Пропустил намаз что делать
Как быть, когда пропущенных намазов слишком много?
Возмещение пропущенных намазов является одним из важных вопросов для верующих. Особенно этот вопрос волнует тех, кто не совершал намазы в определённое время, а потом принёс искреннее покаяние и желает освободиться от своих долгов.
Абсолютное большинство учёных-богословов (джумхур) согласны с тем, что мусульманин, пропустивший обязательные намазы со дня своего совершеннолетия, вне зависимости от того, по какой причине (по уважительной или без уважительной), должен возместить их.
Верующий должен возместить пропущенные намазы как можно скорее, как бы много их ни было. Если намазы были пропущены по уважительной причине, он имеет право на отсрочку их возмещения, а те намазы, которые были пропущены без уважительной причины, необходимо возмещать безотлагательно, в срочном порядке.
Такой человек должен тратить всё своё свободное время на возмещение намазов, пропущенных без уважительной причины. Исключением является время, которое он вынужден тратить на самое необходимое: сон, зарабатывание средств для обеспечения себя и близких.
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Аль-Хатиб Аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Пропущенные намазы желательно возмещать в срочном порядке, если они были пропущены по уважительной причине, например, из-за сна или по забывчивости, и обязательно возмещать в срочном порядке, если они были пропущены БЕЗ уважительной причины (по лени и т. д.), согласно наиболее аргументированному мнению (аль-асахх).
Желательно (суннат) также соблюдать последовательность в возмещаемых намазах, совершив сначала пропущенный утренний (фаджр) намаз, а потом пропущенный полуденный (зухр) и так далее, чтобы избежать полемики среди тех учёных, которые считают это обязательным.
Также желательно при возмещении намазов (пропущенных ПО уважительной причине), совершать их раньше своевременных, если нет риска пропустить время своевременной молитвы, подражая порядку совершения своевременных молитв, и чтобы избежать полемики тех учёных, которые считают это обязательным. (Такое опережение желательно, даже если есть риск из-за этого пропустить своевременный джамаат-намаз).
Ведь передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) из-за интенсивных военных действий в день битвы у рва (хайдака) пропустил послеполуденный (‘аср) намаз и совершил его после захода солнца, а после него совершил вечерний (магриб) намаз. Этот хадис передаётся в сборниках достоверных хадисов («Сахих») Бухари (596) и Муслима (631)».
Далее Аль-Хатиб Аш-Ширбини пишет:
«Примечание: выше написано о желательности соблюдать последовательность в возмещаемых намазах обобщённо. Но это решение действительно только в тех случаях, когда все возмещаемые намазы были пропущены по уважительной причине или же когда они все пропущены без уважительной причины.
Если же часть этих намазов была пропущена по уважительной, а другая – без уважительной причины, то обязательно следует в срочном порядке сначала возместить намазы, пропущенные без уважительной причины, [а потом пропущенные по уважительной причине], как было сказано выше.
Также обязательно совершать намазы, пропущенные без уважительной причины, раньше своевременных намазов, если при этом остаётся время для совершения своевременного намаза».
Если пропущенных намазов у человека так много, что он не в силах возместить их в срочном порядке из-за своей слабости, болезни или риска заболевания, утомления, изнеможения или причинения вреда имуществу из-за того, что ему придётся всё время возмещать намазы, то в таких случаях разрешается отсрочка их возмещения на время, необходимое для устранения этих проблем.
В таких случаях, как поиск пропитания для себя и для тех, кого человек должен обеспечивать, он может возмещать пропущенные БЕЗ уважительной причины намазы в свободное от этих дел время после каждой обязательной молитвы, сколько он может и насколько ему позволяет время.
Таким образом следует возмещать все пропущенные намазы, пока человек не будет уверен, что у него не осталось ни одной пропущенной молитвы. Если человек точно возместит все пропущенные намазы, его совесть будет чиста.
Также учёные-богословы указали на то, что человек, пропустивший без уважительной причины намазы, должен совершать только обязательные намазы. До возмещения таких намазов ему не разрешается совершать любые желательные богослужения, даже суннат-намазы, в том числе ратибаты, то есть вместо этих суннат-намазов нужно возмещать обязательные намазы, пропущенные без уважительной причины.
Если же обязательные намазы были пропущены по уважительной причине, например, из-за сна, по забывчивости и т. д., то совершать желательное богослужение, в том числе суннат-намазы, разрешается, а также позволено тратить свободное время на что-то другое.
Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:
«Тому, кто должен возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины, не разрешается тратить своё свободное время ни на что, кроме как на возмещение этих намазов. Не разрешается тратить время даже на желательные деяния.
Исключением из этого может быть время, которое он вынужден тратить на сон и т. п., добывание средств для обеспечения тех, кого он обязан обеспечить, или на другие обязанности, если отрезок времени, отведённый на их совершение, истекает, и есть риск их пропустить».
Каждый верующий обязательно должен успеть до своего смертного часа восполнить все пропущенные намазы. Ему также следует делать твёрдое намерение восполнить все эти пропущенные намазы до того, как он покинет этот мир.
Если человек знает количество намазов, которое он пропустил, он должен возместить столько намазов, сколько пропустил. А в случае, когда неизвестно, сколько пропущено намазов, следует совершать их до тех пор, пока не будет уверенности в том, что он восполнил их все.
Пропущенные намазы можно возмещать в любое время суток, даже в те моменты, когда нежелательно совершать намаз (после утреннего намаза, во время восхода солнца, когда солнце в зените, после аср-намаза и во время заката). Поэтому нужно спешить как можно быстрее в срочном порядке возмещать все долги по намазам.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Восполнение пропущенных намазов
Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.
Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]»[1]. В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности[2].
Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв[3], рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.
Аспекты по теме
1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую[4]. Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.
Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом)[5].
2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов[6].
3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность[7].
В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время[8].
4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов[9]. Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.
5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна)[10]. Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.
Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.
Кто должен восполнять, а кто – нет
1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.
2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит[11], ничего не восстанавливает.
3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.
Сочетание долговых молитв с дополнительными
По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву[12].
Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну[13].
Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).
Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.
Путник и восполняемые намазы
Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.
Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.
Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются[14].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».
[2] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.
[3] Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.
[4] См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.
[5] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.
[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.
[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.
[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.
[10] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.
[11] Неофит – новый приверженец определенной религии.
[12] Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.
[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.
[14] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.
Восполнение пропущенных намазов
Раздел о пропущенных намазах:
Об оставлении намазов и о наказаниях на том свете тех, кто пренебрегает ими было рассмотрено нами в предыдущих статьях, из коих следовало, что оставлять намазы или же пренебрегать ими категорически не разрешается по шариату. Сейчас речь пойдет о тех наказаниях, которым подвергнутся на этом же свете оставившие намазы люди.
Относительно человека, оставившего намаз преднамеренно имеются разные мнения имамов, одни даже говорят, что он впадает в неверие независимо от того, что он его оставил, признавая или не признавая его, а другие говорят, что этот момент нужно уточнить, оставил ли он намаз, не признавая его обязанность или из-за своей лени. По шафиитскому мазхабу человек не выходит из религии оставлением намаза, если не отрицает его обязательность или не умаляет его достоинство, а оставил из-за лени. Но в любом случае, ему от наказания не уйти, если не покается и не возместит всё, и казнят его с окончанием времени совершения намаза или времени совместного совершения некоторых из них. Например, если человек оставил обеденный намаз, то его казнят после захода солнца, так как обеденный и послеобеденные намазы в некоторых случаях совершаются вместе совмещённо. А если оставленный им намаз утренний, то при восходе солнца.
Примечание:
Нужно обратить внимание на то, что человека за оставление намаза не накажут, если в течение времени данного намаза у него никто не требовал совершить его, и если ему не угрожал имам или его заместитель, что, если он не совершит молитву, то его накажут при истечении времени данного намаза. Правом таким обладает имам или его заместитель.
Его хоронят как мусульманина со всеми почестями. Желательно у такого человека попросить, что бы он покаялся и возместил намаз. А если намаз оставил, отрекшись от него, не признавая его обязанность, то такого казнят как неверного и на мусульманских кладбищах тоже не хоронят, так как он выходит из ислама из-за пренебрежения к важнейшей из его составных частей. Но такое решение в исполнение не приводится в тот же час, а только после трёхдневного заключения его под арест и дав ему возможность подумать над содеянном. В наши дни такие санкции относительно оставляющих намазы применяются в некоторых арабских странах. Но человек должен знать и понимать, что оставлением намаза он становится приговорённым к смерти, приведут её в исполнение или нет. В множестве немусульманских стран мусульмане не практикуют данные решения, так как в любой стране свой устав и свои законы.
Если намазы оставлены без причины, то нужно немедленно приступить к возмещению и направить все своё время на это, за исключением времени, необходимого для жизненно важных моментов: приём пищи, питья и тому подобное. Такому человеку запрещается совершение желательных намазов, пока он не возместит пропущенные обязательные.
А тот, кто пропустил намаз вследствие овладевшего сна или забывчивости неотложно возмещает в желательном порядке. Возмещать намазы следует непосредственно перед своевременными. Таков порядок возмещения пропущенных намазов.
Намазы, пропущенные без причин нужно возмещать раньше пропущенных по определённой причине. Но, если пропущены все, без причин или с причиной, то желательно соблюдать при возмещении такой порядок, например: возмещать утренний перед обеденным и так далее.
Мухаммад Халиков
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как именно восполняются пропущенные намазы?
Вы когда-нибудь задумывались о том, как будете возвращать и восполнять все пропущенные фарды? Вы думали о том, какие последствия могут ожидать за это в День Суда?
В Коране Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» [4:103].
Все обязательные намазы по предписанию Всевышнего Аллаха должны быть совершены в период определенного времени. Если же по какой-либо причине намаз не совершается в свое предписанное время, он должен быть совершен в ближайшее возможное время, соблюдая правила совершения каза-намаза. Восполнение не совершенной вовремя молитвы является обязательным, как и сами пятикратные намазы.
В том, что человек пропустил намаз с уважительной причиной, как например проспал, забыл по чрезвычайных обстоятельствам, греха нет. Но есть необходимость восполнить пропущенный намаз, несмотря на то, был ли он пропущен по уважительной причине или нет.
Анас ибн Малик передал, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Кто забудет об обязательной молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха, кроме как это».
Что касается восполнения пропущенного фард намаза или поста, существуют определенные правила, которые касаются обоих. Например, каза утренний намаз не может быть совершен во время восхода солнца. Намаз можно совершать по происшествии 15-20 минут после его полного восхода.
Также запрещается совершать каза-намазы в то время когда запрещены любые намазы (закат, зенит). Каза-намаз можно совершать в любое время, в независимости от того, когда должен был быть совершен определенный намаз, например, если вы по забывчивости или другим обстоятельствам пропустили период утреннего намаза, то не стоит дожидаться утра следующего дня, следует совершить его сразу после полуденного.
Такие же детали касаются всех остальных обязательных намазов. Восполняться может только пропущенный фард намаз. Сначала выполняется пропущенный намаз, далее тот, который обязан по времени. Желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.
Если человек совершил намаз, но потом оказалось, что его время истекло, то в этом случае необходимости совершать каза-намаз нет.
Совершение каза намаза означает стремление к милости Аллаха, в то время как пренебрежение ими только вредит мусульманину:
Что привело вас в Преисподнюю? Что привело вас в Преисподнюю?» (74:42-43).
Аллах сказал, «Это — те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа» [16:42].
Что касается совершения намаза вовремя, однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время».
Как именно восполняются пропущенные намазы?
Вы когда-нибудь задумывались о том, как будете возвращать и восполнять все пропущенные фарды? Вы думали о том, какие последствия могут ожидать за это в День Суда?
В Коране Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» [4:103].
Все обязательные намазы по предписанию Всевышнего Аллаха должны быть совершены в период определенного времени. Если же по какой-либо причине намаз не совершается в свое предписанное время, он должен быть совершен в ближайшее возможное время, соблюдая правила совершения каза-намаза. Восполнение не совершенной вовремя молитвы является обязательным, как и сами пятикратные намазы.
В том, что человек пропустил намаз с уважительной причиной, как например проспал, забыл по чрезвычайных обстоятельствам, греха нет. Но есть необходимость восполнить пропущенный намаз, несмотря на то, был ли он пропущен по уважительной причине или нет.
Анас ибн Малик передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Кто забудет об обязательной молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха, кроме как это».
Что касается восполнения пропущенного фард намаза или поста, существуют определенные правила, которые касаются обоих. Например, каза утренний намаз не может быть совершен во время восхода солнца. Намаз можно совершать по происшествии 15-20 минут после его полного восхода.
Также запрещается совершать каза-намазы в то время когда запрещены любые намазы (закат, зенит). Каза-намаз можно совершать в любое время, в независимости от того, когда должен был быть совершен определенный намаз, например, если вы по забывчивости или другим обстоятельствам пропустили период утреннего намаза, то не стоит дожидаться утра следующего дня, следует совершить его сразу после полуденного.
Такие же детали касаются всех остальных обязательных намазов. Восполняться может только пропущенный фард намаз. Сначала выполняется пропущенный намаз, далее тот, который обязан по времени. Желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.
Если человек совершил намаз, но потом оказалось, что его время истекло, то в этом случае необходимости совершать каза-намаз нет.
Совершение каза намаза означает стремление к милости Аллаха, в то время как пренебрежение ими только вредит мусульманину:
Что привело вас в Преисподнюю? Что привело вас в Преисподнюю?» (74:42-43).
Аллах сказал, «Это — те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа» [16:42].
Что касается совершения намаза вовремя, однажды Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил:
«Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время».