Промо акции бухгалтерский и налоговый учет
Промо акции бухгалтерский и налоговый учет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По маркетинговой акции за определенный объем продаж организация реализует безвозмездно товар клиенту.
Возможно ли списать стоимость такого товара для целей налогового учета? Необходимо ли облагать стоимость такого товара НДС? Достаточно ли оформить УПД с ценой 0, или необходимо указать минимальную стоимость?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в цену ранее реализованных товаров включена стоимость дополнительных товаров, то НДС при передаче дополнительных товаров не исчисляется.
В ином случае на дату отгрузки дополнительных товаров исчисляется НДС по общеустановленной ставке налога исходя из рыночной стоимости этих товаров.
В этом случае в УПД необходимо указывать рыночную стоимость этих товаров и делать пометку «Безвозмездная передача».
В целях налогообложения прибыли расходы на приобретение товаров, передаваемых в рамках маркетинговой акции, учитываются в составе внереализационных расходов.
Обоснование вывода:
Договор поставки может предусматривать различные премии или бонусы покупателю (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
К примеру, договором или же маркетинговой политикой организации может быть предусмотрена поставка бонусного товара за приобретение товаров на определенную сумму (объем закупок) за определенный период времени. Исходя из норм гражданского законодательства передача бонусного товара по нулевой цене не рассматривается как дарение (ст.ст. 423, 572-574 ГК РФ, п. 3 информационного письма ВАС РФ от 21.12.05 N 104).
Однако для целей налогообложения Минфин России и налоговые органы рассматривают поставку бонусного товара как безвозмездную передачу и, соответственно, реализацию (п. 1 ст. 39 НК РФ, письмо Минфина России от 19.02.2015 N 03-03-06/1/8096, письмо УФНС России по Московской области от 30.03.2005 N 21-27/26431).
Налог на прибыль
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Учет доходов от реализации при предоставлении скидок (бонусов).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как оформить подарок. С точки зрения бухгалтерии.
В преддверии сезона рождественских распродаж предприниматели готовят скидки, бонусные товары, различные розыгрыши и подарки — у кого на что хватает фантазии и бюджета. И вот вроде бы принято решение и произведены все подсчеты, но остался вопрос: как это все оформить с точки зрения законодательства и так, чтобы без налоговых последствий? Об этом мы сегодня и расскажем.
Как оформить акцию
Для проведения рекламной акции достаточно издать приказ, в котором необходимо утвердить порядок и цель проведения акции. Например, текст приказа может быть таким:
«В целях увеличения объема продаж и привлечения новых клиентов приказываю с 01 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года провести рекламную акцию. В рамках рекламной акции предоставить скидку в размере 50% на товар №1 всем покупателям, которые приобрели товар №2. Ответственным за организацию и выполнение рекламной акции назначается Иванов Иван Иванович”.
При желании можно разработать положение о рекламной акции и смету расходов или целую маркетинговую политику. В дальнейшем эти документы вам пригодятся для подтверждения основания списания расходов на проведение рекламной акции.
Списываем расходы
Мы уже писали о рекламных расходах на УСН. Налоговый кодекс разрешает учитывать их при расчете налога, но очень важно отличать какие расходы являются рекламными в понимании законотворцев. Повторимся, что это:
Все эти расходы вы можете списать при расчете налога УСН в размере фактических затрат. Этот перечень является закрытым.
Также существуют нормируемые рекламные расходы. Они учитываются в налоге УСН частично, в размере определяемом Налоговым Кодексом — не более 1% от выручки за год.
К нормируемым расходам Налоговый Кодекс относит расходы на призы для победителей при проведении розыгрышей в рамках массовых рекламных кампаний, а также иные расходы, которые не перечислены выше и подходят под определение рекламы.
Итак, для списания рекламных расходов необходимо:
1) проверить, что ваши затраты соответствуют условиям и понятию рекламы, приведенным в Законе о рекламе
2) определить является расход нормируемым или нет в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ
Расходы списываются по поздней из дат: дата оплаты или дата подписания акта о проведении рекламной кампании. Если говорить о товарах, приобретенных для бесплатной раздачи неопределенному кругу лиц в целях проведения рекламной акции, то расходы списываются по поздней из дат: дата оплаты товара поставщику или дата передачи акционного товара получателям.
Позаботьтесь о подтверждающих документах. Как всегда, здесь действует правило “чем больше — тем лучше”. К вашему приказу на проведение рекламной акции можно добавить:
Если вы прочитали предыдущую статью о рекламных расходах, то вы, должно быть, уже разобрались, что не все расходы можно отнести к рекламным и учесть их в налоге УСН.
В частности, скидки, подарки, сделанные покупателям в рамках промо-акции и бонусные товары, которые вы предоставляете бесплатно при покупке определенной партии, вы не сможете учесть в расходах. Данные расходы не подходят под определение рекламы, которое завязано на распространении информации неопределенному кругу лиц.
Также, если вы решите провести розыгрыш призов среди своих клиентов, то затраты на на покупку призов тоже не сможете списать, потому что в данном случае розыгрыш не будет признан рекламой, т.к. проводится среди определенного круга лиц — ваших покупателей.
Подарки физ.лицам без заботы о НДФЛ
Иногда розыгрыши, подарки и рекламные акции типа “Купи одну вещь и вторую получи в подарок!” могут вызвать немало хлопот.
Все дело в том, что подарки и призы покупателям-физ.лицам стоимостью дороже 4000 рублей облагаются НДФЛ. Освобождение от НДФЛ в пределах 4000 рублей предусмотрено за календарный год по всем таким подаркам налогоплательщика. Поэтому формально вы должны вести учет подарков и призов по каждому получателю и учитывать нужно все приятности, которые получил покупатель, независимо от их стоимости. Это нужно делать для того, если физ.лицо в течение года получит от вас несколько подарков или призов и их стоимость превысит 4000 рублей в год, то у вас возникает обязанность сообщить об этом налоговикам. До 31 января следующего года вам нужно подать в свою налоговую справку по форме 2-НДФЛ со сведениями о сумме налога и невозможности удержать налог. А также не забудьте предупредить об этом самого получателя подарка, ему нужно будет заплатить НДФЛ и подать декларацию.
С розыгрышами избежать формальностей с НДФЛ не получится, а вот с подарками за покупку товара в этом плане проще. Чтобы избежать лишней отчетности и организации дополнительного учета, подарок, который получает покупатель за приобретение товара, оформляется как скидка. Вы делаете скидку на приобретаемый товар равной стоимости презента, т.е. оформляется обычная реализация товара со скидкой и реализация товара в качестве подарка стоимостью равной размеру скидки.
В итоге, покупатель оплачивает вам стоимость товара и получает подарок — оснований для НДФЛ не возникает, а вы сможете списать в расходы себестоимость проданного товара и себестоимость подарка.
Подарок партнеру облагается НДФЛ
Учет бонусного товара в «1С:Бухгалтерии 8»
Виды стимулирующих вознаграждений
Каждый продавец заинтересован в увеличении объема продаж товаров (работ, услуг). Именно для этой цели предназначены стимулирующие (поощряющие) вознаграждения, которые могут предоставляться организациям розничной торговли или оптовым покупателям за выполнение определенных условий договора поставки, например:
Порядок учета бонусов, предоставленных розничным покупателям (бонусные программы лояльности), в данной статье не рассматривается.
Предоставление стимулирующих вознаграждений не связано с оказанием услуг продавцу, поэтому сумма вознаграждения не является выручкой от реализации и не облагается НДС у покупателя (см., например, письмо Минфина России от 16.08.2017 № 03-07-11/52516, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 № А33-20390/2009).
Если же вознаграждение получено покупателем за оказанные продавцу услуги, то оно является их оплатой. Услуги, оказанные продавцу, у покупателя признаются реализацией, которая подлежит налогообложению в обычном порядке. Покупатель выставляет счет-фактуру с НДС, на основании которого продавец принимает НДС к вычету (письма Минфина России от 26.07.2007 № 03-07-15/112, от 25.10.2007 № 03-07-11/524). К таким вознаграждениям относятся суммы, полученные за действия по продвижению товара продавца на рынке и его рекламу, например:
Вознаграждения (премии, бонусы, скидки) могут признаваться оплатой услуг покупателя исходя из условий, изложенных в договоре. Поэтому к формулировкам договора следует подходить с особой аккуратностью.
В целях настоящей статьи условимся называть вознаграждение премией, если в результате ее выплаты стоимость отгруженных ранее товаров не меняется. Если же в результате предоставленного вознаграждения уменьшается цена уже реализованного товара, то назовем такое вознаграждение ретроспективной скидкой (то есть скидкой, предоставленной задним числом).
Обратите внимание, что выплата бонусов для продовольственных товаров имеет ограничения, установленные Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Так, например, вознаграждение торговым организациям (ч.ч. 4-6 ст. 9 Закона № 381-ФЗ):
Учет бонусного товара у поставщика
В качестве премии, выданной покупателю
В тех случаях, когда вознаграждение покупателя согласно договору не меняет стоимость отгруженных ранее товаров (работ, услуг), налоговая база по НДС у поставщика не корректируется (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).
Вознаграждение в виде дополнительной партии товара, по мнению контролирующих органов, представляет собой безвозмездную передачу права собственности на указанные товары. А безвозмездная передача в целях НДС признается реализацией и является объектом налогообложения у поставщика (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 30.11.2016 № 03-07-11/70848, УФНС России по МО от 30.03.2005 № 21-27/26431). Поэтому при передаче бонусного товара поставщик:
В то же время существуют судебные решения, в которых высказывается мнение, что передача товара за выполнение договорных условий не может расцениваться как безвозмездная реализация, так как премия (бонус) предоставляется при условии выполнения встречного обязательства, предусмотренного возмездным договором, например:
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» расставило точки над «i». В пункте 12 Постановления № 33 указано, что передача контрагенту товаров в качестве дополнения к основному товару (в т. ч. в виде бонуса) без взимания отдельной платы подлежит налогообложению как передача товара на безвозмездной основе, если только организация не докажет, что цена основного товара включает в себя стоимость дополнительно переданного товара, а исчисленный с основной операции налог включает и передачу дополнительного товара.
Для целей налогообложения прибыли расходы по выплате премии (бонуса, вознаграждения) учитываются в составе внереализационных расходов, если предоставление такой премии осуществляется без изменения цены единицы товара (пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268).
Подтвердить расходы на предоставление покупателю бонусов и их обоснованность помогут документы:
Рассмотрим, как продавцу отразить в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) передачу покупателю бонусного товара в качестве премии.
Пример 1
ООО «Современные Технологии» применяет ОСНО, положения ПБУ 18/02, уплачивает НДС.
По итогам I квартала 2019 года за выполнение определенных условий договора ООО «Современные Технологии» предоставляет покупателю бонус в виде дополнительной партии товаров в количестве 100 шт. Согласно договору поставки стоимость ранее отгруженных товаров не изменяется.
Отметим, что Приказом от 20.11.2018 № 236н Минфин России внес изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). Поправки вступают в силу с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Добровольно организации могут применять новую редакцию ПБУ раньше указанного срока, если раскроют такое решение в бухгалтерской отчетности. В «1С:Бухгалтерии 8» начиная с версии 3.0.59 можно вести учет как в соответствии с действующей редакцией ПБУ 18/02, так и в соответствии с утвержденными поправками в ПБУ 18/02. Подробнее о вариантах применения ПБУ 18/02 см. в статье «Применение ПБУ 18/02 в «1С:Бухгалтерии 8″». Порядок учета бонусного товара от варианта применения ПБУ 18/02 не зависит.
Реализация товара оптовому покупателю отражается в программе стандартным документом учетной системы Реализация (акт, накладная) с видом Товары (раздел Продажи). При проведении документа формируются бухгалтерские проводки:
Здесь и далее во всех примерах статьи для целей налогового учета (НУ) соответствующие суммы отражаются в специальных полях регистра бухгалтерии Сумма Дт НУ и Сумма Кт НУ.
Для целей учета НДС вводится запись в специальный регистр НДС Продажи.
Передачу бонусного товара в качестве премии удобно отражать документом Безвозмездная передача (раздел Продажи), рис. 1.
Рис. 1. Передача бонусного товара
Примечание
О возможностях документа Безвозмездная передача программы «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 читайте в статье «Безвозмездная передача имущества в «1С:Бухгалтерии 8».
В данной ситуации следует заполнить поле Получатель, поскольку организация должна сформировать комплект документов в адрес покупателя.
Предположим, у организации отсутствуют доказательства, что цена основного товара уже включает в себя стоимость дополнительно переданного товара (п. 12 Постановления № 33). В этом случае в поле % НДС следует указать ставку налога 20% и зарегистрировать счет-фактуру по кнопке Выписать счет-фактуру.
В автоматически созданном счете-фактуре в строках «Грузополучатель и его адрес», «Покупатель», «Адрес», «ИНН/КПП покупателя» будут указаны реквизиты покупателя. Счет-фактура, выставленный при безвозмездной передаче товаров, будет зарегистрирован в книге продаж с кодом вида операции «10», который соответствует значению «Отгрузка (передача) товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав на безвозмездной основе» согласно Приложению к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@.
На закладке Счет затрат для счета затрат и счета учета НДС по умолчанию установлены счета 91.02 «Прочие расходы» с аналитикой Расходы по передаче товаров (работ, услуг) безвозмездно и для собственных нужд (не принимаемые для целей налогообложения прибыли). Поскольку расходы на приобретение бонусного товара можно учесть во внереализационных расходах как премию, то в поле Прочие доходы и расходы следует самостоятельно установить требуемую статью прочих доходов и расходов с видом Премия, выплаченная покупателю и с установленным флагом Принимается к налоговому учету.
НДС, начисленный при безвозмездной передаче имущества (в т. ч. и в рекламных целях), по мнению контролирующих органов, учитывать в расходах неправомерно (письма Минфина России от 12.11.2018 № 03-07-11/81021, от 11.03.2010 № 03-03-06/1/123, письмо ФНС России от 20.11.2006 № 02-1-07/92). Эти выводы можно распространить и на бонусный товар. Поэтому в поле Счет учета НДС безопаснее оставить счет 91.02 с аналитикой прочих доходов и расходов, предлагаемой программой по умолчанию.
Документ Безвозмездная передача позволяет напечатать комплект документов в адрес покупателя: Товарную накладную (ТОРГ-12), Счет-фактуру или Универсальный передаточный документ (УПД).
При проведении документа Безвозмездная передача сформируются бухгалтерские проводки:
Поскольку начисленный НДС в налоговом учете не учитывается, в поле Сумма Дт ПР 91.02 фиксируется постоянная разница на сумму 24 000 руб.
Для целей учета НДС вводится запись в регистр НДС Продажи.
После выполнения обработки Закрытие месяца будет признано постоянное налоговое обязательство (постоянный налоговый расход в терминах редакции приказа Минфина России от 20.11.2018 № 236н):
Стоимость переданного бонусного товара автоматически:
Стоимость основной партии товара автоматически:
В качестве ретроспективной скидки, предоставленной покупателю
Если в соответствии с условиями договора на сумму предоставленного покупателю вознаграждения (как в денежной форме, так и в виде бонусного товара) меняется стоимость отгруженных ранее товаров (работ, услуг), то поставщик должен скорректировать налоговую базу по НДС (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).
В том случае, когда вознаграждение выплачивается в течение 5 дней после отгрузки (до выставления счета-фактуры), покупателю предъявляется сумма налога, исчисленная с уменьшенной стоимости товара, а счет-фактура на отгруженные товары оформляется с учетом предоставленной скидки (п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 166 НК РФ, письмо Минфина России от 18.06.2014 № 03-07-РЗ/29089).
Когда вознаграждение выплачивается уже после выставления счета-фактуры на отгрузку, продавец обязан выставить корректировочный счет-фактуру (п. 3 ст. 168, п. 5.2 ст. 169 НК РФ). На основании корректировочного счета-фактуры продавец вправе заявить к вычету разницу между суммами НДС до и после изменения цены (п. 1 ст. 169, п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ). При этом выставление корректировочных счетов-фактур не влечет представления уточненных деклараций по НДС (п. 12 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Вознаграждение, уменьшающее стоимость отгруженных товаров, внереализационным расходом не признается (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268). Поскольку стоимость проданных товаров меняется, поставщик должен скорректировать налоговую базу и сумму налога на прибыль. По общему правилу корректировать налоговую базу следует в том периоде, когда были допущены искажения (то есть в периоде реализации товара) с представлением уточненной декларации. В то же время если уменьшение стоимости товара привело к переплате налога на прибыль в периоде реализации, то корректировку можно выполнить в периоде предоставления бонуса и не представлять уточненную декларацию (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо Минфина России от 07.10.2016 № 03-03-06/1/58514).
Передача дополнительной партии товара, стоимость которого включена в общую сумму договора поставки, признается реализацией. Со стоимости переданного бонусного товара поставщик должен начислить НДС и выставить счет-фактуру в общем порядке.
Рассмотрим, как продавцу отразить в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) передачу покупателю бонусного товара в качестве скидки на товар, отгруженный ранее. Для этого изменим условия Примера 1.
Пример 2
По условиям договора на сумму 100 шт. бонусного товара уменьшается стоимость товаров, отгруженных ранее. Общая стоимость договора не меняется и составляет 720 000 руб. (в т. ч. НДС 20%). Документ с покупателем о предоставлении ему ретроспективной скидки в виде дополнительной партии товара подписан во II квартале 2019 года.
Стоимость товара с учетом скидки, предоставленной в виде дополнительной партии товара, составит 1 200 руб. (720 000 руб. / (500 + 100)) с учетом НДС 20%.
Уменьшение стоимости ранее отгруженного товара отражается документом Корректировка реализации (раздел Продажи), рис. 2. Документ можно создать на основании документа реализации.
Рис. 2. Корректировка реализации
1С:ИТС
О единой корректировке реализации при ретроспективной скидке в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».
Поскольку предоставление ретроспективной скидки должно быть отражено и для целей бухгалтерского учета, налогового учета по налогу на прибыль, и для целей применения НДС, то в строке Отражать корректировку должно быть установлено значение Во всех разделах учета.
При проведении документа будут сформированы бухгалтерские проводки:
Если корректировка реализации прошлых лет выполняется после подписания бухгалтерской отчетности, то в регистре бухгалтерии отражаются прочие доходы и расходы с аналитикой Исправительные записи по операциям прошлых лет.
Для целей применения НДС вносится запись в регистр НДС предъявленный.
Корректировочный счет-фактура создается по кнопке Выписать корректировочный счет-фактуру. В созданном и проведенном документе Корректировочный счет-фактура выданный все поля будут заполнены автоматически, в том числе Код вида операции «18», который соответствует значению «Составление или получение корректировочного счета-фактуры в связи с уменьшением стоимости отгруженных товаров. » (Приложение к приказу ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@).
Корректировочный счет-фактура, составленный продавцом при уменьшении стоимости ранее отгруженных товаров, регистрируется в книге покупок в том налоговом периоде, в котором было согласовано изменение стоимости или составлено уведомление об изменении стоимости, если такая возможность была ранее предусмотрена сторонами сделки.
Регистрация корректировочного счета-фактуры в книге покупок выполняется с помощью документа Формирование записей книги покупок (раздел Операции) по кнопке Создать. По кнопке Заполнить документ заполняется автоматически по данным подсистемы НДС. Сведения о корректировке реализации отражаются на закладке Уменьшение стоимости реализации.
При проведении документа Формирование записей книги покупок формируются бухгалтерские проводки:
Также вносятся записи в регистры НДС покупки и НДС предъявленный.
Отгрузка 100 шт. бонусного товара отражается стандартным документом Реализация (акт, накладная) с видом Товары. При проведении документа формируются бухгалтерские проводки:
Для целей применения НДС вносится запись в регистр НДС Продажи.
В отчетности за полугодие 2019 года стоимость и основного, и бонусного товара автоматически:
Проанализируем налоговую нагрузку поставщика при различных условиях передачи бонусного товара в соответствии с Примерами 1 и 2 (см. таблицу 1).
Таблица 1. Налоговая нагрузка поставщика при различных условиях передачи бонусного товара
Показатели за 2019 год (тыс. руб.)
Рекламные акции: особенности налогообложения
Один из наиболее эффективных способов воздействия на потребительский спрос — это рекламные акции. Формы их проведения довольно разнообразны. Вопросам налогообложения рекламных акций и посвящена данная статья.
Кулакова М.С.
аудитор
Что такое рекламная акция? Специального определения в законодательстве нет. Но в статье 2 Федерального закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) есть определение рекламы, которое следует использовать при решении вопроса об отнесении расходов организации к рекламным. Напоминаем: реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес как к самой организации, так и к товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний.
Итак, рекламная акция — это мероприятие, направленное на увеличение объемов продаж, на привлечение внимания потребителей к продукции, на упрочение положения организации на рынке. Мероприятие это дорогостоящее. Поэтому все должно быть тщательно спланировано, то есть определены цели, стратегия, формы и методы, а также бюджет рекламной акции. Для этого необходимо разработать программу рекламной акции.
Затраты на проведение подобной акции являются расходами на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности организации, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Такие затраты согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Момент, когда организация может признать расходы на рекламу для целей налогообложения прибыли, определен в Налоговом кодексе: в статье 272 — для метода начисления и в статье 273 — для кассового метода. При методе начисления прочие расходы признаются либо на дату осуществления расчетов, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последний день отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе — после фактической оплаты расходов (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Что относится к рекламным расходам
— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети. В рамках проведения рекламной акции к этим расходам относятся затраты на размещение объявлений о проведении такой акции в газетах, журналах, на телевидении, радио или в Интернете;
— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. К примеру, затраты на размещение на рекламных щитах информации о проводимой акции;
— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все перечисленные расходы признаются для целей налогообложения в полном размере.
При проведении рекламной акции у организации могут возникнуть и другие расходы. Например, на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей. Такие расходы для целей налогообложения прибыли нормируются. Они признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ).
Напомним, что «входной» НДС по нормируемым расходам можно принять к вычету только в размере, соответствующем нормативу. Таково требование пункта 7 статьи 171 НК РФ.
Если «входной» НДС по материалам (товарам), использованным (переданным) для рекламной акции, был принят к вычету в полном объеме в момент принятия этих материалов (товаров) на учет, организация должна восстановить его в части, приходящейся на сверхнормативные рекламные расходы.
Виды рекламных акций
Весьма распространенными считаются рекламные акции с розыгрышем и вручением призов победителям. Обычными лозунгами для таких мероприятий являются: «Пришлите необходимое количество этикеток и примите участие в розыгрыше призов», «Заполните при покупке вещи анкету и станьте участником розыгрыша» и др.
Еще один вид рекламных акций — распродажи. Они могут быть сезонными, приуроченными к каким-либо событиям (например, открытие магазина, праздник) и т. п.
Самостоятельным видом рекламных акций считаются промоакции. Они, как правило, проводятся для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому продукту.
Что касается распространения рекламных листовок, каталогов, то это может быть как самостоятельная рекламная акция, так и одна из составляющих перечисленных выше видов акций.
Рассмотрим, какие налоговые последствия возникают у организаций, которые проводят ту или иную рекламную кампанию.
«При покупке двух вещей третью вы получаете бесплатно»
По мнению одних специалистов, если вещь передана бесплатно, ни ее стоимость, ни расходы, связанные с ее передачей, не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации, так как в данном случае применяется пункт 16 статьи 270 НК РФ.
По мнению других, бесплатно передаваемые вещи — это рекламные расходы, которые для целей налогообложения прибыли признаются в пределах 1% выручки от реализации, поскольку не поименованы в перечне ненормируемых рекламных расходов.
Квалификация расходов на проведение мероприятий подобного рода зависит от документального оформления операций.
Допустим, программа рекламной акции утверждена и предусматривает бесплатную раздачу подарков. В этом случае их стоимость можно учесть в составе расходов на рекламу согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ. Если такого положения в программе нет или проведение рекламной акции не оформлено документально, расходы на подарки для целей налогообложения прибыли не учитываются. Основание — пункт 16 статьи 270 НК РФ.
Документальным подтверждением расходов служит отчет о проведении рекламной акции, в рамках которой покупателям вручались подарки (с указанием количества переданного товара), и накладная на передачу товаров лицу, ответственному за их вручение.
Рекламная акция может проводиться силами сторонней организации (например, комиссионером, реализующим товары). В этом случае документальным подтверждением служит акт оказанных услуг (отчет исполнителя). В нем должно быть указано место и время проведения рекламной акции, а также количество врученных подарков.
Для целей исчисления НДС вопрос о квалификации бесплатной раздачи подарков решается однозначно. Передача права собственности на товары на безвозмездной основе — это их реализация. Следовательно, налицо объект обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база в такой ситуации определяется как рыночная цена передаваемого подарка. Основание — пункт 2 статьи 154 НК РФ. Начисленный НДС не учитывается в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Бесплатно полученная вещь — это доход физического лица в натуральной форме (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ), который подлежит обложению НДФЛ. Налоговая база определяется с учетом положений пункта 1 статьи 211 НК РФ. Ставка, по которой облагается этот доход, зависит от того, как оформлено вручение подарка. Если оно происходит в рамках рекламы товаров (работ, услуг), то применяется налоговая ставка 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Если подарок вручается не в рамках рекламной акции, применяется налоговая ставка 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Поскольку организация, выдавшая подарок покупателю (клиенту), не может удержать с него сумму НДФЛ, физическое лицо должно самостоятельно исчислить и уплатить налог (подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ). А организация, вручившая подарок, обязана в течение одного месяца с даты его выдачи представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о задолженности физического лица по налогу и невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ). Кроме того, выполняя требования пункта 2 статьи 230 НК РФ, организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходе этого гражданина не позднее 1 апреля года, следующего за годом выдачи приза.
ПРИМЕР 1
ЗАО «Видеомаркет» с июля по сентябрь 2004 года проводило рекламную акцию: всем покупателям двух видеокассет третья вручалась бесплатно. Это было предусмотрено программой рекламной акции.
В ходе акции компания реализовала 200 видеокассет. Их покупная стоимость 270 руб. (без учета НДС). Продажная цена видеокассет — 472 руб., в том числе НДС 18% — 72 руб. 100 видеокассет передано бесплатно.
«Входной» НДС по кассетам, бесплатно переданным в ходе акции, в размере 4860 руб. (270 руб. х 18% х 100 шт.) торговая компания «Видеомаркет» приняла полностью к вычету в момент, когда эти видеокассеты были учтены в составе товаров.
Выручка от реализации за 9 месяцев 2004 года составила 1 500 000 руб.
В бухучете ЗАО «Видеомаркет» сделаны проводки:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90-1
— 94 400 руб. (472 руб. х 200 шт.) — отражена выручка от реализации видеокассет;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 14 400 руб. (400 руб. х 18% х 200 шт.) — начислен НДС;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41
— 54 000 руб. (270 руб. х 200 шт.) — списана себестоимость реализованных кассет;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 41
— 27 000 руб. (270 руб. х 100 шт.) — списана в расходы на рекламу стоимость «третьих» видеокассет;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 7200 руб. (400 руб. х 18% х 100 шт.) — начислен НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданных видеокассет. Этот расход для целей налогообложения прибыли не учитывается.
В налоговом учете стоимость безвозмездно переданных видеокассет учитывается в составе расходов на рекламу частично — в размере 15 000 руб. (1 500 000 руб. х 1%). Заметим, что по итогам года этот норматив может измениться.
Организация должна восстановить часть «входного» НДС по видеокассетам, стоимость которых не включается в расходы для целей налогообложения прибыли.
Налог на добавленную стоимость, который организация может принять к вычету в пределах норматива рекламных расходов, составляет:
15 000 руб. х 18% = 2700 руб.
Организация должна восстановить НДС в сумме:
4860 руб. – 2700 руб. = 2160 руб.
Данная операция отражается проводкой:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 2160 руб. — восстановлен «входной» НДС со стоимости видеокассет, бесплатно переданных в ходе рекламной акции, в части, превышающей норматив;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 2160 руб. — списана сумма восстановленного НДС на прочие расходы.
«Пришлите три штрихкода и выиграйте приз»
Как следует из статьи 16 Закона о лотереях, предложение об участии в стимулирующей лотерее наносится на упаковку конкретного товара или размещается иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Сумма денежного приза не облагается НДС. В статье 146 НК РФ среди объектов, облагаемых этим налогом, такая операция, как передача денежных средств, не указана.
Что касается налога на прибыль, здесь возникает вопрос: можно ли сумму денежного приза отнести к рекламным расходам, которые при определении налоговой базы признаются в пределах норматива? Да, можно. Сумма денежного приза — это расходы на иные виды рекламы, не поименованные в абзацах 2—4 пункта 4 статьи 264 НК РФ в составе ненормируемых расходов. Значит, сумма денежного приза уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах норматива.
Теперь разберемся с НДФЛ. Если организация оформляет проведение розыгрыша призов в установленном Законом о лотереях порядке, в том числе уведомляет соответствующие государственные органы, то выигрыши, полученные победителями, облагаются НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Победитель такой стимулирующей лотереи сам должен исчислить и уплатить налог с суммы своего выигрыша на основании налоговой декларации. Эту декларацию он должен представить в налоговый орган до 30 апреля года, следующего за годом выплаты приза. Это следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 НК РФ. А фирма — организатор лотереи должна уведомить налоговый орган по месту своего учета о выплаченном выигрыше (ст. 230 НК РФ).
Если же акция не была оформлена организатором как проведение стимулирующей лотереи, она является рекламным конкурсом, выигрыши в котором облагаются по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). В этом случае организация, выплатившая победителю приз, должна исчислить и удержать из суммы выигрыша налог и уплатить его в бюджет. Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 226 НК РФ. Если налог по каким-либо причинам не был удержан, организация должна в течение одного месяца с даты выплаты приза письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности победителя (п. 5 ст. 226 НК РФ). Также организация должна сообщить о доходе физического лица в налоговый орган по месту своего учета (ст. 230 НК РФ).
Затраты на приобретение (изготовление) неденежного приза организация включает в расходы на рекламу, но только в пределах норматива. Об этом сказано в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Кроме того, организации придется начислить НДС на рыночную стоимость вручаемого приза. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ передача права собственности на безвозмездной основе является объектом обложения этим налогом.
При выдаче неденежного приза НДФЛ исчисляется в том же порядке, что и при выплате денежного.
Промоакции
Без сомнения, расходы на проведение промоакции носят рекламный характер. Поэтому они учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Некоторые специалисты считают, что размер признаваемых в целях налогового учета расходов зависит от того, как осуществляется промоакция. К примеру, если промоакция проводится в рамках проведения выставки (ярмарки), то все затраты (в том числе и на промоакцию) не подлежат нормированию и в полном объеме списываются как расходы на участие в выставках (ярмарках). А если промоакция осуществляется как самостоятельное мероприятие (например, в торговом зале розничного магазина), все расходы на ее проведение нормируются.
Налоговые органы придерживаются иной точки зрения. Где проводится рекламная акция, значения не имеет. Расходы на ее проведение в любом случае принимаются в пределах норматива.
Иногда организатор промоакции проводит это мероприятие на арендуемых площадях. В этом случае сумма арендной платы подлежит включению в состав рекламных расходов на проведение промоакции и подлежит нормированию. Если же площадь и необходимое оборудование для проведения промоакции предоставлены организатору этого рекламного мероприятия бесплатно, у него возникает доход в виде безвозмездно полученной услуги.
Предположим, для проведения промоакции привлечена сторонняя организация. В этом случае документальным подтверждением расходов служит договор, накладная по форме № ТОРГ-12 2 с пометкой «на промоакцию», акт выполненных работ или отчет о проведенной промоакции с указанием количества израсходованных товаров. Стоимость израсходованных товаров признается в составе расходов на основании акта (отчета) организации, оказавшей услугу по проведению промоакции.
При проведении промоакции у организатора возникает объект налогообложения по НДС. Подтверждение тому — подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ. В нем сказано, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе облагается НДС. А вот объекта налогообложения по НДФЛ не возникает, так как отсутствует факт передачи товаров конкретному лицу.
Распродажа
— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
— потерей качества или иных потребительских свойств товаров;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
— маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
Рекламная акция, в частности распродажа, как правило, имеет своей целью достижение именно таких результатов.
Размер скидок, устанавливаемых на период распродажи, должен быть документально зафиксирован, то есть отражен в программе рекламной акции.
В целях исчисления НДС и для целей налогообложения прибыли выручка от распродажи товаров по сниженным ценам отражается исходя из цены со скидкой. Это следует из пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 249 НК РФ.
Распространение рекламных листовок
Данная точка зрения представляется ошибочной. Список адресатов формируется путем случайной выборки из баз данных, и принцип неопределенности круга лиц при этом не нарушается. Например, при рассылке рекламных листовок людям, чьи фамилии начинаются на буквы от «а» до «в», или тем, кто проживает в каких-то конкретных районах города. По сути, такое распространение (между случайно выбранными лицами) является распространением среди неопределенного круга лиц. Стало быть, расходы на почтовую рассылку являются расходами организации на рекламу и учитываются для целей налогообложения прибыли.
Что касается раздачи рекламных листовок в общественных местах, это однозначно реклама.
Обратите внимание: расходы на изготовление распространяемых рекламных материалов (каталогов, брошюр, листовок и др.) не нормируются. К таким расходам, например, относится стоимость услуг типографии и разработчиков макета. А вот расходы на почтовые услуги, зарплату распространителей, расходы на транспортировку этих рекламных материалов можно учесть для целей налогообложения только в пределах норматива. Это следует из буквального прочтения пункта 4 статьи 264 НК РФ. Иными словами, расходы, произведенные в рамках одного рекламного мероприятия, могут учитываться по-разному.
Все расходы по изготовлению и распространению рекламных листовок должны быть документально подтверждены. Если изготовление и распространение осуществлялись собственными силами организации, подтверждающим документом может служить отчет ответственного должностного лица (отдела). К отчету прикладываются первичные документы, подтверждающие расходы (услуги почты, фактический расход материалов, зарплату распространителей и т. д.). Если к изготовлению и распространению рекламных листовок привлекалась сторонняя организация, документом, подтверждающим расходы, является акт о выполнении работ. И в том и в другом случае расходы на изготовление рекламы принимаются для целей налогообложения прибыли в полном объеме, а расходы на распространение — нормируются. Поэтому в акте о выполнении работ их целесообразно указывать отдельно.
Реклама длительного действия
Рекламные слоганы, видеоролики и радиозаписи — это, безусловно, результаты интеллектуальной деятельности. И, как правило, у организаций-рекламодателей есть исключительные права на использование этих объектов. Однако в большинстве случаев срок их полезного использования меньше одного года. Поэтому случаи, когда такие объекты являются нематериальными активами, в данной статье рассматриваться не будут.
При использовании рекламы длительного действия важно правильно определить момент признания расходов в целях налогообложения прибыли. Поскольку организация использует такую рекламу длительное время, расходы на ее изготовление, размещение и иные связанные с ней расходы для целей налогообложения прибыли признаются постепенно в течение соответствующих периодов. Это следует из пункта 1 статьи 272 НК РФ. В нем сказано, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
В бухгалтерском учете, так же как и в налоговом, расходы признаются в течение нескольких периодов. Первоначально вся сумма расходов на рекламу длительного действия отражается на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем ежемесячно списывается на счета учета затрат.
«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), использованным для такой рекламы, можно принять к вычету в полном объеме в тот момент, когда эти товары (работы, услуги) учтены на счете 97 «Расходы будущих периодов». Основание — пункт 1 статьи 172 НК РФ.
ПРИМЕР 2
Организация заключила договор о создании и трансляции видеоролика по телевидению в течение пяти месяцев.
Расходы на создание ролика составили 41 300 руб., в том числе НДС 18% — 6300 руб. Акт о выполнении работ по созданию ролика стороны подписали в августе 2004 года.
Стоимость трансляции ролика в течение одного месяца — 11 800 руб., в том числе НДС 18% — 1800 руб. Акты об оказании услуг стороны подписывают ежемесячно, начиная с сентября 2004 года.
В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующим образом:
в августе 2004 года
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 41 300 руб. — оплачены услуги по созданию ролика;
ДЕБЕТ 97 КРЕДИТ 60
— 35 000 руб. (41 300 руб. – 6300 руб.) — отражены затраты на создание ролика в составе расходов будущих периодов;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 6300 руб. — выделен НДС со стоимости ролика;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 6300 руб. — принят к вычету НДС со стоимости ролика;
ежемесячно с сентября 2004-го по январь 2005 года
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 97
— 7000 руб. (35 000 руб. : 5 мес.) — списаны на рекламные расходы затраты на создание ролика;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены услуги по трансляции;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.) — включена в рекламные расходы стоимость трансляции видеоролика;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — выделен НДС со стоимости услуг по трансляции;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — принят к вычету НДС со стоимости услуг по трансляции.
Расходы на создание и трансляцию ролика по телевидению относятся к ненормируемым рекламным расходам (п. 4 ст. 264 НК РФ) и признаются в налоговом учете полностью.
Как и в бухгалтерском, в налоговом учете стоимость ролика организация включает в состав рекламных расходов постепенно — по 7000 руб. в месяц (35 000 руб. : 5 мес.). Стоимость услуг по трансляции ежемесячно включается в расходы на рекламу в размере 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.).
Налог на рекламу
В целях освоения новых рынков сбыта организации проводят рекламные акции в «чужих» регионах. Для этого привлекаются местные рекламные агентства. В подобной ситуации могут возникнуть проблемы с уплатой налога на рекламу.
В некоторых регионах рекламодатели переводят сумму данного налога на счет рекламораспространителя (рекламного агентства). Последний, в свою очередь, уплачивает налог в местный бюджет. В этом случае рекламное агентство признается налоговым агентом. В других регионах налог на рекламу платят сами рекламодатели по месту своего нахождения. Фактически получается, что при наличии одного объекта налогообложения (стоимость рекламных услуг) и одного налогоплательщика (рекламодателя) сумма налога перечисляется дважды: в бюджет по месту проведения рекламных мероприятий и в бюджет по месту регистрации организации-рекламодателя.
Двойное налогообложение одного и того же объекта недопустимо. Налог на рекламу должен уплачиваться единожды — в бюджет муниципального образования по месту регистрации организации-рекламодателя. Объясним почему. Как уже отмечалось, налог на рекламу относится к местным налогам. Его плательщиками являются рекламодатели. Следовательно, он должен уплачиваться в бюджет по местонахождению рекламодателя.
Может ли рекламодатель, уплатив налог на рекламу через рекламораспространителя в другом регионе, не уплачивать налог повторно по месту своего нахождения? Нет, не может. Он должен перечислить налог в «свой» бюджет, если этого требуют нормы местного законодательства. Избежать двойного налогообложения и вернуть налог, уплаченный в «чужой» бюджет, можно, но, исходя из практики, только в судебном порядке.
В налоговом учете в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ можно учесть только один налог на рекламу — тот, что уплачен в соответствии с местным законодательством муниципального образования, в котором зарегистрирован рекламодатель. «Второй» налог на рекламу, уплаченный в «чужой» бюджет, в целях налогообложения прибыли признать нельзя.
[2] Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
[3] Закон полностью утрачивает силу с 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах».
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее