Пропало воображение что делать
Синдром дефицита воображения
Проявляются различным образом. Это обеднение воображения, чрезмерное оживление воображения, а также активность воображения, замещающая адекватное представление реальности. Соответствующие симптомы могут быть обнаружены практически во всех патологических феноменах, по этой причине в специальной литературе описания таких симптомов как бы рассеяны по разным страницам книг. Это, полагаем, мешает цельному восприятию, анализу, а также более или менее систематическому изложению соответствующего материала. Некоторые расстройства воображения, кроме того, являются относительно самостоятельными и как бы самоценными, отчего рассматриваются в отдельной главе настоящего текста.
Синдром дефицита воображения
Характеризуется отсутствием или утратой способности индивида составлять продуктивные комбинации из собственных действий, наглядных и мысленных образов, а также своих мыслей, достаточные для адаптации к обычным и экстремальным условиям существования.
Особенно сильно страдает воображение при слабоумии, что приводит к дезадаптации к обычным условиям жизни. Обеднение исходных элементов опыта сочетается в данном случае с отсутствием или утратой способности создавать и новые их ассоциации. Это, в свою очередь, проявляется стереотипизацией мысли и действий. Креативный потенциал таких пациентов резко снижен, придумать что-то свое, оригинальное они бывают совершенно не в состоянии. Весьма затруднено понимание чего-то нового, ранее не известного, выходящего за рамки непосредственного опыта.
Нарушено понимание сложных вещей, например межличностных ситуаций. Выпадает прогностическая функция, пациенты обычно не думают, к чему может повести развитие той или иной ситуации. Нет понимания и того, какие последствия способно повлечь то или иное собственное действие или высказывание. Опыт прошлого не используется, даже если какая-то ситуация вновь повторяется. Пациент, например, совершает те же ошибки, что и ранее, хотя он и мог бы вспомнить свою прошлую неудачу.
Больные не осознают, что какие-то неприятные ситуации возникают по их вине, они не связывают свои действия и их последствия. Советы, наставления окружающих остаются без внимания, осознание их смысла становится недоступным. Как правило, пациенты почти не задают вопросов и ничем не интересуются, исключая самые насущные и императивные потребности. Дементные пациенты совершенно забывают о том, что когда-то ранее они были совсем другими людьми. Иногда они механически воспроизводят остатки прежнего опыта, например манеру разговаривать, жестикулировать, но это является лишь внешней оболочкой, лишенной осмысленного содержания.
| Нередко синдром дефицита воображения у детей проявляется при СДВГ |
Отсутствует само осознание пациентами того, что нечто является им непонятным. Пациентам в какой-то степени доступны подражание и научение посредством многократного повторения, более успешно осваиваются двигательные навыки. Поведение и речь отличаются однообразием. Обучаемость при тяжелой олигофрении резко снижена даже в том, что касается несложных требований самообслуживания. Деменции свойственны также прогрессирующее опустошение знаний, интеллектуальная пассивность и снижение способности к обучению.
В относительно легких, но весьма многочисленных случаях дефицит воображения проявляется несоответствием между более или менее развитой способностью усваивать знания и навыки, с одной стороны, и неспособностью к самостоятельному мышлению и спонтанному поведению — с другой. Речь идет об индивидах, в отношении которых вполне могут возникать подозрения в их умственной несостоятельности. Обычно настораживает их весьма ограниченный кругозор, а также то обстоятельство, что приобретенные ранее познания не находят применения в их жизни. Тем не менее многие из них имеют среднее и даже высшее образование и в определенных обстоятельствах неплохо адаптированы к обычным условиям среды обитания. Оказываясь в необычных условиях, такие индивиды нуждаются в посторонней помощи. Достаточно типичными признаками, характеризующими их воображение, являются следующие.
1. В ходе обучения такие индивиды предпочитают не осмысленное восприятие материала, а механическое его запоминание, «зазубривание». Если они обладают достаточной памятью, то вполне успешно преодолевают проблемы школы или института, особенно если само обучение не нацелено на развитие самостоятельного мышления и творческой способности. Охотнее всего индивиды обучаются тому, что не требует особой выдумки и больших умственных усилий, они более расположены к занятиям, в которых соответствующие знания и навыки не подвержены быстрой инфляции и нуждаются в постоянном преобразовании, так что усвоенного когда-то хватает надолго и может быть достаточно для длительного употребления. Например, это что-то связанное с техникой, ручным мастерством, строительством домов, кладкой печей, охотой и рыбалкой, земледелием и т. п.
2. Недостаточно развитая способность конвертировать теоретические познания в конкретные суждения и наоборот — инсуляция воображения. Например, индивид вроде бы усвоил закон сохранения энергии, верно его формулирует. Тем не менее он не находит возражений против идеи вечного двигателя. Он знает о вращении Земли вокруг собственной оси, но не может правильно ответить на вопрос о причине смены дня и ночи. Или понимает, что кислота и щелочь в известном смысле являются антагонистами. Но если его спросить, какая неотложная помощь наиболее адекватна при ожоге кислотой, он долго или вовсе не может сообразить, что лучше бы применить щелочь. И в то же самое время индивид вполне осознает, что вечного двигателя нет и быть не может, но он как бы забывает, что это утверждение вытекает из закона сохранения энергии. Смена дня и ночи для него также очевидна, однако привлечь для ее объяснения факт вращения Земли вокруг своей оси он не пытается и т. п. Другими словами, процессы воображения протекают на двух изолированных друг от друга уровнях, находящихся будто бы на отдаленных островах, отчего они между собой не сообщаются.
А.Эйнштейн, правда, тоже не держал дома книг, исключая справочники и оттиски важнейших статей, но это тот самый случай, когда привычкам великих людей лучше не подражать. Описываемых здесь людей бесполезно спрашивать о замечательных писателях, художниках, ученых, о выдающихся открытиях, о важных культурных и общественных событиях даже в собственной стране. Снижена и потребность в самопознании. Такие люди мало что могут рассказать о себе, своих склонностях, интересах, предпочтениях, развлечениях и привычках, а также о своем характере. Иными словами, плоды воображения как бы не принимаются индивидами, не ценятся ими, не обладают для них мотивационной силой и не являются стимулами познавательной деятельности.
4. Значительное различие в активности воображения в плане собственного благополучия, с одной стороны, и в отношении всего остального — с другой. В этом проявляется как бы эгоцентризм воображения. В том, что очень нужно самому индивиду, он может проявить смекалку, хитрость, изворотливость, но если речь заходит о нуждах посторонних людей, то он как бы «тупеет», живость ума тут же его покидает, так как он не может представить себя на их месте. Иногда бывает и так, что самолюбивый индивид, в какой-то степени осознавая свою ограниченность, даже с завистью относится к тем из окружающих его людей, которые более продуктивны, нежели он сам. Случается, что эта ревность влечет и мстительное чувство, так что оказавшиеся в зависимости от него перспективные подчиненные подвергаются незаслуженному принижению. Существует, как известно, тип «самовлюбленных тупиц», которые окружают себя еще большими бездарностями, чем они сами, но при этом всячески препятствуют продвижению способных людей.
5. Ригидность воображения, т. е. неспособность посмотреть на вещи с какой-нибудь другой их стороны. Например, если попросить сказать, какие преимущества предоставляет перелом руки или ноги, то даже сам этот вопрос может показаться индивиду странным, если с этой позиции он никогда ранее такую беду не рассматривал. Часто ему бывает совершенно непонятен смысл пословиц типа «не было бы счастья, да несчастье помогло». В лучшем случае индивид может представить дело так, что радость рано или поздно сменит горе, но связать эти явления по существу он все-таки не может. Обычно это позволяет предположить, что и в трудных жизненных ситуациях такой индивид едва ли сможет найти достойный выход без помощи со стороны. То же самое касается вопросов типа: «Что может быть плохого в том, что человек получил высокую должность или сильно разбогател?» Здесь индивид также не может увидеть другую, оборотную сторону дела. В его сознании прочно утвердилось мнение о том, что в жизни всегда случается что-то одно: плохое либо хорошее. Это может означать, что индивид и при удачном стечении обстоятельств не продвинется в своем развитии. Он будет, как говорят, «почивать на лаврах», «зазнаваться».
Удачи и неудачи для него могут быть, следовательно, одинаково губительны. Скудость воображения становится очевидной и в такой игровой ситуации, если индивида попросить составить несколько осмысленных предложений, в которые входили бы два-три любых взятых наугад слова, например муравей и буква. Задания такого типа выполняются, как правило, с трудом, медленно, обычно индивиду удается придумать одно-два предложения, не более. В заданиях на исключение лишнего предмета он предпочитает руководствоваться привычными ситуативными отношениями объектов, будучи неспособным к установлению между ними новых связей. Нередко в тупик его ставят и такие открытые вопросы, как, например, какие проблемы в своей жизни в настоящее время он считает для себя наиболее острыми. Как правило, в ответах фигурируют какие-то сугубо практические вещи типа «достроить дачу», «вырыть подвал», «купить машину», «выкопать картошку» и др.
6. Наконец, обедненное воображение совершенно не располагает к самостоятельному творчеству, мечтательности, романтизму. Рассказать индивиду о том, что ему самому удалось придумать или сделать нечто новое, оригинальное, обычно нечего. И он не проявляет по этому поводу особого беспокойства. Будущее, в том числе и личное, при этом как бы обесценивается, оно представляется лишенным увлекательных планов, каких-то воодушевляющих перспектив, индивид всецело поглощен рутиной настоящего.
В мире много прекрасного, но каждый из нас окружает им себя лишь в той мере, на какую способен. Нередко трудно бывает понять, к чему индивид стремится и стремится ли вообще, ради чего он что-то делает, какой смысл он находит в своей жизни. Похоже на то, что он не только затрудняется или не хочет формулировать ответы на такие непростые, конечно, вопросы. Весьма возможно, что он не так часто над ними задумывается. Дело, скорее всего, обстоит таким образом, что не он сам определяет собственное существование, а действует лишь по необходимости и в этом смысле нередко является жертвой случайных обстоятельств. Даже если некоторое время он преуспевает, над ним постоянно висит угроза жестокой расплаты за пассивность и предательство своих подлинных интересов.
Дефицит воображения связан, по-видимому, с влиянием различных факторов. Важнейшими из них являются, очевидно, личностные качества, такие как консерватизм, страх нового, низкий уровень требований к себе. Иначе говоря, индивид редко видит смысл в том, чтобы что-то менять в своей жизни. Более того, он противится таким изменениям, даже если они необходимы и неизбежны. Определенную роль играет неразвитость механизмов самовосприятия, в силу чего индивид лишен способности осознавать многие события своей внутренней жизни, включая и связанные с воображением, например не замечает какие-то оригинальные мысли, нестандартные решения, желание чего-то нового.
Возможно, одной из причин является общее снижение психической активности, ведущее к уменьшению числа вариантов возможных подходов к восприятию той или иной ситуации и способов решения каких-то задач. Синдром дефицита воображения может быть выявлен не только у так называемых обывателей или потребителей, но также у многих пациентов, особенно страдающих пограничной умственной отсталостью, у больных, перенесших органические повреждения головного мозга с последствиями в виде психоорганического синдрома, у пациентов с эпилепсией, органической психопатией, атрофическими процессами.
Закрыть глаза и увидеть пустоту: как живут афантасты — люди без воображения
Людей, неспособных представлять визуальные образы, называют афантастами или афантатстиками. Это особенность работы мозга, с которой человеку можно только смириться. Рассказываем, как живут люди без воображения.
Читайте «Хайтек» в
Что такое афантазия
Афантазия — это отсутствие в представлении сенсорных и зрительно наблюдаемых образов. Это не только врожденная особенность: человек может перестать представлять себе образы после тяжелых операций или в результате психических отклонений.
Ученые описали такую особенность работы мозга совсем недавно: находка такого феномена побудила их пересмотреть свои взгляды на явление, которое мы так часто принимаем как должное.
Ученые продолжают исследовать этот феномен, чтобы открыть новые возможности для развития своих способностей к визуализации, которые могут помочь укрепить память, повысить уровень эмпатии, а также создадут основу для разработки новых способов лечения зависимостей и тревожных состояний.
Как удалось обнаружить афантазию у человека
Впервые афантазия была диагностирована в 1880 году: британский ученый-энциклопедист Фрэнсис Гальтон опубликовал статью с результатами анкетирования 100 человек обоих полов. Ученый рассылал анкеты и просил, прежде чем отвечать, вспомнить, как они сидели за столом во время завтрака этим утром.
Во время этой работы он обнаружил человека, у которого внезапно пропали зрительная память и сны в виде картинок. Шарко отнес это на счет ментальной болезни.
Позже, во время более детального изучения феномена, американский нейробиолог Марта Фара описал нарушение ментального зрения, которое часто сопровождалось потерей способности распознавать лица.
В то же время некоторые ослепшие пациенты хорошо выполняли визуальные тесты: верно отвечали на вопросы о форме букв, цветах объектов, углах стрелок часов. Все это помогло ученым понять, как мозг обрабатывает и создает зрительную информацию.
Афантазия — это сбой работы мозга или просто его особенность?
До сих пор однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как заявил психиатр-нарколог, председатель Medizin 4.0 Михаил Теюшкин, афантазию нельзя назвать патологией — чаще всего это особенность развития. По рассказам людей, такая черта была у них с самого детства — просто раньше они не обращали на нее внимания. Это врожденная специфика восприятия.
Причин появления афантазии не существует, если речь идет о психически здоровом человеке. В некоторых случаях это признак шизотипического расстройства, однако сам по себе такой симптом не служит основанием для постановки психиатрического диагноза.
В июне 2020 года вышло исследование, в котором авторы утверждают, что афантазия связана не только с неспособностью визуализировать зрительные образы, но и с другими важными процессами мышления, такими как память. В ходе исследования были опрошены 667 человек, 267 из которых самостоятельно диагностировали у себя афантазию.
Добровольцам предложили пройти тест под названием Vividness of Visual Imagery, в котором нужно было оценить, насколько яркими по шкале от 1 до 5 были некоторые воспоминания. Один балл соответствовал уровню «не вижу образ/картинку, а только знаю, что помню это событие». Пять баллов участники выбирали, если видели воспоминание будто наяву, здесь и сейчас.
Люди с афантазией после теста сообщали, что не только не могли вообразить предложенные события, например, рассвет, но и плохо припоминали, когда в последний раз им удавалось наблюдать это событие. Также эти участники эксперимента отмечали у себя сниженную способность представлять будущее и мечтать. Таким образом, любая когнитивная функция, основанная на умении вызывать в памяти зрительные образы, у людей с афантазией может быть снижена.
Сколько в мире афантастов
По оценкам ученых, от одного до трех процентов человечества — афантасты. Причем некоторые — с рождения. Узнав об этом во взрослом возрасте, они искренне удивлялись, что может быть иначе.
А есть и их противоположности — люди со слишком ярким внутренним зрением, или гиперфантасты.
Признаки афантазии
Обычно афантасты не видят сны и с трудом вспоминают лица людей, также порой они имеют расстройства аутистического спектра. Однако данных недостаточно для обобщения.
Для того, чтобы понять, как работает мозг афантастов, Джоэль Парсон, ученый из австралийского Университета Нового Южного Уэльса, просил добровольцев представлять белый треугольник и следил за их зрачками. У обычных людей они сужались, у афантастов — не менялись.
Также он измерял электропроводность кожи, одновременно зачитывая страшные истории. И снова у группы контроля показатель повышался, у афантастов — нет.
Сообщества афантастов
В 2016 году один из создателей Firefox Блейк Росс написал в Facebook: «Я только что узнал кое-что о себе, и это взорвало мой мозг». Так он прокомментировал свою афантазию. Для общения таких людей даже была создана сеть The Aphantasia.
На форуме участники могут обсуждать разные плюсы своей особенности работы мозга, например, такому человеку не приходится вновь и вновь переживать перенесенную психологическую травму или хранить в памяти образы страшных или печальных моментов своей жизни.
Как живет человек без воображения Девушка с афантазией — об отсутствии визуальных образов, рациональности мышления и проблемах с эмпатией
Казалось бы, воображение у всех работает примерно одинаково: человек представляет в голове образы, которые помогают ему сориентироваться в ситуации, создать творческую идею или вспомнить определенный момент. Однако существуют и те, у кого эти процессы проходят иначе: эти люди не умеют визуализировать и в принципе не очень понимают, что значит «представьте себе». IT-специалист Ольга как раз из таких людей: у нее афантазия, или иначе — слепой мысленный взор. «The Village Нижний Новгород» пообщался с девушкой о невозможности мечтать, терпимости к мерзостям, ярких сновидениях и отсутствии мучительных флешбэков перед сном.
Осознание и реакция окружающих
Этим летом я наткнулась на таргетированную рекламу о людях, которые не могут создавать в голове визуальные образы. Я подумала: «В смысле „не могут“? А кто-то может?» Я начала читать об афантазии, узнала, что на Земле 2 % людей со слепым внутренним взором — по сути, с отсутствием воображения. У меня был небольшой культурный шок: мне всегда казалось, что «представьте себе» — это метафора. В этот момент я была в Питере со своим молодым человеком, мы ехали в метро, я обернулась к нему и спросила: «Хочешь сказать, ты можешь взять и представить себе морковь?» Он ответил: «Ну да, а в чем проблема?» Конечно, он удивился моей истории, но достаточно быстро сориентировался и объяснил, как работает воображение у других людей. При этом он не стал надо мной смеяться и сразу поверил, что было очень важно в тот момент.
Когда я осознала, что отличаюсь от остальных, я пришла к родителям и сказала: «Мам, пап, у меня фантазии нет». Они поначалу не поняли, о чем речь, а когда я попыталась объяснить, сказали что-то в духе: «Такого не может быть, ты это все себе нафантазировала». Нафантазировала! Ладно, я все понимаю, им такое тяжело осознать. Когда я написала в твиттере тред «Один лайк — один факт об афантазии», многие люди отвечали, что это невозможно, что это странно и смешно. Но были и те, кто написал: «Ого, у меня ведь то же самое, а я думал, что я просто идиот». Мне было приятно найти таких людей, показать, что есть я, есть вы и то, как мы воспринимаем мир, — это нормально. В этом нет ничего плохого или хорошего, просто наше восприятие работает не через образы, а через информацию и текст. Друзья знают о моей особенности и иногда шутят: «Вот представь, а, стоп, ты же не можешь…» Но мне от этого смешно. Если кто-то чем-то отличается от остальных и об этом шутят по-доброму, то почему нет?
Память как книга
Я не думаю, что со мной что-то не так — просто у меня иные когнитивные способности. Я знаю, что большинство людей могут, например, вспомнить приятный момент — как будто посмотреть видео в своей голове, и им от этого станет хорошо. У меня есть память, но момент будет восприниматься мной как описание, как будто я читаю книгу. Главный плюс — я не могу вспомнить картинкой травмирующие события из прошлого, я знаю, что они были, и все. Мне вообще можно рассказывать абсолютно любые мерзости, я на это не реагирую. Исключение — засовывание иголок под ногти: когда мне описывают этот процесс, я чуть ли не физически испытываю сильную боль в пальцах, и это единственная гадость, которая во мне отзывается. Это все связано с тем, что у меня есть так называемое тактильное воображение, которое работает не только в случае с иголками: я могу представить, что меня обнимает человек, почувствовать это ощущение и это тепло. Причем могу представить отдельно, как обнимет мама или мой друг, — для меня это разные объятия.
«Закройте глаза и представьте море». Что? Как?
Неспособность мечтать и проблемы с эмпатией
Мне не кажется, что я чего-то лишена. Бывают, конечно, отдельные ситуации, но сейчас их вспоминать даже забавно. Например, как-то меня с коллегами возили на тренинг, там какой-то спикер на протяжении четырех часов рассказывал о техниках борьбы со стрессом, и все они были направлены на визуализацию. На второй час мне хотелось проломить ему голову, потому что он постоянно говорил: «Представьте место, где вам было хорошо, закройте глаза, провизуализируйте». Я не понимала, как другие люди реально это делают, мне казалось, что все понимают, что он несет какую-то дичь. «Закройте глаза и представьте море». Что? Как?
Если людям чего-то хочется — они мечтают об этом, так вот я мечтать не умею. Например, я хочу собаку. Обычный человек будет представлять, как она его будет вечером встречать дома, как они радуются друг другу. Я знаю, что моя собака тоже так будет делать, что она будет меня любить, нам будет клево. Но чтобы сидеть и предаваться мечтаниям — я просто не знаю, каково это. Если я чего-то хочу, то просто сажусь и начинаю думать, что нужно сделать для реализации этой мечты. Из-за этого мне бывало сложно в отношениях, потому что, когда я говорю о чувствах, это может иногда выглядеть пугающе рационально. При этом я могу быть влюблена, чувствовать сильные эмоции, но все равно буду пытаться это рационализировать, потому что, если понимаю, что у меня все хорошо, мне спокойно.
Мне всегда казалось, что разрыдаться на фильме или расстроиться из-за какого-то момента в книге — странно. Теперь понимаю, что это афантазия влияет на мою эмпатию. Потому что другие люди могут переложить на себя чувства героя, его страдания. Как мне сказали, люди вообще постоянно рисуют картинки у себя в голове. Например, когда говорят по телефону, представляют лицо собеседника. Я пытаюсь переварить это с августа, и мне до сих пор сложно это осознать. Когда переписываюсь в соцсетях, я никого не представляю, для меня текст — это просто факт. Моя жизнь — это в принципе сборник фактов.
Мне сложно запоминать лица: долго вспоминаю, где мы виделись, и потом подставляю к человеку связанную локацию. Допустим, мы пересекались в университете — я подставляю локацию университета. Сейчас еще стараюсь запоминать, например, о чем мы общались с человеком, то есть скорее запомню, что общалась с девушкой про кофе, чем то, что она блондинка. Голоса мне тоже трудно представить, для меня это все монотонный текст. Я вряд ли узнаю какого-то исполнителя, с чьей музыкой я не очень хорошо знакома.
Мне снятся кошмары, причем безумно яркие. Иногда бывает так, что не могу понять, сон это был или нет, потому что мне сложно осознавать другую реальность. Как-то у меня был кошмар, который перерос в осознанный сон. Это происходило так: заснула у себя дома, и начало сниться, что просыпаюсь, иду на кухню — и начинается какая-то дичь: как будто ко мне заходят родственники, которые физически не могут быть здесь, пауки какие-то бегают. Это не то что страшно — скорее, иррационально: понимала, что это во сне, и заставляла себя проснуться. Просыпалась, шла в коридор, и начиналась дичь — так раза четыре. На пятый раз уже позвонила подруге и говорю: «Пожалуйста, скажи, что я не сплю».
Художественная школа и Autocad
Когда у меня дома был ремонт, папа мне объяснял один технический момент в квартире: условно «этот угол будет выглядеть вот так». Дело чуть не дошло до слез, в итоге я взяла Autocad, нарисовала и поняла. В современном мире можно обойтись без фантазии — ты все можешь сам спроектировать. Я пробовала читать книжки, развивающие воображение, позанималась этим две недели, распсиховалась и забила. Ведь это все можно развить, если у тебя есть какие-то зачатки, если ты понимаешь, где эти самые внутренние картинки находятся, а я не представляю, что надо нажать, чтобы это включилось. Мне и так нормально.
Российская действительность не позволяет задумываться о том, что ты живешь без фантазии, — и без того полно проблем
Я ходила в художественную школу два года и окончила бы, если бы не переехала в другой город. Для меня это похоже на математику: я понимаю пропорции, понимаю, как нарисованное должно соотноситься друг с другом, потом набрасываю несколько черновиков, из которых выбираю тот, который мне больше нравится, и дорабатываю. Это все похоже на историю, как кто-то протолкнул винную пробку пальцем, а когда ему сказали, что так делать нельзя, не смог повторить. Вот ты живешь вроде без фантазии и спокойно делаешь что-то, связанное с ней. Тебе же никто не говорил, что не можешь. Сейчас я ищу уязвимости в приложениях, но до того занималась и творческими проектами: фотографировала события, монтировала видео в университетском профкоме, вместе с другими студентами придумывала мероприятия. И при этом не было такого, чтобы я села и подумала: «Так, мне срочно нужна фантазия!»
Мне хотелось бы как-то популяризировать эту тему, потому что в России достаточно талантливых ученых — вдруг кто-то узнает о существовании афантазии, объединится с западными исследователями, будет это развивать, обмениваться идеями. Возможно, это в дальнейшем поможет людям с гиперактивностью — у них, насколько я знаю, наоборот, слишком много картинок в голове. Сама я к специалистам не ходила: мне было бы интересно пройти МРТ и какие-нибудь тесты, но сильно финансово вкладываться я в это не готова. Мне хочется найти заинтересованного врача, который бы увлекся моим случаем. На Западе с этим проще, там человек написал пост — и сразу подорвалось много специалистов. У нас не так: во-первых, исследований толком не было, а во-вторых, суровая российская действительность не позволяет задумываться о том, что ты живешь без фантазии, — и без того полно проблем.
Я нашла британский форум людей с похожими случаями, но особо там не писала, да и другие ничего толком не пишут, только что-то типа: у меня вот такая ситуация, а у меня вот такая. Но я ведь дожила до 25 лет как-то и не испытывала особого дискомфорта. Узнаю от людей о том, чего теоретически лишилась, но сильно не грущу из-за этого. С одной стороны, мне было бы приятно испытать все это на себе. С другой — я столько наслушалась неприятных вещей про фантазию! Как она отвлекает от работы, когда ты не можешь уснуть из-за того, что у тебя когда-то произошло что-то плохое и тебя флешбэчит картинками. У меня такого нет, а бессонница возникает только от переутомления или перевозбуждения организма. Так что сейчас мне кажется, что все плюсы фантазии не могут перевесить ее минусы. И если даже ученые внезапно поймут, как ее включать, я не уверена, что захочу этого.