Прометей бог чего в греческой мифологии
ПРОМЕТЕЙ (др.-греч. Προμηθεύς)
В древнегреческой мифологии титан, сын Иапета и океаниды Климены, двоюродный брат Зевса.
Имя Прометей переводится с древнегреческого как «предвидящий», «мыслящий прежде» (в противоположность имени его брата Эпиметея – «крепкий задним умом»). Прометей был сыном титана Иапета, брата Крона. По версии Эсхила, матерью Прометея была богиня правосудия Фемида, а согласно Аполлодору – океанида Асия. Его братьями были Атлант, Менетий и Эпиметей. Прометей был наделен даром предвидения.
В образе Прометея олимпийского периода греческой мифологии присутствуют черты архаического божественного покровителя племени. Возможно, в какой-то степени это связано с тем, что внук Прометея, сын Девкалиона и Пирры Эллин считается родоначальником греческих племен ионийцев и ахейцев.
Прометей не участвовал в титаномахии, выступал против насильственных действий титанов в отношении богов-олимпийцев и добровольно вступил в союз с олимпийцами, противопоставив себя остальным титанам.
Согласно ряду источников, Прометей создал первых людей, вылепив их из земли и воды, а Афина наделила их дыханием. Подобно богам люди были сотворены смотрящими в небо. По другой версии легенды, люди и животные уже были созданы богами в глубине земли, а Прометею и Эпиметею было поручено распределить способности к жизни на земле между ними. Эпиметей истратил все на животных, а люди остались беззащитными. Поэтому Прометей похитил для людей огонь, чтобы дать им возможность выжить.
Существует также миф о том, как Зевс, разгневавшись, уничтожил человеческий род, послав потоп. Но единственная пара, которую Зевс оставил в живых, – супруги Девкалион и Пирра, сын Прометея и дочь Эпиметея, сотворили новых людей, бросая камни себе за спину. Таким образом, Прометей, уже через сына, вновь принял участие в создании рода человеческого.
Прометею приписывают введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не куски мяса, а кости, покрытые жиром. Он разделил тушу быка, сложив в одну сторону съедобное мясо, которое скрыл шкурой, а в другую – кости, закрытые кусками жира, затем предложил Зевсу выбрать то, что тому более угодно. Зевс обманулся, выбрав кости, но сделал это намеренно, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В наказание за обман Зевс лишает людей огня. Тогда Прометей похитил огонь с Олимпа, спрятав его в полом стебле тростника, и передал людям.
Сюжеты мифа о Прометее – наказание и освобождение Прометея, орел, клюющий печень титана, Прометей, несущий людям огонь, сотворение человека – получили отражение в греческой вазописи, на помпейских фресках, римских светильниках, рельефах и геммах.
Прометей
Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». [6]
Содержание
Создание людей
Похищение огня
Наказание Прометея
В литературе и искусстве
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.340 Радт).
Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Название космического корабля «Прометей» в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).
Прометей бог чего в греческой мифологии
Семья и окружение
Супругой Прометея была океанида Гесиона, родившая ему Девкалиона, по-другому же варианту матерью Девкалиона была Пандора.
С Гефестом Прометея роднит их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей, а Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Есть сведения о том, что Прометей влюбился в Афину и именно за это был наказан, либо он был наказан потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в Тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе.
Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса, создания рода человеческого.
Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз, тем самым противопоставляя себя сородичам. Мудрость, полученную от своих прародителей, дерзость, граничащую с ловким обманом, он использует, покровительствуя роду людей, создателем которых он является.
Ряд источников утверждает, что Прометей самостоятельно вылепил первых людей из земли и воды (Аполлодор), да еще и создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Овидий), но сделал он это по воле Зевса. По Гесиоду Афина наделила первых людей дыханием.
Есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Эпиметею и Прометею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в том, что люди остались беззащитными, так он истратил все способности к жизни на земле на животных, Прометея это очень рассердило и он решил позаботиться о людях, не имеющих ни теплой шкуры, ни острых когтей.
Прометей, Федор Гордеевич Гордеев, 1769 год Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
Увидев, что человек «наг и не обут, без ложа и оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (то есть, вместе с огнём Прометей дарует людям технический прогресс). По Гесиоду Прометей скрыл искру огня в полом стебле тростника и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Есть версия, что Афина сама помогла Прометею заполучить огонь.
Согласно Эсхилу, «все искусства у людей от Прометея», он наделил разумом слепых и жалких людей, живших до того словно муравьи в пещерах. Он научил людей строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежду, считать, писать и читать, различать времена года, гадать и даже приносить жертву богам.
Нужно отметить, что о роли Прометея в культурном развитии человечества в ряде других источников даже не упоминается, в них начало государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом Прометей не мог, так этим умением обладал только Зевс. Не сумел он также вложить в людей стыд и правду, которые ввёл в людей Зевс через Гермеса. Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способностей предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей. Однако совершенствовать род людей Прометея Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Еще один миф рассказывает о том, как Прометей идёт на открытый обман Зевса, ради своих подопечных. Боги собрались в Меконе и стали решать какая часть животного должна доставаться богам, а какая оставаться людям. Тогда Прометей разделал тушу быка и сложил куски в две кучки, в одну кучу он положил съедобное мягкое мясо, накрыл его шкурой и дурно пахнущим желудком животного, а в другую кучу сложил кости и остальную требуху, прикрыв их кусками жира. После этого Прометей предложил самому Зевсу выбрать, что именно будет доставаться богам при жертвоприношении и Зевс выбрал кости и жир. Поняв, что он был жестоко обманут, Зевс отнял у людей огонь (Гесиод). С этих пор изменился порядок жертвоприношений, если раньше животное сжигалось целиком, то с этих пор сжигались только кости. В свою очередь Прометей обманом добывает огонь и Зевс наказывает Прометея.
Прометей прикованный Питер Пауль Рубенс, 1612 Художественный музей, Филадельфия, США |
Наказание было крайне жестоким. Зевс приказал Гефесту (или Гермесу по Гигину) приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде) или в Скифии. Прикованный Прометей был обречён на вечные муки, каждый день орёл Зевса прилетал, чтобы выклевать у Прометея печень, которая так же каждый день отрастала вновь. Эти муки продолжались на протяжении всего героического периода, Аргонавты, проплывая мимо Кавказских гор, слышали стоны Прометея. По разным источникам от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу).
В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору, созданную по воле Зевса. Перед тем, как отправить Пандору на землю, Зевс преподнёс ей в дар некий сосуд, названный «ящиком Пандоры». Пандора обладая скверным, капризным и крайне любопытным нравом, несмотря на предупреждение открыла сосуд, выпустив оттуда все беды, болезни и несчастья.
Кентавр Хирон, сын Кроноса, обладал бессмертием, поэтому когда он был ранен отравленной стрелой и страшно мучился от яда, не имея возможности умереть и сойти в Аид, он попросил Зевса отдать его бессмертие Прометею.
Имя, эпитеты и характер
Имя «Прометей» означает «мыслящий прежде» или «предвидящий», в противоположность ему имя его брата «Эпиметей» означает «мыслящий после» или «крепкий задним умом».
Прометей действует на заре олимпийского периода в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами новых времён». Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом. Древнее хитроумие Прометея приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс.
Прометей (Наказание титана) Тициан, 1548-1549 гг. Музей Прадо, Мадрид, Италия |
Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая однако важнейшими функциями для формирования олимпийской ступени мифологии. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий. Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва. Прометей заботился только о теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.
Культ и символика
Следы культа Прометею должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено Гефесту и Афине, но не Прометею. У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской Академии сохранился жертвенник Прометею, от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими.
В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях.
Гигин пишет о традиции по сжиганию печени жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью, вместо печени Прометея.
В искусстве и культуре
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» Прометей описывается как благодетель, сделавший возможными достижения человеческой цивилизации. Он также является действующим лицом сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)».
С наступлением ренессанса сюжет мифа о Прометее начинает пользоваться большей популярностью, он присутствует в поэзии Дж.Байрона, П.Б. Шелли, Н.П. Огарёва, Готье, в музыке Ф.Листа, А.Н. Скрябина и других.
В изобразительном искусстве известна скульптура Ф.Г. Гордеева «Прометей» 1769 года и картина Тициана «Прометей» 1548-1549 годов.
Статуя Прометея, выполненная из бронзы и покрытая позолотой, расположена в Нью-Йорке (США) в Рокфеллеровском центре. А в Сочи установлена статуя Прометея с оковами на руках, в том самом месте, где по легенде Зевс приказал его приковать.
В современности
В 1974 году студией Союзмультфильм была представлена мультипликационная лента «Прометей».
Прометеем было названо одно из древнейших деревьев в мире, относящееся к виду Сосна остистая межгорная. По оценкам Д. Грейбилла возраст дерева составлял 4 862 года, оно росло в штате Невада (США) вблизи горы Уилер-Пик. Было срублено в 1964 году в целях научных изысканий.
Прометей
Сегодня мы продолжаем наше знакомство с необычной, подробной и объемной греческой мифологией. Сегодня мы хотим обратиться к ее истокам, во времена, когда на Земле были только боги, когда только что прошла Титаномахия и когда богам не оставалось ничего, кроме как скучать. Но все это мы хотим рассказать в истории о Прометее, ибо этот титан незаслуженно забыт. А ведь именно благодаря Прометею люди выглядят так, как выглядят сейчас, а также имеют то, что имеют. Но не будем сильно забегать наперед и пойдем по порядку.
Рождение, детство и юность Прометея
Прометей был не единственным сыном в семье. У него было 3 брата – Атлант, Менетий и Эпиметей, которые также сыграют достаточно важную роль при создании будущего мира. Имя Прометей переводится, как «предвидеть» и «размышлять», и данными чертами юный бог овладел с детства. С юных лет Прометей выделялся среди своих сородичей состраданием и мудростью. Это и выделяло его среди других титанов, особенно отличался от него Эпиметей, который всегда сначала делал, а потом думал. Отличался Прометей и миролюбивым характером. В отличие от других Титанов, он не был сторонником насилия, всегда старался решать проблемы мудро и справедливо. Также с детства Прометей проявлял свой острый ум и хитрость, что впоследствии также скажется на некоторых его решениях, а также развили в нем способности к предвидению будущего.
Время шло, Прометей взрослел, но характер его не менялся. Юный титан видел, как его деда Урана сверг его дядя Кронос, который и сам, впоследствии, стал тираном. Шли долгие годы, пока Рея не обманула Кроноса, не подсунула ему камень, вместо Зевса. Возмужав, Зевс освободил съеденных братьев и сестер, после чего началась Титаномахия.
Прометей, обладая даром предвидения, узрел, что войну эту выиграют Зевс и его сторонники, а потому он примкнул к ним, как и некоторые другие титаны, а заодно и переманил своего брата Эпиметея. Но Атланта и Менетия он переубедить не сумел, за что те жестоко поплатились.
Во многом благодаря способности предвидения Прометея, благодаря его тактическим навыкам и знаниям, Зевс и одержал победу над Кроносом. Зевс стал верховным богом Олимпа, а все, кто ему противостояли, были наказаны.
Создание людей
Прошла Титаномахия, и боги заскучали. Шли годы, столетия, тысячелетия, а ничего нового и интересного не предвиделось. Скука богов стала невыносимой – им надоели и пиры, и празднества. И тогда решил Зевс что-то изменить, создать что-то новое и уникальное.
Тогда Зевс призвал Гефеста и попросил его, как великого мастера-кузнеца, сделать какое-то новое, невиданное дотоле существо. Гефест, также отличавшийся мудростью, созвал всех олимпийских богов воедино и сказал, что только с их помощью он сможет создать нечто новое и уникальное. Так на Земле появились люди и звери. Легенда гласит, что тела людей вылепил из земли (согласно другим источникам – из глины) сам Прометей, а Афина наделила их своим дыханием, создав, тем самым, человеческую душу.
Изначально боги создали исключительно только мужчин. Теперь богам предстояло решить, какими же свойствами будут обладать люди и звери. Собрали боги воедино все достоинства и недостатки и отдали их братьям-титанам Прометею и Эпиметею, чтобы они по совести распределили их между людьми и животными. Братья же решили, что Эпиметей будет отвечать за создание зверей, а Прометей – за людей.
Первым за дело взялся Эпиметей. Сразу выбрал он все лучшие качества и разделил их, между животными. Так, некоторые виды зверей получили огромную силу, другие – скорость, третьи – живучесть и т.д. Когда же за дело взялся Прометей, то он понял, что и добродетелей у него практически не осталось. Он высказал это брату и тот, задумавшись, признал его правоту, но делать было нечего, ибо все уже свершилось, и забрать назад хорошие качества было невозможно. Тогда Прометей обратился к Зевсу с просьбой дать людям огонь, чтобы немного «очеловечить» их, научить защищаться от зверей, чтобы они могли готовить себе пищу и т.д.
Задумался Зевс, но доводом двоюродного брата внял и согласился. Метнул он молнию в ближайшие деревья и огонь мигом разлился по земле. Людям оставалось лишь только собрать его и поддерживать, что они и сделали. Так начались золотые времена.
Первая выходка Прометея – обман Зевса
Шли годы, люди и боги жили в согласии и понимании. Однако однажды Зевс решил, что негоже простым смертным находиться за одним столом с бессмертными богами. Боги должны были указать людям на их место, «спустить их на землю», дабы они поклонялись богам, ибо люди постепенно начинали жить для себя, а не для богов. И показать он это решил особым способом.
Организовал он шикарный пир в Меконе, куда были призваны все боги и люди. Там Зевс приказал принести в жертву большого быка. Но разделить его он решил совсем несправедливо. Принесенного в жертву быка нужно было разделать таким образом, чтобы в одной куче находилось все съедобное мясо, а в другой – лишь кости и несъедобные органы животного. Надо сказать, поставить людей на место хотел не только Зевс, но и другие боги. Не согласен с этим был один только Прометей, которому не понравилось, что люди, такие слабые и беззащитные вынуждены лишиться того, что у них уже есть. А именно ему, волею судеб, и было предназначено разделывать быка. И он им воспользовался.
Обе кучи он положил перед Зевсом, который, как организатор пира, должен был первым выбрать часть разделанной жертвы. Естественно, Зевс выбрал кучу, которая внешне выглядела аппетитно и вкусно. Вторую часть быка Прометей отдал людям. Обман обнаружился в ту же секунду. Гнев Зевса был неистовым, но направился он не столько против Прометея, сколько против людей. И первое, что он сделал – это забрал у людей хлеб, а точнее зерно, которое произрастало само по себе. С этих пор люди вынуждены много работать, чтобы вырастить хлеб. Но и этого показалось мало владыке Олимпа. Он решил забрать у людей то, благодаря чему они еще живы – забрать огонь. Это стало последней каплей, ибо без огня люди не способны были защититься от животных, неспособны готовить себе еду, неспособны согреваться.
Прометей как мог пытался образумить Зевса. Он говорил, что без огня людей ничего не отличает от зверей, что они ни на что не способны, даже защитить самих себя. Но Зевс лишь смеялся в ответ, говоря, что у людей и без огня достаточно благ, данных богами.
Прометей похищает огонь
Как не пытался Прометей переубедить Зевса, а последний был неумолим. И тогда титан решился на вторую выходку, которая и принесла ему столько страданий, но которая принесла блага человечеству. Однажды, под покровом ночи, Прометей прокрался на Олимп. Легенды гласят, что ему помогала Афина, которая втайне соболезновала и ему, и людям. При помощи богини мудрости, Прометей пробрался в кузницу Гефеста, откуда он и похитил огонь, а впоследствии отдал его людям.
Помимо этого, Прометей научил людей пользоваться огнем, научил его сохранять, а при необходимости и создавать самим. Также Прометей научил людей ремеслам, научил добывать полезные ископаемые, дал людям знания и первые законы. Много всего подарил Прометей людям, многому их научил, но это совсем не понравилось другим богам, а главное – Зевсу, который жестоко наказал и людей, и самого Прометея.
Ящик Пандоры и наказание людей
В гневе, Зевс приказал Гефесту и другим богам создать новый вид людей – женщину. Боги выполнили задание громовержца и создали Пандору, которую наделили своими лучшими качествами. Пандора была красивой и грациозной, мудрой и хитрой, умной и любопытной, женственной и очаровательной. Не зря Пандора переводится, как «всем одаренная».
Хитрый план задумал Зевс. Сначала он выдал Пандору замуж за Эпиметея. Последний, недолго думая, ибо это было не самой сильной его стороной, принял женщину, и даже обрадовался такому «подарку», ибо Пандора действительно была чрезвычайно хороша собой, умна и образована.
Легенда гласит, что Зевс дал Пандоре ящик (запечатанную вазу), в которую он спрятал все плохое и ужасное, чего люди все еще были лишены. Это болезни, беспокойство, преступность, ненависть, зависть и многое другое. Но, конечно же, он не сказал Пандоре, что находится в ее подарке. Согласно другой легенде, он послал эту урну самому Эпиметею, в качестве «приданого» невесты.
Но Зевс был куда хитрее, чем можно было предположить. Он строго-настрого запретил Пандоре открывать ящик. Тем самым он снял с себя всю ответственность. Зевс знал, что Пандора наделена любопытством в избытке. И его ожидания полностью оправдались. Легенда гласит, что Пандора, изнывая от любопытства, в ту же ночь заглянула в таинственный ящик. И едва она его открыла, как все несчастья сразу же вылетели оттуда и распространились по земле.
Поняв, что натворила, Пандора сразу же попыталась закрыть ящик. Сделала она это так быстро, что на дне ее осталась надежда, которую тайком посадил туда Гермес, также втайне соболезнующий людям. В мире появилась и она, только позже. С тех пор добро и зло неотъемлемо соседствуют друг с другом. Более того, Пандора стала символом несчастий человечества, что впоследствии отразилось на общей судьбе женщин, на долгие годы вперед. С тех же пор люди, чтобы продлить свой род, должны оплодотворять женщин, дабы они рожали им детей, должны много работать, чтобы добыть себе пропитание, должны противостоять всему тому злу, что кроется в мире. Но всегда есть надежда, которая даже в самые темные времена, позволяет людям верить, что все изменится к лучшему.
Наказание Прометея
Теперь, когда, столь обожаемые Прометеем, люди были наказаны, настала очередь и наказания для самого Прометея. В отместку за непослушание, за своеволие, за обман на пиру и за похищение огня, Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скалам в Колхиде (сейчас – Кавказские горы) нерушимыми цепями.
Прометей не стал просить о пощаде. Он знал, что за свой проступок его ждет ужасное наказание. Единственное, что он проронил – это полупророчество. Он сказал, что знает тайну, от которой зависит судьба самого Зевса, и расскажет он ее только в тот день, когда последний освободит его, Прометея. Зевс попытался «выжать» признание титана, но тщетно. В еще большем гневе громовержец послал своего верного спутника орла, дабы тот ежедневно прилетал клевать печень Прометея. Но ни жар, ни холод, ни мучения не заставили Прометея раскаяться в содеянном и выдать Зевсу «страшную тайну».
Освобождение Прометея и его «страшная тайна»
И Прометей рассказал о ней. В то время Зевс, в очередной раз, задумал изменить Гере с морской нимфой Фетидой, дочерью Нерея и Дориды, так что предсказание пришлось как нельзя, кстати. Прометей, обладающий даром предвидения, узнал, что волею судеб Фетиде суждено родить сына, сила которого будет превосходить силу отца ребенка, кем бы он не являлся. Таким образом, Зевс мог зачать сына, который бы был сильнее его и лишил бы его власти. Тогда Зевс спросил Прометея, что же ему делать, и последний дал мудрый совет – отдать Фетиду в жены греческому герою Пелею, ибо дети от других богов также обладали бы немыслимой силой.
С тех пор отношения у Прометея с Зевсом наладились, однако последний все же решил напомнить титану о том, «кто в доме хозяин». По его просьбе, все тот же мастер Гефест выковал кольцо из камня от колхидских скал и железа, которое Прометей вынужден был носить до конца времен, в качестве напоминания о наказании. С тех пор и люди носят кольца, дабы показать свою приверженность чему-то.
Как выглядел Прометей
К сожалению, древнее и подробное описание Прометея не дожило до наших дней, а потому судить о его внешности мы можем только по картинам, мозаикам и скульптурам, доживших до наших дней.
Как и все другие титаны, Прометей отличался своими огромными размерами – высоким ростом и мускулистостью. На многих картинах Прометей предстает перед нами, как мужчина с длинной бородой и отросшими волосами, но есть и источники, которые показывают его гладко выбритого и с достаточно короткими волосами. Это дает нам право предположить, что борода и волосы отросли у него во времена наказания, и что в нормальное время он ухаживал за внешностью.
Что касается атрибутов Прометея, то, как таковых, у него их не было. Но, спустя века, можно выделить тот самый огонь, который он похитил для людей и который так по-разному трактуется даже внутри самой Греции, а также кольцо, которым оковал его палец Зевс, в качестве напоминания за проступок.
Судьба Прометея
Как мы уже сказали выше, Прометей выстоял, а значит сумел «победить» упрямого Зевса. С тех пор отношения их наладились, и Прометей еще не раз выручал громовержца мудрым советом и точным предсказанием. Участвовал Прометей и в Гигантомахии, и также, благодаря его дельным советам, опыту и предсказаниям, олимпийцы одержали верх в этой войне. И по сей день Прометей продолжает помогать Зевсу править этим грешным миром.
Но, несмотря на то, какую роль он сыграл для людей, последние позабыли обо всех его жертвах и деяниях, и поклонялись ему куда меньше, чем богам-олимпийцам. Так, например, известно, что достаточно значимую роль Прометей имел только на Лемносе, куда, согласно легендам, он и принес похищенный огонь. Впоследствии были найдены жертвенник Прометея в Афинах, но храмов его в Элладе, увы не было. Такова вот, человеческая благодарность… Возможно потому, что отчасти именно Прометей был виноват в том, что на Земле появились беды и несчастья, а возможно потому, что вместе с добродетелями он научил людей хитростям и обману.
Как бы там не было, а Прометей действительно сыграл важную роль в создании этого мира. Его история показывает нам, что не только боги были несправедливы, по отношении к людям, но и люди не всегда заслуживали хорошего отношения, ибо быстро забывали все хорошее, что для них делается.