Промышленные товары что входит
Классификация товаров промышленного назначения
Предприятия и организации закупают огромное разнообразие товаров и услуг. Товары промышленного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности. Можно выделить три группы этих товаров:
— Материалы и детали – товары, полностью используемые в изделии производителя. Их можно подразделить на две группы: сырье и полуфабрикаты и детали.
Сырье включает в себя сельскохозяйственную продукцию (пшеница, хлопок, фрукты, овощи и т.п.) и природные продукты (рыба, лес, сырая нефть, железная руда и т.д.). Маркетинг продуктов сельского хозяйства несколько отличается от маркетинга природных продуктов. Продукты сельского хозяйства поставляются множеством мелких производителей маркетинговым посредникам, которые собирают их, сортируют, организуют хранение, транспортировку и сбыт. Предложение сельскохозяйственной продукции может в определенной мере увеличиться, но только в долговременном плане, а не за короткий срок. Продукты сельского хозяйства – товары скоропортящиеся и в силу своей сезонности требуют использования особых маркетинговых приемов. Их редко рекламируют, редко стимулирую их сбыт, однако время от времени производители проводят пропагандистские кампании за увеличение потребления своих продуктов, таких, как картофель, сливы или молоко, а некоторые даже присваивают им марочные названия – апельсины «Санкист», бананы «Чикита».
Предложение природных продуктов крайне ограничено. Как правило, они объемны, средняя цена товарной единицы невысока, а транспортировка их от производителя к потребителю довольно сложна. Лишь небольшая часть крупных производителей стремиться продавать их непосредственно промышленным потребителям. Поскольку потребители зависят от наличия у них этих материалов, поставки обычно осуществляются на основе долгосрочных контактов. Сходство природных продуктов между собой ограничивает размах деятельности по стимулированию их сбыта. Основными факторами, влияющими на выбор поставщика, являются его надежность и цена товара.
Полуфабрикаты и детали представляют собой материальные компоненты (железо, пряжа, цемент, проволока и т.п.), либо комплектующие изделия (небольшие моторчики, шины, отливки и т.п.). материальные компоненты обычно используются с последующей доработкой – например, чушки передельного чугуна превращают в сталь, а пряжу – в полотно. Сходство материальных компонентов между собой обычно означает, что наибольшую значимость при покупке приобретают цена товара и надежность поставщика. Комплектующие изделия включаются в состав конечного продукта полностью, без всяких изменений, как бывает, когда в пылесос ставят мотор, а на автомобиль – шины. Большую часть материальных компонентов и комплектующих изделий продают непосредственно их промышленным потребителям, причем заказы на поставку нередко размещают за год или более вперед. Основными маркетинговыми соображениями в данном случае являются цена и сервис. Наличие марочных названий и реклама обычно играют менее существенную роль.
Капитальное имущество – товары, частично присутствующие в готовом изделии. Его можно подразделить на две группы: стационарные сооружения и вспомогательное оборудование.
Стационарные сооружения представляют собой строения(заводы, административные здания и т.п.) и стационарное оборудование (генераторы, компьютеры, подъемники и т.п.). Стационарные сооружения относятся к разряду основных закупок, осуществляемых, как правило, непосредственно у производителя. Торговый аппарат такого производителя состоит из специалистов высшей квалификации, среди которых нередко встречаются инженеры-сбытовики. Производитель должен быть готов к созданию товаров по спецификациям заказчиков и оказанию послепродажных услуг. Реклама, хотя и используется, но играет гораздо меньшую роль по сравнению с техникой личной продажи.
Вспомогательное оборудование включает в себя движимое заводское оборудование (ручной инструмент, автопогрузчики и т.п.) и конторское оборудование (пишущие машинки, письменные столы и т.д.). Оборудование этого типа вообще не становится частью готового изделия. Оно просто содействует процессу производства. Срок службы у него короче, чем у стационарных сооружений, но превышает срок службы рабочих материалов. Некоторые производители вспомогательного оборудования продают его непосредственно потребителям. Однако чаще они все же работают через посредников, поскольку рынок географически распылен, покупателей очень много, а заказы невелики по объему. При выборе поставщика основными соображениями являются качество, свойства и цена товара, а также наличие системы сервиса. Штату продавцов обычно придается большее значение, чем рекламе, хотя и ею можно воспользоваться весьма эффективно.
Вспомогательные материалы и услуги – объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии.
Вспомогательные материалы бывают двух видов: рабочие материалы (смазочные масла, каменный уголь, писчая бумага, карандаши и т.п.) и материалы для технического обслуживания и ремонта (краски, гвозди, щетки и т.п.). Вспомогательные материалы являются для рынка товаров промышленного назначения тем же, чем являются товары повседневного спроса для потребительского рынка, так как их обычно покупают с минимальной затратой усилий методом повторных закупок без изменений. Торгуют ими, как правило, через посредников, поскольку покупателей очень много, а стоимость товарной единицы вспомогательных материалов низка. В связи с тем, что сами вспомогательные материалы в значительной мере стандартизированы, а предпочтения к маркам выражены довольно слабо, основными соображениями при закупках являются цена товара и сервис.
Деловые услуги подразделяются на услуги по техническому обслуживанию и ремонту (мытье окон, ремонт пишущих машинок и т.д.) и услуги консультативного характера (правовые консультации, консультации для руководства, реклама). Услуги по техническому обслуживанию и ремонту обычно поставляют на договорной основе. Мелкие производители часто предоставляют услуги по техническому обслуживанию, а производители оригинального оборудования нередко оказывают услуги по ремонту. Деловые услуги консультативного характера обычно присутствуют в ситуациях закупок для решения новых задач. При этом покупатель из сферы промышленности обычно выбирает поставщиков на основе их репутации и квалификации их персонала.
Таким образом, ясно, что характеристики товара оказывают большое влияние на стратегию маркетинга. В то же время на стратегии маркетинга сказываются и такие факторы, как численность конкурентов, степень сегментированности рынка и состояние экономики.
Классификация товаров промышленного назначения
Классификация промышленной продукции
1.2.1. Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребности как общественного, так и личного характера.
1.2.2. Вся промышленная продукция для целей оценки ее уровня качества разделена на два класса (рис.
1);
расходуемая при использовании;
расходующая свой ресурс.
Первый класс продукции подразделяется на три группы;
1) сырье и природное топливо;
2) материалы и продукты;
3) расходные изделия.
Второй класс продукции делится на две группы:
4) неремонтируемые изделия;
5) ремонтируемые изделия.
К группе 1 относятся сырье и различные виды природного топлива,
например все полезные ископаемые, жидкое, твердое газообразное топливо,
естественные строительные материалы, драгоценные минералы и т.п.
В группу 2 входят материалы и продукты, например, искусственное
топливо, смазочные масла и смазки; различные химические продукты;
материалы для текстильной и легкой промышленности;
материалы строительной индустрии; лесоматериалы; электро- и радиотехнические материалы; кино-фотоматериалы; медицинские препараты и пищевые
продукты (кроме входящих в группу 3) и т.п.
К группе 3 относятся расходные изделия, например, кондитерские изделия,
аптекарские и парфюмерно-косметические товары в промышленной упаковке,
банки консервов, жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, проволока и
кабели в катушках и в бобинах и т.п.
В группу 4 входят неремонтируемые изделия, например, электровакуумные
и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, болты, гайки,
подшипники, шестерни и т.п.
Группу 5 составляют ремонтируемые изделия, например, технологическое иоборудование различных отраслей промышленности, автоматические линии и автоматизированные комплексы, сельскохозяйственные машины, транспортные машины, измерительные приборы, средства автоматизации и систем управления, радиоэлектронные и электронные приборы, кино- и фотоаппаратура, медицинские и бытовые приборы и аппараты, пушно-меховые изделия,
швейные и трикотажные изделия, мебель и т.п.
Рис.1. Классификация промышленной продукции
1.2.3. Продукция первого класса расходуется по назначению в процессе
использования.
При этом происходит, как правило, необратимый процесс переработки (сырья, материалов, полуфабрикатов), сжигания (топлива), усвоения
(пищевых продуктов); в отдельных случаях может иметь место обратимый
процесс (например, при рекуперации и регенерации растворителей).
При использовании продукции второго класса по назначению происходит
расход ее ресурса.
При этом продукция используется до технического или
морального износа.
1.2.4.Применение указанной классификации продукции необходимо для:
выбора номенклатуры единичных показателей определенной группы продукции;
определения области применения продукции;
обоснования возможности выбора конкретного изделия или нескольких изделий
в качестве базовых образцов;
1.4. Экономические показатели
1.4.1. При оценке уровня качества продукции необходимо учитывать экономические показатели.
Экономические показатели учитываются в интегральном показателе качества продукции при расчете суммарных затрат на создание и эксплуатацию или потребление продукции. Пример применения экономических показателей при составлении интегрального показателя приведен ниже, в разделе 4.2 (см.п.
4.2.9.)
1.4.3. Примерами экономических показателей могут служить:
затраты на разработку, изготовление и испытания опытных образцов;
себестоимость изготовления продукции;
затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов.
1.4.4. Всесторонний учет экономических показателей при изготовлении,
эксплуатации или потреблении продукции проводится с целью оценки экономической эффективности улучшения качества продукции.
1.4.5. Определение экономического эффекта осуществляется комплексно.
1.4.7. Для расчета общей (за весь срок службы) экономии, которую дает в народном хозяйстве применение улучшенной продукции, вначале рассчитывается экономия, получаемая в каждой отдельной i-й сфере применения улучшенной продукции в течение периода между расчетным годом и годом прекращения
ее эксплуатации, после чего эта экономия суммируется по всем сферам применения.
В других более частных случаях, когда применение продукции не зависит
от особенностей отдельных сфер, экономия определяется по всей массе продукции в расчете на средние условия ее применения.
Основные этапы оценки уровня качества продукции приведены в табл.2.
П р и м е ч а н и е. Указанные выше этапы, в соответствии с ГОСТ 15001-73, отражаются в ТЗ на разработку продукции.
рименяемость показателей качества продукции
3.1 Применяемость основных групп показателей качества продукции показана в табл.1.
Наименование групп показателей качества продукции | Группы продукции | ||||
Сырье и природное топливо | Материалы и продукты | Расходные изделия | Неремонтируемые изделия | Ремонтируемые изделия | |
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | Группа 4 | Группа 5 | |
1. Показатели назначения | + | + | + | + | + |
2. Показатели надежности: | |||||
безотказности | — | — | — | + | + |
долговечности | — | — | — | + | + |
ремонтопригодности | — | (+)* | (+)* | — | + |
сохрани смести | + | + | + | + | + |
3. Эргономические показатели | — | (+) | + | + | + |
4. Эстетические показатели | (+) | (+) | + | + | + |
5. Показатели технологичности | + | + | + | + | + |
6. Показатели транспортабельности | + | + | + | + | + |
7. Показатели унификации | — | — | (+) | + | + |
8. Показатели патентно-правовые | — | (+) | + | + | + |
9. Экологические показатели | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
10. Показатели безопасности | (+) | (+) | (+) | (+) | (+) |
*Вместо показателей ремонтопригодности для продуктов и материалов применяют показатели восстанавливаемости.
3.2 В табл. 1 знак «+» означает применяемость, знак «—» — неприменимость, знак «(+)» — ограниченную применяемость соответствующих групп показателей качества продукции.
Товары широкого потребления предназначены для личного пользования (применения) конечными потребителями. Это такие товары, без которых люди не могут обходиться в своей повседневной жизни, а если и могут, то с неизбежным ухудшением ее (жизни) качества.
В зависимости от этого признака товары широкого потребления подразделяются на следующие виды:
— Товары повседневного спроса — товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты.
Основные товары постоянного спроса люди покупают регулярно. К ним относятся основные продукты питания (не деликатесы) — овощи, хлеб, молоко, мясо, крупы, макаронные изделия и др. Сюда же можно отнести мыло, стиральные порошки и т.п.
Товары импульсной покупки приобретаются людьми нерегулярно, без предварительного планирования, в результате неожиданно возникающих желаний — увидел, захотел, купил. Их следует предлагать (выставлять на витрину) во многих точках продажи магазина, поскольку потребители специально их практически никогда не ищут (не планируют покупать) и нужно обеспечить такое положение дел, чтобы эти товары постоянно попадались на глаза.
Для этого их хорошо выкладывать рядом с кассой. Когда покупатель, как он считает, уже все купил и начинает расплачиваться, он вдруг увидит этот товар, допустим, плитку шоколада, и вполне возможно захочет приобрести и его.
Такие товары необходимо размещать во множестве торговых точек, чтобы они всегда могли оказаться под рукой, если вдруг в каком-то из них возникнет острая потребность.
Выбирая их, потребитель обычно тратит много времени и сил на сравнение различных марок, моделей, стремясь совершить наиболее выгодную для себя покупку с точки зрения качества, цены, соответствия функциональных характеристик товара своим потребностям. Все товары предварительного выбора по признаку однородности характеристик можно подразделить на две группы — однородные и неоднородные.
К однородным товарам относятся холодильники, стиральные машины и др. Их покупатель склонен рассматривать как схожие по функциональным характеристикам, качеству, но различающиеся по цене, допустим, из-за наличия торговой марки.
Представителей высшего класса и многих из среднего класса высокая цена, если товар отвечает их эстетическим потребностям, не остановит. Поэтому магазин, торгующий неоднородными товарами предварительного выбора, должен иметь широкий их ассортимент с целью удовлетворения индивидуальных потребностей и также штат высококвалифицированных продавцов, способных предоставлять покупателям исчерпывающую информацию о предлагаемых товарах.
— Товары особого спроса обладают уникальными потребительскими характеристиками и, как правило, принадлежат к определенной марке. К числу таких товаров относятся, в частности, некоторые модели автомобилей, музыкальных центров и даже авторучек, например фирмы Паркер.
Люди, покупая такие товары, обычно не сравнивают их между собой. Они доверяют марке, как правило, хорошо зарекомендовавшей себя на протяжении длительного времени, советам друзей и родственников, своим собственным наблюдениям за потреблением этих товаров знакомыми.
Поэтому продажа подобных товаров не обязательно должна быть приближена к потенциальным покупателям. Они сами найдут его.
Но вместе с тем продавец должен заботиться об информировании покупателей о месте продажи таких товаров.
Успешный сбыт таких товаров возможен только при наличии интенсивной рекламы и (или) активных личных продаж.
Товары промышленного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.
Классификация основывается на выделении трех групп: 1) материалы и детали; 2) капитальное имущество; 3) вспомогательные материалы.
Полуфабрикаты и детали представляют собой либо материальные компоненты (например, пряжа, цемент, прокат), либо комплектующие изделия (электродвигатели, шины, отливки и др.). Материальные компоненты обычно используются с последующей доработкой (так, пряжа в процессе обработки превращается в полотно).
Комплектующие изделия включаются в состав конечного продукта полностью (как происходит при сборке автомобиля).
— Капитальное имущество – это товары, постепенно используемые в производстве. Его можно подразделить на две группы: стационарные сооружения и оборудование.
Стационарное оборудование – это генераторы, прокатные станы, суперкомпьютеры, подъемники и др. Вспомогательное оборудование включает движимое заводское оборудование, ручной инструмент, автопогрузчики, конторский инвентарь, персональные компьютеры и т.п.
Это оборудование, которое содействует процессу производства.
Вспомогательные материалы, как и товары повседневного спроса для потребительского рынка, обычно покупают с минимальной затратой усилий методом повторных закупок без изменений.
Товары промышленного назначения подразделяют:
/ в зависимости от назначения и особенностей использования — на товары, расходуемые при использовании (сырье, природное топливо), и товары, теряют при использовании свой ресурс (машины, оборудование);
— капитальное оборудование — здания, сооружения, стационарные установки;
-вспомогательное оборудование- движимое производственное оборудование и инструмент;
— сырье — продукты природы, предназначенные для дальнейшего использования, которые, в свою очередь, могут быть минерального (нефть, природный газ) и натурального происхождения (хлопок, рыба, пшеница, древесина);
-полуфабрикаты и детали-товары, которые становятся частью готовой продукции;
— производственные услуги (услуги по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, инжиниринг, лизинг);
— распределительные услуги (коммерческие, транспортные);
— профессиональные услуги (финансовые, информационные, консалтинговые, банковские, рекламы, страхования);
— общественные услуги (например, образовательные услуги)
Отметим особенности маркетинговых стратегий различных групп товаров производственного назначения
. Капитальное и вспомогательное оборудование.
Возможность получить заказ на строительство стационарных сооружений или на поставку оборудования прежде всего связана с готовностью производителя изготовить оборудование по спецификации заказчика. О рекла ами как составляющей комплекса маркетинга, то она приобретает здесь значительно меньшее значениея.
. Сырье. Природные материалы (уголь, газ), учитывая их однородность, ограничивают возможности фирмы по применению определенного спектра маркетинговых мероприятий. Важнейшими факторами при выборе поставщика за алишаються цена и надежность. Поставитьк.
. Полуфабрикаты и комплектующие детали.
Цена на товары этой группы — важнейший фактор влияния на покупателя. Но не только цена.
. Материалы. Основными факторами, влияющими на выбор поставщиков материалов, является цена
. Услуги как потребительские, так и производственного назначения, учитывая их нематериальный характер, требуют постоянного контроля качества, большинство составляющих которой касается именно работы персонала, пятого»Р»марке етингу (компетентность, вежливость и т.д.).
Подробнее о составляющих качества услуги пойдет речь втиметься в подразделении 45
Каждый товар имеет определенную потребительскую ценность для покупателя, ведь именно для удовлетворения определенных потребностей он и создается
Что совершенный, с точки зрения покупателя, товар, то сильнее позиции фирмы-производителя в конкурентной борьбе
При этом речь идет о три уровня товара или факторы, по которым потребитель оценивает товар, выбирая его среди подобных, и которые должны быть предусмотренные фирмой
. Второй уровень — товар в реальном исполнении. Каждый товар имеет пять признаков: / качество; / свойства; / дизайн; / марочное название; / упаковка
Так, фирмы-операторы мобильной связи предлагают своим клиентам не только базовую услугу — голосовая связь, но и широкий спектр сопутствующих услуг: переадресацию, маскировки и т.п.. Например, абонент мо оже набрать соответствующую команду и переадресовать все вызовы на стационарный домашний аппарат.
Упаковка, также является составной продукции, включая тару, этикетку и вкладыши. Важностью упаковки объясняются существенные затраты на нее — в среднем 10% от розничной цены, а для косметических изделий — д до 40%.
. Третий уровень — товар с усилением предусматривает предоставление потребителю дополнительных услуг или получения дополнительной выгоды от приобретения товара и требует:
Первые три элемента товара с усилением являются составляющими сервиса
. Сервис — это предоставление покупателям комплекса услуг для обеспечения эффективного использования купленного товара в течение всего периода эксплуатации. Он является одним из способов, позволяющих фирме выделиться среди конкурентов. Выделяют следующие виды сервиса:
/ предпродажный сервис предусматривает разработку каталогов и прейскурантов, перевод технической документации и инструкций иностранном языке, предоставление готовой продукции товарного вида после транспортировки, распаковки, розконсер рвации, снятия антикоррозионной или другого покрытия, монтаж, заправку топливом, смазки, наладки и регулировки, доведение показателей до паспортного уровня, демонстрацию изделия в действии, обучение по обращения с изделиями.
/ после-продажный сервис подразделяется на:
— гарантийный сервис — работы, выполняемые фирмой-производителем, от которых зависит стабильная работа оборудования, контроль за правильностью эксплуатации, обзор проданной техники работниками службы сервиса, проведения профилак ческих работ, замена изношенных деталей
Важным элементом сервиса является обеспечение запасными частями. Если с момента получения заявки до доставки необходимой детали проходит от 24 часов (срочный заказ) до 7-10 дней — такие сроки считается жаються оптимальными. Для выполнения подобных заказов много фирм имеют своих представителей в районах с большим объемом продажжу.
Американская компания DELL CORPORATION, осуществляющим поставки высококачественных персональных компьютеров, создала в Украине авторизованный центр по ремонту и обслуживанию оборудования, имеет свои склады по апасних частей и комплектующих, а также учебные центры. Для организации сервисной поддержки оборудования создано восемь региональных сервисных центров:.
С лобожанщина,. Крим.
Фирма гарантирует поставку запчастей, различных комплектующих и элементов для модернизации в течение десяти лет с момента приобретения. Каждый компьютер собирается на заводе с учетом пожеланий клиента а относительно всех его параметров. Большое внимание уделяется упрощению обслуживание компьютеров. Например, особенностисті
конструкции машины таковы, что замена любого из блоков или установки дополнительных устройств занимает не более одной минуты
Важный комментарий: на развитых рынках, где конкуренция является достаточно жесткой, полем битвы между фирмами за потребителя становится именно третий уровень товара-сроки гарантийного сервиса, выгодные условия поставки, др. вые составляющие товара с усилением фирмы предлагают для того, чтобы удержать своих клиентов и привлечь внимание новых покупке.
Рассмотрим на примере сущность понятия»уровне товара»
Промышленные товары – любая продукция, изготовленная промышленным способом. К ним относят и средства производства (оборудование, инструменты, станки, производственные линии, газ, металл, нефть), и продукты конечного потребления (продукция химической, полимерной, автомобильной, текстильной, швейной и иных отраслей промышленности).