Пространственное планирование в зарубежных странах что это такое
Обзор систем пространственного планирования в зарубежных странах
18 декабря 2018 года опубликован перечень поручений Президента по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета от 23 ноября 2018 года. Среди прочего в данном документе зафиксировано поручение Правительству Российской Федерации: «представить предложения, предусматривающие: переход в крупных городах от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанного на стратегии социально-экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ».
Данное поручение может стать началом серьезной реформы системы пространственного планирования в Российской Федерации и в последнее время вызвало серьезную дискуссию в профессиональном сообществе о необходимости отмены документа территориального планирования – генерального плана. Профессионалы разделились на две группы: первая выступает за сохранение генерального плана, вторая активно обсуждает возможности введения добавления муниципальной стратегии социально-экономического развития разделом о пространственном развитии и формирования планирования развития инфраструктуры в рамках муниципальной комплексной программы. Некоторые эксперты предлагают использовать механизм мастер-плана.
В связи с этим актуальной аналитической задачей представляется рассмотрение систем пространственного планирования в зарубежных странах. Фонд «Институт экономики города» подготовил такой обзор, который позволяет расширить рамки профессиональной дискуссии, представляя:
1) сравнение системы пространственного планирования в США, Нидерландах, Великобритании и Германии;
2) описание роли и значимости различных документов пространственного планирования на местном уровне (уровне городов и других подобных локальных территорий) в системах документации пространственного планирования в таких странах;
3) описание основных недостатков российской системы пространственного планирования, связанных с разработкой и реализацией генеральных планов.
Территориальное планирование в зарубежных странах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:19, реферат
Краткое описание
Цель работы – изучить зарубежный опыт территориального планирования.
Задачи работы:
Раскрыть основные определения территориального планирования.
Рассмотреть территориальное планирование в зарубежных странах.
Содержание
1.Общие вопросы территориального планирования……………………….. 4
2. Территориальное планирование в зарубежных странах………………… 9
Вложенные файлы: 1 файл
зарубежный опыт земельной регистрации.docx
1.Общие вопросы территориального планирования……………………….. 4
2. Территориальное планирование в зарубежных странах………………… 9
Актуальность. Основной задачей территориального планирования и организации за рубежом является регулирование отношений земельной собственности, прав её реализации (купли-продажи, аренды, дарения, наследования и т. п.) и создание условий для эффективного использования земельных участков.
Во всех экономически развитых зарубежных государствах Европейского Союза, США, Канаде, Японии, Китае и других странах с высокой плотностью населения в последние десятилетия усиливается государственное воздействие на земельный строй и регулирование земельных отношений, что является объективным процессом и выражается в целенаправленном управлении земельными ресурсами на всех уровнях: государства, региона, муниципалитета.
Таким образом, тема работы является актуальной в настоящие время.
Цель работы – изучить зарубежный опыт территориального планирования.
Задачи работы:
Раскрыть основные определения территориального планирования.
Рассмотреть территориальное планирование в зарубежных странах.
Информацией для исследования служит учебно-методическая литература, научные экономические издания.
2.Территориальное планирование в зарубежных странах.
За рубежом схемы районной планировки разрабатываются обычно для важных промышленных районов — главным образом для центров сосредоточения топливной и железорудной промышленности, а также для очень крупных городов, взятых вместе с прилегающими территориями и населенными пунктами, тяготеющими к этим городам.
В литературе описаны районные планировочные схемы, составленные в Соединенных Штатах Америки для штата Массачусетс, для района Лос-Анджелес на тихоокеанском побережье, для районов Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, для многомиллионного Нью-Йорка и прилегающей к нему зоны, для долины реки Теннесси и некоторых других территорий. Планировщики США ставят перед районной планировкой широкий круг задач. Важнейшие из них — выявление потенциальных возможностей развития хозяйства отдельных районов, использование их энергетических и сырьевых ресурсов, охрана их природных богатств, осуществление «больших работ» по строительству крупных водохозяйственных или энергетических сооружений. В США все более настойчиво заявляют о себе «больные» проблемы упорядочения стихийно складывающихся скоплений городов (в районах Нью-Йорка, Филадельфии, Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга, Лос-Анджелеса и др.), называемых городскими агломерациями, городами-районами, региональными городами или урбанизированными районами [2, с.105].
Зарубежный опыт территориального планирования
Понятие территориального планирования: назначение и виды документального оформления. Анализ зарубежного опыта территориального планирования. Основные задачи его организации. Зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки развития территорий.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.11.2019 |
Размер файла | 24,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Актуальность. Основной задачей территориального планирования и организации за рубежом является регулирование отношений собственности на землю, прав на ее реализацию (продажа, аренда, дарение, наследование и т. Д.) И создание условий для эффективного использования земель.
Во всех экономически развитых странах Европейского Союза, США, Канаде, Японии, Китае и других странах с высокой плотностью населения в последние десятилетия возросло влияние государства на земельную систему и регулирование земельных отношений, что является объективным процессом. и выражается в целенаправленном управлении земельными ресурсами на всех уровнях: штат, регион, муниципалитет.
Таким образом, тема работы является актуальной в настоящее время.
— раскрыть понятие территориального планирования
— рассмотреть назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования
— исследовать зарубежный опыт территориального планирования.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1.Теоретические основы территориального планирования
1.1 Понятие территориального планирования
территориальный планирование государственный поддержка
Для непосредственной реализации строительства необходимо разработать планировочные проекты, проекты застройки отдельных микрорайонов, рабочие проекты отдельных объектов с необходимым комплексом инженерно-геодезических и инженерно-геологических изысканий. Проектирование населенных пунктов должно производиться на основе длительных Планы развития народного хозяйства с учетом размещения производительных сил и расселения, предусмотренных в проектах (схемах) регионального планирования.
Проект позволяет достичь высокого социально-экономического уровня жизни сельского населения.
При планировании населенных пунктов необходимо интегрировать решение социально-экономических, архитектурных, санитарно-гигиенических и инженерных задач с учетом приоритетности строительства поселения и его развития в будущем.
Именно в территориальном планировании можно дать всеобъемлющее и дифференцированное решение с учетом аспектов, которые обычно не рассматриваются в работах отраслевого характера. Дизайн перерос сферу инженерного подхода. При разработке проекта необходимо было изменить стиль мышления, применить научный подход к решению не отдельных проблем, а их совокупности, и в процессе исследования была выявлена сама постановка проблем. Мы подчеркиваем, что в базе этой возросшей трудности лежит необычайный количественный и качественный рост, «революция масштаба», изменения приоритета и условий выборов.
Формирование пространственного планирования как новой сферы знаний было достигнуто путем объединения усилий ряда наук и дисциплин, которые способствовали формированиям его научных основ и способов проектирования.
На базе разработанных подходов в территориальном проектировании основные задачи планирования и развития территории:
* обоснование будущих потребностей и определение преобладающих областей использования;
* учет государственных, общественных и частных интересов при планировании, освоении и другом использовании территорий;
* обоснование распределения земли по целевому назначению и использования площадей для нужд городского развития;
* обеспечение устойчивого расселения и руководство устойчивым развитием населенных пунктов;
* определение и рациональное расположение жилых и общественных зон, промышленных, рекреационных, экологических, медицинских, исторических, культурных и других территорий;
* обоснование и установление режима рационального использования земель и освоения территорий, на которых осуществляется перспективная градостроительная деятельность;
* выявление территорий особенной экологической, научной, эстетической, историко-культурной ценности, определение законодательных ограничений на их планирование, строительство и иное применение;
* охрана окружающей среды и рациональные использования природных ресурсов.
* Различное качество и разные типы компонентов системы элементов (экономические, природные ресурсы, экологические, социальные, культурные и т. Д.), Наличия прямой и обратной связи, цепные реакции.
* Динамизм: темпы формирования его составляющих различные. Изменения внешних факторов вызывает цепные реакции в системе.
* Нелинейные характеры развития системы, которые проявляются не только в ее стохастичности (вероятностные характеры изменений и ненадежность прогнозов), но и в наличиях блока неопределенности, которая связана как с недостаточной и искаженной информацией, так и с незнанием и неизбежностью свойство системы развития. В связи с этим возрастает роль экспертных методов (опыта и знаний специалистов).
· Упорство. Система характеризуется сильной инерцией своей базовой структуры: отдельные звенья строятся на каркасе системы, который изменяется гораздо медленнее, чем факторы, ее формирующие. Это особенно верно для градостроительных решений: стабильность городских структур на определенном этапе неизбежно вступает в противоречие с динамизмом природных и социально-экономических процессов.
* Полиерархия в сочетании с изменениями в характере координации и подчиненности подсистем и элементов.
* Наличие противоречий и конфликтов между компонентами системы обусловлено ограниченными ресурсами и, в частности, территорией.
* Наличие большого «запаздывания» момента реализации проектных решений по отношению ко времени построения системы.
· Невозможность реального эксперимента. Возможна только симуляция и прогноз.
1.2 Назначение территориального планирования и виды документов территориального планирования
Документы территориального планирования делятся на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
Данные документы являются обязательными для государственных и местных органов власти, когда они принимают решения и осуществляют такие решения.
Государственным органам и органам местного самоуправления не разрешается принимать решения о резервированиях земель, изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд или переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных по федеральным законам.
2.Анализ зарубежного опыта территориального планирования
2.1 Зарубежный опыт территориального развития
Перевод на русский язык и публикация шести основных методологических документов ООН-Хабитат, в которых изложены идеология и методология разработки стратегических планов для устойчивых городов и территорий, уже завершены. Похоже, эти книги будут интересны и полезны широкому кругу российских специалистов.
Европейские политики считают, что пространственное планирование может способствовать социальной сплоченности, способствуя устойчивому и сбалансированному развитию во всех европейских регионах, укрепляя демократические структуры и повышая международную конкурентоспособность Европы.
За прошедшее десятилетие Совет Европы принял ряд важных документов, определяющих перспективы совместного территориального развития. Особо следует упомянуть «Руководство по устойчивому пространственному развитию европейского континента», подготовленное в 2000 году Европейской конференцией. министров регионального планирования (CEMAT), которые основаны на региональном делении Европы. Эти принципы отражают намерение всех регионов активно участвовать в процессах европейской интеграции и демократизации. Документ определяет политику пространственного развития в Европе; новые континентальные проблемы и перспективы; специфика частного сектора в пространственном развитии; сформулированы принципы устойчивого пространственного планирования Европы; планируется пространственное развитие в масштабе европейских территориальных категорий; выдвигаются предложения по укреплению сотрудничества между государствами-членами Совета Европы и участию регионов, муниципалитетов и граждан.
2.2 Зарубежный и отечественный опыт государственной поддержки развития территорий
При всем их разнообразии их можно условно объединить в три группы:
— планирования и прогнозирования;
— разные экономические регуляторы.
Выборы и действия данных инструментов во многом устанавливаются политической и экономической структурой разных государств, уровнями развития их экономик, спецификами пространственных организаций экономики и характером социально-экономических проблем, решаемых на региональном уровне. уровень. В то же время, при всех существующих различиях, можно выделить характерные черты в подходах разных стран к регулированию территориального развития, что позволяет использовать зарубежный опыт в разработке стратегии и механизма региональной политики в России.
Франция. Разработка прогнозов, планов и программ регионального развития во Франции, которая близка к национальной практике, представляет наибольший интерес. Планы и программы, разработанные в этой стране с конца 40-х годов, выдвигают определенные приоритетные цели регионального развития:
— обустройства атлантического «фасада» государства;
— возрождения и обновления старых промышленных центров ;
— продвижение малых и средних городов;
— улучшения коммунальных услуг в сельской местности и т. д.
Однако, в отличие от Директивы планирования (обязательной), используемой в бывшем СССР, разработанные во Франции пятилетние национальные экономические планы носят ориентировочный (рекомендательный) характер. Для планирования народного хозяйства в стране сформировано 22 района экономического планирования, границы которых очень близки к границам исторических провинций. В каждом из них были созданы специальные органы (ведомственные и межпарламентские комитеты) для подготовки программ регионального развития и контроля за их выполнением. В свою очередь, зоны экономического планирования объединены в семь основных экономических зон: Париж, Север (Норд-Па-де-Кале), Восток, Лион (Центр-Восток), Запад, Юго-Запад и Средиземноморье.
Одной из первоочередных региональных проблем, решаемых при активной поддержке государства, была децентрализация парижской промышленной агломерации, в которой сосредоточено около 1/5 экономически активного населения и промышленного потенциала страны, более 2/3 ученые, половина инженерных кадров и т. д. Для этого использовалась система экономических стимулов, в том числе финансовых (кредиты, займы, льготы на приобретение дачных участков для промышленных предприятий и т. д.).
Франция также имеет опыт целенаправленной реализации региональной инновационной политики. Его проводниками являются так называемые «местные инициативные платформы», созданные на местах, которые, определяя специфики региона или местного сообщества, избирают инструменты, которые позволяют более стабильно развивать территорию. Большая автономия в принятии решений достигается за счет местных кредитных фондов, разнообразия заинтересованных сторон (проектировщиков, инвесторов, экспертов), разделения полномочий между органами финансирования и управления, а также самоопределения типов поддерживаемых предприятий и их специализации.
Франция, как и Европа в целом, характеризуется межрегиональным и межмуниципальным партнерством в области инновационной политики.
В то же время участники территориальных объединений координируют свою налоговую и социальную политику по отношению к инвесторам и совместно избирают приоритетные устремления для развития инноваций.
Программа поддержки приграничных районов с ГДР. Программа носила более политический характер и была устремлена на основание новой инфраструктуры из федерального и земельного бюджетов.
Программа регионального развития. Эта программа была направлена на оказание поддержки восстановлению или реабилитации регионов (слаборазвитые районы с высокими уровнями безработицы, в особенности сезонные).
В последние годы в Германии приоритетные внимания уделяются разработкам концепций и программ регионального развития, а также обоснованиям мер по стимулированиям социально-экономического формирования отдельных территорий, в частности, наиболее экономически отсталых восточно-федеральных земель ( бывшая ГДР) [7].
В результате региональная политика Италии основана на усилиях по восстановлению экономики на южных территориях, включая Сицилию и Сардинию. Региональная политика в отношении итальянского Юга началась в 1950-х годах, когда была разработана Программа развития Юга и был создан Фонд помощи Югу (основной источник субсидий для запланированных проектов), и была применена система различных выгод для привлечения общественности и частный капитал в область. В это же время началась аграрная реформа.
Несмотря на усилия, предпринимаемые государством, Юг все еще отстает от Севера с точки зрения как производства, так и потребления. Однако благодаря усилиям государства возникла современная фабричная промышленность, возросла значимость третичного сектора экономики, сократилась доля сельского хозяйства и в то же время возросла роль промышленности, создана разнообразная инфраструктура для отдыха, уменьшился отток населения.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ. В отличиях от европейских стран, где государственное регулирование регионального развития, как правило, распространяется на всю территорию, региональная политика в США направлена и устремлена на решения локальных региональных проблем, зачастую охватывающих территории нескольких государств.
Заключение
Территориальное планирование направлено на определение назначения территории в документах территориального планирования на основе совокупности социальных, экономических и других факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечения интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Планировщики США ставят широкий спектр задач для районного планирования. Наиболее важными из них являются выявление потенциальных возможностей для развития экономики отдельных территорий, использование их энергии и сырья, защита их природных ресурсов, осуществление «больших работ» для строительства крупных вод или энергетические объекты.
Список литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Полномочия органов местного самоуправления в области территориального планирования, правила документального оформления. Этапы подготовки градостроительной документации, ее содержание. Особенности подготовки документации по планировке территории.
контрольная работа [23,8 K], добавлен 20.11.2014
Правовые аспекты территориального планирования. Муниципальное планирование использования земель в России: проблемы, пути решения. Содержание документов территориального планирования субъектов РФ и их взаимосвязь с документами стратегического планирования.
курсовая работа [82,7 K], добавлен 06.01.2017
Анализ положений градостроительного законодательства о территориальном планировании. Рекомендуемый состав, порядок организации подготовки, согласования, утверждения проектов Схем. Состав проекта схемы территориального планирования Российской Федерации.
контрольная работа [70,1 K], добавлен 14.01.2015
Юридическая конструкция понятия налогового планирования. Основные начала правового регулирования налогового планирования. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения: отечественный и зарубежный опыт.
курсовая работа [75,6 K], добавлен 01.04.2013
Стимулирование развития территорий как основная цель государственной поддержки субъектов Федерации и муниципальных образовании РФ. Соотношение принципа территориального развития и политических целей страны. Главные задачи территориальной политики России.
контрольная работа [24,7 K], добавлен 17.07.2013
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 25.00.24, кандидат наук Федулова Светлана Игоревна
Оглавление диссертации кандидат наук Федулова Светлана Игоревна
Глава 1. Теоретико-методологические основы пространственного планирования
¡.¡.Общественно-географические подходы к исследованию организации пространства
1.2.Понятийно-терминологический и методологический аспекты пространственного планирования. ¡9
1.3. Тенденции в развитии пространственного планирования
Глава 2. Системы пространственного планирования в некоторых странах ЕС
2.1. Классификация систем пространственного планирования
2.2. Система пространственного планирования в Финляндии
2.3. Система пространственного планирования в Швеции
2.4. Система пространственного планирования в Нидерландах
Глава 3. Возможности и направления использования лучших практик пространственного планирования в условиях России
3.1. Пространственное планирование в России: опыт и проблемы
3.2. Возможности внедрения лучших европейских практик в пространственное планирование в РФ
3.3. Стратегические направления развития пространственного планирования в РФ. ¡20
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК
Сельский туризм в Ростовской области: территориальная организация и направления развития 2021 год, кандидат наук Семиглазова Владислава Андреевна
Инновационная составляющая в динамике социально-экономических процессов северо-западных субъектов РФ 2012 год, кандидат наук Преображенский, Юрий Владимирович
Краснодарский край в территориальной социально-экономической системе Южного федерального округа: 2000-2009 гг. 2010 год, кандидат географических наук Неткачёва, Евгения Александровна
Территориальная трансформация систем расселения и обслуживания сельского населения Курганской области на рубеже XX и XXI веков 2013 год, кандидат наук Менщикова, Лариса Викторовна
Условия и факторы поляризованного развития муниципальных районов и городских округов Северо-Запада России 2018 год, кандидат наук Соболев, Алексей Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ»
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяют растущие в странах мира приверженность к устойчивому развитию, возрастающий интерес к управлению развитием территорий и совершенствованию практики пространственного планирования. Рациональная организация системы пространственного планирования способствует социально-экономическому развитию регионов, повышению качества жизни населения. Для современной России особенно важны разработки по комплексному управлению развитием территорий, оптимальной организации жизненного пространства. Однако, пространственный фактор развития нашей страны недостаточно учитывается при принятии государственных решений в области региональной политики.
На фоне процессов совершенствования законодательства и повышения роли органов местного самоуправления в Российской Федерации (РФ) существует возможность скорректировать систему пространственного планирования в целях повышения ее эффективности. Некоторые страны уже добились успехов в области внедрения новых систем пространственного планирования и актуализации существующих, имеют значительные перспективы в этом виде деятельности; обмен накопленным опытом будет обоюдно полезен. Наибольший интерес представляет опыт пространственного планирования в странах-членах Европейского Союза (ЕС), хотя и в них пока нет единой модели организационной структуры, ее следует создать применительно к конкретным условиям и целям развития.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• проанализировать и обобщить понятийно-терминологический аппарат пространственного планирования;
• обосновать принципы и методы пространственного планирования в системе общественно-географических знаний;
• выявить географические особенности организации и основные тенденции в развитии пространственного планирования в странах ЕС и в РФ;
• провести сравнительно-географический анализ опыта пространственного планирования в странах ЕС и РФ, выявить лучшие практики в целях использования их применительно к условиям России;
• обосновать предложения по совершенствованию пространственного планирования в России и определить перспективы его развития.
Научная новизна работы: предложена классификация тенденций в развитии пространственного планирования с учетом новейших технологий; выявлены лучшие практики по организации процесса пространственного планирования в Финляндии, Швеции и Нидерландах; на основе анализа организации и функционирования систем пространственного планирования в странах ЕС обоснованы пути совершенствования системы и практики пространственного планирования в России.
Методы исследования: системно-структурный, сравнительно-географический, картографический, исторический, логический, статистический.
Теоретической и методологической базой исследования послужили результаты исследований отечественных (П.Я. Бакланов, А.Н. Береговских, В.В. Владимиров, В.Л. Глазычев, Б.С. Жихаревич, В.Н. Лаженцев, Н.М. Межевич, С.Д. Митягин, Е.Н. Перцик, С.В. Скатерщиков, Г.М. Федоров, А.М. Ходачек, В.М. Ходачек, А.И. Чистобаев, М.Д. Шарыгин и др.) и зарубежных (К. Бём, С. Дюр, Г. Ларссон, Р. Мянтюсало, В. Надин, Б. Нидхам, М. Реймер, Э. Сааринен, Д. Стед, Х. Эскелинен) ученых в области пространственного планирования, изложенные в научных трудах, периодических изданиях, методических и практических пособиях. В процессе работы проанализированы российские и международные правовые акты, действующее законодательство ЕС и РФ в соответствующей области.
Выполнению исследования способствовала стажировка автора диссертации в Университете Радбауд в г. Неймеген, Нидерланды, по программе «Европейское пространственное и экологическое планирование», во время которой были изучены
современные подходы к сравнительным исследованиям систем пространственного планирования для международного обмена опытом, процесс европеизации пространственного планирования, стимулы и барьеры для трансграничной интеграции в области пространственного планирования. Прослушаны лекции ведущих специалистов в пространственном планировании из Великобритании, Нидерландов, Польши и Швеции. Использованы результаты полевых наблюдений, проведенных автором в Финляндии, Швеции и Нидерландах.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Управление развитием территорий направлено на предотвращение возникновения социально-экономических и экологических проблем в среде обитания и жизнедеятельности населения. Пространственное планирование является важным инструментом обеспечения рационального природопользования, устойчивого развития страны и регионов, повышения качества жизни населения.
• Пространственное планирование развивается на фоне множества разнообразных трендов. Глобализация, совершенствование нормативно-правовой базы, изменения в системе расселения, новые подходы к организации городов, развитие инфраструктуры, приверженность к устойчивому развитию и внедрение новых технологий приводят к кардинальной трансформации территории.
другими ошибок и сэкономить финансовые ресурсы, связанные с разработкой и запуском пилотных проектов.
• В России, как и в других приморских странах, должно быть обеспечено сочетание и взаимодействие территориального и морского планирования. В городах с высокой концентрацией населения и экономической активности составной частью градостроительной деятельности становится подземное планирование. В связи с этим, необходимо обеспечить единство нормативно-правовой базы во всех названных видах деятельности.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в формировании научных основ и методических положений исследования пространственных особенностей развития и организации производительных сил, жизнедеятельности населения с учетом специфических условий природной и социально-экономической среды стран и регионов.
Практическая значимость исследования состоит в познании систем пространственного планирования в европейских странах, возможности использования его результатов в формировании системы пространственного планирования в России. Зарубежный опыт функционирования систем пространственного планирования и примеры лучших практик могут быть использованы при совершенствовании данного вида градостроительной деятельности в нашей стране.
Во введении обоснованы актуальность темы, постановка цели и задач исследования, охарактеризованы используемые методы исследования и источники информации, показана научная новизна и практическая значимость.
В первой главе охарактеризованы системно-структурная организация территории, эволюция и современное состояние учения о территориальных социально-экономических системах (ТСЭС) и территориальных общественных системах (ТОС), рассмотрены научные подходы к пространственному планированию, особенности понятий «пространственное планирование» и «лучшая практика», принципы и методы разработки документов пространственного планирования; предложена классификация тенденций, влияющих на развитие пространственного планирования.
Во второй главе исследован опыт организации и функционирования пространственного планирования в Финляндии, Швеции и Нидерландах, в частности показаны специфика пространственной организации стран, основные институты, обеспечивающие пространственное планирование на разных уровнях управления, содержание законодательства, инструменты пространственного планирования.
Третья глава посвящена выявлению лучших практик пространственного планирования некоторых стран-членов ЕС, возможностей их использования в условиях России. Даны рекомендации по совершенствованию пространственного планирования в России. Определены стратегические направления развития территориального, морского и подземного видов пространственного планирования.
В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
Глава 1. Теоретико-методологические основы пространственного планирования
1.1. Общественно-географические подходы к исследованию организации
Районная школа Н. Н. Баранского на самом деле продолжила развитие идей В. Э. Дена, и, как показал А. И. Чистобаев в своей книге «Географы-экономисты: судьбы и наследие ученых» (2003), критика проводилась не обоснованно и не системно. В работах В. Э. Дена районный подход в экономической географии не игнорировался: «Уже в первом выпуске в свет учебника по экономической географии В. Э. Ден ввел раздел, касающийся изучения экономических районов, а во втором издании этот аспект был усилен. Что касается третьего издания, то в нем прямо говорится о необходимости использования районного подхода к изучению хозяйственного развития. » [72]. Однако в ходе острой борьбы была разгромлена школа Ленинградской экономической географии как неприемлемая марксизму-ленинизму, идеи которого отстаивал Н. Н. Баранский.
В 1940-х гг. идеи комплексной организации районного хозяйства оформились в учение о территориально-производственных комплексах (ТПК), созданное московским географом-экономистом Н. Н. Колосовским. Под ТПК понималось: «. такое экономическое (взаимообусловленное) сочетание предприятий в одной
промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного (планового) подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением» [34].
Уже в первоначальных представлениях о территориальных образованиях присутствовали все свойства систем: сложный состав, структурность и взаимосвязь компонентов, эмерджентность, синергизм, гомеостаз, динамизм, управляемость. Территориальные производственные системы (ТПС) представляют собой пространственное сочетание предприятий, формирующее материально-техническую основу экономических районов разного иерархического уровня [75]. Целеориентирующим ядром этой системы является производство, функционирующее на базе природных, трудовых и инфраструктурных (главным образом, транспортных) ресурсов. Формирование системы нацелено на повышение экономической эффективности, образуемой за счет территориальной группировки и комплексирования. Эффективность повышается при комплексном использовании ресурсов и формировании энерго-производственных циклов (ЭПЦ), что позволяет использовать конвейерный принцип хозяйствования и комбинирование производства, сокращать транспортные затраты и повышать рентабельность продукции.
конце 1960-х и начале 1970-х гг., когда спустя 10-15 лет после смерти автора вышли в свет его книги [34, 35].
На протяжении длительного периода времени основополагающую функцию в экономической географии выполняла теория экономического районирования и учение об экономических районах. Ее принципиальные идеи были заложены еще в ХУШ в., развиты в XIX и в начале XX в. В ХХ в. большой вклад в развитие теории и методологии экономического районирования внесли Г. М. Кржижановский, И. Г. Александров, а позднее Ю. Г. Саушкин, Н. Н. Казанский и Т. М. Калашникова. Между тем, представители московской экономико-географической школы больше транслировали теорию в настоящем, чем прогнозировали ее в будущем.
В круг задач проблемного районирования входит определение пространственных границ проблемы, формирование особых территориальных систем, призванных устранить проблему, создание соответствующего организационного механизма. Оно ориентировано на практику регионального управления, где в качестве «проблемного» региона выступает любая территориальная целостность. К проблемным регионам могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.
И концепция районной узловой народнохозяйственной проблемы, и программно-целевое планирование и управление ныне активно используются в практике стратегического и территориального планирования, при разработке комплексных региональных программ [72]. Опыт применения данного подхода для практических целей подробно отражен в книгах Ю. Н. Баженова и А. И. Чистобаева [13, 80].
Основными достижениями в дальнейшей разработке проблем экономического районирования, осуществленной ленинградскими экономико-географами, стало установление тесной связи между географическим разделением труда и экономическим районированием, специализацией района и комплексностью, обоснование того, что в основе экономического района лежит ТПК, благодаря чему экономический район является целостной территориальной хозяйственной системой. Представителями географических школ были сформированы различные принципы и разработаны подходы к иерархическому экономическому районированию [15, 16].
Развивая комплексный системный подход, ряд исследователей предпринимает попытки выделения и изучения территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) (С. Я. Ныммик, Ю. Г. Саушкин, Б. С. Хорев, А. И. Чистобаев, М. Д. Шарыгин). В подходах и оценках проявлялся некоторый индивидуализм, но в целом их учения «работали» на развитие отечественной экономико-географической науки. Так, Ю. Г. Саушкин рассматривал экономическую географию как науку о процессах формирования и развития ТСЭС и об управлении такими системами [60]. Он утверждал, что изучаться должны не только экономические объекты, различным способом взаимосвязанные между собой, но и связанное с ними население и социальная инфраструктура. К тому же, он считал необходимым добавить в исследования и категорию времени, изучать изменения систем. В работах ряда других экономико-географов территориальные социально-экономические системы рассматривались как разномасштабные образования, а их содержание с учетом населения и расселения часто сводилось к содержанию разноуровневых экономических районов, что следует считать вполне оправданным [16].
Данный подход был использован С. А. Ковалевым (Московский Государственный Университет) при разработке теории расселения и формирования
систем расселения. Во многом они корреспондировались с работами зарубежных ученых, особенно профессора Лундского университета (Швеция) Т. Хагерстранда, который разработал теорию пространственной диффузии инноваций и применил ее к анализу сферы услуг, системам расселения разных типов и уровней [66].
Рис. 1. Внутреннее строение территориальной общественной системы. Источник: составлено автором по [85].
Данная концепция была использована при разработке вопросов расселения населения, формировании программно-целевых территориально-производственных комплексов, промышленных зон, территориально-отраслевых функциональных зон. Каждый из видов районирования территории был использован в региональном планировании и управлении, при разработках схем районных планировок, расселения населения, территориальных комплексных схемах охраны природы (ТерКСОП).
Как показано в работах В. Ю. Малова, А. И. Чистобаева, а также М. Д. Шарыгина и некоторых других ученых, теория кластеров М. Портера базируется на теории Н. Н. Колосовского и его последователей. Особенно близко эти теории соприкасаются с разработками Н. Т. Агафонова и А. И. Чистобаева в их
сольных и совместных публикациях, посвященных формированию многоотраслевых и межотраслевых комплексов региона. А. И. Чистобаев отметил одно главное отличие: М. Портер ввел категорию конкурентности, которой не было в отечественных разработках по понятным причинам, поскольку в условиях плановой экономики она исключалась как таковая. Во всем остальном можно проследить полную аналогию [45, 73, 87].
Косвенно относятся к данной проблематике работы Лауреата Нобелевской премии П. Кругмана, посвященные организации производительных сил в условиях рыночной экономики. Он использовал категорию территориальных и прочих сетей, которые также были обозначены в отечественной экономико-географической литературе, особенно в трудах Б. Б. Родомана и П. Я. Бакланова. В частности, Б. Б. Родоман отмечает, что территориальную систему образует не только множество разрозненных объектов (элементов), обладающих разными географическими координатами, но и потоки вещества, энергии и информации, связывающие элементы между собой. Важную роль играют потоки, узлы, коммуникации, сети [59].
Таким образом, современные представления о сущности ТСЭС и управлении ими формируются под влиянием общественно-географической науки, представленной результатами исследований такими учеными, как П. Я. Бакланов, А. Г. Дружинин, Ю. В. Поросенков, Б. Б. Родоман, А. И. Чистобаев, М. Д. Шарыгин [14, 16, 59, 79, 88]. Одной из важнейших задач, стоящих перед социально-экономической (общественной) географией, ученые считают изучение территориальной организации общества (ТОО) как наиболее обобщающей, практически предельной по своей «емкости» географической категории [44].