Промысел божий что это означает

Как правильно понимать Божий промысел в жизни человека: что значит и примеры

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Промысел божий что это означает

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует.»

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог — творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.

Промысел божий что это означает

История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

«Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела наши; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу.»

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

«Ни одна птичка не упадет без воли Божьей.»

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.

Промысел божий что это означает

Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

«Смотри на свою жизнь, а не занимайся чужими судьбами.»

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, — это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо. Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет. Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

«Да что вы, никакого Бога нет, я прошла войну и голод в Сталинграде, не осталось никаких ранений.»

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить. В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет. Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

«Мне очень страшно умирать, жизнь была пуста.»

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

«Я рада, что у меня столько всего есть, но я жалею лишь об одном: что 10 лет назад сказала одному священнослужителю, что Бога нет, мне очень бы хотелось исповедоваться.»

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

«Я вижу свет, ничего не закрывайте.»

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет. В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие. А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем.

Источник

Промысл Божий

Про́мысл Бо́жий – непре­стан­ное про­яв­ле­ние в мире все­бла­гой, все­пре­муд­рой и все­мо­гу­щей воли Божией, непре­стан­ное дей­ствие Божье, направ­лен­ное на сохра­не­ние и раз­ви­тие мира, все обра­ща­ю­щее ко благу, направ­ля­ю­щее к веч­ному спа­се­нию чело­ве­че­ство в целом и каж­дого чело­века в отдель­но­сти. (Зна­че­ние слова про­мы­сел, обо­зна­ча­ю­щего ремесло или вид ремесла, напри­мер, народ­ный про­мы­сел, не сле­дует путать со зна­че­нием слова «Про­мысл» (Божий)).

Как Бог влияет на сотво­рён­ный Им мир?

Бог влияет на собы­тия в мире мно­го­об­разно, Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­меры того, как Бог осу­ществ­ляет Свой про­мысл:

Если ты хочешь знать Божий Про­мысл, опре­дели, каков твой хри­сти­ан­ский долг в той ситу­а­ции, в кото­рой ты сего­дня нахо­дишься.

Бог про­ви­дит и участ­вует в жизни людей, но часто не вме­ши­ва­ется в нашу жизнь види­мым обра­зом, чтобы наша сво­бод­ная воля могла осу­ществ­лять доб­ро­воль­ный выбор. Про­мысл Божий озна­чает, что на каждом этапе нашей жизни Гос­подь постав­ляет нас в такие усло­вия, при кото­рых мы могли бы сде­лать сво­бод­ный выбор в пользу добра, правды, спра­вед­ли­во­сти и через это вос­хо­дить к Небес­ному Отцу. Впро­чем, глу­бины Про­мысла Божия непо­сти­жимы для огра­ни­чен­ного чело­ве­че­ского рас­судка, так что, зная о Про­мысле Божием, мы не спо­собны постичь его в полной мере.

Ложные учения о Про­мысле Божьем:
1. Язы­че­ское пред­став­ле­ние о пред­опре­де­лён­ной судьбе как фатуме.
2. Дуа­лизм – борьба рав­но­вес­ных добра и зла.
3. Каль­ви­низм и ислам счи­тают, что Бог зара­нее пред­опре­де­лил одних к вечной жизни, других – к смерти.

Чело­веку свой­ственно упро­щать про­мысл Божий: сужать его до одного собы­тия, про­еци­ро­вать на себя и на насто­я­щее время. Но Бог пре­мудр и все­ве­дущ, Он обла­дает пол­но­той веде­ния. Любое собы­тие может быть звеном боль­шой цепи, охва­ты­вать многих людей и иметь послед­ствия на сотни лет.

Мы видим один-два-три эле­мента «пазла» миро­вой исто­рии, а Творец — всю кар­тину и одно­вре­менно.

Один отшель­ник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Про­мысла, и нало­жил на себя пост. Когда он отпра­вился к одному вда­леке жив­шему старцу, ему явился в образе инока Ангел и пред­ло­жил быть спут­ни­ком. К вечеру они оста­но­ви­лись на ночлег у одного бла­го­че­сти­вого мужа, кото­рый пред­ло­жил им пищу на сереб­ря­ном блюде. Но вот удив­ле­ние! Тотчас после тра­пезы спут­ник старца взял блюдо и бросил его в море.

Пошли далее и на другой день оста­но­ви­лись у дру­гого бла­го­че­сти­вого мужа. Но опять беда! Когда отшель­ник со спут­ни­ком стали соби­раться в путь, при­няв­ший их привел к ним мало­лет­него сына своего, чтобы бла­го­сло­вили его. Но вместо бла­го­слов­ле­ния спут­ник, кос­нув­шись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отча­я­нии не про­из­несли ни слова. На третий день они при­юти­лись в полу­раз­ру­шен­ном доме. Старец сел вку­сить пищи, а его спут­ник сна­чала разо­брал стену, а потом снова заде­лал ее. Тут старец не вытер­пел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты дела­ешь? Тре­тьего дня у доб­рого чело­века блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сего­дня поправ­ля­ешь никому не нужные стены».

Не дивись, старче, и не соблаз­няйся о мне. Я Ангел Божий. Первый чело­век, при­няв­ший нас, бого­угодно посту­пает, но блюдо то при­об­ре­тено было им неправ­дою, потому я и выбро­сил его, чтобы не поте­рял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страш­ный злодей. Хозяин дома, где мы оста­но­ви­лись, чело­век без­нрав­ствен­ный, лени­вый и оттого обни­щал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и попра­вил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Воз­вра­тись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так гла­го­лет Дух Святой: «суды Гос­подни – неве­домы чело­ве­кам». Посему и ты не испы­ты­вай их – не будет тебе это на пользу.

Все от Бога, – и благое и скорб­ное, и недо­стой­ное; но одно – по бла­го­во­ле­нию, другое – по домо­стро­и­тель­ству, третье – по попу­ще­нию. И по бла­го­во­ле­нию, – когда живем доб­ро­де­тельно, ибо угодно Богу, чтобы про­во­дили мы жизнь без­греш­ную, жили доб­ро­де­тельно и бла­го­че­стиво. По домо­стро­и­тель­ству, – когда, впадая в ошибки и погре­шая, бываем вра­зум­ля­емы; по попу­ще­нию же, – когда и вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­емся.

Бог бла­го­во­лил, чтобы чело­век спасся, как и ангелы взы­вали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние ( Лк.2:14 ). Опять домо­стро­и­тельно Бог вра­зум­ляет нас согре­ша­ю­щих, чтобы не были мы с миром осуж­дены, как гово­рит апо­стол: Судими от Бога нака­зу­емся, да не с миром осу­димся ( 1Кор.11:32 ). И несть зло во граде, еже Гос­подь не сотвори ( Амос.3:6 ), таковы: голод, язвы, болезни, пора­же­ния, брани; ибо все это служит к очи­ще­нию греха, кото­рые или не хотят жить без греха, или вра­зум­ля­е­мые не обра­ща­ются, но пре­бы­вают во грехе, как напи­сано: ослепи Бог очи их и ока­ме­нил есть сердца их ( Ин.12:40 ); и: пре­даде их в неис­ку­сен ум, то есть, попу­стил их сво­боде тво­рити непо­доб­ная ( Рим.1:28 ); также: оже­сто­чая оже­сточу сердце Фара­о­ново ( Исх.4:21 ), то есть, попущу оже­сто­читься за непо­кор­ность его.

Про­мысл Божий

Можно ли срав­ни­вать пра­во­слав­ное учение о про­мысле Божьем с поня­тием чело­ве­че­ской судьбы? Об этом мы сего­дня пого­во­рим с кан­ди­да­том бого­сло­вия, пре­по­да­ва­те­лем Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии, про­то­и­е­реем Алек­сан­дром Гле­бо­вым.

К: Отец Алек­сандр, что же такое – про­мысл Божий?

А: Раз­го­вор о про­мысле Божьем откры­вает очень важную тему – тему ответ­ствен­но­сти Бога за свое тво­ре­ние. Вот мы обычно гово­рим о своей ответ­ствен­но­сти перед Богом, о том, что нам при­дется дер­жать перед Богом ответ. Такое поня­тие, как про­мысл Божий, гово­рит об ответ­ствен­но­сти Бога за род чело­ве­че­ский и за сотво­рен­ный Им мир. Есть такое рели­ги­озно-фило­соф­ское учение, кото­рое назы­ва­ется «деизм» – в нем поня­тие про­мысла Божия отсут­ствует! Деизм гово­рит о Боге как о творце мира, но не гово­рит о Боге как о про­мыс­ли­теле мира. Да, Бог сотво­рил мир, Бог сотво­рил чело­века, наде­лил чело­века разу­мом, сво­бод­ной волей и как бы отстра­нился от вся­кого уча­стия в даль­ней­шей судьбе этого мира. Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире про­ис­хо­дит. Почему я упо­мя­нул о деизме? Потому что сего­дня многие люди, может быть даже сами того не осо­зна­вая, раз­де­ляют именно такую точку зрения. Они видят в твор­че­ском акте Бога обос­но­ва­ние бытия этого мира, потому что пред­ста­вить себе, что вот этот мир, столь разумно устро­ен­ный, столь сложно орга­ни­зо­ван­ный, раз­ви­ва­ю­щийся по каким-то опре­де­лен­ным зако­нам, возник просто сам по себе из ничего. Пред­ста­вить такое для многих людей довольно про­бле­ма­тично. Но в то же время они не видят какого-то разум­ного при­сут­ствия Божьего в этом мире. В этом мире – много зла, много неспра­вед­ли­во­сти, люди болеют, стра­дают, уми­рают. То есть, с одной сто­роны, они при­знают, что Бог сотво­рил мир, потому что этот мир как тво­ре­ние пре­кра­сен и разумно устроен, но, в тоже время, они отка­зы­ва­ются при­знать про­мысл Божий, потому что то, что про­ис­хо­дит в нашем мире часто не умно, не логично, жестоко и хао­тично.

В хри­сти­ан­ском откро­ве­нии такие поня­тия, как Бог-творец и Бог-про­мыс­ли­тель, нераз­рывно свя­заны между собой, потому что само реше­ние Бога о тво­ре­нии мира при­ни­ма­лось нераз­рывно вместе с Его реше­нием о спа­се­нии этого мира. Вот это дву­еди­ное реше­ние Бога о спа­се­нии и о тво­ре­нии мира полу­чило назва­ние «Пред­веч­ный совет Святой Троицы». Пред­веч­ный – значит до вре­мени, до века сего, до тво­ре­ния мира. И этот пред­веч­ный совет совер­шенно гени­ально изоб­ра­зил пре­по­доб­ный Андрей Рублев на своей иконе, кото­рая так и назы­ва­ется – «Троица». Поскольку Бога в Его тро­ич­но­сти невоз­можно не только изоб­ра­зить, но и даже как-то пред­ста­вить, то в пра­во­слав­ной тра­ди­ции Святая Троица изоб­ра­жа­ется в виде трёх Анге­лов, кото­рые были явлены Авра­аму у дуба Мам­врий­ского. Но руб­лев­ская Троица опи­сы­вает не этот исто­ри­че­ский эпизод, когда три Ангела пришли к Авра­аму и воз­ве­стили ему гибель Содома и Гоморры. Он берет един­ствен­ный воз­мож­ный упо­ми­на­е­мый в Библии образ Святой Троицы и напол­няет его не исто­ри­че­ским содер­жа­нием, а дои­сто­ри­че­ским, пред­веч­ным, он как бы изоб­ра­жает вот этот совет пред­веч­ной Святой Троицы. Три Ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше вид­не­ется голова жерт­вен­ного живот­ного и Ангелы смот­рят друг на друга, как бы сове­ту­ясь, сове­ща­ясь между Собой, кто из Них станет вот этой жерт­вой – Агнцем Божиим. И когда при­ни­ма­ется реше­ние, что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жерт­вой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого при­ни­ма­ется реше­ние о тво­ре­нии самого мира, то есть про­мысл Божий как бы пер­ви­чен, а акт тво­ре­ния – вто­ри­чен.

К: Как соот­не­сти чело­ве­че­скую сво­боду и про­мысл Божий, ведь чело­век сво­бо­ден и может делать все, что хочет? Как рас­по­знать, что про­ис­хо­дит в резуль­тате наших дости­же­ний и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–К: Вы ска­зали, что многие люди отка­зы­ва­ются при­зна­вать Божий про­мысл, потому что не видят разум­ного дей­ствия Бога в мире, но с этим невоз­можно не согла­ситься, потому что в мире много стра­да­ний, люди делают что хотят, они совер­шают пре­ступ­ле­ния и Гос­подь их не оста­нав­ли­вает. Другие, про­ходя через испы­та­ния, просят Бога о помощи, но Гос­подь не часто их слышит, а если слышит, то только уси­ли­вает эти испы­та­ния. Как сов­ме­стить любовь Бога к своему тво­ре­нию, Божий про­мысл о мире с реаль­но­стью, кото­рая про­ис­хо­дит вокруг нас?

А: То, что каса­ется бла­го­сти Божией и зла, кото­рое при­сут­ствует в мире, то обычно по этому поводу выска­зы­вают два сооб­ра­же­ния. Первое – это то, что зло можно уни­что­жить только с его носи­те­лем, то есть с чело­ве­ком, ну а Бог как раз по своей бла­го­сти хочет исправ­ле­ния чело­века, его пока­я­ния, а не его смерти. Мы же с вами обра­ща­емся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш». Мы не назы­ваем Бога ни судьей, ни про­ку­ро­ром, ни зако­ном, ни спра­вед­ли­во­стью, мы назы­ваем его отцом. И вот, если пере­не­сти наши отно­ше­ния с Богом на внут­ри­се­мей­ные отно­ше­ния, если ребе­нок чем-то про­ви­нился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уни­что­жает? Даже если ребе­нок болен, даже если ребе­нок рас­про­стра­няет вокруг себя зло, даже если этот ребе­нок вырос и стал пре­ступ­ни­ком. Да, его осудит обще­ство, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец отно­сится к своему ребенку не с пози­ции юри­ди­че­ского закона, даже не с пози­ции закона спра­вед­ли­во­сти, он к нему отно­сится с пози­ции закона любви. Вот то же самое про­ис­хо­дит в наших вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Соб­ственно, почему Гос­подь терпит зло, и до какого момента это будет про­дол­жаться, Он пояс­нил довольно ясно, когда рас­ска­зал притчу о пше­нице и пле­ве­лах. Ну и второе сооб­ра­же­ние: раз уж в мире суще­ствует зло, то Гос­подь обо­ра­чи­вает его ради спа­се­ния людей, для исправ­ле­ния людей заблу­див­шихся, греш­ных людей и для укреп­ле­ния веры и испы­та­ния пра­вед­ни­ков. Это было хорошо под­ме­чено Гете во фразе Мефи­сто­феля, в извест­ной фразе: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совер­шает благо». Дьявол сеет зло, но Гос­подь исполь­зует это зло, как горь­кое лекар­ство, для спа­се­ния людей и тем самым обра­щает зло во благо.

Но, в общем и целом вот этот вопрос, кото­рый Вы мне задали, я, навер­ное, не оши­бусь, если скажу, что с апо­ло­ге­ти­че­ской точки зрения – это, конечно, самый слож­ный вопрос. Есть в бого­сло­вии попытка раз­ре­ше­ния этого вопроса, кото­рая полу­чила назва­ние «Тео­ди­цея», что значит «оправ­да­ние Бога». Нам это назва­ние тоже может пока­заться стран­ным, потому что ведь мы ищем оправ­да­ния у Бога, а здесь мы гово­рим о том, что Бога надо оправ­ды­вать. Бога, дей­стви­тельно, иногда при­хо­дится оправ­ды­вать, но вот я при­веду такой пример, кото­рый хорошо изве­стен, навер­ное, каж­дому свя­щен­нику. Напри­мер, при­хо­дит в храм мать и гово­рит, что у неё умер ребе­нок. Вот она под­хо­дит к свя­щен­нику и задает ему при­мерно сле­ду­ю­щий набор вопро­сов: «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребе­нок хуже других, и какое пре­ступ­ле­ние они совер­шили? Как вообще можно понять вот это дей­ствие Бога, кото­рый отнял у неё ребенка и обрек её на такие стра­да­ния, сломал ей жизнь?» Свя­щен­ник, конечно, пыта­ется как-то уте­шить этого чело­века, хотя ни о каком уте­ше­нии здесь гово­рить невоз­можно, но и в то же время он пыта­ется как-то защи­тить Бога, оправ­дать Его дей­ствия, чтобы этот чело­век веру не поте­рял. Дру­гими сло­вами, это попытка согла­со­вать между собой все те про­ти­во­ре­чия, о кото­рых Вы упо­мя­нули в вашем вопросе: что Бог дей­стви­тельно есть любовь, что его про­мысл направ­лен ко благу людей. Все эти поло­же­ния под­вер­га­ются очень серьез­ным сомне­ниям, ведь абсо­лютно каждый чело­век, с очень разной сте­пе­нью воцер­ко­в­лен­но­сти, вообще рели­ги­оз­ного чув­ства, зада­вался подоб­ными вопро­сами: что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожа­лел ради спа­се­ния этого мира и, если Он все­мо­гу­щий, то где про­яв­ле­ние этого все­мо­гу­ще­ства и любви в нашем мире. А ведь иногда совер­шенно невин­ные люди про­хо­дят через такое гор­нило стра­да­ний, что просто в силу ужаса про­ис­хо­дя­щего при­нять это как благую волю Божию, как некое добро не пред­став­ля­ется воз­мож­ным. И вот тогда люди соот­но­сят то, что про­изо­шло и про­мысл Божий, у них оста­ется не много вари­ан­тов ответа. Либо Богу дей­стви­тельно нет до нас ника­кого дела и все рас­сказы о его любви сильно пре­уве­ли­чены, либо Он не обла­дает все­мо­гу­ще­ством, Он просто вынуж­ден бес­сильно смот­реть, как в мире цар­ствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о стра­да­нии невин­ного, о стра­да­нии пра­вед­ника мы нахо­дим в Новом завете, в стра­да­нии в смерти невин­ного Христа. Если чело­век опре­де­ляет для себя вечное спа­се­ние как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем пра­вед­но­сти и путем свя­то­сти, то это будет крест­ный путь, только крест­ный, ника­кого обход­ного пути не суще­ствует! Это будет узкий путь и тесные врата, веду­щие в Цар­ство Божие. И ведь Гос­подь никого не обма­ны­вает, Он не дает ника­ких ложных обе­ща­ний! Каждый, кто читал Еван­ге­лие, у него должны отпасть вся­че­ские иллю­зии отно­си­тельно того, что значит сле­до­вать за Хри­стом. Гос­подь совер­шенно ясно гово­рит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем пра­вед­нее чело­век, тем силь­нее его духов­ная жизнь, тем тяже­лее ему будет этот крест. И если чело­век осмыс­ленно при­ни­мает Таин­ство Кре­ще­ния, то он должен пони­мать, что он тем самым изъ­яв­ляет жела­ние раз­де­лить земную судьбу Христа. Не только Его веч­ность, не только Его Вос­кре­се­ние, а Его земную участь. Ну, а как Гос­подь закон­чил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *