Промысел что это для детей

Народные промыслы России

Промысел что это для детей Ольга Языкова
Народные промыслы России

ТЕМА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

1. Знакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись)

2. Развивать образное мышление.

3. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: Слайд-шоу «Народные промыслы», картинки с изображением разных промыслов, карточки с названиями промыслов.

Ход занятия:

— Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т. д.)

-Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы Россиипредставлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

— Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.

— На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

— Давайте попробуем разобраться.

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

1) Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

2) Городецкая роспись

Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

3) Гжельская роспись

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону.Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

III. – А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел, воспитатель вывешивает карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Любит их и стар и млад.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

В изумрудах листьев тонут.

Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит.

Есть поднос, плоды дарящий.

Физминутка «Мы весёлые матрёшки»

IV. Творческая работа

— А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас картинку-раскраску с определённым видом росписи, а вы выполните работу.

Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.

Сядем рядком, посидим ладком.

Спинки ровные, прямые,

И я с вами поработаю.

Включу музыку народную,

Она в работе помогает

И настроение поднимает.

— О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

— А закончить наш разговор я хочу пословицей:

«НЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО ДОРОГО И БЛЕСТИТ,

А ТО ДОРОГО, ЧТО РУКАМИ МАСТЕРА СОЗДАНО”.

— Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

— Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

Выставка детских работ.

Обучение детей дошкольного возраста основам декоративно-прикладного искусства I. Планирование воспитательно-образовательной работы. II. Задачи: 1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности.

Презентация «Народные промыслы» В старшем возрасте детей рекомендуют знакомить с народными промыслами России. Чтобы облегчить труд я создала презентацию по данной теме. Используя.

Источник

Конспект НОД «Народные промыслы России» в средней группе

ГБОУ Школа 2098 имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора

Конспект НОД: «Народные промыслы России». Средняя группа

Конспект составил воспитатель 11 группы

Мерзликина Мария Геннадьевна

Тема: «Народные промыслы России».

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.

Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей

Развивать внимание, познавательную активность.

Развивать логическое мышление, память.

Ход занятия.

1. Вводная часть (организационный момент)

Ход занятия:

— Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)

— Деревянная красотка, ярко разукрасилась,

Любит с детками играть,

Чтобы любовались ей,

Есть секретики внутри,

Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!

— Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!

— Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)

— Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!

— Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек). Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).

— Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем? Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели? (Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне). Из чего делали Гжель? (Гжель делали из глины)

— Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

— Красавицы-матрешки из дерева одежки!

(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)

— Чайник бело-синий, ах какой красивый!

— Это «Гжель», мои друзья,

— Из глины делают меня!

(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).

— Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.

— Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки). Что это за звук, на что похож? (этот звук похож на свист или пение птички). Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».

— Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

— Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это? (Дымковская игрушка)

— Яркий платочек, сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Скажите кто это? (Матрешка)

— Пузатый чайник, расписной.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? (Гжель)

— Листочки, ягодки, цветочки,

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой? (Хохлома)

-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.

— Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

3. Заключительная часть.

— Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?

(Мы сегодня узнали о народных промыслах: Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).

— Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких? (Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).

— А какие цвета используют художники в своих творениях? (Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).

— Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это? (Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).

— Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками? (Да).

— Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).

-До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!

Промысел что это для детейКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Промысел что это для детейФотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России» С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — промысел. Она сочетала производство.

Промысел что это для детейФотоотчёт по тематической неделе «Народные промыслы в средней группе» Самоизоляция продолжается, а значит и дистанционное обучение продолжается. Предыдущая неделя носила тематическое название «Народные промыслы».

Промысел что это для детейОпыт создания музыкальных инструментов дошкольниками в рамках недели «Народная игрушка» и проекта «Народные промыслы России» В связи с тем, что сегодня день музыкальных инструментов на МААМ хочется представить опыт создания и украшения музыкальных инструментов.

Промысел что это для детейЯрмарка «Народные промыслы России» (Фотоотчет) В нашем детском саду появилась новая традиция! В марте мы проводим «Ярмарку», где представлены народные промыслы России. В прошлом году.

Источник

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»

Промысел что это для детей Петрик Мария
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему:

«Народные промыслы России»

Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов.

Продолжить формировать знания об особенностях изделий городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров.

Развивать эмоционально – положительное отношение к народному декоративному искусству.

Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, чувства цвета, чувства прекрасного.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.

Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.

Организационный момент: «Круг добра»

Сюрпризный момент. Создание проблемной ситуации

Рассказ воспитателя о народных промыслах

Художественное творчество детей: д/и «Закончи узор»

В группе организована выставка «Народные промыслы России».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу).

«Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

Добрым, хорошим друзьям».

(дети проходят, садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, я сегодня получила сказочное письмо, давайте посмотрим, что в письме. (Воспитатель открывает конверт и читает письмо)

«Дорогие ребята, пишет вам ваш друг Незнайка. Мальвина дала мне очередное задание, узнать всё о народных промыслах. А я ничего не знаю об этом. Помогите мне, пожалуйста».

Ребята, а что такое народные промыслы? (это то, что мастерили русские люди)

Воспитатель: Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев.Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы.Посмотрите на все эти изделия: дымковская игрушка, гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

Воспитатель: Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.

(Показывает предмет городецкой росписи)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: цветов, листочков.

Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?

Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?

Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

— Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?

– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: Из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали,зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?

Дети: Это место где продают разные товары.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Вы не слышали о Гжели.

— Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.

Д/игра «Закончи узор»

А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).

Промысел что это для детейКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Промысел что это для детейКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Флаг России» в средней группе Цель: познакомить детей с флагом России. Задачи: Образовательные: повторить знания о символическом значении цвета российского флага,.

Промысел что это для детейКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Промысел что это для детейКонспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наблюдаем за насекомыми» Лето- удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе и при встрече с насекомыми. Реакция детей на.

Промысел что это для детейПроект «Народные промыслы России» в старшей группе Керимова Амина Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247», г. Нижний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *