Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе чем обусловлено
Задания для проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010 году
Задания для проведения I (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку составлены с учетом структуры и уровня сложности олимпиадных заданий последующих этапов. В отличие от стандартных вопросов выпускного экзамена, олимпиадные вопросы ориентированы на выявление творческих способностей учащихся. Каждое задание проверяет конкретные знания и умения учащихся по одному из разделов языкознания. Последнее задание во всех материалах(9, 10- 11кл.) носит творческий характер.
Данные олимпиадные задания рассчитаны на выполнение в течение 3 часов.
Расставьте ударения (в необходимых случаях дайте комментарий).
Апостроф, вероисповедание, карфагеняне, каталог, ободрить.
Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?
В стихотворении А. Тарковского «Петровские казни» читаем:
Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?
В словенском языке есть пословица: Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной).
Найдите ей русский фразеологический эквивалент.
В церкви во время богослужения можно иной раз услышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте свой ответ.
Все ли предложенные слова являются однокоренными? Вычеркните лишние и объясните свой выбор.
Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
Произведите морфемный анализ словоформ: выполните, вылечите, выкупите.
Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях: чтение книги, желание подкрепиться, завтрак на траве? Дайте мотивированный ответ.
Напишите по памяти поэтический текст (или отрывок). Какие средства языка (тропы, стилистические фигуры) имеются в нем? Приведите примеры (2-3).
Напишите творческую работу на тему «Читайте! Читайте! Читайте!» (150 слов).
Ответ: апостроф и устар. апостроф; вероисповедание (неправ. вероисповедание); карфагеняне; каталог (не рек. каталог; часто встречается в речи библиотечных работников); ободрить, ободрю, ободрит (неправ, ободрить, ободрю, ободрит).
Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ, за правильный комментарий — дополнительный балл.
Ответ: 1) Основное значение мягкого знака в позиции перед гласными разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.
2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция мягкого знака такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.
Оценка: по 2 балла за каждую верную позицию ответа.
Различаются ли падежные окончания в единственном числе у слов стол и шкаф?
Различаются ли падежные окончания в единственном числе у слов стол и шкаф?
2. Да, в предложном падеже.
3. Да, в винительном падеже.
4. Да, в родительном падеже.
Нет, так как изменяя падежи слова изменяются одинаково.
Падеж именительный родительный дательный винительны творительный предложный?
Падеж именительный родительный дательный винительны творительный предложный.
Именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж?
Именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж.
В падежных окончаниях существительных среднего рода на –МЯ пишется окончание –И в : 1?
В падежных окончаниях существительных среднего рода на –МЯ пишется окончание –И в : 1.
Именительном и винительном падежах 2.
Предложном падеже 3.
Родительном, дательном, предложном 4.
Запиши данные словочетания : 1) в родительном падеже единственного числа : сильный человек_____________ 2?
Запиши данные словочетания : 1) в родительном падеже единственного числа : сильный человек_____________ 2.
Именительный и винительный падежи Как определить форму именительного падежа в винительном падеже стоит неодушевленные имена существительные все формы этих падежей совпадают родительный падеж Как опред?
Именительный и винительный падежи Как определить форму именительного падежа в винительном падеже стоит неодушевленные имена существительные все формы этих падежей совпадают родительный падеж Как определить падеж родительный падеж или винительный падеж одушевленного существительного мужского рода с нулевым окончанием если вопросы похожи и окончания одинаковые.
Напишите словосочетания в указанных формах Лунная дорожка единственное число родительный падеж множественное число творительный падеж Русское раздолье единственное число дательный падеж единственное ч?
Напишите словосочетания в указанных формах Лунная дорожка единственное число родительный падеж множественное число творительный падеж Русское раздолье единственное число дательный падеж единственное число предложный падеж.
Какие окончания у именительного падежа, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного!
Ответ : 3) Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов. Объяснение : Двумя запятыми обособлено обращение, стоящее в середине предложения.
Формы речи : Устная речь и письменная.
Вакулеле урааат Уроган.
Можно написать аккуратно, ювелирно и тонко.
Муниципальный тур олимпиады школьников по русскому языку (2009/2010 г.) (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
4. Какие слова в русском языке восходят по происхождению к латинским словам, означающим ‘переселяющийся‘, ‘вселяющийся’ и ‘выселяющийся’?
Ответ: ‘переселяющийся’ – мигрант, ‘вселяющийся’ – иммигрант, ‘выселяющийся’ – эмигрант.
Максимум: 1,5 балла. 0,5 балла за правильный ответ
5. Постройте словообразовательную цепочку от слова дым к слову задымление.
Ответ: дым – дымить – задымить – задымление.
Максимум: 2 балла. 0,25 балла за правильный ответ
6. Найдите “пятое лишнее”.
Баскак, гетман, лицедей, опричник, урядник.
Ответ: лицедей – архаизм, все остальные слова – историзмы.
7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных:
1) блюдце, 2) лохмотья, 3) сапог, 4) серьга, 5) турок, 6) узбек, 7) штиблеты.
2) лохмотья – лохмотьев
7) штиблеты – штиблет
Максимум: 3,5 балла. 0,5 балла за правильный ответ
8. Ученик пишет: «К третьему склонению относятся только те слова женского рода, которые оканчиваются на мягкий согласный (на письме эта мягкость обозначается мягким знаком). Если ударение не падает на окончание, тогда его можно проверить, используя слова третьего склонения с ударными окончаниями. Допустим, чтобы проверить окончание слова «ночи» в словосочетании «вспоминать об этой ночи», надо подставить проверочные слова женского рода, оканчивающиеся на мягкий согласный (степь, тишь), в том же падеже: «вспоминать об этой степи», «вспоминать об этой тиши».
Все ли верно в рассуждениях ученика? Ответ обоснуйте.
1) К третьему склонению относятся также слова женского рода, оканчивающиеся на шипящие (дрожь, мышь), а шипящие не являются мягкими согласными.
2) Ошибочен факт отнесения слова тишь к словам женского рода, оканчивающимся на мягкий согласный.
3) Хотя окончания и совпадают, вернее и логичнее будет слова типа ночь проверять словами типа степь, а слова типа молодежь – словами типа тишь.
Максимум: 4 балла. 1 балл за правильный ответ, 3 балла за мотивировку
9. Переведите отрывок из «Слова о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» на современный русский литературный язык.
О, свhтло свhтлая и украсно украшена, земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, рhками и кладязьми мhсточестьными, горами, крутыми холми, высокыми дубравоми, чистыми польми, дивными звhрьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававhрьная вhра хрестияньская!
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!
10. Расставьте знаки препинания в предложении. Объясните употребление подчеркнутой запятой. Возможен ли другой знак на месте этой запятой? Поясните свой ответ.
Все было хорошо, во всем было безмерное счастье великая радость даже в этом зное и во всех базарных запахах во всем этом незнакомом городишке и в этой старой гостинице была она эта радость а вместе с тем сердце просто разрывалось на части (И. Бунин «Солнечный удар»).
Все было хорошо, во всем было безмерное счастье, великая радость; даже в этом зное и во всех базарных запахах, во всем этом незнакомом городишке и в этой старой гостинице была она, эта радость, а вместе с тем сердце просто разрывалось на части (И. Бунин «Солнечный удар»).
Запятая употреблена потому, что в предложении идет перечисление. Да, возможен другой знак препинания. В случае, если часть предложения после подчеркнутой запятой является уточнением, разъяснением (можно вставить «а именно»), вместо запятой ставится двоеточие.
11. Определите, к биографиям каких ученых-лингвистов относятся перечисленные ниже факты.
Максимум: 6 баллов. 1,5 балла за правильный ответ.
12. Напишите мини-сочинение, эпиграфом к которому могло бы быть приведенное ниже высказывание.
Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков (П. Мериме).
Максимум: 15 баллов.
Задания для проведения Олимпиады в 9 классе
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.
Найдите и исправьте орфоэпические ошибки в следующих примерах. В необходимых случаях дайте комментарий.
Апостро́ф, вероисповеда́ние, карфагеня́не, катало́г, обо́дрить.
Апостро́ф и устарелое апо́строф
Вероиспове́дание (неправильно вероисповеда́ние).
Катало́г (не рекомендуется ката́лог; часто встречается в речи библиотечных работников).
Ободри́ть, ободрю́, ободри́т (не рекомендуется обо́дрить, обо́дрю, обо́дрит).
Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл. За правильный комментарий – дополнительный балл.
Участники должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения.
Перед какими гласными буквами может писаться буква Ь и какие функции она при этом выполняет?
Ответ. 1) Основное значение Ь в позиции перед гласными – разделительное, то есть указание на то, что следующая буква обозначает j + гласный. Такими гласными являются Е, Ё, И, О, Ю, Я.
2) В положении перед Э в единственном слове бельэтаж функция Ь такая же, как в положении перед согласным: указание на мягкость предшествующего согласного.
Оценка. 2 балла за первую часть. 2 балла – за 2 часть (слово бельэтаж).
Участники должны показать знание семантической системы современного русского литературного языка.
В стихотворении «Петровские казни» читаем
Определите значение выделенного слова. Что вы знаете о его происхождении? Почему именно это слово употребил поэт в своем стихотворении?
2. старосл. чръвьнъ, др.-русск. – чьрвенъ – ‘красный’.
3. В современных словарях слово имеет помету «устаревшее». Использовано для создания исторического колорита. Судя по названию, речь в стихотворении идет о временах восхождения на престол Петра 1, казни стрельцов, выступивших на стороне сестры Петра 1 Софьи.
Участники должны показать элементарную осведомленность в происхождении и истории слов. В качестве примеров выбираются слова с достаточно прозрачной этимологией, например с омонимичными корнями разного происхождения.
В словенском языке есть пословица, все слова которой состоят из общеславянских корней:
Kovačeva kobila je vedno bosa ( č = ч)
(а) Переведите ее на русский язык и (б) найдите ей русский фразеологический эквивалент.
Ответ. (а) Лошадь кузнеца ходит босой (неподкованной); (б) Сапожник ходит без сапог.
Оценка. За правильный перевод – 4 балла. За фразеологический эквивалент – 2 балла.
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.
В церкви во время богослужения можно иной раз слышать фразу на церковнославянском языке: Гони же правду (1 Тим. 6:11). К чему же всё-таки призывал христиан апостол Павел? Обоснуйте ваш ответ.
Ответ. В церковнославянском языке глагол гнaти означал не только ‘прогонять’, но и ‘догонять’, ‘преследовать’, ‘соблюдать’ (ср. в русском «гон», «гончая» – собака, призванная не прогонять, а преследовать, настигать добычу). Здесь речь идёт как раз о «преследовании», т. е. о соблюдении правды.
Оценка: за правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 3 балла; максимальный балл – 6.
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.
1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.
2. В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.
3. Нарушение согласования по роду утренний пиво является авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.
Оценка. По 2 балла за правильный ответ на каждый аспект вопроса.
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Из данного перечня выпишите слова, которые являются однокоренными.
Персидский, перстень, пестрядь, перистый, перечень, перчик, наперсток, гуттаперчевый, перчатка, наперсник.
Оценка. За правильное указание однокоренных слов – 2 балла, за указание на этимологическое родство со словом перчатка – 2 балла. За неверное указание родственных связей снимать балл за каждую ошибку.
Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.
Восстановите первоначальный вид фразеологизма, укажите его источник:
а) Зиму и лето одевается он в парусинку, питается селедкой и акридами (Чехов. Осколки московской жизни 1883);
б) Волк в шкуре джентльмена. (МК. 07.12.2002);
в) Но в СССР может ли быть что доброе? (Новая газета).
Ответ. а) питаться мёдом и акридами (акридами и диким мёдом). Источник – Евангелие (Библия);
б) волк в овечьей шкуре. Источник – Евангелие (Библия);
в) Из Назарета может ли быть что доброе? Источник – Евангелие (Библия);
Участники должны показать знание морфологической системы русского языка и продемонстрировать навыки морфологического анализа слова.
Произведите морфемный анализ словоформ выполните, вылечите, выкупите.
Ответ. Для правильного ответа нужно заметить, что каждое из этих слов может быть формой буд. вр. 2 л. мн. ч. и формой повелит. накл. 2 л. мн. ч., поэтому их морфемное членение может быть двояким:
вы-полн-ите и вы-полн-и-те;
вы-лет-ите и вы-лет-и-те;
вы-куп-ите и вы-куп-и-те.
Оценка. По 1 баллу за каждую правильно разобранную словоформу.
Участники должны показать знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.
Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях. Дайте мотивированный ответ.
1) Чтение книги, 2) желание подкрепиться, 3) завтрак на траве.
Ответ. Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным существительным. Но в словосочетании (1) слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главным отглагольным существительным; словосочетание (2) вообще может быть признано нечленимым так как у главного отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании (3) добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.
Оценка. По 1 баллу за правильный разбор, по 1 баллу за каждый правильный комментарий (итого – 6 баллов)
Задания для проведения Олимпиады в 10 классе
Участники должны продемонстрировать владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.). Для заданий подбираются слова разных частей речи, в разных грамматических формах, как исконно русские, так и заимствованные.
Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфоэпического словаря, сделав необходимые пометы:
Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель.
Дефи́с (неправильно де́фис). Не рекомендуется произношение [дэфи́с].
Звони́ть, звоню́, звони́т (не рекомендуется зво́нит); прич. звоня́щий (неправильно зво́нящий).
Симме́трия и Симметри́я.
Тенде́нция. Произносится [тэндэ́нция].
Шине́ль, мн. шине́ли, род. шине́лей (неправильно шинеля́, шинеле́й). Неправильно произношение [шинэ́ль].
Оценка. Каждая правильно составленная статья – 2 балла. За неполный ответ – 1 балл.
Участники должны продемонстрировать знание истории русского алфавита.
Прочитайте утверждение академика :
«Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку».
а) аз буки веди = я буквы знаю,
б) глагол добро есть = слово/речь – это добро,
в) добро есть живете = добро есть жизнь,
г) како люди мыслете = как люди мыслят;
д) наш он покой = наш тот покой;
е) рцы слово твердо = говори слово твердо.
Оценка. По одному баллу за каждый правильно найденный фрагмент
Какое из перечисленных слов является по смыслу лишним?
Турчанка, медведица, балерина, овца, горилла, кассирша, свинья.
Ответ. Лишним является слово горилла, так как оно может называть как самку, так и самца этого вида обезьян.
Оценка. 2 балла за правильный ответ + 2 балла за обоснование.
Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?
Оценка. Максимальный балл – 5: 2 за выявление различия, 2 за объяснения значения, 1 балл за указание того, что в древнерусском языке данный падеж назывался местным, поскольку это было его основное (первичное) значение.
Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.
В церковнославянском переводе Библии читаем: труси же велицы по местомъ и глади и пагубы будутъ, страхования же и знамeния велия съ небесе будутъ. Что значит в данном случае слова труси, страхования и глади?
Ответ. а) слово труси означает землетрясения (ср. трясти, тряска; диал. вытрусить ковёр ‘вытрясти ковёр’);
б) слово страхования означает страхи, устрашения;
в) слово глади – форма мн. ч. от глад (голод).
Оценка. По 3 балла за каждый правильный ответ.
Участники должны продемонстрировать знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.
В забытом городском романсе «Бедовая морячка» рефрен заканчивается строкой: «Рассорясь по-одесски, по-английски ты ушла».
Какие правила правописания согласных можно проиллюстрировать выделенными словами?
1. Правописание приставок на з-/с-.
Ответ. За первую часть вопроса – 2 балла, за вторую часть вопроса – 3 балла.
Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа. В качестве примеров рекомендуется подбирать слова с затемненной, но ощутимой внутренней формой.
Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрёк, неодолимый, обычный, страсть, приятный, намек.
у-прек-ъ (корень тот же, что и в словах переч-ить, по-перек; неполноргласный вариант:, прек-о-словить, во-прек-и).
не-о-дол-им-ый (корень тот же, что в словах доля, делить;одолеть – взять долю, часть, счастье; неодолимый – то, что нельзя разделить, чем можно овладеть)
МОРФОЛОГИЯ
1. Какие типы несклоняемых имен существительных представлены в современном русском языке? Приведите примеры.
2. Назовите отличительные признаки качественных прилагательных. Какие из этих признаков отражены в стихотворных отрывках И.А.Бунина?
1) Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. | 2) А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень. |
ОТВЕТ: Качественные прилагательные называют качества и свойства предметов и лиц (указывают на форму, размер, физические характеристики, психологические и интеллектуальные качества и т.п.). В отличие от относительных, качественные прилагательные обладают следующими признаками: 1) имеют степени сравнения; 2) образуют краткие формы; 3) образуют прилагательные со значением интенсивности признака (голубенький, злющий); 4) образуют отвлеченные существительные (синий – синева, гордый – гордость); 5) образуют качественные наречия (нежно, весело); 6) сочетаются с наречиями меры и степени (очень, весьма, необыкновенно красивый); 7) имеют лексические антонимы (тяжелый – легкий). Не каждое качественное прилагательное имеет полный набор перечисленных отличительных признаков, но наличие хотя бы нескольких из них позволяет отграничить этот разряд от прилагательных относительных и притяжательных.
В приведенных текстах наблюдаются следующие признаки качественных прилагательных: наличие степеней сравнения (ниже и светлее), краткой формы (угрюм и свеж).
3. В «Опровержениях на критики» (1830 г.) А.С.Пушкин писал: «Критики заметили в моих стихах пять грамматических ошибок (и справедливо)». Одна из этих ошибок была допущена в первом издании поэмы «Руслан и Людмила» (1820 г.): Уж утро хладное сияло на теме полунощных гор. Что это за ошибка и как она была исправлена автором в следующем издании поэмы?
ОТВЕТ: В изданиях поэмы «Руслан и Людмила» начиная с 1828 года приводится правильный вариант грамматической формы существительного темя: Уж утро хладное сияло / На темени полнощных гор.
4. Что выражает категория вида глагола? Укажите морфологические средства, которые служат противопоставлению совершенного и несовершенного вида. Приведите пример каждого средства.
Как называется способ выражения видовых различий в парах искать – найти, ловить – поймать, брать – взять? Приведите примеры этого способа выражения грамматических различий из других частей речи.
ОТВЕТ: Категория вида глагола выражает отношение действия к внутреннему пределу. Глаголы НСВ называют действие неопределенной длительности, не ограниченное какими-либо рамками. Глаголы СВ – действие более определенное, результативное, предельное. Формальные средства выражения видовых различий: видовые суффиксы, приставки, чередование в корнях (собрать – собирать), ударение (насыпать – насыпать). Супплетивизм – образование соотносительных грамматических форм от разных основ. Примеры: человек – люди, хороший – лучше, я – меня.
5. Перечислите местоимения двух разрядов: личные и указательные. По каким грамматическим признакам четко противопоставлены эти разряды?
Какие особенности местоимения 3 лица (он, она, оно, они) свидетельствуют о том, что исторически это местоимение входило в разряд указательных?
Охарактеризуйте архаичные местоимения и устаревшие грамматические формы местоимений в стихотворных строках Ф.Тютчева.
1) Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые – Его призвали всеблагие, Как собеседника, на пир. 2) Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне… | 3) Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья, И в оный час явлений и чудес Живая колесница мирозданья Открыто катится в святилище небес. |
ОТВЕТ: Личные местоимения: я, мы, ты, вы, он (она, оно), они. Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, таковой, этакий; столько; оба (обе); сей, оный (устар.). По синтаксическим признакам личные местоимения близки к именам существительным (обычно выполняют функцию подлежащего и дополнения), указательные местоимения – к именам прилагательным (типичная функция – согласованное определение. По морфологическим признакам личные местоимения 1 и 2 лица не изменяются по родам (я, ты, мы, вы), указательные изменяются по родам в порядке согласования с существительным (тот дом, та улица, то село). Наличие родовых форм у местоимения он говорит о том, что исторически это местоимение не входило в разряд личных. По происхождению это указательное местоимение, о чем свидетельствуют устойчивые выражения во время оно, во времена оны, где представлены застывшие формы этого местоимения в роли согласованного определения, а также устаревшее указательное местоимение оный (оная, оное).
В строках Ф.И.Тютчева представлены архаичные указательные местоимения сей (мир), оный (час), а также устаревшая форма именительного падежа множественного числа местоимения 3 лица оне, которая употреблялась как форма женского и среднего рода (ср. в данном контексте: чувства и мечты) в отличие от формы они мужского рода.
6. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
1) Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была. (А.С.Пушкин)
2) И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П.Чехов)
3) Мы выбирали место поровнее. (А.И.Куприн)
4) О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной. (К.Батюшков)
5) Казалось, стучат двое: один – погромче, другой – потише. (В.Каверин)
6) Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей. (В.Астафьев)
ОТВЕТ: 1) моложе, лучше – имена прилагательные в функции именной части составного именного сказуемого; 2) ярче – прилагательное, часть составного именного сказуемого, громче, тоскливее – наречия в роли обстоятельства; 3) поровнее – прилагательное в роли несогласованного определения; 4) сильней – имя прилагательное, сказуемое; 5) погромче, потише – наречия в функции обстоятельств; 6) душнее, тише, дремучей – слова категории состояния в роли главного члена безличного предложения.
7.Определите частеречную принадлежность выделенных словоформ, укажите их главные морфологические признаки и стилистическую функцию.
1) Да вдруг не разобрал, верно, спросонья, где край, да кувырк с воза под колесо (Н.С.Лесков) 2) Приближаюсь к болонке, беру деликатно за шиворот и шварк ее за окошко. (Ф.М.Достоевский).
3) Вдруг топот. Кровь ее застыла. Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» – и легче тени Татьяна прыг в другие сени… | 4) Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! А он реветь… |
ОТВЕТ:Глагольные формы кувырк и шварк (некоторые лингвисты относят их числу глагольных междометий) образуются только от глаголов совершенного вида, обозначающих мгновенные действия (кувыркнуться, шваркнуться). Эти глаголы сохраняют значение вида (совершенный) и значение времени (прошедшее), поэтому их называют также особыми формами прошедшего времени. В отличие от обычной формы прошедшего времени, они не изменяются ни по родам, ни по числам. В предложении, выступая в роли сказуемого, они способны, как и все глаголы, управлять именем существительным или местоимением. Данные формы, экспрессивно обозначая краткие, мгновенные действия, используются преимущественно в разговорной речи.
В третьем примере «Ах!» – междометие.
В четвертом ах! – краткая глагольная форма прошедшего времени (глагольное междометие).
8.Определите частеречную принадлежность выделенных слов. Каким словам, принадлежащим другим частям речи, они омонимичны?
Шипящий согласный, говорить захлебываясь, кричащая расцветка, капельку отдохнуть, он смерть любит купаться, встретились около дома, идти навстречу, навстречу поезду, приехать после праздника, испуганное «ах».
ОТВЕТ:В задании представлены слова, перешедшие из одной части речи в другую и в связи с этим изменившие семантические и грамматические признаки: 1) существительное «ах» – из междометий; 2) прилагательные шипящий, кричащий – из причастий; 3) наречия захлебываясь – из деепричастий; капельку, смерть, (идти) навстречу – из существительных; 4) предлоги около, навстречу (поезду), после – из наречий.
9. Всегда ли форма единственного числа имен существительных с конкретным значением обозначает один предмет? Приведите примеры совпадения и расхождения формы и значения единственного числа конкретных существительных.
ОТВЕТ: Грамматическая форма единственного числа конкретных имен существительных (обозначающих предметы, поддающиеся счету) может иметь следующие значения:
1) единичного предмета (напр.: Где дуб шумел и красовался, Там пень стоит… А дуба нет. – Н.Рубцов);
2) предмета как представителя класса или рода (напр.: Сосна любит почвы песчаные, а осина хорошо растет на горельниках. – С.Т.Аксаков);
3) нерасчлененной совокупности предметов, их массы, сплошного множества (напр.: Сыпь орех в лукошки – близко посиделки! – Л.Мей).
10.Определите тип склонения имен существительных.
Молодежь, юноша, танго, племя, планетарий, прохожий, лилия, запятая, стая,
фойе, ожерелье, колье, зодчий, путь, тушь, туш.
ОТВЕТ:Имена существительные 1 склонения – юноша, лилия, стая; 2 склонения – планетарий, ожерелье, туш; 3 склонения – молодежь, тушь; разносклоняемые – племя, путь; несклоняемые – танго, колье, фойе; склоняющиеся по образцу прилагательных – прохожий, зодчий, запятая.
11. Какими частями речи могут быть следующие слова: дали, пила, простой, печь? Как называются такие слова? Составьте словосочетания с этими словами и дайте их грамматические характеристики.
ОТВЕТ: Синеющие дали (сущ.), дали задание (глагол). Двуручная пила (сущ.), жадно пила(глагол). Очередной простой (сущ.), простой еще немного (глагол), в простой форме (прил.).
Голландская печь (сущ.), печь пироги (глагол). 2) Это слова-омонимы, а точнее – омоформы.
12. Чем обусловлены затруднения при образовании формы первого лица единственного числа глагола пылесосить? В чем особенность данной нормы?
ОТВЕТ: Форма пылесошу противоречит принципу выравнивания основ, хотя образуется по регулярной модели, соответствующей норме. А форма пылесосю не соответствует норме образования первого лица единственного числа в данной разновидности глаголов. Парадигма глагола дефектна, глагол недостаточный, эта форма не может быть образована.
13. Все ли слова одного рода? Вычеркните лишнее и объясните свой выбор.
Помещение, общежитие, домишко, письмишко, серебро, отрицание.
ОТВЕТ: Лишнее слово – домишко. Оно является производным от существительного дом при помощи суффикса –ишк-, который не меняет род мотивирующего существительного. Следовательно, слово домишко сохраняет мужской род, даже принимая нетипичное для существительных мужского рода окончание –о.
14. Перед вами четыре предложения: 1. Наконец наступило тепло. 2. Помещение тепло. 3. Они встретили нас тепло. 4. Как сегодня тепло! Как вам кажется: в этих предложениях четыре слова тепло или одно слово тепло? Ответ обоснуйте.
ОТВЕТ:В русском языке каждое знаменательное слово, помимо лексического значения, имеет еще и грамматические признаки. В данных предложениях 4 слова – функциональных омонима, так как они относятся к разным частям речи: 1. – сущ., 2. – прилаг., 3. – наречие, 4 – категория состояния.
Считать правильным и такой ответ: здесь одно многозначное слово, употребленное в разных синтаксических функциях: 1 – подлежащее, 2 – сказуемое, 3 – обстоятельство образа действия, 4 – главный член односоставного предложения.
15. Опираясь на данные примеры, назовите формальные средства (основные и дополнительные) выражения категории числа.
Друг – друзья, чудо – чудеса, звезда – звёзды, город – города,
сосед – соседи, дерево – деревья, человек – люди, сын – сыновья.
ОТВЕТ: Главным средством выражения грамматического значения множественного числа является флексия (окончание). Дополнительные средства, противопоставляющие числовые формы: 1) формообразующие суффиксы [j’] и [ов’j’] (дерево – деревья, сын – сыновья); 2) чередование конечных гласных основы (сосед – соседи, друг – друзья); 3) место ударения (звезда – звезды, го́род – города́); 4) супплетивизм основ (человек – люди).
16. Определите различие в значении выделенных грамматических форм имен существительных.
1) Монета выпала из рук и затерялась в песке. – Караван затерялся в песках.
2) Устрицы во льду. – Шхуна во льдах.
3) Мешок овса. – Овсы зазеленели.
ОТВЕТ: В форме единственного числа вещественные имена существительные песок, лёд, овёс и им подобные обозначают однородное вещество, поддающееся измерению, но не поддающееся счету, а в форме множественного числа – пространства, занятые песком, льдом, овсом и др., т.е. количественный элемент значения выступает как указание на большую массу вещества или на значительную пространственную протяженность.
17. От каких глаголов образованы выделенные в предложениях причастия?
1) Калиныч отворил нам избушку, увешанную пучками сухих душистых трав. (И.С.Тургенев) 2) Направо от двери были два окна, завешенные платками. (Л.Н.Толстой) 3) Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешенные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами. (М.Ю.Лермонтов)
А) Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Графически выделите суффикс причастия.
Замешать, занавесить, выкачать, настоять (на ягодах), склеить,
обвенчать, выменять, развеять, откушать, отгрызть.
Б) Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.
Лелеять, каяться, рассеяться, вылинять, обессилить, обессилеть, подтаять,
заклеить, выменять, повеять.
ОТВЕТ:1) увешать 2) завесить 3) обвесить, увенчать, исчертить.
А) Замеша-нн-ый, занавеш-енн-ый, выкача-нн-ый, настоя-нн-ый, скле-енн-ый, обвенча-нн-ый, выменя-нн-ый, развея-нн-ый, откуша-нн-ый, отгрыз-енн-ый.
Б) Лелеявший, каявшийся, рассеявшийся, вылинявший, обессиливший, обессилевший, подтаявший, заклеивший, выменявший, повеявший.
18.Чехов писал «теплый пальто», лингвисты начала ХХ века – «уголовный арго», мы говорим «черн__ кофе», а у одного современного писателя «боцман пьёт свой утренний пиво». Напишите несколько строк об этом явлении для справочника по культуре речи и дайте краткий исторический комментарий. Объясните смысл художественного приёма, использованного современным писателем.
ОТВЕТ: 1. Пальто, арго, кофе и некоторые другие слова, заканчивающиеся на ударные гласные, обычно относятся к галлицизмам, то есть заимствованиям из французского языка. Во французском языке нет среднего рода, слова пальто, арго, кофе относятся к мужскому роду.
В речи образованных людей прошлого галлицизмы такого типа некоторое время оставались существительными мужского рода. Однако сегодня это отчасти верно только для слова кофе, для которого допустим и средний род, если верить новым справочникам.
Нарушение согласования по роду утренний пиво явл. авторским проявлением гиперкоррекции (сверхправильности), возникшей по шуточной аналогии с выражением утренний кофе.
19. Просклоняйте параллельно слова стол и шкаф в единственном числе. Чем обусловлено разное число падежных окончаний?
20.Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А. Барто)
ОТВЕТ: Отношение ребенка к игрушкам как к живым существам проявляется в грамматической форме мишке. Если действие оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогами у или от: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (или от рубашки) рукав и т.п. Форма же дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо, ср.: оторвать мухе лапку.
21. В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается синтаксическая ошибка этого иностранца? Как её исправить?
ОТВЕТ: Ошибка заключается в неразличении категории одушевленности. Неодушевленные существительные в этом контексте должны употребляться с предлогами от, у.
22. Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?
ОТВЕТ: Слово дружище – мужского рода, что определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями, например: Дорогой мой дружище! С исторической точки зрения, это форма звательного падежа. Это существительное в современном русском языке дружище употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. (Нельзя сказать по-русски: «Это мой дружище», «Пойду к своему дружищу», «Я получил письмо от своего дружища».)
23.Какой частью речи являются слова мало, много?
ОТВЕТ: Они выполняют функцию числительных, если употребляются вместе с существительными: Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. В остальных случаях они выступают как неопределенно-количественные наречия.
24.Какие два однокоренных глагола, имея формы 1-го лица мн. числа буд. вр., в то же время не имеют формы 1-го лица ед. числа буд. вр.? Замените их синонимичными словосочетаниями. От какого слова эти глаголы образовались и как они связаны по смыслу?
ОТВЕТ: Это глаголы победить и убедить. В 1 лице единственного числа их следует заменять синонимичными словосочетаниями, например: одержу победу и смогу (постараюсь) убедить. Эти глаголы являются родственными, поскольку в них выделяется один и тот же корень – -бед-. Они образованы приставочным способом от глагола бѣдити ‘убеждать’, который в свою очередь образовался от существительного бѣда, имевшего в древнерусском языке, помимо современного значения, также значение ‘принуждение’. Глагол убедить – видовая пара к глаголу бѣдити, а глагол победить обозначал ‘преодолеть, разорить, потребовать’. Таким образом, победить – значит убедить.
25.Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма лучше меньше, да лучше.
ОТВЕТ: Лучше – слово состояния (предикативное наречие) в сравнительной степени; меньше – наречие меры в сравнительной степени; да – противительный союз; лучше – качественное наречие в сравнительной степени.
Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 480 | Нарушение авторских прав