Прометей о чем мультик
Прометей (мультфильм)
Виолетта Колесникова
Валентин Кушнерев
и др.
Виктор Шевков, Николай Фёдоров, Ольга Орлова, Валентин Кушнерев, Владимир Шевченко, Виолетта Колесникова, Олег Сафронов
Содержание
Сюжет
История о титане Прометее, который похитил с Олимпа огонь для людей и был за это сурово наказан Зевсом: друг Прометея кузнец Гефест вынужден был приковать его к скале, и каждый день, прилетавший с Олимпа орёл, клевал восстанавливающуюся за ночь печень Прометея. Но муки Прометея не были напрасными — люди сохранили его священный подарок.
Отличия от мифа
Создатели
Издание на Видео
В 1980-е годы в СССР мультфильм выпускался на VHS изданием «Видеопрограмма Госкино СССР». В России в 1990-е годы выпущен кинообъединением «Крупный план» на VHS, с середины 1990-х — на компакт-дисках Video CD в сборнике вместе с мультфильмами «Возвращение с Олимпа», и «Геракл у Адмета».
Ссылки
Геракл (категория) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Древнегреческая мифология | |||||
Двенадцать подвигов | Немейский лев • Лернейская гидра • Керинейская лань • Стимфалийские птицы • Эриманфский вепрь • Авгиевы конюшни • Критский бык • Кони Диомеда • Пояс Ипполиты • Коровы Гериона • Яблоки Гесперид • Кербер | ||||
Другие подвиги | Алкионей • Антей • Ахелой • Бусирис • Гиппокоонт • Еврипил • Еврит • Как • Керкопы • Литиерс • Молиониды • Несс • Силей • Феодамант • Эрик | ||||
Родственники | Зевс • Амфитрион • Алкмена • Мегара • Алкиды • Деянира • Омфала • Геба • Гераклиды | ||||
Соратники Геракла | Абдер • Адмет • Гилас • Иолай • Кеик • Кротон • Молорх • Теламон • Фол • Эгимий • Эон | ||||
Геракл в мультипликации |
| ||||
Герои древнегреческих мифов |
Полезное
Смотреть что такое «Прометей (мультфильм)» в других словарях:
Прометей (значения) — Прометей в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. Прометей (издательство) московское издательство. Прометей (космическая программа) программа НАСА, предусматривающая разработку ядерной двигательной установки для … Википедия
Прометей и Боб — Prometheus and Bob Tapes Тип Пластилиновая анимация Жанр Комедия,фантастика Создатель Коут Зеллес … Википедия
Рикки-Тикки-Тави (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рикки Тикки Тави (значения). Рикки Тикки Тави … Википедия
Аргонавты (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Аргонавты (значения). Аргонавты Тип мультфильма рисованный … Википедия
Возвращение с Олимпа (мультфильм) — Возвращение с Олимпа Тип мультфильма рисованный Жанр древнегреческая мифология Режиссёр Александра Снежко Блоцкая Автор сценария … Википедия
Верлиока (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Верлиока (значения). Верлиока Верлиока … Википедия
Дракон (мультфильм) — Дракон Тип мультфильма рисованный Жанр Сказка Режиссёр Александра Снежко Блоцкая Автор сценария Радий Кушниров … Википедия
Персей (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Персей (значения). Персей … Википедия
Гуси-лебеди (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гуси лебеди (значения). Гуси лебеди … Википедия
Янтарный замок (мультфильм) — Янтарный замок Тип мультфильма рисованный Режиссёр Александра Снежко Блоцкая Автор сценария Р. Янушкевич Роли озвучивали … Википедия
Советский мультфильм «Прометей» на основе древнегреческих мифов
22 сент. 2020 г., 14:49
Мультфильм «Прометей» стал последним в «античной серии» работ «Союзмультфильма». Это история о титане, который похитил с Олимпа огонь для людей и был за это сурово наказан Зевсом. Подробнее познакомиться с сюжетом и фактами о «Прометее», смотреть онлайн который можно на сайте Okko, поможет статья, подготовленная при поддержке этого сервиса.
Краткий сюжет мультфильма «Прометей»
Он рассказывает кузнецу о том, что научил людей обрабатывать камень и теперь они могут выдалбливать из бревен лодки и охотиться на животных.
Кузнец, выражающий волю Зевса, против этого, потому что, если люди получат огонь, они сами станут подобны богам, а этого допускать нельзя. Гефест демонстрирует охранные способности своего стража и сам от него страдает: захват Воина настолько крепок, что даже бог не может выбраться из него без помощи.
Бронзового Воина помещают у огня несмотря на протест Прометея. Тот же вновь задумывается о печальной участи людей и, обманув стража, крадет для них огонь. Первым пустой пьедестал увидел Гефест.
Прометей в это время раздал людям почти весь огонь. Гефест и его спутник видят, что костры теперь горят повсюду. Орел безуспешно пытается затушить их и, совсем отчаявшись, молит Зевса о помощи.
Разгневанный верховный бог насылает на землю потоп, затушивший сразу все костры.
Прометей сохранил один лепесток божественного огня и, хотя тот делал его неуязвимым, отдал его людям и добровольно отправился за Гефестом и Орлом. Гефест, помня о дружбе с Прометеем, избирает для него самое мягкое наказание, приковав титана к скале.
Гибель Прометея, однако, не стала напрасной. Люди запомнили подарок титана, сохранив огонь.
Как создавался мультипликационный фильм
Мультфильм является частью серии экранизаций античных мифов, адаптированных для детей.
Из-за этого изначально сложные, многослойные древнегреческие сюжеты было необходимо упростить, лишая их кровавых, чересчур трагических или сложных подробностей.
Было принято решение также объединять разные истории.
Режиссер и съемочная группа
Эта работа стала последней для Александры Снежко-Блоцкой, режиссера серии античных сюжетов, среди которых были:
Ее работы не ограничиваются античной тематикой. Она принимала участие в съемках самых разных мультфильмов и кинофильмов для детей, таких как «Баранкин, будь человеком».
Другие участники съемочной группы:
Отзывы критиков
Хотя сюжет мультфильма был изменен, он напоминает критикам и зрителям о вечных ценностях: стремлению к свободе и справедливости. Создатели анимации ярко и понятно изобразили персонажей мифологии, которые были непривычны для юных зрителей того времени.
Интересные факты о мультфильме «Прометей»
В оригинальном мифе не было сюжета о потопе, его взяли из легенды о Девкалионе, сыне Прометея.
antonisakov
Кормление в стойлах они введут вместе с просвещением.
«Я хотел помочь людям!»
У «Союзмультфильма» есть серия потрясающих мультфильмов по мотивам древнегреческих мифов, снятых режиссером Александрой Снежко-Блоцкой. Совершенно по-особому трактуемые ею античные сюжеты (несмотря на кажущуюся простоту и незатейливость изложения), насыщены глубокими, отнюдь не примитивными смыслами и ценностями. Из этой серии два моих любимых фильма – «Прометей» и «Возвращение с Олимпа». Что характерно, и в том, и в другом в числе героев фигурирует Прометей.
Фильм «Прометей» зацепил меня еще в далеком детстве. Мне было лет шесть. Я первый раз в жизни попала в планетарий. И в программе представления был показан то ли сам мультфильм, то ли его фрагмент. В этом возрасте я была особенно чувствительна к пафосу самопожертвования ради других. Поэтому из всей программы запомнила только Прометея с его огнем. «Возвращение с Олимпа», напротив, мне привелось посмотреть лет двадцать спустя, когда я уже переболела и бунтарством молодости, и сопутствующими ему нигилизмом, цинизмом и либерализмом. Меня поразило то, насколько на самом деле взрослым и осмысленным является этот мультик для детей. И струны, задетые когда-то в шестилетнем возрасте, вновь зазвенели.
На этом фоне совершенно не удивительно, что обращение к прометеевской тематике в серии статей С. Кургиняна «О марксизме и коммунизме» буквально приковало мое внимание и в некотором смысле заставило трепетать. Те смысловые слои, которые он вскрывает один за одним, заставляют совершенно иначе смотреть на этот, казалось бы, простой и незамысловатый мифический сюжет. Сюжет, по-прежнему острый и актуальный для всех нас.
Читая этот цикл, я вновь пересмотрела фильмы Снежко-Блоцкой. И теперь многие, казалось бы, незначимые детали заиграли совершенно другими красками.
В мультике «Прометей» есть удивительные моменты. Например, когда Прометей приходит к своему другу Гефесту и рассказывает о том, что научил людей обрабатывать камень, тот только смеется и демонстрирует свое, божественное произведение – голема-охранника Зевсового огня. Однако в ответ на реплику о том, что Зевсов огонь нужен на земле, Гефест удивляется, мол, кому? «Людям! – восклицает Прометей, – Он согрел бы им землю, зажег их сердца, осветил бы их мысли. Ведь если люди получат священный огонь, они будут подобны нам, богам!» На что Гефест отвечает: «А кто тогда отличит богов от людей? Представляешь, какая будет путаница! Эээ, нет уж!»
То есть, здесь, уже с самого начала, очевиден не прямой, а именно метафорический смысл божественного огня, хотя в мультфильме люди используют его и для приготовления пищи, и для обогрева.
Как отмечает С. Кургинян (следуя пути, намеченному некогда философом Лафаргом, другом, родственником и горячим сторонником Маркса), огонь, выкраденный Прометеем, вовсе не был обычным огнем. И миф рассказывает вовсе не о том, как титан научил людей его добывать. Прометеев огонь – это некая священная субстанция, символизирующая появление культуры (интересно, что в мультфильме люди, получившие огонь, начинают рисовать и писать), отделение человека от природы, преодоление им звериного индивидуализма. Причем это преодоление осуществлялось за счет приобретения первичной социальности, выраженной в первобытной коммунистичности. Что Прометей, принадлежа к древней, доолимпийской генерации богов – титанов – символизирует собой ту самую эпоху первобытной коммунистичности. Тогда как Зевс – глава олимпийцев – эпоху появления частной собственности, вновь вернувшей силу тому первичному, звериному индивидуализму.
«Знаем мы этих титанов! – говорит орел Зевса, отмечая тот факт, что один из лепестков божественного огня Прометей оставил себе, а потому стал неуязвим для божественной кары, – жесты, подвиги! А себя не забывают!» Здесь интересно, что косвенно как раз как бы дается характеристика доолимпийской генерации богов: «жесты, подвиги…»
В своих статья Кургинян частично вскрывает еще один смысловой слой прометеевого огня, проводя параллели между ним и между бессмертной душой человека. Что человек становится человеком с обретением этой души (и в этом контексте сразу вспоминается, что знание человека о собственной смертности составляет одно из сущностных его свойств). Что в дальнейшем, с появлением различных форм эксплуатации людей (прежде всего, рабовладения), происходило как бы лишение большинства людей этой бессмертной души – таковая оставалась только у господ (=богов). И что стремление к преодолению эксплуатации – это есть стремление «вернуть огонь людям».
Приковывая друга, Гефест просит прощения, оправдываясь, что его заставили (в том числе, напомнив ему о том, как он однажды был сброшен Герой с Олимпа) это сделать. На что Прометей ему отвечает: «Мне лучше быть вот так прикованным к скале, чем быть у Зевса рабом». В целом, бунт титана против олимпийцев является так же одним из основных лейтмотивов «Прометея прикованного» у Эсхила. Хотя в мультфильме Снежко-Блоцкой этот бунт замешан не на «историческом» противостоянии титанов и олимпийцев, а именно на идейной основе.
Преемником этого бунта и становится Геракл – главный герой мультфильма «Возвращение с Олимпа». По сюжету, Геракл, будучи введенным за свои подвиги в ранг богов и вознесенный на Олимп, сильно скучает по земле и просит Зевса ненадолго его отпустить. Зевс дает своему сыну время до рассвета. Тот приходит в свое святилище, где изображены все его великие подвиги, и вспоминает прошлое в сопровождении всё того же орла Зевса. В полемике с орлом, настаивающем на необходимости быть покорным богам, Геракл заявляет о том, что самым великим его подвигом было освобождение Прометея – вопреки этой самой божественной воле. Далее вспоминает детали этого подвига. В этих воспоминаниях, разорвав цепи, сковывавшие титана, Геракл спрашивает его: «Ты украл и отдал людям божественный огонь. Где он?» И Прометей указывает Гераклу на грудь. В этот момент главный герой как бы ощущает этот огонь в себе. Оживив эти воспоминания о Прометее и об огне в сердце, Геракл, собираясь вернуться на Олимп, видит, что земля по-прежнему стонет от гнета зла, что этот божественный огонь по-прежнему нужен ей.
Причем совершенно интересны те образы, которые предстают перед ним. Например, он видит воскресшую Гидру. Гидра ползет по земле, принося разрушения и страдания, а затем превращается в свастику. Геракл лицезреет стимфалийских птиц, поражающих людей внизу своими медными перьями. И птицы эти оказываются самолетами, сбрасывающими бомбы. Он видит, как солдат избивает прикованного чернокожего человека и сетует на то, что еще много грязи надо смыть с Земли. Под впечатлением от этих картин и внутренне бунтуя против воли богов (при этом, по сюжету, и жалость к людям, и нежелание подчиняться воле сильных исходят именно от прометеевого огня в груди Геракла), герой отказывается возвращаться на Олимп и остается с людьми. «Пойми, чего ты лишаешься! Ты бог!» – восклицает орел. «Я человек! – гордо отвечает Геракл, – я иду к вам, люди!»
Примечательно, что по ходу сюжета Гера, возмущаясь тем, как Зевс потворствует прихотям Геракла, заявляет ему: «Он не твой сын! Он не похож на тебя! Зачем ты сделал его богом?!» И громовержец на это отвечает: «Потому что как человек он опасен!»
В серии статей «О марксизме и коммунизме» Прометей отождествляется с Марксом. Причем, это отождествление очень скрупулезно обосновывается и рассматривается с самых разнообразных углов, вовлекая самые разные эпохи. И в контексте этого литературного цикла, совершенно иначе начинаешь воспринимать Геракла из «Возвращения с Олимпа». Здесь он – преемник Прометея, который, как становится ясным по сюжету, перенимает у него эстафету в XX веке. То есть, по сути, – большевики, подхватившие марксовы идеи и выстроившие на их основе великое государство, не похожее ни на что, существовавшее ранее. И Прометей, и Геракл, символизируют элиту служения, воспылавшую жалостью к людям и горячим желанием вернуть им огонь, их бессмертную душу, то есть обеспечить равенство богов и людей.
Простой пафос двух мультфильмов совсем не так прост. Да, они получились идеологизированными и политизированными, но от этого отнюдь не потеряли своей ценности, а приобрели ее. Вполне возможно, что режиссер совсем не намеревалась вкладывать в свои сюжеты все те смыслы, о которых я здесь написала. Но настоящий художник практически никогда не вкладывает эти смыслы осознанно. Он передает их по другим каналам, зачастую минуя логическое осмысление собственного творчества.
Горьким осадком после всей этой истории становится осознание того, что, в силу каких-то причин, огонь был потушен. Причем, задолго до разрушения СССР. И в каком-то смысле жизненно важным вопросом для нас сегодня является вопрос о том, возможно ли его снова разжечь. И кто (или что) является носителем тех последних лепестков этого огня, от которых снова можно было бы распространить пламя, поделившись им с каждым?
Прометей: В бесконечных поисках Создателя…
Несмотря на кое-какие глуповатые моменты фильм мне очень понравился. Есть в нем что-то такое, что дает повод серьезно задуматься. Потому без долгого предисловия сразу перейду к делу. Для начала несколько слов о сюжете.
Межзвездная экспедиция
Начинается все на берегу огромной реки. Человек громадного роста стоит на обрыве и пьет какую-то жидкость. После чего в его теле происходят необычные изменения, оно полностью разрушается и гигант погибает. Затем действие перемещается в будущее в 2089 год. В горной местности исследователи находят нечто необычное. В пещере на скале они видят наскальный рисунок, который дает толчок для межзвездной экспедиции.
Спустя еще несколько лет в 2093 году корабль «Прометей» летит в космическом пространстве. Его команда спит и только биоробот Дэвид бодрствует. Время свое он проводит с пользой: занимается спортом, изучает иностранные языки и считывает воспоминания главной героини. Именно эти воспоминания и дают ему возможность поближе узнать Элизабет Шоу.
Но вот приходит время всем просыпаться и только теперь члены команды могут узнать, куда они летят, зачем и кто за этим стоит. Экспедицию финансирует большая компания, а летят они в далекую звездную систему на единственную планету, которая пригодна для жизни. Это та самая планета, которая много раз повторяется в рисунках разных народов.
Один из таких рисунков и нашли наши ученые в той самой пещере. По словам докторов Шоу и Холлоуэй, на этой планете живут гиганты, Создатели людей. И наши герои таки найдут своих прародителей, вот только встреча эта будет совсем не радостной.
Кто послал экспедицию?
Питер Вэйланд – такой себе богатый старикан, который мечтает о бессмертной жизни. О Дэвиде он отзывается с теплотой, называет почти своим сыном, и тут же пренебрежительно замечает, что тот не может оценить многих вещей, ибо не имеет души.
Дэвид слушает все это не моргнув глазом. Хотя мне кажется, уже на тот момент, Дэвид понимал, о чем идет речь. И кстати, Вэйланд перед смертью подтверждает, что не у всех есть шанс к бессмертию даже после смерти. не потому, что нет послесмертного существования, а потому что некоторые и вправду растворяются в небытие. А почему это уже другой вопрос.
Они знали, на что идут…
Капитан. Хоть у него и незначительная роль в этой истории, но она одна из самых главных. Он такой себе весельчак, заботится о членах команды. Но когда речь зашла о жизни и смерти, он без колебаний выбрал второй вариант. Мне кажется, он поступил бы так, даже если бы на борту была вся команда в сборе.
Ни малейших сомнений, никакого страха, только четкая уверенность в том, что он не может позволить какой-то заразе уничтожить Землю. Да и его помощники-пилоты оказались настоящими героями. Не особо размышляя, тут же ринулись в бой. Наверное, в такие команды подбирают если не смертников, но что-то около того.
Аналогично поступил и Чарли Холлоуэй. Понимая, что внутри него сидит и развивается какая-то зараза, он предпочел умереть. Хотя доктор Шоу была сильно против. И да, сама Шоу совсем не рада своей беременности. Хотя еще несколько часов назад сожалела, что не способна забеременеть. Но родить неведому зверушку? Одного я не поняла, зачем Дэвид снял с нее крестик?
Слишком умный робот
Дэвид – робот-андроид с высоким интеллектом. Наверное, слишком высоким, ибо он действует сам по себе и следует не только предписаниям людей, но и своим собственным. Понравился эпизод, в котором Чарли спрашивает, зачем Дэвиду скафандр, ведь он даже не дышит. На что тот отвечает, если он будет ходить без скафандра, то люди будут чувствовать себя некомфортно.
Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера, конечно же, красавчик. После новых «Людей Х» я вообще очень трепетно отношусь к этому актеру. Собственно, именно Дэвид притащил заразу на борт корабля и заразил Чарли. Последнего кстати, играет Логан Маршалл-Грин из недавнего фильма «Апгрейд». Зачем ему это было нужно? Скорее всего, чистое любопытство.
Свобода нужна всем…
Вообще, сущность Дэвида раскрывается в его диалоге с Шоу. Она спрашивает, что с ним будет, если некому будет его программировать? На что андроид со свойственным ему бесстрастием отвечает: я стану свободным. И добавляет: с другой стороны, все дети хотят, чтобы их родители умерли.
То есть, Дэвид видимо, давно задумывался над тем, как освободиться от своих хозяев. И самое интересное, что являясь нестареющим и относительно бессмертным, он вполне мог дождаться того момента, когда его некому будет контролировать. И да, ему это удалось даже раньше, но об этом расскажет уже второй фильм «Чужой: Завет».
Гиганты и их роль
А теперь гиганты. Высшая раса с высокими технологиями. Их ДНК и вправду очень похоже на наше. Не исключено, что мы произошли от них. Но что означает эпизод в начале? Видимо, гигант растворился, чтобы создать нашу жизнь.
Что же это была за дрянь, которая заставила их бежать как от огня? Зачем они ее создали? Чем не угодило человечество, что они решили его уничтожить? Если бы не команда «Прометея», если бы они не зашли в тот законсервированный зал, если бы от их присутствия не изменилась атмосфера в той таинственной лаборатории, зараза спала бы себе до скончания веков.
А вот пульт управления кораблем – это нечто. Управление при помощи звуков, вот это технологии, нам такие и не снились. Я, правда, не поняла, что за голограммы, которые сохраняют и отражают события прошлого много лет, видимо, сотен, а может и тысяч спустя.
Пора задуматься…
Собственно, эта фантастическая идея о том, что мы произошли от этих гигантов, вполне может быть правдивой. Ну, вы же в курсе, что обезьяны совсем не наши предки. Более того, по всей вероятности, все с точностью до наоборот. Это обезьяны – потомки людей. Не нас, конечно, но явно человеческой расы, которая умудрилась полностью деградировать.
Мы точно произошли от каких-то пришельцев, остается вопрос – от каких и почему от нас все это так хорошо скрывают. Увы, судя по фильму мы, люди, чем-то сильно провинились перед Создателями. Потому-то они и решили очистить планету. И это хорошее предупреждение для нас. Пора задуматься…
И еще один диалог между Дэвидом и Чарли. Андроид пытается понять, зачем люди хотят узнать, кто и зачем их создал. Потому спрашивает: «а зачем вы, люди, создали меня?». Ответ: «потому, что могли». И шедевральная обратка от Дэвида: «наверное, вы будете разочарованы, если услышите это от своих Создателей».
Чужие наши братья?
В общем, фильм явно содержит больше, чем показывает основная картинка. Ну, или его создатели хотели показать нечто большее, чем можно догадаться с первого просмотра. Но таки да, те самые чужие, о которых сняли целую серию фильмов, судя по кино, являются нашими братьями. Если не по разуму и крови, то по ДНК точно.
Ибо первый чужой родился из тела гиганта, а они являются нашими прародителями. Так что, у нас с этими черными и склизкими существами гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Хотя праматерью чужих должна была стать Элизабет Шоу, к счастью, она от такой чести отказалась. А напоследок интересное видео, которое объясняет смысл фильма.
Скрытый смысл
Анализ фильмов и философская пропедевтика
Вы здесь
Смысл фильма «Прометей» (2012)
В ожидании выхода фильма Ридли Скотта «Чужой: Завет» предлагаю освежить в памяти содержание фильма «Прометей» и поискать там скрытые смыслы.
Сформулировать основную идею, которую Ридли Скотт выразил в «Прометее», довольно просто, это будет звучать как-то так:
«Нет никаких богов, которые когда-то создали человека. Нет никакого Рая как места блаженства, куда уходят души умерших. Человечество – результат биологического эксперимента другой цивилизации. Наши создатели совсем не благи с человеческой точки зрения, у них нет схожих моральных принципов, и они не собираются отвечать нам на наши вопросы. Те, кого люди почитали как богов – такие же смертные, как и мы. А Рай – это планета, с которой они пришли.»
В своем фильме Р. Скотт нарисовал довольно пессимистичную и мрачную картину, в которой нет места нашим привычным культурным ценностям — уникальности личности, приоритету творчества над разрушением. Во вселенной «Прометея» всё существует с точностью до наоборот.
«Это цивилизация, но в ее основе лежат совсем нецивилизованные порядки».
Любая культура и цивилизация имеет определенную коллективную установку сознания, которая является доминирующей. Другие, альтернативные установки вытесняются, образуя коллективную Тень. Фильм «Прометей» является ничем иным, как выражением тени нашей культуры. Культуры, вобравшей в себя наследие античности и христианства.
Центральная идея нашего мировоззрения — это уникальность и ценность человеческой личности.
Соответственно, обратной, теневой стороной этой идеи будет представление об индивиде как о чем-то неценном, как о расходном материале. Сцена самопожертвования Инженера говорит именно об этом: в цивилизации Инженеров индивид является биоматериалом для будущих живых организмов.
В фильме присутствует отсылка к значимому для нашей культуры образу распятого Христа. Ему в цивилизации Инженеров противопоставляется образ распятого чужого. Хотя значение этой картины остаётся неясным, но ассоциация возникает вполне определенная: если люди поклоняются Христу как воплощенному благу, то Инженеры, вероятно, поклоняются чужому, который с нашей точки зрения является воплощением зла.
Таких намеков на перевернутые культурные стереотипы в фильме очень много.
По библейской легенде, Ева была создана из ребра Адама. По мысли авторов «Прометея», для создания Дэвида использовалась ДНК Мэридит Виккерс.
Корабль прибывает на планету в Рождество, и капитан наряжает елку – символ Древа жизни. Но в этом теневом мире праздник жизни превращается в торжество смерти.
«я хочу открыть подарки» 26:43
Они хотели открыть Рождественские подарки, а открыли ящик Пандоры (со всеми человеческими несчастьями). 26:43
Творчество во вселенной «Прометея» связывается с необходимостью разрушения.
«Чтобы что-то создать, сначала нужно разрушить» 1:37:45
Это можно расценить как противопоставление библейской идее творения мира из ничто.
Процесс создания фантастического произведения – это не просто активизация творческого воображения, но и погружение в бессознательное. Если перед режиссером стоит задача шокировать или напугать зрителя, то он должен искать такие мотивы, которые являются непривычными для доминирующей установки сознания нашей культуры. Следовательно, он должен погрузиться в наше культурное бессознательное, в тень, и вытащить оттуда содержания, которые мы вытесняем, и которые поэтому пугают нас или, по крайней мере, вызывают дискомфорт.
«я хочу вас напугать»
Мотивы встречи с создателями
Основная направленность действия персонажей выражена в первой части слогана фильма: «Они искали колыбель человечества…»
Давайте выясним мотивы, по которым персонажи отправляются в путешествие для встречи с создателями.
В чем смысл поиска колыбели человечества? Для чего нужно встречаться с создателями?
«Узнать, зачем они нас создали»
— такой ответ слишком поверхностен и указывает на простое любопытство.
На самом деле, у персонажей фильма есть более весомая мотивация. В фильме мы обнаруживаем четыре варианта:
Вейланд. Уверен, что он принес свой плод в этой жизни — у него второй вариант мотивации. Он собрал в своих руках огромные ресурсы и собирается их преумножить. Но его рост сдерживают культурные и биологические ограничения, и он хочет, чтобы создатели освободили его от них. Поэтому третий вариант мотивации – освобождение от ограничений и предписаний – у него тоже присутствует.
В итоге он сам становится жертвой того, чего желал: гибнет от силы, которую не сдерживают рамки морали.
Холлоуэй
«свергнуть все религии».
Это самая настоящая воинствующая установка. Ее можно сформулировать как желание символического убийства создателей. Его как-то угнетает и беспокоит то, что в мире есть люди, верящие в богов, и он хочет освободиться от этого мучительного чувства.
Дэвид. Хотя этот андроид лишь выполняет то, что в него заложил Вейланд, у него есть и собственный тайный мотив встречи с создателями. Он хочет поглядеть на бессмертных, т.к. считает себя похожим на них. Но Инженеры разочаровывают его.
Остальные члены экипажа летят либо из-за чисто научного интереса, либо из корыстных соображений.
Создатели
Создатели, или инженеры, своим внешним видом и функциями напоминают античных греческих богов.
Иерархия «черная жижа – бог инженеров – инженеры – люди» напоминает фрагмент греческой теологии, в которой всё начинается с первобытного хаоса, а затем дифференцируется на различные силы природы.
Инженеры создают новые формы жизни из «черной жижи» и по сути, как и боги, являются оформляющими принципами, которые упорядочивают изначальный хаос. Их отличие от богов состоит только в их смертности.
С психологической точки зрения, они символизируют языческое религиозное мировоззрение, которое было вытеснено христианской культурой.
Основной конфликт
Если мир Инженеров представляет собой нашу культурную тень, то события, показанные в фильме можно истолковать как попытку нашего коллективного сознания выйти за границы культурных стереотипов, за которой следует неизбежная встреча с тенью. Соответственно, мы можем увидеть и возможный результат этой встречи, данный в символической форме.
Важно учитывать то, что в отличие от тех фантастических фильмов, где пришельцы первые вторгаются в наше пространство, т.е. бессознательное прорывается в сознание, в «Прометее» происходит наоборот: культурное сознание намеренно пробуждает «древнее зло» в своих личных интересах и провоцирует заражение сознательных функций содержаниями бессознательного.
Главные действущие лица — Вейланд, Дэвид и Элизабет Шоу — олицетворяют основные коллективные установки сознания.
Вейланд
Питер Вейланд — это доминирующая установка, основанная на мужском принципе. В его руках находятся все ресурсы, которые он направляет туда, куда считает нужным. Корабль создан на средства его корпорации, это значит, что именно этот принцип сознания даёт жизненную энергию для достижения цели.
Отсутствие у Вейланда жены, а также то, что он не любит свою дочь Меридит и не хочет передавать ей свою власть, указывает на то, что женское начало в данной культуре подавлено. Да и сам типаж Меридит Виккерс указывает на подавленную женственность, на ее захваченность мужским принципом.
Стареющий Вейланд хочет получить бессмертие; это означает, что данная культурная установка уже потеряла свою былую мощь, но все еще пытается бороться за свое доминирующее положение.
Дэвид
Олицетворяет чистый интеллект, рассудок, рацио. По идее, рассудок должен служить сохранению жизни человека, а значит, должен вовремя отключаться, давая приоритет жизненному инстинкту, но андроид – это рассудок, оторвавшийся от своего носителя, это отчужденный разум, это техника, которую отпустили на свободу.
Когда человек теряет связь с какой-либо функцией сознания, эта функция погружается в тень, в бессознательное, и начинает вести себя совершенно неожиданным образом. Именно поэтому в фильме Дэвид ведет себя двусмысленно и подвергает опасности жизнь людей.
Кстати говоря, сама идея восстания машин появляется в нашем культурном сознании именно по причине отчуждения рациональной функции и наделении ее чертами тени.
Потеря Дэвидом своего тела после встречи с Инженером означает, что он утрачивает свою самостоятельность и вновь подчиняется доминирующему сознательному принципу, которым теперь стала Элизабет Шоу.
Элизабет Шоу олицетворяет женский принцип. И установку сознания, основанную на иррациональных функциях, на вере и интуиции. Поначалу эта установка является неразвитой и подчиняется мужскому и рациональному принципу, но в итоге становится господствующей.
В финале фильма Шоу с головой Дэвида улетают на корабле Инженеров. То есть, женский принцип одержал верх, стал доминирующим и подчинил себе рацио. А свою жизненную энергию теперь получает из глубинных теневых слоев психики, которые символизирует корабль Инженеров.
Метаморфозы
Таким образом, содержание фильма «Прометей» можно истолковать как возможный сценарий развития нашей культуры, основанной на принципах патриархата и рационализма, и в которой религиозное сознание присутствует в основном в виде неясных интуиций.
Результат интеграции представляет собой уродливых и агрессивных монстров, с которыми сознание худо-бедно справляется при помощи подчиненной функции.
В конечном счете побеждает женское начало, доминирующей функцией сознания становится интуиция, подчиненной – мышление, а жизненная энергия черпается из источников, которые когда-то были подавлены.