Проклятое время габриэль гарсиа о чем

«Скверное время»: колумбийский вестерн от раннего Габриэля Гарсии Маркеса

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

В Колумбии конца 40-х было настолько сурово, что этот период называли Ла Виоленсия — «насилие». О нем Габриэль Гарсиа Маркес написал свой первый роман — за пять лет до того, как стать классиком магического реализма.

«— Уже есть один труп, — сказал он. — Если дела пойдут так дальше, то наступят совсем недобрые времена. — И поведал затем историю о том, как один городок буквально за неделю был уничтожен анонимками. Жители сводили счеты, убивая друг друга. А оставшиеся в живых вырыли останки своей родни и уехали, увозя их с собой и желая никогда больше не возвращаться в родной город».

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

Представьте себе захолустный городишко в Колумбии, настоящую дыру, где только-только закончилась гражданская война и, спустя пару лет после ее окончания, жители стараются забыть о том, как стреляли друг в друга, но винтовки все еще прячут в погребах и готовы, если что, откопать.

И вот этот город внезапно накрывает волна анонимок: кто-то ночами клеит на двери и стены листовки со сплетнями и скабрезными подробностями: кто спит с чьей женой и кто у кого ворует ослов. Колумбийская кровь горяча, первое убийство не заставляет себя ждать, и городок превращается в пороховую бочку: люди застыли над пропастью и непонятно, удержатся или рухнут, начав новую волну насилия.

Габриэль Гарсиа Маркес, будущий классик латиноамериканской литературы, написал «Скверное время» (также переводят как «Проклятое время» или «Недобрый час», в оригинале — La mala hora) в 1962 году, за пять лет до «Ста лет одиночества», которые станут классикой жанра магического реализма и прославят Маркеса. Спору нет, книга хорошая, но почти неизвестное сейчас «Скверное время» (в русскоязычной «Википедии» про него даже нет статьи) — тоже очень стоящая вещь.

В нем нет дикостей магического реализма, присущих позднему Маркесу: никого не съедают муравьи, никто не ест землю и не всех персонажей зовут Аурелиано и Хосе Аркадио. И все же в этом раннем произведении уже виден почерк мастера, который скупыми мазками набрасывает яркий портрет своей покалеченной страны.

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

Период, в который происходит действие «Скверного времени», конец 1940-х — начало 1950-х (конкретный год неизвестен), в Колумбии знают как Ла Виоленсия: время было действительно поганое, когда борьба за власть в стране то и дело из столичных кабинетов ружейными залпами выплескивалась на улицы больших и маленьких городов. Переворот — народное возмущение — резня — затишье — восстание — резня — переворот… такой хаос продолжался годами и унес в конечном счете жизни 200 000 человек. Да, Колумбия была веселым местом задолго до появления Пабло Эскобара.

Автору «Скверного времени», впрочем, не нужно вдаваться в исторические подробности, чтобы объяснить читателю, что к чему. Сюжет ухватывается сразу. Есть провинциальный город, есть присланный правительством алькальд (мэр и одновременно кто-то вроде шерифа), суровый мужик, который еще недавно вместе с полицейскими расстреливал инакомыслящих, а теперь пытается железной рукой удержать мир.

Есть недострелянные оппозиционеры, которые алькальда, не скрываясь, ненавидят и посылают к черту. Есть благочестивый священник, главный герой книги, который искренне пытается всех помирить и предотвратить перестрелки на улицах. Есть еще с десяток героев: судья-пьянчуга, вдова главного богача города, хитрый и ироничный доктор — каждый сыграет свою роль в разворачивающейся драме.

«Алькальд схватил табуретку, приставил ее к стене и встал на нее, чтобы снять объявление.
— Только правительство имеет здесь право что-либо запретить, — сказал он. — У нас демократия».

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

«Скверное время» — странный роман. Здесь с самого начала, буквально с названия, видно, что все будет плохо, но при этом никто из героев не рефлексирует об ужасе войны и смерти. Они к этому привыкли, как к проливным ливням и иссушающей жаре, которых в книге тоже предостаточно. Однозначно хороших и плохих персонажей тоже нет; Маркес бесстрастно фиксирует, что правда у каждого своя.

Книга короткая, охватывает всего пару недель жизни городка — некоторые даже считают ее повестью, а не романом — и у писателя вроде нет времени толком описать героев. Но ему хватает по паре скупых строк на каждого, и знойный ленивый город, где зреют большие проблемы, оживает.

Некоторые сцены балансируют на грани смешного и жестокого: например, когда у алькальда нестерпимо болит зуб, а к зубному врачу он пойти не может, поскольку тот — старый антиправительственный партизан, или когда старичок-секретарь рассказывает своему молодому начальнику-судье, что его предшественник «вот совершенно так же сидел в этом кресле, когда ворвались полицейские и его изрешетили», а судье плевать — его трясет чудовищное похмелье.

По атмосфере книга Маркеса напоминает вестерн, где вместо Дикого Запада — еще более дикий латиноамериканский Юг с его загадочностью. И одновременно это похоже на вымороченную до предела драму вроде «Твин Пикса»: в городе без имени никто никому не верит, каждый готов взорваться, и общая катастрофа, возможно, станет облегчением для людей, годами тонущих в духоте, недоверии и изменах.

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

«Однажды в такое же, как это, утро, доктор Хиральдо понял внутренние причины самоубийства. Шел бесшумный моросящий дождь, в соседнем доме пел трупиал (южноамериканская птица), врач чистил зубы, а жена говорила, рта не закрывая.

— Воскресенья такие странные, — сказала она, накрывая стол для завтрака. — Словно их разделали и развесили: пахнут свежеванным мясом».

Что в итоге? «Скверное время» держит в напряжении, отлично передает дух далекой страны, рассказывает хорошую историю и, в силу своей краткости, не успеет надоесть, даже если не понравится. Если вы никогда не читали Маркеса, то это идеальная книга для знакомства. Если уже прочли «Сто лет одиночества» и другие хиты, оцените этот образец ранней маркесовской прозы. Даже если знания о Колумбии для вас, как и для меня, в общем-то, ограничивается сериалом «Наркос», роман стоит попробовать.

Источник

Отзывы на книгу « Проклятое время »

Позади очередной роман Маркеса, лаконичный и глубокий в своем содержании, невзирая на то, что сюжет его довольно прост. В одном довольно тихом городе, чье название не упоминается (в аннотации допущена ошибка об упоминании Макондо), наступил конец скучной и безынтересной жизни: по ночам на домах стали появляться анонимные листовки с домыслами и слухами об их жителях. И после первой смерти становится понятно: это начало конца мирной жизни. Прочитав аннотацию, я ожидала столкнуться с магическим реализмом, но получила я самый настоящий реализм в чистом виде, без примесей чего-то фантастического и мистического. И снова убедилась, что Маркес не изменен себе, обнажая на страницах своей истории главные пороки общества: страх, предательство, скудоумие, мошенничество, беззаконие власти. И нельзя не заметить схожести с самым знаменитым романом автора «Сто лет одиночества», ведь и здесь каждый герой зациклен исключительно на себе и своих проблемах, и каждого из них заботит только свое одиночество. Опять перед нами тоска, жалость и понимание неизбежной обреченности. В этом весь Маркес и его грустные жизненные истории.

Мне попалась версия книги под названием «Недобрый час» 1975 года. 5% книги занимает предисловие, которое раскрывает нам некоторые подробности о писателе, Колумбии (о которой автор писал во всех своих произведениях) и самой книге.

В городке начинают появляться листки, которые рассказывают что-то неприятное о людях. Они попадаются причастным к этому людям и за этим следуют последствия. То есть, эти листки иногда подталкивают людей к каким-то действиям и содержат гадости всякие про обитателей городка. Листки могут вообще уничтожить жителей городка их же руками.

Но кто расклеивает эти листки по домам? Это предстоит выяснить представителям закона — судье Аркадио и лейтенанту Алькальду.

У этого автора мне тяжело читать из-за их имён, которые мне нелегко запоминаются. Особо тяжело было в книге «100 лет одиночества» в котором глобально всего два мужских имени — Хосе Аркадио Буэндиа и Аурелиано, которые так и сяк обыгрываются и эти имена принадлежат нескольким героям. В этой же книге гораздо легче, просто непривычные нашему уху имена. А персонаж с фамилией Буэндиа у автора есть, кажется, в каждой книге. Хорошо хоть тут такого не было. Даже английские имена мне уже неплохо запоминаются для понимания происходящего.

В книге чувствуется мексиканский колорит (колумбийский, Латинской Америки — в общем, тех мест). Некоторые моменты вообще вызывают удивление. В целом книга неплохая, но и особого восторга книга не вызвала.

Первый роман Маркеса, насколько я понимаю, переводился не единожды и в зависимости от перевода и переводчиков имел разные названия. Это последняя версия.

Бодренько, без всяких предисловий и предуведомлений автор бросает в мир своего романа – идет разведка боем. Это даже не знакомство с героями, Маркес как бы продолжает историю, продолжает рассказ – хотя его и не было ранее.
Эмоциональность, темпераментность, страстность, колоритные герои. И как иначе – ведь это латинос во всей красе на фоне буйства красок и запахов, влажного климата и постоянной духоты, всепроникающих москитов.
Из аннотации следует, что сюжет развивается все в том же Макондо. А вот у меня сложилось другое мнение. Макондо упоминается в романе дважды, но связано это с воспоминаниями героев.

Маркес опять поразил и впечатлил меня. Одновременно легко и глубоко об очень серьезном. Уже первый роман говорил о том, что в мир пришел великий мастер слова.

спойлеров вроде бы нет, но приятное ощущение тайны будет полнее, если сначала прочитать книгу
Ничто не меняется
То, что случилось, нельзя ни изменить, ни вычеркнуть из истории, нельзя заставить его не случаться. Это известно всем, но персонажи Маркеса словно живут в дурной бесконечности, в которой однажды случившееся обречено повторяться снова и снова. Никто здесь не верит в возможность изменений, никто не может пересмотреть уже сложившуюся точку зрения, а однажды возникший слух будет считаться истиной до конца времён, невзирая на любые опровержения. Прошлое управляет настоящим и будущим. Читая «Проклятое время», начинаешь представлять каждое действие как открывающуюся дверь: Каин убивает Авеля, впуская в мир убийство и предательство, от которых уже не отделаться.

Источник

2106. Габриэль Гарсиа Маркес. 55 лет роману «Проклятое время»

Габриэль Гарсиа Маркес (1927-2014) – всемирно известный колумбийский писатель, лауреат Нобелевской и Нейштадтской премий по литературе.

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

В 1982 году писатель получил Нобелевскую премию за «романы и рассказы, в которых фантастическое и реалистичное объединены в богато составленном мире воображения, отражающем жизнь и конфликты континента».

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

В 1962 году был написан первый роман Маркеса «La mala hora». Эта книга выходила на русском языке в разных названиях: «Проклятое время», «Скверное время», «Недобрый час».

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

Проклятое время габриэль гарсиа о чем

По сравнению с такими известными произведениями писателя, как «Сто лет одиночества», «Осень патриарха», «Полковнику никто не пишет» небольшой роман «Проклятое время» не так широко известен читающей публике.

Он стоит особняком, хотя именно это произведение стало прологом ко всем последующим книгам Маркеса. В нем раскрываются характеры обитателей маленького городка Макондо, чьим прототипом стал родной город писателя – Аракатака.

Впервые же название города Макондо появилось в повести «Палая листва». Город Макондо в произведениях Гарсиа Маркеса стал не только символом латиноамериканской провинции, но и Колумбии в целом. Именно Макондо является основным местом действия знаменитого романа «Сто лет одиночества».

В Макондо все люди знают друг друга – в провинции ни от кого не спрячешься. Соседи живут мирно, ссоры и неприятности происходят редко и случайно. Но все меняется в маленьком городке, когда на дверях домов начинают появляться листовки, рассказывающие о тайных пороках и грехах горожан.

Постепенно атмосфера сгущается, жители начинают вспоминать старые обиды и неприятности прошлого. Наступает «проклятое время», когда бывшие соседи и друзья перестают доверять друг другу, и начинают подозревать в лице каждого встречного врага и заговорщика.

Кто посеет ветер – пожнет бурю. И скоро происходит первое кровопролитие – Сесар Монтеро, увидевший листовку, на которой неизвестный указывал на связь его супруги с молодым Пастором, не смог сдержать гнев и не стал разбираться в истинности записки.

Почему получилось так, что записки, призванные нести мораль в массы, стали причиной жестокой агрессии со стороны людей? Не так давно в Макондо была война с партизанами, и теперь власть старается всячески контролировать всех жителей города.

То, что они не могут произнести вслух, жители пишут в листовках. Содержание листовок с каждым разом становится все более опасным, в ответ начинаются полицейские облавы и аресты, гибнут люди.

У прошлого есть привычка возвращаться. Невозможно что-либо изменить в устройстве человеческой жизни – поневоле прошлое управляет нами сегодня, и будет управлять в будущем. Грехи прошлого не оставляют в покое настоящее и призваны напомнить об ответственности и расплате за преступления.

А ведь самый главный злодей в городе – всемогущий алькальд. Тема насилия и его разлагающего влияния на личность является сюжетом многих произведений писателя.

Уникальный стиль Гарсиа Маркеса ярко проявился уже в первом его романе. На примере небольшого городка мы можем увидеть, как переплелись судьбы всех его жителей, их прошлое и настоящее. Роман «Проклятое время» стал знаменательным прологом, подарившим читателям магический реализм Макондо и прославивший творчество Габриэля Гарсиа Маркеса на весь мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *