Пропавшая буква чему учит
Пропавшая буква чему учит
Два первоклассника-близнеца Саша и Алеша учатся писать буквы. Дело это утомительное, неинтересное, и с каждым днем мальчишкам все меньше нравится ходить в школу. В какой-то момент они отказываются писать букву Ш, и этот поступок влечет за собой удивительные последствия. Мальчики попадают в волшебный город Буквоград и выясняют, что буква, на которой иссякло их терпение, исчезла. Из-за этого многие слова теперь невозможно правильно написать и произнести. В том числе и имена Саши и Алеши. Они превращаются в Сау и Алеу, и это никому не нравится. Чтобы спасти пропавшую букву, Саше и Алеше приходится отправиться в страну ужасных буквоедов…
Сказочная повесть Михаила Раскатова «Пропавшая буква» – своеобразная вершина в ряду книжек по занимательной дидактике советского периода (другая вершина – «В стране невыученных уроков»).
Начинается она вполне традиционным образом – с описания неправильного, нехорошего поведения первоклассников, еще не усвоивших короткую формулу интеллигентской успешности того времени: «Будешь плохо учиться, станешь дворником». Учиться надо хорошо. Точнее – усердно, каким бы скучным ни казалось это занятие. Ведь учение – это путь в «страну разума». Главная улица волшебного города Буквограда так и называется – улица Разума, а самое «выдающееся» здание города – Дворец Усердия. В этом дворце живет девочка Люба, совмещающая в себе черты волшебницы и отличницы. Люба – воплощение морали, которую декларирует сказка. Но этот образ – всего лишь украшение, виньетка, в развитии сюжета он никакой роли не играет. И вообще морализм сказки не вызывает никакого раздражения, потому что его совершенно перевешивает сюжет и художественная сложность образов.
Сюжет захватывающий: здесь есть таинственные исчезновения, злой заговор, неизвестные до времени преступники; расследование, путешествие, опасности. Здесь есть потрясающие отрицательные персонажи: принцесса Лень, лентяи Ах и Ох, Кривпоч (антипод Почерка, а сам Почерк является руководителем буквенных сил добра) и конечно же буквоеды.
Сюжет развивается таким образом, что ценность «голого» ученического старания и прилежания вдруг подвергается сомнению. Оказывается, без желания учиться и без внутренней готовности к обучению (психологи сказали бы, без внутреннего мотива) старание и прилежание приводят к довольно плачевным результатам. Зеркальным отражением Саши и Алеши оказываются два юных племянника главного буквоеда по имени Пара Граф – мальчики Отсих и Досих. В их поведении принцип послушания доведен до предела. Отсих и Досих все делают именно так, как положено, как прописано в правилах, и никогда не возражают учителю. Думать они могут только о том, о чем положено в данный момент. Даже смеяться им можно в строго определенное время – во время просмотра кинокомедий. За малейшее отклонение от правил, за любые «несанкционированные желания» их жестоко наказывают.
Подлинное учение – если взглянуть на картинку, нарисованную автором, с высоты птичьего полета, – всегда связано с самостоятельным выбором, с самостоятельными решениями и даже с риском. Но это и интересно. Это и захватывает.
И вроде бы сюжет в конце концов снова выносит читателя к Дворцу Усердия, на парад букв – но читатель уже успел вкусить подлинного обучения, узнать, каково это – учиться «взаправду».
«Пропавшая буква» – книга, которую можно читать детям лет с пяти – то есть с того возраста, когда ребенок, во-первых, уже способен воспринимать сложные сказочные повести, и во-вторых, когда у него уже сформировался запрос на «страшные сказки». (Все-таки в этой сказочной повести довольно напряженный сюжет и много страшного.) Запрос на страшные сказки и фильмы, а также на страшные игрушки, в возрасте между пятью и восемью годами связан с новым витком в эмоциональном развитии дошкольника и первоклассника. Период дошкольного детства – это, с одной стороны, период развития и усложнения эмоций. С другой стороны, одним из главных итогов дошкольного периода является уже развившаяся способность ребенка управлять своими эмоциями – естественно, разные дети достигают в этом умении разной степени совершенства. Но все-таки ребенок уже не просто способен следовать слову «нельзя», но в некоторых случаях может и сам его себе сказать. Например, он пробует сказать себе «не бойся». Желание слушать и смотреть страшное – это своеобразный автотренинг эмоциональной устойчивости.
И «Пропавшая буква» очень для этого подходит. Несмотря на свою напряженную детективную составляющую, она строго следует всем принципам сказки: четко разграничивает плохое и хорошее; вектор развития характеров (если они развиваются) тоже направлен в сторону улучшения или полного преобразования плохого в хорошее; и, конечно, хорошие герои в конце одерживают полную победу. То есть автотренинг «на страшное» завершается благополучно и утверждает ребенка в том, что плохое в жизни имеет строго очерченные пределы – важное ощущение для жизни.
Хотя «Пропавшую букву» можно читать уже дошкольникам, она прекрасно подходит для самостоятельного чтения ребенку семи-восьми лет. Но дошкольник и младший школьник будут воспринимать ее по-разному.
Для дошкольника эта история станет продолжением образного обучения грамоте. Если вы, к примеру, начали знакомить детей с буквами при помощи «Али, Кляксича и буквы А» Токмаковой или «Букваренка» Юдина, то «Пропавшая буква» может с успехом завершить этот ряд. Образы букв и знаков настолько яркие, что ребенок воспринимет их как добрых знакомых.
Но у ребенка, который переживает или недавно пережил обучение письму, конечно, будет больше личных оснований отождествиться с главными героями «Пропавшей буквы». И для него чтение этой книги, возможно, станет своеобразным мотивационным стимулом узнавать новое – если это так похоже на приключение.
Пропавшая буква
Автор: Михаил Раскатов
Художник: Евгений Медведев
Издательство: КомпасГид ИД
Серия: Сказочный Компас
В Лабиринте
Моя любимая книжка из детства! Буду читать вместе с сыном!
В последний раз «Пропавшая буква» Михаила Раскатова издавалась в 1993 году.
И вот переиздание любимой книги. В продаже уже 7-ой тираж.
Книга подойдет детям 6-8 лет. Раньше ее читать мне кажется нет смысла.
Её хорошо читать детям, которые уже знают буквы и начинают осваивать навык чтения.
И много иллюстраций Евгения Медведева. Того самого Евгения Медведева, который нарисовал «Маленького поросёнка Плюха» (в которого не возможно не влюбиться) и проиллюстрировал множество других книг.
Рисунки мне кажутся немного темноваты.
В книге рассказывается о братьях-близнецах Саше и Алеше, которые не хотели выводить палочки и крючочки. Ну почему им нельзя сразу буквы писать?
Однажды Саша и Алеша сидели за столом и торопились закончить последний ряд буквы Ш.
— Угу. И тогда бы не было этой буквы Ш!
— Давай ее не писать!
Правда мальчиков теперь зовут не Саша и Алеша, а Саа и Алеа (имена без буквы «Ш»)!
Ведь буква «Ш» попала в страну Буквоедов! И мальчикам надо срочно спасти букву.
В Лабиринте
Пропавшая буква чему учит
Часть первая. В Буквограде
Эта удивительная история, которую я хочу рассказать, случилась совсем недавно. Что ж тут особенного? Может быть, вы думаете, что в наше время ничего необыкновенного не происходит? Да? Впрочем, я шучу. Никто из вас так не думает. Ведь всем известно, что наше время — самое необыкновенное. И все-таки…
И все-таки не будем торопиться. Иначе Саша и Алеша могут на меня обидеться. Ведь историю, о которой пойдет речь, рассказали мне именно они. И я обещал им, что если сам захочу рассказать ее кому-нибудь, то начну с самого начала.
Да, я еще не сказал вам, что Саша и Алеша — родные братья, и не просто родные братья, а близнецы. Каждому из них ровно по семь лет, восемь месяцев и девять дней, и они очень похожи друг на друга. Только Саша чуть повыше, а Алеша — поменьше, и потом Саша горячо берется за любое дело, хотя и не все получается у него хорошо. А Алеша, наоборот, очень спокойный и не очень разговорчивый. И если мама часто говорит Саше: “Не торопись!”, то Алеше еще чаще повторяет: “Не спи!”
Так вот, все началось первого сентября. В этот день Саша и Алеша в первый раз пошли в школу. Помните, как вы сами первый раз шли по улице с портфелем в руках? Этот день, конечно, никто из вас не забыл. Ведь он бывает всего раз в жизни. Саша и Алеша, так же как и все мальчики и девочки с нашей улицы, долго ждали этого дня. Им казалось, что лето длинное-предлинное. Такое длинное, что никогда и не кончится.
Каждый день Саша подходил к календарю и отрывал сразу два листка. Потом подходил Алеша и отрывал еще два листка. Они думали, что время от этого пойдет быстрее. А время… Время шло своим чередом.
Саша и Алеша надевали новую школьную форму, смотрели в зеркало, а на них из зеркала смотрели совсем другие мальчики. У них был такой важный и строгий вид, что показывать, как раньше, язык им было просто невозможно. Ведь мальчики в зеркале начнут делать то же самое, а это будет совсем плохо, потому что к новой школьной форме никак не подходит высунутый язык. Так уж устроено зеркало — и ничего тут не поделаешь! Наверное, если бы зеркала были на улицах, в автобусах, в троллейбусах, в метро и в школах, то некоторые мальчики и девочки стали бы вести себя лучше. Начнешь, например, толкаться или щипаться — и сразу в десяти зеркалах десять мальчиков тоже начнут толкаться и щипаться, и, конечно, это будет очень некрасиво.
Саша и Алеша смотрели на себя в школьной форме и думали о том, что скоро, очень скоро у них начнется новая жизнь. Но они совсем не догадывались, какие удивительные приключения их ожидают.
из которой мы узнаем, что не только футбол, телевизор, марки и дрессировка щенка требуют много времени
Ровно первого сентября Саша и Алеша начали писать палочки и кружочки. Те самые палочки и кружочки, без которых нельзя научиться писать буквы. Ведь и без винтика не бывает машины.
Саша и Алеша были уверены, что любая машина работает сама по себе. Они, конечно, знали, что в машинах есть моторы, но наверняка очень удивились бы, если бы им сказали, что каждый мотор, даже самый маленький, состоит из десятков, а то из сотен частей. И что если одной, хотя бы самой небольшой части, самого маленького винтика не будет хватать, то даже очень хороший мотор начнет, как больной, чихать и кашлять, а может быть, и совсем остановится.
А палочка и кружочек — это тоже винтики. Винтики букв. Мы-то с вами знаем, что это именно так.
Но Саша и Алеша еще не понимали всего этого, а потому решили, что писать и переписывать палочки и кружочки не имеет никакого смысла. Просто жалко времени.
Скажу вам по секрету, что сначала они все-таки сели за стол и попробовали писать. Но палочки и кружочки оказались непослушными. Они никак не становились в ряд. Одни почему-то подскакивали вверх, другие прыгали вниз, а все остальные качались из стороны в сторону, как пьяные. Если одна палочка наклонялась вправо, то уж вторая — обязательно влево. И привести их в порядок не было никакой возможности. И вообще в это время началась интересная передача по телевизору…
Так прошло несколько дней. Саша и Алеша все реже и реже подходили к зеркалу, чтобы посмотреть на себя в новой форме. Им было просто некогда. Утром надо было бежать в школу, именно бежать, иначе можно было опоздать на уроки. Учительница почему-то очень не любила, когда опаздывали. Но Саша и Алеша, чего греха таить, любили утречком подольше поспать. Когда мама их будила, они говорили сонными голосами:
— Ну, мамочка, ну еще пять минут… Ну, еще одну минуту… Ну, еще полминуточки…
И конечно, просыпались в самый последний момент. Потом они медленно, очень медленно начинали одеваться. Причем Алеша опять ухитрялся засыпать, и маме время от времени приходилось его тормошить. Вдруг Саша вспоминал, что забыл положить в ранец пенал, и начинал его всюду разыскивать. Он искал пенал на столе и под столом, под кроватью и за шкафом и даже в кухонном столике… А пенал преспокойно лежал… в ранце у Алеши.
Вот потому-то и приходилось что есть силы бежать в школу.
А после школы надо было покататься на велосипеде, поиграть в футбол и, кроме того, каждому заняться своим любимым делом: Алеше — подрессировать соседского щенка Тузика, который был очень непослушным и требовал много сил и времени, а Саше… Саше надо было еще раз пересмотреть всю свою коллекцию марок, которых у него было ни много ни мало, а ровно 783 штуки, да еще 6 обменных и одна бракованная.
Поэтому, как вы сами понимаете, времени на уроки оставалось как раз столько, чтобы немножко поучить стихотворение, и совсем немножко, чтобы пописать буквы… Какие это были буквы, лучше и не говорить…
в которой Саша и Алеша принимают решение, и что из этого получается
Однажды Саша и Алеша сидели за столом и торопились закончить последний ряд буквы Ш.
— Эта буква мне не нравится! — неожиданно сказал Алеша.
— Мне тоже, — немедленно согласился Саша. — И вообще этих букв слишком много.
— И почему их так много? — задумался Алеша и посмотрел на потолок. — И кто их придумал?
— Какой-нибудь злой дядька, — сказал Саша. — Вот если бы я их придумывал, я бы придумал штук пять, самое большое — десять. И все. Правда, Алеша?
— Угу. И тогда бы не было этой буквы Ш!
— Давай ее не писать!
Саша и Алеша уже хотели закрыть тетради, но в тот же миг они услышали какой-то странный звон. Как будто кто-то дернул за самую тонкую струну самой маленькой мандолины.
И тут Саша и Алеша увидели, что стол, за которым они сидели, стал расти и скоро сделался таким большим, что они потеряли друг друга из виду. Тогда Саша и Алеша быстро слезли на стол.
Но теперь уже это был не прежний стол, а огромное поле, похожее на аэродром.
— Алеша-а-а! — закричал Саша. — Где ты-ы-ы?!
— Я здесь! — закричал в ответ Алеша.
И они оба, не сговариваясь, побежали на середину стола. Тот самый звон, который мальчики уже слышали, теперь раздавался все сильнее и сильнее, а когда они подбежали друг к другу, стал совсем громким.
Саша и Алеша огляделись. Перед ними, насколько видел глаз, лежало белое поле, покрытое тонкими ровными линиями.
— Алеша! — вдруг догадался Саша. — Это же… это же… это же тетрадь по письму!
Да, это была тетрадь по письму. Та самая тетрадь, на которой кто-то из них только что выводил букву Ш. Однако, странное дело, тетрадные листы были чистыми. Буква исчезла. Но Саша и Алеша не заметили этого. Больше всего им понравилось, что на тетради очень удобно играть в железную дорогу, потому что тоненькие линии были похожи на рельсы.
Они подошли к краю тетради, чтобы начать большой железнодорожный пробег, но вдруг тетрадные листы стали медленно подниматься, будто чьи-то невидимые руки стали их складывать, и Саша и Алеша, даже не успев испугаться, покатились вниз…
Пропавшая буква
думаю, все дети хоро☐о усвоили, что самый простой способ оказаться в сказке – быть нерадивым учеником. вот еще одна книга на эту тему:)))
книга обещала быть очччень интересной. тема исчезновения букв из текста (сначала – в «исчезании» жоржа перека, потом – в «мизери» стивена кинга), настойчиво требовала продолжения, так что «пропав☐ая буква» при☐лась весьма кстати. ++ иллюстрации безмерно любимого евгения медведева тоже настраивали на позитивный лад:
так-так, что же нас ждет в сказочном буквограде, где по милости двух мальчиков, из алфавита пропадает одна из букв? как по-ва☐ему, многое ли изменится от этого*?
если я все понимаю правильно, то задачей автора было показать читателям, что «буквы разные нужны»**, но вот именно эта задача ему и не удалась. ничего особо не изменилось с исчезновением буквы, ну разве что привычные игры ☐а☐ки и ☐ахматы стали называться «аки» и «ахматы», да самих героев стали звать «саа» и «алеа» – да вот, наверное и все:) назидательность или педагогический эффект = 0, да и увлекательной эту историю не назове☐ь. догадались, какая буква пропала?
но за описанием приключений саи и алеи, автор забывает о главном. вот, например эпизод из книги:
– Ах так,– воскликнул Твердый Знак.– Сейчас получишь ах и мат!
– Какой еще ах и мат,– спросил Саша.
– Самый настоящий.
– Это ты получишь ах и мат,– сказал Саша.
«пропав☐ая буква» исчезает только в диалогах, да и то не всегда, например в слове «получи☐ь» она вполне присутствует:))) но дело даже не в этом, а в том, что если это прямая речь (то есть слова, которые произносятся) то исчезает тут не буква, а звук. думаю, автор не специально создавал эту путаницу, но разница довольно существенна. тем более, если говорить о том, что книга рассчитана на детскую аудиторию**.
а может быть автор просто хотел, чтобы подобно героям его книги, читатели тоже попали в страну невыученных уроков?
===============================
* уже глядя на обложку, где название книги приводится с пропавшей буквой, можно сказать – что не изменится абсолютно ничего (ибо пропав☐ая буква никуда не пропадает). автор не использует богатый потенциал возможности полностью отказаться от одной из букв алфавита, хотя это было бы вполне «по правилам» им же придуманной сказки:)))
++ да и общая частота употребления «пропав☐ей» буквы не такая уж боль☐ая, чтобы серьезно сказаться на смысле (что легко видно из этого текста:)
** детская аудитория еще боль☐е запутается, когда прочитав книгу о незаменимости «пропав☐ей буквы» вдруг откроет для себя, что английский или немецкий языки, вполне себе без этой буквы обходятся:)))
Часть первая. В Буквограде
Эта удивительная история, которую я хочу рассказать, случилась совсем недавно. Что ж тут особенного? Может быть, вы думаете, что в наше время ничего необыкновенного не происходит? Да? Впрочем, я шучу. Никто из вас так не думает. Ведь всем известно, что наше время – самое необыкновенное. И все-таки…
И все-таки не будем торопиться. Иначе Саша и Алеша могут на меня обидеться. Ведь историю, о которой пойдет речь, рассказали мне именно они. И я обещал им, что если сам захочу рассказать ее кому-нибудь, то начну с самого начала.
Да, я еще не сказал вам, что Саша и Алеша – родные братья, и не просто родные братья, а близнецы. Каждому из них ровно по семь лет, восемь месяцев и девять дней, и они очень похожи друг на друга. Только Саша чуть повыше, а Алеша – поменьше, и потом Саша горячо берется за любое дело, хотя и не все получается у него хорошо. А Алеша, наоборот, очень спокойный и не очень разговорчивый. И если мама часто говорит Саше: “Не торопись!”, то Алеше еще чаще повторяет: “Не спи!”
Так вот, все началось первого сентября. В этот день Саша и Алеша в первый раз пошли в школу. Помните, как вы сами первый раз шли по улице с портфелем в руках? Этот день, конечно, никто из вас не забыл. Ведь он бывает всего раз в жизни. Саша и Алеша, так же как и все мальчики и девочки с нашей улицы, долго ждали этого дня. Им казалось, что лето длинное-предлинное. Такое длинное, что никогда и не кончится.
Каждый день Саша подходил к календарю и отрывал сразу два листка. Потом подходил Алеша и отрывал еще два листка. Они думали, что время от этого пойдет быстрее. А время… Время шло своим чередом.
Саша и Алеша надевали новую школьную форму, смотрели в зеркало, а на них из зеркала смотрели совсем другие мальчики. У них был такой важный и строгий вид, что показывать, как раньше, язык им было просто невозможно. Ведь мальчики в зеркале начнут делать то же самое, а это будет совсем плохо, потому что к новой школьной форме никак не подходит высунутый язык. Так уж устроено зеркало – и ничего тут не поделаешь! Наверное, если бы зеркала были на улицах, в автобусах, в троллейбусах, в метро и в школах, то некоторые мальчики и девочки стали бы вести себя лучше. Начнешь, например, толкаться или щипаться – и сразу в десяти зеркалах десять мальчиков тоже начнут толкаться и щипаться, и, конечно, это будет очень некрасиво.
Саша и Алеша смотрели на себя в школьной форме и думали о том, что скоро, очень скоро у них начнется новая жизнь. Но они совсем не догадывались, какие удивительные приключения их ожидают.
из которой мы узнаем, что не только футбол, телевизор, марки и дрессировка щенка требуют много времени
Ровно первого сентября Саша и Алеша начали писать палочки и кружочки. Те самые палочки и кружочки, без которых нельзя научиться писать буквы. Ведь и без винтика не бывает машины.
Саша и Алеша были уверены, что любая машина работает сама по себе. Они, конечно, знали, что в машинах есть моторы, но наверняка очень удивились бы, если бы им сказали, что каждый мотор, даже самый маленький, состоит из десятков, а то из сотен частей. И что если одной, хотя бы самой небольшой части, самого маленького винтика не будет хватать, то даже очень хороший мотор начнет, как больной, чихать и кашлять, а может быть, и совсем остановится.
А палочка и кружочек – это тоже винтики. Винтики букв. Мы-то с вами знаем, что это именно так.
Но Саша и Алеша еще не понимали всего этого, а потому решили, что писать и переписывать палочки и кружочки не имеет никакого смысла. Просто жалко времени.
Скажу вам по секрету, что сначала они все-таки сели за стол и попробовали писать. Но палочки и кружочки оказались непослушными. Они никак не становились в ряд. Одни почему-то подскакивали вверх, другие прыгали вниз, а все остальные качались из стороны в сторону, как пьяные. Если одна палочка наклонялась вправо, то уж вторая – обязательно влево. И привести их в порядок не было никакой возможности. И вообще в это время началась интересная передача по телевизору…
Так прошло несколько дней. Саша и Алеша все реже и реже подходили к зеркалу, чтобы посмотреть на себя в новой форме. Им было просто некогда. Утром надо было бежать в школу, именно бежать, иначе можно было опоздать на уроки. Учительница почему-то очень не любила, когда опаздывали. Но Саша и Алеша, чего греха таить, любили утречком подольше поспать. Когда мама их будила, они говорили сонными голосами:
– Ну, мамочка, ну еще пять минут… Ну, еще одну минуту… Ну, еще полминуточки…
И конечно, просыпались в самый последний момент. Потом они медленно, очень медленно начинали одеваться. Причем Алеша опять ухитрялся засыпать, и маме время от времени приходилось его тормошить. Вдруг Саша вспоминал, что забыл положить в ранец пенал, и начинал его всюду разыскивать. Он искал пенал на столе и под столом, под кроватью и за шкафом и даже в кухонном столике… А пенал преспокойно лежал… в ранце у Алеши.
Вот потому-то и приходилось что есть силы бежать в школу.
А после школы надо было покататься на велосипеде, поиграть в футбол и, кроме того, каждому заняться своим любимым делом: Алеше – подрессировать соседского щенка Тузика, который был очень непослушным и требовал много сил и времени, а Саше… Саше надо было еще раз пересмотреть всю свою коллекцию марок, которых у него было ни много ни мало, а ровно 783 штуки, да еще 6 обменных и одна бракованная.
Поэтому, как вы сами понимаете, времени на уроки оставалось как раз столько, чтобы немножко поучить стихотворение, и совсем немножко, чтобы пописать буквы… Какие это были буквы, лучше и не говорить…
в которой Саша и Алеша принимают решение, и что из этого получается
Однажды Саша и Алеша сидели за столом и торопились закончить последний ряд буквы Ш.