Прощение что это такое

Значение слова «прощение»

Прощение что это такое

1. Действие по глаг. простить—прощать (в 1 и 2 знач.). Для этого прекрасного создания было какое-то бесконечное наслаждение прощать и миловать; как будто в самом процессе прощения Алеши она находила какую-то особенную, утонченную прелесть. Достоевский, Униженные и оскорбленные. Я узнал всю ее жизнь, я был ее судьею, и я простил ей все, что, по мнению людей, нуждается в прощении. Гаршин, Надежда Николаевна.

2. Милость к провинившемуся, снисходительность к вине; помилование. Просить прощения.[Гарнизонные солдаты] подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение. Пушкин, Капитанская дочка. — Прости, прости, Фома! забудь. — повторял дядя умоляющим голосом. — «Прости!» Но к чему вам мое прощение? Достоевский, Село Степанчиково.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Согласно свидетельствам древних, один из древнегреческих Семи мудрецов, Питтак, когда к нему привели убийцу его сына, отпустил его со словами «Лучше простить, чем раскаяться». По версии Гераклита, это Алкея он отпустил со словами: «Лучше простить, чем мстить».

«Ведь делать ошибки — неизбежно, но не легко заслужить прощение у людей», — отмечал Демокрит.

В Библии в Новом Завете — в Евангелии см. Молитву Господнюю (Отче наш), а также в Послании к Ефесянам: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

Прощение долга в современном ГК РФ является одним из способов прекращения обязательств.

Прощение в психотерапевтическом смысле — это не оправдание обидчика, а “способность отпустить навязчивые размышление об хищническом поведении обидчика, а также желания какой-либо формы возмездия”.

ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

проще́ние

1. действие по значению гл. прощать, простить

2. результат такого действия; помилование, отмена наказания за какую-либо вину, за какой-либо поступок ◆ Обещал им полное прощение, говорил о родине и сам верил. Ю.Н. Тынянов, «Смерть Вазир-Мухтара», 1928 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Прощение что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ржа (существительное):

Источник

Что значит простить?

Прощение что это такое

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел затрагивает важную и всегда актуальную тему прощения.

«Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12–13).

Увы, почти все мы носим в себе какие-то неизжитые обиды. Они дремлют где-то в дебрях сознания, плавают в глубинах души, как глубоководные змеи – и наши души так часто бывают отравлены ядом этих змей. Вытащить их из сердца бывает сложно, потому что непрощение относится к тем грехам, которые очень трудно увидеть.

Определенные грехи легко увидеть в самом себе. Например, чревоугодие, блуд, гнев, лень (правда, все равно нам бывает легче видеть чужие грехи, чем свои – после грехопадения мы так стали устроены). Но такие грехи, как гордость, зависть, непрощение, увидеть в себе труднее. Они как самолеты-невидимки, их часто не ловят радары нашего сознания.

Когда-то на приходской молодежке мы решили поговорить о прощении. Начали и… серьезно «забуксовали»: и священники, и миряне. Кажется, мы даже не смогли дать определение прощению. Зато родилось множество вопросов – пожалуй, неразрешимых.

Можно ли думать, что простил, а на самом деле не простить? Ведь бывает так, что проходят годы после конфликта, и вроде бы с человеком примирился – но вдруг понимаешь, что обида продолжает жить внутри тебя.

Или, например, тебя обидели, а ты простил вроде – но боль осталась, и ты живешь с ней, и не можешь не понимать, что боль причинил конкретный человек, которого ты вроде и простил. Прощение ли это или настоящее прощение придет тогда, когда рана затянется? Желание прощения приравнивается к самому прощению или нет?

А если как будто простил, но отношения разрушены, и ты не хочешь уже с человеком общаться, и он с тобой тоже – это прощение?

В поисках ответов на эти вопросы я наткнулся на несколько статей и проповедей митрополита Антония Сурожского, посвященных теме прощения.

Кое-что они мне объяснили. Хотел бы поделиться теми мыслями, которые показались наиболее важными.

Первая: прошлое не проходит. Прошлое останется для нас настоящим, пока оно не изжито. Для этого необходимо покаяние грешника и прощение от его жертвы. Вообще в любом конфликте обе стороны чаще всего являются и жертвами друг друга, и грешниками по отношению друг к другу. Хотя обычно есть локомотив конфликта, кто-то один всегда виноват больше.

Прошлое не проходит, и простить не значит забыть. Да это и невозможно. Надо помнить, но не со злопамятством, а с вниманием к тому, что отныне в наших отношениях с человеком есть какая-то трещина, какая-то возможность ссоры. Есть то, что надо покрывать молчанием, деликатно обходить стороной.

Простить – значит изжить обиду в себе. И это не дело одного мгновения, когда мы произносим: «Прощаю». Прощение начинается в глубине ссоры, а не тогда, когда все позади. Прощение – долгий процесс, мучительная борьба, иногда даже дело всей жизни. Начало этого пути – в желании простить.

Кроме того, владыка Антоний предлагает поставить вопрос совсем по-другому: что значит быть прощенным? Мы (чаще всего по своему эгоизму) всегда думаем только о себе – о том, как бы нам простить. Но вот не менее важный вопрос: если меня простили, что это значит?

Ответ митрополита удивителен: «Это всегда значит, что кто-то тебя достаточно полюбил, чтобы взять на себя твой грех и его изжить в себе. Поэтому мы должны быть готовы смириться, принять это целительное унижение. И только если мы можем его принять всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены».

Получается, простить – значит принять «целительное унижение». Знаем ли мы, что это такое?

Здесь остается лишь плакать и понимать, что прощение – дар Божий. Это не то, что от человека. От человека – желание простить, от Бога – дар прощения. И «целительное унижение» прощения связано с добродетелью смирения, которую также дарует только Бог.

Христос простил всех, и поэтому только Он может подарить нам силу и благодать простить. И об этом надо молиться Ему, Спасителю мира и Искупителю грешников.

Будем же просить дара прощения у Того, Кто воскликнул некогда на Кресте: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Источник

Прощение

Проще́ние – 1) дей­ствие Бога, направ­лен­ное на греш­ника, состо­я­щее в том, что Бог смяг­чает или не вме­няет ему ответ­ствен­ность (не нака­зы­вает) за грех; 2) дей­ствие чело­века по отно­ше­нию к ближ­нему как про­яв­ле­ние мило­сер­дия.

Про­ще­ние не тре­бует при­твор­ства, будто зла нико­гда не было, оно не тре­бует назы­вать зло добром. Когда мы про­щаем, мы осво­бож­да­емся, пере­стаём быть залож­ни­ками про­шлых обид. Хро­ни­че­ская душев­ная боль пере­стаёт власт­во­вать над нами, мы осво­бож­да­емся от раб­ства обиде.

Обра­зец про­ще­ния пре­по­дал нам Гос­подь, Он не только про­стил согре­шив­ших людей, но и был распят на Кресте за наши грехи. И мы, создан­ные по Его образу, должны учиться у Него про­ще­нию. Поэтому апо­стол Павел и гово­рит нам: «Про­щайте друг друга, как и Бог во Христе про­стил нас» ( Еф.4:32 ). Обида не дает нам общаться не только с людьми, но и создает пре­граду между нами и Богом: «Ибо, если вы будете про­щать людям согре­ше­ния их, то про­стит и вам Отец ваш Небес­ный; а если не будете про­щать людям согре­ше­ния их, то и Отец ваш не про­стит вам согре­ше­ний ваших» ( Мф.6:14-15 ).

Брат, оби­жен­ный кем-то, пришел к старцу в келию и гово­рит ему: “Отче, я скорблю.” Старец спра­ши­вает: “Отчего?” Он отве­чает: “Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему.” Старец гово­рит ему: “Послу­шай меня, чадо, и Бог изба­вит тебя от этой стра­сти. Для при­ми­ре­ния с братом пойди в свою келию и молчи, уси­ленно молясь Богу об оби­жав­шем тебя брате.” Брат сделал как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того при­нуж­де­ния, кото­рое он делал, и ради послу­ша­ния старцу.
(Древ­ний пате­рик. 1874. С. 310).

Мы почему-то счи­таем, что если мы про­щаем, то совер­шаем вели­ко­душ­ный жест по отно­ше­нию к нашему обид­чику. Нам кажется, что если мы про­щаем, то тем самым при­но­сим неве­ро­ят­ную жертву. А на самом деле про­ще­ние – это не жертва и не вели­ко­душ­ный жест по отно­ше­нию к чело­веку, кото­рого мы нена­ви­дим. Про­ще­ние – это осво­бож­де­ние! Осво­бож­де­ние себя! И польза от про­ще­ния – в первую оче­редь нам самим.
Пред­ставьте, что мы соби­раем обиды своей жизни: боль­шая обида – боль­шой камень, малень­кая – малень­кий. Мы соби­раем обиды в огром­ный мешок. Эти камни нам нужны для того, чтобы, встре­тив чело­века, кото­рый нанес нам эту обиду, взять соот­вет­ству­ю­щий камень и кинуть в него, чем, нако­нец, ото­мстить, «вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость». Но мы не знаем, где и когда нам встре­тится тот чело­век, кото­рый нас обидел. Поэтому мы должны всегда и везде носить с собой этот напол­нен­ный кам­нями огром­ный мешок. Уже изне­мо­гаем под ним, теряем послед­ние силы, не можем ни думать, ни дви­гаться толком, поте­ряли все инте­ресы, не можем под такой тяже­стью радо­ваться жизни, но тащим, тащим…
М. И. Хась­мин­ский

Самые пра­виль­ные отно­ше­ния между людьми — отно­ше­ния асим­мет­рич­ные. Когда ты даешь окру­жа­ю­щим больше, чем они тебе, и не ждешь от них ответ­ной реак­ции. А когда ты ждешь сим­мет­рии: «вот я про­стил, а он меня не про­щает», «вот я сде­лала для него, а он что для меня сделал?» — это уже изна­чально иска­жен­ное пони­ма­ние отно­ше­ний.
Когда мы гово­рим: я такой плохой и нет мне про­ще­ния, мы тем самым не раз­ре­шаем Богу войти в нашу жизнь, мы пыта­емся Им мани­пу­ли­ро­вать, мы дер­заем не раз­ре­шать Спа­си­телю нас спа­сать. «Вот я себя не прощаю, и Ты, Гос­поди, не посме­ешь меня про­стить, потому что я‑то себя не прощаю!» Я в этом вижу очень тонкую гор­дыню — и лука­вый отказ от труда по пре­одо­ле­нию своей гре­хов­но­сти. В еван­гель­ской притче о званых и избран­ных есть один зага­доч­ный пер­со­наж — некто, ока­зав­шийся на пиру не в брач­ных одеж­дах и поэтому выбро­шен­ный вон. Мне кажется, это хоро­шая иллю­стра­ция к непро­ще­нию себя: чело­век по тонкой гор­дыне отка­зы­ва­ется при­крыть свое недо­сто­ин­ство празд­нич­ными одеж­дами, кото­рые даются вся­кому, кто пере­сту­пает порог цар­ского дворца. Бога­тые одежды для цар­ского пира — это, конечно же, образ Боже­ствен­ной мило­сти, «облек­шись» в кото­рую, чело­век только и может войти в Цар­ство Небес­ное.
Мне кажется, что пока мы не научимся про­щать себя, мы не сможем про­щать других. Пони­мая свою сла­бость, мы начи­наем пони­мать и других людей.
прот. П. Вели­ка­нов

Многие спра­ши­вают свя­щен­ника: «Вот я каюсь, а как узнать, про­стил меня Бог или нет?» Один из при­зна­ков остав­ле­ния греха – воз­не­на­ви­де­ние. До тех пор, пока у тебя есть сочув­ствие к своему греху или без­за­ко­нию, ты еще с ним не рас­стался, он живет в тебе, а когда душа воз­не­на­ви­дела какой-то грех, порок и кается в нем, Гос­подь начи­нает душу избав­лять, очи­щать, – это первая сту­пень пока­я­ния. Когда же окон­ча­тельно на сердце вос­си­я­вает радость сво­боды, чув­ству­ешь, как будто с тебя спало тяжкое бремя. Святые отцы гово­рят так: грех прощен, когда на сердце вос­си­яет радость, чув­ство, что душа обрела сво­боду.
прот. Геор­гий Бреев (+2020)

Источник

Прощение. Как и зачем прощать?

Прощение что это такое

Прощение что это такое

Поскольку тема прощения нередко поднимается из глубин наших сердец в процессе медитации, то предлагаю вам продолжить разговор об этой врожденной способности человека.

В первой части мы поговорили об эволюционной модели прощения и мести. Здесь мы рассмотрим их нейробиологические основы, преимущества для нашего здоровья и современный взгляд психологов на прощение.

Нейробиология прощения и мести

Если рассматривать прощение как результат эволюции когнитивных механизмов для принятия адаптивных социальных решений, то в мозге должны быть нейронные основы для этих механизмов. Поскольку прощение, по своей сути, является обратной стороной мести, то их имеет смысл рассматривать в паре. Начнем с мести.

Месть и наказание связаны с повышенной активацией стриатума (или полосатого тела) и островка, где:

Во время прощения активны латеральные области префронтальной коры и передней поясной коры. Они могут регулировать и тормозить негативные эмоции, идущие от островка, а также подавлять мотивацию отомстить, идущую от стриатума.

Прощение также активизирует сеть теории разума, которая отвечает за представление намерений, желаний, эмоций и ментальных состояний других людей. Для прощения необходимо увидеть проступок глазами обидчика и точно оценить его намерения и степень виновности. Цена ошибки в оценке намерений может быть очень высока. Преступление было преднамеренно или случайно? Извинился ли преступник и насколько искренне? Сожалеет ли он о содеянном? Какие жизненные факторы вынудили его совершить преступление?

Когда люди успешно представляют себе прощение кого-то, они проявляют повышенную активность в нейронных цепях, ответственных за эмпатию. Это говорит нам о том, что сопереживание обидчику тесно связано с прощением и является важным шагом в этом процессе.

Суммируя данные исследований, в прощении задействованы как минимум три механизма:

Преимущества прощения для здоровья

Исследования показывают, что обучение прощению:

Прощение других приносит сильную психологическую пользу и душевный покой тому, кто прощает, и освобождает его от разъедающего гнева.

Повышается надежда, самоэффективность, оптимизм, сострадание и уверенность в себе.

Что же такое прощение?

Прощение что это такое

Если прощение несет физическую и психологическую пользу, то почему многие не пользуются им? У некоторых людей есть неверные представления о том, что такое прощение на самом деле, поэтому они избегают его. Другие хотят простить, но сомневаются в том, действительно ли они могут это сделать. Отказываясь прощать, мы можем причинить себе гораздо больший вред, чем тот, кто причинил нам боль.

Прощение представляет собой позитивную, «здоровую» стратегию преодоления ситуации, которая в противном случае может стать источником психологического стресса.

Прощение — это когнитивный и эмоциональный процесс, который устраняет хроническую враждебность, руминации и их неблагоприятные последствия.

Прощение — это сознательное, обдуманное решение высвободить обиду и связанные с ней чувства по отношению к человеку или группе людей, которые причинили вам вред, независимо от того, действительно ли они заслуживают вашего прощения.

Однако не менее важным, чем определение того, что такое прощение, является понимание того, чем прощение не является.

Мифы о прощении

Прощение – это не оправдание

Следует различать оправдание и прощение, это совершенно разные вещи. За проступок, который полностью оправдан, нечего прощать. Когда поведение оправдано, это означает, что оно не было морально неправильным. Если кто-то говорит, что прощает вас, хотя вы не сделали ничего плохого, это может даже оскорбить. Когда вы прощаете, вы не замалчиваете и не отрицаете серьезность проступка/преступления и вы не забываете его.

Примирение не обязательно

Примирение не является ни необходимым, ни достаточным условием для прощения. Можно примириться и без прощения, по чисто прагматическим соображениям, а можно простить и без восстановления мира (и не освобождая при этом от юридической ответственности). Примирение может быть не желанным для одной из сторон или уже невозможным. В конечном счете, прощение – это то, что вы делаете для себя, а не для другого человека.

Майя Энджелоу говорила, что прощение – один из величайших даров, которые вы можете себе дать, и призывала простить всех, освободиться от бремени обид и стать легче.

«Освободиться от бремени обид» значит распознать боль, которую вы испытали, избавиться от глубоко укоренившихся негативных чувств и не позволить этой боли определять вас и мешать вам двигаться дальше.

Примирение со словом «НЕТ»

Учитель прощения из Стэндфорда Фред Ласкин предлагает простое определение прощения.

Прощение – это способность примириться со словом «нет».

О чем же идет речь? Ласкин считает, что, несмотря на уникальность каждой конкретной боли и обиды, в их основе лежит универсальный опыт: желать «да» и получать «нет».

Я возражаю против того, как устроена жизнь, и пытаюсь изменить ее на ту, что я хочу, а затем расстраиваюсь, когда не получаю, что хотел. Мы ищем пути манипулировать миром, чтобы сделать его безопасным и приятным местом для нас и в долгосрочной перспективе это не работает. Когда что-то идет не так как задумано, мы приходим в ярость.

Я хотел(а), чтобы мой партнер был верен мне. Он не был верен, и я получил(а) «нет».

Я хотел(а) услышать правду, а получил ложь – я получил(а) «нет».

В основе прощения лежит способность быть стойким, когда все идет не так, как ты хочешь.

После огорчения примириться со словом «нет», примириться с уязвимостью, присущей человеческой жизни. Для того, чтобы двигаться вперед с открытым сердцем, без предвзятости, не приписывая негативного опыта новым взаимоотношениям. Дать шанс новому моменту, своему будущему.

Подход Фреда Ласкина основан на простом и радикальном представлении, что то, как мы реагируем на эти обиды, зависит от нас самих. Мы можем делать выбор в сторону прощения.

Ласкин руководит самым масштабным проектом по исследованию межличностного прощения. Его метод прощения из девяти шагов опробован практически на всех мыслимых обидах и доказал свою эффективность научными исследованиями.

Прощение что это такое

9 шагов к прощению

Прощение – это навык, которому может научиться каждый человек, а с другой стороны это – многоэтапный процесс, который может занять длительное время и часто протекает нелинейно. И оно дается нелегко. Нет быстрой формулы, которой вы могли бы следовать.

«Вы не можете все переписать, улыбнуться и сказать: «Я прощаю». Это глубокий процесс сердца», – говорит учитель медитации Джек Корнфилд.

Где бы вы ни находились в этом процессе, действуйте с любовью и добротой к себе.

Источник

Прощение

Смотреть что такое «Прощение» в других словарях:

ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в… … Философская энциклопедия

прощение — Извинение, помилование, милость, пощада, пардон, амнистия. Ср … Словарь синонимов

ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ, прощения, мн. нет, ср. 1. Действие по гл. простить в 1 и 2 знач. прощать (книжн.). Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую нибудь вину, за какой нибудь проступок. Просить прощения.… … Толковый словарь Ушакова

Прощение — Прощение ♦ Pardon Прощение не означает признания невиновности, как не означает и желания забыть о причиненной обиде, сделать вид, что ее не было, – это невозможно и неправильно. Прощение – не забвение, иначе оно было бы нарушением верности… … Философский словарь Спонвиля

прощение — ПРОЩЕНИЕ, извинение, устар. отпущение ПОВИННЫЙ, извинительный ПРОЩАТЬ/ПРОСТИТЬ, извинять/извинить, миловать/помиловать ИзвинЯтьсЯ/извинитьсЯ, устар. виниться/повиниться … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ПРОЩЕНИЕ — ПРОЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. простить. 2. То же, что извинение (во 2 знач.). • Прошу прощения (разг.) виноват, извините. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПРОЩЕНИЕ — «ПРОЩЕНИЕ», Россия Украина, ЮПИТЕР 4, 1992, цв., 110 мин. Мелодрама. Юная пара, не желая того, оказывается перед фактом рождения ребенка. Им предлагают продать его богатой бездетной семье. Обманутая возлюбленным, мать соглашается, но при родах… … Энциклопедия кино

ПРОЩЕНИЕ — Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. Евангелие от Луки, 6, 37 Легче простить врага, чем друга. Уильям Блейк Святое Писание велит нам прощать врагов, но о друзьях там ничего такого не… … Сводная энциклопедия афоризмов

прощение — извинение человеческих грехов и недостатков А.Темы в Библии ПРОЩЕНИЕ как тема послания к Филимону: Флм 17 Б. Прощение у людей 1. Примеры прощения Исав своего брата Иакова: Быт 33:4 Иосиф своих братьев: Быт 50:15 21 отец блудного сына: Лк 15:17 24 … Библия: Тематический словарь

ПРОЩЕНИЕ — Сон, в котором у вас слезно просит прощения блудный муж, предвещает напрасные хлопоты, ваше опасение окажется напрасным и все обернется к лучшему. Если просят прощение дети – это благоприятный знак, ваш авторитет возрастет и вам поручат… … Сонник Мельникова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *