Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем
Статья 23. Протест прокурора
Статья 23. Протест прокурора
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 23. Протест прокурора
Как следует из судебных актов, на основании протеста прокуратуры города Волгограда, принесенного в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на разрешение от 20.08.2007 N RU 34301000-282/В-07 на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями административного назначения по улице Балашовской в квартале 109 Ворошиловского района города Волгограда на земельном участке по адресу: город Волгоград, улица Калинина, 7 администрацией принято постановление от 26.08.2014 N 1066 об отмене указанного разрешения в части его продления с 27.03.2014 по 31.07.2016.
Целесообразно использовать процедуру прямого обращения в орган (суд, должностному лицу), правомочный рассмотреть протест. Это, во-первых, позволит сэкономить время. Во-вторых, обращение напрямую в вышестоящую инстанцию более приемлемо и с точки зрения логики, поскольку в противном случае протест адресуется органу, который не вправе его рассмотреть по существу и принять основанное на законе решение. Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре также корреспондирует данной позиции, предоставляя право прокурору или его заместителю приносить протест на незаконный правовой акт в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).
Предусмотренное частью 2 статьи 30.12 КоАП Российской Федерации право прокурора принести в порядке надзора протест на вступившие в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов является процессуальным правом прокурора, которое он вправе использовать или не использовать по своему усмотрению, равно как и все остальные лица, которым предоставлено аналогичное право (часть 1 статьи 30.12 названного Кодекса). Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», говоря о возможности осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц, прямо указывает на необходимость реализации в судах мер прокурорского реагирования в порядке процессуального законодательства (пункт 1 статьи 23, а также статья 28, прямо относящаяся к рассматриваемому случаю). Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в свою очередь, не предусматривает обязанности прокурора приносить протесты на вступившие в законную силу постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
В случае поступления в вышестоящий таможенный орган жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении, ранее пересмотренное в связи с протестом прокурора (жалобой), выносится решение об отказе в принятии жалобы (протеста) к рассмотрению на том основании, что по обжалованному (опротестованному) постановлению уже имеется решение таможенного органа. Статья 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которой протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.
26. В строке 18 указывается количество протестов, принесенных прокурорами в порядке реализации полномочий, предусмотренных статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (на противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также незаконные постановления должностных лиц данных органов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, заведении, продлении сроков ведения, приостановлении, прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности и др.).
По смыслу данной нормы, соответствующий прокурор или его заместитель вправе опротестовывать в установленном законом порядке правовые акты органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации вне связи с их применением в конкретном деле. Из этой нормы во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 27 названного Федерального закона, абзацем третьим пункта 3 статьи 22 и пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также со статьей 245 и частями первой, второй и четвертой статьи 251 ГПК Российской Федерации следует, что прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали соответствующий правовой акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается с заявлением в суд по подведомственности (подсудности).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» принесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению.
В связи с изложенным в случаях принесения в РТУ протеста прокурора на постановление по делу о НТП, рассмотренное РТУ и оставленное в силе, такой протест и материалы дела о НТП с заключением РТУ подлежат незамедлительному направлению в ГТК России для рассмотрения по существу с уведомлением об этом прокурора, принесшего протест.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем
от 4 марта 2021 года N 121
Об утверждении Порядка рассмотрения протестов, представлений и иных требований прокурора
В целях установления порядка рассмотрения мер прокурорского реагирования, внесенных Павлово-Посадским городским прокурором в администрацию городского округа Электрогорск Московской области, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа Электрогорск Московской области постановляю:
1. Утвердить Порядок рассмотрения протестов, представлений и иных требований прокурора (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление главы городского округа Электрогорск Московской области от 14.02.2020 N 106 «Об утверждении Порядка рассмотрения протестов, представлений и иных требований прокурора».
3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Электрогорские вести» и разместить в сети Интернет на официальном сайте администрации городского округа Электрогорск Московской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава городского округа
С.Е. Дорофеев
Приложение
к постановлению главы
городского округа Электрогорск
Московской области
от 4 марта 2021 года N 121
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОТЕСТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОКУРОРА
1. Подготовка к рассмотрению протеста, представления, иного требования прокурора
1.2. Протест, представление, иное требование прокурора, одновременно затрагивающие вопросы ведения нескольких структурных подразделений администрации городского округа Электрогорск, должны быть направлены для обсуждения и проработки должностным лицам, к компетенции которых относится обсуждаемый вопрос.
1.3. Порядок подготовки рассмотрения протеста, представления, иного требования прокурора определяется правовым отделом Управления делами администрации городского округа Электрогорск Московской области по согласованию с председателем комиссии по рассмотрению актов прокурорского реагирования.
По предложению ответственного отдела протест, представление прокурора, иное требование прокурора могут быть направлены главой администрации, лицом, его замещающим, на рассмотрение в иные муниципальные органы и организации.
2. Порядок рассмотрения протеста, представления или требования прокурора
2.1. Протест, представление, иное требование прокурора подлежат рассмотрению на заседании комиссии с участием главы городского округа, лица, его замещающего, или по его поручению курирующего заместителя главы администрации, представителей ответственного отдела (отделов), а также правового отдела.
2.2. Протест, представление, иное требование прокурора в отношении действий (бездействия) сотрудника администрации подлежат рассмотрению на заседании комиссии с участием главы администрации, лица, его замещающего, или по его поручению курирующего заместителя главы администрации, представителей ответственного отдела (отделов), а также правового отдела и отдела кадров и муниципальной службы Управления делами администрации.
2.3. Протест или требование подлежат обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста или требования незамедлительно сообщается в прокуратуру в письменной форме.
2.4. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, в случае невозможности рассмотрения в указанный срок необходимо об этом уведомить прокурора.
2.5. Протест, представление или требование прокурора до его рассмотрения могут быть отозваны лицом, выпустившим вышеуказанный документ.
2.6. О дне и времени заседания комиссии прокурор, внесший протест, представление, иное требование, уведомляется по телефону либо в письменной форме в срок, не превышающий 5 (пяти) дней до проведения заседания. В случае наличия обоснованных возражений прокурора по вопросам даты и (или) времени проведения совещания они направляются в администрацию в разумный срок, позволяющий согласовать новые дату и (или) время его проведения с учетом установленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требований к срокам рассмотрения соответствующих актов прокурорского реагирования, в том числе с использованием факсимильной связи.
3. Рассмотрение протеста, представления или требования прокурора
Рассмотрение акта прокурорского реагирования проводится на заседании комиссии администрации городского округа Электрогорск Московской области с участием должностного лица (руководителя), в чьей компетенции находится рассматриваемый вопрос, и уполномоченных представителей прокуратуры.
По итогам рассмотрения протеста, представления или иного требования принимается одно из следующих решений:
а) о признании протеста, представления или требования прокурора подлежащим удовлетворению полностью;
б) о признании протеста, представления или требования прокурора подлежащим удовлетворению частично;
в) об отклонении протеста, представления или требования прокурора.
В случае принятия решения о признании протеста или требования прокурора подлежащим удовлетворению полностью или частично:
а) направляется письмо, в котором указывается срок разработки соответствующих изменений в правовой акт;
б) вносятся изменения в правовой акт с последующим направлением в органы прокуратуры;
в) готовится распоряжение о наказании должностного лица, допустившего нарушения.
В случае отклонения протеста, представления или иного требования прокурор составляет ответ об отсутствии нарушений со ссылками на законы РФ.
В случае если при рассмотрении протеста, представления прокурора отсутствует прокурор или его представитель, протест, представление или требование рассматривается в их отсутствие.
Ответ, содержащий решение, принятое по результатам рассмотрения протеста, представления, требования прокурора, направляется в Павлово-Посадскую городскую прокуратуру незамедлительно после рассмотрения.
В ответе указываются меры, принятые к устранению нарушений закона, если такие нарушения имели место, в случае удовлетворения представления об устранении нарушений законодательства и привлечения должностных лиц либо иных сотрудников администрации городского округа Электрогорск Московской области к дисциплинарной ответственности. К ответу прилагается копия соответствующего распоряжения.
Приложение
к Порядку рассмотрения
протестов, представлений
и иных требований прокурора
СОСТАВ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРОТЕСТОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ПРОКУРОРА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭЛЕКТРОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
глава городского округа Электрогорск Дорофеев Сергей Евгеньевич
Заместитель председателя комиссии
первый заместитель главы администрации Шапар Людмила Викторовна
заместитель главы администрации Коробков Максим Игоревич
заместитель главы администрации Башмакова Юлия Сергеевна
заместитель главы администрации Пастушенко Нина Владимировна
заместитель главы администрации Шаталин Дмитрий Андреевич
начальник Управления делами администрации Трофимова Надежда Сергеевна
начальник правового отдела администрации Коняева Галина Вячеславовна
Протест прокурора и практика его применения
Разъясняет прокурор Зеленоградского административного округа г. Москвы В.А. Родин
Статья 23. Протест прокурора
1. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
«Это надзорное средство прокурорского реагирования, которое преследует две цели: 1) устранение правонарушения в незаконном правовом акте и их последствий; 2) восстановление нарушенных прав поднадзорных субъектов».
Протест прокурора как правовой документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В протесте содержится наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие или бездействие; содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие); правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта (действия или бездействия должностного лица); нормы нарушенного закона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене акта, требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста.
В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие, либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт региональных законодателей; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.
Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.
Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании противоречащего закону правового акта недействительным возникает в условиях, свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону. Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел.
Принесение протеста является юридическим фактом, с которым связывается возникновение правоотношений между прокурором и органом, чей акт опротестовывается. В связи с этим у прокурора возникают следующие обязанности: контроль за своевременностью рассмотрения протеста, проверка фактического устранения нарушения законности, проверка законность вновь изданного акта взамен незаконного.
Протест формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отменен либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Прокурор разъясняет
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: входить на территории и в помещения органов и организаций; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со ст.24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в пятнадцатидневный срок (п.2 ст.25 Закона о прокуратуре, ч.1 ст.29.6 КоАП РФ). Также в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (п.2 ст.25.1 Закона о прокуратуре).
Помощник прокурора Фокинского района г.Брянска О.Ф. Игнаткина
Прокуратура
Брянской области
Прокуратура Брянской области
Ответственность за неисполнение законных требований прокурора
В соответствии со ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст.9.1, 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и иными прямо указанными в законе субъектами, которые обязаны приступить к исполнению соответствующих требований в установленные законом сроки.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: входить на территории и в помещения органов и организаций; иметь доступ к их документам и материалам; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со ст.24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в пятнадцатидневный срок (п.2 ст.25 Закона о прокуратуре, ч.1 ст.29.6 КоАП РФ). Также в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (п.2 ст.25.1 Закона о прокуратуре).
Помощник прокурора Фокинского района г.Брянска О.Ф. Игнаткина
Адрес: 241023, г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д. 1
Телефон: +7 (4832) 65-42-00
Прием граждан осуществляется
С понедельника по четверг: с 9.00 до 18.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Кроме выходных и праздничных дней
Обеденный перерыв: с13.00 до 13.45
Личный прием руководителями прокуратуры (прокурором области и его заместителями) осуществляется по предварительной записи.
Запись на прием осуществляется по телефону +7 (4832) 65-42-05 или непосредственно в прокуратуре области
С понедельника по четверг: с 9.00 до 17.00
По пятницам: с 9.00 до 16.45
Адрес:
г. Брянск, ул. им. А.М. Рекункова, д.1
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем
Статья 22. Полномочия прокурора
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2017 N 27-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
1.1. Требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Направление требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям не допускается.
Типовая форма требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и порядок его направления устанавливаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 3 ст. 22 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
Абз. 3 п. 3 ст. 22 признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 11.04.2000 N 6-П).
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и ревизий незамедлительно.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)