Просвира или просфора для чего
Православная Жизнь
Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии. ( Журнал «Фома» рекомендует этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF)
Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.
Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.
Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Проскомидия — первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.
Для совершения литургии используется 5 больших просфор.
Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии.
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.
Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.
Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.
Фото Sergey Galyonkin/www.flickr.com
Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.
Просфоры
Другие названия: просфорки, просвирки, артос
Что такое просфора?
Разновидности просфор
Просфоры делятся на служебные и поминальные. Первые имеют гораздо больший размер, нежели вторые.
Служебные просфоры
В Русской Православной Церкви служат на 5 просфорах. Это:
Оттиск в верхней части Агнца несет на себе надпись: IC XC NI KA, что означает: Иисус Христос – Победитель. Части этой монограммы располагаются по сторонам от четырехконечного равностороннего креста.
Оставшиеся после вырезания Агнца края просфоры нарезают мелкими кусочками и раздают верующим после службы. Это антидор. В переводе на русский язык это греческое слово означает «вместо дара»: он как бы в малой мере заменяет собой Причастие для тех, кто почему-либо не смог приступить к Таинству. Антидор символизирует одежду Христову, в то время как освященный Агнец – это само Тело Христово.
У православных греков традиция другая: там проскомидия совершается на одной большой просфоре, оттиск на которой разделен для удобства служащего священника на несколько частей.
Поминальные просфоры
Из поминальных просфор вынимают частицы с молитвой о людях, попросивших у священника ходатайства перед Богом. В современной России эта просьба, как правило, осуществляется в виде поминальной записки, которую подают за свечным ящиком.
Изображения, наносимые на малые, поминальные, просфоры могут быть различными. Наиболее распространены малые просфоры с таким же оттиском, как на Агнце. Любимы благочестивым народом просфорки с монограммой Пресвятой Богородицы.
При некоторых храмах и монастырях выпекают просфоры с изображениями святых и Богоматери, а также основных событий Священной истории. Священнослужители относятся к таким просфорам по-разному, а простые верующие обычно радуются, когда им попадается просфорка с иконой.
Встречаются и довольно необычные сюжеты печатей для просфор, связанные с конкретными святынями Православия. Например, «Стопа Пресвятой Богородицы» – из Почаевской Лавры, где почитанием пользуется след Пречистой Девы, отпечатавшийся на камне во время Ее явления в XIII столетии.
Артос
Особое место среди произведений православной просфорни занимает артос – квасной хлеб, освящаемый на Пасху. Этот хлеб стоит в храме перед иконостасом всю Светлую седмицу, его носят в пасхальные крестные ходы. Артос как бы вбирает в себя благодать главного христианского праздника. В Светлую субботу после Литургии его раздробляют и раздают верующим для благоговейного вкушения. По традиции на артос наносится образ Воскресения Христова или изображение креста с надписью «Христос воскресе».
Символическое значение артоса таково. По Воскресении Христовом апостолы жили, веря в постоянное присутствие в своей жизни Божественного Учителя. Собираясь на трапезы, они оставляли одно место незанятым – для Господа Иисуса Христа, и клали на это место хлеб, а затем разделяли его между собой как святыню. Так и мы должны всегда помнить о незримом присутствии Божием.
Форма и внешний вид просфор
Любая просфора состоит из двух частей – верхней и нижней. Верхняя часть символизирует Божественную природу Христа, а нижняя – человеческую. Верхняя половина просфоры украшается оттиском, который наносят на сырое тесто, используя для этого специальную печать.
Поскольку главная просфора – Агнец – становится Телом Христовым, полагается выпекать просфоры такими, чтобы их цвет напоминал оттенок человеческого тела.
Духовно-символическое значение
Главное приношение православных христиан Богу это Божественная литургия. Просфоры используются для величайшего из Таинств Церкви – Евхаристии. Поэтому их выпекание издревле считается в Церкви делом особым, сродни иконописанию. Просфоры пекут с молитвой, пребывая в душевной и телесной чистоте.
ПРОСФОРА
История
Заповедь о принесении хлеба в жертву была дана в Ветхозаветную эпоху. В книге Левит написано: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев. 7, 13). В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей. В подражание этому Новозаветная Церковь приносит квасной (т.е. дрожжевой) двухчастный хлеб.
Просфора с надписью по-китайски |
Описание
В редких случаях грекоязычная надпись на просфоре заменяется аналогичным текстом на местном языке. Так, в Китайской Православной Церкви на просфорах отпечатывают иероглифы 耶穌|基督 и 凱旋|得勝 соответственно. В некоторых местах в практику также вошло изготовление просфор, на верхней части которых помещается образ Божией Матери или какого-либо святого, что, однако, противоречит основной символике просфоры.
Символическое значение
Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.
Просфора может приобретать и другие смыслы во время отдельных частей богослужения. Например, вырезание на проскомидии четверочастного Агнца из агничной просфоры символизирует Рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии; прободение священником Агнца копием символизирует прободение копьём Христа на Кресте.
Кому можно брать просфоры? Как их есть?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Когда приходишь в храм, у свечного ящика стоит большая коробка с просфорами. Некоторые прихожане берут их оттуда. Кому их можно брать? Для чего они там стоят?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Просфоры — это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).
Просфора — хлеб освященный. Как, скажем, святая вода после молебна уже не простая вода, а освященная. Поэтому из чувства благоговения просфору вкушают натощак, можно запивая святой водой, и перед этим читают молитву:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь»
Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора — хлеб, освященный во время богослужения.
Как готовятся просфоры: фоторепортаж из монастырской просфорной
Мне всегда было интересно, как готовятся просфоры. Поэтому, когда редакция сайта поручила мне сделать фоторепортаж о монастырской просфорной, я с радостью отправилась внедряться в исследовательское поле, а точнее, цех, где меня встретила инокиня Ирина (Жовак) — руководитель монастырской просфорной. Весь этап производства, от замешивания теста до готовых румяных просфор, занял более 5 часов.
Нажимаю на звонок. Рядом стоит нарядный молодой человек, весь в белом. Это сотрудник просфорной Андрей, пришел на послушание. Мать Ирина, улыбаясь, открывает нам дверь. После короткого знакомства мы становимся на молитву. К молитвенному правилу здесь добавляется особое прошение святым Никодиму и Спиридону, Киево-Печерским просфорникам.
Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские, вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет
Матушка Ирина в монастыре 13 лет. Сначала была в полоцком Свято-Евфросиниевском женском монастыре, а последние пять лет — в Свято-Елисаветинском. Нести послушание в просфорной ее благословили 4 года назад. С тех пор вместе с сотрудниками мастерской она побывала в разных монастырях (в том числе и в Валаамской обители), где все вместе они учились просфорному делу: спрашивали советы, перенимали секреты. Но в итоге всё равно пришли к своей, особой технологии. Собственно, в Свято-Елисаветинском монастыре зачастую именно так и происходит: рождается что-то уникальное, неповторимое…
Что такое просфора: символическое значение
Что же такое просфора? Давайте разберемся.
Пять просфор для совершения литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — частица кубической формы. Во время совершения литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с Агнцем.
3. Заздравная просфора
Предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в литургии, священнослужителей, совершающих литургию, страну и народ.
4. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.
Частицы из небольших просфор, тех, что после литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце литургии священник со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» помещает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.
Как готовятся просфоры
На первый взгляд всё кажется просто: в специальную емкость (тестомес) ссыпаются мука, дрожжи, соль. Всё хорошенько перемешивается. В воду, пропущенную через фильтр, крестообразно добавляется святая вода. Замешивается тесто.
Работа современной просфорни частично механизирована. Тестомес тщательно перемешивает сухие ингредиенты с водой
Обычно за один замес смена изготавливает 15‒20 кг теста, но так как в этот раз процесс приготовления прерывался моими расспросами, решили сделать чуть меньше — 10 кг.
— По классическому рецепту, например, как на Валааме, просфоры должны быть плотнее, — рассказывает мать Ирина. — Но у нашего монастыря своя специфика: на службы приходит много болящих людей и маленьких детей. Поэтому батюшка благословил «простой замес». Такой метод удобен, так как просфоры получаются мягкими.
Для служебных просфор, как правило, используется «валаамский» замес: просфоры получаются более плотными. Маленькие просфоры выпекаются более мягкими
Как известно, просфора состоит из двух частей, что символизирует Божественную и человеческую природу Иисуса Христа. Сначала приступают к изготовлению нижних частей или «низов».
Муку и дрожжи добавляют по проверенному рецепту. А вот количество воды, необходимое для получения качественного теста, зависит даже от погоды. Если на улице сыро, то воды нужно добавлять меньше, иначе просфоры просто расплывутся. Каждое время года подразумевает свои особенности. Тесто, как оказалось, очень живая субстанция, и работать с ним — целое искусство.
Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку
Готовое тесто несколько раз пропускается через раскаточную машинку. Андрей на глаз определяет нужную толщину, вырезает пробный низ и кладет на весы: 19 граммов — идеальное число для аккуратного низа, 5 граммов — для верха. Цифры, как несложно догадаться, определялись методом проб и ошибок.
Чтобы получить ровные просфоры, необходимо раскатать тесто нужной толщины. Идеальное число для аккуратной нижней части — 19 граммов
После раскатки тесто, укрытое клеенкой, минут 10 должно отдохнуть: стянуться и принять свою форму, иначе на выходе получатся овальные просфоры.
Все части просфоры вырезаются специальным приспособлением — вырезкой. Один за другим противни заполняются нижними частями.
Нижние части просфор или, как их еще называют, «низы»
Затем процесс повторяется: раскатывается тесто для верхов. Опытный глаз Андрея определяет нужную толщину (напомню, 5 граммов). Затем матушка Ирина и Андрей вместе ставят печати, внимательно, сосредоточенно.
Печати бывают разные. Самая распространенная — IC.XС.NIKA, что в переводе звучит как «Иисус Христос побеждает»
Помимо уже известной нам печати «Иисус Христос побеждает» при необходимости изготавливают Богородичные просфоры или просфоры с печатью святой покровительницы нашего монастыря — преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Для учеников школы, действующей при Свято-Елисаветинском монастыре, пекут просфоры с христианскими символами, полюбившимися юным прихожанам, — с рыбкой, якорем. Андрей достает и показывает мне печать внушительных размеров: такую используют для изготовления большого Агнца на главные церковные праздники — Пасху и Рождество, когда причастников очень много.
Для склейки двух частей низы на несколько секунд покрываются влажной марлей. Верхняя часть просфоры прокалывается, и противень отправляется в расстоечный шкаф. Именно там при температуре 40 C сформированные просфоры будут расти или, как говорят профессионалы, «подходить». Проколы нужны для выхода воздуха во время роста теста.
После того как две части просфор склеены, они отправляются в расстоечный шкаф
Глядя на сосредоточенные лица мать Ирины и Андрея, не могу не спросить у них о важности молитвы в их послушании.
— На самом деле каждый из нас всю смену находится в постоянном напряжении, ведь за тобой как минимум 1000 просфор! — делится мать Ирина. — Мне кажется, наше послушание в принципе невозможно без молитвы. Может быть, ты и не произносишь постоянно «Господи, помилуй», но внутренне ты сосредоточен, удерживаешь связь с Богом, прекрасно осознавая, что результат не только и не столько в твоих руках…
В просфорной действует правило духовника монастыря: регулярно исповедоваться, причащаться. Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно
Поэтому у нас в просфорной действует батюшкино правило: регулярно исповедоваться, причащаться. Кроме того, каждую смену прочитываетя акафист святителю Николаю Чудотворцу.
Внутренняя духовная жизнь, безусловно, отражается на результате. Без участия в таинствах трудиться здесь невозможно, люди не выдерживают, уходят. Но сейчас у нас, слава Богу, сложился основной рабочий состав, две смены по два человека: мы с Андреем и вторая смена — семейная пара. Сначала пришел муж, а за ним и жена. Здесь, в монастыре, она впервые исповедовалась, причастилась. Коллектив у нас маленький, но слаженный. Секретов друг от друга нет. Если что-то не получается, мы собираемся, обсуждаем, делаем выводы и двигаемся дальше. Всё построено на доверии.
В просфорной все отношения между руководителем и сотрудниками построены на доверии
Одна смена делает в основном маленькие просфоры, а вторая обеспечивает служебными просфорами все монастырские храмы: в монастыре каждый день проходит по несколько служб. Иногда нас просят печь просфоры на приходы.
Пока ставят печати на верхах и склеивают их с низами, есть время побыть в тишине, подумать, поговорить с Богом. Мать Ирина спросила, не угнетает ли меня тишина, добавив, что они с Андреем любят тишину, но иногда ставят слушать акафисты или Иисусову молитву валаамского распева. Мне тишина совершенно не мешала, даже наоборот. Я уже и забыла, когда последний раз вот так просто сидела, просто молчала, просто думала. Было прекрасно…
Самое время расспросить Андрея, как он оказался на послушании в просфорной.
— Я в монастыре уже давно, лет 10, — отвечает Андрей. — В просфорной тружусь, наверное, года три. Работал охранником, а потом однажды отец Андрей на исповеди говорит: «У тебя с завтрашнего дня новое послушание». Я сталкивался с просфорным послушанием в монастыре в Малых Лядах, но считал его чисто монашеским деланием, а себя — недостойным. Поэтому, когда батюшка благословил, я был очень рад. Учился всему с нуля. Научиться всему можно, было бы желание. Бывает, конечно, трудно, особенно перед Пасхой, Рождеством. Но по-своему трудно на любом послушании. Мне здесь нравится, потому что можно расти до бесконечности, как в рабочем процессе, так и в духовном. В первую очередь, конечно, духовная сторона играет роль.
Андрей трудится в монастыре около 10 лет, три из них — в просфорной обители. Говорит, что и в рабочем, и в духовном процессе на послушании можно расти до бесконечности
Еще один напряженный и ответственный момент — верно определить, подошло ли тесто (в зависимости от размера просфор и консистенции теста на их рост может понадобиться от 30 мин до полутора часов). Немного поторопишься, поставишь в печь недостаточно подошедшие просфоры — появятся непривлекательные трещины.
Для выпекания требуется 15‒20 минут. Большие просфоры могут выпекаться час-полтора.
— Почему просфоры могут не получиться? — в ответ на мой вопрос переспрашивает мать Ирина. — Говорят, нужно быть в хорошем духовном состоянии. Да, конечно, это очевидно. Ну, а если вы не в очень хорошем духовном состоянии, работать не будете? Или все-таки Бога попросите, чтобы Он помог. Мне кажется, нужно просто брать и делать всё, что от тебя зависит, а в остальном полагаться на Бога. Исповедоваться, причащаться и соблюдать технологию.
Один брат к нам пришел, мол, я на хлебозаводе работал и знаю, как усовершенствовать ваш процесс. Ну, хорошо, давай… Потом выяснилось, что он электриком работал… (смеется) Поэтому главное требование — не совершенствовать технологию. Как раз за этим и следит старший на смене. Никаких «на глаз». Всё четко по весам и меркам.
Мы с замиранием наблюдаем за процессом выпекания просфор
В просфорной, как и на любом другом послушании, конечно, действуют свои духовные правила. Например, послушание… Замечено, если нарушается принцип послушания, результат проявляется незамедлительно. Не зря говорят, что просфорная — монашеское послушание. Пожалуй, соглашусь. Действительно, здесь как-то явно отслеживается, что лучше слушаться.
Андрей достает из печи готовые ароматные просфоры
Андрей достал из печи готовые румяные просфоры, и помещение мастерской сразу же наполнилось запахом хлеба и… меда. Запахло чем-то очень теплым и родным. Запахло домом… На часах 21:30, а уходить совершенно не хочется. На прощание меня одарили свежеиспеченными монастырскими просфорами, которые с утра, с благодарностью и молитвой, всей семьей мы и съели.