Пропала медицинская карта в поликлинике что делать
Прокурор разъясняет
Вопрос: В поликлинике потеряли мою медицинскую карту. Что мне делать?
Отвечает прокурор Кореневского района Валентина Воропаева: В соответствии с п. 12 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанность по ведению, учету и хранению медицинской документации возложена на медицинское учреждение.
Срок хранения амбулаторной медицинской карты составляет 5 лет (п. 7.1 Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденного 15.08.1988 начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР).
При утрате медицинской карты медицинским учреждением заводится ее дубликат, в котором на основании архивных данных восстанавливаются утраченные записи.
По вопросу выдачи дубликата медицинской карты Вам следует обратиться к главному врачу поликлиники.
Прокуратура
Курской области
Прокуратура Курской области
При утрате медкарты поликлиника выдаст дубликат
Вопрос: В поликлинике потеряли мою медицинскую карту. Что мне делать?
Отвечает прокурор Кореневского района Валентина Воропаева: В соответствии с п. 12 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязанность по ведению, учету и хранению медицинской документации возложена на медицинское учреждение.
Срок хранения амбулаторной медицинской карты составляет 5 лет (п. 7.1 Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденного 15.08.1988 начальником Главного архивного управления при Совете Министров СССР).
При утрате медицинской карты медицинским учреждением заводится ее дубликат, в котором на основании архивных данных восстанавливаются утраченные записи.
По вопросу выдачи дубликата медицинской карты Вам следует обратиться к главному врачу поликлиники.
Возможно ли восстановить потерянную медицинскую карту и данные в ней?
Здравствуйте, сын 17 лет потерял медицинскую карту, которую ему выдали на руки.
Проблема в том, что он стоял на учёте у пульмонолога с астмой, и в карте была вся информация о болезни с пяти лет. Возможно ли восстановить хоть часть данных? Подтвержденая история болезни необходима для получения военного билета.
Здравствуйте, уважаемый посетитель сайта! По вашей ситуации:
1.В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 апреля 2005 г. N 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты»-
медицинская карта относится к основным первичным медицинским
документам и должна храниться в регистратуре: в поликлиниках — по участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам; в центральных районных больницах и сельских амбулаториях — по населенным пунктам и алфавиту.Выдача медицинских карт на руки пациенту возможна только с разрешения главного врача учреждения.
2.В вашем случае, если медкарта была выдана на руки сыну, и он её потерял, то вины поликлиники здесь нет.Следует обратиться в регистратуру и завести новую медкарту.
3.Вы пишете, что
проблема в том, что он стоял на учёте у пульмонолога с астмой, и в карте была вся информация о болезни с пяти лет
Сейчас данные в поликлиниках хранятся в том числе и в электронном виде.Но в любом случае данные об учете у пульмонолога в базе есть, и пульмонолог в любом случае после обследования определит состояние здоровье и диагноз на настоящий момент( а это-самое главное).И именно по состоянию здоровья на сегодняшний день и имеющемуся диагнозу на сегодняшний день, ВВК и будет принимать решение о степени годности к военной службе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 01.06.2020) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
Проблема в том, что он стоял на учёте у пульмонолога с астмой, и в карте была вся информация о болезни с пяти лет.
В таком случае речь идет о — медицинской карте ребенка.
Форма и инструкция была определена согласно положениям Приказа Минздрава РФ от 3 июля 2000 года N 241 «Об утверждении „Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений“ ИНСТРУКЦИЯ о порядке ведения учетной формы N 026/у-2000 »Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов«следует что:
»Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов» предназначена для детей и подростков в возрасте до 18 лет, обучающихся, воспитывающихся в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
И только с совершеннолетия уже заводится амбулаторная карта.
Также согласно положениям приказа Минздрава РФ от 31 июля 2020 года N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» следует что:
1) медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
2) медицинская карта стационарного больного;
5) медицинская карта ребенка; http://docs.cntd.ru/document/5.
Проблема восстановления заключается в том, что здесь нельзя потребовать ее восстановления или привлечь к ответственности медицинскую организацию, медицинская карта является внутренним документом медицинской организации, в нем собрана информация пациента лечебного учреждения посещения врачей-специалистов, выводов специалистов, лечения.
Медицинская организация хранит ее в силу требований закона, а не в рамках договора с пациентом, а потому перед ним ответственности за ее утрату не несет.
Вот пример определения суда по ссылке:https://sudact.ru/regular/doc/.
А потому Вам следует не конфликтовать здесь это ничего положительного не принесет, а обратиться с письменным заявлением к руководителю медицинской организации, просить в нем провести соответствующую служебную внутреннюю проверку, и при наличии возможности восстановить сведения которые были в медицинской карте с оформлением ее дубликата.
За медкарты, выброшенные в макулатуру, главврач ЦРБ заплатит штраф
snehitdesign / Depositphotos.com |
Главврач был наказан по ст. 13.14 КоАП (разглашение информации с ограниченным доступом) после того, как участники акции по сбору макулатуры обнаружили в собранном вторсырье несколько медицинских карт стационарных больных местной больницы и обратились за разъяснениями в прокуратуру. Всего в макулатуре обнаружились карты 69 пациентов, датированные 2012-2013 гг. (постановление мирового судьи судебного участка № 1 Серовского района Свердловской области от 19 февраля 2019 г. № 5-51/19).
Суд счел, что руководителем не выполнены обязанности по соблюдению требований действующего законодательства по обращению с информацией ограниченного доступа, в результате чего разглашены сведения, составляющие врачебную тайну. Главврач с нарушением согласился и пояснил, что «выводы сделаны, допущенные нарушения исправлены, медкарты сданы в архив». Поэтому суд ограничился минимально возможным наказанием – штрафом в 4 тыс. руб.
Отметим, однако, что у этой истории потенциально может быть продолжение. Дело в том, что главврач объяснил суду, что медкарты сданы в архив не просто так, а «для уничтожения». Между тем, согласно письму Минздрава России от 7 декабря 2015 г. № 13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации», медкарты стационарного больного по форме № 003/у должны храниться 25 лет. Следовательно, если у кого-то появится законный интерес в получении такой карты, а она будет уничтожена до истечения 25-летнего срока хранения, больница может оказаться ответчиком по соответствующему иску.
Например, одна из поликлиник Сахалина оказалась в подобном положении: осенью 2012 года её врачи осмотрели заключенного под стражу пациента, которого доставили из СИЗО после – как утверждал сам больной – полицейских пыток (решение Канского городского суда Красноярского края от 31 мая 2018 г. по делу № 2-305/2018).
Впоследствии пациент был возвращен в СИЗО, осужден к лишению свободы и отправился в места «не столь отдаленные», однако спустя пять лет все же решил «дать ход» тому, пятилетней давности, инциденту. Следствие запросило в поликлинике искомую медкарту, но там ее уже не было – все медицинские карты за 2012 год не сохранились.
В связи с отсутствием медкарты уголовное дело по факту пыток возбудить не удалось, и гражданин предъявил иск уже против самой поликлиники о взыскании морального вреда.
Суд счел, что поликлиника, нарушив условия хранения медицинской карты, заполненной осенью 2012 года, допустила ее уничтожение до истечения срока хранения, чем нарушила права пациента – а в данном случае еще и потребителя медуслуг, – на получение необходимой информации. В пользу потребителя были взысканы 5 тыс. руб. морального вреда и половина этой суммы в качестве потребительского штрафа, но этим убытки поликлиники не ограничились: поскольку иск был потребительским, то рассматривался он по месту жительства истца. В данном случае – по месту исправительной колонии, в которой он находился в момент рассмотрения спора, а именно более чем за три тысячи километров от самой поликлиники. Поликлиника была вынуждена нести расходы на представителя и прочие. Наконец, суд все равно обязал поликлинику самостоятельно восстановить спорную медкарту – по счастью, у истца сохранилась ее ксерокопия.
Поликлиники теряют медкарты – почему это опасно для пациентов и что делать?
Пациенты часто хотят забрать медкарту из поликлиники, но многие сталкиваются с отказом медучреждения в выдаче документа. И если копнуть поглубже, то нередко причина такого отказа простая – поликлиника просто не может выдать документ, т.к. потеряла его.
Поликлиники с недавних пор стали считать медкарты пациента своей собственностью, при этом нередко теряют медкарты, лишая пациентов возможности получить информацию о состоянии своего здоровья.
Но является ли поликлиника собственником медкарты пациента?
Чтобы ответить на этот вопрос, для начала надо понять – а кто купил эту медкарту? Кто оплатил покупку тетради или журнала, которые стали медкартой пациента? Да, врач поликлиники делает записи в медкарте, но это не означает, что автоматически медкарта пациента становится собственностью поликлиники. Из практики знаю, что именно пациенты сами «заводят» медкарту – покупают её, подписывают, при необходимости вклеивают в неё чистые листы, чтобы врачи могли делать свои записи – так уж повелось еще со времен СССР. Но если раньше пациенты спокойно брали медкарты на руки, а многие даже просто постоянно хранили их дома, то сейчас местами возникают серьезные проблемы.
Может, появился какой-то новый закон, в котором четко прописано, что медкарты являются собственность поликлиники? Нет, никакого нового закона не появилось.
Тогда почему кто-то в поликлиниках решил, что нельзя давать пациентам на руки документы, в которых содержится информация об их здоровье?
Медики пытают подвести свои аргументы под два тезиса:
1. В медкарте информация, которая составляет врачебную тайну. Из этого, по мнению врачей, следует вывод, что медкарта должна храниться в медицинском учреждении.
Весьма странное объяснение, если учесть, что медкарту желает на руки получить пациент, а не какой-то дядя с улицы, а значит – какая может быть тайна от пациента? Может, в медкарте есть приписки и тайна лишь в этом? Этот вопрос – опять же из практики обращений граждан, которые на приеме у врача случайно обнаруживали в медкартах ложные записи о приемах.
Поэтому аргумент о желании поликлиники сохранить врачебную тайну не состоятелен – если я пациент, то никакой тайны от меня самого в моей медкарте быть не должно, а значит, я вправе её получить на руки.
2. Карта должна храниться в регистратуре.
Об этом мне рассказывают пациенты и родители детей, уже столкнувшиеся с такой проблемой получения медкарты на руки.
Ко мне часто обращаются пациенты, которые хотят хранить медкарту у себя дома. Причины для этого у них разные:
— пациенты регулярно обращаются к различным врачам в разные медицинские организации, поэтому им постоянно нужны документы на руках – история их здоровья, результаты обследования, сведения о назначенном лечении, чтобы врачи могли в динамике наблюдать ситуацию. И вся эта информация есть в медкарте. Удобно, когда у пациента все это хранится в одном месте – ведь это касается его здоровья;
— пациенты переезжают из одного города в другой, а значит, вполне логично, что они хотят, чтобы в поликлинике по новому месту жительства была информация о них;
— пациенты просто не доверяют поликлинике, т.к. уже имели опыт потери медкарты в поликлинике. И лично я разделяю опасения таких пациентов, поскольку имею и личный опыт в этом вопросе – в поликлинике отсутствует моя медкарта, т.к. там её просто потеряли.
Каждая из этих причин, по которой мы, пациенты, хотим на руках иметь медкарту, является заслуживающей уважения и понимания. И не важно, касается это лично нас или наших детей.
Но кроме того, что пациенты оказываются лишенными информации об их состоянии здоровья, у этой проблемы есть еще одна сторона, о которой узнать можно, столкнувшись с совершенно иной ситуацией, на первый взгляд не имеющей никакого отношения к медицине.
С какими проблемами может столкнуться человек, если поликлиника потеряет его медкарту?
На днях ко мне обратилась женщина – она всю жизнь с рождения до 2015 года проживала в Новомосковске Тульской области, но почти 15 лет числилась у работодателя в Москве – временами ездила в Москву каждый день, кроме выходных, а временами вообще работала дистанционно – обязанности позволяли. И она не могла предположить, что эта формальность (наличие московского работодателя) может лишить её возможности пораньше уйти на пенсию.
Но именно из-за этого обстоятельства Пенсионный фонд отказал её в досрочном выходе на пенсию в 52 года. ПФР решил, что если женщина в чернобыльской зоне не работала, то она здесь и не жила.
Итак, женщине надо доказать, что она проживала в чернобыльской зоне. Обычно в качестве одного из важнейших доказательств факта проживания на льготной территории чернобыльской зоны я рекомендую использовать сведения об обращении по месту жительства за медпомощью.
Поэтому я советую клиентам получить на руки медкарту (или хотя бы заверенную поликлиникой копию), чтобы доказать, что они здесь реально проживали, обращались за медпомощью, обследовались и лечились. При наличии таких доказательств и предоставления медкарты суды решают споры в пользу граждан – это касается и пенсий, и других льгот.
Но в данном случае у этой женщины возникла проблема – поликлиники по месту жительства отказали ей в выдаче медкарты или её копии, поскольку, по словам представителей этих медучреждений, у них там нет медкарт.
Куда пропали медкарты пациента? На этот вопрос никто не дал моей клиентке вразумительного ответа. А вместе с этим теперь у неё нет необходимых доказательств проживания на льготной территории чернобыльской зоны.
Как видите, потеря поликлиникой медкарты таит в себе опасность не только по разглашению сведений, составляющих врачебную тайну, но и риск не получить меры социальной поддержки, гарантированный в определенных законом случаях.
Как предотвратить такую ситуацию?
1. Если у вас медкарта давно хранится дома, то я не рекомендую передавать её в поликлинику, т.к. в будущем вы её можете просто больше никогда не увидеть.
Лучше сделайте с неё копию, которую при необходимости можно носить с собой во время визита к врачам. А подлинник храните у себя.
2. Если у вас на руках нет медкарты, и в поликлинике её категорически не выдают пациентам, то срочно запросите надлежащим образом заверенную копию этой медкарты, а при всех визитах к врачу, когда записи делаются в медкарте, или прохождении обследований, анализов, требуйте, чтобы вам выдавали копии появляющихся в медкарте документов (новых страниц с записями).
3. Аналогичные рекомендации и по платным медицинским учреждениям – по итогам каждого визита к врачу требуйте выдачи медицинского заключения. Так у вас сформируется своя медкарта – комплект документах о посещении врачей и результатах обследования с информацией о состоянии вашего здоровья. Это надо делать даже по той простой причине, что платные клиники не хранят постоянно документы пациентов – некоторые их уничтожают каждый год, поэтому если вы заинтересованы не потерять важную информацию, то лучше позаботиться об этом заранее.
Все эти рекомендации касаются как самих пациентов, так и родителей детей-пациентов.
Что делать, если в поликлинике потеряли амбулаторную карту. Можно ли восстановить данные
– Здравствуйте. При последнем посещении поликлиники выяснилось, что моя карта утеряна. Ни в кабинете врача, которого я посещал неделю назад, ни в регистратуре моей медицинской карты нет. Я точно знаю, что на прошлой неделе карта была у специалиста, и он вносил туда мои жалобы. Что делать в таком случае? Куда можно пожаловаться? Заводить новую карту? Но ведь в старой карте была история болезни и предыдущие анализы. Я потратил на них немало денег.
Что делать, если медицинская карта была утрачена
Пациент вправе по запросу, направленному в том числе в электронном виде, получать сведения по состоянию своего здоровья, медицинскую документацию и копии такой документации, выписки из медицинской карты, в том числе оформленные в электронном виде (на основании ч. 5 ст. 22 Закона от 2011 года №323-ФЗ).
Поэтому первое, что необходимо сделать пациенту, это направить в медицинскую организацию официальное письмо с требованием предоставить выписку из истории болезни. По понятной причине медицинская организация не сможет предоставить официальный ответ на поступивший запрос.
Также нужно написать жалобу на имя главного врача медицинской организации: согласно разъясняющему письму Министерства здравоохранения и социального развития от 2005 года №734/М3-14, выдача медицинской карты на руки пациентам допустима только по решению главного врача учреждения.
Стоит отметить, что формально выдавать медицинскую карту для хранения дома пациенту не должны. Она является собственностью не пациента, а медицинского учреждения, и является также утвержденным учетно-отчетным документом. Таким образом, хранить дома медицинскую карту нельзя.
Но если в выдаче самой медицинской карты пациенту могут отказать, то выписку из нее обязаны предоставить в обязательном порядке. Поэтому пациенту следует обратиться к администрации поликлиники с требованием восстановить документ. За последние 5-10 лет сведения можно легко восстановить: дело в том, что врачей обязали вести в электронном виде всю историю пациентов и вносить в электронную базу результаты анализов.
Если карта была утрачена, но вся необходимая информация была сохранена врачами в электронном виде, то восстановление карты пациента не принесет серьезных проблем. Будет заведена новая карта, и она будет содержать результаты предыдущих обследований.
Куда жаловаться
Утрата медицинской карты – крайнее неприятное происшествие с учетом высокой важности информации, которая в ней содержится. Так, это препятствует соблюдению принципа преемственности данных для повышения качества оказания медицинской помощи, не позволяет поставить точный диагноз специалистам с учетом предыдущих обследований и пр.
Отказ выдать выписку из амбулаторной карты можно обжаловать, в том числе через орган управления субъекта РФ или в суде по месту проживания пациента либо по местонахождению лечебного учреждения. Это право гарантировано ст. 89 Закона от 2011 года №323-ФЗ.
В суде можно истребовать компенсацию причиненного морального вреда с медицинского учреждения, а также потребовать компенсации убытков: например, стоимости проезда для повторной сдачи анализов, стоимости прохождения обследований, стоимости аренды помещения для прохождения обследований и пр.
Как обезопасить себя от утраты
Чтобы обезопасить себя от риска утраты медицинской карты, можно получить доступ к электронной версии карты. Так, с января 2020 года пациенты московских клиник могут в тестовом режиме оформить доступ к электронной карте. Решение открыть доступ к электронной карте было принято Московским правительством по результатам общественной инициативы. Чтобы получить сведения о состоянии здоровья, нет необходимости лишний раз обращаться в поликлинику: сведения о здоровье доступны в любое время, их невозможно потерять. В электронной карте будет информация о записи к врачу, результатах диспансеризации, прохождении осмотра у частных специалистов, вакцинации и пр.
Оформить доступ к электронной медкарте вправе пациенты в возрасте старше 15 лет, у которых имеется полис ОМС. Для этого нужно на портале mos.ru заполнить данные паспорта, серию и номер полиса ОМС, номер телефона, прикрепить фотографию с паспортом.
Выводы
Таким образом, пациенту следует предпринять следующие действия в случае утраты его карты в регистратуре или отсутствия ее на приеме у врача:
Чтобы обезопасить себя от рисков утраты медицинской карты, можно оформить ее электронную версию.