Пропедевтика что это такое в медицине

ПРОПЕДЕВТИКА

ПРОПЕДЕВТИКА (греч. propaideuo обучать предварительно) — вводный курс в клиническую дисциплину. П. предполагает обучение основным и важнейшим дополнительным методам клин. обследования больного (см.), семиотике (см.) болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности врача на основе мед. деонтологии (см. Деонтология медицинская). Нозол. формы болезней освещаются лишь в самом общем виде, основное внимание уделяется изучению отдельных симптомов и синдромов (см. Симптом, Синдром), их происхождению, клин. значению и распознаванию. П. включает также приобретение навыков по использованию средств лечебной помощи. Наряду с этим одной из важнейших задач П. является формирование клин. мышления у обучаемых.

В СССР пропедевтику многих клин. дисциплин преподают в процессе изложения курса. Преподавание П. внутренних болезней, П. хирургических болезней (на кафедрах общей хирургии), П. детских болезней (на педиатрических факультетах) осуществляется на самостоятельных кафедрах. Вопросы П. стоматол. заболеваний освещаются на кафедрах П. терапевтической, ортопедической и хирургической стоматологии стоматол. факультетов. В качестве вводного раздела пропедевтика предшествует изучению большинства других клин. дисциплин: акушерства и гинекологии, болезней уха, горла и носа, глазных и нервных болезней и др.

В России преподавание П. впервые было введено при изучении курса внутренних болезней (см.). Кафедры П. внутренних болезней в СССР были организованы в 20-х гг. 20 в. Большой вклад в развитие курса П. внутренних болезней внесли М. Я. Мудров, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, В. П. Образцов, Г. И. Сокольский и др. Заметное влияние на содержание курса и формы преподавания П. внутренних болезней на основе достижений мед. школ оказали Н. Д. Стражеско, С. А. Гиляревский, М. М. Губергриц, Б. С. Шкляр, А. Л. Мясников, В. X. Василенко, Е. М. Тареев, А. А. Шелагуров и др.

Развитию П. хирургических болезней способствовали работы Н. И. Пирогова, Ф. И. Иноземцева, И. В. Буяльского, Н. В. Склифосовского, К. К. Рейера, Ф. А. Рейна, Н. Н. Феноменова, М. С. Субботина, С. П. Федорова, В. И. Разумовского, Н. Н. Бурденко, С. И. Спасокукоцкого, А. В. Вишневского, С. С. Юдина, А. Н. Бакулева и др.

В становлении П. детских болезней большую роль сыграли научные труды С. Г. Зыбелина, Н. М. Амбодик-Максимовича, К. И. Грума, С. Ф. Хотовицкого, В. М. Флоринского, Н. И. Быстрова, Н. А. Тольского, К. А. Ра-ухфуса, Н. Ф. Филатова, Н. П. Гун-добина, А. А. Киселя, В. И. Молчанова, Ю. Ф. Домбровской, Д. Д. Лебедева, М. С. Маслова, Г. Н. Сперанского, А. Ф. Тура и др.

Содержание курса П. зависит от характера изучаемой дисциплины. Так, важнейшей задачей П. внутренних болезней является обучение студентов основным (расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация) и дополнительным методам (лабораторным, инструментальным, рентгенологическим и др.) обследования больного, семиотике внутренних болезней. В курсе П. внутренних болезней студенты осваивают и некоторые простейшие практические навыки по оказанию леч. помощи больным (инъекции, внутривенные вливания и др.). В основу преподавания П. внутренних болезней в большинстве случаев положен посистемный принцип: первоначально осваиваются основные и дополнительные методы исследования какой-либо системы органов (сердечно-сосудистой, пищеварительной и др.) и непосредственно вслед за этим излагается семиотика болезней той же системы. Наряду с этим существует принцип последовательного обучения: вначале излагаются методы обследования больного в целом, т. е. курс собственно «диагностики», а затем посистемно — «частная патология».

При изучении П. хирургических болезней студенты знакомятся с методами исследования, применяемыми в хирургии (см.), принципами и методами асептики и антисептики, обезболивания, предупреждения и остановки кровотечения, переливания крови и кровезаменителей, десмургии. Кроме того, студенты получают понятие о предоперационной подготовке больного, об операции, послеоперационном периоде, профилактике и лечении послеоперационных осложнений, реаниматологии и основные сведения по диагностике и лечению наиболее распространенных хирургических заболеваний (хирургических инфекций, опухолей, расстройств кровообращения и др.), а также по общим вопросам травматологии и пластической хирургии.

П. детских болезней (см. Педиатрия) включает изучение анатомо-физиол. особенностей детского организма, закономерностей физического и психического развития детей, специфики клинических, инструментальных, лабораторных и других методов исследования в разных возрастных группах, семиотики заболевании детского возраста и диететики здорового ребенка.

Студенты стоматол. факультетов на кафедрах П. терапевтической стоматологии (см.) изучают топографию полости зуба, диагностику и лечение кариеса зубов, пломбировочные материалы; на кафедрах П. ортопедической стоматологии знакомятся с функциональной анатомией и методами исследования челюстно-лице вой области, планом и задачами ортопедического лечения, оттисками и оттискными материалами. На кафедрах П. хирургической стоматологии студенты изучают анатомо-физиол. особенности челюстно-лицевой области, методы диагностики и обезболивания в хирургической стоматологии, показания и противопоказания к удалению зубов, методику их удаления.

Вопросы П. широко обсуждаются на съездах, в трудах мед. ин-тов, в мед. периодической печати. Созданные методические пособия по проведению практических занятий отражают специфику преподавания и особенности программ по П. внутренних, хирургических, детских болезней на лечебных, санитарно-гигиенических, стоматологических и медико-биол. факультетах. Для улучшения наглядности преподавания создан и постоянно обновляется учебный демонстрационный фонд (схемы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и кинофильмы, магнитофонные и грамзаписи звуковых феноменов, фантомы и учебные модели), используется учебная демонстрационная аппаратура (напр., стетофоны) для воспроизведения в аудитории звуков сердца и дыхательных шумов.

Библиография: Игнатов С. И. Руководство по клиническому исследованию ребенка, М., 1978; Мясников А. Л. Пропедевтика (диагностика и частная патология) внутренних болезней, М., 1957; Пропедевтика внутренних болезней, под ред. В. X. Василенко и А. Л. Гребнева, М., 1982; Стручков В. И. Общая хирургия, М., 1978; Т у р А. Ф. Пропедевтика детских болезней, Л., 1971; Ш е л а г у-р о в А. А. Методы исследования в клинике внутренних болезней, М., 1964; Ш к л я р Б. С. Диагностика внутренних болезней, Киев, 1972.

Источник

Значение слова «пропедевтика»

Пропедевтика что это такое в медицине

ПРОПЕДЕ’ВТИКА, и, мн. нет, ж. [греч. propaideutikē] (книжн.). Введение в какую-н. науку, сообщение предварительных знаний о чем-н.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

пропеде́втика

1. книжн. введение в какую-либо науку или искусство, сокращённое систематическое изложение предмета в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета ◆ Из всех гимназических предметов пришёлся мне по душе только один ― философская пропедевтика, состоявшая из двух курсов ― логики и психологии. Лев Гумилевский, «Судьба и жизнь», 1969 г. // «Волга» (цитата из НКРЯ) ◆ Пропедевтика ― вводный курс в клиническую медицину, который учит не лечить, а распознавать болезни, прививает навыки профессионального мышления. Влада Валеева, «Скорая помощь», 2002 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Пропедевтика что это такое в медицинеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: измышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Пропедевтика

Пропеде́втика (от др.-греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Содержание

Философия

Философская пропедевтика — приготовительный философский курс (логика и психология), преподававшийся в Пруссии, Германии, Австро-Венгерской империи и Российской империи в старших классах средних учебных заведений.

Кроме того, пропедевтикой в философии часто называется дисциплина, которая должна предварять изучение конкретных наук как специальных отраслей знания.

Известные произведения

Медицина

Пропедевтика внутренних болезней — раздел медицины, включающий в себя основы диагностики и частной патологии.

Хореографическое искусство

Особое внимание пропедевтической роли танцевального искусства — стали уделять в конце XIX и особенно с началом XX века, в русле культуры и философии «свободного танца». Основателям этого художественного направления, получившего широчайший отклик в Европе и за её пределами, оно представлялось не просто «культурным феноменом», но и поисками высокой жизненной философии и средств преобразования человека и общества в соответствии с идеалами их развития (отчасти отразившись и одновременно повлияв на образ мыслей того времени в сочинениях Ницше). При всех издержках, связанных с использованием и утопической трактовкой этих мифологем в рамках одной из тоталитарных идеологий, в сфере образования и воспитания они всегда заслуживали отдельной роли и сохраняют непреходящую актуальность.

Источник

Как постигать медицину: пропедевтика внутренних болезней

Пропедевтика что это такое в медицине

Представьте: первое практическое занятие в клинике. Предмет с загадочным названием «пропедевтика». Вы немного опоздали на семинар. Влетаете в палату и видите какое-то непонятное действо: доктор прикладывает фонендоскоп к груди пациента, а тот шепчет «чашка чая, чашка чая». Что происходит и, главное, зачем? Поверьте, происходящее перед вами не лишено смысла. Вы только что стали свидетелем одного из приемов физикального обследования, а их — множество. Из искусства осмотра, сбора жалоб и логики построения первичного диагноза и слагается пропедевтика.

Пропедевтика внутренних болезней — ключевая дисциплина для третьекурсника. Она закладывает фундамент клинического мышления.

Мы постарались подобрать для вас необходимый набор материалов и советов: интернет-ресурсы с аудио- и видеозаписями по физикальному обследованию, подборки книг с подробным объяснением клинических симптомов и синдромов и полезные лайфхаки. Поехали.

Подготовка к занятию: внешний вид доктора

Мы полагаем, что вы всегда опрятно одеты, а сияние вашего халата можно рассмотреть из космоса, но все же повторим ряд базовых правил.

Приготовьте для похода к больным свежий и выглаженный белый халат

От вашего внешнего вида и, в первую очередь, опрятности зависит, проникнется ли больной к вам доверием. Коротко подстригите ногти — длинные ногти могут оцарапать кожу пациента или причинить ему боль при пальпации. Не используйте резкий парфюм — не все пациенты нормально воспринимают интенсивные запахи.

Фонендоскоп — ваши вторые уши, поэтому отнеситесь к его выбору серьезно. Если вы планируете связать карьеру с терапией, можно задуматься о базовом Littmann Lightweight II S.E. В случае, если фонендоскоп вам нужен только для университетских занятий, будет достаточно какого-либо представителя Little Doctor, CS Medica, Microlife, B.Well. Учтите, что фонендоскоп для вас должен стать чем-то сродни зубной щетки, крайне нежелательно его одалживать.

Сбор анамнеза и осмотр пациента

Г. А. Захарьин утверждал, что «правильно собранный анамнез — это половина диагноза».

Анамнез базируется на беседе с пациентом. Из разрозненных показаний необходимо вычленить главное и связать в логичную историю настоящего заболевания.

Чтобы не упустить что-то важное, поначалу пользуйтесь определенными схемами опроса. Для закрепления навыка можно даже прибегать к помощи шаблона, пока основные пункты не будут всплывать в памяти автоматически. Вы просто распечатываете схему сбора анамнеза и в процессе опроса пациента заполняете пустые строки, оставленные для ваших записей.

Самый простой пример — http://clc.to/H4TJBw (настоящий шаблон включает в себя также раздел «физикальное обследование»). Можете модифицировать этот шаблон в зависимости от ваших нужд.

Опрос по такой схеме кажется избыточным, изобилующим ненужными уточнениями. Но помните, что зачастую мелкая деталь может кардинально изменить предполагаемый диагноз.

Показателен следующий случай, рассказанный начинающим доктором:

«Ну зачем опрашивать пациента по всему этому перечню? Если понятно, что у больного пневмония, зачем мне задавать вопросы про стул или боли за грудиной?

Чего греха таить, раньше я и сама так считала, пока со мной не произошел один показательный случай. Позвонила знакомая из другого города, жаловалась на высокую лихорадку, першение в горле, боли в мышцах.

Казалось бы, диагноз очевиден! Январь, минус 30 °C за окном, вечно кашляющие люди в офисе и общественном транспорте — грипп. Но спустя 5 дней у больной появились боли в животе и пожелтела кожа.

И тут-то выясняется, что в самом начале заболевания пациентка заметила, что у нее потемнела моча, но по телефону она об этом сообщить постеснялась! Диагноз: гриппоподобная форма гепатита А».

Для тех, кто ценит компактность, отличным помощником станет методичка, подобная этой — http://clc.la/6oGacA. В данном пособии отражены все необходимые нюансы сбора анамнеза, последовательность и техника проведения обследования.

Существует известное высказывание: «Частые болезни встречаются часто, редкие — редко». То есть только после того, как вы станете уверенно ориентироваться в распространенных нозологиях, можно переходить к изучению более экзотичных заболеваний.

В качестве источника примеров редких состояний и симптомов можно рекомендовать книги из серии «Пропедевтика внутренних болезней» В. Т. Ивашкина и О. М. Драпкиной. Книги наглядные, легко читаются и содержат много полезных советов.

Пропедевтика что это такое в медицине

Осмотр как искусство

Если во время осмотра пациента вы выявили какое-либо отклонение — объясните самому себе механизм его возникновения. Постарайтесь в уме подружить патофизиологию и пропедевтику. Например, вы обнаружили у больного такой симптом, как пальцы в форме барабанных палочек.

Чем это может быть обусловлено? Обратимся к патфизу. «Отшнуровка» тромбоцитов от мегакариоцитов происходит в легочном русле. При патологии, затрагивающей легочное русло, нарушается процесс «отделения» тромбоцитов от мегакариоцитов; мегакариоциты циркулируют в крови и «застревают» в микроциркуляторном русле дистальных отделов конечностей, при этом вырабатывая фактор роста тромбоцитов, что вызывает пролиферацию миоцитов и фибробластов и проявляется утолщением дистальных фаланг пальцев.

Вот какой тонкий механизм. Благодаря такому подходу в дальнейшем вы будете гораздо лучше понимать терапию и другие клинические дисциплины на старших курсах.

Рекомендуемые учебники:

Пропедевтика что это такое в медицине

Перкуссия и пальпация

Для начала потренируйтесь в выполнении пальпации и перкуссии на родственниках, знакомых, друзьях, а если повезет — и на манекенах, чтобы отработать правильную технику перкуссии, а после ищите больных с плевральными выпотами, эмфиземами, гепатитами, чтобы прочувствовать разницу между нормой и патологией. Также значимым подспорьем послужат видеоуроки в интернете, как русскоязычные, так и англоязычные.

Аускультация

Когда вы «слушаете» пациента, в первую очередь важна осмысленность этого действия, важно понимать механизм того или иного звукового феномена. Разберитесь в теории, чтобы увязать услышанный звук с определенной патологией. Кстати, с этой задачей неплохо справятся те же «Основы семиотики».

Теперь главное — непосредственно искусство аускультации. Вряд ли вам так повезет, что за время учебы вы найдете пациентов со всеми существующими на этом свете пороками сердца и сможете не спеша их выслушать. А умение аускультировать — это такой же навык, как письмо, рисование или бег, и его развитие возможно только при интенсивной практике. Что же делать?

Тренировать навык аускультирования помогают следующие интернет-ресурсы:

После такой мощной школы аускультации вам станет существенно легче интерпретировать, что за «мурмур» вы услышали у пациента.

Заключение

Закончить это небольшое руководство хотелось бы высказыванием талантливого советского терапевта Евгения Михайловича Тареева: «Известен только один путь формирования врача: больной — книга, книга — больной». Постарайтесь за время обучения осмотреть и расспросить как можно больше пациентов, применить свои знания на практике. Дорогу осилит идущий.

Если вам понравилось объяснение про «барабанные палочки», загляните в группу, где автор выкладывает интересные медицинские факты и мнемоники для лучшего запоминания.

Источник

StudyInFocus

Высшее образование в Германии

News Articles

Возможно вы ищите.

Blog Posts

Пропедевтика что это такое в медицине

Что такое пропедевтика

Слово «пропедевтика» имеет греческое происхождение и в переводе означает «предварительное обучение».

Что такое пропедевтика в образовании, и для чего она необходима

Пропедевтика в образовании — это предварительный или вводный курс в ту или иную науку, что может означать общее знакомство с ней.

Для чего он может быть необходим?

Представьте студентов, которые только начали изучение какой-либо дисциплины, например, промышленного дизайна.

Это огромная область знаний, включающая различные понятия из разных сфер.

Прежде чем сконструировать хотя бы такой простой предмет, как ручка ножа, необходимы знания по многим предметам:

Перед учащимися открывается огромное информационное поле, но информация в нем взаимосвязана: без изучения одного невозможно изучение другого. Выход — начать изучать все понемногу, как базу, с последующим углублением в материал. Такой подход и называется пропидевтическим.

Пропидевтический курс может использоваться при изучении любой науки или искусства, будь то философия, медицина или хореография.

Подход к отбору и способу подачи информации в пропедевтике

Необходимо понимать, что нельзя объять необъятное.

Учебный процесс, говоря образно, может развиваться в двух направлениях: вширь и вглубь.

В первом случае мы стараемся охватить как можно больше понятий данной дисциплины в короткое время, чтобы создать системное представление о ней, ориентироваться в ее понятиях и терминах, улавливать связи между ее элементами, представлять общие принципы работы.

Во втором — углубляемся в изучение каждого элемента или понятия, чтобы изучить его досконально.

Когда перед учащимся стоит задача приступить к изучению объемной дисциплины, первый подход — пропидевтический — наиболее целесообразен. После того, как общее представление о науке получено, сформирован системный взгляд на нее, можно углубляться в детали.

Таким образом, оба подхода эффективны, но нужно различать, в каком случае предпочесть тот или иной.

Вам также может быть интересно:

Пропедевтический подход концентрируется на том, чтобы представить изучаемую дисциплину, как цельную, логичную систему, в которой все элементы взаимосвязаны. В результате развивается интерес к ней, понимание и желание углубиться в дальнейшее изучение.

Интересно!

Основной принцип пропедевтики можно выразить словами «от общего к частному» — универсальной формулой, которая работает при изучении любого предмета.

Нюансы применения пропедевтики в высшем образовании

Пропидевтические курсы популярны как в школьном, так и в университетском обучении. Преподаватели видят в них средство повышения мотивации учеников и формирования более зрелого взгляда на изучаемый предмет.

Но особенно широкое распространение пропедевтический подход получил в высшем образовании, где изучаемые дисциплины имеют более сложный и комплексный характер.

Так, например, на медицинских факультетах проходят курс пропедевтики внутренних болезней, который включает обучение основам диагностики и методам обследования. На философском факультете курс пропедевтики включает основы логики и психологии.

Изучение пропедевтики — важный начальный этап в постижении любой сложной дисциплины. Общий взгляд на нее, понимание ее процессов — это база для становления профессионала.

Из-за скоростного развития технологий реалии рынка труда меняются очень быстро. Наиболее конкурентоспособным будет то образование, которое соответствует новым стандартам, учитывает быстрые изменения. Постоянно появляется спрос на специалистов, которых еще нет. Те вузы, которые следят за изменениями в ситуации и быстро реагируют на них, выпускают из своих стен специалистов, которые смогут добиться успеха. В этих условиях пропедевтические курсы приобретают особое значение: вуз не всегда может предугадать, какие узкие умения могут потребоваться специалисту, но хорошее знание базы и системный подход позволят ему гибко действовать и развиваться в процессе профессиональной деятельности.

Выбирая вуз, следует обращать внимание на то, насколько он ориентирован на современный рынок труда, предлагает ли программы обучения по новым специальностям. Такими являются, к примеру, вузы Германии, которые сейчас переживают пик популярности в Европе благодаря высокому качеству обучения и, не в последнюю очередь, тому факту, что обучение в них бесплатно для студентов из любых стран мира.

Плюсы и минусы пропедевтики

Пропедевтика — это всегда вводный курс, который охватывает дисциплину максимально широко, но дает лишь общее понятие о ней.

Плюсами такого подхода являются:

Но не стоит ожидать от пропедевтического курса глубоких знаний и досконального понимания процессов. Пропедевтика лишь предваряет более глубокое изучение, однако без этого первоначального курса невозможно обеспечить столь важную в постижении любых наук и искусств непрерывность процесса.

Учеба в немецком вузе — то образование, которое выбирает нацеленная на успешную карьеру молодежь, поскольку высокое качество и доступность немецкого образования делают его не просто конкурентоспособным, а уникальным, единственным в своем роде. Большое количество актуальных программ обучения, бесплатность, хорошее оснащение учебных заведений — вот лишь немногие, но важные отличительные черты немецкого образования. Обратитесь за профессиональной консультацией, чтобы узнать нюансы поступления и обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *