Протокол в паспортном столе что это значит
Что делать при составлении протокола об административном правонарушении.
В настоящее время имеется устойчивая тенденция к ужесточению административной ответственности, проще говоря, размер штрафов за различные административные проступки постоянно растет. Например, многие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающие ответственность в области предпринимательской деятельности, дополнены примечаниями, указывающими, что индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица. Это увеличило сумму штрафа для предпринимателей в десятки раз.
Ранее многие считали, что даже если с наказанием и вообще фактом совершения нарушения они не согласны, то все же проще, быстрее и дешевле заплатить штраф в 500-1000 рублей, чем заниматься его оспариванием. Теперь же, когда размер штрафа вырос многократно, ситуация, согласитесь, уже иная, имеет смысл пытаться оспорить постановление о назначении наказания. Кроме того, любой из нас не застрахован от необоснованного привлечения к административной ответственности во всех сферах жизнедеятельности — от дорожного движения до отдыха и рыбалки.
В этой связи каждому полезно знать базовые правила поведения при составлении протокола об административном правонарушении.
Протокол — это документ, который составляет должностное лицо (сотрудник полиции или иного контролирующего или надзорного органа), после выявления (обнаружения) административного правонарушения. С момента составления протокола, в подавляющем большинстве случаев, и начинается собственно производство по делу об административном правонарушении. Здесь важно понимать, что протокол — это документ, который только фиксирует событие правонарушения, наказание за проступок (штраф или иное) при его составлении не назначаются. Протокол и иные доказательства будут в дальнейшем рассматриваться судьей или иным уполномоченным административным органом и по итогам этого рассмотрения и принимается документ — постановление по делу об административном правонарушении (в арбитражном суде — решение суда), которым может быть или назначено наказание или прекращено производство по делу.
В большинстве случаев протокол составляется сразу — там, где имело место событие правонарушения (на месте ДТП, на рабочем месте, дома и т.п. — в зависимости от существа нарушения). Однако нередки и ситуации, когда нарушителя вызывают на другой день и в другое место для составления протокола, а сразу после обнаружения нарушения вручают лично или направляют по почте (иным образом) только уведомление о времени и месте составления протокола (это характерно для нарушений выявленных позже, чем их фактически совершили, в рамках контрольных или надзорных мероприятий и при длящихся нарушениях — например, вы не подали декларацию). Закон разрешает отложить составление протокола до 2 суток с момента выявления административного проступка, однако несоблюдение этого срока, на практике случается часто и не считается грубым нарушением (не позволит вам ответственности избежать).
Из изложенной общей схемы, есть несколько исключений:
— прокурор, который имеет право возбуждать дела об административных правонарушениях, составляет документ, который называется не протокол, а постановление. Но иное тут только название, суть (назначение) документа и содержание — одинаковы с протоколом, это название — «постановление»- не должно вас смущать, прокурор, вынося его, виновным вас не признает, наказание не назначает. Все нижеследующие правила поведения верны и для случаев составления постановления прокурором.
— в некоторых случаях допускается проведение административного расследования, о чем выносится определение (прокурором опять же — постановление), а протокол составляется только после окончания такого расследования. Это допустимо по категориям правонарушений, перечисленных в ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, когда необходимо проведение экспертиз или иных процессуальных действий, требующих временных затрат. По фактам побоев (ст. 6.1.1 КоАП РФ) и мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП РФ) расследование проводится обязательно
— иногда стадия составления протокола отсутствует в принципе, сразу выносится постановление с назначением наказания. Это возможно, если лицо, выявившее нарушение, имеет полномочия и на рассмотрение дела, а наказание назначается в виде предупреждения или штрафа. Если лицо, привлекаемое к ответственности, оспаривает событие нарушения или не согласно с наказанием, то составляется и протокол.
— не составляется протокол и в случае выявления правонарушений в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ), зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств
Протокол, согласно КоАП, является доказательством по делу (иногда даже единственным), все что там записано, может использоваться против вас.
С другой стороны, грубые нарушения, допущенные должностным лицом при составлении протокола, могут являться основанием для прекращения дела судом или иным органом административной юрисдикции, даже если административное правонарушение вы совершали.
Таким образом, понятно — в зависимости от того, что и как отражено в протоколе, как проходила процедура его составления, во многом и решится дальнейшая судьба всего вашего дела, и именно поэтому важно знать, как правильно действовать.
Итак, что важно помнить, если вы находитесь в ситуации составления в отношении вас протокола об административном правонарушении.
1. Не имеет никакого смысла отказываться от подписания протокола или не являться по вызову для его составления (если протокол составляется не сразу). Административный орган прекрасно обойдется без вашей подписи и явки (в КоАП есть соответствующие процедуры) и никаких особых сложностей вы не создаете и себе ничем не помогаете.
2. До составления протокола вам должны разъяснить ваши права, факт разъяснения удостоверяется письменно отметкой в протоколе. Если права вам не разъяснили, просить это сделать — не надо, скромно молчите, потом в разделе протокола «замечания» пишем: «мои права мне не разъяснили». Надо учесть, что в случаях составления протокола позже, а не сразу на месте нарушения, описательная часть уже, скорее всего, будет заполнена заранее. Если нарушение многоэпизодное, сложное, должностное лицо подготовится заранее, а не будет строчить весь текст при вас. Это нормально. В этом случае «до составления» — означает, что это первое, что делает должностное лицо применительно к протоколу с момента вашей явки и удостоверения личности.
3. Основные моменты процедуры такие — составление протокола должностным лицом, ваше ознакомление с протоколом, подписание вами протокола, внесение вами замечаний по его содержанию и письменных объяснений. Именно в такой последовательности. Вы должны быть последним лицом, которое знакомится с протоколом и что-то в нем пишет. Если вам передают протокол для ознакомления и подписания, то прочитав его, задайте вопрос: будут ли вносится в протокол еще какие-либо сведения (изменения) составившим его лицом. Если да — верните, пусть сначала все заполнит, если нет — смело во всех незаполненных местах бланка протокола (пока — кроме разделов с вашими замечаниями и пояснениями) ставьте Z. Это нужно для того, чтобы после вашего ознакомления с протоколом там ничего нового не появилось.
5. Вы имеете право сделать замечания по содержанию протокола. Помимо уже упоминавшейся пометки о том, что права вам не разъяснили или не указали ваших свидетелей, здесь можно и нужно отметить все иные недостатки протокола. Он должен содержать указание на место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о вас, место, время совершения и событие правонарушения, статью закона, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение. Укажите, если есть ошибки в описании события нарушения (неправильное место, время, иные обстоятельства — количество, продолжительность чего-либо и т.п.). Если такие ошибки есть, а вы подпишите без замечаний – значит вы согласились с написанным. Опровержение будет возможно только с помощью других достоверных доказательств. Также отметьте отсутствие нужных сведений, непонятный почерк, наличие исправлений. Если замечаний у вас нет или осталось свободное место — ставьте Z.
6. Не торопитесь в разделе «объяснения» писать что-то о признании или не признании вины или изложенных в протоколе фактов, это вы успеете сделать и на стадии рассмотрения дела по существу. Чтобы вам ни говорил сотрудник, составляющий протокол, (как правило, они говорят именно так, мол, пишите — признаю или нет) вы НЕ ОБЯЗАНЫ на этой стадии выражать свое отношение к обвинению. Дать объяснения — это ваше право. Тем более это не следует делать, если вы не уверены, совершили вы нарушение или нет. Приемлемый вариант — в графе пояснения написать «Объяснения дать не могу, так как сильно волнуюсь. Нужна юридическая помощь.» Или «Объяснения дам при рассмотрении дела, необходима помощь защитника». Это правильно с практической точки зрения, так как составление протокола в любом случае стрессовая ситуация. Вы должны помнить, что протокол — доказательство, и чем меньше вы напишите про себя и свое отношение, тем проще потом скорректировать позицию, а адвокату (защитнику), если вы прибегнете е его помощи — лучшим образом отстоять ваши интересы. Потом, в спокойной обстановке, вы уже внимательно изучите протокол, если требуется — обратитесь за правовой помощью и сформируете свою позицию по делу. Если в этом разделе протокола осталось свободное место — обязательно ставьте Z.
7. Вам обязаны вручить копию протокола. Если он составляется сразу, то как правило, это вариант протокола на бланке, который заполняется «под копирку». После того, как вы внесете все нужные отметки в протокол — просто забираете второй экземпляр. Если протокол составляется позже, то скорее всего вам будут предоставлены 2 экземпляра протокола, распечатанные на компьютере. В этом случае, первый экземпляр у вас заберут в целях его направления для рассмотрения по существу. Если заполнение происходит не под копирку, вам придется заново и точно так же все написать в своем экземпляре, или как минимум, сфотографировать первый экземпляр протокола. Не уходите, не имея при себе полного и окончательного варианта протокола, так как, например, если вы обратитесь за помощью к юристу, он должен знать, как в точности выглядит протокол, который будет рассматривать суд или иной орган административной юрисдикции.
Также вы должны знать, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе пользоваться юридической помощью защитника (адвоката или иного лица по доверенности). Такая помощь может оказываться не только при рассмотрении дела по существу, но и на стадии составления протокола. По нашему опыту явка для составления протокола об административном правонарушении с адвокатом способна существенно поменять позицию административного органа. Явка с адвокатом означает, что лицо будет отстаивать свою позицию и скорее всего — в дальнейшем обжаловать постановление по делу. В случае проигрыша дела расходы на адвоката будут взысканы с административного органа, и этот факт заставляет соответствующих должностных лиц в сомнительных случаях прекращать производство.
Надеемся, что эти несложные правила помогут вам выйти из ситуации с административными наказаниями с наименьшими потерями и, как минимум, не навредить самим себе.
Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года
С 28 февраля 2021 года заработали изменения, внесенные в административный кодекс. Они помогут избежать штрафа за проживание без регистрации — если она не оформлена вовремя или ее вообще нет.
Это послабление касается членов семьи — то есть ситуации, когда в квартире живут родственники владельца. Раньше тоже была возможность избежать штрафа, но теперь жить и принимать близких без прописки смогут больше людей: круг родственников, не подлежащих наказанию, стал шире.
Вот как это работает.
О каком штрафе речь
В России есть понятие регистрации по месту жительства и месту пребывания — постоянной и временной регистрации соответственно. Раньше было понятие прописки, теперь официально его нет, но оно всем понятно.
С помощью регистрации государство ведет учет: кто, где и как долго живет. Это нужно, например, для назначения пособий, взыскания долгов, распределения денег между бюджетами, планирования застройки, оформления страховки.
Для регистрации установлены правила. Если их нарушить, наступает административная ответственность: и для того, кто не зарегистрировался, и для того, кто не зарегистрировал живущих в его квартире людей.
Например, если владелец квартиры сдал ее семье из другого региона на два года, формально он обязан их зарегистрировать — временно. Если этого не сделать, штраф грозит обеим сторонам — собственнику и нанимателям. При условии, что государство как-то про это узнает.
Когда нужно оформлять регистрацию
Постоянная регистрация должна быть у каждого человека, о ней ставится отметка в паспорте. Если место жительства меняется, нужно сообщить в МВД новый адрес прописки в течение 7 дней.
Временную регистрацию нужно оформлять только при переезде в другой регион — не тот, где у вас есть постоянная прописка. Это нужно сделать не позднее 90 дней с момента переезда. То есть до трех месяцев можно жить и без временной регистрации, а в пределах одного региона она вообще не понадобится.
Если жить в Туле и поехать на постоянную работу в Москву, по закону спустя три месяца нужно оформить там временную регистрацию. Для съемной квартиры понадобится согласие собственника. В гостинице или пансионате регистрирует администрация. Если нет жилья, можно зарегистрироваться в организациях социального обслуживания.
Как победить выгорание
Если нет регистрации
Если наниматель квартиры в другом регионе не оформил временную регистрацию, то и он, и собственник жилья совершили нарушение. Их можно оштрафовать по ст. 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ. Причем под статью попадает как умышленное нарушение, так и совершенное по неосторожности.
Штрафы для граждан за нарушения при регистрации
Нарушение | Штраф для владельца жилья | Штраф для проживающих |
---|---|---|
Проживание без регистрации или нарушение правил — в Москве и Санкт-Петербурге | От 5000 до 7000 Р | От 3000 до 5000 Р |
Проживание без регистрации или нарушение правил — в другом регионе | От 2000 до 5000 Р | От 2000 до 3000 Р |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в Москве и Санкт-Петербурге | От 3000 до 5000 Р | — |
Нарушение сроков уведомления или недостоверные сведения — в другом регионе | От 2000 до 3000 Р | — |
Оштрафовать на такие суммы могут за каждого незарегистрированного человека и даже несколько раз.
Если нарушитель — должностное лицо или организация, то штрафы будут выше. Для иностранцев предусмотрена отдельная статья — ст. 18.8 КоАП РФ.
Кто может избежать штрафа
Есть условия, когда даже при наличии нарушения можно избежать штрафа по статьям 19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ.
Раньше за проживание без регистрации и нарушение правил нельзя было штрафовать в таких случаях:
С 28 февраля в число лиц, которым не грозит штраф за отсутствие регистрации, также вошли подопечные, усыновители, опекуны, попечители, родные братья и сестры.
Но если речь не о проживании без регистрации, а о нарушении правил по статье 19.15.2, то есть недостоверных данных или несоблюдении сроков, то сестру Ольги не оштрафуют — она родственница, а вот саму Ольгу могут. Потому что по этой статье у собственников жилья отдельное основание для освобождения от ответственности. Если бы у сестры была постоянная регистрация в том же регионе, Ольгу бы точно не оштрафовали.
Если штраф выписан по старым правилам
Если протокол о нарушении составлен до 28 февраля 2021 года, когда братьям, сестрам и приемным семьям еще не давали послаблений по поводу оформления регистрации, штраф можно не платить.
В таких случаях действует норма статьи 1.7 КоАП РФ: если закон смягчает ответственность, нарушение есть, но штраф не уплачен, нарушитель от него освобождается. То есть тут закон имеет обратную силу. Если вас или кого-то из близких оштрафовали до 28 февраля, а после могли бы уже не штрафовать, ничего не платите.
Как оформить регистрацию
Если нет оснований для избавления от штрафа и вы хотите соблюдать закон, оформите регистрацию по инструкции. Заявление можно подать на госуслугах. Но потом все равно нужно будет лично прийти с документами в территориальный орган МВД.
Госпошлины за постоянную и временную регистрацию нет. О постоянной будет стоять штамп в паспорте, о временной выдается свидетельство.
Детей до 14 лет регистрируют вместе с родителями — даже без согласия собственников.
Почему документы, оформленные задним числом, – это опасно?
Для всех документов дата – это особый реквизит, который обеспечивает его юридическую силу. В связи с этим в зависимости от типа и назначения документа могут менять требования к оформлению и назначению даты на нем. Именно поэтому важно знать, как и для чего в документах прописываются даты, а также чем может грозить их своевольное изменение. Но обо всем по порядку.
Правила оформления документов
В любом делопроизводстве документы имеют ключевое значение. Каждый из них проходит несколько этапов – от заполнения до занесения в архив. Когда в организации ведется учет большого количества документов, тогда возникает необходимость составления реестра. Каждый документ будет учтен и отображен в этом перечне. Сотрудники организации всегда смогут найти его и использовать в дальнейшей работе.
Ведение реестра определяют законы РФ «О порядке ведения реестра документов для ООО» и «О реестре». В них описаны какие типы документов должны быть внесены в реестр компании, а также формы их оформления и хранения.
Реестр значительно упрощает работу со всеми документами организации, как входящими, так и исходящими. Он включает в себя описание документов, которое позволяет сотруднику найти нужный из них, а также информацию о том, что в нем собственно находится. Эти данные помогут определить кому и когда был выдан документ.
Таким образом, можно выделить основные задачи ведения реестра:
Для быстрого поиска записи в реестре ведутся в хронологическом порядке. Если его оформлением и учетом в различные периоды времени занимались разные люди, то в последней графе должно быть указано, кем была внесена последняя запись.
Реестр подразумевает проверку документов, которые подлежат учету. Каждому присваивается индивидуальный регистрационный номер, а также туда вносится подробная информация о сотрудниках, которые когда-либо занимались этим документом. Прежде чем вносить конкретный документ в реестр его необходимо проверить и определить не содержится ли в нем нарушения.
Сегодня ведением реестра занимаются, как начинающие предприниматели, так и крупные именитые организации. Это связано с его главным преимуществом – поиск нужного документа занимает считанные минуты. Корректно оформленный реестр позволяет в максимально сжатые сроки отправить уведомление, найти необходимый документ для работы или для отчетности (в случае требования налоговой инспекции). Это выводит работу компании на новый уровень. Если всё же организация не ведет реестр, то этот факт никак не будет отмечен законодательными органами. Отсутствие реестра не влечет штрафа или другого рода наказаний. Это больше необходимо самой компании. За многие годы работы может накопиться большое количество документов, а если сотрудник подразделения по надзору потребует один из них и не получит его, тогда у предпринимателя могут возникнуть большие проблемы.
Причины, по которым документы оформляются задним числом
Сперва необходимо отметить, что достаточно часто можно столкнуться с понятием «оформить/подписать задним числом». Но что это значит для самого процесса документооборота и каким образом влияет на лиц, работающих с ними.
В целом, можно смело заключить, что документ, оформленный задним числом, является поддельным. Для лица, использовавшего такой документ, может наступить административная или уголовная ответственность. Первая регламентируется ст. 19.23 кодекса РФ об административных правонарушениях, вторая – ст. 327 УК РФ. Ответственность наступает только за подделку документов, которые удостоверяют личность или подтверждают права. Например, если при трудоустройстве работник предоставил поддельные документы, руководитель компании должен поставить в известность органы внутренних дел о выявленном нарушении. Также контролирующие органы могут выявить факт нарушения с документами, которые содержат перечень структурных подразделений, наименование должностей, информацию о количестве сотрудников.
Дата документа, вступающего в силу, должна соответствовать дате приказа.
Если же документ, оформленный задним числом, не является подделкой именно официального документа, тогда работодатель – невиновное лицо. Этим пользуются недобросовестные руководители, которые поручают «переделку» различного рода документов специалистам кадровой службы или же бухгалтерам.
Важно понимать, что за кадровые документы, оформленные задним числом, ни административная, ни уголовная ответственность не предусмотрена. Однако такого рода документ легко оспаривается судом с помощью экспертизы.
Например, налоговая проверка может не признать документ с измененной датой или фальсифицированной подписью. Это приведет к тому, что указанные расходы на оплату труда будут аннулированы, так как все издержки компании должны быть подтверждены документально.
В любом случае документ, подписанный задним числом, определяет его в разряд подложных. Ведь указанная дата не соответствует реальной и не подтверждает установленные договоренности сторон. Статья 186 гражданско-процессуального кодекса РФ предусматривает назначение экспертизы в случае возникновения подозрений в отношении достоверности представленных фактов. В этом случае назначается судебно-техническая экспертиза, которая определяет дату составления документа. Она проводит исследование чернил, оттиска печати. В результате анализа эксперт определяет соответствие указанной даты реальной.
Уголовная ответственность за оформление документов задним числом
Как было сказано выше, уголовная ответственность определяется статьей 327 уголовного кодекса РФ. Сюда входит подделка официальных документов, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей, с целью использования или сбыта. Уголовная ответственность наступает не только за подделку документов, но и наград, а также штампов, печатей и бланков.
Наказания за эти преступления:
За использование поддельных документов предусмотрен:
Опасность преступления заключается в том, что документ предоставляет определенные права или освобождает от конкретных обязанностей.
В связи с этим если при трудоустройстве человека выявлена поддельная трудовая книжка или иной документ (аттестат, диплом), работодатель должен известить контролирующие органы о выявленном нарушении.
Работа должностного лица определяется либо Должностной Инструкцией, либо напрямую законом. Так, личная заинтересованность сотрудника может привести к так называемому служебному подлогу. Данное преступление регламентируется статьей 292 УК РФ. Например, в зачетную книжку были внесены ложные сведения (преподаватель получил взятку) или в отчетный реестр добавлены сведения о несуществующих расходах (бухгалтер присваивает себе денежные средства), трудоустроен родственник директора, не имеющий должного образования и другое. Здесь представлены примеры сотрудников, имеющих личную заинтересованность. За такое преступление предусмотрено наказание до 4-х лет лишения свободы, а также исключение возможности занимать определенные должности.
Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом
Для лучшего понимания принципов работы с документами и их датированием остановимся на конкретном случае документов с измененной датой. Рассмотрим в качестве примера документы об образовании, подписанные задним числом. Как было указано выше, такой документ будет относиться к разряду подложных, поскольку проставленная дата не соответствует действительной. Это говорит о том, что договоренности сторон не подтверждены документально. Такой документ легко оспорит судебно-техническая экспертиза и признает его недействительным. Организация, которая выдает такого рода документы и сертификаты является мошеннической.
Сегодня работодатель предъявляет высокие требования к потенциальным работникам. Для того, чтобы им соответствовать люди получают среднее, высшее образование, проходят курсы повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Предоставление диплома, сертификата, подписанного задним числом (иначе подложного документа) может стать основанием для прекращения трудового договора по инициативе работодателя. Например, если при вступлении в должность, документ был принят, то при проверке органами надзора его могут отправить на дополнительную экспертизу.
Также если организация выдает документ, подписанный задним числом, значит на данный момент она может быть лишена лицензии. Необходимо всегда проверять актуальность лицензии, это можно сделать на сайте Рособрнадзора. В случае проверки диплом, сертификат, удостоверение, выданные учреждением без лицензии, будут считаться фальшивым.
В настоящее время проверки выявляют большое число поддельных документов в системе дополнительного профессионального образования. Как правильно выбрать центр?
Человек в поиске дистанционных образовательных курсов легко может попасться на уловки мошенников. Как обезопасить себя от этого?
В первую очередь необходимо обратить внимание на стоимость курса. Если повышение квалификации стоит не больше 2000 рублей, а переподготовка около 15000, вас скорее всего хотят обмануть. Значит, придется дополнительно оплачивать зачеты, пересдачи, бланки, справки и т.д. Также некоторые документы об образовании просто бесполезны без выписок, сертификатов, удостоверений. А чтобы все это получить, организация-мошенник заставит вас заплатить и за это.
Во вторую очередь, необходимо изучить всю представленную документацию об организации: ИНН, ОГРН, наличие лицензии, почтовый адрес, реквизиты и др. Обязательным пунктом является изучение договора. Мошенники часто указывают, что они оказывают «посреднические услуги», «услуга по предоставлению доступа к базе знаний» и др.
Человек узнает о дополнительной оплате после разговора с сотрудником учреждения, поскольку о ней могли в договоре и не сказать. Поэтому прежде чем подписывать документ, необходимо все тщательно проверить, связаться с сотрудниками и уточнить все нюансы.
Еще один важный момент – условия расторжения договора. Слушатель, который отказывается дополнительно за что-то заплатить (тест, зачет и др.), может остаться и без денег, и без документа об образовании.
ФРДО и документы, оформленные задним числом
С 29 июня 2021 года в силу вступает статья 19.30.2, которая вводит штрафные санкции за неверное предоставление или же не предоставление данных об образовательных документах в реестр ФРДО. Штрафы грозят как организациям в целом, так и должностным лицам.
Кроме того, образовательные организации должны вносить данные в течение шести месяцев с момента выдачи соответствующих документов. Все эти факторы делают невозможным внесение в ФРДО документов, которые были оформлены задним числом. Для начала стоит отметить, что сами организации могут быть не заинтересованы в том, чтобы предоставлять информацию, тем самым афишируя свою незаконную деятельность надзорным органам. Кроме того, за несоблюдение сроков им грозят следующие штрафы:
На что еще следует обратить внимание?
Как выбрать центр дополнительного профессионального образования (ДПО)?
Для начала отметим плюсы негосударственных образовательных учреждений:
Чтобы выбрать центр обучения нужно:
Проверьте каждый центр, который выдает вам поисковая система, по этим пунктам. Только в этом случае вы легко сможете выбрать учреждение, которое предоставит вам качественное образование и диплом, сертификат установленного образца.
Почему стоит выбрать АНО ДПО «СНТА»: