Проклятая женщина картина о чем

11 мистических картин с историей

Среди работ великих художников встречаются картины «с чертовщинкой», от которых сложно оторвать взгляд. Казалось бы, ничего страшного на них не происходит, но у зрителя начинают бегать мурашки. А все потому, что талантливые живописцы ловко управляют нашим восприятием: намеренно нарушают пропорции, экспериментируют с ракурсом, мизансценами, добавляют детали, внушающие смутное беспокойство.

Часто на восприятие картины влияет и ее история. Так, безобидные на первый взгляд полотна наполняются для нас новым, тревожным смыслом.

Иван Крамской, «Сомнамбула» (1871)
Проклятая женщина картина о чем
Иван Крамской, мастер портретной, жанровой и исторической живописи, изобразил девушку в одном ночном платье, которая с прикрытыми глазами идет прочь от дома. Что с ней происходит? Состояние героини отражает название картины — «Сомнамбула».

Сомнамбулизм — это расстройство, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна. При этом глаза лунатика могут быть открыты, но будут выглядеть словно остекленевшими. Берясь за жанровые полотна, Крамской считал, что самое главное в них — «характер, личность, ставшая в силу необходимости в положение, при котором все стороны внутренние наиболее всплывают наружу».

Генри Джон Сток, «Перед ним появился бледный мерцающий свет» (1879)
Проклятая женщина картина о чем
Призрачная и атмосферная акварель британского художника иллюстрирует сцену из рассказа о привидениях Карла Теодора Кёрнера «Арфа». Он повествует об истории Эдварда и Джозефы, молодоженов, которые любят проводить вечера за игрой на флейте и арфе. Но счастье длится недолго: Джозефа заболевает и Эдвард остается вдовцом.

В своем горе Эдвард сохраняет комнату в том же виде, как при Джозефе, и однажды ночью заходит туда, чтобы поиграть на флейте. И вдруг в тусклом мерцающем свете арфа его жены начинает играть сама по себе. Этот момент и изобразил живописец.

Алексей Саврасов, «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место» (1872)
Проклятая женщина картина о чем
Место, изображенное на картине, находится на западе Москвы, на мысе, окруженном двумя оврагами. Пытаясь понять причины, отчего его назвали проклятым, художник и отправился в Кунцево.

С Кунцевским городищем связан ряд преданий. Согласно одному из них, церковь, которая стояла здесь, бесследно ушла под землю всего за одну ночь. Также в руслах ручьев вблизи городища можно и сейчас во множестве обнаружить называемые в народе «чертовыми пальцами» окаменелости — белемниты. Свое впечатление об этом гиблом болотистом месте художник отразил в картине.

Иоганн Генрих Фюссли, «Ночной кошмар» (1790–1791)
Проклятая женщина картина о чем
Это серия из 4 похожих картин. По одной из версий, работа была вдохновлена сновидениями наяву, или сонным параличом, которые испытывал Фюссли. Художник обнаружил, что эти переживания связаны с фольклорными верованиями, такими как германские сказки о демонах и ведьмах, которые приходили к людям, спавшим в одиночестве. Именно поэтому сонный паралич в Ньюфаундленде называют «синдром старой ведьмы».

Любопытно, что эта картина могла повлиять на Мэри Шелли, вдохновив ее на написание одной из сцен романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». А Эдгар Аллан По упомянул живописца в своем рассказе «Падение дома Ашеров». Там герой сравнивает картину, висящую в доме Ашера, с работой Фюссли и рассказывает: «Неудержимая дрожь постепенно охватила мое тело; и, наконец, в моем сердце воссел инкуб совершенно беспричинной тревоги».

Уильям Уотерхаус, «Волшебница Шалот» (1888)
Проклятая женщина картина о чем
Картина художника-прерафаэлита вдохновлена поэмой Альфреда Теннисона «Волшебница Шалот». В поэме рассказывается история девушки, на которой лежит проклятье: она обязана оставаться в башне на острове Шалот и вечно ткать длинное полотно. Ей запрещено покидать башню и даже смотреть из окна. Но в комнате висит огромное зеркало, в котором отражается окружающий мир. Однажды она видит там, как сэр Ланселот скачет в Камелот, и покидает комнату, чтобы поглядеть на него из окна. В ту же секунду исполняется проклятье, гобелен распутывается, а зеркало трескается.

Героиня понимает, какой необдуманный поступок совершила, и бежит из башни. На берегу реки она находит лодку, плывет в ней по реке и поет печальную песню. Этот момент и изобразил художник. Девушка предвидит свою судьбу и знает, что ей не суждено попасть в Камелот, где она могла бы обрести счастье и любовь.

Марианна Стоукс, «Смерть и дева» (1908)
Проклятая женщина картина о чем
На картине мрачный ангел в образе женщины разговаривает с юной девушкой. Фонарь, крыло, обнимающее больную, и опавшие цветы намекают, как дальше будут разворачиваться события, и придают этому изображению неминуемого ухода свой пронзительный тихий ужас.

Гуго Мерле, «Сумасшедшая из Этреты» (1871)
Проклятая женщина картина о чем
Любителям «Твин Пикса» картина, возможно, напомнит о даме с поленом. На самом же деле это полотно французского художника изображает босоногую неопрятную женскую фигуру у колодца, сжимающую бревно как младенца. Казалось бы, сентиментальный образ, но Гуго Мерле превращает его в образ полного, даже истерического отчаяния. Название картины отражает душевное состояние героини.

Лицо женщины — маска страданий, пока она качает не спящего ребенка, а полено. Она потеряла дитя и теперь оплакивает его или безумна от тоски по своему ребенку? Ответа на этот вопрос художник не дает.

Аксель Вальдемар Йоханнессен, «Ночь» (1920)
Проклятая женщина картина о чем
Картина создана норвежским живописцем Акселем Вальдемаром Йоханнессеном, работы которого были признаны только после его смерти. Его картины позволяют заглянуть в тревожные бездны человеческого существования. От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник описывает ночь как время кошмаров, галлюцинаций и безграничного человеческого одиночества.

Одилон Редон, «Плачущий паук» (1881)
Проклятая женщина картина о чем
Эта картина углем французского символиста Одилона Редона относится к так называемому «черному» периоду его творчества. Художника с детства охватывали частые приступы тревоги и тоски. Он был увлечен человеческим подсознанием с его страхами, что нашло отражение в картинах.

Виктор Борисов-Мусатов, «Призраки» (1903)
Проклятая женщина картина о чем
Виктор Борисов-Мусатов считался мастером по изображению «дворянских гнезд». На картине — пейзаж с южным фасадом Зубриловской усадьбы. От живописного творения веет прощальным настроением, меланхолией. Художник как будто смотрит на мир из-за полупрозрачной пелены, а асимметричное размещение фигур создает впечатление спонтанности их движения.

По словам сестры живописца, он объяснил, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «все уходило в прошлое». Поэтому на первом плане картины — удаляющиеся призрачные фигуры женщин.

Проклятая женщина картина о чем
Когда Валентин Серов нарисовал Веру Мамонтову, той было 12 лет. «Девочка с персиками» — это самый известный ее портрет. Верушу (как ее называли друзья семьи) также много писал Виктор Васнецов. Но самый трагический портрет принадлежит кисти Михаила Врубеля — черной, зловещей акварелью написал он с нее лермонтовскую Тамару. Эта картина в некотором роде предопределила судьбу Веруши, которая ушла из жизни молодой — в возрасте 32 лет.

Источник

Искусителю в таланте не откажешь

«The Temptation of Saint Hilarion», by Octave Tassaert, (1800–1874, French) c.1857

Не работает искушение днем, придёт к нему Искуситель во сне. Сон ослабляет волю и разум пред влиянием еще не погасших в памяти впечатлений и воспоминаний дня. Святые говорят: бойтесь сна, как дьявольского наваждения, необходимо спать как можно меньше.

Джон Чарльз Dollman: Dollman John Charles The Tempation Of Saint Anthony

«Искушение святого Илариона», Виктор Карлович Штемберг, (1863-1921, Россия)

Проклятая женщина картина о чем

У святых отцов единственным ответом на кризис веры неизменно был denial: «Изыди, сотона!»

Теперь церкви оставалось добить последнего врага рода человеческого.- Разум. Но что же еей делать, если не было в средние века ни одного образованного человека, который не являлся бы волшебником. За это и сжигали на кострах. То Земля у них круглая, то она, видите ли, вертится около Солнца, как девица лёгкого поведения. Ей бы на огромных слонах стоять, как святой тарелке. Победившее христианство хотело и надеялось совсем добить врага. И налагается запрет на вдохновение.

Ну а коль Разум побежден, то и Искуситель тут как тут.

Пятьдесят лет прожил Эрой в пустынном монастыре, истязал плоть свою так сурово, что не ослаблял поста даже на Пасху. Однажды к нему явился Искуситель пошутить в образе ангела и приказал броситься вниз головою в колодезь, что Эрой немедленно и исполнил, рассчитывая, что останется невредим, и чудо это явит перед всеми великую его святость. Но вместо того он страшно разбился, монахи едва могли его вытащить, и спустя три дня душа из него вон. А уж кому она досталась, неведомо.

Искушение Святого Антония. Поль Деларош.

«The Temptation of Saint Hilarion», by Dominique-Louis-Fеrеa Papety (деталь картины)

О, женщина – исчадие Ада
Кто воссоздал тебя, кто твой первоотец?
Деянием Сатаны ты послана в усладу ль
Иль рук божественных деяния венец?
То свежий ландыш, то дурман сирени
Окутывает шлейфом тонкий стан
А с глубиною глаз в апреле
Не может спорить океан
Твоим чарующим ладоням
Готов отдаться старец и юнец
Кто ж тайну мне сию откроет
Кто твой родитель, кто первоотец?
То ты чарующе наивна,
То вдруг в тебя вселился бес,
Ты вмиг раскованна бесстыдна
Как дива из страны чудес
И обещают, томны взоры
Минуты упоительной мечты
Тобой влеком – не нужно уговоров
Ты демон жгучей красоты
По силе чувств неповторима
В любви не знаешь ты границ
И верность – кокон, паутина
Оберегает деву из девиц
Так преданна в тяжёлые минуты
В беде подставишь хрупкое плечо
Сильна ты духом почему-то
И в высший разум веришь горячо
Так кто же ты небесное создание
Ты на алтарь любви бросаешь плоть свою
То демон страсти, то богиня покаяния
У ног твоих тебе сонет пою. (автор стихотворения: Химера)

Старик в кресле. Рембрант.

Человек рожден для счастья! 🙂 И Богу не нужны все эти напрасные страдания и жертвы. Чего его в садиста-то превращают? 🙂

Источник

Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран. Часть 37

Как я и обещала ранее, в этой публикации будет кое-что новое и необычное. Раньше мы либо рассматривали творчество художников какой-нибудь одной страны, или группы стран, случалось, что не весь спектр, а в каком-то особом разрезе, либо брали одного художника, если он смог создать свой собственный, необычный мир — и тогда он у нас попадал в отдельную рубрику «Странные миры». Кроме того, за редким исключением, мы ограничивались периодом примерно с середины XIX века до наших дней.

Но сегодня будет всё по-другому. Будут представлены работы художников разных стран, причём, начиная еще с XV века! Вы спросите — а по какому же принципу они будут подобраны, что же заставило объединить творения художников разных эпох и стран? Отвечу — общий сюжет. То есть, все картины будут посвящены одной теме. Я сначала хотела назвать новую рубрику «Антология сюжета», но это звучит как-то громоздко, лучше ограничусь одним словом: ретроспектива. Итак.

37. Ретроспектива: Сусанна и старцы

В публикации о художниках Российской Империи этот сюжет встречался дважды — в картинах П. Басина и Г. Лапченко; и там же я дала короткое пояснение по смыслу легенды о Сусанне и старцах. Но здесь придётся рассказать эту историю подробнее.

Итак. В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иерусалим, разрушил Иерусалимский храм и изгнал евреев из Иудеи в Вавилон, где они жили почти 60 лет, пока Вавилонское царство не было покорено персидским царём Киром. Еврейская диаспора в Вавилоне была довольно крупной, поэтому Навуходоносор и его преемники старались не ссориться с иудеями, предоставив им некоторую автономию и самостоятельность в решении внутренних вопросов, в том числе и юридических. Евреи сами выбирали из числа старейшин и уважаемых людей суд (бейт-дин), который вправе был решать гражданские и уголовные дела внутри диаспоры.

В годы вавилонского пленения в еврейской среде прославился молодой человек по имени Даниил, в Ветхом Завете признанный пророком. Он обладал даром предвидения, мог истолковывать сны и различные загадки, поэтому был приближен ко двору Навуходоносора, который держал его, видимо, в качестве «умного еврея». И даже когда Вавилон пал, Даниил остался на службе у персидских царей — Кира, а потом Дария. Кир было усомнился в полезности Даниила и приказал его на всякий случай бросить в яму с голодными львами, но те Даниила есть не стали, а наоборот, стали, урча, ласкаться к нему, подобно домашним котам, что, безусловно, сильно подняло рейтинг Даниила в глазах персидского царя.

А эпизод с Сусанной и старцами был как раз первым в возвышении тогда совсем еще молодого Даниила. Именно тогда народ прочувствовал и оценил его мудрость и провидческий дар.

Правда, говорят, что история про Сусанну была дописана к Книге пророка Даниила позже, примерно в первом-втором веке до нашей эры, а сама книга была написана лет на сто раньше. То есть, ни иудеи, ни христиане не считают текст о Сусанне каноническим, а расценивают как апокриф.

Тем не менее, именно эта история послужила источником вдохновения для десятков — если не сказать сотен — художников в последние более чем 500 лет. Так что же случилось с этой самой Сусанной, при чём здесь старцы, и какую роль в этих событиях сыграл пророк Даниил?

Жил в Вавилоне знатный и богатый еврей Иоаким, и взял он себе в жёны молодую и очень красивую девушку Сусанну, которая, помимо красоты, отличалась праведностью, умом и продвинутостью в религиозных вопросах. Жили они совсем не бедно — у Иоакима был большой дом с садом, а в саду была купальня. Иоаким часто днём отсутствовал — дела, знаете ли, а Сусанна в это время предпочитала коротать жаркие дни в тенистом саду, периодически совершая омовение в купальне. Но как-то не слишком хорошо было поставлено у Иоакима и Сусанны дело с охраной периметра, то есть, получалось, что посторонние вполне могли пробраться в сад, там спрятаться и подсматривать.

Так и случилось. Два старца, Седекия и Ахав, из числа весьма уважаемых среди евреев, члены суда, поначалу независимо друг от друга стали наведываться в сад к Сусанне, прятаться в зарослях и предаваться вульгарному вуайеризму. В тот злополучный (как позже выяснилось — для них) день они обнаружили друг друга и вместе замыслили совершить акт харассмента, с использованием своего служебного положения.

Сусанна, как обычно, отослала свою служанку запереть ворота, разоблачила одежды и приступила к омовению. В этот момент старцы вылезли из укрытия и принялись понуждать Сусанну к действиям сексуального характера. В отличие от продюсера Харви Вайнштейна — между прочим, тоже их соплеменника — Седекия и Ахав не сулили Сусанне никаких ништяков, а напротив, стали угрожать. Мол, если ты не захочешь удовлетворить наши желания, то мы скажем, что застукали тебя с любовником в процессе прелюбодеяния, а не поверить нам не могут — мы же судьи! — и тебя казнят.

Доменико ди Микелино (Domenico di Michelino, 1417-1491, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Одно из первых, если не первое, изображение обнаженного женского тела в европейской живописи
Благочестивая Сусанна ответила им категорическим отказом — мол, пусть лучше я умру честной, чем согрешу. И стала звать на помощь — но куда ей, слабой женщине, было перекричать двух, пусть и пожилых, но вполне ещё крепких дядек! Старцы созвали народ и объявили, что они застукали прелюбодейку — она, мол, отослала служанку закрыть ворота, а сама предалась греху под деревом (вот это они зря сказали!) с каким-то юнцом, который, завидев их, сиганул через забор и был таков. Народ был возмущен, и по всему выходило — быть Сусанне забитой камнями. Но сразу этого сделать было нельзя, нужно было соблюсти все формальности, провести суд, вынести приговор. Поэтому Сусанну повели по улицам к месту проведения суда и предполагаемой казни.

Завидев процессию, Даниил, будущий пророк, а тогда еще юноша, поинтересовался: что, мол, таки здесь за кипиш? Ему объяснили, но Даниил уже и в юности отличался проницательным умом и провидческим даром! Он усомнился в справедливости обвинений. «Не-не-не, мужики, тут какой-то лажей отдаёт», — примерно так сказал он, и к нему прислушались: видимо, несмотря на молодость, он уже был у диаспоры в авторитете. Даниил предложил вернуться в сад Сусанны, на место предполагаемого преступления и провести дополнительное расследование. Старцы сопротивлялись, но народ согласился с Даниилом, и все вернулись в сад.

Там Даниил рассадил Седекию и Ахава по разным скамейкам, так, чтобы они не могли слышать друг друга, и допросил их по отдельности. Ключевым моментом стало именно дерево, под которым подозреваемая якобы согрешила. Один из старцев сказал, что это был дуб, на что Даниил, усмехнувшись, ответил: «Вот сейчас ангел спустится с небес и тебя отдубасит». Второй старец сказал, что акт прелюбодеяния состоялся под мастиковым деревом (это такая разновидность фисташки), а Даниил ему ответил: «Вот сейчас ангел спустится с небес и тебя умастит так, что мало не покажется». На самом деле, в греческом оригинале апокрифа используется изящная игра слов, и вместо «отдубасит» и «умастит», употреблены слова, созвучные греческим названиям деревьев и означающие «разрубит» или «разрежет пополам».

Итак, старые похотливые лжецы были уличены в клевете, доброе имя Сусанны было восстановлено, старцев судили и повесили за лжесвидетельство. Зло было наказано, а справедливость восторжествовала.

И именно этот сюжет послужил своеобразным прорывом в снятии табу на изображение обнаженного женского тела. Сначала лишь отдельные живописцы осмелились изобразить Сусанну — частично «ню», застигнутую старцами при купании, и, видимо, это было встречено доброжелательно даже в те, совсем уж пуританские времена, потом сюжет становился всё популярнее, и в XVI-XVIII, да и XIX веках любой уважающий себя живописец считал своим долгом изобразить эпизод с Сусанной и старцами, причём — что самое интересное! — Сусанна, безусловно, должна была соответствовать идеалам красоты, принятым в то время и в той местности, с учётом, конечно же, личных вкусов художника. И именно этот фактор позволяет рассматривать нашу сегодняшнюю ретроспективу как своего рода мини-энциклопедию идеалов женской красоты, менявшихся в разных странах с течением времени.

Художники будут представлены в порядке дат их рождения. Смотрим дальше.

Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto, 1480 — неизв., Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Бернардино Луини (Bernardino Luini, 1480-82 — 1532, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Винсент Селлаэр (Vincent Sellaer (ок.1490 — ок.1564, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Ян ван Хемессен (Jan van Hemessen, он же Jan Sanders, 1500 – 1566, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Джованни Франческо Барбьери, он же Гверчино (Guercino, 1591 – 1666, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Ян Массейс (Jan Massys, 1510 – 1575, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Здесь, конечно, всё изображено очень схематично. Действие происходит на крохотном пятачке, и как же
там могли спрятаться старцы — большой вопрос. И служанок почему-то две, да ещё и уйти они не успели

Проклятая женщина картина о чем

А здесь у Массейса один из старцев — вполне еще крепкий дядька.

Якопо даль Понте (Jacopo Dal Ponte, он же Jacopo Bassano, 1510 – 1592, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Франс Флорис (Frans Floris, 1517 – 1570, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Тут уже совсем какие-то. скажем так, альтернативные идеалы красоты отражены

Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, Jacopo Comin, 1518 – 1594, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Всё бодипозитивнее и бодипозитивнее.

Паоло Веронезе (Paolo Veronese, 1528 – 1588, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

На обеих картинах Веронезе Сусанна смотрится, конечно, вполне
упитанной, но всё ж не до такой степени, как у Тинторетто.

Проклятая женщина картина о чем

Алессандро Аллори (Alessandro Allori, 1535 – 1607, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

А тут старцы совсем уж далеко зашли. И, грешным делом,
создаётся впечатление, что Сусанна всё ж согласилась.

Хендрик Гольциус (Hendrick Goltzius, 1558 — 1617, Нидерланды)
Гольциус нарисовал целых 3 картины на тему Сусанны и старцев. Первую – в 1590-е, вторую – в 1607, третью – в 1615 году. Заметьте, что от одной картины к другой «бодипозитивность» героини всё возрастает. Видать, именно в этом направлении трансформировались с годами личные вкусы художника.

Проклятая женщина картина о чем

Проклятая женщина картина о чем

Проклятая женщина картина о чем

Странно. а на скамеечку зачем улеглась? Мылась же! Ладно, если б сидела, а то ведь легла, непонятки какие-то.

Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 – 1609, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 – 1638, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

На первой картине этого художника Сусанна кротко отвергает притязания старцев, а на второй — с возмущением.

Проклятая женщина картина о чем

Орацио Джентилески (Orazio Gentileschi Lomi, 1563 — 1639, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Ах, какие глазищи у Сусанны! Неспроста же старцы так повелись.
Чуть дальше будут еще картины дочери Орацио, Артемизии Джентилески.

Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 – 1638, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Джованни Бальоне (Giovanni Baglione, 1566 – 1643, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari, 1568 – 1640, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Хендрик де Клерк (Hendrick de Clerck, 1570 – 1630, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Глядя на некоторые картины, в частности, на эту, не покидает ощущение, что Сусанна всё же согласилась, не?

Гвидо Рени (Guido Reni, 1575 – 1642, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577–1640, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Ну, выражение «рубенсовские формы» стало крылатым, так что ничего иного от Питера Пауля в изображении Сусанны и не следовало ожидать.

Проклятая женщина картина о чем

Оттавио Марио Леони (Ottavio Mario Leoni, 1578 — 1630, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Питер Ластман (Pieter Lastman, 1583 – 1633, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Бадалоккио (Sisto Badalocchio Rosa, 1585 – 1619, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Массимо Станционе (Massimo Stanzione, 1585 – 1656, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

У этого художника Сусанна, пожалуй, впервые выглядит вполне стройной, и вообще, как-то по-современному.

Проклятая женщина картина о чем

Алессандро Варотари, он же Падованино (Alessandro Varotari, 1588 – 1648, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Джованни Франческо Гверьери (Giovanni Francesco Guerrieri, 1589 — 1655, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Геррит ван Хонтхорст (Gerrit van Honthorst, 1590 – 1656, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi, 1593 – 1653, Италия)
Первая женщина-художница в нашей сегодняшней галерее Суссанн. Дочь Орацио Джентилески, представленного чуть выше. У Артемизии целых три картины на тему Сусанны и старцев, и на мой взгляд, художница с задачей справилась: персонажи на всех трёх полотнах выписаны ёмко, характеры переданы, и никаких неоднозначностей в толковании возникнуть не может.

Проклятая женщина картина о чем

Проклятая женщина картина о чем

Проклятая женщина картина о чем

Клод Виньон (Claude Vignon, 1593 – 1670, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593 — 1678, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Эта картина изумляет меня более всего, из всей подборки. Безобразны здесь все, и Сусанна, и старцы, и собачонка. Друг друга стоят.
Либо художник и впрямь так представлял женскую красоту, либо он прикололся, что более вероятно, судя по рожам старцев.

Антонис Ван Дейк (Antoon van Dyck, 1599 — 1641, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Гвидо Каньяччи (Guido Cagnacci, 1601 – 1663, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Ян Брейгель Младший (Jan Bruegel de Jonge, 1601 — 1678, Фландрия – Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Андреа Ваккаро (Andrea Vaccaro, 1604 – 1670, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon Van Rijn, 1606 – 1669, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

На полотне великого художника у Сусанны вид какой-то заговорщический, да и смотрит она куда-то в сторону.
Такое ощущение, что в этой истории мы не всё знаем.

Саломон Конинк (Salomon Koninck, 1609 — 1656, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Карло Франческо Нуволоне (Carlo Francesco Nuvolone, 1609 — 1662, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Маттиа Прети (Mattia Preti или il Cavaliere Calabrese, 1613 — 1699, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Якоб ван Лоо (Jacob van Loo, 1614 – 1670, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Неизвестный художник XVII века фламандской школы

Проклятая женщина картина о чем

Иоганн Карл Лотт, он же Карлотто (Johann Carl Loth, 1632 — 1698, Германия)

Проклятая женщина картина о чем

Жан-Батист Сантерр (Jean Baptiste Santerre, 1651 – 1717, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Джованни Антонио Буррини (Giovanni Antonio Burrini, 1656 – 1727, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 – 1734, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Николя Бертэн (Nicolas Bertin, 1667 – 1736, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Джованни Антонио Пеллегрини (Giovanni Antonio Pellegrini, 1675 – 1741, Италия)
У него две Сусанны.

Проклятая женщина картина о чем

Проклятая женщина картина о чем

Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 – 1752, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Франс Бартоломеус Дувен (Frans Bartholomeus Douven, 1688 – 1726, Германия)

Проклятая женщина картина о чем

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 – 1805, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Проклятая женщина картина о чем

Питер ван Ханселер (Pieter van Hanselaere, 1786 — 1862, Бельгия)

Проклятая женщина картина о чем

Франческо Айец (Francesco Hayez, 1791 – 1882, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Пётр Васильевич Басин (1793 — 1877, Россия)

Проклятая женщина картина о чем

Жюльен-Леопольд Буальи (Julien-Leopold Boilly, 1796 — 1874, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Сусанны становятся всё ближе к современным представлениям о красоте, а старцы — всё карикатурнее

Октав Тассер (Nicolas Francois Octave Tassaert, 1800 – 1874, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

Григорий Игнатьевич Лапченко (1801 – 1876, Россия)

Проклятая женщина картина о чем

Рафал Хадзевич (Rafal Hadziewicz, 1803 – 1883, Польша)

Проклятая женщина картина о чем

Иоганн Непомук Гейгер (Johann Nepomuk Geiger, 1805 – 1880, Австрия)

Проклятая женщина картина о чем

Здесь совсем простецкая Суссанна, прямо «тётя Мотя» какая-то

Антонио Мария Эскивель (Antonio Maria Esquivel, 1806 – 1857, Испания)

Проклятая женщина картина о чем

Доменико Индуно (Domenico Induno, 1815 – 1878, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

Эдуард Ансен-Хофман (Eduard Ansen-Hofmann, 1820 – 1904, Нидерланды)

Проклятая женщина картина о чем

Фредерик Гудолл (Frederick Goodall, 1822 – 1904, Великобритания)

Проклятая женщина картина о чем

Гуго Мерле (Hugues Merle, 1823 — 1881, Франция)

Проклятая женщина картина о чем

На двух последних картинах Сусанна выглядит почти по-нынешнему, а старцев и вовсе не видно.

Эбенезер Кроуфорд (Ebenezer Crawford, ок.1830 – 1873, Великобритания)

Проклятая женщина картина о чем

Лауриц Туксен (Laurits Tuxen, 1853 – 1927, Дания)

Проклятая женщина картина о чем

Вопреки сюжету легенды, здесь почему-то присутствует служанка.

Франсиско Маура-и-Монтаньер (Francisco Maura y Montaner, 1857 – 1931, Испания)

Проклятая женщина картина о чем

Ловис Коринт (Lovis Corinth, 1858 – 1925, Германия)

Проклятая женщина картина о чем

Францишек Жмурко (Franciszek Zmurko, 1859 – 1910, Польша)

Проклятая женщина картина о чем

Макс Фурманн (Max Fuhrmann, 1860 — 1908, Германия)

Проклятая женщина картина о чем

Дьюла Торнаи (Gyula Tornai, 1861 – 1928, Венгрия)

Проклятая женщина картина о чем

Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 – 1928, Германия)

Проклятая женщина картина о чем

Это не триптих, а три самостоятельные картины

Ричард Гейгер (Richard Geiger, 1870 – 1945, Австрия)

Проклятая женщина картина о чем

Теодор Байерл (Theodor Baierl, 1881 – 1932, Германия)

Проклятая женщина картина о чем

Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton, 1889 – 1975, США)

Проклятая женщина картина о чем

А тут уж не только Сусанна, но и старцы тоже приняли современный облик.

Пал Мольнар (Pal Molnar, 1894 – 1981, Венгрия)

Проклятая женщина картина о чем

Антонио Мария Нарди (Antonio Maria Nardi, 1897 – 1973, Италия)

Проклятая женщина картина о чем

В последнее столетие художники, как правило, даже и не пытались воспроизвести сюжет о Сусанне и старцах по академическим канонам. Каждый из художников, рождённых в XX веке, полотна которых будут представлены ниже, попытался передать своё оригинальное видение библейского апокрифа. Мы, безусловно, отнесёмся к этому с пониманием и не будем мелочно занудствовать по поводу несовпадений с классическим антуражем и общепринятым внешним видом персонажей этого — несомненно, занимательного и поучительного — сюжета.
Владимир Сабо (Vladimir Szabo, 1905 – 1991, Венгрия)

Проклятая женщина картина о чем

Лев Серафимович Котляров (1925 — 2007, Россия)

Проклятая женщина картина о чем

Вот тут, например, старца целых три. И, кроме того, а зачем одному из них бинокль?

Тед Сет Джекобс (Ted Seth Jacobs, 1927, США)

Проклятая женщина картина о чем

Оуэн де Лестар (Eoin de Leastar, 1955, Ирландия)

Проклятая женщина картина о чем

Алан Макдональд (Alan McDonald, 1962, Великобритания)
Сюрприз Сусанны для старцев

Проклятая женщина картина о чем

Игорь Самсонов (1963, Россия)

Проклятая женщина картина о чем

Здесь вообще старцев, как минимум, четверо. Но как же отощала Сусанна в сравнении с каноническим образом!

Джо Велез (Joe Velez, 1978, США)

Проклятая женщина картина о чем

Последняя работа, на мой взгляд, просто великолепна, и она вполне достойна того, чтобы завершить нашу сегодняшнюю антологию.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *