Прорвало трубу в квартире что делать
Кто виноват, если прорвало батарею, трубу, стояк в квартире и затопило соседей снизу?
Чтобы взыскать компенсацию ущерба при заливе квартиры, нужно предъявить свои требования к виновнику происшествия. Но выявить его не так просто. Рассмотрим, что делать, если прорвало стояк, трубу, батарею и затопили соседей, как определить виновного, зачем нужна экспертиза и как получить компенсацию от владельца – физического лица, районной администрации или арендодателя.
В статье расскажем:
Кто виноват?
Как только последствия аварии устранены, пострадавшему необходимо заняться вопросом получения компенсации.
Для этого необходимо:
Итак, в первую очередь нужно установить виновника. Даже если авария произошла в квартире соседа сверху – это не значит, что виноват собственник квартиры. В зависимости от ситуации, ответственность может быть возложена на управляющую компанию, на владельца квартиры или квартирантов.
Если прорвало батарею
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ ответственность за исправность инженерных конструкций в квартире несет собственник. Если происшествие в квартире возникло из-за действий или бездействия хозяина, то он обязан возместить пострадавшим ущерб (ст. 1064 ГК РФ).
Батарея (радиатор отопления) в квартире – это собственность владельца. Поэтому ответственность за ее исправность возлагается на собственника.
Поэтому, если причиной аварии стал прорыв батареи, то обращаться с претензией необходимо к собственнику.
Выплатив долг, владелец квартиры имеет право регрессного требования:
Итак, при прорыве батареи пострадавший обращается с иском к владельцу квартиры. А собственник впоследствии взыскивает ущерб с виновных лиц или несет убыток сам (если своевременно не сменил изношенный радиатор).
Если прорвало стояк
Стояк – это часть инженерных коммуникаций, которые относятся к общедомовому имуществу. Ответственность за их сохранность несет управляющая компания.
Однако каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально:
Пример. Илья проводил ремонт. Стояк располагался рядом с окном. При установке потолочной гардины Илья случайно просверлил стояк. Вода залила соседей. В этом случае виноват будет Илья и соседи могут взыскать ущерб с него.
Итак, если стояк прорвался из-за высокого давления, от старости или действий сотрудников управляющей компании, то платить будет организация. А если собственник квартиры повредил стояк при ремонте или случайно, то ущерб нужно будет взыскать с него.
Если прорвало трубу
И при аварии с трубой тоже нет единого виновника. Закон предусматривает следующий порядок раздела ответственности:
Куда обращаться?
Чтобы взыскать компенсацию за ущерб, необходимо официально установить личность виновника. Причем внутреннего убеждения пострадавшего для этого недостаточно. Установить виновника может инженер управляющей компании при осмотре места происшествия при составлении акта о заливе. Если на первый взгляд определить причину невозможно, то нужно заказать строительно-техническую экспертизу.
Процедура необходима, чтобы выяснить причины происшествия и установить виновника. Основные причина аварий:
Специалист посетит квартиру, проведет осмотр и оформит экспертное заключение. Чтобы документ имел силу в суде, нужно проверить, есть ли у специалиста лицензия. Если лицензия отсутствует, не нужно заключать с компанией договор, так как суд не примет заключение в качестве доказательства.
Как взыскать ущерб?
Порядок взыскания компенсации различается в зависимости от виновника происшествия. Рассмотрим различные ситуации.
Если виновата управляющая компания
Обратиться с претензией к управляющей компании могут владельцы всех пострадавших квартир коллективно или каждый из них в отдельности.
В этом случае взыскание происходит на основании Закона о защите прав потребителей. Это означает, что если управляющая компания отказывает в удовлетворении претензии, то пострадавшие могут дополнительно взыскать:
Если квартира муниципальная
Если квартира муниципальная, то требование о возмещении ущерба направляется в районную администрацию. Если в квартире проживают наниматели по договору социального найма или помещение предоставлено для проживания специалиста в качестве служебной, то жилец может быть привлечен к солидарной ответственности.
Если в суде районная администрация докажет, что квартира была предоставлена нанимателю исправными коммуникациями, а причиной происшествия стали его действия, то в ущерб будет взыскан с нанимателя. Также он несет ответственность в ситуации, если причиной аварии стали его бездействие. Например, он знал о проблеме, возникшей с батареей или стояком, но не сообщил в районную администрацию.
Пример. Иван получил муниципальную квартиру в качестве служебной. Весной начал капать радиатор отопления. Возникла незначительная протечка и залило соседей снизу. Иван предложил побелить пятно, соседи согласились. Через несколько дней отопление отключили и слили воду. Иван не сообщил о происшествии в районную администрацию и сам никаких мер не принял. Осенью дали давление в трубы, когда Иван был на работе. Квартиру снизу сильно затопило. Они обратились в суд для взыскания ущерба. В процессе соседи пояснили, что Иван знал о проблемах с батареей. Поэтому ущерб был взыскан с него.
Если квартира в собственности гражданина
Собственник несет ответственность в полном объеме за ущерб, причиненный по его вине. Он обязан содержать отопительное и сантехническое оборудование квартиры в полностью исправном состоянии. Причем не имеет значения, живет он квартире или нет.
Чтобы установить точные данные владельца квартиры, можно заказать выписку из ЕГРН. Документ можно получить в режиме онлайн на сайте Росреестра или заказать через МФЦ. Выписка содержит сведения обо всех текущих владельцах помещения. Если квартира находится в долевой собственности, то требования необходимо адресовать ко всем владельцам солидарно (в зависимости от их доли в праве собственности).
Если причиной аварии стали действия ремонтной бригады, то это не освобождает владельца квартиры от ответственности (определение СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 05.09.2017). Он обязан возместить ущерб пострадавшим. Но после этого может обратиться в суд для взыскания выплаченной суммы в порядке регресса с ремонтной бригады.
Безусловно, взыскание в порядке регресса возможно только в той ситуации, если ремонтные работы осуществлялись на основании договора.
Если живут квартиранты
Даже если в квартире живут квартиранты, пострадавший должен обращать свои претензии к собственнику. Так как, если у владельца квартиры и нанимателя отсутствует договор, то юридически привлечь его к ответственности будет сложно.
Если же договор заключен, то владелец квартиры сможет взыскать с квартирантов и расходы, понесенные на оплату ущерба пострадавшим и ущерб, нанесенный его квартире.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
Ситуация со взысканием ущерба при заливе неоднозначная. Поэтому нужно уделить особое внимание выявлению виновника. Оказать помощь в сложной ситуации, может квалифицированной юрист. Специалисты нашего сайта всегда придут на помощь. Ждем ваших вопросов в форме связи.
Если новостройке (5 месяцев) соседи сверху устроили мини склад в квартире и прорвало батарею. Квартира у соседей в собственности. Кран перекрывается в подъезде, до ввода в квартиру. Получается, что соседи должны выплатить владельцам квартиры этажом ниже и потом уже разбираться с виновными в протечке, хотя возможно сами соседи и повредили своими товарами батарею. Т.е. в первую очередь соседи сверху должны выплатить долг соседям снизу, т.к. затопили их квартиру, а затем владелец квартиры, у которого прорвало батарею имеет право регрессного требования к застройщику (т.к. с момента сдачи дома прошло меньше 3 лет).
Добрый день.
Прежде чем взыскивать деньги с владельцев квартиры с верхнего этажа для начала нужно установить, кто виновен в заливе. Теоретически вы можете подать иск к соседям сверху они представят акт, что в порыве батареи отопления виноват застройщик. Соседи сверху будут признаны ненадлежащими ответчиками и вам откажут в удовлетворении иска. Но виновным в заливе может быть и не Застройщик, а УК, обслуживающая ваш дом. Возможно батарея изначально была с недостатками, УК ее заменило, но работы были проведены не качественно. Тогда ответчиками будет УК. Поэтому прежде чем подавать иск, определите кто виновен в заливе, во избежание отказа в удовлетворении иска и разрешения вопросу по существу с первого раза.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
между перекрытиями прорвало стояк полотенцесушителя и вода долгое время сочилась в стене, обращения в УК ситуацию не изменили, пока вода е стала поступать в общий подвал, нам предъявили претензию о заливе..в результате достали трубу изношенную в труху между перекрытиями..компенсировать мои затраты по ремонту компания отказалась..прошло три года, но фотоматериалы сохранились
Добрый день, Галина.
В силу ст.196 ГК РФ срок исковой давности составляет 3 года с момента как лицо узнало о нарушении его прав. Вы уже обращались в УК за возмещением ущерба, было отказано. Теперь же учитывая, что исковой срок пропущен, взыскать ущерб в судебном порядке будет сложно. Теоретически подать иск в суд возможно, но если ответчик — УК подаст ходатайство о применении срока исковой давности вам откажут в удовлетворении иска. Мне жаль.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
ДОБРЫЙ ДЕНЬ.МЫ ПРОЖИВАЕМ В Г.НАХОДКА,В СТАРЫХ ДОМАХ КОТОРЫЕ НЕ МОГУ ПРИНЯТЬ КАК АВАРИЙНЫЕ.СОСЕДИ ЗАТОПИЛИ СВЕРХУ И ЗАТОПИЛИ ТАК,ЧТО ВОДА ОБРАЗОВАЛАСЬ СНАРУЖИ ДОМА И ВИСЯТ СОСУЛЬКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА,ТО ЕСТЬ КАНАЛИЗАЦИЯ ЭТО.ПОЗВОНИЛИ В ОБСЛУЖИВАЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ,А Т.К. ПРАЗДНИКИ-НАМ СКАЗАЛИ ЖДАТЬ ДО 11,01,2021Г.У МЕНЯ В ТУАЛЕТЕ СТЕНА МОКРАЯ И ИДЕТ ЗАПАХ.ПОДСКАЖИТЕ КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ НА УПРАВЛЯЮЩУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.И ИДЕТ ПРОРЫВ НЕ С ТРУБЫ.КАК МЫ ДУМАЛИ А С ЩЕЛЕЙ НАШЕГО ДОМА.И ПОСТРАДАЛИ ВНИЗУ ДВЕ КВАРТИРЫ.ЕСТЬ ФОТО.
Добрый вечер.
Написать жалобу можно в прокуратуру и в Государственную жилищную инспекцию. Для ускорения процесса зайдите на сайт Государственной инспекции и отправьте электронное письмо. Также официально направьте заявление с требованием зафиксировать факт залива, а также устранить последствия в обслуживающую организацию. И требуйте письменный ответ. Для того чтобы привлечь к ответственности Обслуживающую организацию к ответу нужны документы, те же письменные обращения, поэтому не звоните, а лично относите заявки и просите в вашем присутствии зарегистрировать и передать вам копию письма с регистрационным номером.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Добрый вечер, сорвало кран для слива воды с радиатора отпления, кто виноват собственник квартиры или управляющая компания.
Доброе утро, Елена.
В рамках п.Б ч.32 Постановления Правительства РФ №354 Исполнитель, то есть представители УК либо ТСЖ имеют право 1 раз в 3 месяца осматривать инженерные сети в квартире для определения их пригодности к эксплуатации. В свою очередь собственник квартиры в рамках п.Е ч.34 ПП №354 не имеет право препятствовать и не допускать в квартиру. Также собственник должен сам следить за исправностью инженерных сетей в своей квартире и в случае возникновения неисправности в экстренном порядке уведомлять обслуживающее предприятие.
Проводились ли регулярные проверки системы теплоснабжения, особенно перед началом отопительного сезона в вашей квартире? Как давно был установлен кран на радиатор? Кто устанавливал кран? От ответов на указанные вопросы зависит, кто виновен в срыве крана.
Ну, к примеру, проверки УК не проводила, кран установили слесаря УК несколько лет назад. При подобных обстоятельства будет виновата УК.
Если же для установки крана вы-собственник пригласили знакомого слесаря, в квартиру для проверки инженерных сетей представителей УК не допускали, вина будет ваша.
То есть для начала определитесь по какой причине произошел срыв крана и потом можно будет установить кто виноват.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Доброе утро, Евгений.
В силу ч.5.1 ст.7 ФЗ №214 гарантийный срок на инженерные сети составляет 3 года. Далее за сохранностью и рабочим состоянием инженерных сетей в квартире должен следить собственник квартиры. Поэтому, мне жаль, но в заливе ваша вина.
Но на ТСЖ тоже лежит часть вины. Как организация оказывающая услуги по содержанию дома и придомовой территории они обязаны ежегодно проводить осмотр инженерных сетей на предмет исправности. Если проверка не проводилась, ТСЖ также может быть виновна в заливе. Вам нужно обратиться в ТСЖ и уточнить график проверок оборудования именно в вашем доме. Если проверка не проводилась, значит в судебном порядке можно привлечь ТСЖ к участию в несении расходов по устранению последствий залива.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Добрый день. В квартире была установлена разводка труб от стояков своими силами. Во время испытаний ГУБ ТЭК был гидроудар (повышение давления в 2-3 раза), в результате чего вырвало трубу из фитинга (до этого 8 месяцев не было никаких проблем, даже не капнуло ни одной капли). Авария случилась ночью в наше отсутствие и в течение некоторого времени из вырванной трубы хлестала горячая вода. Как быстро приехала аварийная служба мы не знаем. В результате пострадало много квартир от залива. Дом состоит в ТСЖ.
Есть ли какая-нибудь норма для аварийной службы по времени реагирования?
Акт о происшествии был составлен главным инженером ТСЖ и сантехником, обслуживающим наш дом.
В акте было указано, что причина аварии в некачественном монтаже труб своими силами, что, конечно, могло иметь место раз «рвануло». Но все же в том числе было наверняка что-то с повышением давления, т.к. именно это случилось в момент переключения воды с «обратки» на циркуляцию, о чем было объявление на доске у подъезда (объявление о том, что в некий период горячая вода будет подаваться по обратному контуру без циркуляции, поэтому возможно ухудшение качества горячей воды). О том, что будут скачки давления никто не предупреждал.
Кто виноват? Сейчас всю вину вешают на нас (на собственников). Выяснить подробности о гидроударе и о том, как быстро среагировала аварийная служба, в ТСЖ сложно, т.к. им это не выгодно.
Что нам делать?
Доброе утро, Галина.
Для того чтобы разрешить ситуации по существу, нужно заказывать экспертизу с установлением причины возникшей ситуации. Потому что причин действительно две, либо некачественный монтаж труб холодного водоснабжения либо же скачок давления. Пока у вас не будет экспертизы, виновниками будут признавать только вас, что чревато для вас возмещением убытков в результате залива нижерасположенных жилых помещений.
Будут еще вопросы, обращайтесь.
Потоп в квартире. Если затопили вас, если затопили вы, потоп в съёмной квартире
Затопил сосед сверху. Что делать?
Вы вернулись домой после работы, а там случилась катастрофа: с потолка течёт, полы пошли пузырями, обои отклеились. Что делать?
Проверьте квартиру. Убедитесь, что вас затопили сверху, и источник катастрофы находится не в вашей квартире.
Вызовите представителей управляющей компании и составьте акт о затоплении квартиры. Если дозвониться до УК не получилось, не сдавайтесь — нужно ехать на место, писать заявление и добиваться того, чтобы сотрудники компании отреагировали на ваш вызов. Они обязаны это сделать. Вместе с представителями УК составьте акт о затоплении, зафиксируйте в нём все повреждения максимально подробно, приложите фотографии, если получится определить источник катастрофы, укажите его.
Предварительно оцените ущерб. Найдите все документы, которые подтверждают цены испорченного имущества. Подойдет всё: чеки на плитку, договоры купли-продажи мебели, договоры подряда на ремонтные работы. Чем больше доказательств расходов вы найдёте, тем проще будет точно оценить ущерб и отстаивать эти суммы в споре. Посчитайте, сколько вам нужно будет потратить, чтобы привести квартиру в порядок. Перед разговором с соседями лучше заранее знать хотя бы примерную сумму.
Поговорите с соседями. Скорее всего, к этому моменту вы уже будете знать виновника катастрофы. Им может быть как сосед, который живёт прямо над вами, так и выше. На разговор возьмите с собой всё, что успели подготовить: акт о затоплении, подписанный управляющей компанией; документы, подтверждающие ваши расходы; фотографии и видео причинённого ущерба.
Зафиксируйте договоренности в соглашении. Попробуйте договориться мирно, так вы сэкономите время, нервы и расходы на эксперта и суд. Если соседи ведут себя адекватно, признают вину в случившемся и готовы возместить расходы в размере, который вас устраивает, соглашайтесь. Но обязательно фиксируйте все свои договоренности письменно. Ведь человек может передумать и отказаться от своих обещаний, поэтому на устные договорённости лучше не полагаться. Если сосед подпишет письменное обязательство, а потом откажется его выполнять, вам это будет на руку в случае суда. В соглашении пропишите сумму ущерба, сроки и порядок оплаты или устранения причиненного вреда.
Если вы договорились, что виновник аварии сам ремонтирует вашу квартиру, а не платит за ущерб деньги, пропишите и это в соглашении. К примеру, можно предусмотреть, что сосед в течение недели должен отдать вам 10 тысяч рублей за испорченный пол, а через полторы недели — перекрасить потолок и отремонтировать шкаф. Подробно опишите, какого уровня этот ремонт должен быть, чтобы избежать недопонимания. Если вы рассчитываете на ламинат такого же качества, как у вас был, то не нужно писать в соглашении «заменить напольное покрытие» — опишите, какие материалы должны использоваться.
Готовьтесь к суду. Если договориться не вышло или сосед не спешит выполнять свои обещания, придётся добиваться своего через суд. Перед этим оцените здраво, сможет ли виновник заплатить вам в случае решения суда в вашу пользу. Например, если ваш сосед небогатый пенсионер, то маловероятно, что вы сможете с него что-то получить. С таким лучше договориться полюбовно и подписать соглашение, по которому он сможет отдавать вам деньги в комфортном для него режиме — так вы сохраните с ним нормальные отношения и не доставите пожилому человеку лишних волнений.
Оцените ущерб у эксперта. Чтобы подать в суд, нужно оценить ущерб «профессионально». Для этого пригласите независимого оценщика. Такого специалиста легко найти в интернете. Проверьте, что эксперт состоит в СРО и его ответственность застрахована. Подтверждающие это документы лучше запросить сразу, также специалист должен приложить их к своему отчёту. О стоимости услуг оценщика не беспокойтесь. Если вы выиграете дело, то суд взыщет эти расходы с соседа.
Напишите и отправьте досудебную претензию. Закажите выписку из Единого государственного реестра недвижимости, чтобы выяснить имя собственника — перед вами несёт ответственность именно он. Хотя, если потоп устроил квартирант, снимающий квартиру, владелец жилья может потребовать у него компенсировать ущерб. Но вас это уже не касается — вы будете решать вопросы с владельцем недвижимости.
В претензии подробно опишите ситуацию и свои требования, подтверждённые отчётом оценщика. Претензия составляется в свободной форме, главное — написать, кому и от кого она, чего вы требуете, указать стоимость оценки, приложить копии всех документов, на которые вы ссылаетесь. В претензии поставьте соседу разумный срок для решения вопроса мирным путем.
Отправьте претензию на имя собственника через почту России по адресу регистрации, если он вам известен, и по адресу квартиры, находящейся над вами. Сделайте 2 экземпляра описи вложений, где перечислите всё, что посылаете. Форму описи выдают прямо на почте, но вы можете заполнить и распечатать её заранее. Письмо должно быть ценным, для этого оцените претензию в 1 рубль, этого достаточно. После отправки письма вам вернут одну опись со штампом почты и выдадут чек. Сохраните их, это и есть документы, которые подтверждают отправление претензии. По трек-номеру с чека вы сможете отследить, где сейчас находится письмо, получил ли его сосед.
Чтобы ускорить дело, вы можете лично вручить претензию, но по почте отправить её всё равно надо — для суда у вас должно быть доказательство того, что вы отправляли претензию ответчику.
Если до получения претензии сосед не верил в серьёзность ваших намерений, а после понял, что суда не избежать и предложил пойти на мировую, не спешите радоваться. Подготовьте подробное соглашение о том, как он будет возмещать причиненный вред и расходы на оценку, пропишите неустойку за нарушение сроков, чтобы сосед не затягивал с оплатой.
Составьте и подайте иск в суд. Если собственник квартиры не отреагировал на претензию в тот самый разумный срок, который вы ему дали, или не получает её на почте, пишите исковое заявление в суд. Если вы сомневаетесь в своих силах, наймите юриста. Расходы на него можете включить в свое заявление, и в случае вашей победы с соседа взыщут и эти расходы.
Чтобы понять, куда подавать свое заявление, определитесь с суммой своих требований. Если вы хотите взыскать с соседа меньше 50 тысяч рублей, документы подаются мировому судье. Если сумма больше, то исковое заявление нужно нести в районный суд. Иск подается в суд по адресу ответчика: по месту регистрации, если оно вам известно, а если неизвестно, то по последнему известному вам месту жительства или по адресу квартиры. Название и адрес суда, в который нужно подавать исковое заявление, можно найти в интернете (например, на сайте Мосгорсуда).
Что можно просить в исковом заявлении:
Моральный вред нужно описать и обосновать: в красках расскажите суду, как авария и отказы соседа компенсировать её последствия заставили вас страдать, а у вас и так больное сердце и ранимая душа.
Готовый иск подпишите и отправьте ответчику по тем же адресам, по которым отправляли претензию, сохраните чек и опись от этой отправки.
А к исковому заявлению для суда приложите все копии документов, на которые вы ссылались в претензии и в иске, копию выписки из ЕГРН, копию претензии с доказательством того, что вы её отправляли (копии чека и описи), и копии чека и описи от отправки иска соседу. Сделайте 2 экземпляра заявления: когда вы будете подавать его в суд, канцелярия поставит на вашем экземпляре отметку о том, что иск принят.
После этого вы можете отслеживать ход дела на сайте суда. Чтобы получать информацию оперативнее, напишите в исковом заявлении свой телефон и адрес электронной почты. Так помощнику судьи будет проще связаться с вами и предупредить о назначенном заседании, они делают это часто и охотно.
Суд займет не меньше 2–3 месяцев. Если сосед будет возражать, приносить доказательства того, что он не виноват и т. д., то дело может затянуться на полгода и больше. В суде вам нужно будет объяснить все обстоятельства дела и отвечать на вопросы, поэтому если вы не уверены, что сможете выступить сами, наймите юриста, который сделает это за вас. Укажите сумму, потраченную на специалиста, в судебных расходах — их возместит ответчик.
Получите исполнительный лист и отдайте его приставам. Суд закончился, судья решил взыскать с соседа определённую сумму в вашу пользу, апелляция и кассация оставили это решение без изменений, оно вступило в силу, а сосед всё равно ничего не платит. Что же делать?
Нужно получить исполнительный лист и отнести его судебным приставам. Как написать заявление на выдачу исполнительного листа, вам подскажут в канцелярии суда. После этого документ могут выслать вам по почте или выдать на руки. Обязательно проверьте, верно ли все написано в листе: при перепечатке сумм из судебных решений бывают ошибки.
Если все правильно, отвезите документ в Федеральную службу судебных приставов по месту жительства ответчика. Чтобы понять, в какой территориальный отдел придется ехать, нужно найти его на сайте ФССП. Созвонитесь с приставом заранее, чтобы узнать часы приёма, так вы можете узнать, что ещё понадобится от вас, и расскажете о должнике: возможно, вы знаете, что у него есть машина или счёт в конкретном банке. Это облегчит приставу работу, а вас приблизит к восстановлению справедливости.
Вы затопили соседа. Что делать?
А если виновником аварии стали вы, и к вам уже ломятся в дверь разъярённые соседи?
Сохраняйте спокойствие. Даже если вам кажется, что соседи не правы и все преувеличивают, не нужно выходить из себя. Оставайтесь спокойным, насколько сможете, обмен оскорблениями еще никому не помогал мирно решить проблемы. Чем рассудительнее вы будете разговаривать с соседями, тем быстрее сможете перейти к конструктивному диалогу вместо обмена эмоциями. Покажите им, что в своей квартире вы уже сделали всё, что могли, чтобы больше никого не заливало.
Попросите акт о затоплении квартиры. Если соседи уже вызвали управляющую компанию и составили акт о затоплении, то попросите копию, внимательно её прочитайте и оцените сумму ущерба: готовы ли вы взять на себя эти расходы добровольно, или соседи преувеличили масштаб трагедии.
Осмотрите квартиру, сравните реальную ситуацию с описанной в акте и обязательно сами все сфотографируйте. Особенно если подозреваете, что у вас просто вымогают деньги.
Если управляющую компанию ещё не вызывали, сделайте это вместе с соседями, составьте вместе акт о затоплении. Проверьте всё, что записали в документ, сделайте фото и видео. Всё это может пригодиться в суде, если дело дойдёт до него.
Постарайтесь решить дело мирным путем. Если вы согласны с тем, что вам предъявляют соседи, то просто согласитесь возместить ущерб. Всё, что написано в предыдущем разделе о письменном соглашении про возмещение ущерба, касается и этой ситуации — зафиксируйте свои обязательства и размер причинённого вреда. Ещё лучше сделать отдельный акт об оценке причинённого квартире ущерба, в котором будет детально описано всё испорченное имущество и рассчитана сумма компенсации. Укажите, что размер ущерба определён окончательно, чтобы через неделю соседям не пришло в голову переоценить свой залитый потолок.
В соглашении о порядке возмещения ущерба зафиксируйте всё, что вы сделаете и укажите сроки. Оценивайте свои силы реально: лучше сразу чуть увеличить сроки, чем потом нарушить договоренность.
Как только вы выплатили и отремонтировали всё обещанное, подпишите с соседями акт об исполнении обязательство по соглашению. Акт можно составить в свободной форме, в нём напишите кто и когда его подписал, что вы сделали, какую сумму выплатили. Обязательно укажите, что соседи больше не имеют к вам претензий, а ущерб возмещён полностью.
Готовьтесь к суду. Если вы не согласны с требованиями соседей, готовьтесь к суду. Посмотрите, сколько стоят мебель, строительные и отделочные материалы, как у них в квартире. Обзвоните несколько оценщиков, опишите ситуацию и договоритесь о том, чтобы они оценили ущерб, если это понадобится. Сохраните их контакты.
Если вы получили по почте претензию, ответьте на неё. Даже если у вас не будет аргументов в свою пользу, вы лишний раз докажете, что всегда были не согласны с оценкой ущерба, а не просто избегали соседей и ответственности. Отвечать на претензию и отправлять ответ нужно так же, как и саму претензию, — письменно, по почте России, с описью вложений.
Доказывайте свою правоту в суде. Если на вас подали в суд, то лучше обратиться за помощью к юристам. Это сэкономит вам нервы и время и убережет от неверных шагов в судебном заседании.
Если возможности нанять юриста нет, попробуйте справиться своими силами. Почитайте Гражданский процессуальный кодекс, в нём подробно написано, какие права у вас есть, что вы можете делать на процессе и как нужно вести себя в суде.
Заявлять все ходатайства и предъявлять доказательства в свою пользу можно и устно. Принесите в суд сделанные вами фотографии аварии, подготовьте перечень возражений против размера ущерба и подготовьте информацию о ценах на испорченные вещи, если вы обнаружили, что они стоят дешевле, чем заявляют соседи.
Просите о назначении экспертизы. Если соседи сделали оценку ущерба у независимого оценщика, а вы с ней не согласны, заявите ходатайство о назначении другого эксперта. Тут и пригодятся контакты опрошенных ранее оценщиков, вы можете предложить суду их кандидатуры. А суд примет решение, назначать ли новую экспертизу и какого специалиста для этого выбрать.
Пробуйте договориться о мировом соглашении. Даже в суде до вынесения решения не поздно договориться о мирном решении конфликта. Если соседи подумали и предлагают вам новые условия возмещения ущерба, которые вас устраивают, — подписывайте соглашение и утверждайте его на суде.
Оспаривайте решение суда. Если вы проиграли суд и не согласны с его решением, вы можете его оспорить: сначала в апелляционной инстанции (пока оно не вступило в силу), и в кассационной (после вступления в силу). Суды редко меняют решение, принятое судом первой инстанции, но надежда на это есть всегда.
Исполните судебное решение добровольно. Заплатите соседям всё, что требуется по суду. Лучше сделать это добровольно, чем ждать, пока дело дойдет до приставов, и вам неожиданно заблокируют счёт в банке или наложат арест на машину. Обязательно сохраните доказательства того, что вы всё исполнили.
И больше не забывайте выключать воду в ванной.
Прорвало трубу между перекрытиями. Что делать?
Иногда трубу может прорвать в перекрытии, тогда у вас с соседями будет общий виновник — управляющая компания. Именно она отвечает за коммуникации до первого запирающего крана в квартире. Подробнее об этом вы можете почитать в законе (статья 162 Жилищного кодекса РФ).
Вызовите представителей управляющей компании для составления акта о затоплении. Пока ждёте специалистов, найдите договор с УК и отметьте конкретные пункты, в которых говорится об ответственности управляющей компании за состояние инженерных систем. На них можно будет сослаться в разговоре с сотрудниками УК. Настаивайте, чтобы они составили акт о затоплении, внимательно следите за тем, что в него вносят, снимайте весь процесс на фото и видео.
Если вы не согласны с тем, что написали представители управляющей компании, не подписывайте документ.
Добровольное возмещение ущерба УК или обращение в суд. Если добровольно управляющая компания ничего не возмещает, действуйте по «стандартному» плану, описанному выше: претензия — исковое заявление — суд. Адрес УК, по которому надо отправить претензию, а потом и иск, можно найти в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, на сайте налоговой.
Потоп в съёмной квартире. Что делать?
В первую очередь, конечно, нужно сообщить об аварии собственнику. Именно собственник отвечает за свою недвижимость.
Если виноваты НЕ вы:
Если виноваты вы:
По закону наниматель квартиры отвечает за вред, причинённый квартире во время его проживания, если только авария произошла не по вине собственника. Например, трубу прорвало из-за того, что хозяин квартиры вовремя не сделал капитальный ремонт. Капитальный ремонт — это обязанность собственника квартиры, а вот текущий ремонт должен делать наниматель. Прочитайте договор найма. Возможно, там прописано, как и когда вы должны возместить собственнику ущерб.
Помните: уйти от ответственности вряд ли не получится. У собственника есть всё те же «рычаги» давления: претензия — исковое заявление — суд.
Заключение
Потоп в квартире — довольно распространённая проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти каждый. Не важно, в качестве кого вы окажетесь в такой ситуации, самое важное — сохранять спокойствие и стараться решить все вопросы мирно. В суд идти ни вам, ни соседям не хочется, а жить в одном подъезде вы будете ещё, скорее всего, очень долго.