Противостояние в екатеринбурге с чего началось

Храм или сквер: история конфликта в Екатеринбурге

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

В Кремле следят за стихийными акциями в Екатеринбурге, но оценок действиям местных властей пока не дают. В конфликт сторонников и противников строительства храма на месте сквера в центре уральской столицы пришлось вмешаться губернатору. Он вызвал к себе представителей обеих сторон, чтобы попытаться найти компромисс. Ситуация в городе накалена до предела, а спусковым крючком стал забор, которым обнесли будущую стройплощадку.

Споры о том, что должно быть на городской набережной — храм или сквер, — в Екатеринбурге идут давно. И, казалось бы, накал страстей, уже спал. Но как только парк с фонтаном оказался окружен забором, конфликт вспыхнул с новой силой.

Впрочем, начиналось все довольно мирно. Накануне вечером горожане вышли на прогулку, чтобы, как говорили, «обнять» любимое место отдыха. К ночи хоровод насчитывал уже сотни защитников сквера. По другую сторону забора оборону держали те, кому нужен храм. Это эмоциональное противостояние длилось несколько часов.

Собор должен был стать подарком горожанам к столицы Урала. С тех пор, как в годы прошлого века в Екатеринбурге снесли храм Святой Екатерины, у города не было церкви небесной покровительницы. Власти вроде как хотели восстановить историческую справедливость, но договориться, где именно строить собор, так и не удалось.

Сторонник строительства храма: «Сначала хотели на историческом месте, потом на воде. И там не дали. Два раза смирились, на третий раз все силы бросили — храму быть».

Лара Ганиева: «Мы не против храмов непосредственно. Просто стройте в другом месте. Почему здесь? Это легкие нашего города. У нас и так весь город — это бетон сплошной. У нас такой замечательный сквер есть около воды. Это очень красиво».

Это действительно было излюбленное место для прогулок. В тени деревьев здесь устраивали пикники, по набережной катались велосипедисты, у воды пары кружились то в вальсе, то в сальсе.

Дарья Маликова: «Здесь сейчас место такое, где можно проводить концерты. Гуляет молодежь. Стихийные вечеринки происходят. Вот у нас храм — через реку. И это тоже было место для прогулок. Теперь там храм и определенная атмосфера. Люди там не гуляют, не расслабляются. Это место религиозное».

Ночью к участникам спора не вышли ни представители власти, ни епархии. Но уже утром губернатор Свердловской области предложил сторонам конфликта в очередной раз сесть за стол переговоров.

Александр Высокинский, глава Екатеринбурга: «Нужно понимать, что публичные слушания проведены, все одобрено. Сейчас главное — не допустить эскалации. Садиться, разговаривать. Мы как муниципалитет готовы объяснять, что не потеряются эти деревья, мы их пересадим».

Максим Меняйло: «Сегодняшнее место мы считаем оптимальным. В ходе строительства будет благоустроена набережная. При этом будут учтены все требования сторонников сквера».

Всю неспокойную ночь вблизи Октябрьской площади дежурили сотрудники полиции. Но массовых задержаний и грубых нарушений порядка зафиксировано не было. Это дает надежду, что сегодня сторонам все же удастся договориться.

Источник

«Дело не в храме и не в сквере». Что происходило в протестующем Екатеринбурге

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

В Екатеринбурге целую неделю продолжаются протесты против строительства храма в городском сквере. Протестующих разгоняли бойцы Росгвардии, несколько десятков человек были задержаны. В понедельник власти обещали убрать забор, из-за которого и вспыхнул конфликт.Корреспондент Би-би-си провела несколько дней с протестующими и рассказывает, готовы ли они стоять дальше и согласны ли на новые условия властей.

По ту сторону забора

В первом ряду молящихся встали мрачного вида крепкие мужчины: они не пели, только сердито смотрели на защитников сквера, подошедших поглазеть.

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

После молебна к верующим подходят те, кто борется за сквер. Завязываются споры, правда, довольно мирные.

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

— Нотр-Дам еще когда был построен!

«Личная неустроенность»

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

До вмешательства президента единственным, кто из сторонников храма выходил к протестующим, был Максим Миняйло, настоятель Храма-на-Крови, построенного на месте расстрела царя Николая II и его семьи.

Уже причастны к строительству кафедрального собора два местных бизнесмена из списка Forbes: Игорь Алтушкин, глава Русской медной компании, и Андрей Козицын, директор Уральской горно-металлургической компании. Именно они учредили фонд святой Екатерины, так что храм построят в большой степени на их деньги.

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

Иван пытается объяснить, что агрессором в этой истории был совсем не он. «Зачем сносить забор? Хотите, говорите: мы против, водите вокруг забора хоровод. Но изначально акт агрессии почему был?» Он уверяет, что никто его в сквер не отправлял: просто поехали после тренировки помогать знакомым ребятам из ЧОПа.

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

Скейт-парк возле храма

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

Нежный уральский бунт

Но те, кто каждый день собираются в сквере, в победу пока не очень верят.

Лишние на своей земле

Автор фото, Evgeny Feldman for BBC

Источник

Борьба за Екатеринбург. Самый мощный оппонент власти — стихийный протест

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

Власть сама виновата в массовых выступлениях жителей Екатеринбурга, которые недовольны строительством храма на месте сквера. Чиновники, силовики и олигархи ищут «организаторов», но их нет — стихийный протест уже не нуждается в лидерах и наиболее эффективен.

Екатеринбург показывает, как власть попала в расставленную ею же самой ловушку — если бы не игнорировались все публичные инструменты согласования строительства храма, то мнение горожан было бы учтено на ранних стадиях. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур рассуждает о символизме протеста и его значении для всей России.

На днях я случайно включил утреннюю программу новосибирской «Телестанции МИР» и «залип» — там показывали противостояние в Екатеринбурге между полицией и протестующими из-за строительства храма в сквере.

Конечно, я видел эти кадры в интернете. Но «Телестанция МИР» всегда отличалась такой аполитичностью и отстраненностью от всего потенциально конфликтного, что сам факт эфира меня поразил больше, чем собственно противостояние. Что-то в мире меняется, подумал я.

Иногда реакция на события важнее, чем сами события. Борьба за сквер против строительства храма в Екатеринбурге — тому пример.

Непонятно, почему миллиардерам Игорю Алтушкину и Андрею Козицыну потребовалось построить храм именно в этом сквере. И почему храм, а не больницу или школу? И почему именно в самом центре Екатеринбурга?

До начала конфликта мне как жителю Новосибирска их имена ничего не говорили. Сейчас выясняется, что их компании кормят половину Свердловской области, выделяют миллиарды на благотворительность и теперь вот они решили сделать богоугодное дело и восстановить церковь Святой Екатерины, взорванной советской властью в 1930 году. Правда, не на том месте, где она была, да и проект церкви совсем не напоминает тот храм, который стоял до 1930-го.

Каким образом уважаемые, искренне верующие люди сформировали свое состояние, которое составляет теперь значительную долю экономики Свердловской области? Путем создания новых производств или путем присвоения уже имевшегося?

У каждого олигарха свой путь к успеху. И, наверное, те олигархи, которые считают, что нужно уладить дела с совестью и Богом, лучше тех, кто о совести вообще не думает. Но почему именно храм? Почему именно в сквере в центре Екатеринбурга, невзирая на протесты?

Но это и не важно. Мы имеем настойчивое, пусть и необъяснимое, желание уважаемых олигархов построить храм в одном из скверов Екатеринбурга. Мы имеем молчаливое согласие на это РПЦ (а ведь заявление иерархов РПЦ, что нам не нужен храм ценой общественного конфликта тут же разрешило бы проблему), и мы имеем содействие затее со стороны властей.

В Новосибирске был аналогичный случай — храм хотели построить в сквере на улице Аэропорт. Это даже не центр, и храм предполагался небольшой, но местные жители выступили против и проект тут же свернули. Хотя реальных массовых протестов там не было, и вряд ли бы они начались даже в случае строительства.

В Екатеринбурге — настойчивость и желание идти напролом. То ли инициаторы строительства более мотивированы, то ли уже полностью неизбранная (или фиктивно избранная) региональная и городская власть решила, что мнение граждан ей совершенно фиолетово. И нарвалась на спонтанный протест.

С протестом тоже много непонятного. Кто организатор? Кто лидер? Уверен, что подобными вопросами задаются как обозреватели, так и властные аналитики и правоохранительные органы. Российская политическая логика предполагает, что за протестами всегда кто-то стоит.

Логика эта проистекает из того же времени, что и состояния наших олигархов. В 90-е бурно шел процесс профанации всех общественных институтов. Олигархи вели ожесточенную борьбу между собой, скупая депутатов, СМИ и организовывая «заказные» протесты. Потому народ сегодня не верит в честность депутатов и журналистов, а власть — в стихийный протест. Но похоже, именно он и случился в Екатеринбурге.

Надо сказать, что власть последовательно делала многое, чтобы именно стихийный протест оказался ее главным и самым серьезным оппонентом. Русский бунт, пока, к счастью, в варианте «софт».

На многочисленных видео из Екатеринбурга видно, что 90% протестующих — молодые люди. Они возмущены тем, что власти, олигархи и РПЦ хотят отнять у них сквер, и они протестуют. Гуляния, обнимания сквера, песни, приковывание к деревьям, опрокидывание заборов. И стычки с «оппонентами».

Было заметно, что политические силы не ведут за собой протест, а присматриваются, как бы к нему пристроиться

Но организаторы протеста не обнаруживаются даже под микроскопом. Мало того, многие «лидеры общественного мнения» Екатеринбурга долгое время хранили молчание. Ведь с одной стороны — сквер для граждан, а с другой — строительство храма. Выберешь сквер — обидишь верующих, выберешь храм — обидишь протестующих. Было заметно, что политические силы не ведут за собой протест, а присматриваются, как бы к нему пристроиться. Об этом же говорит отсутствие политической символики среди протестующих.

Протест поддержал и организовал себя сам. Людям свойственно стремление к коллективному действию, к простой картине мира: «Мы — добро, они — зло». Молодежь ловила драйв. Протест быстро стал модным. «Где ты был, когда мы защищали сквер?»

Власть попала в выкопанную ей же самой яму. Если бы не были профанированы все инструменты согласования, то мнение горожан было бы учтено на ранних стадиях. Если бы не были подчинены все «системные политические партии», то они могли бы высказать свои возражения. Если бы не были разгромлены и репрессированы все несистемные лидеры, они могли бы возглавить и организовать протест, и с ними потом можно было бы вести осмысленные переговоры.

Но однажды возникнув, стихийный протест уже не нуждается в лидерах. Их «выявление» и последующие штрафы, задержания не дадут ничего, кроме вовлечения в протест новых людей. Вести осмысленный диалог с протестующими оказалось невозможным.

Российская власть не в первый раз в истории попадает в эту ловушку. Зачищая вокруг себя политическое пространство, власть сначала сталкивается с тем, что сама же и теряет адекватность (некому сказать правду), а затем — с тем, что ее главным и самым мощным оппонентом оказывается стихийный протест, с которым невозможно договориться.

Сотни молодых людей в Екатеринбурге получили опыт такого протеста. Они ощутили драйв, чувства единства и торжества победы в правом деле. Они будут искать повторения этих ощущений. Уже само по себе это будет большой проблемой для властей Екатеринбурга.

А в России в целом можно ожидать того, что стихийный протест будет все чаще и чаще врываться в нашу общественную жизнь. Ведь других инструментов выражения своего мнения нам почти не оставили.

Источник

Как Москва восприняла двое суток протеста в Екатеринбурге

Кто стоит за столкновениями и почему независимо от ответа пострадает холдинг Шкулева

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

В Екатеринбурге вторые сутки длятся протесты против строительства собора Святой Екатерины перед театром драмы. Противостояние, стартовавшее вечером 13 мая, оказалось неожиданным и резким. «URA.RU» уже сообщало, что аналогов не было последние 20 лет. В публичном пространстве обсуждаются две версии: активизация штаба блогера Алексея Навального (начальник его нынешнего федерального штаба Леонид Волков был депутатом думы Екатеринбурга и начинал протест против храма) и проказы местных застройщиков.

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

«Сегодня сторонники Навального в Екатеринбурге (также на акции в Екатеринбурге присутствуют кураторы Навального по Питеру) опять вывели на протестную акцию школьников, — повторил мысль канал „Пир во время чумы“. — Школьники вооружены модной агитацией — пустыми бумажными листками. Акция проводится против строительства православного храма. Организатор акции — местное интернет-издание Е1, входящее в американский холдинг „Херст-Шкулёв“. Из Екатеринбурга пишут, что главред Е1 Низамов конкурирует за протестные бюджеты с местным штабом Навального и провел в переговорах с Навальным в Питере несколько дней».

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

В пользу этой версии говорил и вчерашний манифест авторства штаба Навального, появившийся сразу после начала стихийной акции. К тому же представителя штаба Навального Степана Анчугова и активистку Полину Грейсман во вторник, 14 мая, позвали на встречу с губернатором Евгением Куйвашевым, попытавшимся примирить конфликтующие стороны.

На вторые сутки версия по поводу администраторов протеста резко поменялась. На отдельных порталах появилась информация о том, что за организаторами протеста — facebook-сообществом «Парки и скверы Екатеринбурга» — стоит один из ведущих застройщиков города «Атомстройкомплекс». В интервью «URA.RU» эту версию уже озвучивал один из лидеров протеста, Андрей Фирсов, утверждавший: «Я знаю, кто давал деньги „Паркам и скверам Екатеринбурга“ — это, в частности, „Атомстройкомплекс“».

Неформальный лидер этого сообщества Анна Балтина ранее и сама открыто подтверждала, что получала деньги от строительной компании на свои акции. Одна акция «День Исети» — за 100 тысяч рублей — должна была противостоять застройке пруда (первоначально храм планировалось строить на воде), вторая — за 27 тысяч рублей — заключалась в подсчете деревьев в сквере у театра драмы и прошла осенью 2018 года, в период активного противостояния вокруг храма.

Да и «Атомстройкомплекс» не впервые упоминается в повестке как компания, использующая общественный протест для решения своих бизнес-вопросов. Год назад ее связывали с финансированием протеста против сноса компанией УГМК недостроенной телебашни в Екатеринбурге. Таким образом, как считалось, девелопер мстил промышленному холдингу за так и несостоявшийся проект Opera Tower, нанесший репутации застройщика ущерб примерно в миллиард рублей.

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

После очередной акции «Парков и скверов» против храма в апреле «Атомстройкомплекс» снова связали с протестом. Эта связь выглядела настолько очевидной, что компании пришлось даже выпустить официальный релиз с опровержением: «Любая информация о том, что застройщик спонсирует какие-либо политические, протестные и прочие акции, распространяемая в СМИ и в социальных сетях, является клеветой», — говорилось в заявлении компании, которое сопровождалось описанием всего сделанного компанией на благо города.

Сегодня, когда акции протеста стали стихийными и продолжительными, в компании от официальных комментариев пока воздерживаются. Сама же Балтина заверяет, что действует на чистом альтруизме: «Никто за нами не стоит. Нечего им сказать — вот и все. Они не верят, что есть горожане и им надо сквер».

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

Екатеринбургский журналист Иннокентий Шеремет убежден, что даже в сегодняшнем хаосе протеста есть теневой интересант и исключать, что это бизнес-структура, нельзя: «Сегодня на встрече у губернатора участники протеста говорили, что не разбираются в политике, но ведь очевидно двойное и тройное дно в их деятельности. Не могу точно сказать, кто конкретно мотивировал молодежь, громившую забор в сквере, но совершенно точно была проделана планомерная подготовительная работа как по методичкам. Может быть, „Атомстройкомплекс“ и не имеет к этим погромам отношение, может, они даже напуганы этими погромами, но то, что Балтина сама признавалась, что брала деньги у них и как-то подозрительно она не обращает внимание на вырубку тех же деревьев в Березовой роще, это факт».

Интересны и замечания в адрес директора Е1.ру Рината Низамова. Еще вчера он был в эпицентре протеста, а уже сегодня его коллеги — руководители другого популярного ресурса, «66.ру» Богдан Кульчицкий и Дмитрий Шлыков — поймали медиаменеджера на двуличии и «хайпожорстве». «Считаю поступок Рината Низамова конъюнктурным», — написал на своей странице Кульчицкий, когда Низамов попал на встречу к губернатору и под предлогом, что присутствует там как «горожанин», добился изгнания всех присутствовавших там журналистов.

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

«Хотели посмотреть стримы с той самой эпичной встречи у губернатора про храм? […] Так вот. Шиш вам […] И это для вас устроил Ринат Низамов — тот самый героический борец, который однажды снова будет стоять с вами плечом к плечу у того самого забора и кричать что-то про свободу слова, собраний и волеизъявления граждан […] Так что, Ринат, давай так: когда сегодня (или в другой день) ты снова встанешь плечом к плечу с защитниками чего-нибудь хорошего от чего-нибудь плохого, ты не кричи про гражданские права, свободы и защиту родного города. Кричи про трафик, лайки и репосты. Они тебе важнее явно», — объяснил суть произошедшего Шлыков.

Гиперактивность редакционного директора холдинга Hearst Shkulev Media Низамова между тем может навредить всей компании. Ее владелец Виктор Шкулев давно отбился от обвинений в работе в интересах США, подтвердив, что управляет городскими сайтами без иностранных партнеров. Однако в прошлом году неожиданно сорвалась сделка по продаже сайтов холдингу «Национальная Медиа Группа» (владеет «Известиями», РЕН ТВ, «Пятым каналом», «СТС-Медиа», «Спорт-Экспрессом» и другими). После этого Шкулев приобрел самый популярный питерский сайт — «Фонтанку», пообещав не заниматься политикой. События в Екатеринбурге федеральные telegram-каналы трактуют как политические, что перед выборами губернатора Санкт-Петербурга может иметь неприятные для Виктора Шкулева трактовки.

Источник

Противостояние в екатеринбурге с чего началось

В Екатеринбурге начались стычки между противниками строительства храма и спортсменами, охраняющими стройплощадку

Молодые люди спортивного телосложения восстановили поваленный протестующими забор вокруг площадки для строительства храма Святой Екатерины в Екатеринбурге и начали вытеснять противников строительства из сквера. Об этом сообщают Znak.com и 66.ru.

Корреспонденты изданий с места событий рассказывают, что спортсмены начали собираться около 19 часов по московскому времени. Шеф-редактор «Знака» Дмитрий Колезев предполагает, что пришедшие — бойцы «Академии единоборств РМК».

Примерно в 20:30 спортсмены стали выталкивать тех, кто прошел в сквер, с криками «Мы за храм», затем — подняли забор. Часть активистов, а также журналист «Знака» остались на огороженной территории. Некоторые протестующие вышли на проезжую часть и перекрыли ее, их разогнали.

«Люди готовятся ломать забор во второй раз, у многих за ним остались друзья», — пишет «Знак».

По данным 66.ru, в толпе происходят «точечные драки, причем спортсмены бьют достаточно жестко». Полиция не вмешивается в происходящее.

«МБХ медиа» также сообщает, что кто-то распылил слезоточивый газ.

Сегодня вечером в Екатеринбурге началась акция протеста против строительства храма Святой Екатерины на территории сквера. Участники акции сначала водили хороводы вокруг сквера, огороженного 12 мая забором, а затем повалили ограждения. Затем протестующие заняли территорию сквера, но вскоре появились защитники храма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *