особ, ведение списков прибывающих к императорскому двору дипломатических лиц и почетных иностранцев, представленных к высочайшему двору.

В 1858 г. Экспедиция церемониальных дел была выведена из состава Особой канцелярии МИД и подчинена Министерству императорского двора. В ведении МИД оставили лишь отдельные вопросы протокольной тематики, которые курировал вплоть до 1917 г. Департамент внешних сношений (Второй департамент – с 1897 г.).

К 1913 г. у России существовала разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. Если в 1758 г. в мире действовало 11 российских загранучреждений, в 1868 г. – 102, в 1897 г. – 147, в 1903 г. – 173, к началу Первой мировой войны Россия поддерживала дипотношения уже с 47 странами и имела более 200 представительств за рубежом.

К 1920-м гг. международные протокольные нормы широко использовались в советской и российской дипломатической службе. Визиты вежливости иностранных дипломатов к официальным лицам страны пребывания являлись достаточно распространенной практикой среди дипкорпуса в Москве.

Примечательно, что с 1921 г. иностранным дипломатам стали выдаваться дипломатические карточки. В 1937 г. была утверждена инструкция Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) СССР «О порядке прописки членов дипломатического корпуса в СССР и сотрудников иностранных посольств и миссий», которая регулировала вопросы регистрации дипломатов и членов персонала диппредставительств.

В 1924 г. Постановлением Президиума ЦИК Протокольный отдел НКИД выработал общую линию по вопросам взаимодействия с иностранными диппредставителями.

Департамент государственного протокола (ДГП) в его нынешнем виде возник в 1995 г., когда было утверждено соответствующее Положение.

Отличительной особенностью ДГП является его встроенность – в качестве системообразующего элемента – в общую архитектуру государственного протокола Российской Федерации, которая включает в себя протокол Президента, протокол Председателя Правительства, протокол Государственной Думы, протокол Совета Федерации, а также соответствующие протокольные департаменты отдельных министерств и администраций субъектов Российской Федерации.

Порядок функционирования, а также взаимодействие между различными звеньями государственного протокола опираются на соответствующую правовую базу, в частности на основополагающий Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. № 291 о внешнеполитической службе, включая и ее протокольное направление.

Важной вехой на пути совершенствования российской протокольной практики стал принятый 16 сентября 2004 г. Указ Президента Российской Федерации №1183, которым не только регулируется проведение мероприятий по приему высоких иностранных гостей, но и устанавливается протокольное старшинство официальных должностных лиц России.

Как составная часть государственного протокола страны, Департамент призван обеспечивать средствами и нормами дипломатического протокола подготовку и проведение внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, следить за применением единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны.

ДГП вменяется также в обязанность надзор за соблюдением в России Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г., в частности, таких ее аспектов, как вопросы иммунитетов, недвижимости, безопасности иностранных дипломатов, регистрации работников зарубежных диппредставительств. В общей сложности это более 12 тыс. аккредитованных в нашей стране дипломатов и сотрудников административно-технического персонала.

Департамент вносит существенный вклад в сопровождение внешнеполитической деятельности Президента и Председателя Правительства Российской Федерации, работает в этой связи в тесном и постоянном контакте с соответствующими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации. Одновременно ДГП взаимодействует со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в его компетенцию, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным аспектам, анализирует зарубежную протокольную практику, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.

С течением времени совершенствовались методы и формы работы Департамента, менялось его организационное устройство. Наряду с традиционным направлением работы – организацией визитов, встречами и проводами делегаций, аккредитацией в Москве дипломатов и административно-технических сотрудников – неуклонно возрастал удельный вес аналитической деятельности, информационного обеспечения. Новое слово внесено в последние годы в работу с дипломатическим корпусом в Москве, которая стала более адресной и инновационной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *