Прокладка трубопроводов в непроходном канале что это
Непроходные каналы в строительстве
Непроходные каналы – железобетонные изделия П-образной формы, предназначенные для защиты мелко заглубленных инженерных сетей от механических повреждений и других негативных внешних воздействий: теплотрасс, трубопроводов водоснабжения и других коммуникаций. ЖБИ изготавливают в соответствии с серией 3.903 КЛ-14 Выпуск 1-5.
Назначение непроходных подземных каналов
Эти ЖБИ обычно используют при прокладке инженерных сетей под автомобильными дорогами и строящимися объектами. Они защищают коммуникации от целого ряда негативных факторов:
Особенности изготовления
При производстве этой продукции используют:
Обработка наружной поверхности ЖБИ гидроизоляционными материалами предотвращает разрушение бетона из-за воздействия грунтовых и атмосферных вод. Исходные материалы, используемые при производстве ЖБИ, выбирают в зависимости от климатических и геологических условий региона, в котором запланирован монтаж инженерной системы.
Конструктивные варианты
В устройство одноячейкового железобетонного непроходного канала входят две части – П-образный лоток и плита перекрытия. У основания стенки имеют максимальную толщину, в верхней части – минимальную. ЖБИ делятся на две группы:
Таблица размеров различных типов прямых непроходных каналов
Тип изделия | Высота, мм | Ширина, мм | Длина, мм | Масса, кг |
---|---|---|---|---|
КН-1 | 280 | 890 | 1990 | 500 |
КН-2 | 340 | 1140 | 1990 | 730 |
КН-3 | 410 | 1390 | 1990 | 870 |
КН-4 | 490 | 1640 | 1990 | 1050 |
КН-5 | 540 | 1740 | 1990 | 1150 |
КН-6 | 660 | 2260 | 1990 | 1750 |
КН-7 | 780 | 3080 | 1490 | 2400 |
По заказу изготавливают ЖБИ массой более 2,4 тонны. Для их транспортировки и монтажа требуется специальная техника.
Для параллельной прокладки двух трубопроводов используются сборные двухъячейковые непроходные каналы, в конструкцию которых входят:
Основные характеристики
При выборе непроходных каналов для конкретных эксплуатационных условий учитывают следующие параметры:
При определении необходимого размера непроходного канала учитывают:
Если трасса делает поворот, дополнительно к прямым моделям приобретают угловые непроходные каналы.
Отличия между проходными и непроходными каналами теплотрасс
Непроходными называют каналы с сечением, не позволяющим работникам перемещаться по их внутреннему пространству. Такие ЖБИ используются для укладки инженерных сетей, не требующих регулярных ремонтов и постоянного технического обслуживания.
Для защиты коммуникаций, которые необходимо периодически осматривать, предназначены железобетонные изделия с большими размерами сечения – полупроходные и проходные.
Преимущества железобетонных непроходных каналов
Устойчивый спрос на лотки тепловых сетей обеспечивает комплекс эксплуатационных преимуществ, а именно:
Рекомендации по использованию железобетонных непроходных каналов
Для длительного сохранения рабочих характеристик этих ЖБИ необходимо, чтобы соблюдался ряд эксплуатационных условий.
При близком расположении грунтовых вод, частых осадках, обильных талых водах необходимо обустройство дренажной системы.
Правила транспортировки и хранения
При перевозке железобетонных изделий необходимо создать безопасные условия, предотвращающие повреждение во время поездки. Лучший вариант – укладка ЖБИ таким образом, чтобы их можно было перемещать непосредственно из транспортного средства на запроектированное место.
Подъем, погрузка и разгрузка ЖБИ осуществляются с помощью траверс и строп. На платформе изделия должны лежать равномерно, что обеспечивает оптимальное распределение нагрузок по отношению к оси ТС и его колесам. Дистанция между каналами и бортами автомобиля должна быть не менее 15 см. При осуществлении погрузки/разгрузки запрещено свободное падение ЖБИ и их перемещение волоком без прокладок, катков или других приспособлений.
Хранить железобетонные непроходные каналы можно на специально подготовленных площадках – выровненных и имеющих уклон, необходимый для удаления талых и ливневых вод. Изделия с разными размерными и техническими характеристиками укладываются отдельно. Все ЖБИ должны располагаться так, чтобы легко можно было идентифицировать и захватить каждый экземпляр. Между штабелями оставляют проходы и проезды, соответствующие требованиям СНиПа 12-03.
Способы контроля качества железобетонной продукции
Контроль качественных параметров сырья и готовой продукции реализует ОТК (отдел технического контроля) в соответствии с требованиями ГОСТа 13015-2012. Прием продукции осуществляется партиями. При массовом производстве партия формируется из изделий с одинаковыми техническими характеристиками, изготовленных в течение суток. Если изготовление осуществляется нерегулярно, то допускается включать в одну партию ЖБИ, произведенные в течение недели.
Приемка продукции осуществляется на основании документально оформленных:
Правила монтажа непроходных каналов
Установка комплектующих осуществляется в технологической последовательности в соответствии с нормативной и проектной документацией.
Основные правила укладки сборных непроходных каналов:
Этапы монтажа непроходных каналов
Монтажные работы начинаются с подготовки котлована, на дне которого обустраивают песчаную или бетонную подушку. П-образные конструкции устанавливаются под небольшим уклоном, направленным к месту, где запланирован сток влаги в грунт или ее откачка.
В проектное положение ЖБИ устанавливают по заранее подготовленным ориентирам. При наличии закладных и других фиксирующих элементов монтаж осуществляется в соответствии с ними. Установленные изделия закрепляются постоянными или временными связями. И только после этого осуществляется расстроповка. Временная связь должна обеспечивать устойчивое положение изделия до реализации постоянного крепления. Постоянное закрепление осуществляют после проверки на соответствие фактического положения проектному. Результаты контроля заносят в журнал монтажных мероприятий.
Перед монтажом инженерных коммуникаций и плит-крышек П-образные лотки необходимо очистить от мусора и снега. После укладки плит стыки заделывают цементно-песчаным раствором, конструкцию обрабатывают гидроизоляционными материалами (если это необходимо), засыпают слоем грунта
Двухъячейковые непроходные каналы монтируются немного иначе. Первыми укладывают блоки днища и средние тавровые блоки, затем осуществляют: монтаж труб, установку крайних стеновых блоков, плиты перекрытия.
Особенности эксплуатации инженерных систем, проложенных в непроходных каналах
Железобетонные непроходные каналы используют только для прокладки инженерных сетей, не требующих регулярного техобслуживания, поскольку добраться до трубопровода или других инженерных коммуникаций достаточно сложно. Для этого нужно удалить грунт до верхней плиты и поднять ее за монтажные петли.
Бетонная конструкция должна быть защищена от контакта с ливневыми или грунтовыми водами. Для этого обустраивают дренажную систему с обеих сторон канала. Реализовать задачу позволяют перфорированные асбоцементные или керамические трубы. Их укладывают в подготовленные траншеи на песчаный слой.
Вопросы-ответы
Минимальная дистанция между плитой перекрытия железобетонного непроходного канала составляет 30 см.
Необходимость обработки ЖБИ гидроизоляционными мастиками указывается в проектной документации, разработанной для конкретного объекта. Защитные покрытия могут наноситься в процессе производства продукции.
Лотки накрывают плитами перекрытия П-1 или П-3. Второй вариант – установка лотков друг на друга.
Эксперт по снабжению бригад строительными материалами.
Контроль выполнения строительно-монтажных работ, соблюдения качества и сроков. Снабжение монтажных бригад строительными материалами и оборудованием. Работа с проектной документацией, журналами работ и прочей сопроводительной документацией.
Что такое непроходной канал в тепловых сетях
Система теплоснабжения обеспечивает обогрев жилых микрорайонов, промышленных предприятий. Поступление тепла осуществляет тепловая сеть – система трубопроводов для движения горячего теплоносителя. Существует два варианта инженерного строительства тепловых коммуникаций – наземная и более распространенная подземная.
Особенности канальной прокладки теплосети
Подземная прокладка осуществляется двумя методами – канальным и бесканальным. Канальный способ защищает коммуникацию от механического давления грунта, влияния подземных вод и почвы. В населённых пунктах преимущественно размещают трубы в непроходных подземных конструкциях. Это вариант нуждается в значительном расходе железобетонных изделий, но гарантирует долговечность и сохранность коммуникации.
При монтаже труб с крупным диаметром применяют проходные конструкции. Сооружения имеют высоту от 1800 мм, ширина зависит от размера труб, зазора между ними, пространства для человека, проводящего профилактические и ремонтные работы. Строительство проходных каналов – дорогостоящая процедура, требующая крупных затрат.
Наибольшее распространение получили непроходные каналы. В них укладывают трубопроводы, не нуждающиеся в частом осмотре. Гидроизоляция не позволяет проникать грунтовым водам и осадкам, стенки защищают от механических ударов. Непроходные каналы используют для укладки любого количества труб диаметром до 700 мм, их можно прокладывать под автодорогами, пешеходными тротуарами. Способ монтажа зависит от особенностей грунта, в слабых грунтах необходимо соорудить бетонное основание. Если необходим ремонт или замена, снимают верхний слой, разбирают канал.
Типы непроходных каналов
Конструкция состоит из плиты с бортами и днища. Плиту размещают на дне котлована, днище используют как крышку, прочное соединение обеспечивают закладные элементы и монтажные петли. Плита и днище образуют закрытый канал.
Конструкция должна отвечать требованиям ГОСТ:
Необходимыми качествами обладает тяжёлый бетон (не менее В15), армированный стальной проволокой. Компания ДорЖБИ предлагает заказчикам непроходные каналы серии 3.903 кл-14 выпуск 1-5, выпуск 1-4.
Наименование | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Масса, кг | Класс бетона | Морозостойкость | Водонепроницаемость |
КН-1 | 1990 | 890 | 280 | 500 | В15 | F75 | W4 |
КН-2 | 1990 | 1140 | 340 | 700 | В15 | F75 | W4 |
КН-3 | 1990 | 1390 | 410 | 870 | В15 | F75 | W4 |
КН-4 | 1990 | 1640 | 490 | 1100 | В15 | F75 | W4 |
КН-5 | 1990 | 1740 | 540 | 1150 | В15-В20 | F75 | W4 |
КН-6 | 1990 | 2260 | 660 | 1730 | В15-В20 | F75 | W4 |
КН-7 | 1490 | 3080 | 780 | 2400 | В15-В20 | F75 | W4 |
Преимущества непроходных каналов от ДорЖБИ:
Производим непроходные каналы нестандартного размера, а также в соответствии с ГОСТ. Серии отличаются размерами и массой. Продукция имеет низкую цену, предлагаем постоянным и крупным заказчиком скидки, бонусы. Располагаем автопарком спецтехники, предназначенной для транспортировки крупногабаритных грузов. Осуществляем доставку в любой регион РФ.
ООО Свой Мастер & PoliStyle
Статьи:
Прокладка трубопроводов
Трубопроводы тепловых сетей могут быть проложены на земле, в земле и над землей. При любом способе монтажа трубопроводов необходимо обеспечивать наибольшую надежность работы системы теплоснабжения при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах.
Капитальные затраты определяются стоимостью строительно-монтажных работ и затраты на оборудование и материалы для прокладки трубопровода. В эксплуатационные включают затраты по обслуживанию и содержанию трубопроводов, а так же затраты связанные с потерей тепла в трубопроводах и расходом электроэнергии на всей трассе. Капитальные затраты определяются в основном стоимостью оборудования и материалов, а эксплуатационные – стоимостью тепла, электроэнергии и ремонта.
Основными видами прокладками трубопроводов являются подземная и надземная. Подземная прокладка трубопроводов наиболее распространена. Она подразделяется на прокладку трубопроводов непосредственно в земле (бесканальная) и в каналах. При наземной прокладке трубопроводы могут находиться на земле или над землей на таком уровне, что бы они не препятствовали движению транспорта. Надземные прокладки применяются на загородных магистралях при пересечении оврагов, рек, железнодорожных путей и других сооружений.
Надземные прокладки трубопроводов в каналах или лотках расположенных на поверхности земли или частично заглубленных, применяются, как правило, в районах с вечномерзлыми грунтами.
Способ монтажа трубопроводов зависит от местных условий объекта – назначения, эстетических требований, наличия сложных пересечений с сооружениями и коммуникациями, категории грунта – и должен приниматься на основании технико-экономических расчетов возможных вариантов. Минимальные капитальные затраты требуются на монтаж теплотрассы с использованием подземной прокладки труб без излояции и каналов. Но значительные потери тепловой энергии, особенно во влажных грунтах, приводят к существенным дополнительным затратам и к преждевременному выходу трубопроводов из строя. В целях обеспечения надежности работы теплопроводов необходимо применять механическую и тепловую их защиту.
Механическая защита труб при монтаже труб под землей может быть обеспечена путем устройства каналов, а тепловая защита – путаем применения тепловой изоляции, нанесенной непосредственно на наружную поверхность трубопроводов. Изоляция труб и прокладка их в каналах увеличивают первоначальную стоимость теплотрассы, но быстро окупаются в процессе эксплуатации за счет повышения эксплуатационной надежности и уменьшения тепловых потерь.
Подземная прокладка трубопроводов.
При монтаже трубопроводов тепловых сетей под землей могут быть использованы два способа:
Прокладка трубопроводов в каналах.
Для того, что бы защитить теплопровод от внешних воздействий, и для обеспечения свободного теплового удлинения труб предназначены каналы. В зависимости от количества прокладываемых в одном направлении теплопроводов применяют непроходные, полу проходные или проходные каналы.
Для закрепления трубопровода, а так же обеспечения свободного перемещения при температурных удлинениях трубы укладывают па опоры. Что бы обеспечить отток воды лотки укладываются с уклоном не менее 0,002. Вода из нижних точек лотков удаляется самотеком в систему дренажа или из специальных приямков при помощи насоса откачивается в канализацию.
Кроме продольного уклона лотков, перекрытия так же должны иметь поперечный уклон порядка 1-2% для отвода паводковой и атмосферной влаги. При высоком уровне грунтовых вод наружную поверхность стенок, перекрытия и дна канала покрывают гидроизоляцией.
Глубина прокладки лотков принимается из условия минимального объема земляных работ и равномерного распределения сосредоточенных нагрузок на перекрытие при движении автотранспорта. Слой грунта над каналом должен составлять порядка 0,8—1,2 м и не менее. 0,6 м в местах, где движение автотранспорта запрещено.
Непроходные каналы применяются при большом числе труб небольшого диаметра, а так же двухтрубной прокладке для всех диаметров. Их конструкция зависит от влажности грунтов. В сухих грунтах наибольшее распространение получили блочные каналы с бетонными или кирпичными стенками либо железобетонные одно- или многоячейковые.
Стенки канала могут иметь толщину 1/2 кирпича (120 мм) при трубопроводах небольшого диаметра и 1 кирпич (250 мм) при трубопроводах крупных диаметров.
Стенки возводят только из обыкновенного кирпича марки не ниже 75. Силикатный кирпич из-за малой его морозоустойчивости применять не рекомендуется. Каналы перекрывают железобетонной плитой. Кирпичные каналы в зависимости от категории грунта имеют несколько разновидностей. В плотных и сухих грунтах дно канала не требует бетонной подготовки, достаточно хорошо утрамбовать щебень непосредственно в грунт. В слабых грунтах на бетонное основание укладывают дополнительно железобетонную плиту. При высоком уровне стояния грунтовых вод для их отвода предусматривают дренаж. Стенки возводят после монтажа и изоляции трубопроводов.
Для трубопроводов крупных диаметров применяют каналы, собираемые из стандартных железобетонных элементов лоткового типа КЛ и КЛс, а также из сборных железобетонных плит КС.
Каналы типа КЛ состоят из стандартных лотковых элементов, перекрываемых плоскими железобетонными плитами.
Каналы типа КЛс состоят из двух лотковых элементов, уложенных друг на друга и соединенных на цементном растворе при помощи двутавра.
В каналах типа КС стеновые панели устанавливают в пазы плиты днища и заливают бетоном. Эти каналы перекрывают плоскими железобетонными плитами.
Основания каналов всех типов выполняют из бетонных плит или песчаной подготовки в зависимости от вида грунта.
Наряду с рассмотренными выше каналами применяются и другие их типы.
Сводчатые каналы состоят из железобетонных сводов или скорлуп полукруглой формы, которыми накрывают трубопровод. На дне траншеи выполняют лишь основание канала.
Для трубопроводов крупного диаметра применяют сводчатый двухячейковый канал с разделительной стенкой, при этом свод канала образуется из двух полусводов.
При монтаже непроходного канала, предназначенного для прокладки в мокрых и слабых грунтах стенки и дно канала выполняют в виде железобетонного корытообразного лотка, а перекрытие состоит из сборных железобетонных плит. Наружная поверхность лотка (стенки и дно) покрывается гидроизоляцией из двух слоев рубероида на битумной мастике, поверхность основания также покрывают гидроизоляцией затем устанавливают или бетонируют лоток. Перед засыпкой траншеи гидроизоляцию защищают специальной стенкой, выполненной из кирпича.
Замена труб, вышедших из строя, или ремонт тепловой изоляции в таких каналах возможны только при разработке групп, а иногда и разборки мостовой. Поэтому тепловая сеть в непроходных каналах трассируется вдоль газонов или на территории зеленых насаждений.
Полупроходные каналы. В сложных условиях пересечения теплопроводами существующих подземных устройств (под проезжей частью, при высоком уровне стояния грунтовых вод) вместо непроходных устраивают полупроходные каналы. Полупроходные каналы применяют также при небольшом количестве труб в тех местах, где по условиям эксплуатации вскрытие проезжей части исключено. Высоту полупроходного канала принимают равной 1400 мм. Каналы выполняют из сборных железобетонных элементов. Конструкции полупроходных и проходных каналов практически аналогичны.
Их конструкции бывают трех типов — из ребристых плит, из звеньев рамной конструкции и из блоков.
Проходные каналы из ребристых плит, выполняют из четырех железобетонных панелей: днища, двух стенок и плиты перекрытия, изготовляемых заводским способом на прокатных станах. Панели соединены болтами, а наружная поверхность перекрытия канала покрывается изоляцией. Секции канала устанавливаются па бетонную плиту. Вес одной секции такого канала сечением 1,46х1,87 м и длиной 3,2 м составляет 5 т, входы устраивают через каждые 50 м.
Проходной канал из железобетонных звеньев рамной конструкции, сверху покрывается изоляцией. Элементы канала имеют длину 1,8 и 2,4 м и бывают нормальной и повышенной прочности при заглублении соответственно до 2 и 4 м над перекрытием. Железобетонную плиту подкладывают только под стыками звеньев.
Следующий вид это коллектор, изготовляемый из железобетонных блоков трех типов: Г-образного стенового, двух плит перекрытия и днища. Блоки в стыках соединяются монолитным железобетоном. Эти коллекторы выполняются также нормальными и усиленными.
Бесканальная прокладка.
При бесканальной прокладке защиту трубопроводов от механических воздействий выполняет усиленная тепловая изоляция — оболочка.
Достоинствами бесканальной прокладки трубопроводов являются: сравнительно небольшая стоимость строительно-монтажных работ, уменьшение объема земляных работ и сокращение сроков строительства. К ее недостаткам относятся: усложнение ремонтных работ и затруднение перемещения трубопроводов, зажатых грунтом. Бесканальную прокладку трубопроводов широко применяют в сухих песчаных грунтах. Она находит применение в мокрых грунтах, но с обязательным устройством в зоне расположения труб дренажа.
Подвижные опоры при бесканальной прокладке трубопроводов не применяются. Трубы с теплоизоляцией укладывают непосредственно на песчаную подушку, находящуюся на предварительно выровненном дне траншеи. Песчаная подушка, являющаяся постелью для труб, имеет наилучшие упругие свойства и допускает наибольшую равномерность температурных перемещений. В слабых и глинистых грунтах слой песка на дне траншеи должен быть толщиной не менее 100-150 мм. Неподвижные опоры при бесканальной прокладке труб представляют собой железобетонные стенки, устанавливаемые перпендикулярно теплопроводам.
Компенсация тепловых перемещений труб при любом способе их бесканальной прокладки обеспечивается при помощи гнутых или сальниковых компенсаторов, устанавливаемых в специальных нишах или камерах.
На поворотах трассы во избежание зажатия труб в грунте и обеспечения возможных перемещений устраивают непроходные каналы. В местах пересечения стенки капала трубопроводом в результате неравномерной осадки грунта и основания канала происходит наибольший изгиб трубопроводов. Во избежание изгиба трубы необходимо оставлять в отверстии стенки зазор, заполняя его эластичным материалом (например, асбестовым шнуром). Тепловая изоляция трубы включает в себя утеплительный слой из автоклавного бетона с объемным весом 400 кг/м3, имеющего стальную арматуру, гидроизоляционное покрытие, состоящей из трех слоев бризола на битумно-резиновой мастике, в состав которой входят 5—7% резиновой крошки и защитный слой, выполненный из асбестоцементной штукатурки по стальной сетке.
Обратные магистрали трубопроводов изолируются таким же образом, как и подающие. Однако наличие изоляции обратных магистралей зависит от диаметра труб. При диаметре труб до 300 мм устройство изоляции обязательно; при диаметре труб 300-500 мм устройство изоляции должно быть определено технике экономическим расчетом исходя из местных условий; при диаметре труб 500 мм и более устройство изоляции не предусматривается. Трубопроводы при такой изоляции укладывают непосредственно на выровненный уплотненный грунт основания траншеи.
Дренажные трубы прокладывают с уклоном 0,002—0,003. На поворотах и при перепадах уровней труб устраивают специальные смотровые колодцы по типу канализационных.
Надземная прокладка трубопроводов.
Если исходить из удобства монтажа и обслуживания то прокладка труб над землей является более выгодна чем прокладка под землей. Так же это требует меньших материальных затрат. Однако это поритит внешний вид окружающей среды и поэтому такой вид прокладки труб не везде может применяться.
Несущими конструкциями при надземной прокладке трубопроводов служат: для небольших и средних диаметров — надземные опоры и мачты, обеспечивающие расположение труб на нужном расстоянии от поверхности; для трубопроводов больших диаметров, как правило, опоры-эстакады. Опоры, обычно, выполняют из железобетонных блоков. Мачты и эстакады могут быть как стальными, так и железобетонными. Расстояние между опорами и мачтами при надземной прокладке должно быть равно расстоянию между опорами в каналах и зависит от диаметров трубопроводов. В целях сокращения количества мачт устраивают при помощи растяжек промежуточные опоры.
При надземной прокладке тепловые удлинения трубопроводов компенсируются при помощи гнутых компенсаторов, требующих минимальных затрат времени на обслуживание. Обслуживание арматуры производится со специально устраиваемых площадок. В качестве подвижных следует применить катковые опоры, создающие минимальные горизонтальные усилия.
Так же при надземной прокладке трубопроводов могут применяться низкие опоры, которые могут быть выполнены из металла или низких бетонных блоков. В местах пересечения такой трассы с пешеходными дорожками устанавливают специальные мостики. А при пересечении с автодорогами – или выполняют компенсатор нужной высоты или под дорогой прокладывают канал для прохода труб.