Пропустили срок подписания контракта на площадке что делать 44 фз
Пропустили срок подписания контракта на площадке что делать 44 фз
Что будет, если не подписать контракт по №44-ФЗ в регламентные сроки
Участников Государственных закупок на каждом этапе подстерегает множество опасностей. Любая, даже легко поправимая, на первый взгляд, ошибка может повлечь серьёзные последствия. В сегодняшней публикации мы поговорим о пропуске регламентного срока подписания контракта победителем электронной процедуры по №44-ФЗ.
Сразу обращаем внимание, эта статья не о том, как избежать подписания контракта в принципе. Мы рассказываем о том, как минимизировать негативные последствия для вашей организации в случае, если вы пропустили, забыли или не смогли подписать контракт в силу каких-либо технических причин.
Для тех, кто не имеет желания или времени читать длинный текст, представляем компактный схематичный алгоритм, которого следует придерживаться в такой ситуации:
Итак, ваш срок на подписание истёк. Что теперь будет?
Существует 3 возможных исхода этой ситуации:
1) Хороший: вам всё-таки удастся заключить этот контракт с заказчиком.
2) Средний: заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта.
3) Плохой: заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта, и вы попадёте в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Что делать?
2) В связи с этим, необходимо сразу же связаться с заказчиком и уведомить его о сложившейся ситуации. Вы должны убедить заказчика в своей готовности заключить и добросовестно исполнить контракт и в отсутствии намерений уклоняться. Обращаем внимание, что все ваши действия вы должны будете впоследствии подтвердить в УФАС и, возможно, суде, поэтому дублируйте телефонные переговоры официальной перепиской по электронной почте.
Если заказчик к вам расположен, пойдёт навстречу и со своей стороны просто подпишет контракт, на этом всё и закончится. Реализуется хороший исход, и вы отделаетесь лёгким испугом.
3) Если площадка не позволяет вам или заказчику подписать контракт после истечения регламентного срока, но заказчик не горит желанием наказать вас за халатность, а по-прежнему хочет видеть вас в качестве подрядчика, составьте с ним разговор, чтобы он позвонил на ЭТП и попросил вернуть функционал подписания контракта. Вероятность небольшая, но может сработать. Учитывая, что это последняя надежда на хороший исход, попробовать всегда стоит.
4) Если ничего из вышеописанного не получилось, готовьтесь к тому, что заказчик признает вас уклонившимся от заключения контракта. Даже не имея к вам негативного настроя, при отсутствии технической возможности заключить контракт с вами, он будет вынужден признать вас уклонистом, чтобы заключиться с другим участником. Более того, закон обязывает заказчика передать ваши данные в УФАС для принятия решения о включении вас в РНП.
При таком раскладе, смиритесь с тем, что этот контракт вы теперь заключить никак не сможете. Все ваши усилия с этого момента должны быть направлены на то, чтобы не попасть в РНП, ведь в этом случае вы потеряете средства, внесённые в качестве обеспечения заявки, и не сможете участвовать в Госзакупках в течение 2-х лет.
5) Есть небольшая вероятность, что заказчик после признания вас уклонистом в нарушение закона по какой-либо причине не направит ваши данные в УФАС. В таком случае для вас реализуется средний исход, и всё закончится.
6) Если же заказчик сделал всё в соответствии с требованиями закона, вскоре вы получите уведомление о заседании по рассмотрению вопроса о включении вас в РНП. На заседании придётся доказать, что ваше уклонение произошло по независящим от вас обстоятельствам или объяснить, что вы совершили ошибку, которую потом всеми силами пытались исправить.
Ни в коем случае не рекомендуем признавать, что вы «просто забыли подписать» или употреблять любые формулировки, которые могут свидетельствовать о вашем изначальном нежелании заключать контракт. Такая позиция гарантирует вам плохой исход.
Выводы и советы
Нарушение регламентного срока подписания контракта — одна из ситуаций, которую значительно легче не допустить, чем разрешить без последствий. Усилия и ресурсы, потраченные на урегулирование, всегда будут многократно превышать затраты на контроль и стратегическое планирование действий.
Для предупреждения срыва срока в результате банальной поломки оборудования, можно взять за правило никогда не оставлять подписание контракта на последний день.
Если заказчик уже признал вас уклонившимся, ни в коем случае не портите с ним отношения. Если он настроен к вам негативно, старайтесь всеми силами восстановить доверие. Меньше всего на этом свете вам нужно, чтобы после заседания в УФАС, на котором вас не включат в РНП, заказчик из принципа пошёл в суд, пытаясь отменить это решение, поскольку считает, что на рынке нет места такому недобросовестному поставщику как вы.
Параллельно с обжалованием решения УФАС о включении в РНП в суде, вероятно, стоит открыть новое юридическое лицо для продолжения участия в закупках. Если изначальную компанию освободить из реестра так и не получится, сможете продолжать работать от новой.
Если у вас остались вопросы или требуется юридическая поддержка на любом этапе описанного процесса, пожалуйста, обращайтесь к нам за консультацией! До встречи в ЕИС!
Вы просрочили подписание Контракта. Алгоритм действий. Часть 1
В ситуации, когда допущена просрочка подписания Государственного или Муниципального контракта, может оказаться даже самый добросовестный участник Контрактной системы-поставщик товаров, работ, услуг. Главное: сохранять спокойствие и понимать, то сама по себе эта ситуация не влечет внесения Вас в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Предлагаю Вам верный, не раз опробованный на практике, выстроенный с учетом требований законодательства, алгоритм действий. Данная запись в первую очередь ориентирована на контракты, заключаемые по итогам электронных аукционов.
Никто не поспорит, что в нынешний кризисный период самым платежеспособным и наделжным партнером являеся Российская Федерация. Поэтому именно в последние годы предприниматели во всех сферах и отраслях стали активными участниками конрактной системы.
Не вдваясь в аргументацию, обращаю Ваше внимание, что если Вы являетесь активным участником так нзываемых «тендеров», юрист со специализацией в сфере торгов и закупок Вам просто необходим. А, поскольку Вы читаете эту запись, скорее всего, Вы уже просрочили подписание контракта, и Вам нужно заняться поисками специалиста-юриста сразу, как Вы дочитаете ее до конца.
Закончим с «лирикой» и перейдем к делу.
Если неподписание Контракта в регламентированный срок не было вызвано намеренными и осознанными действиями, направленными на неподписание контракта (именно эта ситуация является самой распространенной), о пропуске срока подписания Контракта вы скорее всего узнаете из звонка Заказчика.
Немного нормативного обоснования. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона «О контрактной системе» в реестр недоброссовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 70 Закона «О конрктной системе» победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил Заказчику подписанный проект контракта или направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона «О конрактной системе», по истечении 13 дней с даты размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.
Таким образом, в случае, если Вы пророчили подписание Контракта, но 13 дней с момента размещния протокола подвения итогов еще не истекли, Вы имеете возможность направить протокол разногласий. В таком случае, оснований считать Вас уклонившимся от заключения контракта нет.
Что делать в ситуации, когда возможности направить протокол уже нет, будет описана во второй части статьи.
Как избежать внесения в РНП, если не подписать контракт в срок
Поставщик выиграл аукцион, но не подписал в положенные сроки подготовленный заказчиком контракт. В соответствии с законом он должен подвергнуться наказанию в виде занесения в РНП, что означает невозможность принимать участие в торгах и серьёзные репутационные потери. Как победителю аукциона доказать свою невиновность в срыве подписания контракта? Велики ли у него шансы избежать занесения в реестр недобросовестных плательщиков?
Рассмотрим на реальных примерах, какие аргументы в свою пользу приводят поставщики в судах.
Сломался компьютер и перестала работать электронная подпись
Отказ компьютера загружаться или правильно работать – случай пренеприятный для любого пользователя. А что уж говорить о служебных компьютерах, которые содержат множество важнейших документов и программ, в том числе и электронную подпись юридических лиц.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Поставщик, который попал в такую неприятную ситуацию, для доказательства своей невиновности представил в ФАС следующие документы:
УФАС по Хабаровскому краю рассмотрела этот случай и признала, что поставщик не собирался уклоняться от подписания контракта, и не заслуживает занесения в РНП.
Документ: Решение Хабаровского УФАС России от 26.08.2020 по делу № 7-3/382.
Сломалась электронная подпись
Победитель тендера не подписал договор и не предоставил в срок обеспечение из-за поломки ЭП. Чтобы доказать свою невиновность, он направил в ФАС следующие документы:
ФАС посчитала эти объяснения неубедительными, аргументируя тем, что новую электронную подпись можно было получить за сутки, и вынесла решение о внесении его в РНП. Суд первой инстанции согласился с ФАС, оставив её решение в силе.
Но апелляционный суд встал на сторону плательщика, посчитав, что у него не было намерения уклониться от заключения договора, и вынес решение о невключении его в РНП.
Документ: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 по делу № А70-2014/2020.
Отключение электроэнергии в офисе
Победитель аукциона объяснил отсутствие его подписи на контракте отключением электроэнергии в офисе. В подтверждение своей невиновности представил следующие доказательства:
Московское УФАС осталось глухо к этим аргументам, и внесла плательщика в РНП.
Суд, напротив, счёл доводы победителя конкурса заслуживающими внимания, и отменил решение ФАС.
Документ: Постановление АС Московского округа от 22.07.2020 по делу № А40-143728/2019.
Отсутствие в реестре банковской гарантии
Не обнаружив в реестре банковскую гарантию, заказчик посчитал поставщика уклонистом, и проинформировал ФАС. Антимонопольная служба внесла его в РНП.
Для доказательства своей невиновности поставщик представил следующие аргументы.
В ответ на решение ФАС о внесении его в РНП поставщиком была подана жалоба в суд. Ознакомившись с представленными им документами, судья признал правоту истца и вынес решение об исключении его из РНП. При этом суд руководствовался следующими фактами.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 30.10.2020 по делу N А83-636/2020.
Как избежать РНП
Чтобы не попасть в РНП, и не полагаться на «милость» ФАС и суда, рекомендуется соблюдать следующие правила:
Необходимо помнить, что кроме ФАС есть ещё и суд, решение которого имеет большую силу, чем постановление антимонопольной службы. Обязательно присутствуйте на рассмотрении дела – это покажет добросовестность поставщика.
Как правильно соблюсти мораторий на заключение контракта в рамках Закона №44-ФЗ
Важным условием процедуры заключения контракта, является запрет на заключение контракта в сроки, установленные частью 9 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ. В частности, контракт может быть заключен по результатам конкурсов и аукционов в электронной форме не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе итоговых протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола. При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
Обратите внимание на то, что в этом моратории отсутствует крайний срок подписания контракта, как это есть, например, в части 15 статьи 3.2. федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», где указано, что договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
В связи с чем заказчикам по Закону №44-ФЗ следует ориентироваться на саму процедуру заключения контракта, которая предполагает выполнение ряда пошаговых действий в сроки, установленные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ.
Нарушение процедуры заключения контракта заказчиком, а также уклонение заказчика от заключения контракта влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ.
Для соблюдения процедуры заказчик первым делом направляет победителю электронных конкурса, аукциона, запроса предложений проект контракта через единую информационную систему, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов, а в случае проведения запроса котировок или закупки малого объема в электронной форме не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов.
В данном случае следует обратить внимание на фразу «с даты», которая означает, что срок пять дней начинает течь со следующего дня после размещения итогового протокола.
При этом срок исчисляется в календарных днях, поскольку в норме нет оговорки о том, что дни рабочие, а это значит, что в срок входят как рабочие, так и выходные (праздничные) дни.
В связи с чем возникает вопрос: «Как быть в случае, если последний день срока выпадает на выходной (праздничный) день?».
В таком случае надо ориентироваться на статью 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в силу которой если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. То есть, если последний день срока выпадает на субботу или воскресенье, то направить контракт заказчик может в понедельник, если он является рабочим днем.
Победителю электронных конкурса, аукциона, запроса предложений на подписание проекта контракта отводится пять дней с даты с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта, а в случае проведения запроса котировок или закупки малого объема в электронной форме победитель должен подписать контракт не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта.
Ситуация с исчислением сроков для подписания проекта контракта победителем аналогична с той, что была рассмотрена для направления проекта контракта заказчиком. В случае, если последний из пяти календарных дней срока или день, следующий за днем направления проекта контракта победителю запроса котировок или закупки малого объема в электронной форме, выпадает на выходной (праздничный) день, то подписать проект контракта победитель может в понедельник, если он является рабочим днем.
Таким образом, если срок для выполнения определенного действия указан в рабочих днях, то выходные (праздничные) дни в расчет не берутся, а если в календарных днях, то берутся, но с учетом статьи 193 ГК РФ.
Указанным подходом следует также руководствоваться в случае, если победитель электронных конкурса, аукциона, запроса предложений направит заказчику протокол разногласий. В таком случае у заказчика будет три рабочих дня на рассмотрение протокола разногласий и ответ победителю с даты направления протокола разногласий, а у победителя будет три рабочих на подписание проекта контракта, направленного заказчиком после рассмотрения протокола разногласий.
Наиболее интересный момент связан со сроком подписания проекта контракта заказчиком, поскольку здесь конкурируют две нормы части 7 и 9 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ.
Первая норма указывает на то, что контракт должен быть заключен в течение трех рабочих дней с даты подписания проекта контракта победителем. Вместе с тем, на момент окончания указанного срока может не пройти срок моратория в десять дней. В связи с чем, заказчику при таких условиях подписывать контракт рановато, но вот единая информационная система так не думает и уведомляет заказчиков, которые подписывают контракт по истечении трех рабочих дней с даты подписания контракта победителем о нарушении срока, предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ. Обращать внимание на эти уведомления не стоит, поскольку заказчику в любом случае надо соблюсти мораторий в десять дней с даты размещения итогового протокола.
С днем окончания моратория тоже не все так просто, поскольку помимо интересов победителя и заказчика в процессе заключения контракта надо учитывать интересы тех участников, что не стали победителями и их право на обжалование результатов закупки, предусмотренное частью 1 статьи 105 Закона №44-ФЗ.
По данному вопросу имеется административная практика. В частности, в решении Московского УФАС России по делу № 077/07/00-15047/2020 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров от 10.09.2020г. отражена позиция о том, что если последний день моратория выпадает на нерабочий (выходной или праздничный) день, то его окончание следует переносить на ближайший следующий за ним рабочий день. В таком случае контракт может быть подписан не на одиннадцатый, а на более поздний срок.
Логика которой, возможно, руководствуются контрольные органы состоит в том, что в течение срока действия моратория в отношении проведенной закупки может быть подана жалоба, и поскольку последний день срока выпадает на выходной день участники закупки должны иметь возможность подать жалобу в ближайший за ним рабочий день, а заказчик должен воздержаться от заключения контракта в этот день.
Вместе с тем, в отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ срок обжалования результатов закупки в действующей редакции Закона №44-ФЗ составляет не десять, а пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов. В связи с чем не ясно чьи права и законные интересы нарушает заказчик при подписании контракта в нарушение правила статьи 193 ГК РФ о переносе даты окончания моратория на ближайший рабочий день. Если заказчик оказывается в подобной ситуации советуем уточнить позицию по данному вопросу контрольного органа, которому он подконтролен.
Антимонопольное регулирование
Добрый день!
У меня вопрос по 44 ФЗ. Что ждать заказчику если он просрочил отправку контракта на 8 часов? должен 11, а отправлен 12 в 8.00, признан факт нарушения на площадке. И правда ли, что данные о нарушениях с площадки автоматически направляются в ФАС? Спасибо
Анализ положений Закона №44-ФЗ позволяет придти к выводу о том, что ответственность заказчика за совершение указанного нарушения будут зависеть от квалификации таких действий контролирующим органом.
Если указанные действия будут квалифицированы как нарушение сроков заключения контракта, то размер штрафных санкций составит 50 тысяч рублей (ч.3 ст.7.32 КоАП РФ). Однако вопрос о том, правомерна ли будет данная квалификация, является неоднозначным и ответ на него зависит, прежде всего, от способа определения поставщика.
Если способом определения поставщика был электронный аукцион, то действия заказчика по размещению в единой информационной системе (на официальном сайте) проекта контракта для подписания будут являться составной частью процедуры заключения контракта (ч.2 ст.70 Закона №44-ФЗ). В связи с чем, нарушение срока размещения проекта контракта на электронной площадке может быть квалифицировано как нарушение сроков заключения контракта, за которое ч.3 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей. Если же рассматривать действия заказчика как направление проекта контракта победителю конкурса для подписания, то можно прийти к другим выводам.
Порядок заключения контракта по результатам конкурса (установлен в статье 54 Закона) предусматривает совершение определенных действий на всех этапах, начиная с подписания контракта победителем и заканчивая последующим подписанием контракта заказчиком, после чего контракт будет считаться заключенным. Направление же заказчиком проекта контракта для подписания победителю конкурса согласно части 2 статьи 54 Закона №44-ФЗ связано с процедурой рассмотрения и оценки заявок. Нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, в виде штрафа в размере одного процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более 30тысяч рублей. Таким образом, если заказчиком нарушен срок направления для подписания проекта контракта по результатам аукциона, штраф может составить 50 тысяч рублей, если аналогичное нарушение совершено при проведении конкурса, размер штрафа может составить один процент начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Что касается автоматического направления информации о нарушениях с площадки в ФАС России, то следует отметить, что в настоящий момент взаимосвязь оператора электронной площадки и контролирующего органа не осуществляется настолько, чтобы автоматически фиксировать подобные случаи. Во-первых, в работе оператора электронной площадки используются автоматизированные информационные системы, которые даже при бесперебойном функционировании не могут гарантировать во всех случаях отсутствие правовых ошибок. Во-вторых количество подобных случаев в масштабах Российской Федерации настолько велик, что контролирующий орган не мог бы отреагировать на все в силу объективных обстоятельств.
Свиридов Дмитрий Викторович
Юрист-эксперт антимонопольной практики
Группы Компаний «URC Group».
Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС
подробнее.