Промо товары что это такое
Виды промо акций и причины снижения цен на товары
Снижение цен на товары – различия промо акций и маркетинговых акций
Если вы зайдете в розничный магазин, то окунетесь в огромное количество всевозможных скидок. Они созданы для того, чтобы вы покупали чаще и больше. В этом множестве скидок несложно заблудиться. В то время как, за каждой сниженной ценой на товары могут преследоваться совершенно разные цели. Одни скидки направлены на привлечение покупателей, другие на сокращение просроченных остатков, третьи на увеличение продаж. Для того, чтобы разобраться во всем этом многообразие, для начала разделим все акции на две основные группы:
Давайте более подробно рассмотрим виды и цели промо акций:
Содержание
Цели промо акций. Причины снижения цен на товары
Рост продаж магазина
Новые покупатели, рост продаж
Рост продаж на товары
Акции для поставщиков
Ускорение оборачиваемости
Избавление от неликвидных товаров
Прежде всего, необходимо определить цель снижения цены на товары:
Доля акционных товаров в магазинах составляет около 35-40%. Причем на рынке видна тенденция к ее ежегодному увеличению. Практически все акции – 80% – нацелены на увеличение продаж магазина. Когда вы приходите в магазин и вместе с акционным товарам приобретаете и другие позиции. Это товары, которые вы изначально не планировали приобретать, но увидев выгодное предложение совершаете незапланированную покупку.
12,5% акций – это промо для роста продаж на конкретный товар. Например акции поставщиков, которые заинтересованы в росте продаж своего товара, а не в росте общих показателей магазина. И наименьшую долю в продажах составляют акции направленные на ускорение оборачиваемость – 7,5%. Например, акции на товары с подходящими сроками.
Промо акции различаются по видам, в зависимости от рекламного воздействия и от уровня скидки.
Цели промо акций
Виды промо акций в магазинах
Снижение цен на товары с целью роста товарооборота магазина
Почему столько промо акций в магазинах?
В продуктовом ритейле вынуждены постоянно организовывать различные акции для формирования ощущение выгодных покупок.
К сожалению, розничные сети уже не могут отказаться от наращивания доли промо, опасаясь оттока покупателей. Постоянное снижение цен на товары приводит к тому, что магазины становятся наркоманами акций, непрерывно наращивая их долю. При этом бизнес процесс в сетях построен так, что за трафик и доходность отвечают различные департаменты. В результате, отдел маркетинга не заинтересован в получении дохода, а стремиться только нарастить число чеков. И волшебной палочкой для этого все считают промо акции. Еще лет 7 назад доля промо составляла всего 10%, два года назад она была на уровне 20%, то сейчас достигает 35%-40%. Некоторые категории настолько зависимы от промо акций, что их доля достигает 70-80%.
Как вообще такое можно представить? Продаются товары только с акционной скидкой, без скидки товар не продается. К наиболее зависимым категориям относятся категории моющих средств, порошков, а также кофе, чай, дорогой алкоголь. Наименее привержены воздействиям промо акций “свежие” категории – с короткими сроками хранения (Молоко, творог, овощи, мясо охлажденное, рыба и т.д.). Снижение цен на большое количество товаров приводит к тому, акции становятся все менее эффективными, а зависимость от них становиться все больше и больше.
Скупой платит дважды. Где покупатель переплачивает?
Может показаться, что промо акции позволяют потребителям получить пользу, но это не так. Ведь, любое снижение цены будет компенсировано удорожанием оставшегося ассортимента. И покупатель его даже не заметит. Ведь мы в состоянии запомнить только небольшое количество цен на основе которых решаем на сколько дорогой магазин. В то время как сеть снижает цены именно на эти товары индикаторы. В результате, замкнутый круг, который очень сложно разорвать. Все хотят получить самое заманчивое предложение и в результате не замечают как переплачивают на остальном.
Сети должны получать прибыль и просто вынуждены компенсировать акционную скидку на неакционном ассортименте. Но возникает мысль – лучше предоставить разумные цены, чем компенсировать безумное множество сниженных цен? К сожалению, перспектива такая невидна. Ведь, если сеть сократит долю промо акций она рискует, что покупателя переманят скидки в других сетях. А оценить изменение стоимости всей продуктовой корзины достаточно сложно для потребителя. Поэтому доля промо все растет, а стоимость нашей продуктовой корзины никак не снижается.
Что такое промо продукция и кому она нужна
Гарантируем оперативное производство POS-материалов для вашей промо-акции
Разработаем индивидуальный дизайн листовки в соответствии со стилистикой вашего бренда
Изготовим промо-материалы высокого качества с использованием новейших технологий производства
Быстрая доставка промо-материалов по любому адресу по всей России
Создадим
индивидуальный дизайн
Изготовим
в кратчайшие сроки
Промо-материалы
высокого качества
Сделают
акцию заметнее
Они могут быть самыми разными, причем эффективность BTL-рекламы с их применением напрямую зависит от того, насколько оригинальным является выбор носителя и креативным его оформление. При этом следует исходить из предпочтений целевой аудитории. Например, бренду, выпускающему товары для женщин, можно порекомендовать дарить покупательницам косметички со своим логотипом, которые привлекут внимание подруг, приятельниц, коллег по работе и сформируют положительный имидж компании, а фирме, занимающейся продажей чая — наносить свою эмблему на сувенирные чашки.
Кроме того, к промо-продукции относится промо-форма, ростовые куклы, листовки и другие полиграфические материалы рекламного характера и т.д.
Мы изготовим для вас:
Что такое промо продукция
Все они изготовлены из качественных материалов, имеют стильный дизайн и их приятно получить в подарок.
Логотип на таких сувенирах запомнится не только тем, кто ими пользуется, но и окружающими, поэтому о вашей компании узнает большое количество потенциальных клиентов.
Если вам нужна промо продукция, бращайтесь агентство «Creon». Наше агентство относится к числу BTL-компаний, которые осуществляют свою деятельность по полному циклу. Он включает изготовление всех необходимых промо материалов, что возможно благодаря наличию у нас собственной производственной базы. Закажите промо-продукцию в «Creon», и убедитесь, как выгодно сотрудничать с нашим агентством.
Эффективное промо: разобраться и перенастроить
Почему продуктовые ритейлеры испытывают трудности с промо, и как data science может помочь их решить
Мы начинаем серию публикаций о том, как инструменты data science работают в разных отраслях бизнеса. В первой статье речь пойдет о ритейле.
Представьте себе огромный бассейн, который наполнен сотней цветных жидкостей разной плотности. Вы бросили в бассейн камень, от него пошли круги, жидкости начали смешиваться. Как они влияют друг на друга? А что если кинуть камень потяжелее или сразу несколько?
Это метафора работы ритейл-бизнеса. На динамику продаж тысяч товаров воздействуют сотни факторов, от места на полке и текущих промо-активностей до погоды и политической ситуации. Сопоставив эти параметры и проанализировав механику их взаимного влияния, розничная сеть может выйти как на новый уровень понимания своего клиента, так и на заметно более высокие показатели доходов. Единственное — это возможно только с помощью data science.
Еще в доцифровую эпоху в ритейле собирали и анализировали данные, чтобы лучше разбираться в потребностях покупателей, но технологическая революция расширила эти возможности. Появились новые источники данных, способы их обогащения и главное — компьютерные мощности, которые позволяют обрабатывать терабайты информации за считанные секунды. Наступила эра углубленной аналитики — инструментов data science для работы с большими массивами внутренних и внешних данных.
Конечно, нельзя «так просто взять и покрыть аналитикой все сразу», если в компании раньше совсем не работали с большими массивами данных или работали мало. Часто возникает вопрос: с чего начать? В каком блоке бизнеса и к какой задаче применить data science, чтобы окупить затраты и заложить правильную основу для работы с углубленной аналитикой в будущем?
Промо, ассортимент и ценообразование — основные рычаги коммерческого блока в ритейле. Часто начинают именно с промо, поскольку этот инструмент является неотъемлемой частью коммерческой стратегии практически всех розничных сетей, а эффект от него можно получить достаточно быстро.
Существует заблуждение, что ритейлеры привлекают покупателей большими скидками, чтобы избавиться от некачественных товаров. Это не так. В действительности у промо-активности ритейлеров два основных драйвера:
Если первый драйвер понятен, то второй — вызывает вопросы. В долгосрочной перспективе обилие промо приводит к оттоку трафика из сети и финансовым потерям. Что же побуждает игроков на рынке наращивать долю промо даже в категориях, где это не приносит прямой экономической отдачи?
В России промо-маркетинг получил ускорение из-за экономических кризисов. Слабый рубль и зависимость от закупок импортного сырья привели к удорожанию производства многих товаров и повышению конечной цены для потребителей.
Но темпы роста инфляции так и не дали производителям и ритейлерам приучить людей покупать товары по новым ценам. Чтобы поддержать продажи на фоне падения покупательской способности, сети стали наращивать промо-активности. Конкуренция за покупателя переросла в настоящие промо-войны.
Как результат — по статистике Nielsen, доля продаж по промо-акциям топ-20 категорий FMCG в первом полугодии 2018 года достигла рекордных 64%. А в некоторых сегментах, например, стиральные порошки, показатель превышает 80%.
Эксперты в один голос говорят о запромотированности российского рынка. Покупатели подсели на скидки, а для производителей и ритейлеров промо стало ключевой составляющей ценовой стратегии, в результате чего и те, и те рискуют потерять в маржинальности.
Причины такого поведения ритейлеров понятны. Классическая для теории игр ситуация дилеммы заключенного проявляется на розничном рынке в полном объёме. Несмотря на то, что парето-оптимальным для всех игроков было бы совместно сократить объёмы промо в части категорий (таких, как стиральные порошки или кофе), ни один не готов выступить первым в роли «санитара леса». Каждый, кто решится на этот шаг, потеряет существенную долю трафика и валовых показателей, если конкуренция не отреагирует незамедлительно.
А кто может гарантировать мгновенный симметричный ответ конкурентов? Равновесие Нэша, существование которого было доказано еще в 1950 году, продолжает обеспечивать покупателей нескончаемыми скидками на бытовую химию.
Но и выгода в виде достижения прямого экономического эффекта — первый драйвер высокой промоактивности — вовсе не очевидна. Проблема в том, что больше половины промо-кампаний на самом деле неэффективны. В Nielsen подсчитали, что порядка 60% акций себя не окупают.
Это напрямую связано с тем, что в ритейле плохо умеют работать с богатыми массивами данных — а они есть в распоряжении каждой сети. Это чеки, профиль клиента по карте лояльности, исторические данные по промо-кампаниям.
Что лучше поставить в промо, на какой период и с какой скидкой, чтобы привлечь максимальное количество клиентов, расширить покупательскую корзину и получить лучшую компенсацию от поставщика? До недавнего времени большинство ритейлеров искали ответы на эти вопросы даже не с помощью простой математики, а на уровне ощущений, доверяя интуиции и экспертному опыту категорийных менеджеров. «Мы всегда так делали» — стандартный ответ на просьбу объяснить стратегию промо или выбор той или иной позиции.
На полках среднестатистического супермаркета 5-10 тыс. товаров, при этом в промо одновременно стоят сотни SKU (stock keeping unit — единица складского учета). И запуск акции на один товар неминуемо влияет на динамику продаж других.
В то время как большинство сетей ориентируются лишь на прямой эффект от промо — примерно оцененный прирост продаж по товару — это лишь вершина айсберга. Параллельно промо порождает косвенное влияние на другие товары внутри и вне определенной категории — как положительное, так и отрицательное. Среди таких косвенных эффектов каннибализация, закупка впрок и галло-эффект. Как и в случае с реальным айсбергом, скрытая от глаз часть может быть равной и даже больше той, что на поверхности.
Например, вместе с промо на мясо для шашлыков перед майскими праздниками увеличиваются продажи кетчупа.
Оценка галло-эффекта имеет комплексный характер, так как требует предварительного формирования ассоциативных правил — вычисления поведенческих привычек, взаимосвязи между товарами. С чем чаще всего покупают товар? Такой анализ строится на базе данных лояльности или обычных чеков и оценивает, вероятность покупки каких товаров больше всего повышает факт покупки другого товара. При этом такая взаимосвязь не симметрична. Купивший бутылку виски с большой вероятностью обнаружит в своей корзине ещё и пару литров колы, а купивший колу дополнит свою корзину бутылкой виски далеко не всегда.
Задача оценки галло-эффекта становится еще более интересной, если учесть, что связанные товары также часто находятся в промо, каннибализируются другими товарами, имеют свои сезонные закономерности. В среднем проводимое промо приводит к росту продаж более десятка других товаров, а само значение галло-эффекта у продуктовых ритейлеров находится в диапазоне от 0 до 30% от прямого эффекта на промотируемый товар.
Например, проведение промо-акции на куриные ножки может снизить спрос и на куриное филе, и на красное мясо, и на рыбу.
Ключевая сложность в оценке каннибализации не в том, чтобы вычислить, насколько снизились продажи товаров — на этот вопрос можно ответить методами базовой аналитики. Вопросы калибра углублённой аналитики — это определить, какие промо-акции привели к снижению продаж каких товаров, и как это снижение правильно распределить между всеми промо-активностями.
Приведём пример: В каждый момент времени в промо находятся от пятидесяти до нескольких сотен товаров. Даже если ограничиться одной категорией «Шоколад и конфеты», то и в ней число товаров в промо может исчисляться десятками. Преследуя цель оценить каннибализацию, вызванную промо-акцией на шоколад Lindt, который продавался со скидкой в течение трёх дней, нам предстоит пройти несколько последовательных шагов и ответить на ряд аналитических вопросов.
Вопрос 1. Какие товары категории являются товарами-заменителями для Lindt?
Ответ лежит в плоскости понимания потребностей клиента — как гость принимает решение о покупке товара? Что он обычно покупает, когда шоколада Lindt не оказывается на полке?
Оценить, между какими товарами в действительности происходит выбор, позволяет метод построения дерева покупательских решений. Фундаментом для него является анализ исторических переключений между товарами на базе данных карт лояльности или сложного покупательского опроса. Какие товары в прошлом люди «заменяли» на другие, а какие покупались независимо разными гостями.
Игнорирование ответа на этот вопрос приводит к серьезным ошибкам. Снижение продаж шоколада, который закрывает совсем другую покупательскую потребность (например, «Алёнка»), можно ошибочно объяснить промо-акцией на шоколад Lindt и сделать вывод о неэффективности этого промо — и это будет неверно. В среднем от 5 до 25 товаров-заменителей приходятся на один товар в промо, при этом для фрагментированных категорий (например, «Вино») их больше, а для концентрированных (например, «Молоко») — меньше.
Вопрос 2. Как изменились продажи товаров-заменителей?
Простой на первый взгляд вопрос таит множество подводных камней. Продажи товаров могли измениться существенно, но одна часть этого изменения могла быть вызвана отсутствием товара в магазинах, другая сезонными колебаниями спроса, а третья — вообще окончанием другой промо-акции на сами эти товары. Очистка временных рядов и выявление чистого изменения — отдельная аналитическая задача.
Вопрос 3. Какая часть изменения продаж товаров-заменителей вызвана промо на Lindt?
И даже ответив на вопрос о чистом изменении выбранных товаров, говорить об истинном значении эффекта каннибализации все равно сложно. Оказывается, параллельно с исследуемым промо на Lindt проходило также и промо на другой элитный шоколад. Более того, это промо длилось всю неделю, а промо на Lindt — лишь три дня. Кроме этого, после прошлой недели еще два вида шоколада из среднего ценового сегмента остались в распродаже с небольшой скидкой для нормализации товарных запасов.
И тем временем в части магазинов в ассортимент был введён новый шоколад, российский аналог премиального Lindt. Какую долю рассчитанного снижения стоит отнести именно к эффекту нашего промо? Корректная оценка каннибализации — один из ключевых факторов в расчете полной эффективности промо-акции и крайне интересная задача углубленной аналитики.
Значение каннибализации в денежных терминах может достигать 150% от прямого эффекта и в корне менять выводы о том, для каких товаров и категорий стоит проводить промо, а для каких — нет.
Этот эффект особенно ощутим в сегменте бытовой химии и продуктов, которые могут храниться долго (так называемые категории с нерасширяемым спросом). Вместо того, чтобы стимулировать потребление товара, промо-акция только сдвигает спрос во времени.
Важный аспект закупки впрок заключается в том, что эффект присущ не только самому товару в промо, но и товарам-заменителям. Так, если промо-акция на кофе одного из брендов привела к снижению продаж кофе другого бренда (каннибализация), то после окончания промо снизятся продажи обоих брендов. И такой эффект может достигать 50% от прямого эффекта промо в отдельных нерасширяемых категориях.
Резюмируя, планирование промо — комплексная математическая задача. Она требует точных расчетов, которые невозможно сделать при помощи стандартных аналитических инструментов, поскольку переменных слишком много, а массивы данных слишком велики.
При этом объемы работы категорийного менеджера не позволяют проводить трудоемкие расчеты вручную. Промо в его календаре конкурирует с десятками других вопросов. Несколько товарных категорий с сотнями SKU в каждой, договорные отношения с поставщиками, определение ассортимента и ценовой стратегии на тысячи магазинов — все это в его ведении.
И тут на помощь приходят инструменты data science: алгоритмы, модели и Python или R, чтобы воплотить их в жизнь.
В McKinsey обратился крупный ритейлер c просьбой помочь настроить функцию промо. В торговой сети уже работали с данными, но они собирались в разных форматах, поэтому сделать правильные выводы по всем категориям товаров было невозможно. Часть инсайтов не была доступна вовсе.
Из запланированных сроков запуска промо-кампаний постоянно выбивались, огромное количество времени уходило на “тушение пожаров”. Такой порядок работы приводил к конфликтами между бизнес-функциями и напряженной обстановке в коллективе.
Совместная команда McKinsey и ритейлера разработала продвинутые алгоритмы комплексной оценки эффективности промо. Чтобы ими было удобно пользоваться каждый день, были созданы интуитивные инструменты для категорийных менеджеров и промо-команды.
Первый — календарь для планирования промо-акций по товарным категориям на базе анализа исторических данных. В календарь интегрировали модуль наполнения товарных категорий конкретными SKU. Вместе эти два инструмента позволяют прогнозировать потенциальный доход и контролировать, чтобы масштабы промо не выходили за пределы операционных возможностей, дают прозрачность поставщикам.
Подготовка и ход промо-кампании требует постоянного отслеживания (а при необходимости — корректировки) десятков параметров. Поэтому данные по этапам реализации промо (наполнение, расчет объемов, заказы поставщикам, производство товара, реализация, подвоз, выкладка) свели в промо-трэкере. А для ретроспективного анализа результатов завершившихся промо-кампаний подключили аналитические дэшборды, в которых консолидируются финансово-коммерческие данные (продажи, маржа, списание) и формируются отчеты.
По нескольким категориям товаров был запущен пилот алгоритмов и разработанных инструментов для тестирования новых подходов. Все товарные категории, участвовавшие в пилоте, показали хорошие приросты по товарообороту и марже.
В отличие от интернет-ритейлеров, где углубленная аналитика изначально покрывает все функции бизнеса, традиционные розничные сети умеют собирать данные, но по-прежнему работают с ними несистемно. Оффлайн-ритейл в России только начинает всерьез осваивать data science.
Эффект от промо-кампаний, основанных на данных, может достигать 2-3% от общей выручки торговой сети. Для низкомаржинальной индустрии, которой является ритейл, это очень большие цифры.
Почему было продано мало товара? Потому что мало заказали? Потому что мало подвезли? Потому что поставщик мало произвел? Или потому что покупатель не покупал даже по скидке?
Продуманная система инструментов углубленной аналитики делает дискуссию по промо на порядок конструктивнее. Обсуждаются конкретные цифры, факты и выводы, а не истории в духе «что-то продали меньше, но в следующий раз будем стараться лучше».
В следующих статьях о data science в ритейле мы расскажем, как при помощи углубленной аналитики повысить качество двух других рычагов коммерческой триады — ценообразования и ассортимента.
Что такое промо сувениры, их функции, основные задачи и особенности применения
Гарантируем оперативное производство POS-материалов для вашей промо-акции
Разработаем индивидуальный дизайн листовки в соответствии со стилистикой вашего бренда
Изготовим промо-материалы высокого качества с использованием новейших технологий производства
Быстрая доставка промо-материалов по любому адресу по всей России
Заинтересуют
потенциальных
клиентов
Повысят
узнаваемость бренда
Стимулируют
рост продаж
Повысят лояльность
целевой аудитории
Что такое промо сувениры, их функции, основные задачи и особенности применения
Промо-сувениры как маркетинговый инструмент относятся к ряду наиболее выгодных методов, так как при тщательно продуманной стратегии позволяют достигать отличных результатов при минимальных затратах.
Основные понятия того, что такое промо сувениры и для чего они нужны
По своей сути это предметы, которые предназначены для вручения покупателям на бесплатной основе или при определенных условиях приобретения основного товара. Такие сувениры предназначаются для раскрутки бренда, повышения спроса на товары или для поддержания популярности. Зачастую данные предметы раздаются на промо-акциях, крупных мероприятиях, специализированных выставках и даже просто вручаются на улице.
Также это прямая реклама – при необходимости получить определенные услуги или товары промо-сувенир сразу наталкивает на мысль о конкретном их поставщике. Еще одна польза от определенных видов таких предметов будет в распространении информации в кругу общения обладателя – каждый раз пользуясь промо-сувениром, человек демонстрирует его окружающим, тем самым делая рекламу. В первую очередь это касается предметов, которые нужно носить с собой или постоянно применять. Самыми эффективными в этом плане будут многофункциональные и оригинальные предметы, которые не выпускают другие фирмы в качестве промо-сувениров и являются достаточно редкими – настолько, чтобы у большинства потребителей не нашлось аналогичной вещи.
Основные функции промо сувениров
Главная задача промо-сувениров – увеличение уровня продаж фирмы, которое вызывается определенными способами. Именно отсюда выходят и характерные черты этого вида сувениров, которые присущи именно им:
Применение сувениров на промо акциях
Массовое распространение сувениров на мероприятиях дает очень хороший результат. Если промо-акция создана специально под бренд, то посетителю приятно получить подарок, даже если он недорогой. Это располагает потребителя к фирме, увеличивает его лояльность и желание посещать такие акции в дальнейшем. Если же компания является одним из участников мероприятия, то промо-сувениры позволят легко выделиться из толпы и запомниться аудитории.
Промо-сувениры в рекламе
Чем полезнее для потребителя промо сувениры с логотипом, тем лучше они работают и в итоге показывают высокую эффективность метода. Благодаря широкому распространению достигается узнаваемость бренда. Важно, чтобы промо-сувенир применялся по назначению – здесь он выполняет сразу несколько функций. В первую очередь, будучи на виду у потребителя, символика прочно оседает в его сознании, а сама компания начинает восприниматься уже как более дружественная, проверенная.