Пропагандой чего являются олимпийские игры
От богослужения до инструмента пропаганды: как менялась роль Олимпиады
Спорт появился благодаря войне и магии
Спорт в различных его проявлениях всегда был частью культурной жизни человечества. Самые древние наскальные рисунки и артефакты, связанные со спортом, датируются 7000 годом до нашей эры. Антропологи считают, что состязательные мероприятия сыграли важную роль в формировании человеческой цивилизации.
У ученых есть несколько предположений о том, как возник спорт и какую роль он играл в жизни первобытных обществ:
Этнографы сходятся на том, что спорт для древних людей так или иначе был частью обряда инициации. Стать полноправными членами общества могли только те молодые люди, которые проявляли полную готовность к участию в охоте, войне, собирательстве и других важных видах деятельности.
Древние Олимпийские игры были богослужением
Согласно древнегреческой мифологии, прародители Олимпийских игр — боги. По одной из версий, первые соревнования провел Зевс в честь победы над своим отцом Кроносом, а участниками игр были остальные боги эллинского пантеона. По другой версии, учредителем первой Олимпиады был внук Зевса — Пелоп.
Первые Олимпийские игры в Древней Греции прошли почти 3000 лет назад — в 776 году до нашей эры. Часть историков считает, что античные Олимпиады были скорее религиозным, чем спортивным мероприятием. Игры посвящались богам и проводились только на второй день Олимпийского праздника. В первый же день устраивали богослужения и жертвоприношения. Греки поклонялись участникам соревнований, а победители — олимпионики — вставали в один ряд с богами.
Состязания были настолько значимым событием, что древние греки ввели систему олимпийского летоисчисления. Появилась концепция олимпийского года — периода в 1417 дней, который завершался проведением состязаний. Каждый олимпийский год носил имя последнего победителя в состязаниях по бегу.
Профессиональные спортсмены, которые зарабатывают на жизнь участвуя в состязаниях, появились в Древней Греции только через три столетия после проведения первой Олимпиады. Такие атлеты соревновались ради денег, а не ради восхваления богов или прославления культа тела. Поэтому отношение современников к ним нередко было негативным. Платон считал их мировоззрение «чуждым настоящим олимпионикам», а драматург Еврипид называл атлетов «худшим из гнойников Греции».
Спорт всегда был развлечением для мужчин
Олимпийские игры всегда были неравноправными, как в древности, так и в наши дни. Например, на возрожденные в 1896 году соревнования, которые провели в Афинах, женщин не допустили. Организатор афинской Олимпиады Пьер де Кубертен, считал, что включение спортсменок в соревнования будет «непрактичным, неинтересным, неэстетичным и неправильным», а единственная задача женщин на Олимпиаде — «чествовать мужчин».
Кубертен следовал патриархальной традиции античных Олимпийских игр. В Древней Греции женщины не только не могли принимать участие в соревнованиях, но и не допускались на состязания даже в качестве зрительниц. Первым соревнованием, в котором приняла участие женщина, стали гонки на колесницах. Всадники в то время были рабами, а участниками игр считались владелец транспортного средства и лошадь. Киниска, дочь спартанского правителя Архидама II, участвовала в гонках в 369 и 392 годах до нашей эры — и оба раза выиграла. Согласно свидетельствам историков, в то время Спарта была практически единственным государством, где физическое воспитание женщин было обязательным.
Средневековье и спорт
Рыцарские турниры вместо олимпиад
В Средние века спорт пришел в упадок. На смену язычеству пришло христианство, которое относилось к спорту со скепсисом. Олимпийский культ тела противоречил идеям о бренности плоти перед спасением души. Один из выдающихся богословов раннего христианства Тертуллиан во II веке нашей эры писал, что на «происходящее на стадионах нельзя смотреть без срама». В итоге к 394 году от проведения Олимпийских игр отказались вместе с олимпийским летоисчислением. В том году последний правитель единой Римской империи Феодосий запретил соревнования, поскольку посчитал их пережитком языческого прошлого.
В Европе спорт был уделом знати и существовал только как часть военной подготовки будущих рыцарей. Подобием древних спортивных соревнований стали рыцарские турниры. Роль состязаний в Средневековье трансформировалась — их стали устраивать не ради прославления богов, а для разрешения юридических споров и вопросов чести. Кроме того, рыцари сражались, чтобы получить шанс на выгодную женитьбу.
Запрет на спорт для крестьян
Простым горожанам и сельскому населению приходилось лишь наблюдать за рыцарями и изредка соревноваться в силе и ловкости на городских праздниках. Популярными состязаниями были бег, прыжки, борьба и метание тяжелых предметов — камней, палок, подков и бревен. К XIV веку у горожан стали появляться более сложные спортивные развлечения, начиная с танцев, заканчивая командными играми с мячом.
Власти не поощряли подобные состязания. В 1313, 1331 и 1348 годах в Англии и Франции даже вводились запреты на спорт, поскольку аристократы считали состязания простолюдинов слишком шумными и опасными. Позже, в 1363 году, английский король Эдуард III издал указ, в котором единственным разрешенным видом спорта стала стрельба из лука — ее считали благородным занятием.
Древнегреческие идеалы вернулись только в эпоху Возрождения. Ключевые мыслители того времени — Эразм Роттердамский, Томас Мор, Мишель Монтель и другие — во-первых, отвергали концепцию тела как тюрьмы души и, во-вторых, полагали, что в спорте можно найти эстетическое наслаждение. При этом к спортивным состязаниям среди женщин продолжили относиться пренебрежительно, а соревнования между детьми считались греховными.
Спорт появился в Англии
В 1689 году в Англии произошла «Славная революция» — государственный переворот, после которого в стране сняли запрет на спорт и зрелища. Основой для спорта стали сельские развлечения, а именно — Олимпийские игры прокурора Роберта Доувера, которые проводились на селе с 1604 года. Атлеты соревновались в беге, танцах, боулинге, кеглях, футболе и беге.
К XVIII веку спорт в английском обществе превратился в коммерческий: участникам некоторых соревнований платили, а зрители могли делать ставки. Так вновь появились профессиональные спортсмены и возникла мотивация улучшать правила состязаний, делая их честными и прозрачными. Тогда же появился и сам термин «sport» — он произошел от английского «disport», которое значит «отдых от труда».
Идеи Жан Жака Руссо возродили международную Олимпиаду
Важную роль в становлении современного спорта сыграли идеи французского Просвещения. Именно в период с XVIII до середины XIX века во французском языке распространилось заимствованное из греческого слово «гимнастика». Термин стал общим для обозначения всех физических упражнений. В спорте стали видеть «способ преодоления сил природы», поэтому развитие физической формы превратилось в одну из главных задач в воспитании ребенка. Философ Жан Жак Руссо видел в спорте важную часть культуры «верховенства разума».
Особенно популярной стала именно гимнастика, в которой находили сочетание эстетики и оздоровительных практик. К концу XIX века в Европе все чаще стали проводиться массовые спортивные соревнования. Итогом стало возрождение Олимпийских игр в 1896 году.
Как спорт развивался в России
От древнеславянских игрищ к футболу и шашкам
Согласно свидетельствам историков, физические активности у древних славян в первую очередь были связаны с военной подготовкой и проведением языческих обрядов. Славяне проводили игрища, посвященные Матери-земле, Перуну и Яриле. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов и различных состязательных упражнений. Самыми популярными были кулачные бои, которые проводились как один на один, так и между командами.
С развитием феодализма физическое воспитание стало важнейшей частью военной подготовки юношей. С 14 лет мальчиков обучали верховой езде и конной охоте, владению копьем, стрельбе из лука. Среди народов Сибири практиковались прыжки через нарты (узкие длинные сани) и переноска тяжестей. Позже во времена походов Ермака в XVI веке воинов тренировали в ходьбе на лыжах.
К XVII веку на Руси появились игры с мячом, у знати популярность обрели шахматы и шашки. Активности начали делить на общественно одобряемые и греховные. К последним относили игры в кости и карты — считалось, что они развивают тщеславие, лукавство и другие пороки.
Реформы Петра I и европеизация спорта
Благодаря реформам Петра I спортивная подготовка в России появилась во всех гимназиях. Ученики занимались верховой ездой, греблей, стрельбой, парусным спортом, фехтованием и танцами. В 1718 году был основан первый в России и мире клуб парусного и гребного спорта — «Невская флотилия».
В XVIII веке в российское общество активно проникали идеи Просвещения. Как и в Европе, в Российской империи физическую культуру считали важнейшим элементом развития личности. Философы Александр Радищев, Александр Бестужев и Иван Бецкой подняли вопрос о необходимости физического воспитания девушек. Хотя развитие многих видов спорта в России началось на 50 лет позже, чем в Европе, на момент распада Империи в стране действовали около 360 спортивных обществ.
Современный спорт сформировало телевидение
За последнее столетие спорт стал неотделим от медиа, особенно телевидения. В ХХ веке оно определило, сколько будут длиться соревнования, и как будут выглядеть спортсмены.
Весь ХХ век усилия телевизионщиков были направлены на раскачку зрелищности и динамичности мероприятий. Благодаря им на форме появились фамилии спортсменов, а финальная статистика ударов по мячу вызывает не меньше интереса, чем результат матча.
Спорт стал политическим инструментом
Огромные расходы на спортивные мероприятия связаны также с политическими функциями спорта. Организация масштабного международного соревнования или победа в нем стали способом продемонстрировать превосходство страны или политического строя. Советская олимпийская чемпионка по конному спорту Елена Петушкова писала, что большому спорту «присущи заложенные в самой его основе возможности для агитации и пропаганды».
Последние 100 лет агитационными возможностями спорта активно пользуются многие страны:
Высокая геополитическая роль спорта и растущие технологические возможности, вероятно, определят будущее спорта. Ради высоких достижений будет совершенствоваться снаряжение спортсменов — уже сейчас некоторые костюмы и обувь можно считать «техническим допингом».
Олимпийские игры и их значение
Физическая подготовка и спорт развиваются с очень давних времен. Физически развивающийся человек всегда считался более гармоничным и привлекательным. Физически развитый человек всегда являлся эталоном красоты. В наше время о характере человека можно судить по его умственному развитию и физической форме. Человек, который готов совершенствоваться, обладает сильным, волевым характером и всегда готов бороться с любыми трудностями.
Сначала возникло такое понятие как физическая культура. Все кто ей занимался, пользовались популярностью, а сама она постоянно развивалась. И постепенно в ней стали различать такое явление как спорт. С появлением спорта начали развиваться такие события, как различные спортивные соревнования — командные и индивидуальные. И, как апогей соревнований различного уровня, в Древней Греции возникли Олимпийские игры. И сразу же стали очень популярны, поскольку древние греки очень ценили физическое развитие человека, а спортсмены являлись эталоном этого процесса.
Именно благодаря поклонению благоговения перед физическим развитием, Олимпийские игры, задуманные как небольшие соревнования, превратились в национальный праздник. Вместе с тем, Олимпийские игры были не только данью культуре спорта, их значение было гораздо более важным. Во-первых, в день проведения этих игр воцарялся всеобщий мир. Во-вторых, в этот день съезжались все правители и ученые, а значит, этот праздник был не просто физическими соревнованиями, в этот день все делились своими достижениями и успехами, проводились разнообразные конкурсы, не только физического характера.
Церемения зажжения огня современных Олимпийских игр
Поэтому, Олимпийские игры быстро стали важной культурной традицией всемирного масштаба. На их примере видна связь между спортом и культурой человечества, связь спорта и общественной жизни.
Первые Олимпийские игры были проведены в 776 году еще до нашей эры. Именно к этой дате относятся первые источники, в которых говорится об этом мероприятии. С тех пор, это событие превратилось из обычных соревнований в некий культ, главной идеей которого было совершенство тела и духа. Именно там появился образ идеального человека — мыслителя с телом лучшего атлета. Именно там было высказано предположение, что человек не может достичь совершенства, развиваясь лишь физически или только интеллектуально. Сейчас это выражено в таких собирательных образах, как интеллектуал, не способный защитить ни себя, не свою девушку, или же успешный спортсмен, который не помнит даже таблицы умножения. Все эти образы вызывают раздражения у тех, к кому их относят. Что говорит о справедливости предположения мудрецов древней Греции.
В древней Греции любой участник был образован, а победители получали просто немыслимые почести. Их славили в каждом городе, строили памятники, а в честь их победы устраивали грандиозные пиры. Еще одним показателем важности физического и умственного развития было то, что победитель Олимпийских игр не входил, как обычный человек или даже правитель, в ворота. Специально для того, чтобы он попал в город, в стене делали пролом, в который его и проносили. Считалось, что таким способом, вместе с чемпионом в город попадала удача. Поэтому пролом после этого сразу же заделывался, чтобы она не нашла выхода обратно.
Величие этих соревнований нельзя приуменьшить. Ведь они являются самыми значимыми даже в наше время. Они и сейчас призваны выявить самого сильного, смелого, быстрого, умного. За право провести у себя эти игры борются все страны, поскольку это очень почетно и лестно. На каждые игры съезжаются многие тысячи, миллионы фанатов и болельщиков из самых разнообразных стран. Сейчас день проведения Олимпийских игр — яркое, шумное и красочное событие. И каждая страна выкладывается в этом по полной. Ведь чем ярче получится праздник, тем больше почета и уважения достанется стране, в которой их проводят. Музыка, украшения, флаги, красочные наряды и множество людей всех возрастов, начиная от стариков, и заканчивая младенцами, которых родители привезли на Игры в колясках.
Олимпиады — это важный физкультурный праздник в нашей жизни на нынешний день. Это соревнования общемирового масштаба. Стать фаворитом на следующие Олимпиады для хоть какой страны — это элементарно дело её чести. Для подготовки спортивных команд страны не жалеют ни сил, ни времени, так как спортсмены оберегают спортивную честь страны. А фаворитов ожидают медали — бронзовые, серебряные, золотые. Ждут и денежные призы. Но, как ни удивительно, в спорте средства никогда еще не служили решающим стимулом к победе. Только физкультурный задор, лишь желание обосновать, что конкретно ты — самый-самый наилучший, самый-самый стремительный, мощный и выносливый. Испокон веков победа в спорте основывалась только на чувствах, а денежные поощрения оставались лестным добавлением.
Убедительная просьба! При распространении текста данной страницы или его части указывать ссылку на источник. Копировать ссылку Адрес страницы скопирован в буфер обмена
История, философия и символика Олимпийских Игр
Что такое Олимпиада
Итак, что такое Олимпиада и Олимпийские Игры? Сам термин «Олимпиада» означает период в четыре года, который начинается с открытия Игр Олимпиады и оканчивается стартом Игр следующей Олимпиады. В современной истории спорта, как и в Древней Греции, счёт ведется на Олимпиады, при этом летние Игры начинают этот четырехгодичный цикл.
Если Игры какой-либо Олимпиады не проводились по любой из множества причин, Олимпиада заканчивается через четыре года после окончания предыдущего цикла, и с того дня начинается новая Олимпиада. Отсчет Олимпиад ведут последовательно с первых Олимпийских игр современности, которые праздновались в Афинах в 1896 году.
Сейчас Олимпийские игры – это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года, перерыв был лишь во время мировых войн. Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году, сначала проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Игр.
В наши дни спустя несколько дней после проведения Олимпийских игр на тех же спортивных сооружениях проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями. Олимпийская медаль считается одним из наивысших достижений в спорте. А звание чемпиона Олимпийских игр даётся на все времена, и не существует такого понятия, как экс-чемпион Олимпийских игр.
История возникновения Олимпийских Игр
Достоверно известно, что Олимпийские Игры возникли в Древней Греции, но есть несколько теорий, или легенд, о их происхождении.
Первая теория гласит о том, что мифический герой Пелопс, царь Элиды, сын Тантала и предок Геракла, победил на состязаниях на колесницах царя города Писы Эномая и решил устраивать каждые четыре года праздник и соревнования в честь этого памятного события.
Некоторые историки утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Именно поэтому победители награждались оливковой веткой и лавровым венком. Время проведения Игр в августе-сентябре может служить одним из плюсов в пользу этой теории.
По версии другой легенды Ифит, реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства в западном Пелопонессе, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города – Элис и Писа, по окончании эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу с вопросом «что делать дальше». Оракул посоветовал воздерживаться от войн, укреплять связи между городами и «основать для укрепления мира Игры, угодные богам». Так как Эллада воевала в основном со Спартой, Ифит предложил спартанскому царю и законодателю Ликургу совместно последовать совету оракула. После продолжительных споров они заключили мирное соглашение в 884 г. до н. э., текст которого высекли на металлическом диске. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в Олимпии большой праздник, который было решено повторять раз в четыре года («Олимпиада» по-гречески означает период из четырех лет).
Три царя: Клеосфен из Писы, Ифит из Элиса и Ликург из Спарты решили обезопасить участников Олимпиад и заключили соглашение, которе на время проведения игр прекращало любые военные действия, чтобы у гостей и атлетов была возможность прибыть на соревнования. Священное перемирие «экихирия» защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. В случае нарушения священного перемирия жители Эллады имели право взыскать с нарушителя денежный штраф и лишить человека или целый город права участия в предстоящих Играх. Поэтому города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок, но после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись.
Возродить эту традицию в 1992 году попытался МОК, призвав все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться «от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр». Генеральная Ассамблея ООН утвердила соответствующую резолюцию в 2003 году, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в «Декларацию Тысячелетия», подписанную лидерами многих стран мира.
В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими – именно этим годом датирован самый древний документ, описывающий соревнования, посвященные богу Зевсу. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб – повар из города Элис. Именно с игр 776 г. до н.э. начался отсчет древних Олимпийских игр.
Программа древних Олимпийских игр
Через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., в программу ввели самый жесткий и зрелищный вид борьбы – панкратион. Борьба отличалась довольно жестокими правилами и была чрезвычайно популярна у зрителей. Она представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любые приемы. Им позволялось делать всё, удушения, болевые приемы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса. Схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. Говорят, чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля.
Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, в которых спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить вперед руки, в каждой из которых держал по гире, которые должны были увлечь его за собой. Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов, поэтов, ораторов, актеров и драматургов.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Всех желающие принять участие в Играх вносили в особые списки за год от открытия соревнований. Потенциальные участники давали клятву, что будут готовиться к предстоящим Играм не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.
Женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но даже присутствовать на них в качестве зрительниц. При этом девушки Древней Греции были вполне спортивные и любили соревноваться. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере, супруге Зевса. В этих состязаниях, на которые мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
Поэтому и в современных Олимпийских играх сначала соревновались только мужчины. И лишь в 1900 году к соревнованиям по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету были допущены женщины. А мужской коллектив МОК был разбавлен специалистами женского пола только в 1981 году.
В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса, где на алтаре приносились в жертву быки. На второй день проходили соревновались в беге, на третий – в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, а на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Но бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, затем ему воздвигали статую.
В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались теперь уже с участием римлян. Игры все больше теряли свою религиозную основу, так как у римлян были свои боги, и превращались в демонстрацию могущества Рима. В программе появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.
Появление христианской религии окончательно погубило древнегреческие Олимпийские игры. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I запретил состязания, так как считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, в которой христианство стало официальной религией.
Отношение к Олимпийским Играм в Древней Греции
Некоторые представители интеллигенции – поэты, философы, ораторы, были категорически против состязаний. Они считали, что победа в Олимпийских играх ставит физические достоинства человека выше его умственных способностей. Победитель в Олимпийских состязаниях мог быть только один – только первый. Все остальные места считались позором. И сам факт участия в Олимпийских играх не считался какой-то особой заслугой.
Философы того времени также утверждали, что ажиотаж по поводу проведения Олимпийских игр и их победителей отвлекал внимание людей от истинных нужд общества. Аристотель высказывался по поводу непомерных физических нагрузок, направленных на укрепление тела спортсмена, отмечая, что они, мало того, что не несут в себе никакой практической пользы для жизни общества, они также не способствуют пропаганде здорового образа жизни и правильного воспитания подрастающего поколения. Да, разумное количество нагрузок необходимо, по его мнению, но не более, и должны они быть направлены на разнообразные виды человеческой деятельности, а не только на укрепление физических сил.
Возрождение Олимпийских игр
В Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, в качестве официальных языков МОК установили французский, английский и немецкий, и впервые был рассмотрен вопрос взаимоотношения с международными федерациями.
Первая современная Олимпиада
Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».
Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.
Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.
Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.
Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.
В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом – Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.
«Цель олимпийского движения, – записано в Олимпийской хартии, – способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.
Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.
В организационную структуру олимпийского движения входят: МОК, национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. В олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.
Х. А. Самаранч в одном из своих выступлений, отвечая на вопрос, как он относится к словам Кубертена «Олимпизм – это не организация, а образ мышления», сказал: «У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть – вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт – это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами» (1989).
По мнению Отто Шимичека, «Олимпийская идеология выражает идеалистическую философию и является оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).
Как «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент МОК Эвери Брендедж (1963).
Кубертен предлагал организовать Олимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество».
Но то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны Кубертена. На Олимпийском конгрессе в Гавре (1897 г.) он негативно оценил Олимпийские игры в Афинах, утверждая, что «все усилия были сконцентрированы на организации спортивной стороны мероприятия в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Критически Кубертен оценил и Игры II Олимпиады в Париже, проведенные в рамках Всемирной выставки в 1900 году: «мы поняли, что никогда больше Олимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении ярмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказывается равно нулю».
В наши дни наблюдается еще большее снижение внимания к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. Олимпийское движение превращается из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал Кубертен, в спортивно-коммерческое.
Из новой редакции Олимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившееся в предыдущем варианте (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
В 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («пятиборье муз»), которые шесть раз включались в программу Олимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. Токийский кубок, который присуждался спортсмену, «чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией МОК.
Первые зимние Олимпийские игры
Следует отметить, что первые зимние Олимпийские игры прошли в Шамони в 1924 году. Но события конца января того года официально назывались «Неделя зимнего спорта». Тогда Париж готовился к летней Олимпиаде, из зимних видов в официальную программу входили только хоккей и фигурное катание. Основатель Олимпийского движения барон Пьер де Кубертен решил исправить такую несправедливость. На соревнования во французские Альпы приехали 258 спортсменов-любителей из 16 стран.
Историк Клод Маран рассказал о ситуации в области спорта в то время: «Против идеи активно выступали все Скандинавские государства. У них были свои популярные «Северные игры», так что делиться славой и успехом проекта они не спешили. Добавьте сюда и Швейцарию с лучшими по тем временам зимними курортами в мире и это всего в нескольких километрах отсюда. Им также не нужны были конкуренты». В Шамони почти не было Олимпийской символики, не было Олимпийского огня, так как эта традиция появилась позже. Олимпийский флаг официально не поднимали, хотя его и принесли его на некоторые соревнования, и это помогло убедить общественность, что состязания в Шамони были Олимпийскими играми.
Символика и ритуалы Олимпийских игр
Символы
Традицию возродили только в 1936 году на XI Олимпиаде в Берлине. Автором идеи являлся Карл Дим, одним из главных инициаторов был Йозеф Геббельс. Олимпийский огонь был зажжен от лучей солнца с помощью вогнутого зеркала в Олимпии и доставлен в Берлин, более 3000 бегунов участвовали в доставке факела. Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажег Олимпийское пламя на церемонии открытия Олимпийских Игр на стадионе, украшенном знаменами со свастикой. С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь к месту проведения Олимпиады, стал торжественным прологом Игр.
По традиции, огонь зажигается в греческом городе Олимпии от солнечных лучей.
В число уникальных способов транспортировки олимпийского огня входит северо-американское каноэ и верблюд.
В 2004 году была проведена мировая факельная эстафета. Олимпийский огонь преодолел дистанцию в 78 000 км и побывал в руках у 11 400 спортсмен. Продолжалось это действо 78 дней.
Начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия) все атлеты и судьи дают олимпийскую клятву.
Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится Начиная c IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне.
Олимпийские игры, как любое регламентированное событие, имеют свои сформированные за десятилетия традиции и ритуалы. Далее некоторые из них:
Во время открытия и закрытия Игр проводятся театрализованные представления, представляющие зрителям облик и культуру страны и города, в котором они проводятся. К разработке сценариев этих зрелищ привлекают самых лучших специалистов в этой области со всего мира: сценаристов, организаторов массовых шоу, специалистов по спецэффектам и так далее. За честь выступить на таком мероприятии соревнуются известные певцы и актеры. Каждая страна-организатор Олимпиады стремится превзойти предыдущие по размаху и красоте этих церемоний – как мы наблюдали это в Сочи. Сценарии церемоний держатся в строжайшей тайне вплоть до самого их начала. Церемонии проходят на центральных стадионах с большой вместимостью, там же где проводятся соревнования по лёгкой атлетике. Трансляции этих событий каждый раз бьют рекорды по количеству зрителей.
Торжественный проход по центральному стадиону спортсменов и членов делегаций. Спортсмены каждой страны идут отдельными группами в алфавитном порядке названий стран на языке страны-организатора или на официальном языке МОК (английском или французском). Но первой шествует делегация спортсменов Греции — страны-родоначальницы Игр. Перед каждой группой идет представитель принимающей страны, который несет табличку с названием соответствующей страны. За ним следует знаменосец, обычно участвующий в Играх спортсмен, с флагом страны. Эта весьма почетная миссия, как правило, поручается самым титулованным и уважаемым спортсменам.
В обязательном порядке президент МОК произносит приветственные речи, также как и председатель Оргкомитета или другой официальный представитель принимающей страны. Обычно глава государства объявляет официальное открытие Игр: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После этой фразы производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
Под звуки национального гимна поднимается флаг Греции.
Один из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, произносит олимпийские клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом.
Несколько судей произносят от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе. С 2012 года также произносится клятва от имени тренеров и окружения спортсменов.
Во время звучания официального Олимпийского гимна поднимается Олимпийский флаг. Иногда поднимают флаг Мира (голубое полотнище, на котором изображён белый голубь с оливковой ветвью в клюве), который напоминает о традиции прекращения всех вооружённых конфликтов на время Игр.
Кульминацией церемонии открытия становится зажжение Олимпийского огня.