Протокол немечека что это
Протокол доктора Немчека при аутизме и задержках в развитии
Протокол доктора Немчека
Очень простой протокол пришелся по душе мамам детей с особенностями развития и неврологическими заболеваниями
Также можно использовать его для взрослых
Состояние кишечника и поведение значительно улучшалось
Встречались люди, которые видели, что им это не подходит, по отзывам на форумах, но лично нам такие не встречались
Это официальный сайт доктора
Через него можно обратиться к нему напрямую
https://www.nemechekconsultativemedicine.com/blog/reversing-autism-2017/
Группа помощи на английском языке
https://www.facebook.com/groups/TheNemechekSupportGroup/
По его мнению, есть две проблемы, которые приводят к данным неврологическим проблемам
SIBO — Small Intestinal Bacterial Overgrowth — по его книге это переводится как черезмерное разрастание собственной бактериальной микрофлоры в силу разных причин, а не патогенной, как принято рассматривать в традиционной биомедицине
В итоге это приводит к перегрузке иммунной системы и как следствие к проблемам с кишечником, аллергиями, пищевыми непереносимостями и т д
Врач думает, что это происходит из-за миграции микрофлоры (в основном клостридии) толстого кишечника вверх в тонкий
Продукт жизнедеятельности клостридий — пропионовая кислота, если её слишком много, возникают аутоподобные состояния, что подтверждено исследованиями на животных и людях
воспаление в мозге из-за протекающего кишечника
Ранее об этом хорошо рассказывал доктор Антонуччи
Большая концентрация бактерий в тонком кишечнике приводит к внедрению их в стенки и к раздражению иммунных клеток, которые расположены в слизистой тонкого кишечника
В итоге наблюдаем постоянный воспалительный процесс (антиген-антитело)
Простой и понятный протокол доктора Немчека
инулин для лечения и контроля SIBO
высокие дозы Омега 3 жирных кислот, с целью нормализовать функцию микроглий и подавить воспалительные процессы в мозге
качественное оливковое масло (extra virgin olive oil), чтобы минимизировать и снизить негативное влияние и чрезмерного употреблением Омега 6 жирных кислот
Кажется всё очень просто, но есть ньюансы
Инулин — природный полисахарид, который не переваривается ферментами организма и относится к группе пищевых волокон
Используется как пребиотик
Доктор считает, что инулин кормит только полезную микрофлору, хотя есть те, кто с ним не согласен, но он говорит об исследованиях, которые подтверждают данную информацию и собственном опыте
Инулин помогает для размножения полезных для ЖКТ бактерий, создавая среду для устранения патогенных бактерий, минимизируя токсичный эффект
В данном протоколе нет пробиотиков и энзимов
Пробиотики по его мнению категорически не нужны, так как мы вряд ли знаем какая культура будет работать в кишечнике
Иногда инулина бывает недостаточно, в тяжелых случаях он рекомендует приём антибиотика Rifaximin, но только по назначению и под наблюдением врача
Но как правило, дети до 10 лет отлично реагируют на прием инулина
Если ребенку от 10 до 20 лет, может и потребоваться антибиотик
Более 20 — скорее нужен, почему доктор не знает
Инулин можно купить чистый из агавы, цикория или артишока
Хорошо себя зарекомендовал бренд Now Foods Inulin Powder Organic
В данной оранжевой банке чистый порошок, который легко развести в воде или в еде
Начинают обычно с 1/8 или 1/4 ч л и постепенно наращивают
Максимальная доза 2 ложки взрослым детям
Необходимо, конечно, как и при вводе любых добавок обращать внимание на изменение стула и поведения
Мамы рекомендуют дозу при негативных реакциях не откатывать и пытаться пережить какой-то негатив
Он не меняет свойств при нагревании, поэтому его можно с любой едой
Вопросы можно задавать в группе в ФБ или на сайте доктора
Далее доктор предлагает использовать рыбий жир
Омега 3 и 6 не синтезируются в организме и должны присутствовать в пище
Но они должны быть в определенном балансе, который в современном питании нарушен
Поэтому создаются дополнительные воспалительные процессы
Многие бренды используют некачественное сырье, поэтому доктор настаивает на определенных брендах, которым можно доверять и они опробованы
Например, Омега производства фирмы Nordic Naturals
Nordic Naturals, Nordic Omega-3 Fishies
Данный продукт — конфетки со вкусом цитрусов, легко давать детям, но дозировка маловата взрослым
Nordic Naturals, Omega-3, Lemon
Именно такой рыбий жир с лимоном по рекомендациям хорош, но клубничный — нет
Немечек рекомендует рыбий жир производства Nordic Naturals — жидкий или в капсулах
В жидкой форме с лимонным запахом, с клубничным у некоторых наблюдалась негативная реакция, поэтому его он не рекомендует.
Можно использовать такой рыбий жир от Now Foods
Now Foods, DHA-500/EPA-250, Double Strength
Для взрослых самый подходящий вариант, большие капсулы и высокая концентрация
Оливковое масло
Доктор просит убрать источники Омега 6 — а это почти все растительные и ореховые масла
Но к кокосовому маслу он относится нейтрально, там нет Омега 6
Оливковое масло имеет в составе более 70% олеиновой кислоты, которая предотвращает процессы воспалительные из-за избыточного потребления линолевой кислоты
Ньюансов очень много, поэтому добавляйтесь в группу на ФБ и уточняйте все моменты там
План семинаров 1-8 для программы
План семинаров ЗДЕСЬ
Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма
Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником
Значение коррекции питания в терапии расстройств аутистического спектра у детей
Статья содержит обзор современных литературных данных, посвященных использованию безглютеновой, безказеиновой и кетогенной диет в комплексном лечении детей с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены вопросы лабораторной диагностики непереносимо
The article contains a review of current literature data on the use of gluten-free, casein-free and ketogenic diets in the complex treatment of children with autism spectrum disorders. The questions of laboratory diagnostics of intolerance of food components are considered, examples of clinical efficiency of correction of food, and also the researches reflecting lack of dynamics in sticking to the diets are given.
Расстройства аутистического спектра (РАС) можно отнести к числу тех патологий, распространенность которых во всем мире в последние годы возрастает в геометрической прогрессии. Согласно последним статистическим сведениям аутичные черты отмечаются у каждого 60-го ребенка на планете. По некоторым данным РАС коснулись 1–2% населения всего мира [1–2]. Общая распространенность аутизма в США в группе детей 4-летнего возраста достигала в 2010 г. 13,4 на 1000, возросла до 15,3 к 2012 г. и еще через 2 года (2014 г.) составила 17,0 на 1000 детского населения. Учеными замечена тенденция увеличения числа детей с аутизмом в этой возрастной группе, объясняемая тем, что диагноз РАС впервые устанавливается чаще именно в 4-летнем возрасте. Таким образом, рост количества пациентов отмечается из-за случаев впервые официально диагностированных расстройств. Авторы отмечают значимость ранней диагностики РАС для организации своевременной терапевтической помощи, психолого-педагогической коррекции, что, безусловно, будет положительно влиять на результаты для детей с аутизмом [3]. Аутизм называют «неврологической чумой XXI века», в связи с чем всестороннее изучение вопросов ранней диагностики, всестороннего лечения и комплексной реабилитации является крайне актуальным [2].
В настоящее время продолжаются исследования, посвященные патогенетическим аспектам развития РАС, изучаются топографические особенности головного мозга. Новый виток развития получили в последние годы исследования механизмов влияния желудочно-кишечного тракта на возникновение расстройств и обоснование использования диет в комплексном лечении [4–5].
В объективе научных исследований в основном находятся глютен, казеин и углеводы пищи как основные компоненты питания, элиминация из пищи которых может способствовать улучшению течения заболевания. Наиболее изученной и широко распространенной среди пациентов с РАС является безглютеновая диета (БГД). При проведении собственных исследований установлена высокая частота встречаемости непереносимости глютена у детей с РАС. У 33 детей с аутизмом в возрасте от 2,5 до 15 лет определены генетические и серологические маркеры непереносимости глютена. При этом у 41,9% пациентов установлено наличие генетической предрасположенности к целиакии, а у 13,8% определяется чувствительность к глютену. Следует отметить, что необходимо использовать индивидуальный подход при назначении и оценке эффективности БГД [5–6].
J. W. Blackett с соавт. изучили структуру заболеваемости пациентов, проходящих лечение в медицинском центре Колумбийского университета в 2011–2016 гг., придерживающихся диетотерапии. Авторами установлено, что из 769 стационарных больных 63,6% не имели целиакии. Остальные пациенты имели такую патологию, как воспалительные заболевания (OR 1,56; 95% ДИ 1,02–2,41) и синдром раздраженного кишечника (OR 6,16; 95% ДИ 2,11–10,23), заболевания щитовидной железы (OR 2,73; 95% ДИ 1,22–6,10 — для гипертиреоза и OR 2,06; 95% ДИ 1,39–3,06 — для гипотиреоза), системная красная волчанка (OR 2,87; 95% ДИ 1,13–7,29) и РАС (OR 23,42; 95% ДИ 5,29–103,73), что позволяет предположить, что пациенты с данными заболеваниями используют диетотерапию как дополнительный терапевтический фактор, несмотря на необоснованную доказательную базу [7]. Существует исследование, подтверждающее использование БГД на момент опроса или в прошлом 31,5% детьми с РАС в возрасте 30–68 месяцев. Родители всех пациентов отмечают клинический эффект от использования как со стороны желудочно-кишечного тракта, так и психоневрологического статуса. При этом из всех пациентов, когда-либо использовавших БГД, лишь в половине (50,7%) случаев диетотерапия была назначена врачом [8]. Ряд исследований подтверждают повышение титров серологических маркеров непереносимости глютена (антител к глиадину и деамидированным пептидам глиадина) при проведении лабораторной диагностики у детей с РАС [6, 8]. H. D. Pusponegoro с соавт. [9] в своем исследовании демонстрируют противоположные данные. Ученые провели рандомизированное контролируемое двойное слепое исследование с участием 74 пациентов детского возраста с аутизмом, которым было предложено соблюдать БГД в течение недели. После подведения итогов установлено отсутствие клинического эффекта. F. Navarro с соавт. предложили детям с РАС 4-недельный курс БГД, при этом они также не отмечали наличие клинического эффекта [10].
Литературные данные об использовании безказеиновой диеты (БКД) крайне ограничены в связи с тем, что практически в 100% случаев исключение казеина происходит совместно с ограничением в питании глютена, а данные по использованию также противоречивы. A. Piwowarczyk с соавт. наблюдали 214 детей с РАС, половина которых соблюдали БГД и БКД, при этом не отмечали, за редким исключением, статистически значимых различий в основных симптомах патологии между группами детей в зависимости от приверженности к диетотерапии. Однако авторы научной работы установили существенные улучшения в отношении показателей «коммуникация» и «социальное взаимодействие» согласно Гиллиамской шкале оценки аутизма (GARS; Gilliam Autism Rating Scale; Gilliam и соавт., 1995; Рейтинговая шкала аутизма Гиллиама). При анализе по стандартизированной датской схеме показатели «аутичные черты», «общение» и «социальный контакт» у детей, соблюдающих диету, также значительно превышали таковые у обследуемых, не имеющих ограничений в питании. Другие отличия, которые были установлены, касались родительской оценки. При этом не отмечалось негативных последствий от соблюдения диеты [11]. После проведения анализа литературы, имеющейся на 2019 г., C. Millward с соавт. сделали вывод о том, что проведенные ранее научные исследования демонстрируют хорошие результаты использования БГД и БКД у детей с РАС, однако, по мнению ученых, недостаточно данных для того, чтобы включать диетотерапию в курс терапии РАС, необходимо проведение крупномасштабных, рандомизированных контролируемых исследований [12].
K. W. Lange с соавт. проанализировали питание детей с РАС, проживающих в Великобритании. Установлено, что более 80% обследованных используют диетотерапию, при этом практически треть (29%) из них придерживаются БГД/БКД. При этом, со слов родителей, отмечается значительное улучшение основных клинических проявлений заболевания [13]. Опрос 387 родителей пациентов детского возраста с РАС показал, что при использовании БГД/БКД отмечается положительная динамика в поведении детей, их социализации, а также снижение симптомов нарушения со стороны пищеварительной системы в сравнении с опрошенными, не соблюдающими диету [14]. Имеются сведения о том, что существенное значение в отношении эффективности имеет возраст ребенка на момент начала использования диетотерапии [12, 14].
Использование кетогенной диеты (КГД) — относительно недавнее направление в коррекции питания детей с аутизмом. O. El-Rashidy с соавт. обследовали 45 детей в возрасте 3–8 лет, которых разделили на 3 группы по 15 человек в каждой. Первую группу составили пациенты, использующие КГД, вторую — соблюдающие БГД/БКД, а в третью группу включены дети, не имеющие ограничений в питании (контрольная группа). Анализ состояния неврологического статуса, антропометрические данные и оценка по шкалам рейтинга детского аутизма (CARS; Childhood Autism Rating Scale, Schopler et al., 1988; Ранговая шкала детского аутизма) и оценки лечения аутизма (ATEC; Autism Treatment Evaluation Checklist) проведены до начала диетотерапии и через полгода после ее введения детям всех обследуемых групп. В результате обе группы детей, приверженных к диетам, продемонстрировали существенное улучшение показателей ATEC и CARS в сравнении с группой контроля, при этом данные обследования пациентов из 1-й группы превосходили таковые при анализе познавательности и коммуникабельности у детей 2-й группы [15].
При сочетанном соблюдении БГД и КГД в течение 3 месяцев положительную динамику в CARS-2 (Childhood Autism Rating Scale — Second Edition; Schopler и соавт., 2010; Ранговая шкала детского аутизма, вторая редакция) наблюдали в отношении целенаправленных движений, страха или нервозности (р = 0,031, р = 0,008, р = 0,039). Отмечали также взаимосвязь с изменениями показателей в сравнении с базовыми уровнями липопротеинов высокой плотности (ρ = –0,67, p = 0,007) и альбумином (ρ = –0,60, p = 0,019). При использовании сочетания БГД и КГД в течение 6 месяцев, согласно тестированию по ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule — Second Edition; План диагностического обследования при аутизме, второе издание) 10 человек имели достоверно устойчивое улучшение общего показателя ADOS-2 и социального взаимодействия по сравнению с базовыми показателями (p = 0,019; p = 0,023), однако значимого улучшения показателей ограниченного и повторяющегося поведения не было выявлено (p = 0,197) [16].
H. Cekici и N. Sanlier утверждают, что для пациентов с РАС может быть одинаково полезно использование БГД, БКД, КГД, куркумина, верблюжьего молока, пробиотиков и ферментных препаратов. Все это может приводить к нивелированию симптомов РАС, а употребление сахара, пестицидов, добавок, генетически модифицированных продуктов, неорганически обработанных пищевых продуктов и трудноперевариваемых крахмалов может привести к усугублению симптомов патологии [16].
Особенно хочется отметить, что, вводя ограничения в питание детей, нельзя забывать о возможных нарушениях в состоянии нутритивного статуса растущего организма. В литературе неоднократно описывались изменения, возникающие на фоне использования диетотерапии, характерные для детского возраста. Согласно результатам собственных исследований, изменения в состоянии нутритивного статуса у детей и подростков с РАС проявляются у 21,9% пациентов повышением индекса массы тела, а у 18,7% — его снижением. Ожирение 1–2 степени имеют 12,5%, при этом у 6,2% обследуемых определяется белково-энергетическая недостаточность 1-й степени. Снижение уровня сывороточного железа отмечается у 37,3% детей, а общего кальция у 45,1% пациентов. Вышеперечисленные изменения отмечаются равномерно, вне зависимости от приверженности к соблюдению БГД, однако нами выявлены несколько закономерностей. Так, у детей, длительно соблюдающих БГД, показатель сывороточного железа с возрастом достоверно возрастает, в то время как при несоблюдении диеты — незначительно снижается (p
И. А. Бавыкина, кандидат медицинских наук
ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко Минздрава России, Воронеж
Значение коррекции питания в терапии расстройств аутистического спектра у детей/ И. А. Бавыкина
Для цитирования: Лечащий врач № 8/2019; Номера страниц в выпуске: 45-47
Теги: дети, аутистические расстройства, питание, диета
СДВГ. Советы детского врача-психиатра
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.
А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.
Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.
Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.
Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.
Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.
Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.
Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.
Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.
У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.
Причины СДВГ
1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.
2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.
3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.
В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.
СДВГ или избалованность?
К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:
1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.
4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.
5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.
6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.
8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.
9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.
11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.
Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).
Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.
По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.
2. Невроз и невротические реакции
В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.
Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.
Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:
1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.
2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.
3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.
Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.
Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.
В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.
Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.
Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.
Возможные причины невроза:
1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.
2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.
3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.
4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.
5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.
Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.
Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.
Шизофрения. Отличительные признаки:
1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.
3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.
4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.
5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.
6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.
7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.
8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.
Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.
Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?
Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?
Ребенок с СДВГ. Советы родителям
1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.
2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.
3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.
4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html
Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости
1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.
2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.
3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.
4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.
5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.
Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
- Протокол не поддерживается что делать
- протокол о внесении дополнительных кодов оквэд образец