Просвещенный абсолютизм для чего

Просвещенный абсолютизм

Эпоха просвещённого абсолютизма – один из интереснейших и противоречивых периодов в истории развитии государств, что он собой представляет: политику, пытающуюся с помощью просветительских идей сохранить имеющиеся порядки, но при этом одновременно способствует развитию буржуазного общества, или это своеобразный этап эволюции абсолютизма.

Сущность, понятие и зарождение «просвещённого абсолютизма»

Сущность и понятие просвещённого абсолютизма

Во второй половине XVIII века в странах с абсолютистской формой правления повеяло переменами. Этот период в истории обозначили как эпоха просвещённого абсолютизма – новая политика абсолютизма, возникшая на переломе двух систем (феодальной и капиталистической), направленная на преобразование пережитков феодального общества.

Зарождение просвещённого абсолютизма

Идеи новой политики были заложены ещё знаменитыми общественными деятелями, философами эпохи Просвещения, однако истинным родоначальником считается король Пруссии Фридрих II. Хотя одновременно с Пруссией эти же процессы начались и в Австро-Венгерской империи, именной прусский монарх является первым, кто начал проводить в середине XVII века кардинальные на тот период реформы. Концом эпохи считает кровопролитная буржуазная революция во Франции 1789 года.

Признаки, цели и задачи новой политики

Признаки просвещённого абсолютизма

Цели и задачи

Предпосылки эпохи просвещённого абсолютизма

Как и любое историческое явление этот период имеет свои истоки и предпосылки:

В ряде европейских стран длительный период назревал кризис абсолютизма, причиной которого было стремительное развитие капитализма, а старые абсолютистские порядки это развитие сдерживало. Во Франции, например, противоречия достигли пика – и вылились в революцию;

Эпоха Просвещения и её передовые идеи.

Влияние эпохи просвещения на формирование такого явления как «просвещённый абсолютизм»

Эпоха Просвещения и её видные деятели сформулировали в своих учениях основные принципы, на которых впоследствии и базировалась политика просвещённого абсолютизма: теория Монтескьё о разделение властей, теория общественного договора Гоббса, теория прав и свобод Локка. Многие из них

Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах

Мария Терезия и её сын Иосиф II

Отличие европейского просвещённого абсолютизма от российского

Самым главным отличительным признаком политики просвещённого абсолютизма в Российской империи от аналогичной политики в ряде европейским стран является её социально-политический консервативный уклон: если в Европе стремились к уничтожению крепостничества, то в России оно только укреплялось;

Он сформировался не на основе столкновения двух систем феодальной и буржуазной.

Итоги политики просвещённого абсолютизма

В результате политики просвещённого абсолютизма изменились взгляды на мир, общество, государство: если раньше люди руководствовались церковными правилами, то сейчас большую роль стало играть государство в регулировании множества сторон жизни людей, особенно это касается образование. Кроме того, во многих странах было упразднено крепостничество, были сделаны первые предпосылки к гражданскому обществу, однако всё равно в первую очередь отстаивались интересы дворян.

Источник

Просвещенный абсолютизм для чего

Теория и сущность

Просвещенный абсолютизм для чего

Родоначальником теории считается философ Томас Гоббс. Ее суть заключается в идее построения сильного светского государства и установлении центральной власти. С одной стороны, абсолютизм впитал в себя многовековые традиции государственного устройства. Однако при этом он нес в себе и новые черты. Помимо прав, абсолютизм накладывал на монархов и обязанности.

В результате во многих европейских странах были проведены реформы, направленные на общее благосостояние и соблюдение государственных интересов.

Писатели и философы того времени с энтузиазмом приняли новые идеи. Один из наиболее известных пропагандистов абсолютизма — Вольтер. Причины реформ просвещенного абсолютизма заключались в попытке объединить философов и правителей и подчинить государство власти «чистого разума».

Изначально определение понятия просвещенной монархии включало в себя:

Проведенные реформы

Изменения, которые постигли общество в результате реформ, были направлены не только на государственный строй, но и на развитие отдельной личности. Они охватывали область экономики, административные и судейские вопросы, образование, церковь, сословные отношения и быт низших слоев. Однако законы по-прежнему принимались монархом и его министрами. Основные мероприятия политики просвещенного абсолютизма состояли в следующем:

Просвещенный абсолютизм для чего

Абсолютизм и духовенство

Просвещенный абсолютизм для чего

Распространение идей просвещенной монархии ограничило феодальные права не только светского дворянства, но и церкви. Это привело к обострению конфликтов между королевской властью и духовенством.

Абсолютизм выступал за всеобщее просвещение и одновременно осуждал религиозные католические традиции. Светские власти видели сильного противника в лице папской курии и стремились вывести государство из-под религиозного влияния. В католических странах эта борьба велась с особой жестокостью. Признаки наиболее сильного влияния духовенства отмечены в Испании и Португалии.

В итоге были проведены следующие реформы в этой сфере:

Просвещенный абсолютизм для чего

В Австрии император Иосиф не только ослабил влияние церковных властей и подчинил их светским. Он вмешался даже в религиозные обряды. Это вызвало возмущение среди народных масс.

Особенности в России

Просвещенный абсолютизм для чего

В России идеи просвещенного абсолютизма были восторженно приняты императрицей Екатериной II. Однако правительница не всегда полностью придерживалась духа и буквы западной философии.

Основной концепцией было равенство перед законом всех сословий. Однако императрица выстроила законодательство так, что дворяне имели особый статус при решении многих юридических вопросов. Примером может служить оформление особой «грамоты», которая запрещала конфисковать земли у дворянства, даже если те были осуждены за уголовные преступления. Все имущество передавалось наследникам. Кроме того, представители благородного сословия были избавлены от телесных наказаний.

Формально в российских городах и губерниях было введено местное самоуправление. На деле же основные должности были розданы наиболее влиятельным дворянским фамилиям. Бюрократия и взяточничество только еще более возросли.

Проведена была также полицейская реформа. Основной задачей ее было не допустить крестьянских восстаний, подобных тому, что произошло в 1773—1775 годах.

Для стимуляции развития экономики введены были соответствующие изменения:

Просвещенный абсолютизм для чего

Однако процесс развития сильно затормаживали особенности русского самосознания. В стране еще имели большое влияние феодальные устои. Крестьянство было пропитано духом рабства и не принимало новых технологий. В итоге во времена правления Екатерины Россия главным образом экспортировала за рубеж ресурсы — зерно, дерево, парусину и пр.

Просветительские идеи Екатерины тоже были несли в себе немало противоречий. Официально провозглашались идеи общественного образования. И одновременно подверглись жестоким репрессиям видные культурные деятели — Радищев, Новиков и другие. Реформы, касающиеся просвещения, никак не затронули низшие слои российского населения.

Таким образом, эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины Великов заложила основы будущих перемен в истории страны, но не привела к быстрым грандиозным преобразованиям.

Отличительные черты в Европе

Изначально характеристики просвещенного абсолютизма предполагали, что монарх имеет не только безраздельные права, но и обязанности перед народом, которым он правит. Эту философию с восторгом приняли наиболее просвещенные и передовые дворяне и государи.

Однако на деле, как только дело доходило до обязанностей и ограничений для монарших особ, все заигрывания с философами сразу прекращались. Роль «доброго короля» не устраивала правителей. Для них это было прежде всего стремление к абсолютной централизованной власти. Допускались некоторые уступки дворянству, купцам и низшим классам.

Примеры проведения реформ в европейских странах приведены в таблице

Просвещенный абсолютизм для чего

ГосударствоПроведенные в это период реформыЧто осталось без изменений
Австрия· введено среднее образование; · отмена крепостного права; · крестьяне получили небольшие земельные наделы; · ограничена смертная казнь; · введена пошлина на ввоз товаров и сырья из других стран; · ограничены права католической церкви.· запрет на выезд за пределы страны; · захват власти в Галиции и Венгрии; · цензура печати; · продление срока военной службы.
Пруссия· стало доступно начальное образование; · упорядочение работы финансовых и юридических органов; · защита интересов внутреннего производителя, введение пошлин на импортные товары; · помещики не вправе лишать наделов крестьян.· запрещено покидать территорию стран; · цензура печати; · запрет свободы слова; · сохранялось крепостное право.
Швеция· введен закон о свободе слова и печати; · отменено ограничение для занятия высоких должностей; · свобода веры и религии; · повышение пошлин на ввезенные товары.· полная зависимость парламента от воли монарха; · прекращение работы совещательных органов.

Не во всех европейских государствах просвещенный абсолютизм нашел применение. В Польше решающая политическая роль принадлежала шляхте, а король имел скорее номинальное значение. Для Англии эта философия была неинтересна в принципе, поскольку страна значительно опережала своих соседей по экономическому развитию.

Французский трон в XVIII веке принадлежал слабым и нерешительным монархам. В результате дело закончилось кровавой революцией в 1789 году. Она стала последствием недовольства масс, поскольку проводимые реформы были неполными и не отражали интересов всех слоев населения.

Источник

Просвещенный абсолютизм

Просвещенный абсолютизм для чего Просвещенный абсолютизм для чего

Всего получено оценок: 492.

Всего получено оценок: 492.

К концу XVI века в Европе складываются три государства с ярко выраженной централизованной властью: Англия, Франция и Испания. Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма.

Просвещенный абсолютизм для чего

Общая характеристика просвещённого абсолютизма

Абсолютизм характеризуется неограниченной властью монарха, который опирается на регулярную армию и разветвлённый аппарат чиновников. Все мероприятия церкви полностью зависели от воли короля. Церковь проповедовала мысль о “власти государя от Бога”.

Непрерывные войны, эпидемии чумы и оспы, социальные противоречия в обществе предопределили изменение политической системы Европы во второй половине XVIII века. Первыми признаками возникновения просвещённого абсолютизма были:

Все кратко перечисленные причины стали в дальнейшем основой политики просвещённого абсолютизма.

Просвещённый абсолютизм в Европе

Основы просвещённого абсолютизма заложил Томас Гоббс. Продолжателями этой идеологии стали философы-писатели Монтескье, Вольтер и Жан-Жак Руссо.

которые читают вместе с этой

Просвещенный абсолютизм для чего

Просвещенный абсолютизм для чего

Просвещенный абсолютизм для чего

Просвещенный абсолютизм для чего

Просвещенный абсолютизм для чего

Философами проводилась мысль о том, что государь вступивший на трон, должен обладать не только правами, но и обязанностями перед своим народом. Просвещённый абсолютизм был принят “на ура” не только монархами, но и передовой частью дворянства. Просвещёнными монархами принято считать Иосифа II-императора австрийского, Фридриха II- прусского короля, Густава III-шведского короля и тд. В России основы просвещённого абсолютизма заложила Екатерина II.

Несмотря на то что многие самодержцы считали себя просветителями и заигрывали с философами, как только речь заходила об ограничении в чём-либо верховной власти, игра в “доброго короля” подходила к концу. На самом деле монархи воспринимали политику просвещённого абсолютизма лишь как доктрину централизованной власти с небольшими уступками низшим сословиям, фабрикантам и части дворянства.

Реформы просвещённого абсолютизма

В 50-60-е годы XVIII века просвещённый абсолютизм достиг своего расцвета. Философы в этот период эпохи Просвещения, дали определение реформам, проводимым в Европе. По их мнению, преобразования начатые монархами, делались не в корыстных целях, а ради государства. Однако, не стоит забывать, что преобразования во многом зависели от личности правителя. У истоков реформ просвещённого абсолютизма стояли император Иосиф II и король Фридрих II. Хотя в Португалии и Испании реформы проводились не королями, а просвещённым дворянством и министрами.

Политика просвещённого абсолютизма, при всех своих либеральных начинаниях не могла принести желаемого эффекта в силу взаимообусловленности пережитков феодального строя. При попытке преобразовывать одну из сфер политики государства, рушилась другая, подобно карточному домику. Парадокс состоял и в том, что сами монархи боялись уже начавшихся реформ и стремились задавить их сверху.

Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции

В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:

В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.

Просвещенный абсолютизм для чего

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, о главной идее просвещенного абсолютизма. Реформы просвещенного абсолютизма были неполными и не находили удовлетворения среди различных слоёв населения. Проявлением недовольства масс и общественного кризиса стала Великая Французская революция, отзвуки которой волной прокатились по всей Европе.

Источник

Просвещенный абсолютизм, его причины и признаки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Просвещенный абсолютизм: что это?

Просвещенный абсолютизм – это одна из форм политического управления, проводимого в основном во второй половине 18 века. Основная территориальная локализация просвещенного абсолютизма – ряд европейских стран с монархической формой управления.

Основная цель идей и реформ просвещенного абсолютизма – это устранение мешающих полноценному развитию пережитков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Автором идей просвещенного абсолютизма является Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Он одним из первых начал разработки по идеям просвещенного абсолютизма, а также занимался активным поиском способов их реализации, что привело бы к ускоренному развитию общества, его выводу на качественно новый уровень. По сути, те государства, которые стали проводить реформы под эгидой идей просвещенного абсолютизма, учились на примере тех государств, которые уже были обновлены и испробовали на практике идеи просвещенного абсолютизма, разрешили проблемы и противоречия, столкнулись с новыми потребностями. Таким образом, разнообразные устаревшие социальные института, цензурные запреты, подчиненные государству, роль церкви в каждой сфере жизнедеятельности человека постепенно меняли свой облик, приводя государства к новым потребностям и высотам.

Руками монархов идеи просвещенного абсолютизма видоизменяли качественно и количественно различные сферы жизни человека. В них вошло судопроизводство, образование, роль церкви в жизни человека и ее влияние на его мировоззрение и идеологию. По сути, человек обрел больше возможностей, а вместе с ними и свободу действий и мышления. Одна из ключевых идей также – повышение грамотности и образованности населения, поскольку в то время практически все люди были неграмотными, не умели читать и писать, а их основная деятельность заключалась в преимущественно физическом труде, а не интеллектуальном.

Причины формирования и развития просвещенного абсолютизма

Причины идей и политики просвещенного абсолютизма кроются в их очевидной необходимости. Общество долгое время находилось в состоянии застоя, и его состояние требовало нововведений и реформ по изменениям. Также среди причин просвещенного абсолютизма мы можем выделить следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

Идеи просвещенного абсолютизма определялись также задачами, которые ставили перед собой реформаторы. Сюда входит укрепление самодержавие, совершенствование системы государственного управления, расширение прав и свобод некоторых слоев населения (например, русского дворянства), создание условий для успешного и прогрессивного экономического роста и развития страны, распространение грамотности и знаний среди населения, усиление роли культуры, образования в жизни человека.

Именно грамотная личность, обученная и имеющая знания в разных областях – это так называемое лицо эпохи просвещенного абсолютизма.

Признаки просвещенного абсолютизма

Просвещенный абсолютизм обладает рядом признаков, которые отличают его от иных реформаторских идей и тенденций того времени.

Во-первых, согласно идеям просвещенного абсолютизма, во главе государства стоит так называемый «просвещенный» монарх, который обладает высоким уровнем грамотности и интеллекта. Основа его законодательной деятельности – справедливость, которая способствует развитию общественной системы. Именно такой монарх может предусмотреть все условия для создания «общего блага», которое будет распространяться и на высшие чины, и на самые нуждающиеся, низшие слои населения.

Второй признак просвещенного абсолютизма – это активная модернизация страны. Она касается абсолютно всех сфер жизнедеятельности, поскольку для этого складываются объективные условия. Без модернизации невозможно представить развитие торговли, экономики в целом, поскольку именно модернизационные процессы позволяют расширять границы коммуникаций и конкурентную борьбу.

В-третьих, признаком просвещенного абсолютизма являются политические реформы, их формирование и реализация. К реформаторской деятельности в этой сфере относится усовершенствование системы управления, которая соответствовала бы «духу времени», но в то же время подчеркивала бы особенности и уникальность самого государства, его идеологию и мировоззрение, а также направления в развитии.

По сути, просвещенный абсолютизм считается успешным, если при его действии снижается социальная напряженность в стране, предотвращаются многочисленные и характерные тому времени народные бунты и возмущения со стороны низших слоев населения. Большое внимание следует уделить развитию культуры и грамотности населения, увеличить уровень его грамотности. Причем, это касается всех категорий населения: и высших чинов, и самых низших, подчиняющихся слоев населения. Главное в политической деятельности, а также в деяниях самого властителя (монарха) – убеждение человека, а не применение насилия, казней, нанесения увечий за неповиновение.

Источник

Просвещенный абсолютизм

Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет из себя эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 — из Франции, далее, в 1767—68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

В области сословных отношений вообще и крестьянского вопроса в частности П. абсолютизм тоже много сделал. И здесь во имя государственной пользы правители боролись с остатками феодализма, старались сократить аристократические привилегии и ограничить права дворян и духовенства. Помбаль весьма резко действовал в Португалии, стеснив дворянство. В Неаполе дворянские суды были лишены своей силы тем, что на них могли апеллировать к королевскому суду. В Швеции и Дании Густав III и Струэнзе теснили дворянство и вооружили его против себя. В Австрии Иосиф II вызвал сильнейшую оппозицию духовенства и дворянства тем, что хотел уничтожить податные привилегии дворян и ввёл поземельный налог.

В эту же эпоху впервые был поставлен на очередь крестьянский вопрос. Этому значительно способствовали физиократы, которые по своим политическим взглядам были на стороне просвещённого абсолютизма, и многие деятели просвещённого абсолютизма были сторонниками физиократов. Осуждая феодальные права, тяготевшие над землевладельцами, литература XVIII в. требовала уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений. Вследствие этого в эпоху П. абсолютизма было обращено внимание на положение сельской массы, от которой зависит обогащение казны, и рядом с покровительством обрабатывающей промышленности просвещённый абсолютизм покровительствует и крестьянскому труду. В Пруссии Фридрих II меньше всех правителей подчинился физиократии, но и здесь было обращено внимание на улучшение быта крестьян. В Австрии крестьянский вопрос был выдвинут Иосифом II, который формально отменил крепостное состояние. То же было и в Савойе при Карле-Эммануиле III.

Просвещённый абсолютизм, задумавший столько государственных и общественных реформ, повсюду вызвал реакцию, которая скоро уничтожает либеральные приобретения, пока французская революция не докончила начатой просвещённым абсолютизмом ликвидации старого порядка.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *