Протестанты и христиане в чем разница

Православие и протестантизм. Основные различия

Пра­во­слав­ныеПро­те­стан­ты
Пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство ( Деян.11:26 ) пред­став­ля­ет собой сово­куп­ность помест­ных церк­вей, име­ю­щих еди­ное веро­уче­ние и нрав­ствен­ные нормы.Про­те­стан­тизм воз­ник как анти­ка­то­ли­че­ское дви­же­ние в позд­нем сред­не­ве­ко­вье, фор­маль­ной датой мож­но счи­тать 1521 год (отлу­че­ние Люте­ра). Воз­ник­нув как сово­куп­ность раз­лич­ных тече­ний, он нико­гда не был еди­ным. Тече­ния отли­ча­ют­ся друг от дру­га дог­ма­ти­кой, куль­том и организацией.
При­зна­ют два основ­ных источ­ни­ка рели­ги­оз­но­го зна­ния: Свя­щен­ное Писа­ние и Свя­щен­ное Пре­да­ние (весь опыт Церкви).В каче­стве основ­но­го источ­ни­ка рели­ги­оз­но­го зна­ния при­зна­ют «толь­ко Писа­ние» (sola Scriptura), каж­дая общи­на тол­ку­ет его само­сто­я­тель­но, фак­ти­че­ски имея своё предание.
Истин­ной Цер­ко­вью при­зна­ют толь­ко Все­лен­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь.Истин­ной Цер­ко­вью при­зна­ёт­ся или кон­крет­ная про­те­стант­ская общи­на; или сово­куп­ность хри­сти­ан­ских общин (Пра­во­слав­ная Цер­ковь, в этом пони­ма­нии, при­зна­ёт­ся за одну из мно­гих общин).
Соста­ви­ли и утвер­ди­ли биб­лей­ский канон (Биб­лию).Исполь­зу­ют биб­лей­ский канон, абсо­лю­ти­зи­руя биб­лей­ские тек­сты как источ­ник богопознания.
Испо­ве­ду­ют, что Свя­той Дух исхо­дит толь­ко от Отца.Испо­ве­ду­ют като­ли­че­ское уче­ние о том, что Свя­той Дух исхо­дит и от Сына (филио­кве).
Верят, что на Страш­ном Суде Бог про­явит как Свое мило­сер­дие и Свою муд­рость, так и Свою справедливость.Испо­ве­ду­ют, что чело­век спа­са­ет­ся «толь­ко верой» (sola fide). Одни дума­ют, что для спа­се­ния доста­точ­но уве­ро­вать во Хри­ста (при­знать Его Богом и Спа­си­те­лем). Дру­гие верят, что как спа­се­ние, так и осуж­де­ние каж­до­го чело­ве­ка зави­сит от Боже­ствен­но­го предопределения.
Суще­ству­ет осо­бый чин посвя­ще­ния в свя­щен­ный сан и трёх­част­ная иерар­хия (диа­кон, пре­сви­тер, епи­скоп). Свя­щен­ство име­ет апо­столь­скую пре­ем­ствен­ность.Суще­ству­ет уче­ние о все­об­щем свя­щен­стве веру­ю­щих. Вви­ду зна­чи­тель­но­го рас­хож­де­ния в обря­до­во­сти, в про­те­стан­тиз­ме не суще­ству­ет како­го-то стро­го­го опре­де­ле­ния назва­нию титулов.
Совер­ша­ют­ся молит­вы за умерших.Отка­зы­ва­ют­ся поми­нать умер­ших в сво­их молит­вах из-за уве­рен­но­сти в спа­се­нии чле­нов сво­ей общи­ны и окон­ча­тель­но­сти опре­де­ле­ния посмерт­ной уча­сти сра­зу же после смер­ти человека.
При­зна­ют семь Цер­ков­ных Таинств: Таин­ство Кре­ще­ния; Таин­ство Миро­по­ма­за­ния; Таин­ство Пока­я­ния; Таин­ство Евха­ри­стии; Таин­ство Еле­освя­ще­ния; Таин­ство Бра­ка; Таин­ство Священства.При­зна­ют толь­ко часть из семи Таинств, сво­дя осталь­ные к обря­дам (цере­мо­ни­а­лам), не име­ю­щим того бла­го­дат­но-мисти­че­ско­го напол­не­ния, кото­рое свой­ствен­но Таин­ствам, совер­ша­е­мым в лоне Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви
Испо­ве­ду­ет, что хлеб и вино в Таин­стве Евха­ри­стии ста­но­вят­ся реаль­ны­ми Телом и Кро­вью Христа.В тех общи­нах, кото­рые при­зна­ют При­ча­ще­ние, счи­та­ет­ся, что хлеб и вино явля­ют­ся лишь напо­ми­на­ни­ем о мис­сии Христа.
При­зна­ют суще­ство­ва­ние Небес­ной Церк­ви; обще­ние Небес­ной Церк­ви с зем­ной; необ­хо­ди­мость молит­вен­но­го обра­ще­ния к свя­тым; их хода­тай­ство перед БогомМно­гие про­те­стан­ты пол­но­стью отри­ца­ют умест­ность молит­вен­но­го обра­ще­ния к свя­тым (пред­ста­ви­те­лям Небес­ной Церк­ви); молит­вы, по их убеж­де­нию, необ­хо­ди­мо адре­со­вать толь­ко Богу.
Почи­та­ют Бого­ро­ди­цу как Матерь Бога по чело­ве­че­ско­му есте­ству; как Вели­кую Пра­вед­ни­цу, Прис­но­де­ву, Цари­цу Небес­ную и Хода­та­и­цу за людейПочи­та­ют Бого­ро­ди­цу, но слиш­ком уме­рен­но, не так, как подо­ба­ет Её свя­то­сти и вели­чию; мно­гие отри­ца­ют Её Прис­но­дев­ство, пола­гая, что после Рож­де­ства Иису­са Хри­ста Она роди­ла ещё несколь­ко детей от Иосифа.
Суще­ству­ет инсти­тут мона­ше­ства, его духов­ный опыт игра­ет боль­шую роль.Мона­ше­ство отрицается.
Почи­та­ют свя­тые ико­ны; при­зна­ют, что моле­ние перед обра­зом Бога или его свя­то­го спо­соб­ству­ет воз­но­ше­нию духа к Пер­во­об­ра­зу, духов­но­му еди­не­нию с Первообразом.Отри­ца­ют допу­сти­мость почи­та­ния свя­тых икон. Неко­то­рые про­те­стан­ты допус­ка­ют исполь­зо­ва­ние изоб­ра­же­ний в рели­ги­оз­ных целях в каче­стве иллю­стра­ций свя­щен­ных собы­тий; дру­гие отри­ца­ют даже и такую воз­мож­ность, при­зна­вая ико­ны за идолов.
Испо­ве­ду­ет­ся нали­чие у хри­сти­а­ни­на Ангела-Хранителя.Отри­ца­ет нали­чие у хри­сти­а­ни­на Ангела-Хранителя.
Почи­та­ют мощи свя­тых Божьих угодников.Отри­ца­ют допу­сти­мость почи­та­ния мощей.
Кре­ще­ние пони­ма­ет­ся как Таин­ство Церк­ви, духов­ное рож­де­ние, рас­кре­по­ще­ние от без­услов­но­го дей­ствия пер­во­род­но­го гре­ха, изгна­ние дья­во­ла из серд­ца чело­ве­ка. Кре­ще­ние и нахож­де­ние в цер­ков­ной общине не гаран­ти­ру­ют спасения.В кре­ще­нии уве­ро­вав­ший «при­ни­ма­ет Хри­ста как лич­но­го Спа­си­те­ля». Ему про­ща­ют­ся все гре­хи, и гаран­ти­ру­ет­ся спа­се­ние в слу­чае пре­дан­но­сти общине и её иде­ям богопочитания.
Совер­ша­ет­ся кре­ще­ние мла­ден­цев по вере их вос­при­ем­ни­ков и родителей.Кре­ще­ние мла­ден­цев не принято.
Жен­ское свя­щен­ство про­ти­во­ре­чит тра­ди­ции Церкви.Суще­ству­ет жен­ское священство.
Одно­по­лые интим­ные отно­ше­ния явля­ют­ся тяжё­лым гре­хом. Брак меж­ду лица­ми одно­го пола невозможен.Всё в боль­шем коли­че­стве общин ста­но­вит­ся воз­мож­ным и пер­вое, и второе.

Оставить комментарий

Отменить ответ

7 комментариев

Это ложь, на счет одно­по­лых отно­ше­ний. Я про­те­стант­ка. Это про­сто воз­му­ти­тель­ная ложь в послед­нем пункте.

1. Морав­ская цер­ковь не име­ет окон­ча­тель­ной пози­ции в отно­ше­нии гомосексуальности.
2. Сре­ди люте­ран при­сут­ству­ют про­ти­во­по­лож­ные пози­ции в отно­ше­нии гомосексуальности.
3. Сре­ди пре­сви­те­ри­ан нет еди­но­го мне­ния, и в тече­ние мно­гих лет ведут­ся спо­ры в отно­ше­нии гомосексуальности.
4. Сре­ди бап­ти­стов не суще­ству­ет пол­но­го един­ства в отно­ше­нии гомосексуальности.
5. Сре­ди ква­ке­ров при­сут­ству­ют как кон­сер­ва­тив­ные, так и либе­раль­ные точ­ки зре­ния на гомосексуальность.

Вы, поче­му-то, из вики­пе­дии про­пу­сти­ли пункт 6. Исто­ри­че­ски в рус­ском пра­во­сла­вии суще­ство­ва­ло мне­ние о мень­шей гре­хов­но­сти жен­ско­го гомо­сек­су­а­лиз­ма по срав­не­нию с муж­ским и даже с гете­ро­сек­су­аль­ным блу­дом. Сего­дня неко­то­рые свя­щен­но­слу­жи­те­ли Фин­ской авто­ном­ной пра­во­слав­ной церк­ви (Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Пат­ри­ар­ха­та) при­зы­ва­ют к пере­смот­ру тра­ди­ци­он­но­го цер­ков­но­го осуж­де­ния гомо­сек­су­аль­ных отношений.

Вла­ди­мир, обра­ти­те вни­ма­ние на при­ве­дён­ный Вами текст:
1. Суще­ство­ва­ло мнение…
2. Неко­то­рые … призывают.
Мало ли какие мне­ния где суще­ству­ют и кто при­зы­ва­ет без ука­за­ния каких-либо источников.
Так что не будем фан­та­зи­ро­вать там, где нет фак­тов. А факт один — офи­ци­аль­ное вероучение.

Про­те­стант­ство очень неод­но­род­но. Посмот­ри­те фильм А. Мамон­то­ва «Содом и Гомор­ра» и тогда узна­е­те мно­го нового.

Источник

Протестантизм: история реформации

Протестанты и христиане в чем разница

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Протестанты и христиане в чем разницаОсновные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

Протестанты и христиане в чем разница

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

Протестанты и христиане в чем разница

Интересный факт о протестантизме

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Протестанты и христиане в чем разница

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Источник

Православие и протестантизм: в чем разница?

Протестанты и христиане в чем разница

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1–2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 20–21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3, 10–11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил»[1]. «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее»[2].

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Однако и в том, что они отказались от ошибочного католического учения о папе Римском, они не приблизились к Православию, потому что, как говорил святой Иларион (Троицкий), «протестантизм был протестом в той же самой плоскости; он не восстановил древнего христианства, а одно искажение христианства заменил другим… Истина и спасение даны Церкви. Латинство, отпав от Церкви, изменило этому сознанию и провозгласило: истина дана отдельной личности папы, — пусть одного папы, но все же отдельной личности, — и папа же заведует спасением всех. Протестантизм только возразил: почему же истина дана одному только папе? — и добавил: истина и спасенье открыты всякой отдельной личности независимо от Церкви. Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм… со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасении через Христа без Церкви, в эгоистической обособленности… Принципиальная сторона протестантизма пришлась весьма по сердцу человеческому себялюбию и своеволию всех родов. Себялюбие и своеволие… обнаруживается в бесконечном делении и дроблении самого протестантизма»[3].

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2, 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. «Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,»— говорю я им.— «Что они отвечают?» — «Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение». У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос. нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание»[4].

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1, 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому. а не по Христу (Кол. 2, 8).

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их»[5]. Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Это было сказано об истинных последователях Христа – православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1–11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9–10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Поэтому Бог, заповедав: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим,— добавил: Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх. 20, 3–5). Поэтому православные христиане верят, что нельзя делать изображений ложных богов и почитать их.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18–22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу, сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты»[6].

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа»[7].

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

[1] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм (письмо от 1 марта 1844 г.).

[2] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

[3] Св. Иларион. Христианство или Церковь.

[4] Дневник, 15 января 1897 г.

[5] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *