Проскомидия это в церкви что означают

Что такое проскомидия о здравии в православии

Перед Таинством Причащения священники проводят первую часть Литургии — проскомидию. Проскомидия о здравии в православии — священный обряд, во время которой осуществляется особое приношение перед Богом родных и близких, имена их указаны в записке.

В чем заключается обряд проскомидии

Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)

Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.

Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.

Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.

Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.

Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.

Таинство Причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.

С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.

Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела. Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.

В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.

О других церковных поминовениях:

Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.

Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.

Как подать записку о здравии на проскомидию

Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.

Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)

Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.

Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)

Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:

Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома. Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении».

Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.

Записки о здравии бывают двух видов:

Разовые списки бывают разные:

При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.

Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.

Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.

Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.

Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.

Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.

Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.

Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.

С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.

Проскомидия или обедня

Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.

Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.

Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

Далее храм наполняется благоуханием ладана, который разносится от кадила иерея. Ладан — один из даров волхвов, пришедших первыми поклониться младенцу, будущему Царю царей.

Звучит прошение к Богу о милости принятия дара в виде частиц просфор, опущенных в вино. Иерей просит Господа помянуть как присутствующих в церкви, которые подали записки, так и тех, за кого просили молиться.

После этого Царские ворота открываются как символ Воскресения Господнего, вход Его в Небесное Царство и человеческое спасение.

После проскомидии начинается вторая, торжественная часть Литургии.

Источник

История возникновения и символическое значение проскомидии, последование

Христианские церковные службы полны глубокого смысла, проводятся по заветам Христа. Литургия в храмах начинается с особого обряда, называемого Проскомидией, во время которого, по предписанным церковью канонам, заготавливаются хлеб и вино для Евхаристии. Осмысленное исполнение ритуалов помогает полнее отдаться молитве. Рассмотрим, в чем состоит глубинный смысл проскомидии, и каково ее символическое значение.

Понятие и история происхождения проскомидии

История возникновения традиции проскомидии относится к первым векам становления христианства. Верующие свято исполняли ветхозаветные предписание «не появляться перед ликом Божьим с пустыми руками». На Литургию приходили с вином и хлебами. Часть приношений отделяли на церковные таинства, оставшиеся дары использовали во время общих трапез (агапы) во славу Христа. Принесенные дары готовили особым образом для службы.

Слово «проскомидия» имеет греческие корни и означает «принесение». Со временем от общих трапез отказались, к 4 веку проскомидия стала проводиться в середине литургии, в более поздние времена стала начальной частью службы. Сегодня Проскомидия – особый обряд, символ вечной жизни, смысл которого объяснил Христос. Православные заказывают сорокоусты с выниманием небольших кусочков просфор за здравие своих близких. Они исполняют завет Иисуса, погрузившего хлеб в вино и угостившего апостолов на трапезе.

Причащаясь хлебом с вином, люди очищаются пролитой кровью Спасителя и Его телом. Старообрядческая традиция совершения проскомидии отличается незначительно – числом просфор и начертанием печатей.

Значение в православии

Проскомидия это в церкви что означают

Когда совершается

В соответствии с православными традициями, проскомидия совершается в первую половину дня, не ранее 9 часов. Священник не должен приступать к таинству, пока не пробил час, в который Иисус был приговорен к казни. Во второй половине дня проскомидия разрешена в случае совмещения вечерней и дневной служб, но обязательно до наступления темноты.

Справка: Проскомидия, как составная часть Литургии, по православным канонам, не совершается в оговоренные уставом дни.

Имеются также ограничения проведения обряда для священников по чину и последованию, изложенные в Служебнике. Запрещено совершать таинство в нетрезвом виде и с неочищенным грехом.

Где должна проводиться

Последовательность, время и место проведения проскомидии оговорены церковными правилами и строго соблюдаются. Место проведения – православная церковь.

Церковь, разрешенная для проведения обряда, должна быть освящена епископом или священником, получившим особое благословение. Для обряда подходит только «чистый» храм, не поруганный еретиками, прочим непотребством. Изредка, по особому позволению церковных иерархов, разрешается проведение проскомидии в домах.

Отметим известные случаи исключения из церковных правил:

Проскомидия это в церкви что означают

Святым отцам, нарушающим предписания церкви по проведению проскомидии, грозит отлучение от сана.

Жертвенник

Проскомидию проводят на специальном столе, который, по традиции, называют жертвенником. Изначально в древних храмах это была особая комната, сейчас стол ставят по левую сторону от престола в алтаре. Предписанные церковными правилами атрибуты на жертвеннике и вокруг него:

В некоторых церквах сохраняется традиция особой комнаты для жертвенника.

Атрибуты

При ритуале подготовки просфор и вина используют специальные предметы, которые называют утварью для Евхаристии. Атрибуты в глазах участников таинства символизируют рождение Спасителя и Его мученическую кончину.

Потир

Для приготовления вина для святого причастия используют особый бокал на высокой ножке. Его именуют потиром (чаша с греческого). Первые христиане использовали потиры из дерева, в 3 веке их заменили стеклянные чаши.

Основание потира по диаметру больше чаши, на ножке часто присутствует утолщение в форме яблока. Сосуд является символом чаши, которую Иисус дал апостолам на Тайной вечере, завещав всем пить из нее как Кровь Его Нового Завета во искупление грехов.

Проскомидия это в церкви что означают

Потир хранится на жертвеннике. В церквах обычно используют несколько потиров – из большой чаши переливают в более мелкие сосуды для причащения прихожан. Сейчас в храмах используют металлические потиры с изображениями Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя.

Справка: в торжественных случаях используют потиры, богато украшенные камнями, росписью, выполненные из драгоценных металлов.

Дискос

Важный атрибут подготовки к Евхаристии в православных храмах – большое круглое блюдо на основании, которое называют дискос. Этот сосуд служит для положения средней, особым образом вырезанной части просфоры, символизирующей превращение хлеба в тело Христово.

Середина просфоры именуется агнцем, как и сам жертвенный хлеб. На церемонии дискос держат за края. Символическое значение – ясли, в которых Христос пришел в мир, и место Его погребения после снятия с креста.

В древние времена дискос делали из дерева, затем использовали стекло, сейчас литургический сосуд, в большинстве случаев, металлический. На дне обычно рисунок – сцены из Нового Завета, чаще Иисус-младенец в яслях.

Звездица

Богослужебный предмет символизирует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к Христу. Это две дуги, сцепленные винтом, принимающие форму звезды. Служат на проскомидии для защиты освещенных просфор от покрова и неосторожного прикосновения.

Проскомидия это в церкви что означают

Использовать звездицу во время проскомидии начали, по преданию, по инициативе Иоанна Златоуста. Во время канона Евхаристии звездицей осеняют дискос, это символизирует служение Господу Небесного Воинства.

Копие

Покровцы и воздух

Для защиты святого Агнца от насекомых и соринок используют тканевые покровы, которые являются атрибутами литургии и называются покровцы и воздух. Покровца два – отдельно для дискоса и потира, большим покрывалом (воздухом) накрывают сразу оба литургических сосуда.По Симеону Солунскому, воздух символизирует небесную твердь и плащаницу. Обряд потрясания воздухом при чтении «Символа Веры» принято толковать как вездесущий и благодатный Святой Дух.

Кадильница

Сосуд для воскурения благовонных смесей (ладана) используется во время церковных служб. Согласно ветхозаветным источникам, Господь повелел использовать фимиам иудеям. Ароматические вещества используют также в языческих культах для воскурения во славу Богов.

Молитва читается во время каждения. Кадильница – сосуд из металла на цепочке. В нем разжигают уголек, сверху помещают ладан. Символический смысл кадильницы, используемой при проскомидии, – память о дарах, которые были принесены волхвами в день появления Христа на свет.

Проскомидия это в церкви что означают

Грецкие губки

Используются для подбора раскрошившихся Святых Даров с литургических сосудов, обтирания рук священников, исполняющих проскомидию. Грецкие губки изготавливают из морских губок. Они напоминают о том, что римский воин напоил с помощью губки Христа уксусом. Грецкие губки делают круглой формы, освящают перед использованием, хранят, завернутыми в антиминс.

Ковш, блюдо, сосуды для вина и воды

При совершении таинства Проскомидии используется посуда для хранения просфор и жидкостей, которая лишена сакрального значения, помогает в исполнении предписанного ритуала:

Полноценной утварью для евхаристии эти предметы не являются, выполняют вспомогательные функции.

Вещество для проскомидии

Христос через апостолов передал указание пастве – считать хлеб, воду и вино Его телом и кровью, причащаться ими как Святыми дарами. По канонам православной церкви, эти вещества используют в проскомидии многие века.

Для проскомидии выпекаются специальные хлеба, называемые просфорами. Для выпечки используются только 2 ингредиента – пшеничная мука и вода. Никакие иные компоненты в тесто не включают.

Проскомидия это в церкви что означают

Указание на вид хлеба дано в Новом Завете – артос (вскисший). Просфоры составлены из 2-х частей, символизирующих человеческую и Божественную природу Спасителя.

Именно Христос приказал использовать вино для причащения. Во время трапезы Спаситель вместе с учениками пил красное вино, разведенное водой, оно лучше других жидкостей напоминает пролитую кровь. За долгие века делались попытки заменить вино медом, водой, молоком, но отцы церкви строго указали, что завет Христа должен исполняться неукоснительно. Для проскомидии берется качественное красное виноградное вино – чистое и свежее.

Во времена Христа разведение вина водой было традиционным в восточных странах. Спаситель с учениками пили не ради опьянения. Традиция связана еще с именем Моисея, который смесью вина с водой кропил Завет. В Новом Завете сказано, что из ран Иисуса натекла кровь с водой. Учитывая указание Иисуса, вино для проскомидии разводят сырой водой.

Кто совершает

Проскомидию, которая является частью литургии, проводит только священник или архипастырь. Диакон может только помогать святому отцу, выполнять вспомогательные работы. Существуют строгие церковные правила на этот счет:

Проскомидия это в церкви что означают

Службы проводят в предписанном церковном облачении священника – полном, диакон помогает в своих обычных одеждах.

Подготовка к обряду

В процессе подготовки к проскомидии выполняются определенные действия, предписанные правилами православной церкви.

Входные молитвы

Любое дело добрый христианин предваряет молитвой. Священники при входе в храм и подготовке к литургии творят входные молитвы. Церковью прописан необходимый ритуал и последовательность чтения молитв для священника и диакона:

Далее в ризнице оба участника проскомидии облачаются для службы.

Облачение

Одежды для священника хранятся в ризнице или в углу алтаря. Святой отец дает благословение диакону, сам начинает облачаться. Исполняются следующие правила при облачении:

Проскомидия это в церкви что означают

Священник и диакон облачаются рядом, в тесных помещениях – по очереди.

Умовение рук

Традиция мыть руки перед началом проскомидии относится к ветхозаветным временам. Священники в древние времена мыли руки и ноги перед совершением таинств, специальные чаши стояли на входе в храм для прихожан. Омовение рук – символическое очищение не только тела от грязи, но и души от грехов. Во время омовения читаются стихи 25 псалма.

Приготовление жертвенника и сосудов

Завершив омовение, священник переходит к подготовке евхаристической утвари для проскомидии. Он идет к жертвеннику, снимает покровы, защищающиеся сосуды, зажигает светильник – лампадку или свечку. Сосуды расставляются определенным образом, повернув к себе стороной с изображением Христа:

Вино, вода, просфоры подготовлены и расставлены на жертвеннике.

Справка: в церковном Служебнике не оговаривается, в какое время должна готовиться утварь для проскомидии. Подготовку часто проводят до облачения.

Чинопоследование

Проскомидия это в церкви что означают

Молитвы произносятся священником, проводящим ритуальные действия тихо, вполголоса. Во время проскомидии проводят исповедь, чтение Часов напоминает о земном бытии Христа.

Начало

В начале церемонии священник с помощником встают перед жертвенником и трижды кланяются, творят молитву с просьбой об отпущении грехов и благословении на проведение проскомидии. Тропарь читают особым образом – при произнесении определенных слов молитвы целуют евхаристическую утварь. Так священник выражает благоговение перед готовящейся жертвой и уважение к святым предметам.

Святой Агнец должен напомнить православным о великой жертве, принесенной Христом на Голгофе, крестной муке и погребении.

Священнодействие с Агничной просфорой

Взятие священником в руки главной, Агничной просфоры совмещено с чтением 3-го Часа. Все действия святого отца проводятся с произнесением молитвы. Ритуал вырезания сердцевины просфоры и подготовки жертвенного агнца совершается строго по правилам:

Каждое действие с Агничной просфорой имеет символическое значение. Благодаря произносимым молитвам часть просфоры претворяется в Агнца, тело Спасителя, благодаря Святому Духу. Произносимый текст молитвы описывает этапы зачатия, рождения, мучений на кресте и смерти Иисуса, во время которой из подреберья пошла кровь с водой.

Проскомидия это в церкви что означают

Соединение вина с водой

Когда в молениях поминают об убиении Христа, истекшей крови, диакон просит и получает благословение на приготовление в потире разбавленного водой вина. Смешение двух жидкостей в потире называют святым соединением. Смысл действия – напомнить христианам о муках и смерти Спасителя, истечении из раны алой крови, которую в Евхаристии символизирует виноградное красное вино с небольшим количеством воды.

Священнодействие с Богородичной просфорой

Далее священник начинает готовить Богородичную просфору в честь Пречистой Девы, читается молитва, прославляющая Богородицу. Копием святой отец отделяет от второй просфоры треугольную часть печати, укладывает ее на дискос рядом со святым Агнцем. Царица Небесная занимает почетное место рядом со Спасителем, уложение части Богородичной просфоры напоминает о великой чести быть Матерью Христа.

Священнодействие с девятичинной просфорой

Подвиг святых во славу Господа напоминает девятичинная просфора, из хлеба извлекают 9 частичек. Кусочки вырезают копием из печати ровными рядами, укладывают в установленной последовательности на дискос вокруг Агнца. Во время изъятия поминаются заслуги и подвиги святых, начиная с Иоанна Предтечи.

Святых называют во время молитвы по именам, при этом славить могут также местных святых. 9 частиц отбирают, исходя из количества чинов Небесной иерархии. Все святые доказали свое единство с Господом, прославляли Христа своей жизнью и смертью.

Священнодействие с заздравной просфорой

Далее святой отец берет в руки заздравную просфору, из которой вырезает 2 частицы с бочка:

Кусочки кладут на дискос под Агнцем. Переходят к просфорам, поданным за здравие паствой. Вырезая кусочек, каждого упоминают по имени, прося у Господа милости к православному. Имеются также церковные служебные просфоры, из которых нарезают куски за архипастырей, священников и клир.

Проскомидия это в церкви что означают

К заздравной просфоре священник еще вернется, чтобы с прошением о милости и прощении вырезать из стенки кусочек за себя. Это делают после поминания за упокой.

Священнодействие с заупокойной просфорой

За умерших христиан вырезают частицы из последней, заупокойной просфоры. Берется кусок с печати, поминаются церковные иерархи, патриархи, архиереи. Далее священник начинает поминать умерших православных, вырезая кусочки из поданных мирянами просфор. Церковь допускает использование одной просфоры за умерших и за здравие. Кусочки за упокой располагают на дискосе ниже заздравных. Священник просит Господа Самого помянуть православных умерших по Своей милости.

Каждение

В кадиле уже находится разожженный уголек, в него кладут ладан, диакон передает кадильницу священнику. С молитвой окуривают по очереди:

Жертвенные дары закрываются звездицей и покрывалами. Затем проводится общее каждение жертвенника с троекратным благословением. Смысл каждения – изливание Божественной благодати и любви, осенение Святым Духом.

Окончание

Священник передает кадильницу диакону, читает молитву и завершает проскомидию отпустом. Это считается завершением. По окончании проскомидии все кусочки опускают в потир с приготовленным вином. Иисус обещал, что после вкушения Его тела и крови искупительная жертва будет принята, и христиане очистятся от грехов. Молитвы на Проскомидию считают самыми важными и действенными.

Пока не завершено произнесение Часов, чтение записок и поминовение за здравие и упокой могут продолжаться, Проскомидия не завершена. Православная церковь напоминает, что подавать записки за некрещеных не разрешается.

Христос принес себя в жертву, искупил прегрешения людские Своей кровью. Проскомидия дает возможность православным вспомнить жизнь и подвиг Христа, очиститься Его кровью и телом, освободиться от тяжести грехов. Священник совершает на глазах верующих жертвоприношение, святой Агнец во время церемонии искупает людские грехи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *