Протокол ткз что это

Протокол ткз что это

от 30 сентября 2008 года N 812

О проведении государственной экспертизы и учета оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Роснедра от 10 декабря 2010 года N 1494
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемые Временные рекомендации по порядку проведения государственной экспертизы оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых (прилагаются).

2. Полномочия по организации подготовки заключений государственной экспертизы оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых возложить на территориальные филиалы ФГУ «ГКЗ».

3. Полномочия по утверждению результатов государственной экспертизы оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) в соответствии с приказом Роснедра от 22.12.2005 N 1332 возложить на Территориальные комиссии по запасам полезных ископаемых территориальных органов Роснедра (ТКЗ).

Полномочия по утверждению результатов государственной экспертизы оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) на территории Центрального федерального округа возложить на ФГУ «ГКЗ».

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Роснедра В.Н.Бавлова.

Приложение
к приказу Федерального
агентства по недропользованию
от 30 сентября 2008 года N 812

Временные рекомендации по порядку проведения государственной экспертизы оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых

I. Общие положения

2. Государственная экспертиза оперативного изменения запасов месторождений твердых полезных ископаемых в процессе выполнения геологоразведочных и эксплуатационных работ проводится в целях обеспечения обоснованности оценки указанных изменений и достоверности учета состояния запасов твердых полезных ископаемых территориальными балансами запасов полезных ископаемых и Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации.

3. Настоящие временные рекомендации определяют порядок и условия представления на государственную экспертизу материалов, обосновывающих оперативные изменения состояния запасов месторождений твердых полезных ископаемых, требования по содержанию и оформлению указанных материалов, а также порядок и условия проведения их государственной экспертизы.

II. Объекты государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых

4. Объектами государственной экспертизы оперативного изменения запасов твердых полезных ископаемых являются:

4.1. Материалы по обоснованию прироста запасов, полученного в результате проведения геологоразведочных и эксплуатационных работ на разведываемых и разрабатываемых месторождениях.

4.2. Материалы по обоснованию списания запасов утративших промышленное значение в результате:

— выявления усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий;

— оставления запасов полезных ископаемых в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты и т.п.;

— выявления нецелесообразности отработки ранее разведанных запасов по технико-экономическим причинам.

4.3. Материалы по обоснованию списания запасов в результате их неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и/или разработке месторождения.

4.4. Материалы по обоснованию изменения запасов полезных ископаемых, складируемых в спецотвалы.

4.5. Материалы по обоснованию изменения состояния запасов, произошедшие в результате передачи запасов полезных ископаемых от одного недропользователя к другому при выдаче или переоформлении лицензии на право пользования недрами, при изменении технических границ недропользования и при предоставлении в пользование отдельного участка (части) месторождения.

5. В случаях, указанных в пунктах 4.2 и 4.3, когда разовое или суммарное количество балансовых запасов полезных ископаемых, списанных и/или намечаемых к списанию вследствие утраты промышленного значения и/или неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения в границах горного отвода, превышает 20% от балансовых запасов полезных ископаемых, переданных недропользователю по лицензии на пользование недрами, недропользователь осуществляет геолого-экономическую переоценку и пересчет запасов, оставшихся в границах горного отвода, и их утверждение в органах государственной экспертизы Роснедра в установленном порядке.

III. Сроки представления материалов на государственную экспертизу, их содержание и условия оплаты за ее проведение

6. Материалы по обоснованию оперативного изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых представляются на государственную экспертизу в сроки, обеспечивающие возможность внесения указанных изменений в формы государственного федерального статистического наблюдения и представление указанных форм отчетности в федеральный и территориальные фонды геологической информации в установленном порядке и в сроки, которые определены «Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.98 N 215.

7. Содержание материалов, обосновывающих оперативные изменения состояния запасов твердых полезных ископаемых за отчетный период должно соответствовать требованиям, определенным «Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.98 N 215.

Объем обосновывающих материалов определяется недропользователем, при этом представляемые материалы должны обеспечивать возможность выполнения их проверки без участия авторов.

8. Материалы по обоснованию оперативных изменений запасов твердых полезных ископаемых за отчетный период представляются на государственную экспертизу в одном экземпляре на бумажном носителе и в одном экземпляре на электронном носителе.

Ответственность за достоверность информации, содержащейся в представленных материалах, несет недропользователь в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.

Порядок и размер взимания платы за проведение государственной экспертизы определен указанным Положением.

Копия платежного документа об оплате за проведение государственной экспертизы представляется одновременно с материалами, указанными в пункте 8 настоящих временных рекомендаций.

IV. Организация проведения государственной экспертизы оперативного изменения запасов твердых полезных ископаемых

11. Материалы по обоснованию оперативных изменений запасов полезных ископаемых за отчетный период представляются недропользователем на государственную экспертизу в соответствующие территориальные филиалы ФГУ «ГКЗ», которые в срок не более 3 дней со дня их получения осуществляют проверку комплектности представленных материалов и организуют проведение государственной экспертизы.

В случае некомплектности представленных материалов филиал ФГУ «ГКЗ» в срок не более 5 дней со дня их получения извещает недропользователя о невозможности проведения государственной экспертизы ввиду некомплектности представленных материалов и согласовывает с недропользователем возможность и сроки представления недостающих материалов, либо возвращает недропользователю представленные им материалы для доработки.

13.* Государственная экспертиза материалов по оперативному изменению состояния запасов за отчетный период производится в срок не более 20 дней со дня представления недропользователем комплектных материалов в территориальный филиал ФГУ «ГКЗ».

14. Решения по результатам проведения государственной экспертизы оперативных изменений запасов полезных ископаемых за отчетный период принимаются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) территориальных органов Роснедра, соответствующими месту расположения объекта экспертизы, и оформляются в форме протоколов ТКЗ. Заключение территориального филиала ФГУ «ГКЗ» по результатам государственной экспертизы является неотъемлемой частью протокола ТКЗ.

Протоколы ТКЗ утверждаются и рассылаются в порядке, установленном приказом Роснедра от 22.12.2005 N 1332.

15. Решения (протоколы) ТКЗ об утверждении заключений государственной экспертизы, подготовленных филиалами ФГУ «ГКЗ», является основанием для внесения соответствующих изменений в территориальные балансы и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.

Внесение изменений запасов в территориальные балансы и в Государственный баланс запасов полезных ископаемых за отчетный год, произошедших в результате добычи полезных ископаемых и их потерь при добыче, осуществляется на основании актов, согласованных органами Ростехнадзора, без проведения государственной экспертизы.

16. Решения (протоколы) ТКЗ по оперативному изменению запасов полезных ископаемых в результате проведения геологоразведочных работ и разработки месторождений, а также акты списания запасов в результате добычи полезных ископаемых и потерь при добыче представляются недропользователями в ФГУНПП «Росгеолфонд» и в соответствующие территориальные фонды информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России.

Приложение 1
к Временным рекомендациям
по порядку проведения
государственной экспертизы
оперативного изменения запасов
месторождений твердых
полезных ископаемых,
утвержденным приказом
Федерального агентства
по недропользованию
от 30 сентября 2008 года N 812

Реквизиты банковских счетов для оплаты проведения государственной экспертизы

При заполнении платежного поручения в поле:

в полях 61 и 103 указывается «ИНН» и «КПП» (Кузбасснедра)

Источник

О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых

Оглавление

О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых

Вид документа:
Приказ Роснедра

Принявший орган: Роснедра

Тип документа: Локальный нормативный акт
Дата начала действия: 22 декабря 2005 г.
Опубликован:

Министерство природных ресурсов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ

от 22 декабря 2005 года N 1332

О территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых

2. Руководство организацией деятельности ТКЗ возложить на руководителей соответствующих территориальных органов Федерального агентства по недропользованию.

3. Руководителям территориальных органов Федерального агентства по недропользованию сформировать ТКЗ из числа высококвалифицированных специалистов аппарата соответствующих территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, организаций и предприятий, подведомственных Федеральному агентству по недропользованию и МПР России.

4. Методическое руководство деятельностью ТКЗ возложить на Управление геологии твердых полезных ископаемых и Управление геологии нефти, газа, подземных вод и сооружений Федерального агентства по недропользованию в пределах их компетенции.

5. Считать утратившим силу приказ Федерального агентства по недропользованию от 21 апреля 2005 года N 451.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию Бавлова В.Н.

Приложение 1
к приказу Федерального агентства
по недропользованию
от 22 декабря 2005 года N 1332

ПОЛОЖЕНИЕ
о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых

2. ТКЗ в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, «Положением о Федеральном агентстве по недропользованию», приказами, распоряжениями Роснедра, инструкциями и нормативными правовыми актами МПР России, а также настоящим положением.

3. Состав ТКЗ формируется из сотрудников аппарата территориальных агентств по недропользованию, ведущих специалистов организаций и учреждений Роснедра и МПР России и утверждается приказом территориального агентства по недропользованию.

В структуре ТКЗ при необходимости могут быть образованы отраслевые секции, которые возглавляются заместителями председателя ТКЗ, назначаемыми приказом руководителя соответствующего территориального органа Роснедра

4. Решение ТКЗ об утверждении заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный баланс запасов полезных ископаемых.

5. ТКЗ осуществляют полномочия по утверждению и постановке на государственный учет запасов полезных ископаемых, а также по списанию и снятию с государственного учета запасов полезных ископаемых в пределах перечня видов полезных ископаемых и количества их запасов, указанных в нижеследующей таблице.

Количество запасов по категориям А+В+С Протокол ткз что этоПротокол ткз что это

1. Топливно-энергетическое сырье

3. Цветные и редкие металлы

Стронций (целестин, стронцианит)

4. Благородные металлы

5. Алмазы и драгоценные камни

в коренных месторождениях

Драгоценные камни (изумруд, сапфир, рубин, александрит)

6. Горно-химическое сырье

Фосфориты (пентоксид фосфора)

Борные руды (триоксид бора)

Калийные соли (оксид калия)

Магниевые соли (бишофит)

7. Горнорудное сырье и нерудное сырье для металлургии

млн м Протокол ткз что это

огнеупорные и тугоплавкие

бентонитовые и палыгорскитовые

Горные породы (изверженные и др., для изготовления декоративно-облицовочных материалов)

млн м Протокол ткз что это

Тальк, тальковый камень, пирофиллит

Бокситы (для производства огнеупоров)

Известняки (для металлургической, химической, стекольной, пищевой промышленности)

Кварцит (для динаса, ферросплавов, карбида, кремния) и др. высококремниевые породы,

в т.ч.: диатомит, спонголит

Мраморы (архитектурно-строительные, поделочные и статуарные)

Пегматиты и др. виды полевошпатового сырья

Пески формовочные и др. формовочные материалы

Слюда-флогопит и вермикулит

8. Камнесамоцветное, кварцевое и пьезооптическое сырье

Ювелирные (полудрагоценные) камни: аквамарин, аметист, берилл, бирюза, хризолит, опал благородный и др.

Ювелирно-поделочные камни: агат, жадеит, лазурит, малахит, нефрит, сердолик, чароит и др.

Поделочные камни: змеевик, оникс мраморный, офикальцит, яшма и др.

Кварцит жирный для плавки оптического кварцевого стекла

Кварц жильный для оптического стекловарения

Кварц жильный для синтеза оптических кристаллов кварца

9. Сырье для строительной промышленности

кварцевые пески и песчаники

карбонатные породы (известняки, мелы, мергели)

млн м Протокол ткз что это

тыс.м Протокол ткз что это

млн м Протокол ткз что это

Пресные для хозяйственного водоснабжения

тыс.м Протокол ткз что это/сутки

Термальные для производства тепловой или электрической энергии

м Протокол ткз что это/сутки

кремнистые углекислые, железистые,

м Протокол ткз что это/сутки

содержащие органику азотные термы

м Протокол ткз что это/сутки

* за исключением запасов полезных ископаемых по месторождениям, расположенным на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.

6. Полномочия по принятию решений по результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых всех видов минерального сырья, находящихся в ведении федеральных органов управления государственным фондом недр, не указанных в пункте 5, и технико-экономических обоснований параметров кондиций для их подсчета (коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата), а также запасов полезных ископаемых, приведенных в пункте 5, но превышающих их установленное количество, могут быть предоставлены ТКЗ решением Федерального агентства по недропользованию по обоснованному ходатайству территориального агентства по недропользованию.

7. В пределах полномочий, установленных настоящим Положением, к компетенции ТКЗ относится принятие решений по результатам государственной экспертизы материалов:

На территориальные отделы ФГУ «ГКЗ» распространяются полномочия по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, приведенные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения.

10. Заседания ТКЗ считаются правомочными при участии не менее половины численного состава членов комиссии.

11. Решение по результатам проведения государственной экспертизы принимается на заседании ТКЗ и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами ТКЗ, принимавшими участие в заседании, и утверждается Руководителем территориального агентства по недропользованию.

Решения ТКЗ принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, принимающих участие в заседании.

К протоколу ТКЗ прилагается заключение государственной экспертизы, являющееся его неотъемлемой частью.

Копии протоколов ТКЗ с приложениями рассылаются в ФГУНПП «Росгеолфонд», в соответствующие территориальные фонды информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России и недропользователю.

12. Спорные вопросы по принимаемым ТКЗ решениям рассматриваются Роснедра.

13. ТКЗ ежегодно в срок до 15 февраля представляют в ФГУ «ГКЗ» информацию о результатах своей деятельности за прошедший календарный год для обобщения и анализа работы системы государственной экспертизы в сфере недропользования.

ФГУ «ГКЗ» до 1 марта представляет обобщенную информацию о работе системы государственной экспертизы в сфере недропользования за прошедший календарный год в целом по Российской Федерации в Роснедра.

Источник

Кто знает, что такое ГКЗ сейчас?

Нужен ли в современных экономических условиях российскому недропользователю институт государственной экспертизы запасов полезных ископаемых?

В настоящее время институт государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (ГКЗ) большинством специалистов воспринимается как анахронизм, пережиток времен планового строительства коммунизма, и в рыночной экономике ему нет места. Но мало кто знает причины создания ГКЗ и задачи, которые предполагалось решать с ее помощью.

Что было

Первопричина возникновения ГКЗ — это декрет Советской власти о национализации промышленности (1918) и решения XIV съезда ВКПб (декабрь 1925) по индустриализации страны.

Понятно, что уже на начальном этапе индустриализации страны проявилась необходимость в объективной оценке запасов минерального сырья для действующих и строящихся промышленных предприятий. Кто-то же должен был брать на себя ответственность за определение объема запасов и, соответственно, за объемы государственных средств на их освоение?

Эта задача весьма ответственная, и для ее решения в 1927 г. Геологический Комитет ВСНХ СССР «для придания единообразия и авторитетности всем цифрам запасов, исходящим от Геологического Комитета», образовал «Комиссию по подсчету запасов полезных ископаемых», т.е. ГКЗ. Основной задачей ГКЗ было «…рассмотрение, проверка и утверждение цифр запасов и распределение их по категориям, а также методов подсчета запасов…».

В дальнейшем название (Особая, Центральная, Всесоюзная, Государственная) и ведомственная принадлежность ГКЗ неоднократно менялась, но она всегда оставалась высшим государственным органом по определению (подсчету) запасов всех видов полезных ископаемых, решения которой были обязательны для всех учреждений и предприятий страны.

Работа ГКЗ постоянно совершенствовалась. Начинали с простого рассмотрения запасов проектных или эксплуатационных предприятий, которые Комиссия подтверждала или подвергала сомнению, базируясь на заключения специалистов, использующих весьма ограниченные данные, собранные из дореволюционных литературных источников, материалов эксплуатации, геологических съемок и результатов поисково-разведочных работ.

С 1928 г. подсчеты запасов стали проверяться, а количество утверждаемых запасов по категориям отражалось в протоколах. С 1932 г. в протоколах приводятся основные критические замечания, на основании которых вносились изменения в авторские цифры и категории запасов. К середине 1930-х годов больше внимания стало уделяться оценке качества проведенных работ, анализу геологической документации разведочных выработок, достоверности опробования, принципам оконтуривания площадей подсчета запасов.

С 1 июля 1954 г. Постановлением Совмина СССР (за № 1347) ГКЗ была подчинена непосредственно Совету Министров СССР, т.е. ее статус стал сопоставим со статусом Министерства СССР. Такое высокое и вневедомственное положение ГКЗ соответствовало ее основной функции, выполняемой в государстве с плановой экономикой, социалистическим укладом хозяйствования и живущем за счет минеральных ресурсов своих недр. Эту основную функцию кратко можно определить как государственную приемку запасов полезных ископаемых, разведанных в недрах, для передачи в освоение добывающей промышленности.

В 1963 г. на ГКЗ были возложены обязанности по рассмотрению и утверждению технико-экономических обоснований кондиций для подсчета запасов твердых полезных ископаемых и оценки промышленного значения месторождений. До этого параметры кондиций и значения коэффициентов извлечения нефти из недр устанавливались Госпланом СССР по аналогии с действующими предприятиями без серьезного экономического обоснования.

Следует учитывать, что ГКЗ формировалась совместно с науками геологоразведочного профиля, которые развивались с 1930-х годов как отрасль, необходимая для сырьевого сектора СССР. Обобщение огромного опыта изучения и разработки месторождений полезных ископаемых позволили ГКЗ постоянно совершенствовать «Классификацию…» и Инструкции по ее применению к различным группам месторождений.

Таким образом, в условиях СССР ГКЗ была важным звеном в составе единого государственного горно-геологического комплекса (далее ГГГК) страны по следующим причинам:

— все геологоразведочные работы (ГРР), от региональных исследований до детальной разведки, выполнялись за государственный счет. Основным их итогом, имеющим практическую ценность, являлись запасы полезных ископаемых, разведанные в недрах до промышленных категорий;

— достоверность выявленных при ГРР запасов минерального сырья, их качество и количество, экономическую значимость и т.д. подтверждала ГКЗ в результате проведения экспертизы.

Работа ГКЗ имела государственную значимость, т.к. позволяла решать две важнейшие задачи:

— утвержденные ГКЗ запасы полезных ископаемых являлись единственной легитимной основой для проектирования горнорудных и обогатительных предприятий, т.е. обоснованием целесообразности государственных затрат на эти цели;

— за счет «обратной связи» в структуре ГГГК МинГео СССР могло управлять своими предприятиями и этапами ГРР, имея целью воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) (рис.).

Указанная система воспроизводства минерально-сырьевой базы была создана и могла функционировать только в составе ГГГК СССР. Система управлялась с помощью административного (командная иерархия внутри единой системы) и финансового (бюджетные потоки) рычагов управления. Эффективность управления обеспечивалась высокой квалификацией, административной и партийной ответственностью основных исполнителей. Но были у системы и недостатки (табл. 1).

Таблица 1. Сильные и слабые стороны системы формирования и использования минерально-сырьевой базы в рамках ГГГК СССР

Стройная, логически обоснованная, с тотальным контролем на всех этапах

Поскольку ГРР выполнялись за государственный счет, то упомянутый «тотальный контроль» был недостаточно эффективным и не спасал государственный баланс от засорения ненужными запасами полезных ископаемых, а также и от «омертвления» капиталовложений в ГРР

Позволяла планировать долгосрочное развитие ГГГК и вести расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы

Недооценка реальной экономической составляющей проектов как неизбежное следствие директивной и плановой государственной экономики. До сих пор существуют разведанные, но неразрабатываемые месторождения, запасы которых утверждены ГКЗ еще в 1970–80-х гг.

Ради справедливости надо сказать, что система была неплохая и успешно решала стоящие перед ней задачи по изучению недр, разведке запасов и отработке месторождений. Созданная в те годы минерально-сырьевая база позволяет России существовать до сих пор за счет эксплуатации ранее найденных и разведанных запасов полезных ископаемых.

Что стало

В результате преобразований 1991 года единый государственный горно-геологический комплекс юридически и фактически распался. Задача изучения недр теоретически осталась обязанностью государства, а задачи разведки и разработки месторождений были переданы частному капиталу.

Но если до 1992 г. экспертиза разведанных запасов в ГКЗ была органичным элементом ГГГК, миновать который никому и в голову не могло прийти, то зачем она нужна частному капиталу? Две вышеуказанные задачи, которые государство (СССР) раньше решало с помощью ГКЗ, сейчас исчезли, а новые задачи сформулированы крайне невнятно.

Так, в ходе последней административной реформы Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых определена как государственная услуга, организация оказания которой возложена на Роснедра.

Такая формулировка задачи ГКЗ вызывает только искреннее недоумение, ибо невозможно найти ответы на очевидные вопросы: кому и зачем государство собирается оказывать эту «услугу»?

Кому? Предполагали, что недропользователи зачем-то устремятся заказывать себе услугу по проведению государственной экспертизы запасов и останется только выстроить их в очередь и организовать этот процесс.

А зачем это нужно недропользователю? Ему эта «государственная услуга» не нужна — для него это просто лишние затраты без какого-либо позитивного итога, т.е. это типичная навязанная услуга. Для него (недропользователя) может иметь ценность только заключение о запасах западных аудиторов, т.к. только через них можно разместить свои акции на западных биржах, реально капитализировав разведанные запасы полезных ископаемых. При этом наличие протокола ГКЗ/ТКЗ рассматривается как обязательный «модифицирующий» юридический фактор, означающий лишь наличие права на отработку запасов, но не определяющий их величину. Под запасы, утвержденные ГКЗ/ТКЗ, нигде не дадут ни цента.

Выходит, единственной стороной, заинтересованной в проведении государственной экспертизы запасов, является само государство, которое таким способом надеется получить точную и адекватную оценку своей собственности (запасов в недрах). Но эту задачу надо признать невыполнимой по следующим причинам.

— Проводит экспертизу ФБУ ГКЗ — бюджетный бюрократический орган, в финансовом и кадровом отношениях подчиненный Роснедра. В таких условиях основной принцип экспертизы — независимость — угнетен, а институт может быть низведен до формальной процедуры обслуживания ведомственных (местнических, личных и т.д.) интересов.

— ФБУ ГКЗ (имеющая небольшой штат инженеров) привлекает к проверке высококлассных внештатных экспертов — специалистов в узких областях. Но это достоинство легко превращается в недостаток, усугубленный падением квалификации и многоступенчатой системой принятия решений при отсутствии ответственности у всех фигурантов процесса: авторы ТЭО и подсчета запасов обязаны внести в них любые изменения по требованию экспертов (а также экспертной комиссии), следовательно, их уже нельзя признавать за авторов. Но и эксперты — не авторы, равно как и руководитель Роснедра, без утверждающей подписи которого на протоколе заключение экспертизы не легитимно. Поэтому крайней является некая безликая «экспертиза», а все возможные ошибки решения ложатся на недропользователя, формально являвшегося заказчиком этой «государственной услуги».

— Инструментарий у ГКЗ остался неизменным со времен СССР (постоянные и временные кондиции (!), ручной подсчет (!), «утверждение» (!) запасов и пр.), что неприемлемо для здравомыслящего современного специалиста.

— Экспертиза материалов проводится в привычном (архаичном) режиме 1980-х годов, с присущими ей пороками: негибкость и косность, благодаря которым государство получает недостоверную информацию, исключающую возможность научного анализа и прогноза.

Следовательно, неизбежны «двойная бухгалтерия» и будущие «книжные» остатки, а государство само себя сознательно (?) вводит в заблуждение своей же «услугой».

В итоге мы имеем парадоксальную ситуацию: проведение государственной экспертизы принудительно оплачивает недропользователь, проводит ее ФБУ ГКЗ, утверждает решения — Роснедра (которое, согласно Положению о Федеральном агентстве, только «организует» процесс), при этом ответственность никто не несет, а полученную недостоверную информацию государство закладывает в свои планы.

Причина парадокса — в деградации государственных институтов, за четверть века не сумевших сформулировать задачи экспертизы, адекватные изменившейся обстановке.

Анализируя историю, можно заметить отчетливое соответствие статуса ГКЗ востребованности властью и обществом решаемых ею задач (табл. 2).

Таблица 2. Задачи, решаемые ГКЗ в различные годы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *