Пророк лермонтов о чем
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
1. История создания
Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.
Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.
Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.
Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.
Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.
2. Литературное направление
Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.
3. Род
Стихотворение можно отнести к философской лирике.
4. Жанр
Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.
5. Проблематика
Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.
6. Тематика
В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.
Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.
Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.
7. Идея
Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.
Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.
8. Пафос
Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.
Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.
Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.
9. Система образов
Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.
Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».
10. Центральные персонажи
Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.
Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.
Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.
11. Лирический герой
Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.
12. Сюжет
Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.
Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.
Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.
Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
13. Композиция
Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.
15. Размер, рифма, строфика
«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.
Поэт использует чередование мужской и женской рифм.
В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).
16. Средства художественной выразительности
Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.
Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.
Сравнение: “как птицы”
Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.
Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.
Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.
В двух последних четверостишиях используется также инверсия.
Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.
17. Значение произведения
Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.
Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»
18. Актуальность
Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.
Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.
Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.
19. Моё отношение
Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.
20. Чему учит произведение
«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.
Стихотворение и анализ «Пророк»
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Краткое содержание
И. Крамской. Христос в пустыне. 1872
Данное произведение является исповедью страдающего человека, которого отвергает общество. Если лирический герой Пушкина, находясь среди пустынных песков, пребывает лишь на самом «старте» своего длинного творческого пути, то романтический герой Лермонтова пытается исполнить своё предназначение, в результате чего оказывается в пустыне: он убегает, спасаясь от травли своих современников.
Живя в обществе людей, пророк чувствует себя гораздо больше одиноким, нежели в пустыне. Дарованный ему талант никого не интересует. Люди не желают слушать и понимать его слова: они не готовы узнать истину ни о себе, ни об окружающем мире. В общественных глазах пророк замечает только «страницы злобы и порока». В него, за «правды чистые ученья», люди бросаются камнями.
Пророк чувствует абсолютное спокойствие только среди пустынных песков: там ему покоряется любая «тварь земли». Даже ночные светила в виде звёзд внимают его мудрым речам. Когда же пророку доводится вновь оказаться в городе, он в очередной раз слышит циничные высказывания и горькие укоры. Пророка, словно диковинную зверушку, показывают детям в качестве образца недостойного поведения.
История создания
Лермонтов написал это замечательное произведение в 1841 году. Случилось это незадолго до трагической гибели поэта. Таким образом, данное произведение является последним в творчестве великого стихотворца. Публикация стихотворения случилась через год после его написания на страницах журнала «Отечественные записки».
Ко времени создания данного стихотворения отношения Лермонтова с высшим столичным обществом стали существенно хуже: дело в том, что к сложному и неуживчивому нраву поэта, добавились сложности в личной жизни и в карьере. Всё это отразилось на общем смысловом и эмоциональном направлении произведений, созданных в 1841 г. Литературоведы полагают, что написание данного произведения — следствие многолетней дискуссии между Лермонтовым и В.Ф. Одоевским. В этих спорах основным камнем преткновения была единственная тема — «Поэт и его общественное признание». Большинство специалистов справедливо считают, что «Пророк» является одним из самых лучших стихов Лермонтова.
Жанр, направление, размер
Данное произведение относится к жанру лирической исповеди: в нём явно заметны библейские мотивы. Стихотворные строки можно смело отнести к романтическому направлению литературы.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями. Происходит чередование женских/мужских рифм. При этом в шести строфах автор использует рифмовку перекрёстную, а в финальном четверостишии – опоясывающую.
Композиция
Стихотворение включает в себя семь строф. С композиционной точки зрения оно делится на три семантических сегмента:
Образы и символы
Образная палитра произведения представлена Лермонтовым в классической традиции:
Темы и настроение
Основная тема произведения – одиночество нестандартной личности в условиях жестокого социума, противопоставление толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а лютая травля – вот та цена, которую готово платить общество пророку за то, что он несёт в мир идеи любви и добра. Настроение стихотворения характеризуется трагическим пафосом. Неспособность достойно исполнить свою гуманную миссию делает пророка глубоко несчастным человеком.
Основная идея
Главная идея произведения заключается в следующем: творческий человек всегда чувствует себя изгоем в обществе. Он изначально обречён на непонимание и одиночество. Творец может быть счастлив лишь наедине с Богом, вдали от людей. Лермонтов стремится продемонстрировать нам, насколько может быть несправедливым общество к тем людям, которые от рождения «поцелованы Богом».
Средства выразительности
В произведении Лермонтов использует следующие средства художественной выразительности:
Анализ стихотворения Лермонтова «Пророк»: тема и идея произведения
В анализе стихотворения Лермонтова «Пророк» рассказывается об истории создания произведения и его особенностях. Тема свободы и ее непостижимость всегда была одной из самых важных в лирике творца. «Пророк» словно стал последней каплей страданий Михаила Юрьевича. В нем звучит протест против непонимания общества. Лермонтов поведал читателю, какой оказалась судьба поэта-пророка.
История создания
Михаил Юрьевич написал «Пророка» в 1841 году незадолго до своей кончины. Это стихотворение стало последней работой в жизни творца. До этого автор переживал множество перемен и потрясений. У Лермонтова ухудшились отношения с общественностью, появилась неудовлетворенность карьерой и были проблемы в личной жизни. Он ушел в отставку и строил планы, что все свое время посвятит литературному творчеству.
К моменту написания «Пророка» автором было создано множество произведений, поэтому он хорошо понимал, кто такой поэт для народа. В стихотворении он задумался о своем жизненном пути и творческом наследии.
Существует теория, что произведение было рождено, как результат споров Лермонтова с писателем Владимиром Одоевским. В центре горячей дискуссии двух творческих людей была тема поэта и его признания.
Стихотворение было впервые опубликовано в 1844 году в литературном журнале «Отечественные записки». Это произошло спустя 3 года после даты смерти поэта.
Основная тема и идея
Главная идея стихотворения — следовать своему предназначению, несмотря ни на что. Людям не всегда приятно слышать правду о себе, особенно если она обличает их пороки, но все-таки кто-то должен об этом говорить. И этим человеком является поэт-пророк. Он живет в этом мире, чтобы помочь злым и завистливым людям начать жить в гармонии с миром и окружающим. Лирический герой произведения осознает, что это непростая задача, но на пути к достижению благой цели он готов пережить все трудности и преграды, потому что сам Бог призвал его на это служение людям и в этом смысл его жизни.
Мысли, изложенные в произведении, были лично выстраданы Лермонтовым, поскольку ему самому часто приходилось сражаться на дуэлях, отстаивая свое право на честность суждений. Одно из таких сражений и стало последним в жизни поэта.
В произведении Михаил Юрьевич поднимает несколько важных вопросов.
Все темы и проблемы расписаны в краткой форме:
То, что описывал Лермонтов в произведении, происходит и в реальной жизни. Правдивые и искренние стихотворения критикуют, а их авторов отправляют в ссылку.
Однако за труд поэтов и их старания проповедовать толпе они все равно получат признание, даже если это произойдет после смерти.
Образы и символы
Появление в произведении образа пророка объясняется историей рода Лермонтовых.
Существует легенда, согласно которой предок автора — Томас Лермонт, что когда-то жил в Шотландии в XIII, был ясновидцем.
В XVI столетии его потомок, Георг Лермонт оказался в России и тем самым дал начало роду Лермонтовых.
Лирический герой в стихе предстает зрелой и полноценной личностью. Пророк не злится на людей или свою судьбу, но он возрадовался, отыскав себе пристанище — пустыню. Она символ места, в котором на человека снизошло божественное откровение.
Поэт создал образ, похожий на юродивого. Это был нищий странник, который отказался от всего земного ради служения господу.
Жанр, направление и размер
Михаил Юрьевич в создании стихотворения обращался к библейским сюжетам, потому что во времена романтизма талант поэта считался даром от Бога, поэтому работа Лермонтова похожа на книгу пророка Иеремии, так как она также близка к легенде.
Жанр произведения — лирическая исповедь. Стихотворный размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Стих написан в спокойной, неспешной манере.
Ряд литературных критиков посчитало произведение прощальным, ведь оно словно стало пророчеством для автора. Уже через несколько месяцев он ушел в мир иной от озлобленности людей, непонимания и слухов.
Мотив пророка часто использовался в русской литературе. До Михаила Юрьевича к образу пророка обращался Пушкин, у него было стихотворение с таким же названием. Лермонтов начал свое произведение с последних строк Александра Сергеевича. Оба поэта писали от первого лица, поэтому кажется, что он продолжает его идею.
После к теме пророка обращались и другие поэты — Розегейм, Некрасов, Плещеев.
Композиция стихотворения
Произведение состоит из семи четверостиший. Композиция произведения делится на 3 части, содержание каждой из них можно кратко расписать:
Когда в редкие дни поэт заходил в город, он старался делать это незаметно без лишнего внимания. Но он все равно слышал, как люди обсуждали его и тыкали пальцами.
Средства художественной выразительности
Стихотворение написано очень в эмоциональной манере.
В анализе «Пророка» Лермонтова нельзя не заметить, что произведения поэта чаще всего романтичны и печальны, но это пропитано трагизмом и обреченностью.
Михаил Юрьевич использовал художественные приемы:
В стихотворении автор использует выражение «Посыпал пеплом я главу», которое впервые было употреблено в Ветхом Завете. Это указывает на отчаяние пророка. Присутствует в тексте также сравнение поэта и птицы. Во втором, третьем и четвертом четверостишьи несколько строк начинаются союзом «И». Этим Лермонтов пытался указать на связь пророка с Богом, поскольку в Библии некоторые стихи также начинаются с этого слова.
Размышления о предназначении поэта и поэзии — тема произведений многих авторов, помимо Лермонтова. Какова цель литературных творений и в чем заключается миссия писателя — вопрос, который до сих пор вызывает бурные обсуждения.
Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс
Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.
В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».
В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.
При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли. Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». «Пророк» — одно из последних произведений, символическое прощание поэта В стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания. Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.
Пророк
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.
Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).
В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинского пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пушкинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками. Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, лишенное пушкинского оптимизма. У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова пророк изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конфликте достойного, мыслящего человека со средой. Пушкин в своем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно богатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек обречен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой находит созвучие своим чувствам и мыслям.
Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.
Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выделить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вторая часть — описание гармоничного, благодатного существования героя в пустыне. Первая и вторая часть контрастны по своему настроению — миру людей автор противопоставляет мир природы. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство презрения, которое испытывают к пророку «старцы». В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Таким образом, стихотворение имеет кольцевую композицию.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолюбивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «пророк», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придающие речи торжественность, взволнованные интонации.
Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии поэта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к лучшим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…».
История написания
Стихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели — 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора.
Опубликовано впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году. Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения.
В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом. Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя.
Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию. Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».
Текст «Пророк» М.Лермонтов
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!»
Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия
Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца.
С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.
Признак скорби, потери и неверия
Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.
И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.
Сюжет
Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.
Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.
Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.
Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!
Два разных пророка
В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично.
Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.
Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.
Особенности поэтического произведения
Написано стихотворение от первого лица. Жанр – лирическая исповедь. В стихотворении раскрывается внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром. Это подтверждает уединение поэта в пустыне, рассуждения его о проблемах бытия, греховности, ясность рассуждений и мыслей. Его мучат упрёки, непонимание окружающих. Прослеживается разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше. Он даже смиряется с возможностью раннего ухода. Библейские мотивы пронизывают всё произведение. Повествование является сюжетным.
Основы стихосложения
Размер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким.
Лексика отличается богатством и разнообразием. Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба. Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты.
Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии. Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».
Своеобразие композиции
Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.
Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.
У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.
Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта. Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.
История создания
Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”.
Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.
Это поспособствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.