Проталинки что это для детей
Значение слова «проталина»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Иногда проталиной называют оттаявшее место на любой замороженной поверхности.
ПРОТА’ЛИНА, ы, ж. Место, где стаял снег и открылась земля. На проталинах весенних показались ранние цветочки. Пушкин. || перен. Растаявшее место. В проталины окон был виден ослепительно сверкающий снег. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прота́лина
1. место, где растаял снежный или ледяной покров и обнажилось то, что было под ним ◆ Апрель берёт своё: везде лужи, везде бегут мутные ручьи, зачернели проталины, как грязные пятна на белой скатерти. С. Т. Аксаков, «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», 1852 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова почтарь (существительное):
Прогулка. Проталины.
Валерия Полякова
Прогулка. Проталины.
Цель: расширять кругозор, углублять знания о признаках весны, развивать внимательность и наблюдательность.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Верно, очень теплые ноги у весны.
Выглянул подснежник в полутьме лесной,
Маленький разведчик, посланный весной.
Пусть еще над лесом владствуют снега,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
Пусть на спящей речке неподвижен лед.
1 Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут. (гнездо)
2 На лесной проталинке
Вырос цветочек маленький.
Прячется в валежник
3 Не драгоценный камень,
Задание: нарисуй первый цветок таким, каким ты его представляешь.
Поговорки и пословицы:
2 Март весне брат и зиме не рад.
4 В марте и курица из лужи напьется.
Наблюдение: мы наблюдаем за таянием снега в разных местах на площадках детского сада. Первые весенние проталины появляются там, где солнышко лучше прогревает снег. Установить связь между изменениями в неживой природе и положением солнца.
По небесам оравою бредут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков течет вода.
Спрячемся получше от дырявой тучи.
Наблюдение: обратить внимание детей на лужу. Давайте подойдем к ней. Ребята посмотрите на лужу. Что вы там видите? В лужах отражаются облака, деревья. Давайте поводим по воде палочкой. Что у нас получилось? Волны. А почему сейчас нет отражения? Предметы отражаются только в спокойной воде.
1 Живою может быть и мертвой.
И жидкою, и очень твердою.
Таиться может в небесах,
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появиться! (вода)
Труд на участке: уборка луж на участке.
«Прогулка в лес!» Программное содержание: Закрепить умение ходить по доске, положенной на пол, совершенствовать навык прыжков на двух ногах с продвижением.
Занятие-прогулка с детьми младшей группы «Прогулка в весеннем лесу» Цель: вызвать у детей интерес к прогулке. Задачи: дать детям первые предоставления о ранней весне, воспитывать любовь к природе, воспитывать.
Конспект экскурсии во второй младшей группе по экологическому воспитанию по теме «Проталинки»
Конспект экскурсии во II младшей группе
по экологическому воспитанию по теме: «Проталинки»
Воспитатель: Киселева Е. И.
Цель: формирование экологически правильного отношения к растительному миру, стремление сохранять его в первозданном виде.
1. Познакомить детей с понятием «проталины».
2.Закреплять знания о сезонных изменениях: светит солнце – тает снег – образуется проталина.
3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, любознательность.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа: проталина, тает.
Предварительная работа: Беседа с детьми на тему «Весна», наблюдение за погодой, разучивание и чтение стихов о весне
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Материал: лупы на каждого ребенка
Методические приемы: худ. слово, наблюдение, беседа, физкультминутка.
Дети собираются и выходят на прогулку, становятся возле проталинки, образовавшейся на участке.
-Ребята, вы хотите отправиться на очень необычную прогулку?
-Тогда сейчас нам с вами нужно стать, настоящими следопытами. Вы готовы?
-Я буду давать вам подсказки.
-Вот послушайте стихотворение, о чем говорится в нем?
Проталинки, проталинки –
На них подснежник маленький
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
— Ребята, вот уже на дворе весна, солнышко ярко светит.
— Что происходит со снегом? (Дети отвечают).
— Во что снег превращается? (Дети отвечают).
— Правильно, снег превращается в воду.
— Снег одинаково тает или нет? (Дети отвечают).
— Правильно, не одинаково. В одних местах снег уже растаял, в других еще лежит, а где – то видны маленькие черные островки. Что это такое? (Дети отвечают, высказывают предположения).
— Правильно, это земля. А называются такие островки – проталинами.
Слово проталина похоже на слово таять, протаять, растаять.
-А теперь давайте мы с вами покажем, как же мы рады весне, а потом и весна нам покажет, что-то очень интересное.
Когда вновь придет весна, «Проснулись»-глазки раскрыть,
Все проснется ото сна. Потянуться, рассмотреть все вокруг.
Апрель, апрель, на дворе капель. Хлопать в ладоши.
Больше, дети, нету стужи. На месте – «переходят» через лужи.
Мы пойдем гулять, Обычная ходьба на месте.
Солнце красное встречать. Высоко поднять головки, посмотреть на
небо, руки вытянуты вверх.
-Чтобы мы с вами чувствовали себя настоящими следопытами, у меня для вас есть лупа, для того что бы мы могли с вами посмотреть на нашу проталинку, и что-то интересное заметить.
-Посмотрим на проталину.
-Вокруг проталины лежит твердый снег, края снега неровные, колючие, острые, холодные.
-Какая земля? (Дети отвечают – холодная, грязная, сырая, мокрая).
-Почему земля сырая? (Дети отвечают).
-Потому что снег вокруг тает, превращается в воду, а вода поступает в землю, от воды она намокает.
— Ребята, а кто помогает появиться проталинке? (Дети высказывают предположения).
-Конечно, солнышко. Оно ярко светит, пускает свои весенние лучики на землю. Растапливает снег, снег тает от тепла, появляется проталина – маленький островок земли. Если солнышко и дальше будет сильно светить, то снег еще быстрей тает и проталинка увеличивается в размере, становится больше.
-Вы заметили, что наша проталинка не пустая земля, которая просыпается после зимы.
-Что у нас есть на проталинке?
-Вы очень внимательные следопыты. Нашли на нашей проталинке, пробивающийся росток травки.
-На память о нашей увлекательной прогулке, у вас остается лупа. Если вдруг вам снова захочется за чем-то последить, лупа всегда вам поможет.
«Путешествие в зимний лес». Итоговое занятие за второй квартал по экологическому воспитанию в средней группе Задачи: Образовательные: 1. Учить отвечать на вопросы развернутой фразой, интонировать звуки, использовать доказательную речь. 2. Расширять.
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экспериментирование с воздухом» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе детского сада: «Экспериментирование с воздухом».
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе Цель:Развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обобщить знания детей о растительном.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Мир вокруг нас» Программное содержание 1. Продолжать прививать детям чувство ответственности за все живое. 2. Учить детей видеть в самых простых вещах сложную.
План мероприятий по экологическому воспитанию во второй младшей-средней группе на 2017 учебный год Январь. 1. Акция «Покормите птиц зимой». 2. Постройки из снега на участке. 3. Один из вопросов род. собрания на тему: «Учите чувствовать природу».
Занятия по экологическому воспитанию для детей второй младшей группы «Цветы на клумбе» Занятия по экологическому воспитанию для детей 2 младшей группы «Цветы на клумбе» Цель: Воспитывать в детях чувство прекрасного. Познакомить.
Ознакомление с окружающим и развитие речи (для детей с ЗПР) «Весна»
Ольга Афанасьева
Ознакомление с окружающим и развитие речи (для детей с ЗПР) «Весна»
Цели: уточнить и систематизировать знания детей о последовательности весенних изменений в природе; учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений, животных; активизировать и обогатить словарь детей по теме; упражнять подбирать предметы к признакам, согласовывая их в роде и числе; развивать вербальное мышление (загадки, зрительное восприятие и мелкую моторику.
Оборудование: игрушка снеговика; картинки примет весны
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Ребята, отгадайте загадку
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превращаюсь я в ручей. (Снеговик)
— Да, сегодня у нас в гостях снеговик Витя. Посмотрите, какой он стал маленький. Что же с ним происходит? А почему он тает? Витя спрашивает, что такое весна? Давайте ему расскажем о весне.
— Какие вы знаете весенние месяцы? Чем весна отличается от зимы?
(Солнце припекает сильнее. День становится длиннее, ночь короче. Тает снег. Бегут ручьи. На дорогах лужи. Капают сосульки. На деревьях набухают почки. Возвращаются птицы из теплых краев.)\
— Все, что вы сказали правильно. Снеговик Витя первый раз встретил весну, давайте расскажем для него о весне по порядку, с чего весна начинается.
— Что это? (Солнце). Как светит солнце? (Солнце ослепительно светит, греет землю своими теплыми лучами). Как еще можно сказать, что делает солнце? (Пригревает, припекает.)
— Скажите, какое небо весной? (Синее, по нему плывут белые облака). Как называются эти облака, какие они и на что похожи? (Кучевые, красивые, пушистые, похожи на пух, комья ваты).
— Солнышко пригрело, что стало происходить со снегом? (Он начал таять, появились ручейки, лужи.) Какой становится снег? (Рыхлый, темный, грязный). Ручейки что делают? (Журчат, бегут, звенят, шумят).
К нам весна шагает
Верно, очень теплые
— Что такое проталина? (Земля под растаявшим снегом). Где появляются первые проталины? (На бугорках, на открытых местах).
— Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и пахнет весной.
— Что это за кулек ледяной? (Сосульки). Что такое капель? Капель — это капельки, падающие с крыши, они сверкают на солнце, а если прислушаться, когда капают, они звенят.
-Зимой, когда вы шли в детский сад, утром было темно, а сейчас? (Светло.) Сравните, каким день был зимой и какой он сейчас. А какая ночь была зимой и какая она сейчас?
— Солнышко растопило не только снег, но и лед на реках, на нашей бухте. Что происходит на реках весной? (Ледоход.) Кусок льда, плывущий по реке, как называется? (Льдина.) Это еще одна примета весны. Почему весной начинается ледоход? (Ответы детей). Снег постепенно тает, ручейки сбегают к рекам, к бухте. От ручейков и солнца во льду образуются трещины, он раскалывается и трогается с места. Льдины, теснясь и толкаясь, несутся вниз по реке. По пути они тают, воды в реках становится больше и больше. Реки выходят из берегов и разливаются. Начинается половодье. Почему так называется? Вода поит землю.
— Что происходит с землей? (Ответы детей) Солнце весной согревает землю, она темнеет, чернеет.
— Что происходит с деревьями? (Ответы детей). Деревья просыпаются после длинного зимнего сна. Глубоко в земле корни деревьев вбирают в себя влагу оттаявшей земли. Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки.
— А что происходит с почками? (Разбухают, набухают, распускаются, надуваются.) Что потом появится из почек?
— Ребята, если весна только началась, это какая весна? (Ранняя).
3. Динамическая пауза.
Речь с движениями по теме+Игра с картинками «Раз, два, три, четыре, пять, будем мы слова считать». (Логопед показывает картинку и бросает мяч ребенку. Дети перебрасывают мяч другим и считают слова: одна проталина, две проталины и т. д) Проталина, гнездо, скворечник, облако, ручей)
— Кто же пробуждается весной с появлением проталинок? (Насекомые). Они зимовали под корой деревьев, под кучей опавших листьев. Для кого они будут пищей? (Для птиц). Что происходит с птицами весной? (Ответы детей). Кто прилетает первым? Что делают вернувшиеся птицы? (Ответы детей) Грачи прилетают первыми в свои старые гнезда, скворцы чистят домики-скворечники или устраивают гнезда. По утрам и вечерам они поют свои звонкие песни.
— Снеговик Витя спрашивает, а куда пропадают синицы и снегири? (Улетают в холодные края, ближе к северу, где солнце не так сильно греет.)
— А что происходит в жизни зверей? (Ответы детей) Медведи, барсуки, ежи просыпаются от зимней спячки. У всех лесных жителей появляются детеныши. Звери меняют свою теплую шубку на летнюю. Лоси сбрасывают свои рога, у них вырастают новые.
— Итак, почему же становится теплее, удлиняется день, вся природа пробуждается от тепла, света и воды? (Солнышко поднимается выше, светит жарче, и день становится длиннее.)
— А что делают люди весной? (Копают снег, убирают мусор. Чистят улицы. На полях сеют зерновые, овощные культуры.)
— Чем наша одежда отличается от зимней?
— В какие игры вы можете играть весной, а не могли играть зимой? (Ответы детей.)
5. Индивидуальная работа на закрепление.
— Вы рады весне? Почему?
А снеговик Витя совсем не рад. Что же с ним будет? Не расстраивайся, пройдет весна, и наступит….(дети договаривают по смыслу фразу, пройдет лето и наступит…., пройдет осень и наступит….Зимой вода превратится в …. А из снега дети опять слепят тебя, снеговик Витя!
— На счет «три», переверните картинки, угадайте, какая весенняя примета спряталась на вашем листочке?
(картинки: подснежник, почки, ручеек, капель, солнце и другие)
Либо совместное складывание разрезной картинки о весне, с употреблением предложений, почему он любит весну.
6. Итог. О чем говорили?
Планирование целевых прогулок с детьми младшего дошкольного возраста с марта по май Планирование целевых прогулок. месяц тема цель Интеграция оо март Благоустройство города Уточнить представления детей о малой родине. Формировать.
Рекомендации логопеда для воспитателей старшей и подготовительной группы по тематическому планированию Рекомендации логопеда по теме «Урожай» 1. Активизировать словарный запас детей по теме: повторить с детьми обобщающие слова – «овощи», «фрукты»,.
Прогулка-событие в группе раннего возраста 1 «Наблюдение за проталиной»
«Наблюдение за проталинами»
Прогулка – событие в группе раннего возраста 1.
Подготовила воспитатель Иванова А.Б.
Цель: ознакомление д етей с признаками весны – проталинами.
1. Воспитывать познавательный интерес к природе;
2. Воспитывать желание выполнять простые трудовые поручения.
1. Расширять и закреплять представления детей о признаках весны.
3.Закрепление представления о геометрической форме – круг.
4. Развивать умение действовать лопаткой, накладывать снег в формочки, делать «пирожки».
5. Развитие мелкой моторики, сенсорного восприятия.
Словарная работа : тает, проталина
Методические приемы : показ, объяснение, художественное слово, рассмотрение, игровые приемы.
Предварительная работа с детьми: Рассматривание иллюстраций по теме «Весна», чтение с тихотворени й про весну, разучивание пальчиковой гимнастики «Пришла весна».
Наглядный материал, оборудование : ведерки, лопатки, формочки, совочки, снеголепы, солнышко из картона ( с одной стороны, солнышко грустное, с другой стороны веселое), прищепки.
Ход прогулки
— Воспитатель: Ребята, сейчас время года – весна.
Посмотрите на снег. Что с ним происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Да, снег тает. А во что он превращается (ответы детей).
— Воспитатель: Да, снег превращается в воду. А что помогает таять снегу? (ответы детей)
— Воспитатель: Правильно, солнышко. Оно ярко светит, пускает свои весенние лучики на землю. Растапливает снег, снег тает от тепла, появляется проталина – маленький островок земли. Если солнышко и дальше будет сильно светить, то снег еще быстрей тает и проталинка увеличивается в размере, становится больше. Но присмотритесь, снег тает по разному. В одних местах снег еще лежит, а кое-где уже растаял. Где у нас на участке растаял снег?(ответы детей)
— Воспитатель: Вот у дерева он растаял и уже видно землю. И у заборчика тоже видна земля. Эти островки земли называются проталинами.
— Воспитатель читает стихотворение.
Наконец, пришла весна!
Всё началось с проталинок ,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подвижная игра «Прыгни на проталинку»
Воспитатель: Хотите поиграть в игру? Наши обручи – это проталинки, и чтобы не промочить ноги в сыром снегу. Мы с вами будем прыгать с проталинки на проталинку.
(игра повторяется 2 раза)
Воспитатель: А теперь давайте покажем, как мы рады весне. Дети повторяют движения за воспитателем)
Подвижная игра «Пришла весна»
Когда вновь придет весна, «Проснулись» -глазки раскрыть,
Все проснется ото сна. Потянуться, рассмотреть все вокруг.
Апрель, апрель, на дворе капель. Хлопать в ладоши.
Больше, дети, нету стужи. На месте – «переходят» через лужи.
Мы пойдем гулять, Обычная ходьба на месте.
Солнце красное встречать. Высоко поднять головки, посмотреть на
небо, руки вытянуты вверх.
Трудовая деятельность : сбор палочек, веточек.
Дидактическая игра с прищепками «Лучики для солнышка»
Наше солнышко грустное. Оно потеряло свои лучики, а давайте подарим солнышку лучики, и оно улыбнется!
Дети надевают прищепки на солнышко.
Ох. Как радуется наше солнышко!
После игры дети переходят к самостоятельной деятельности.
— Воспитатель: Да, мы рассматривали с вами островки земли – проталинки.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.